Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Становится членом "Мира искусства". Стиль: реализм, неоклассицизм. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Домотканово, 1888, ГТГ). Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Портрет O. K. и «Пётр I» 1907 года, являющие собой портрет эпохи великих преобразований XVIII века. А где можно было брать основной материал.
Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Так началась целая серия портретов императорской семьи. В 1900-е гг. в биографии художника было ознаменовано сближением с семьёй фон Мекк, прежде всего, в связи с преподаванием сыну В. К. Выходит из ТПХВ.
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Предпринимая попытку поставить «Юдифь» на сцене Мариинского театра в 1887 году, так и не состоявшуюся, Серов принял деятельное участие в постановке оперы в 1898 году в Частной опере вместе с Коровиным. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея).
Нет, Савва Иванович был себе на уме. Не менее значимы портреты великих князей Михаила Николаевича в тужурке (1900 г. ) и Георгия Михайловича (1901 г. ). Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Смерть отца. 1872. В 1897—1909 гг. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Вопрос нерешаемый. Радость, как жизненная ценность.
Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. Избран членом ТПХВ. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств.
Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Я только высмотрел, подметил.
Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Репина (в мастерской которого, в Париже, рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8 – 9-летним мальчиком), поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.
При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Коровиным. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887.
Так рождались тонкие творения мастера. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж.
Переезд с матерью в Париж. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания. Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни.
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Валентин Серов родился в артистической семье. На рубеже 19 – 20 вв. Царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом.
Эта поездка, свершённая им на средства от созданного им плафона «Феб лучезарный» дома в тульском имении помещиков Селезнёвых во многом поправило здоровье художника, незадолго до этого в феврале заболевшего от воспаления предстательной железы. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом.
Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Создание Серовым «Девочки с персиками» во многом перевернуло представление о детском портрете. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. В конце концов, Валентин даже поселился у Репина, став членом семьи.
Гиршман. 1908. Лучшие портреты-картины раннего периода — «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888). С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Это произведение вместе с портретами М. Ф.
Живет с матерью в Мюнхене. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. («Н. Заработав славу одного из лучших портретистов своего времени, Валентин Александрович решил пойти на эксперимент, создав ряд картин в несколько непривычном для себя пейзажном стиле. Иначе. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Трубниковой. В 1900-х гг.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Здесь нельзя не сказать и теме Петра, наиболее ярко выраженной в таких работах как «Пётр I в Монплезире» 1910-1911 гг.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. портрет стал основным жанром в его творчестве («К.
Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Возвращение в Москву. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Здесь его главным наставником был П. П.
Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Знакомство с К. А. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. В 1905 г. ярко проявились демократические убеждения художника — в знак протеста против расстрела в «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. он вышел из Петербургской АХ, создал ряд сатирических рисунков, разоблачавших карателей («Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. », 1905 и др. ). Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой.
В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами. Таманьо» (1891), «Н. "Октябрь. При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность.
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. А. Коровин» (1891), «Ф.
Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: 1905 год: После усмирения, 1905 год. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Серову в «выборе» повезло. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, – вот как у старых мастеров». Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Серов проявил новые стороны своего таланта, развивая как свой собственный почерк, так и подражая манере своих современников. Поездка в Мюнхен и Голландию.
Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Подлинным Шедевром Серова-графика стала афиша Русских сезонов 1909 года с Анной Павловой в образе Сильфиды, о котором в своих мемуарах Л. Л. Новиков отмечал, что «Портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова».
Особым заказом императорского двора стал заказ акварели «Миропомазание Государя Императора» для альбома по случаю коронации Николая II, в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора Кремля, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал». в зеркале у края холста).
Женитьба на О. Ф. конец XVII-XVIII век» И. И. Кутепова (СПб. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). (1865-1911) — российский деятель культуры, художник, портретист, педагог. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни.
за этюд с натуры». Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Среди них были и приближенные императора. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Бакстом в Грецию и на Крит. Начало 1890-х гг. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911).
Римского-Корсакова, живописца И. И. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. Горький», 1904 «М Я. Ермолова», 1905 и др. ). К числу лучших произведений романовской серии относится портрет Николая II 1900 года.
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Остроуховым, М. С.
Турчанинова (1907), М. Н. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Создавая очередной шедевр, художник задумывался о том, каким бы мог портрет конкретного человека, если бы его писал известный мастер прошлой эпохи. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Ее организовали разночинцы.
— художник, сын известного композитора музыки А. Н. С., род. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Главные произведения этого талантливого живописца – портреты: Государя Императора, А. Н. Левитана. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников.
Переезд с матерью в Киев. 1878. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Мамонтова, И. Е. Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897).
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Лескова (все четыре – в Третьяковской галерее, в Москве) и г-жи Боткиной. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой».
Репина, Т. А. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины.
Получает звание академика живописи. 1899. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.
Стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. Возможно из этой духовно питательной замечательной атмосферы и берет начало тот знаменитый Серов-художник, которого в начале двадцатого столетия узнал весь мир. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова. Дервизом. 1885. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина.
В 1890-х – начале 1900-х гг. Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности.
Домотканово», 1888 «Октябрь. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. художник часто обращался к разным техникам — акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900), пастели («Стригуны на водопое», 1904), литографии и карандашу (портрет Т. П. Карсавиной, 1909). В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Поездка в Крым и Сочи с В. Д.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз и то по чистой случайности. Разрыв Серова с императорским домом пришёлся на события 9 января 1905 года, когда сам художник также вышел из Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир Александрович, сыгравший большую роль в «кровавом воскресенье». Лесков (1894, ГТГ). Портрет самого С. И. Мамонтова (1887 г. ), П. А. Мамонтовой (1887 г. ), М. Ф. Якунчивой (1888 г. ), Л. А. Мамонтовой (1884 г. – первое значительное произведение художника) и знаменитая «Девочку с персиками» – портрет В. С. Мамонтовой (1887 г. ) выразили приверженность Серова не только импрессионизму, созвучного творчеству Ренуара, но и рождение собственного художественного видения, зрелого и уверенного собственного почерка.
фон Дервизом в 1886 г., в которой регулярно гостив в летние месяцы художник обращался к портреному и пейзажному жанру. Бенуа. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874/75 года Валентин брал уроки у автора «Бурлаков». На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
С тех пор мальчик больше проводил времени либо за рисованием, либо в компании художника Репина. Во многом благодаря Савве Мамонтову, который ценил талант юного художника, заказывая портреты как своих гостей, так и членов соей семьи. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Жил в Петербурге и Москве.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
фон Меккк рисунка Володе фон Мекку. Наезжал в Абрамцево. равно как и в жанре исторической графики, черты монументального графического видения проступают в портрете С. П. Дягилева (1904 г) исполненного маслом, портрете Иды Рубенштейн (1910 г. ) и в варианте «Похищение Европы» (1910 г. ). Поездка в Вену и Италию с И. С.
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Поездка в Германию. 1903. Мазини» (1890), «К.
Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Домотканово» (1895 г. ). Интересно рассмотреть графическое наследие Серова не только в портретах, но и в дружеских шаржах, на И. Э. Грабаря, И. И. Трояновского, С. П. Дягилева и самого себя. В 1885 году Серов уходит из Академии.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Поездка в Париж. 1907.
Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Римского-Корсакова (1898). Поездка с женой в Италию. 1905.
Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Коровина. 1892. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея).
С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком.
Написанная им осенью того же года этюдного характера картина «Волы», находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, подтверждает это. Были две абсолютно разные фигуры того же мальчика. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Начало систематических занятий с И. Е. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве.
Не поладив с директором учебного заведения, ушла и начала брать частные уроки у Александра Серова, за которого в скором времени вышла замуж, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога.
Родился сын Георгий. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Совсем портретчиком становлюсь. Становится преподавателем МУЖВЗ. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898.
Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Рождение сына Георгия. 1895. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель.
Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Акимовой (1908). Большего контраста невозможно придумать. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Домотканово» (1888) и «Октябрь.
Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В первую половину 1890-х гг. Поездка в Рим и Париж. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. был ознаменован обращению Серова к жанру театральной сценографии.
А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Получив от академии мал.
Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Трубниковой (1865-1927). Упорно добиваясь «свежести живописи при полной законченности», Серов замучил многодневными сеансами и Верушу Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу).
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Мать будущего художника также была известной личностью. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
Также Серова должен был принять участие в росписи Владимрского собора в Киеве, для чего представил эскиз росписи «Рождество Христово», однако, представленный позже срока, оставшись лишь в эскизе. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Таковы «А. Репиным. Будучи сыном крупного композитора А. Н. Серова, оставившего большой след в истории русского музыкального искусства, оставившего богатое музыкальное наследие, в том числе и оперы «Юдифь» (1861-1863), «Рогнеда» (1863-1865) и «Вражья Сила» (1867-1871), художник не мог не прикоснуться к этой теме и как сын и как сценограф.
В последние годы жизни написал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии, обратился к русской истории и написал портрет Петра 7 (1907). В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». «Все, чего я добивался, – говорит Серов о своих работах этих лет, – это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах».
Знакомство с А. Н. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». С 1900-х гг.
Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Возвращение в Россию. Из этой поездки мальчику наиболее запомнилось посещение резиденции, в которой проживал Рихард Вагнер. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Серов (Валентин Александрович) – художник, сын известного композитора музыки А. Н. Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.
Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Коровина (1891), И. Е. Позднее, в 1907 году, «Юдифь» всё-таки была возобновлена на сцене Мариинского театра, а Серов проявил себя не только как тонкий декоратор, но и как исследователь, методично и скурпулёзно стремящийся реконструировать эпоху древней Ассирии, культура которой была открыть на рубеже веков. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Рождение сына Антона. 1902. Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. Им также был издан журнал «Музыка и театр».
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. и жанром («Заросший пруд. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Середина 1880-х гг. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник).
Поездка с Л. С. Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. кн. Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде.
Лескова (1894), композитора Н. А. Поездка в Париж. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М.
Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень.
Мамонтовыми. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. Самому художнику в это время было 23 года. Домотканово". 1896.
Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Это случилось в 1871 году.
Симонович, позировавшую ему в Домотканове для «Девушки, освещенной солнцем». Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Репина (1892), И. И.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман).
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Он приехал в Терноки к своему другу В. В. Орловой. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года.
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Далее, он практически стал членом семьи Репиных. В конце года в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей.
Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Работа над полотном шла три месяца. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками».
Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. "Девочка с персиками". 1888.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник.
Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Последний период (1897-1911) в творчестве Серова охарактеризовано существенным изменением его манеры, предпосылки к чему наметились ещё в Академии, когда 1885 году Серов как художник решительно начал поиски своего стиля. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Н. Ермолова», 1905 «Ф. Автор Распятия, Тайной вечери и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином.
преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Сам Серов часто говорил о себе: «Я ведь всё-таки и немного пейзажист», о чём свидетельствуют не только упомянутые выше пейзажи Венеции, но и виды Домотканово из которых примечательны «Осенний вечер. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила».
Левитана, литератора Н. С. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). Он подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях).
С 1878 года Серов вновь вернулся в Москву, где продолжил обучение у Репина. Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Рождение сына Александра. 1894. Поездка в Берлин и Париж. 1910.
За эту работу в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Участвуя в домашних спектаклях и вечерах у С. И. Мамонтова Серов проявлял себя как прекрасный актёр, тонко передавая различные характеры, особенно острые, комические черты, что также ярко выразилось в наиболее известных работах художника. Был написан портрет императора Николая II. Портрет И. И.
С начала 1890-х гг. И. Левитан», 1893 «Н. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Его влечет свободная творческая работа.
Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. в Москве) и г-жи Боткиной. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову.
А. Римский-Корсаков», 1898 «Мика Морозов», 1901 «Великий князь Павел Александрович», 1897 «Ф. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). В доме Серовых всегда было шумно и весело. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. С 1894 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок, в 1898 г. — вошел в «Мир искусства». Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Единственной монументальной работой в творчестве художника стал занавес к балета «Шехерезада» 1910 года, впервые представленный широкой публике юбилейной выставке в честь художника в Третьяковской галерее в 2015 году. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. 18 февраля вместе с В. Д. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы». Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Да ещё и с издевательствами. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». При этом все его полотна отличались друг от друга, поскольку Серов постоянно развивался как художник, ставил перед собой непростые цели и неизменно их достигал.
Мая. 1876. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Морозовой и С. М. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Это была великолепная школа для юного Серова.
Домотканово» (1886 г. ), «Заросший пруд. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. С. Лесков», 1894 «Я. В «Похищении Европы» (1910г. ) античный миф о похищении Европы – дочери финикийского царя – богом Зевсом, превратившимся для этого в быка.
Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. академии худ. В их доме часто собирались «петербургские знаменитости». В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7.
Рубеж 1890-1900-х гг. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Дервиза Домотканово. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12.
В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Избран действительным членом венского Сецессиона.
Павла Александровича имп. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна – того самого, который позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии» – Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора поступать в Академию». Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма.
Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. С присущим ему неторопливым упорством он осваивает «чистяковскую систему» строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними способностями.
Встречается с Л. Н. В 1890-м году Серов впервые обратился к жанру религиозной живописи, совместно с М. В. Врубелем в создании картины «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме при фабрике П. М. Третьякова и В. Д. Коншина. Он изобразил своих старших сыновей.
1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где была написана «Девушка, освещённая солнцем» и ряд пейзажей в августе — в Абрамцеве, в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой о венчании в январе следующего года в декабре — в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора Бларамберга и начал писать портрет отца выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей в самом конце года в Санкт-Петербург приехала его невеста, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву. Оба портрета наполнены не только увлеченностью новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что сразу выделило молодого художника и сделало его известным.
Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр Валентинович Серов (1892—1959) работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи. Матэ. Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцеве летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье.
Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Существует поговорка: «Дети, будьте осторожны в выборе своих родителей. ». Проведя два года в занятиях рисованием и живописью под руководством И. Е. Репина (в мастерской которого в Париже рисовал в продолжение одной зимы, будучи еще 8-9-летним мальчиком), поступил в ученики Имп. Отличия тут не только в возрасте модели ином темпе жизни иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление. Ф. Юсупов», 1903 «М.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Рождение сына Михаила. 1897. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
Мамонтова Веруша. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. С начала 1900-х гг.
Рождение дочери Натальи. 1909. В 1892 году Серов начинает писать портреты высочайших особ, чему послужило поводом участие Серова (совместно с Коровиным) на выигранном им конкурсе на создание большого группового портрета Александра III в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Борках (окончен в 1894 г. ). Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. В феврале родилась дочь Ольга. Созданные им портреты Кончаловского, К. Коровина (1891 г. ) и И. Е. Репина (1892 г. ), Е. И. Лосевой (1903 г. ) по-серовски выражают различные черты характера и, вместе с тем, апеллируют к почерку самих художников, с узнаваемыми приёмами используемыми ими в своих полотнах. Вскоре после этого B. C.
Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Чистяков.
Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами.
мастерство Серова-портретиста достигла апогея. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). и Ю. С. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Левитана (1893), писателя Н. С. Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей.
Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло.
Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Серова, великого князя Павла Александровича императора Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Обучение в гимназии К. И. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В эти году (в мае 1887 года) Серов впервые посетил Италию, воочию увидев творения итальянских мастеров. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве интересные научные и культурные диспуты. Радость беспричинная. Произошло это спустя пять лет после поступления. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Левитана 1893 года. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы.
Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. 1885 год — весной кратковременно был в Москве в мае — в Мюнхене, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в конце августа-начале сентября, возвращаясь из-за границы, в Москве, написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде в сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу году вернулся в Москву. заменялся кодексом. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим наградам и диплому он был равнодушен. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. А. Коровин», 1891 «Я. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств.
Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.
Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Знакомство с семьей Мамонтовых. 1902 г. ) – «Петр II и Елизавета на псовой охоте» и «Петр I на псовой охоте» рассматриваются как полотно, а не иллюстрация.
Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. серебр. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Александра III (находится у датского короля), своей супруги, композитора Н. А. Римского-Корсакова, живописца И. И. Левитана, литератора Н. С. Лескова (все четыре — в Третьяковской гал.
«Чистяков повторял часто, – пишет Репин, – что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Петр I Портрет Г. Л. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка.
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. Мамонтовой. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Он отдыхает душой от «российских кошмаров» в работе над поэтичными образами античной мифологии, выражая в них свою мечту о светлом будущем человечества. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). Серов, член объединения Мир искусства с момента его возникновения, в своём творчестве всё более сближается со стилистикой модерна.
Александр III, впервые столкнувшись с Валентином Серовым, встретил его с некоторой долей враждебности, недоверия и страха. 1890 год — с конца предыдущего года давал уроки рисованию Володе фон Мекк (1877—1932) — сыну В. К. фон Мекк в начале года по заказу С. И. Мамонтова был написан портрет А. Мазини в феврале родилась дочь Ольга с начала года вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ для церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина написать картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)», затем в мастерской появился М. Врубель с подачи Репина В. Серов впервые участвовал в очередной, XVIII выставке ТПХВ — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры), летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком) осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был уже подписан с М. В. Нестеровым на конкурсе МОЛХ получил первую премию за портрет А. Мазини. Вскоре Серов покидает академию. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Там же Серов написал несколько портретов из которых «Девушка освещённая солнцем» – портрет М. Я. Симонович по-праву считается одно из лучших работ раннего периода творчества художника, наряду с «Девочкой с персиками». Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея).