С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая «черная форма», состоящая из 2 или нескольких частей.
14. Картина перестает быть архитектурой. Бернини поместил свою группу в глубокую нишу на фоне золотых луче. Бюст Паниной близок к Голицыну – образ аристократа, но усталого, пресыщенного.
16. Важно, однако, что и в этом случае картина все равно остается атектонической. Разнообразные оттенки выражения лица мастер раскрывает с разных точек зрения, дает почувствовать добродушие или холодную жестокость, чопорность или простоватость, внутреннюю содержательность или самодовольную пустоту человека. В XVII веке заполнение отрешается от рамы.
Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. 13. За бюст Екатерины Второй Шубина избирают академиком. Встречаются также непрозрачные, похожие на пластмассовые, кристаллы самых разных цветов.
Экстаз передан с убедительностью реального события и одновременно как мистическое чудо. Природа есть космос, а красота – открывшийся взору художника закон. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями.
Всюду классический стиль стремится изобразить незыблемые, пребывающие элементы формы. Классическое искусство есть искусство отчетливо выраженных горизонталей и вертикалей. Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание Ломоносов.
Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. 4. Как бы ясно оно ни проступало, его согласованность с системой целого исчезает. Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания.
Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. У Барокко расчет другой. Врезанный же или вдавленный рельеф, применяемый большей частью на печатях и различных формах (матрицах) для оттискивания барельефных изображений, называется контррельефом. При заполнении картины для XVI века было естественно придерживаться данной плоскости. 1. 2. Не следует забывать, что такие композиции и в пределах своей эпохи представляют исключительно строгий тектонический тип и что наряду с ними всегда существует более свободная форма, без геометрического остова, которая с таким же правом может рассматриваться как «замкнутая форма» примерами могут служить Чудесный Улов Рафаэля (3) или Рождество Марии Андреа дель Сарто (4) во Флоренции.
Где речь идет о симметрии, там имеют в виду прежде всего торжественность впечатления к симметрии стремятся при всякой попытке дать более монументальную композицию, для будничного же настроения она нежелательна. При попытке осмыслить понятие замкнутой формы, мы вправе принимать в расчет не только высшие достижения строгой закрытой формы, вроде Афинской школы (1) или Сикстинской Мадонны (2) Рафаэля. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы.
Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Однако толкование этого требования было столь различным в XVI и XVII столетиях, что по сравнению с распущенной формой Барокко классическую слаженность можно справедливо считать искусством замкнутой формы. Здесь нужно будет рисовать или писать красками совсем по-другому. Одним из видов алмазной мозаики по форме страз является круглая мозаика. В рукоделии алмазная вышивка виды страз различают по форме, размеру и цвету.
«Замкнутым» по Вельфлину называется изображение, которое с помощью большего или меньшего количества тектонических средств превращает картину в явление, ограниченное в себе самом, во всех своих частях ограниченное в себе самом, во всех своих частях объясняющееся собою самим, тогда как стиль открытой формы, наоборот, всюду выводит глаз за пределы картины, желает показаться безграничности, хотя в нем всегда содержится скрытое ограничение, которое одно только и обуславливает смысл замкнутости (законченности) в эстетическом смысле. И в Барокко люди на картинах «стоят прямо».
18. Но замечательно: вертикальное направление утратило свое тектоническое значение. При освобождении отливки раскалывается и таким образом уничтожается и сама «черная форма». 5.
6. К мелкой пластике от-носят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. В изображении фигуры архитектонические моменты играют второстепенную роль.
Четко намеченное противопоставление определяющих форм, вертикальная установка головы, привлечение подчеркивающих тектоничность сопровождающих форм, вроде симметричных деревец, – все действует в одном и том же смысле. Если нужно сделать несколько гипсовых экземпляров, то с полученной отливки снимается вторая, так называемая «кусковая форма». Однако исключение вертикальности дело невозможное.
Различное миросозерцание. 7. Сравним бюст Красавицы Тициана (18) с Луиджией Тассис Ван-Дейка (19): у Тициана фигура живет в рамках тектонического целого, от которого она заимствует силу и которое в свою очередь, сама усиливает, у Ван-Дейка фигура отрешена от тектонической основы. Свет, падающий из окна сквозь желтое стекло, мягко освещает фигуру.
Классический стиль создает ценности бытия, барокко – ценности изменения. 10. 8. 20.
15. Но иным и новым является то обстоятельство, что этот Христос одновременно согласован с изображенными на картине архитектурными формами: он не только сидит посредине комнаты, но его фигура точно совпадает со светлым пятном центральной двери от этого впечатление усиливается: Христос предстоит нам как бы в ореоле. 5.
Принципы барокко получили свое полное и последовательное выражение в скульптуре 17 века. Он строит, как строит природа и ищет в природе то, что ему родственно. Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью. И классическое искусство, конечно, не обходилось без пересечения краев изображаемого, но все же классическая картина производит целостное впечатление, так как она дает зрителю ответ на все существенное и пересечения касаются лишь предметов, лишенных какого бы то ни было ударения. Монументальная – используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т. п.
При его содействии Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим). Автопортрет Дюрера (17) является, в качестве такой чисто фронтальной картины, выражением credo не только личности художника, но всего тектонического искусства. Одна из разновидностей рельефа – «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма). Декоративная – используется для украшения быта (предметы мелкой пластики). В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт. Его алтарная группа «Экстаз св.
С ее уст срывается сладостный крик, веки полузакрыты. Барокко предпочитает преобладание одного какого-нибудь направления.
Когда Терборх (20) изображает свои стоящие в пустых помещениях одинокие фигуры, то кажется, что связь между осью фигуры и осью картины абсолютно утрачена. «Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону. Изменение геометрии, конечно, меняет явление во всех отношениях. 2.
Там красота заключена в ограниченном, здесь – в безграничном. Напротив, даже столь тщательно построенные пейзажи Рейсдаля (13) определяются главным образом стремлением освободить картину от власти рамы: она не должна выглядеть так, точно она получает свой закон от рамы или как утратила соприкосновение с линиями рамы Дорога в Миддель Гарнис Гоббемы (14). Так, античные мастера для своих скульптур чаще всего избирали мрамор.
Картина спокойно текущей реки с видом Дордрехта фан Гойена (10), где наиболее ярко освещен самый край, содержит такое распределение света, которое было недоступно XVI веку даже в тех случаях, когда он пытался выразить крайнее возбуждение. Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: горельеф – высокий рельеф, барельеф – низкий рельеф, контррельеф – врезной рельеф. Рельеф бывает выступающим и тогда он различается на низкий (барельеф), применяемый наиболее часто на медалях, монетах и т. д. и высокий (горельеф) используемый, в основном, в станковой и монументальной скульптуре.
Стиль замкнутой формы есть архитектурный стиль. 1. Художник-анималист В. А.
Доказательством служит Рубенс (16), он отодвигает важнейшие фигуры в сторону и такое расхождение осей ощущается теперь не как нарушение строгой формы, как в XVI веке, но просто как нечто естественное. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая «отливка». Терезы» (Рим Церковь Санта Мария дела Виттория) стала своего рода образцом барочной скульптуры. Наглядность этих моментов доводится в искусстве до высшей ясности и остроты. XVII век избегает отчетливо выражать эти элементарные противоположности. Для классического Грюневальда (5) световой ореол, окружающий воскресающего Христа, само собой разумеется, был кругом, Рембрандт (6) же, при аналогичном намерении создать впечатление торжественности, не мог бы пользоваться этой формой.
Федор Иванович Шубин – мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805). Станковая скульптура – вид скульптуры имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. 3. Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера. 4.
Сравните двойные портреты у Ван-Дейка (7) с аналогичными картинами Голь-бейна (8) или Рафаэля (9). Примерами нарушенного равновесия колорита могут служить хотя бы Андромеда Рубенса (11), где сверкающая масса кармина – сброшенный плащ – асимметрично подчеркнута в нижнем правом углу или Купающаяся Сусанна Рембрандта (12) с издали бросающимся в глаза вишневым платьем, у самого края картины направо: эксцентрическое распределение колорита здесь можно почти осязать. Барокко избегает слишком явных совпадений между площадью картины и вещью. Параллельные линии способствуют впечатлению законченности и прикрепляют фигуры к краям. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сливаются воедино. Равноценность обеих фигур всегда устранена, часто с помощью еле ощутимых средств.
По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая. Его засыпают заказами. «Св.
Если на Тайной Вечере Лионардо (15) Христос восседает в качестве подчеркнутой центральной фигуры между симметрично расположенными боковыми группами, то это пример тектоничного распределения, о котором была уже речь выше. 19. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа.
Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне. 17. Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. Стразы квадратной формы сделаны, как правило из непрозрачного материала, в то время как круглые чаще всего прозрачные стеклянные на вид, хотя и непрозрачные тоже бывают. 9.
По жанрам скульптура разделяется на портретную, жанровую (воспроизведение различных бытовых сцен), анималистическую (изображение животных) историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены). В первом случае фигура содержит в себе нечто фиксированное, во втором – она движется.