В 1629 году король милостиво разрешил художнику присоединиться к свите знаменитого полководца Амбросио Спинолы, отправлявшегося на соседний полуостров. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. 1625 год. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника — «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). 1625 год.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Его родители, заметив у своего ребенка наклонности к искусству, отвели его в мастерскую к известному художнику Ф. Эрреры. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). 25 мая 1651 года художник покинул Италию. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и завидущая жаба. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Оно проявляется во многих его работах. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. У её босых ног лежит кошка. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Веласкес удостоился всяческих похвал, на церемонии обручения он выглядел необычайно элегантно. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Рисует он опять же портреты. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Картина хранится в мадридском музее Прадо.
Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Пряхи – апогей мастерства художника. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Лица обеих групп реальны. Каганэ. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его обличье.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. Каганэ. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа – грустное безразличие и мудрость человека изведавшего истинную цену жизни.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
1625 год. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Однако сквозь немного лет, когда стали очевидны его способности к искусству, папа отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. И в этом особенный трагизм.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо). К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Портрет на долгие годы становится его основным жанром. К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы.
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо).
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В. И. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Он писал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и место стало вакантно. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься — думаешь, а вдруг в последний раз его вижу».
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Его папа был выходцем из Португалии и это положение во многом определило судьбу Диего. Там его избрали членом римской Академии св. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Веласкес Диего, великий испанский художник. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654).
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Она связана с прядением и ткачеством. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства».
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Полагают, что тут воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Но согласимся ли мы с ним нынче Действительно, пряхи налицо, они заняты своим делом.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». С неё было сразу же сделано несколько копий. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.
На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. На огромную популярность этого портрета в Италии указывают десятки копий, сделанных с него, что для того времени представлялось делом абсолютно необычным. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV.
Впоследствии оно только увеличивалось. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Таков воззрение здравомыслящего, рассудительного века Просвещения. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Он выносит действие на природу, отчего ровнее становится освещение, богаче сверкают краски.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Менин зачастую называют картиной создания картины.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. – пишет А. Якимович. Несмотря на усилия лучших королевских врачей, 6 августа 1660 года Диего Веласкес скончался. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Луки и общества виртуозов Пантеона. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
В 1617 получил звание мастера. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
И портрет удался. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Каганэ.
Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657).
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников — художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. У Эрреры Диего проучился краткосрочно они не сошлись характерами. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Но методом изображения сцены на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Это произошло 6 августа 1660 года. В. И. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом посредством плечо теснятся испанцы. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и строгую продуманность композиции, достигая ощущения, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко.
Каждый образ на редкость красноречив. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. и о наличии вакансии на это место. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Их позы и жесты живые, естественные.
– все 1631-48, Прадо). По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. и о наличии вакансии на это место. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла.
В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Впоследствии оно только увеличивалось. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
«В свете подобного толкования, – пишет В. И. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
С 1622 года он возглавил правительство. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657).
И почти невероятным. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. Однако отражение это темно и неясно.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Если бы располагать информацией, как объяснил бы нам тот самый сюжет сам Веласкес. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. bodegon – трактир, харчевня).
Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Картина осталась там же, где и была написана, – в Риме и вот таким образом приобрела широчайшую известность – в отличие от многих других работ художника, укрытых от посторонних глаз в покоях королевских дворцов. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
«Менин» часто называют «картиной создания картины». В ход пошел исторический, филологический и академический аппарат. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Среди подобных портретов этого периода необходимо подметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Отсюда появилось большое количество завистников.
На переднем плане в полумраке ковровой мастерской помещены поглощенные работой испанские пряхи. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Каганэ. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Звание мастера он получил в 1617 году. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Неудивителен задний проект.
Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. В свете подобного толкования, – пишет В. И. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegon — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Он выносит действо на природу, почему ровнее становится освещение, богаче сверкают краски.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Они видны в зеркале на заднем плане картины, причем, это единственная картина Веласкеса, на которой венценосная чета изображена вместе.
Стойный деревья копий (отседова второе наименование картины Копья) создает ощущение численного превосходства и мощи испанского отряда. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков. Она была очень успешна. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Некоторые из них — например, два конных портрета — в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Раздольская, – особое значимость приобретает в ней автопортрет художника.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Осенью 1623 года Веласкес вкупе со своим тестем приехал в Мадрид. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г.
Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Стали выискивать потаенный толк картины. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Впоследствии оно только увеличивалось. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала.
«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма6. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. До 1623 работал в Севилье. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана). Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). С 1622 года он возглавил правительство.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) уроженцев Севильи Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме своего друга капеллана и написал его портрет.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Более того, сам ход творчества стал сюжетом картины. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Менин часто называют картиной создания картины.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.
Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. С неё было сразу же сделано немало копий. Оказалось, что в картине есть скрытая, чуть-чуть замаскированная мифологическая предмет. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.