Главные типы круглой скульптуры — бюст, статуя, скульптурная группа. Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством. Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны.
Круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), вид скульптур, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Круглой же скульптурой называется та, которую можно обойти. Круглая скульптура — вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон).
В форме круглой скульптуры могут быть представлены одна, две или несколько фигур, образующих группу, бюст, голова, а в произведениях Нового времени, где достаточно широко применяется принцип фрагментирования, – торс или отдельные части фигуры, например, ножка балерины Э. Дега. Скульптура по своей форме делится на два основных вида: круглую скульптуру и рельеф. Скульптурный станок – деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.
По своей форме скульптура делится на круглую скульптуру и рельеф. Главные типы круглой скульптуры— бюст, статуя, скульптурная группа. - Тондо – круглая скульптура в форме барельефа. К круглой скульптуре относятся произведения, осматриваемые со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью. Каковы же жанры круглой скульптуры, в первую очередь станковой.
Главные типы круглой скульптуры: статуя, бюст, скульптурная группа. Круглая скульптура— вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Круглая скульптура была особенно популярна в Древней Греции и Риме.
Она рассчитана на обход кругом и осмотр с разных точек зрения. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения.
Скульптура (лат. Пропорциональная система строго продумана. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. С. 38). Такой рельеф называется "койланоглиф". Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Один из основных видов скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа), представляют собой полные трёхмерные объёмы, не составляющие материального единства с плоскостью фона.
Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции. Слово «рельеф» имеет итальянское происхождение. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли.
Из огромного количества портретов нам наиболее интересны те, которые правдиво рассказывают о людях прошедших эпох, знакомят с обликом и характером выдающихся писателей, философов, государственных деятелей. мысли. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным).
Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. История и виды скульптуры тесно переплетаются. Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Тогда «пробуждающиеся» будут действительно пробуждаться, «встающие» вставать, фигуры обретут жизнь и дыхание.
Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. Герои Мартоса сохраняют твердость духа и в страданиях. Статуи, предназначенные для рассмотрения издали изготавливаются техникой холодной ковки. Человек и лев сплелись в смертельной схватке — в профиль слева они кажутся одним фантастическим существом с четырьмя ногами (лев стоит на задних лапах) и двумя головами.
Портрет Перикла. Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия. Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством. Иногда скульпторы сопоставляют пластику человека и пластику животных. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны.
- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.
Тот потребовал, чтобы шестеро самых знатных жителей города добровольно явились на казнь в английский лагерь, в знак смирения они должны были идти босиком, в рубище, с веревками на шее первым вызвался богатейший и именитейший Эсташ де Сен-Пье), за ним последовало еще пятеро. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники. Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею.
Человеческое тело в скульптуре не обязано непременно быть идеально прекрасным. Голова, например, составляет 1/7 часть высоты тела, просчитаны даже размеры пальцев. По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно.
Было время, когда он нес в себе культовое начало. sculptura, от sculpo — высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. В ленинградском Эрмитаже хранится портрет Вольтера исполненный французом Жаном-Антуаном Гудоном (1741—1828) в 1781 г. специально для России, по заказу Екатерины II. Монументально-декоративная скульптура предназначена для украшения зданий, городов, парков (decorare — по латыни «украшать») естественно вписываясь в окружающую среду, она придает ей нарядность.
Британский музей. Щедриным на тему: «Изяслав Мстиславович на поле брани» в качестве конкурсных работ на соискание золотой медали. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ). В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира.
Однако есть существенное отличие. Такой рельеф называется койланоглиф.
Моделью может служить и сама скульптура если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу. Антокольского. Станковые разновидности круглой скульптуры предназначены для интерьера. При обработке твердых материалов используются два способа: изнутри наружу — путем прибавления материала (лепка) и снаружи вовнутрь путем отсекания больших или меньших лишних частей (вая-ние). Вера Мухина, создательница знаменитой группы «Рабочий и колхозница», памятников Горькому в г. Горьком и Чайковскому в Москве, была также автором многочисленных декоративных скульптур, станковых статуй и портретов и даже миниатюрных статуэток из фарфора и стекла.
К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д. Но времена меняются и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Станковая скульптура – вид скульптуры имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением.
Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала – пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы) из дерева, пластмассы, металла. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет.
Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Козловским и Ф. Ф. до н. э. Мраморная римская копия.
Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) "кусковая форма" дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла.
В эпоху эллинизма (III – I века до н. э. ) еще продолжали применять расцветки. Есть творения, более значимые в плане художественной ценности.
Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Обойдите скульптуру и вы узнаете это.
Внимательное прочтение русских теоретических трактатов второй половины XVIII века свидетельствует о том, что их авторы считали необходимым и для художников и для зрителя постижение законов изобразительного искусства, близких законам построения музыкального произведения. Широко известна группа Родена «Граждане Кале» (1884—1886). Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло. «Признавая право других существ на жизнь, человек добивается уважения к самому себе, как существу нравственному» — в этих словах, записанных в принятой в Советском Союзе «Хартии охраны природы», выражена суть искусства лучших современных анималистов.
Попробуем разобраться в этом. В XX в. оценена, наконец, жертвенная роль животного в построении человеческой цивилизации. Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе. Композиция, расчлененная с исключительным мастерством, точно рассчитана.
Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. ПсковМонумент – очень значительный по размерам памятник. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов.
Кресилай. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору – жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже противопоказан ей. Разграничив героев по степени готовности к смерти и к самопожертвованию, Роден создал целую психологическую драму, показал гамму человеческих чувств — от смирения и раздумья до внутреннего протеста и отчаяния.
Во времена Возрождения знание анатомии было привилегией только медиков Микеланджело (1475—1564), чтобы изучить человеческое тело, препарировал трупы тайком, в одиночестве, по ночам: за подобные действия тогда карали смертной казнью. Ромм: «Героическое начало ярче выражено во фризе Мартоса. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов.
Слайд 13Поликлет В древности статую Поликлета называли "Каноном", поскольку она представлялась венцом поисков в сфере формального равновесия фигур. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. К круглой скульптуре относятся статуя, статуарная группа, торс и бюст. Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в настоящем искусстве, очень много недосказанности и это способствует развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотворчеству. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи. В нем могут сочетаться принципы барельефа и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон, построенный перспективно.
Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире. Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню.
В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи). Что же обозначает само слово скульптура. Скульптура, в отличие от живописи имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего. Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.
Скульптура благородна, стационарна. Двое откровенно боятся смерти: отчаяние сгибает им спины, заставляет закрывать лица. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях.
- монумент очень близок памятнику. Попробуем разобраться в этом. Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню.
В этом портрете глубоко и сильно выражены спокойное величие духа и сдержанное достоинство мудрого государственного деятеля. Внешнее сходство при этом не важно. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену.
Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены.
Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Кресилай. Размещено на реф. рфТело как целое и отдельные его части сочетаются в Дорифоре на базе точнейших математических расчетов. Обычно являют свободно стоящее объемное скульптурное изображение человеческой фигуры в рост или животного (реже — какого-либо фантастического существа). Прокофьев более непосредственно выражает свои чувства.
Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Однако у каждого из них есть своя специфика. Главные типы круглой скульптуры: статуя, бюст, скульптурная группа, пластика малых форм. Разнообразие произведений мелкой пластики велико.
Моисей, величественный и властный, возвышается над народом. Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме. Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П. К. Клодт, архитектор О. Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году). В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом. Жанр этот известен с древнейших эпох. Грандиозные статуи воздвигают и в настоящее время, но термин «колосс» теперь практически не употребляется.
Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Торс – скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит).
Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. История скульптуры знает несколько типов рельефов, различающихся по отношению изображения к фону, по степени погружения в него, по «живописному» или «графическому» характеру трактовки формы. Но у Мартоса некоторые фигуры похожи на изваяния, в их позах есть что-то застывшее. Полные жизни прекрасные человеческие образы можно видеть и в других работах Кресилая (например, голова статуи эфеба, победителя в состязании). Название ее происходит от Слова «станок».
Статуя – один из основных видов скульптуры. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. Размещение фигур и атрибутов по вертикали, по горизонтали и в глубину строится, подчиняясь простейшим геометрическим отношениям: 1 : 2, 1 : 4, 1 : 8 изображения первого плана не выступают за границы высоты кромки рельефа и т. д. В самостоятельных творческих работах выпускников Академии, особенно созданных для определенного интерьера или для фасада здания, система пропорционирования усложняется в соответствии с законами «Золотого сечения». Это не просто красивая вертикаль, объем или ритмическое чередование объемов, а выразительный образ человека, который придает смысл целому архитектурному ансамблю, он центрирует, венчает пространство площади.
Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О. Монферран). Растрелли для триумфального столпа в честь петровских побед. является одной из разновидностей скульптуры как вида изобразительного искусства. С этой стороны анатомия прямо захватывает», — убеждала Голубкина. Оно даже подавляет основную тему исцеления. Это крестное шествие и изобразил скульптор. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники.
Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». Бюст может быть создан из любого материала (обычно из мрамора или другого износостойкого материала). Статуэтка – вид мелкой пластики статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Самой популярной техникой обработки металла явля-ется литье из бронзы. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: "марш победившего народа"), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания.
Оно может быть угловатым (такими нередко изображают подростков), не слишком грациозным (художники 20-х годов показывали такими женщин-работниц), но в нем всегда должно присутствовать чудо соразмерности, соотнесенности всех частей, ощущение пропорциональности и весомости пластических масс. Портрет этот полностью подтверждает то, что рассказывали о нем его современники. Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры.
У Мартоса отдельные группы выделяются на гладком фоне, у Прокофьева они не столь строго разграничены, вот таким образом его фриз труднее «прочесть», но этот недостаток возмещается эмоциональностью» (Ромм А. Г. Так различаются между собой рельефы И. П. Как правило, объект изображения в скульптуре — человек, реже — животные (анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура малых форм.
Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Благодаря его покровительству Шубин окончил Академию художеств, работал в Париже и в Риме. Классическая скульптура – мраморная скульптура. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие.
Шмелеву не только реконструировать программу, положенную в основу архитектурного ансамбля, но и раскрыть целостную систему гармонических пропорций композиции «Золото Древнего Египта». Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого. Около 440.
Свободно стоящий памятник (монумент) может сочетать круглую скульптуру с рельефами (например, украшающими постамент). Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. Что такое скульптура.
Голова, к примеру, составляет 1/7 часть высоты тела, просчитаны даже размеры пальцев. Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Такая скульптура малых форм содержит в себе и некоторые черты декоративности, поскольку она в основном призвана украшать быт человека, его жилище.
Правда моих фигур, таким образом, не была поверхностной, а как бы вырастала из глубины, как «сама жизнь». Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Трёхмерные формы создают сходство с оригиналом. В основу эскизов Козловского были положены приемы построения рельефов К. Б. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала.
- Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Основные из них – статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, бюст (погрудное или поясное изображение человека), торс и статуэтка. Бюст – скульптура изображающая грудь, плечи и голову человека, обычно на подставке.
Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно-художественные. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов.
На толстой, «бычьей» шее массивная, почти четырехугольная голова с большими плоскими ушами, тяжелым, выступающим вперед подбородком и сверлящим, острым взглядом маленьких глаз. Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона.
Такой рельеф легко представить себе в виде фриза – горизонтальной полосы, обегающей стену какого-либо здания. Тени за них цепляются, одаряют их убранством», . Изображенный им Вольтер вызывает невольное уважение и веру в силу человеческого духа.
Шесть фигур, шесть драматических судеб, шесть разных характеров. Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие "кабинетная скульптура"). Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Эту функцию исполняют изображения Полтавской и Гангутской битв на пьедестале растреллиевского памятника Петру I. За «лепление» их по эскизам М. И. Создавая скульптуру, художник стремится увидеть ее «изнутри», конструктивно, т. е. сперва утвердить ее остов, «скелет», а уже потом придать ей внешние формы.
Фриз Мартоса привлекает прежде всего своей величавостью, «Медный змий» – глубиной человеческого чувства, особой трогательностью. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Британский музей. Чаще всего это станковые произведения. При изготовлении мелкой пластики (медали, пластины и др. ) используется литье, ковка и чеканка.
Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. plastike, от plasso — леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. Римский портрет — это портрет психологический.
Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие кабинетная скульптура). Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока.
Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник»— памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. Конная статуя изображает всадника верхом. Мягкие материалы обрабатываются спосо-бом лепки. Что же обозначает само слово "скульптура.
Это так называемый Живописный рельеф. Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик — горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), южный — «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), западный — «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали), восточный — «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер). Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта.
Воспроизводя черты лица портретируемого, художник на основе вдумчивого психологического анализа раскрывает его внутренний мир, сущность его характера, его отношение к жизни. Полные жизни прекрасные человеческие образы можно видеть и в других работах Кресилая (к примеру, голова статуи эфеба, победителя в состязании). В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади.
В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптура. Значительная по размерам фигура изображающая человека в рост, называется статуей. 480 г. до н. э. неизвестным этрусским скульптором. Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова animal – животное).
Критериев построения достаточно много и конечный результат достигается именно за счет их соблюдения. В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д. ). Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки. – писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно.
В древности огромные по величине статуи именовали колоссами. Основные из них – статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека). Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа. Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской).
Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения – лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА, вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трёхмерные объёмы, не связанные с плоскостью фона. Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна.
Школы, в которых преподают методики резьбы по кости, не в состоянии передать новому поколению все тонкости ремесла. Лондон.
Создавая ее, художник прежде всего думает о весомости и полноте формы, о ее устойчивости. Скульптура эта рассказывает о первом из двенадцати – подвигов мифологического героя. В Риме, на Капитолийском холме, возвышается памятник волчице, по преданию выкормившей братьев-близнецов, основателей Рима. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен.
В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме.
В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. Щедрина, многочисленные торсы, создававшиеся в XIX – XX веках. Вот как описывает их автор монографии «Русские монументальные рельефы» А. Г.
Скульптура — более широкое понятие. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Это так называемый живописный рельеф. Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены.
Памятник был открыт 7 августа 1782 года. Мартоса и И. П. Материалы подразделяются на мягкие (воск, глина) и твердые (дерево, различные виды камня и металла). Знаменитый французский скульптор Огюст Роден (1840—1917) прямо советовал смотреть на поверхность лишь как на завершение работы над объектом: «Вместо того, чтобы представлять себе различные части тела более или менее плоскими поверхностями, каждая выпуклость для меня соответствовала внутренней структуре органов: в каждом утолщении торса или членов я пытался дать почувствовать присутствие мускула или кости, развивающихся изнутри, в глубине под кожей.
Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из железных стержней, проволоки и кусочков дерева), укрепленном на станке – треноге с вращающейся горизонтальной доской. Мы так привыкли к тому, что скульптура одноцветна, что всякую попытку раскрасить ее готовы считать проявлением безвкусицы. С. 54 – 55).
В V в. до н. э. Мироном была создана скульптура «Дискобол» изображающая атлета во время спортивных состязаний. Рассмотрение этих типологических признаков и составляет основу анализа рельефа.
Существуют также портреты интимные, парадные, героические. Но сходство это не должно ограничиваться только внешними признаками. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно. Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Статуи часто помещают на постамент. Большим мастером в этом отношении был основатель русcкого анимализма Петр Клодт (1805—1867) им исполнены знаменитые группы «Укротители коней», венчающие Аничков мост в Ленинграде (1833—1849). В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры.
Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: марш победившего народа), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания. Бюст является наиболее распространённым видом скульптурного портрета и относится к круглой скульптуре. Что такое скульптура с точки зрения художника. Чем кончится схватка.
Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Растрелли, что в 1950-х годах именно ему приписывали исполнение их моделей (Там же. Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности.
По высоте рельефы разделяются на высокие – горельефы (от фр. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах. Лондон. до н. э. ), существ с человеческими головами и львиными туловищами. По преданию, Колосс был так громаден, что когда он рухнул во время землетрясения, обломками его нагрузили караван из девятисот верблюдов.
Relievo переводится как выпуклость, выступ, подъем. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены.
Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается. Портрет Перикла.
Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Любая скульптура чувствительна к освещению. Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др. Правдив и реалистичен потрет императора Веспасиана (I в. ). Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность.
Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту).
Каждая из четырех групп основана на тщательном изучении живой натуры: изображенные Клодтом кони так подлинны, что кажется, можно увидеть не только напряжение их мышц, но и дрожь нетерпения, пробегающую по их телам. Таковы, например, «Марсий» Ф. Ф. М., 1953. Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики.
Пропорциональная система строго продумана. (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Следует все же сказать, что к проблеме раскраски скульптурного произведения надо подходить очень осторожно, так как сложившиеся традиции одноцветной пластики воспитали в нас определенное понимание прекрасного в скульптуре.
Рельеф представляет собой произведение, ориентированное на определенный фон, плоский, нейтральный иногда дополненный отдельными предметами, фиксирующими место действия или достаточно подробно разработанный, подобно театральному заднику. Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А. Д. Захаров). Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала.
Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Русские монументальные рельефы. Также ценится резьба по кости. bas – низкий), выступающие над основной плоскостью менее чем наполовину объема. Исторические темы, баталии, аллегории, портрет, бытовой и анималистический жанр, элементы пейзажа интерьера, натюрморта – все подвластно рельефу, но сам он не может существовать вне архитектурного сооружения, его фасадов или интерьеров, а потому подчиняется законам тектоники, что в конечном счете определяет и особенности композиции, близкой, но не тождественной живописи. Рельефы во фронтонах боковых портиков изображают греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников.
Это простейший способ получения отливок скульптур. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). Для более полного воплощения сюжета авторы иногда используют прием докомпоновывания. Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). Голова льва (а ее видно только сзади) —это голова льва побежденного: его пасть широко раскрыта, он с трудом ловит воздух, глаза выкатываются из орбит еще минута и он падет мертвым. Некоторые скульпторы всю жизнь работали в каком-либо одном виде, другие — во всех трех.
На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно. Это сочетание характерно и для прославленных египетских сфинксов (XVI—XV вв. Например, Летний дворец Петра I украшают 29 барельефных произведений, прославляющих в аллегорической форме деяния императора, победу в Северной войне и обретение Россией выхода к морям. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ.
Только так можно достичь высокого результата. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством. Анималистика существовала у всех народов. «Обрати внимание, как человек в каждой своей позе представляет свое тело для поддержки головы, самой тяжелой части тела и как, опираясь на одну ногу, он всегда устанавливает ее по отвесу к голове, как базу колонны», — объяснял теоретик искусства Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404—1472).