Первенство в развитии жанровой живописи «критического» реализма принадлежит Василию Григорьевичу Перову (1834–1882).
В картине «Бабушкин сад» (1879) Поленов первым из передвижников обратился к теме уходящего дворянского прошлого России. Семенов Тян-Шанский. У него и люди и сцены и лица и тела были живые копии с того, что, в самом деле, есть на свете». Горькая ирония, граничащая с трагическим пафосом, сквозит в трех последовательно сменяющих друг друга эпизодах триптиха «На Шипке все спокойно», повествующего о забытом на посту замерзающем часовом. Выделение из бытового жанра пейзажа и портрета (например, в «Приезде гувернантки в купеческий дом»), значение которых возрастает, особенно в следующие, 70-е годы, знаменательно в творчестве Перова, в котором, по справедливому замечанию исследователей, структурно оформились важнейшие жанры реалистического искусства., С. Зарянко Зарянко Сергей Константинович Русский художник. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия.
Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. Романтики, по его мнению, часто неслись «выше общества», а если, опускались к нему, то разве за тем только, чтобы хлестнуть его бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомств. Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).
Дореволюционное творчество в основном посвящено темам. Подготовительные рисунки к подобным сюжетам показывают, что С. В. Иванов стремился соединить здесь свое отношение к изображаемому, свой гнев и боль шри виде гибели людей с реально точным, почти документальным воспроизведением событий. Русская действительность предстаёт в них своей мертвенности, неподвижности. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста изображена чуть сверху и сбоку.
Творчество передвижников 1870 – 1880-х годов питалось теми же идеями, что и русская демократическая литература того времени. Не те ли же чувства, что перовская «Тройка», вызывает рассказ Достоевского о рождественской елке и замерзающем на морозе мальчике. Из иностранных писателей его особенно интересовал В. Гюго. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева). «realis» – действительный, вещественный) представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор. Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания.
Оно во многом граничит с пониманием образа человека в искусстве критического реализма. В картине Тройка главенствует драматическая тема. В искусстве русских передвижников была заложена тенденция к повышенной экспрессии, к душевному гиперболизму их влекла «драма жизни», впечатления природы, дух истории.
Среди его учеников, . Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Так что точек схода между «передвижниками» и Академией было достаточно и это понял тогдашний вице-президент Академии И. И. Грамоте он учился у дьячка, потом – в народном училище.
Общая установка мирискусников (Сомов, Головин, Бакст, Добужинский, Грабарь и др. ) – вселить в окружающем обществе любовь к самому существу искусства. Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. Учился у А. Г. Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства.
Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. Всего серия насчитывает 25 картин. Шейка чиста, Да без креста. Петрова Сватовство чиновника к дочери портного (1862, ГТГ), В. В. Его творчество обретает историческую конкретность, в нём усиливается критика различных проявлений социального гнёта, обостряется внимание к тяжёлой судьбе народа («Когда я городом задумчив я брожу », «Румяный критик мой » и другие). (.
В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. А. Степанов, П. М. Боклевский). Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. (Холст, масло) Эта картина изображает пьяную, усталую пару, выпивающую абсент. Был членом "Товарищества передвижников".
Полотно написано в 1865 г., в эпоху подъема демократического движения в России. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. Творческие интересы передвижников-пейзажистов были связаны с темой родной русской природы. Ф. Шопен: этюды, прелюдии, мазурки Л. Бетховен: концерты, сонаты, симфонии Вагнер: «Тангейзер», «Кольцо Нибелунга» Ф – Шуберт: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Д. Верди: «Аида» Брамс: «Немецкий реквием», концерты Э Григ: «Пер Гюнт» Ж. Визе: «Кармен» Ф. Лист: «Годы странствий», «Венгерские рапсодии» М. Глинка: «Иван Сусанин» А. Даргомыжский: «Титулярный советник» М. Мусоргский: «Борис Годунов», «Картинки с выставки» Н. Римский-Корсаков: «Садко» П. Чайковский: «Евгений Онегин», симфонии А. Бородин: «Князь Игорь» А. Скрябин: «Поэма экстаза» С. Рахманинов: фортепианные концерты, прелюдии, этюды-картины. Отсюда и тема проекта – «Реальный мир Василия Григорьевича Перова». «Абсент» 1875-1876 гг.
Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Интерес к портрету всячески поощрялся в арзамасской школе (в общей сложности ее учениками было написано до двух тысяч портретов). Интерес к христологии среди художников демократического направления неслучаен. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников ХIХ-ХХ веков. Зато как педагог был в своем роде единственным. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать. » Чернышевского ) и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций.
Его учениками были С. Коровин, А. Архипов, М. Нестеров, А. Рябушкин и многие другие. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Этим определяется острая конфликтность, напряжённый драматизм романов Достоевского. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве.
Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы. Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849—1851), «Вдовушка» (1851 — 1852), «Анкор, еще анкор. » (ок.
Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально – освободительным или революционным движением (карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющееся растлевающему вниманию индивидуалистической морали (у Диккенса). Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. каждая поставленная точка разом меняет композицию». Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, выведение законов из натуры -это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок». И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий». Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. Сумерки», 1899).
С едким сарказмом бичует он безнравственность и ханжество духовенства в своих ранних произведениях «Сельский крестный ход на пасхе» (1861) и «Чаепитие в Мытищах» (1862). Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. Чистякова, которого вот таким образом и называли «всеобщим учителем».
Базаров ненавидит праздность, сибаритство, проявления барства. Творчество П. А. Формирование его граничит с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Картины Василия Григорьевича Перова всегда вызывали неоднозначный интерес.
П. А. Федотов Рацея (Объяснение картины Сватовство майора) Честные господа, Пожалуйте сюда. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Серова). На рисунках М. А.
Все началось с бунта 14 – отказа выпускников Академии художеств писать дипломную работу на тему скандинавского эпоса. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. )- Репин создал целую галерею портретов. Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Однако искусство Федотова развивалось своим путем.
В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. У него натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты: юмор и трагедия. Портрет – В. Перов (п-ты Достоевского, Островского)., А. Егоров, В. Шебуев, К. Брюллов, а также коллекцию «антических статуй и бюстов» и огромное количество рисунков самого разного плана, как учебных, так и творческих.
Ты теперь пиши красками – пора уже» или слова, сказанные матери Перова: «Ты, матушка, не беспокойся, Васенька не пропадет – у него талант из него выйдет художник это я тебе верно говорю», – не могли не оказать самого благотворного воздействия. Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»). Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина — картины «Не ждали» (1884–1888).
Перовский «Автопортрет» 1851 года соединяет в себе воспитанное ступинской школой строгое отношение к цвету, здесь почти монохромному, точный пластичный рисунок, свободную идущую от брюлловских портретов композицию и объясняемые только одаренностью, талантливостью лирические качества натуры художника, которые иногда ускользают при анализе его наследия, заслоняемые другими проблемами, но неотделимые от его творческой личности и определяющие человеческую проникновенность, эмоциональную неотразимость его зрелых холстов. При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). (. Восходящее солнце».
Перов, Мясоедов, Крамской и другие художники решили не отступать. Старший брат знаменитого художника. Как выглядела в ту пору Академия.
Работал в плакате и в книжной графике. Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий. Изображение процесса карточной игры можно отметить у Ларионова в работе Картежники (1906, ГТГ). Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок.
Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». «Хорошо, хорошо, – говорил он, когда хвалили его картины, - но думаю, что можно и могу лучше написать». В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета.
М. В. Новое слово сказали передвижники в реалистической пейзажной живописи, для которой характерна задушевность, «песенность», многогранность внутреннего содержания, национальный колорит, «очеловечивание» природы (Саврасов, Васильев, Куинджи, Шишкин, Левитан). Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте). Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович).
Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. Ближайший ученик. Получил в 1831 и 1832 годах малую и большую серебряные медали, а в 1835 г. за картину. В критическом реализме наметилась тенденция к полному преодолению риторики и дидактизма, наличествовавших в произведениях многих просветителей.
Он, безусловно, оказал влияние и на Перова. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Нельзя назвать удачными и исторические композиции Перова. И. С. Остроухов и другие художники.
Ларионова Зимний пейзаж с фигурой (1899, соб. «Сельский крестный ход на Пасхе». В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»)., чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства. Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник». Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В. Г. Перова «Проводы покойника» (ГТГ).
В 1860-1870-е гг. На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова.
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). Манера художника здесь несколько иная: мазок свободный, легкий, чистые цвета.
Касаткин, С. В. Иванов. В его альбомах сохранилось множество зарисовок. До сих пор к его творчеству проявляют внимание во всем мире. 16 вв., создатель мрачных мистических видений. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Будущие выставки должны были «передвигаться» по разным городам России, знакомить широкие массы с произведениями художников, организовать продажу картин. Чистякова заслуживает особого внимания.
Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова. Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы.
У истоков русского реализма XIХ века стоит А. С. Разнообразные виды пейзажа развивал в своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Обострение интереса к внешним проявлениям поведения и психологии человека не случайно. не терял с ним связь, продолжая пользоваться оригиналами, взятыми оттуда для копирования. С 1895 г. был.
у и С. Коровин Коровин Сергей Алексеевич Русский художник. Классицизм не исчез бесследно с появлением просветительского реализма, последний не прекратил своего существования с формированием романтизма, который в свою очередь сохранил силу своего воздействия в период широкой известности и славы Стендаля, Бальзака, Диккенса, Тургенева и других критических реалистов.
Да взманила, вишь, честь Не хочу, вишь, зятька с бородою. Чернышевского. Литература и живопись этой поры часто решают сходные задачи. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком.
Врубеля Семья Я. В. Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади. Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества.
Его любовь к Гоголю отразилась в ряде его рисунков: «Погребение Гоголя его героями», «Тарас Бульба», «П. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения. Важнейшим событием в русской культуре этого периода стало объединение группы художников во главе с А. Бенуа вокруг журнала «Мир искусства», организация ими выставок.
Как уже отмечалось, живопись той поры находилась в теснейшей связи с «властительницей дум» –литературой, вот почему иногда просто как прямые иллюстрации к литературным произведениям воспринимаются некоторые картины Перова, например, «На могиле сына» (1874, ГТГ) – как иллюстрация к роману Тургенева «Отцы и дети», «Проводы покойника» (1865, ГТГ) невольно ассоциируются с некрасовской поэмой «Мороз, Красный нос». Надо было готовиться к первой выставке, которую предполагалось открыть в Петербурге. Но Достоевский ищет выход из противоречий современности. Положив в основу произведения «мысль народную», писатель подверг критике тех, кто равнодушен к судьбе народа, родины и живёт эгоистической жизнью.
Основоположником русского демократического пейзажа по праву считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Чистяков учил «рисовать формой». Искусство не развивается путём революционных взрывов. Борьбу за воплощение социалистического идеала он ведёт с опорой на реальную действительность. Именно это видение и ощущение города у Федотова утвердится потом в работах Л. И. Эти черты проявились уже в первой половине 19 века в творчестве П. Делароша и О. Верне во Франции.
Зрелый мастер бытового жанра и глубокий психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист и как автор выдающихся портретов. На уроках МХК мы знакомились с творчеством многих русских художников. Она получила всеобщее признание современников и принесла Перову звание академика. События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии.
Он избежал этого. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашим сыном по духу».
Вся его внутренняя энергия сосредоточена на собирании сил для того, чтобы с достоинством пройти через страдания. Он находит теперь опору своему творчеству в реальной действительности. Художник, график. Необыкновенна была и его требовательность к себе как к художнику.
Он считает недостаточным ограничиваться облечением общественных пороков. Передовое искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей. Просветители (Д. Массовые аресты «народников», последовавшие за трагедией 1 марта 1881г.
В 1870 году создаётся «Товарищество передвижных художественных выставок». Одним из первых среди русских художников Перов воспринял эстетику революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, выдвинувших перед искусством задачу общественного служения, обосновавших его право на вынесение «приговора жизни». Это «Кочегар» (1878)— один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)— собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)— представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского.
Произведение отличает острое конфликтность. – В. Л. ) сколько-нибудь серьезной профессиональной выучки» и что ему помогала только «усиленная самостоятельная работа». В 1863 году было положено начало независимому от официальной опеки искусству («бунт 14»).
Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определил замысел таких картин, как «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Последний кабак у заставы» (1868). Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова.
А. К. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев.
Нидерландский художник 2 пол. Современные дети очень мало знают о культурном прошлом России. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Уж чего ж бы еще. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов.
Все это наблюдается в творческом наследии Перова. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Философия — с морализаторством.
Пукирова Неравный брак (1862, ГТГ), эскизе Л. И. Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников. Учился у профессора А. Е. Учился в Высшем. Даже уйдя из ступинского училища (из-за ссоры с одним учеником), Перов Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма.
Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Свои собственные художественные искания он изначально направил на то, что называл «серьезными интересами жизни».
В работах А. М. Впоследствии в опубликованном в 1881 году рассказе «Наши учителя» Перов Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Она произвела сильное впечатление на общественность. В произведениях 30-х годов («Ревизор» и другие) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в живописной традиции. Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция. Средневековая демонология сочетается у него с народным юмором. В. Г. Перов. Гоголь в 40-е годы относится критически к русской литературе романтического периода.
В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», «Птицелов», ). Пожалуй, чаще других писателей передвижников-иллюстраторов привлекали Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой. художники. Витте, К. П. Самым значительным из перечисленных выше произведений, безусловно, является картины В. В. В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим.
Третьяков, критиком – В. Стасов. была закончена знаменитая картина «Грачи прилетели», представленная вскоре на первой передвижной выставке.
передовые деятели русской культуры часто ассоциировали служение народу с мученическим подвигом Христа. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью.
В творчестве просветителей получило отражение бесправие народа, произвол князей, которые продавали подданных в другие страны. Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», ), быт городской бедноты («Тройка», ) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом», ). Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). И действительно, жесты персонажей картины помогают характеризовать человека, его психологическое состояние в настоящий момент (распростертые руки бывалого охотника, говорящие о том, что страшный рассказ дошел до кульминационного пункта забытая папироска в руках увлеченного молодого слушателя ироничный жест егеря, почесывающего затылок). С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам.
1861Холст, масло, 71, 5 x 89Государственная Третьяковская галерея» (1861). Ипрессионизм в скульптуреПонятие импрессионизм применяется также к скульптуре 1880–1910-х годов, обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (бронзовые статуэтки Дега) Дега Эдгар. Дега – французский художник, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Школа имела прекрасную библиотеку, коллекцию эстампов, музей, в котором наряду со случайными работами, заурядными копиями с второстепенных оригиналов находились портреты, выполненные такими мастерами, как Д. Левицкий Левицкий Дмитрий Григорьевич Известный русский художник 18 века. А затем передовые московские и петербургские художественные силы объединились в Товариществе передвижных художественных выставок (1870 – 1923 гг. ) Лидером был И. Н. В картине «Утопленница» (1867) скупыми живописными средствами и точно найденным композиционным решением художник придал заурядному эпизоду из «полицейской хроники» характер высокой человеческой трагедии. Особое место в социологическом реализме занимает «Что делать. » Н. Г. Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски.
Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной живописи. О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). Мане, К. Моне, К. Писар-ро). Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби.
Федотова (1815—1852) открывает этап критического реализма в русском искусстве. Перов был прекрасным педагогом, отстаивавшим принципы демократического искусства. Считается предтечей сюрреализма.
Почему при изучении темы «Реализм в искусстве» творчество Перова стоит на первом месте. Характерна и индивидуализация и тонкость передачи душевных состояний, находящихся в процессе смены и развития (чередование недоверия и улыбки на лице егеря, робость и восхищение в лице молодого охотника и т. д. ). Былинная мощь волжского утеса, на вершине которого притулилось сельское кладбище с одинокой часовенкой, необъятная ширина реки, грозные черные тучи, неумолимо надвигающиеся на крошечный пятачок земли с покосившимися крестами, все это для художника — олицетворение вечности, в которой, по его собственным словам, «потонули поколения и потонут еще». Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов.
К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. И это, не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. 1848 г. В 1853г. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. В 1843 году присвоено звание.
И эти традиции на поворотном пункте русской истории оказались для художников сильнее групповой замкнутости и частных эстетических проблем. В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем.
Многому научился Репин также у Крамского. Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьёзных противоречий времени. По его мнению, в «меркантильный век» имеют больше «электричества» «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь». Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). О. Кипренский: портреты В. Тропинин: «Кружевница» К. Брюллов: «Последний день Помпеи» А. Иванов: «Явление Христа народу» П. Федотов: «Сватовство майора», «Вдовушка» В. Перов: портреты Н. Те: «Тайная вечеря» И. Крамской: «Христос в пустыне» А. Саврасов: «Грачи прилетели» И. Левитан: «Тихая обитель», «Над вечным покоем» И. Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», В. Поленов: «Московский дворик» В. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин» В. Васнецов: «Богатыри» В. Маковский: «На бульваре» И. Шишкин: «Сосновая роща» А. Куинджи: «Берёзовая роща» К. Врубель: «Демон сидящий» В. Серов: «Девочка с персиками», «Пётр Первый» М. Ярошенко: «Курсистка». «Проповедь на селе», 1861 «Крестный ход на Пасхе», 1861 «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862). Прянишников, Л. И.
Судя по списку ранних работ, составленному на основании литературных источников ибо от этого времени сохранился лишь «Автопортрет» интересы юного Перова разнообразны. В нём всегда ощущается биение жизни, человеческого сердца и души. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. Томилиной-Ларионовой, Париж), М. Добужинского Окно парикмахерской (1906, ГРМ). Достоевского, А. Н. Соломаткина У забора (1879, Пермская государственная художественная галерея), М. Ф.
Уже тогда Ступин разглядел в нём «искру Божью», он говорил: «Васенька не пропадёт, у него талант из него выйдет художник». Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие.
Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Был членом «Союза русских художников». Но вместе с тем Чернышевский стремится преодолеть романтическую мечтательность. Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
Именно по таким улицам Петербурга бродят герои его произведений. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца. Путь русских передвижников был очень близок течению французских импрессионистов: у тех и других был общий враг – академизм, те и другие противопоставили ему реализм, современность, национальность, демократизм, раскрепощение творчества от условных канонов но результаты их деятельности оказались разными.
Но всем этим Федотов уже не мог довольствоваться. К рубежу 60–70-х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф. М. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж.
Реализм «Что делать. » имеет черты, сближающие его с романтизмом. Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов. Созданная молодым художником картина демонстрирует зрелость, самостоятельность его идейных и творческих принципов, прочность профессионального фундамента, за которым стояли практические занятия-штудии под руководством учителей и копирование, первые композиционные опыты и «напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил», характеризующие начало его трудного творческого пути. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники». Венецианова и в петербургской Академии Художеств (1834).
Социально-критические мотивы искусства шестидесятников получают в это время новое истолкование. Зная, кто изображен на портрете, можно понять, что скрыто за внешним аскетизмом образа. Сложности развития русской художественной жизни 1900-х годов коснулись и членов Товарищества. Вокруг Перова формировались художники-жанристы открыто социальной направленности.
Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Трагические мотивы не только не исчезают, но, напротив, ещё более усиливаются в творчестве писателя в 60-70х годов. Победоносцев, П. П. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.
Одних они приводили в восторг, другие, наоборот, подвергали их критике. Таково содержание этой картины. Бытовой жанр – В. Маковский («Свидание», «На бульваре»), Н. Ярошенко («Кочегар», «Всюду жизнь», «Курсистка»), Г. Мясоедов («Земство обедает»), В. Максимов («Все в прошлом»), В. Перов («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Последний кабак у заставы»). ) А вот извольте посмотреть: Вот сам хозяин-купец, Денег полон ларец Есть что пить и что есть.
Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. Вместе с Мясоедовым и другими художниками написал он о новом товариществе в Петербург Крамскому Крамской и петербургские художники с радостью приняли это предложение. Подъем общественной жизни не мог не захватить художественную молодежь. Восход солнца» дало термин «импрессионизм» (серии «Стога сена», «Руанский собор», «Кувшинки», «Дама в саду») О. Ренуар («Лягушатник», «Зонтики», «п-т Жанны Самари», ню) Э. Дега, художник, скульптор, график – не считал себя импрессионистом, но выставлялся вместе с ними, был близок творчески («Голубые танцовщицы», «Скачки», «Прачка», скульптура «Маленькая танцовщица») К. Писсарро («Бульвар капуцинок в Париже»), А. Сислей (пейзажи Иль –де-Франс), Б. Моризо – единственная женщина в первом поколении импрессионистов («Куст рябины», «На балконе») О. Роден – скульптор- импрессионист («Мыслитель», «Вечная весна», «Граждане Кале», п-т В. Гюго). В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы.
В 1871г. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Босх в многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч ("Искушение Св. Антония", Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи "Воз сена", "Сад наслаждений", "Поклонение волхвов" – все в Прадо, Мадрид "Корабль дураков", Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. «Мыслитель» (1880—1882 гг)- универсальный образ творца. Мастера: К. Моне – самый последовательный импрессионист, название его работы «Впечатление. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества.
Батальный жанр – В. Верещагин («Апофеоз войны», «Шипка-Шейново», «Тадж-Махал»). Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В более поздних произведениях, таких, как «Последний кабак у заставы», Перов достигает большой выразительной силы, причем исключительно живописными средствами, не прибегая к описательности. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства.
Реалистическое искусство Толстого ярко проявилось в романе эпопее «Война и мир». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Перов стал одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи, крупнейшим мастером критического реализма. Антропова, приехав туда ок.
В данном случае, например, реакция на нежданное появление раннего гостя, выраженная в мимике и пластическом развороте фигуры, можно сказать процитирована И. Е. Искусство-проповедь искусство-размышление легли в основу критического реализма. Салтыков-Щедрин полагал даже излишней третью фигуру – егеря. 15-н. Произошло это не случайно.
Но все его произведения объединяла правдивость изображения, реальность без прикрас. Вершиной реалистического изображения действительности стало творчество Л. М. Толстого. Русский реализм — в главном своем направлении никогда не опускался до «производства» хорошо сделанных холстов, не одухотворенных мыслью о человеке, болью за него, долгом, совестью, гражданственностью, величие его притязаний приводили его к незавершенности многих начинаний, срывам и падениям.
Критический реализм не ограничивается обличением безобразного. В ней война показана без прикрас изнутри, глазами непосредственного участника сражений. Но красота свадебного обряда, вдохновлявшая художников 40-х, 50-х годов, (отзвуки этой красоты мы обнаруживаем в Сватовстве майора Федотова), перестает ощущаться. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина.
Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). М. Васнецов «В кружале. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872).
Нестеров говорил, что в «Проводах покойника» Перов выступил «истинным поэтом скорби». Его также можно назвать и художником «детства». В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. «Поцелуй»-изображена целующаяся пары.
По свидетельству бывшего крепостного, выходца из училища И. Зайцева, «в школе различия между теми и другими никакого не было – жили, как говорится, душа в душу, один за другого готовы были умереть». непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Завершает серию символический образ огромной публицистической силы — знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871/1872).
В 1838 г. Зарянко получил от Академии звание свободного художника. Жена влюбилась в младшего брата мужа, но они были обнаружены и убиты ее мужем. И те и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории. Не повезло только скульптуре была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века. Василий Григорьевич – замечательный портретист (в основном писал портреты писателей того времени).
Тут всякий герой». Родился в селе Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области. Милле (Сборщицы колосьев 1857).
Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ века. Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе «Отцы и дети».
Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца.
Художник и педагог. В начале 90-х гг. В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. В художественной практике деятелей «Мира искусства» общей особенностью был ретроспективизм (пассеизм) – пристрастие к прошлому, но особого рода – через призму современного мироощущения.
Среди его листов встречаются как эскизы и наброски будущих картин, так и станковые рисунки. Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами. Ступина. Он много читал, хорошо знал русскую литературу. В ней изображен момент, когда Пилат, обращаясь к Христу, сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить торжество истины, вопрошает: «Что есть истина. » Христос не отвечает тирану, так как понимает, что постижение истины не дано человеку, лишенному веры.
Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». Они были продолжателями традиций Федотова и Перова (И. М. Уже в 1908 году Серов писал ему: «Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить». Врубель с гордостью называл себя чистяковцем.
Пейзаж – А. Саврасов («Грачи прилетели»), Ф. Васильев («В крымских горах»), И. Шишкин, И. Левитан («Март», «Владимирка». Ведущую роль играет портретное искусство, для которого характерны высокая гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения (Серов). Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство. Гоголь отмечает устарелость комедии с любовной тематикой. 1758. (.
Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в. ). – Волоцкого у., не сохр. ), где писал свои наиболее известные полотна "Гумно" (1821-23), "Спящий пастушок" (1823-24, обе в ГРМ, С., И. Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В рамках этой жанровой картины Перов создал один из проникновенных русских пейзажей. «Сам» так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться поприличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю. Соломаткин и др. ).
Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам. Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца. Название направления произошло от наименования картины К. Моне «Впечатление. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Весь замысел до конца раскрывается, по его мнению, уже на двух фигурах – рассказчика и молодого слушателя. Выйдя из Академии, они основали Петербургскую артель художников вроде коммун Чернышевского. Эта самостоятельность сразу же легла в русло строгих профессиональных критериев.
В изобразительном искусстве открываются новые пути художественного поиска, связанные с философским осмыслением жизни, выражением великой стихийной силы и самобытности русского народа, обращением к сказочно-былинному, ярко-праздничному пласту народной жизни (Рябушкин, Малявин, Врубель, Рерих, Кустодиев). Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел». Философия человеческой судьбы осмысливается Левитаном в изумительном по выразительности полотне «Над вечным покоем» (1893/1894). Туркестанской войне посвящена серия работ Верещагина «Варвары», рассказывающая о гибели небольшого русского отряда, захваченного врасплох противником, о средневековом варварстве нравов, царящих в бухарском военном стане.
Через год разрешение было получено, а затем был утвержден и устав товарищества. Врубеля, В. А. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова.
Музыка. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. граничит с именем Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Его истоки восходят к творчеству П. Федотова (1 п. 19 в. ), но в полной мере это направление раскрылось в творчестве художников – передвижников.
Тарновского за карточным столом (1887), Вечером за картами (1903-1904), Обдумывает ход (1903-1904), Момент игры (1903-1094), Группа играющих в карты (1903-1904) изображены различные моменты карточной игры.
За спиной купца столпились его жена и дочери. Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов.
Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время. Поздняя готика — с нарождающимся Северным Возрождением.
Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции. Стиль – критический реализм. Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом.
и Игроки. В борьбе за будущее он уповает на решённое, нравственное перевоспитание общества. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Начались бесконечные хлопоты. Перов горячо взялся за дело. Первым учителем художника был его отец. Дальний план картины растворяется в сгущающихся сумерках из которых зловеще появляются очертания птиц. Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский – тоже «академический» художник.
Реализм (от лат. Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др. ) эта тема получает разработку. Тургенева. Найти ответ на эти вопросы, думаю, я смогу, выполнив проект.
В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры.
Характеризуя метод Бальзака, Г. В. Егорова и посещал классы Академии Художеств в качестве вольноприходящего воспитанника. В условиях ускоренного развития русской литературы Пушкин как бы навёрстывает её прежнее отставание, прокладывает новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни талантам Возрождения. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности.
Человек, медленно умиравший от тяжелой болезни, создал оптимистичные, пронизанные горячим предзакатным солнечным светом или загадочным блеском луны, напоенные теплым воздухом картины родной природы, засыпающей, чтобы проснуться с новой силой («Летний вечер», 1899 «Стога. Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Гоголь и самого себя включает в число критикуемых им писателей. Толстой в своих произведениях изображает жизнь с позиции «стамиллионого земледельческого народа», как он сам любил говорить.
Но не так-то легко было в те годы получить разрешение на устройство такого товарищества. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. «Моему нраву не препятствуй» – читается во всей его самодовольной фигуре. В нём приплетаются судьбы людей самых разных воззрений, различного положения в жизни. Мясоедова Поздравление молодых в доме помещика (1861, ГРМ), Н. П. «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он. Учился в Киеве и Петербурге у А. П.
Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому извлекли пользу из своего ученичества. Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. Вклад Перова в русское искусство, значение его творчества огромны. Среди его учеников, . В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Он значительно шире захватил современную ему действительность.
Шедевры Федотова — портрет Н. П. Жданович за фортепиано (1849), «Свежий кавалер. Прошел творческий путь от карикатур и бытовых зарисовок. Одной из последних тем, которую мы проходили на уроках, была тема «Реализм в искусстве».
"Граждане города Кале» (1884 по 1888) бронзовая скульптура, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны. Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка» или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу наиболее известных. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. В ней нет никакого движения.
Пьеса весьма многозначна по своему содержанию. Волкова Прерванное обручение (1860, ГТГЛ Г. Г. Достоевский видит все беды, которые принёс с собой капитализм: хищництво, финансовые афёры, рост нищеты, пьянство, проституция, преступность и т. д. Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». В «Проводах покойника» (1865) внимание художника сосредоточено на глубоких переживаниях действующих лиц, переданных очень лаконичными образными средствами (согбенная фигура вдовы, сидящей в санях спиной к зрителю). Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др. ).
Огромный вклад писателя в мировую художественную культуру – результат не одной его гениальности, он также следствие его глубокой народности. В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность. Зимний день (1850, ГРМ) – единственное пейзажное полотно Федотова, которое сразу наводит на мысль о пейзаже Достоевского. Репиным в Не ждали (1883, ГТГ) (особенно, если иметь в виду, что первоначальное название федотовской картины было Не в пору гость, то есть, в сущности такое же не ждали). – не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века.
Судя по описи, составленной в 1847 году самим Ступиным, его собрание насчитывало более шести тысяч, как мы бы сейчас сказали, единиц хранения. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения. Советы Ступина: «Нет, батюшка, рисуй-ка карандашом, будь потверже в карандаше, а там начнешь и красками», его настойчивое требование «строгого рисования» и при этом умение «заметить в ученике искру божию», похвалить, поощрить его: «Хорошо, брат, хорошо.
Этот период характеризуется новым по сравнению с искусством передвижников отношением к проблеме человека и общества, определяемым тревожным и радостным предчувствием близких перемен в общественной жизни. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился 22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника.
Для создания ирреальности, нечеткости и Федотов в этюдах к Игрокам – Игрок, сидящий за столом Игрок, разминающий поясницу (1851-1852, ГРМ), Игрок, сжимающий голову руками (1851-1852, ГРМ), Потягивающийся игрок (1851-1852, ГРМ) и Врубель используют штриховку, позволяющую передать зыбкость, окружающего мира и, может быть, особое восприятие его их больным воображением. Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала. В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством.
Его целью является реальное и объективное воспроизведение предметов и объектов окружающего мира, с сохранением их типичных черт и особенностей. Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. В детстве на его мировоззрение повлияли убеждения отца, который был человеком образованным, общался с декабристами исповедовал передовые идеи, мечтал о справедливом обществе.
Милости просим, Денег не спросим: Даром смотри, Только хорошенько очки протри. Он видит её недостаток в том, что она не дала верной картины русской действительности. – В. Л. ) всеми возможными способами» 6 и принимал участие в судьбе многих ее учеников.
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры.
Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»). Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Отмена крепостного права в 1861 году открыла России путь капиталистического развития.
Русский критический реализм создал галерею образов борцов за народные интересы (у Тургенева, Некрасова). Вершина его реалистического творчества – «Мёртвые души».
В них художник обращал свой гнев против лицемерия духовенства. 1851). Художники-передвижники (Крамской, Перов, Репин, Суриков, Ге и др. ) обратились к бытовому жанру, как наиболее доступному широкому зрителю. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности.
1851Холст, масло, 77 х 59, 5Киевский национальный музей русского искусства» (1851), написанный в семнадцатилетнем возрасте, когда за плечами Перова было лишь около трех лет занятий (с перерывами) в Арзамасском училище А. Ступин Ступин Александр Васильевич Русский художник, педагог, организатор и руководитель арзамасской школы живописи (1802-1861) – первой в России провинциальной художественной школы. а. (убийством Александра II) подсказали художнику сюжет картины «Узник» (1882), в которой создан обобщающий образ революционера-разночинца. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия». Исторический жанр – Н. Н.
Федотовское направление (как говорили уже в 1850-х годах) — стало школой для мастеров русской реалистической живописи середины и второй половины XIX века. Он обращается к жанру: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик», копирует «Старика» К. Брюллова, «Цыганку», «Гречанку» (неизвестных авторов), пишет портреты отца и всех домашних. Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина – картины «Не ждали» (1884–1888).
Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сиреневых красок русского ненастья.
Это «Кочегар» (1878)– один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)– собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)– представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь. Эскиз Невеста (1867, ГТГ) и картина Свадьба (1872, ГТГ) Соломаткина в какой-то мере навеяны федотовским Сватовством майора. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. П. Петух со своим поваром». Мастер жанровой картины.
В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» -пошловатой красивостью. На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина живопись – женщина». Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде какой давало им современное ему буржуазное общество он со вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др.
Принцип социальности – эстетики критического реализма. Натурализм. Учился в петербургской Академии художеств.
Становление русской батальной живописи второй половины XIXв. Картина Завтрак аристократа (1850, ГТГ) покоряет блистательным живописным мастерством, точностью социально-психологической характеристики героя, незадачливого аристократа, виртуозной передачей многообразной красоты видимого мира и чистосердечным восторгом перед ней. С 1818-1819 почти постоянно жил в с. Сафонково (В. Жил и работал в Москве. у. Первым таким произведением явился «АвтопортретАвтопортрет. Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» и артелей художников ставило целью приблизить искусство к народу, активно участвовать в мобилизации сил для его освобождения.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Просветительская роль «Мира искусства» чрезвычайно велика и многогранна. Это 2 абсолютно обычных, потерявших надежду человека.
Попытка раскрыть богатство графического наследия передвижников в одной большой выставке, где могут быть показаны лучшие рисунки и акварели почти всех членов Товарищества, предпринимается сейчас впервые. Ге (Петр I допрашивает царевича Алексея, «Голгофа»), Репин, Суриков. Соломаткина Невеста (1867, ГТГ), тема брака приобретает социальную остроту.
Мастер исторической и портретной живописи. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона») нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка.
Владимир Егорович Маковский (1846–1920) окончил Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец. Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. Пейзажные работы их по своему-настроению перекликаются с лучшими страницами прозы И. С. Тургенева и поэзии Н. А. Некрасова. 1870-е годы – время, когда демократические тенденции в русском искусстве находят свое яркое выражение в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок. Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы.
Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. В картине «Московский дворик» (1878/1879) изображенный художником уголок старой Москвы с характерными приметами патриархального быта вырастает до типически обобщенного образа целой эпохи. Не контурами, не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве идя от общего к частному. Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.
Об этом начале мы и сегодня, несмотря на все усилия исследователей, знаем недостаточно и главными подтверждениями «непомерного труда» остаются его произведения, немногочисленные, но по качествам своим чрезвычайно серьезные, подготовившие «чудо» рождения новой живописи в «Сельском крестном ходе на пасхе».
Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Благодаря этому он сделался реалистом в самом смысле слова и его сочинения представляют собою незаменимый источник для изучения психологии французского общества времён реставрации и «Людовика-Филиппа». Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П. Там он провёл три года (с 1846 по 1849гг).
В тридцать восемь лет, Перов был знаменитым художником. Христос и Пилат» (1890).
Так, реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он, собственно и развился. Пукирева Неравный брак. С середины 80-х участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов.
В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. Его произведения проникнуты духом социальной сатиры. Васнецов. И. Е. Репин, вспоминая о своих встречах с И. Н. Крамским, писал: «Обыкновенно вечерами он рисовал черным соусом чей-нибудь портрет. Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»).
Пушкин. Рядом с «дворянским воспитанником», «арзамасским мещанином», «купецким сыном», «кантонистом» обучались крепостные (процент их был высок), вольноотпущенники. В колорите драматизм образа выражен через сопоставление холодных и теплых тонов. В портрете Ф. М. Достоевского Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула «уйти в себя». Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям.