Круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), вид скульптур, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. В это время появляется большой интерес к круглой скульптуре и к портретному бюсту.
В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. По высоте рельефы разделяются на высокие – горельефы (от фр. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. Памятник должен не только обладать выразительным силуэтом, но быть также соразмерным, пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства.
Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью.
Терезы» (Рим Церковь Санта Мария дела Виттория) стала своего рода образцом барочной скульптуры. Малые, пространственно— объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. Свет, падающий из окна сквозь желтое стекло, мягко освещает фигуру. Скульптура (лат.
Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек. Название ее происходит от Слова «станок». Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством и рельеф. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно-художественные. Скульптура, в отличие от живописи имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов.
Одна из разновидностей рельефа – «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма). Трёхмерные формы создают сходство с оригиналом. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая «отливка».
Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Памятник был открыт 7 августа 1782 года. С. 54 – 55). Некоторые скульпторы всю жизнь работали в каком-либо одном виде, другие — во всех трех. Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже противопоказан ей. В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме.
Голова льва (а ее видно только сзади) —это голова льва побежденного: его пасть широко раскрыта, он с трудом ловит воздух, глаза выкатываются из орбит еще минута и он падет мертвым. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. По форме надгробия чрезвычайно различны. И на том и на другом фризе есть изнеможенные и умирающие, есть их поддерживающие и несущие.
Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т. к. Рельефом (фр. Так, например, великий русский художественный критик В. В. Стасов считал, что расцветка скульптуры усиливает ее реалистическую выразительность.
дон. э. ). Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа) и койланаглиф (en creux – фр. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д. ).
Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др. ). При изготовлении мелкой пластики (медали, пластины и др. ) используется литье, ковка и чеканка. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Экстаз передан с убедительностью реального события и одновременно как мистическое чудо.
Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме).
Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно. Методы обработки скульптуры: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба. Для более полного воплощения сюжета авторы иногда используют прием докомпоновывания. Обычно являют свободно стоящее объемное скульптурное изображение человеческой фигуры в рост или животного (реже — какого-либо фантастического существа).
Relievo переводится как выпуклость, выступ, подъем. В нем могут сочетаться принципы барельефа и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон, построенный перспективно. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе.
Размещение фигур и атрибутов по вертикали, по горизонтали и в глубину строится, подчиняясь простейшим геометрическим отношениям: 1 : 2, 1 : 4, 1 : 8 изображения первого плана не выступают за границы высоты кромки рельефа и т. д. В самостоятельных творческих работах выпускников Академии, особенно созданных для определенного интерьера или для фасада здания, система пропорционирования усложняется в соответствии с законами «Золотого сечения». Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая отливка. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах. Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием.
Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). 3 тыс. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа.
Художник-анималист В. А. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из железных стержней, проволоки и кусочков дерева), укрепленном на станке – треноге с вращающейся горизонтальной доской. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены.
Скульптура благородна, стационарна. Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). М., 1953.
Мягкие материалы обрабатываются спосо-бом лепки. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. animal – животное).
При этом скульптору нужно иметь в виду не только математические масштабы и правильные соотношения с пропорциями архитектуры, но и возможности человеческого видения и восприятия. Инталия (ит. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). Например, бронза лучше передает воинскую доблесть, а богатый оттенками и как бы светящийся мрамор – нежность и изящество.
Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.
Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. Если нужно сделать несколько гипсовых экземпляров, то с полученной отливки снимается вторая, так называемая «кусковая форма». 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: "марш победившего народа"), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания.
Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, определённую, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах. В эпоху эллинизма (III – I века до н. э. ) еще продолжали применять расцветки.
Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Так, античные мастера для своих скульптур чаще всего избирали мрамор. Рельеф, по своим особенностям напоминающий живописную картину, получил название живописного. Это либо портрет умершего (статуя, бюст, рельеф), либо аллегорические фигуры гениев, плакальщиц, порой также сопровождающие портретное изображение умершего или, наконец, это просто архитектура так называемых "малых форм" иногда украшенная урной, драпировками или различными аллегорическими знаками, символизирующими кратковременность человеческой жизни. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники.
У Мартоса отдельные группы выделяются на гладком фоне, у Прокофьева они не столь строго разграничены, вот таким образом его фриз труднее «прочесть», но этот недостаток возмещается эмоциональностью» (Ромм А. Г. По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно.
Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник»— памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции.
Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники. Его засыпают заказами. Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже "противопоказан" ей.
Глиптикой (греч. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер.
Вот как описывает их автор монографии «Русские монументальные рельефы» А. Г. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фаянса, терракоты, пластмассы, дерева и других материалов изображающие людей и животных. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.
Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ. Однако есть существенное отличие. Принципы барокко получили свое полное и последовательное выражение в скульптуре 17 века.
Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. Но у Мартоса некоторые фигуры похожи на изваяния, в их позах есть что-то застывшее. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору – жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Федор Иванович Шубин – мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805). buste, от ит.
В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).
Рельефы во фронтонах боковых портиков изображают греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Конная статуя изображает всадника верхом. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане.
Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Монументально-декоративная скульптура предназначена для украшения зданий, городов, парков (decorare — по латыни «украшать») естественно вписываясь в окружающую среду, она придает ей нарядность. - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. «Св.
Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Часто при создании рельефов используется цвет. Вот таким образом классический рельеф можно отнести к разделу монументально-декоративной скульптуры, как правило, связанной с архитектурой. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Такой рельеф называется койланоглиф.
Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Ее можно встретить буквально на каждом шагу.
Антокольского. (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек.
Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи. Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Как правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные (анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).
Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Часть таких произведений имела множественные углубления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Особым разделом монументальной скульптуры является скульптура мемориальная (надгробие), которую устанавливают на могилах в память заслуг и нравственных достоинств умерших.
Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк и т. д. ). Скульптура эта рассказывает о первом из двенадцати – подвигов мифологического героя. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей. Скульптурные произведения из металла – цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Попробуем разобраться в этом. дон. э. ), унаследовавшим от неё как употребление скульптуры для декорирования царских дворцов, так и её формы и содержание.
Такой рельеф называется "койланоглиф". «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие кабинетная скульптура).
Статуя – один из основных видов скульптуры. Но высокий строй мыслей и чувств, выражаемый подобными произведениями их очищенность от повседневной суеты сообщают им несомненные черты монументальности. Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме.
В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи). Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Обойдите скульптуру и вы узнаете это. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала – пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы) из дерева, пластмассы, металла. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.
Рассмотрение этих типологических признаков и составляет основу анализа рельефа. Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Тени за них цепляются, одаряют их убранством», .
Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно-художественные. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения.
История скульптуры знает несколько типов рельефов, различающихся по отношению изображения к фону, по степени погружения в него, по «живописному» или «графическому» характеру трактовки формы. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова "animal" – животное). Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается.
За бюст Екатерины Второй Шубина избирают академиком. Материалами скульптуры являются камень (мрамор известняк, песчаник, гранит и др. ), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др. ), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др. ), гипс. до н. э. ).
в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло. Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне. Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см. Что же обозначает само слово "скульптура. Человек и лев сплелись в смертельной схватке — в профиль слева они кажутся одним фантастическим существом с четырьмя ногами (лев стоит на задних лапах) и двумя головами. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке.
Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Щедриным на тему: «Изяслав Мстиславович на поле брани» в качестве конкурсных работ на соискание золотой медали. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.
Жанры и направления малой скульптуры— портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории— в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов— в погребальных сооружениях. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие "кабинетная скульптура"). Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс.
Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона.
Подобно тому как в живописи основное выразительное средство – изображение красками на плоскости холста, язык скульптуры – объемно-пластическая, трехмерная форма, обладающая реальной тяжестью. Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О. Монферран). скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л. Бернини, А. Гудон, О. Роден, Ф. И. Шубин). Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа.
- монумент очень близок памятнику. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ).
Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) "кусковая форма" дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Скульптура — более широкое понятие.
Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту). Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Любая скульптура чувствительна к освещению. Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим интимным. Материалы подразделяются на мягкие (воск, глина) и твердые (дерево, различные виды камня и металла).
также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. (Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина). Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П. К. Клодт, архитектор О. Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году).
Ромм: «Героическое начало ярче выражено во фризе Мартоса. Станковая скульптура – род скульптуры имеющий самостоятельное значение. Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Это так называемый "живописный рельеф".
В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А. Майоль, А. Бурдель, Г. Мур, С. Т. Коненков, В. И. Мухина) расширяют круг тем, жанров изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т. д. ). Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством. Что же обозначает само слово скульптура.
Реальная, а не изобразительная трехмерность, телесность представляет собой главную особенность этого искусства. С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая «черная форма», состоящая из 2 или нескольких частей. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия П. К. Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.
sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире.
В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой. Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993).
Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством. Лишенная головы и рук Ника Самофракийская именно в такой руинированной форме обрела значение символа свободного полета и вдохновила Густава Земла на создание памятника Силезским повстанцам. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью.
Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту).
С ее уст срывается сладостный крик, веки полузакрыты. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа. Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Внешнее сходство при этом не важно. Но если спросить его, что он понимает под словом скульптура имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие – нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, – то на все эти вопросы не каждый ответит сразу.
В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.
Прокофьев более непосредственно выражает свои чувства. Мартоса и И. П.
Один из самых древних видов искусства. Выразительные возможности в реалистическом искусстве этой объемно-пластической формы поистине безграничны. Бюст Паниной близок к Голицыну – образ аристократа, но усталого, пресыщенного. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов.
Бернини поместил свою группу в глубокую нишу на фоне золотых луче. Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. При этом мастер должен в процессе своего творчества привносить все новые и новые элементы художественности. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: марш победившего народа), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Оно даже подавляет основную тему исцеления.
Эту функцию исполняют изображения Полтавской и Гангутской битв на пьедестале растреллиевского памятника Петру I. За «лепление» их по эскизам М. И. является одной из разновидностей скульптуры как вида изобразительного искусства. Это так называемый Живописный рельеф. Бюстом (фр. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н. э. ) (см.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре– фигуратив (портрет исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Слово «рельеф» имеет итальянское происхождение. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н. э., С. -Петербург, Эрмитаж).
Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Это простейший способ получения отливок скульптур. Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера. В 15–19 вв.
Однако у каждого из них есть своя специфика. Композиция, расчлененная с исключительным мастерством, точно рассчитана.
Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н. э., Берлин Государственные музеи рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н. э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Таковы, например, «Марсий» Ф. Ф. Растрелли, что в 1950-х годах именно ему приписывали исполнение их моделей (Там же. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения.
Русские монументальные рельефы. Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д. ). Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм.
В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Растрелли для триумфального столпа в честь петровских побед. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой.
Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания. Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура малых форм. Что такое скульптура с точки зрения художника.
Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик — горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), южный — «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), западный — «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали), восточный — «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения.
Самой популярной техникой обработки металла явля-ется литье из бронзы. В портрете воссоздан типичный образ представителя высшей аристократии екатерининской эпохи. Круглая скульптура. Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Станковые разновидности круглой скульптуры предназначены для интерьера.
Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки. также ВЕРСАЛЬ). В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры. Фриз Мартоса привлекает прежде всего своей величавостью, «Медный змий» – глубиной человеческого чувства, особой трогательностью.
Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло). Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Что такое скульптура.
Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. Моисей, величественный и властный, возвышается над народом.
К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д. Его алтарная группа «Экстаз св. По форме надгробия чрезвычайно различны. Статуи, предназначенные для рассмотрения издали изготавливаются техникой холодной ковки.
С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды изготавливают резиновую пресс-форму. – писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ). Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине.
«Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л. Гиберти). Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Также ценится резьба по кости. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно. Только так можно достичь высокого результата. С. 38). Есть ряд разновидностей круглой скульптуры.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А. Д. Захаров).
Козловским и Ф. Ф. Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Важным этапом истории скульптуры является античность идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас). Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) кусковая форма дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла.
В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли.
Это либо портрет умершего (статуя, бюст, рельеф), либо аллегорические фигуры гениев, плакальщиц, порой также сопровождающие портретное изображение умершего или, наконец, это просто архитектура так называемых малых форм иногда украшенная урной, драпировками или различными аллегорическими знаками, символизирующими кратковременность человеческой жизни. Вера Мухина, создательница знаменитой группы «Рабочий и колхозница», памятников Горькому в г. Горьком и Чайковскому в Москве, была также автором многочисленных декоративных скульптур, станковых статуй и портретов и даже миниатюрных статуэток из фарфора и стекла. Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты – рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ.
Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого.
История и виды скульптуры тесно переплетаются. Классическая скульптура – мраморная скульптура. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим интимным.
Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет. Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. Герои Мартоса сохраняют твердость духа и в страданиях.
Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается. Полихромия). Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из железных стержней, проволоки и кусочков дерева), укрепленном на станке – треноге с вращающейся горизонтальной доской. Чем кончится схватка.
При освобождении отливки раскалывается и таким образом уничтожается и сама «черная форма». Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. При его содействии Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим). Формовка).
Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление или моделировка— искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— искусство делать изваяние из расплавленного металла глиптика или скульптура в тесном смысле— искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Особым разделом монументальной скульптуры является скульптура мемориальная (надгробие), которую устанавливают на могилах в память заслуг и нравственных достоинств умерших. Станковую скульптуру рассматривают на близком расстоянии, вне зависимости от ее окружения, от соседних с ней произведений или архитектуры интерьера.
Моделью может служить и сама скульптура если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу. Одни его воспринимают издали и, следовательно, в целом другие, те, кто подойдет к памятнику на близкое расстояние, могут всматриваться в выражение лица статуи. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сливаются воедино.
Основные из них – статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, бюст (погрудное или поясное изображение человека), торс и статуэтка. Бюст – скульптура изображающая грудь, плечи и голову человека, обычно на подставке. Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл.
Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. ПсковМонумент – очень значительный по размерам памятник.
Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова animal – животное). При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Бюст может быть создан из любого материала (обычно из мрамора или другого износостойкого материала). Статуэтка – вид мелкой пластики статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.
Попробуем разобраться в этом. Основные из них – статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека). Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа. Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.
Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа. Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) станковая скульптура, не зависящая от среды имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и конкретное углублённое содержание. Так различаются между собой рельефы И. П. При обработке твердых материалов используются два способа: изнутри наружу — путем прибавления материала (лепка) и снаружи вовнутрь путем отсекания больших или меньших лишних частей (вая-ние).
Это так называемый живописный рельеф. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен. Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит).
Один из основных видов скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа), представляют собой полные трёхмерные объёмы, не составляющие материального единства с плоскостью фона. Статуи часто помещают на постамент. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену.
«Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону. до н. э., Париж, Лувр). Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок».
Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Материалы для изготовления скульптуры: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры.
Торс – скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др. Щедрина, многочисленные торсы, создававшиеся в XIX – XX веках.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой. Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. К круглой скульптуре относятся статуя, статуарная группа, торс и бюст. Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Шмелеву не только реконструировать программу, положенную в основу архитектурного ансамбля, но и раскрыть целостную систему гармонических пропорций композиции «Золото Древнего Египта». Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала.
- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Круглая скульптура делится на три вида: монументальную, монументально-декоративную и станковую. Она рассчитана на обход кругом и осмотр с разных точек зрения. В основу эскизов Козловского были положены приемы построения рельефов К. Б.
Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание Ломоносов. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае— барельеф, во втором— горельеф). Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. bas – низкий), выступающие над основной плоскостью менее чем наполовину объема.
Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади.