Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Сам он говорит об этом так: «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе». Примечательна литография «Империя — это мир», на которой показано поле с крестами и надгробиями. Пукирова Неравный брак (1862, ГТГ), эскизе Л. И. Только в музыке судьба романтического направления сложилась по-иному. 1855-художник Густав Курбе открыл Павильон реализма-автопортреты, Похороны в Орнане.
Горькая ирония, граничащая с трагическим пафосом, сквозит в трех последовательно сменяющих друг друга эпизодах триптиха «На Шипке все спокойно», повествующего о забытом на посту замерзающем часовом. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). В нем все кажется необычным и непривычным: тема (похороны одного из обывателей маленького городка) и герои (мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, реалистично написанные). Искусство не развивается путём революционных взрывов. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи Война и мир (1863–1869 г. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма.
Первоначально предполагалось не вырисовывать каждое отдельное лицо — это видно из эскиза. Работница внимательно смотрит на свое изделие, однако ее мысли витают где-то далеко. Художник запечатлел самый трагический момент. kritike — суждение вынесение приговора и лат.
Так, «Похороны в Орнане» представляют собой крупноформатное полотно, необычное по замыслу и значительное по художественному мастерству. Такие требования, положенные в основу деятельности союзов художников, определяли круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей-картин и т. д. Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», ), быт городской бедноты («Тройка», ) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом», ). В человеке над всем должен господствовать разум». Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности.
В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Он считал, что этим достигается разнообразие и живость линий.
В художественной практике деятелей «Мира искусства» общей особенностью был ретроспективизм (пассеизм) – пристрастие к прошлому, но особого рода – через призму современного мироощущения. Такой принцип позднее найдет свое выражение в работах художников-импрессионистов.
В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина живопись – женщина». Васнецов. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Мане, К. Моне, К. Писар-ро). Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873.
В литературе, музыке и искусстве формируется романтизм. 1860). Вообще такое противоречие было вполне в духе той эпохи. Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель.
Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. 1834) прекрасно переданы солнечным свет, синева неба, прозрачность воздуха. Именно это видение и ощущение города у Федотова утвердится потом в работах Л. И.
Ф. Шопен: этюды, прелюдии, мазурки Л. Бетховен: концерты, сонаты, симфонии Вагнер: «Тангейзер», «Кольцо Нибелунга» Ф – Шуберт: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Д. Верди: «Аида» Брамс: «Немецкий реквием», концерты Э Григ: «Пер Гюнт» Ж. Визе: «Кармен» Ф. Лист: «Годы странствий», «Венгерские рапсодии» М. Глинка: «Иван Сусанин» А. Даргомыжский: «Титулярный советник» М. Мусоргский: «Борис Годунов», «Картинки с выставки» Н. Римский-Корсаков: «Садко» П. Чайковский: «Евгений Онегин», симфонии А. Бородин: «Князь Игорь» А. Скрябин: «Поэма экстаза» С. Рахманинов: фортепианные концерты, прелюдии, этюды-картины. Это «Кочегар» (1878)— один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)— собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)— представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь. Чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной "смиренностью" ("Ионыч", "Дама с собачкой") он создал новаторские пьесы ("Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад"). Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. Неудивительно, что Наполеона III Домье ненавидит с той же силой, что и Луи Филиппа. Министр Гизо провозглашает лозунг «Обогащайтесь. ».
Первая выставка открылась в 1871.
мастером была написана серия композиций под единым названием «Адвокаты». Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Надпись на первой могильной плите гласит: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем — «Погибшие у Седана 1870 г». Характерно, что уже в этой работе просматриваются особенности поздних живописных произведений Домье, в которых также единичное событие обобщается, придавая тем самым композиции монументальную выразительность в сочетании со «случайностью» выхваченного жизненного момента. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала».
Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. В произведениях 30-х годов («Ревизор» и другие) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества. Творческие интересы передвижников-пейзажистов были связаны с темой родной русской природы. Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Сурикова) (Приложение 2) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). Репиным в Не ждали (1883, ГТГ) (особенно, если иметь в виду, что первоначальное название федотовской картины было Не в пору гость, то есть, в сущности такое же не ждали).
Картина Завтрак аристократа (1850, ГТГ) покоряет блистательным живописным мастерством, точностью социально-психологической характеристики героя, незадачливого аристократа, виртуозной передачей многообразной красоты видимого мира и чистосердечным восторгом перед ней. Русский критический реализм создал галерею образов борцов за народные интересы (у Тургенева, Некрасова). Романтизм возник на фоне разлада идеала и действительности. Так, например, в 1840-х гг.
Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. Чернышевского Что делать. Женщина выглядит отрешенной от всех забот.
Там он одновременно посещал известную в то время мастерскую Сюиса, где упорно работал с живой натурой и Лувр, копируя старых мастеров и восхищаясь их работами. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Вместе с тем, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Иванова (В дороге. Художники-передвижники (Крамской, Перов, Репин, Суриков, Ге и др. ) обратились к бытовому жанру, как наиболее доступному широкому зрителю. Иванова).
Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. В борьбе за будущее он уповает на решённое, нравственное перевоспитание общества. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг.
Тема сватовства, обручения, брака, тесно связанная с размышлениями о женской доле, получила широкое распространение в русском искусстве. Критика вынесла свой приговор, охарактеризовав художника как человека «более опасного, чем Курбе». Всего серия насчитывает 25 картин. Характерна и индивидуализация и тонкость передачи душевных состояний, находящихся в процессе смены и развития (чередование недоверия и улыбки на лице егеря, робость и восхищение в лице молодого охотника и т. д. ).
Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. Музыка. Однако после посещения Италии (1825) его взгляды резко меняются и он начинает поиск иного подхода к действительности, что сказывается уже в ранних работах («Вид на Форум», 1826 «Вид Колизея», 1826).
Камиль Коро-пейзажи. Но с начала 1880 -х годов художник обращается к историческим, сказочным и былинным темам. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже – исторической живописи. Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»).
Репина, 1870-1873. Он выступал как форма ответной реакции на идеализацию, которая характерна для романтизма и классических принципов академизма. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. Уцелела лишь одна ветка, но и та не сдается и продолжает сопротивляться буре.
Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х г. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ). И действительно, его слова оказались пророческими. Иванова (В дороге.
Портрет и пейзаж-самые интересные поиски художники вели в этих жанрах. В этом отношении характерны такие произведения, как «Колокольня в Аржантёе», где нежная зелень окружающей природы и влажность воздуха очень тонко, но в то же время с большой достоверностью передают прелесть весны, «Воз сена», в котором ощутим радостный трепет жизни. К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина).
Главная характеристика полотен изображающих человеческие тела – это их чувственность, эмоциональность и натуралистичность. Врубеля, В. А. Становление русской батальной живописи второй половины XIXв. Так, в полотно «Дробильщики камней» (1849-1850) социальный смысл был заложен живописцем сознательно.
Щедрина. франсуа Милле-крестьянский мир-Сеятель, Сборщицы колосьев. Обычный бытовой мотив у Домье приобретает почти героические черты. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров – в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н.
В широком смысле слова он является своеобразным эстетическим стержнем культуры, который ощущался уже и в эпоху Возрождения – ренессансный реализм и в эпоху Просвещения – просветительский реализм. У всех есть мобильный телефон или автомобильный навигатор. С 1830-х гг. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому извлекли пользу из своего ученичества. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Критический реализм не ограничивается обличением безобразного.
Искусство романтизма ушла от понятия идеального и унифицированного определения красоты, чтобы дать свободный выход творческой силе индивидуальности. Прянишников, Л. И. Таковы картины С. А. Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в. ). Для усиления впечатления мастер обобщает представляемые образы. Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др. ) эта тема получает разработку.
К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. До первых мощных выступлений рабочего класса сущность буржуазного общества, его классовая структура во многом оставались загадочными.
В 1863 году было положено начало независимому от официальной опеки искусству («бунт 14»). Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби. Репиным и В. И. Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Касаткину (картина Углекопы.
Томилиной-Ларионовой, Париж), М. Добужинского Окно парикмахерской (1906, ГРМ). И хотя на этой картине зритель видит всего лишь крестьянина, опершегося на мотыгу, достаточно одного взгляда, чтобы почувствовать: он только что шел тяжелой поступью, ударяя своим инструментом о землю. Густав Курбе-Мстерская художника, Здравствуйте, господин Курбе. Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца. Нестеров говорил, что в «Проводах покойника» Перов выступил «истинным поэтом скорби».
Произведения романтизма отличаются яркой и оригинальной формой, они часто наполнены меланхолией, чувством «мировой скорби», ностальгией по прекрасному прошлому. В колорите драматизм образа выражен через сопоставление холодных и теплых тонов. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ).
Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. в кругах буржуазной публики отмечается подъем интереса к творчеству художника. Просветительская роль «Мира искусства» чрезвычайно велика и многогранна.
Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А. На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление – веризм (итал. Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски. Недаром в одном из писем 1962 г. Милле отметил: ««Человек с мотыгой» принесет мне критику многих людей, которые не любят, когда их занимают делами не их круга, когда их беспокоят». Разнообразные виды пейзажа развивал в своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927).
В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). Стилистика романтизма вытекает из потребности адекватно выразить всю гамму переживаний человека – отсюда широкое использование метафор, символов. В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», «Птицелов», ). Каспар Давид Фридрих-самый крупный.
«Сельский крестный ход на Пасхе». Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. В картине «Московский дворик» (1878/1879) изображенный художником уголок старой Москвы с характерными приметами патриархального быта вырастает до типически обобщенного образа целой эпохи. Для создания ирреальности, нечеткости и Федотов в этюдах к Игрокам – Игрок, сидящий за столом Игрок, разминающий поясницу (1851-1852, ГРМ), Игрок, сжимающий голову руками (1851-1852, ГРМ), Потягивающийся игрок (1851-1852, ГРМ) и Врубель используют штриховку, позволяющую передать зыбкость, окружающего мира и, может быть, особое восприятие его их больным воображением. Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В.
километров. К середине 19 века складывается реализм (критический реализм) исследовавший личность человека в неразрывной связи с социальным положением в современном ему обществе. В конце 18-начале 19 веков угасает интерес к античности. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Натурализм. Смена, 1895, ТГ).
Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ века. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма.
В литературе, музыке и искусстве формируется романтизм. Чистякова заслуживает особого внимания. В 1923 году Товарищество передвижных художественных выставок фактически слилось с Ассоциацией художников революционной России (АХРР) – наиболее крупном объединении художников-реалистов 1920 -х годов и прекратило свое самостоятельное существование.
Его не удовлетворяет преимущественно обличительная направленность его прошлой литературной деятельности. Литература и живопись этой поры часто решают сходные задачи. Волкова Прерванное обручение (1860, ГТГЛ Г. Г. В 1863 году выходит повесть Казаки, ставшая важным этапом в его творчестве.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. )- Репин создал целую галерею портретов. Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина — картины «Не ждали» (1884–1888). В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ).
Он сам говорил о том, что слышит голоса деревьев и понимает их. Но вы видите, что на самом деле поворот вы уже проехали. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х г. И. Е. Откликаясь на эти события, Домье создает Ратапуаля — хитрого бонапартистского агента и предателя.
Соломаткина У забора (1879, Пермская государственная художественная галерея), М. Ф. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. В начале 90-х гг. Справа отчетливо вырисовывается голова мертвого старика. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.
Обращение к современности во всех ее проявлениях стало основным требованием этого худ. течения. Буржуа таковы.
Выделение из бытового жанра пейзажа и портрета (например, в «Приезде гувернантки в купеческий дом»), значение которых возрастает, особенно в следующие, 70-е годы, знаменательно в творчестве Перова, в котором, по справедливому замечанию исследователей, структурно оформились важнейшие жанры реалистического искусства. Вершиной реалистического изображения действительности стало творчество Л. М. Толстого. Данное полотно описывало войну Греции за независимость.
Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923. Развивалась русская национальная музыкальная школа. Тарновского за карточным столом (1887), Вечером за картами (1903-1904), Обдумывает ход (1903-1904), Момент игры (1903-1094), Группа играющих в карты (1903-1904) изображены различные моменты карточной игры.
Это вызвано тем, что в самом лучшем случае бытовой навигатор дает точность местоопределения не лучше 5 метров, а обычно – в пятне от 10 до 100 метров (в зависимости от многих условий). И это, не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Реализм основан на видимом сходстве, подобии образа и действительности, но реалистическое творчество — это не мелочно-протокольное, бездумное копирование натуры, а сознательный отбор основных, определяющих черт изображаемого, проникновение в его сущность, значительность и глубина идей, образов.
Ярошенко). Владимир Егорович Маковский (1846–1920) окончил Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец. Картины эти имели неизменный успех, но в них не было уже прежней публицистической остроты, большого общественного содержания. Туркестанской войне посвящена серия работ Верещагина «Варвары», рассказывающая о гибели небольшого русского отряда, захваченного врасплох противником, о средневековом варварстве нравов, царящих в бухарском военном стане.
Чернышевского. Это привело к тому, что полноценно работать в области политической сатиры стало невозможно. Чистяков учил «рисовать формой». Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ.
Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе Дворянское гнездо (1858. ). Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. Христос и Пилат» (1890). Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, выведение законов из натуры -это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок». Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров.
В произведениях, выставленных в следующем Салоне (1850-1851), его дерзость идет еще дальше. Его учениками были С. Коровин, А. Архипов, М. Нестеров, А. Рябушкин и многие другие. Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Подобный эффект можно увидеть в таких полотнах, как «Выход из школы» (ок. Наследие его огромно.
(убийством Александра II) подсказали художнику сюжет картины «Узник» (1882), в которой создан обобщающий образ революционера-разночинца. Способом выражения этих настроений стал символизм. Помимо этого, он работает в портретном жанре (чаще всего моделью является он сам) и пишет полотна на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерью», 1841).
Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Способом выражения этих настроений стал символизм. Многие передвижники молодого поколения стали членами АХРР и участниками ее выставок.
Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Так, произведения, направляемые в Салон (среди которым «Агарь в пустыне», 1845 «Гомер и пастушки», 1845), говорят о том, что художник не только обращается к античным сюжетам, но и сохраняет композицию классического пейзажа, что тем не менее не мешает зрителю узнать в изображенной местности черты французского ландшафта.
Произведения Шишкина «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884), «Утро в сосновом лесу» (1889) и многие другие получили широкое признание. Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Например, в листе под названием «Это убило то» он дает зрителю понять, что избрание Наполеона III положило начало многим бедам.
Домье вместе с художником Травьесом создает серию литографий под названием «Французские типы» (1835-1836). Он считает недостаточным ограничиваться облечением общественных пороков. Врубеля Семья Я. В. Следующий роман Л. Н. Толстого – Анна Каренина (1874–1876 г. ). Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» и артелей художников ставило целью приблизить искусство к народу, активно участвовать в мобилизации сил для его освобождения.
Новое видение мира было названо реализмом. Вершина его реалистического творчества – «Мёртвые души».
В произведениях просветителей большое место занимает образ развращённого аристократа, не признающего никаких ограничений своим чувственным вожделениям. У истоков русского реализма XIХ века стоит А. С. В этом произведении художник всем своим талантом показал волнующий образ народа. Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий. Героизация личности, страдание и гибель героя в борьбе за свободу и справедливость – центральная тема прогрессирующего романтизма. В них художник обращал свой гнев против лицемерия духовенства.
Тенденция реалистичности мышления проявляется по-разному и в разных видах и жанрах искусства. Романтики, по его мнению, часто неслись «выше общества», а если, опускались к нему, то разве за тем только, чтобы хлестнуть его бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомств.
Глубокий психологизм, т. е. «Проповедь на селе», 1861 «Крестный ход на Пасхе», 1861 «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862). Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872).
Серова). была закончена знаменитая картина «Грачи прилетели», представленная вскоре на первой передвижной выставке. Уже ранние его работы отразили обличительную направленность русской жанровой живописи 1860-х гг. Ларионова Зимний пейзаж с фигурой (1899, соб.
В результате у него получались фигуры, отличающиеся предельной объемностью. Он видит её недостаток в том, что она не дала верной картины русской действительности. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте). Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др.
1917 год стал годом перемен и для художников-передвижников. Эти тенденции обусловили такие черты, как поверхностность в изображении событий и пассивное копирование второстепенных подробностей. Реализм (от лат. Таково содержание этой картины.
Былинная мощь волжского утеса, на вершине которого притулилось сельское кладбище с одинокой часовенкой, необъятная ширина реки, грозные черные тучи, неумолимо надвигающиеся на крошечный пятачок земли с покосившимися крестами, все это для художника — олицетворение вечности, в которой, по его собственным словам, «потонули поколения и потонут еще». Недаром в пояснении к картине Курбе писал: «Так начинают и так кончают». Образ, представленный Домье, вызывает у зрителя двойное чувство: ощущение ужаса от содеянного и негодующий протест. Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Зато как педагог был в своем роде единственным. Художественная ориентация реализма определила особенности его творческого метода.
Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. (картина Расстрел С. В. Они обращались и к русской литературе.
Для Христа изображенного Крамским, нет альтернативы крестному пути, нет колебаний и выбора. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Современник печатал рассказы один за другим.
В этих картинах появляются те же гротескные образы, что и в графических работах Домье. Нужно заметить, что Курбе не сразу пришел к такой композиции. Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики.
Каспар Давид Фридрих-самый крупный. Петрова Сватовство чиновника к дочери портного (1862, ГТГ), В. В.
Особое место в социологическом реализме занимает «Что делать. » Н. Г. Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Свои собственные художественные искания он изначально направил на то, что называл «серьезными интересами жизни». Первая выставка состоялась в 1871 году, а расцвет движения пришелся на 80 -е годы 19 века. Серьезным было также влияние прозаических жанров литературы на другие виды искусства – прежде всего на графику, в которой широкое развитие получили сатирические и юмористические формы, а затем и на живопиcь прозаический бытовой жанр начинает вытеснять поэтически возвышенные жанровые формы (изображение сцен сельскохозяйственного и фабричного труда). Г-н Курбе пишет буржуа».
Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде какой давало им современное ему буржуазное общество он со вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. Все творчество художника пронизано живым ощущением природы. М. В.
(автора романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье", трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность") оказало огромное влияние на мировую литературу. Драматизм усиливается благодаря резкому контрасту света и тени. В творчестве А. П. В правдивых, страстных образах, рожденных гражданским, патриотическим чувством, они показывали страдания русского народа под гнетом помещичье-буржуазного государства. Со временем рисунок Домье несколько трансформируется, штрих становится более выразительным. Термин «реализм» был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг.
Абсолютно противоположное настроение наблюдается в программной композиции Милле «Человек с мотыгой», выставленной в Салоне 1863 г. То, что это произведение стоит особняком от всего, что уже было написано, осознавал и сам автор. Гениальное творчество Толстого Л. Н. Перов был прекрасным педагогом, отстаивавшим принципы демократического искусства. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).
Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В немецком романтизме преобладают мистические и религиозные настроения и образы. Этот лист красноречиво свидетельствует о том, что империя Наполеона III не принесла французам ничего, кроме смерти.
В рамках этой жанровой картины Перов создал один из проникновенных русских пейзажей. Филипп Отто Рунге-художник, теоретик искусства, »цветовой круг», портреты. Основоположником русского демократического пейзажа по праву считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897).
Героизация личности, страдание и гибель героя в борьбе за свободу и справедливость – центральная тема прогрессирующего романтизма. Столь же высока сила воздействия и в произведениях, раскрывающих роль рабочих в борьбе с угнетателями: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики.
Репиным и В. И. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. граничит с именем Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Он находит теперь опору своему творчеству в реальной действительности. Густав Курбе-Мстерская художника, Здравствуйте, господин Курбе. Салтыков-Щедрин полагал даже излишней третью фигуру – егеря.
Соломаткина Невеста (1867, ГТГ), тема брака приобретает социальную остроту. В XIX в. всемирную славу получил русский балет. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Уже в 1908 году Серов писал ему: «Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить». Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать. » Чернышевского ) и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Не контурами, не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве идя от общего к частному.
Сам Домье это прекрасно осознает и начинает работать в жанре карикатурного портрета, при этом он пользуется весьма своеобразным методом: сначала вылепливает портретные бюсты (в которых характерные черты доводятся до гротеска), которые потом будут его натурой при работе над литографией. Характерная черта этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить «приговор» явлениям общественной жизни. Новое слово сказали передвижники в реалистической пейзажной живописи, для которой характерна задушевность, «песенность», многогранность внутреннего содержания, национальный колорит, «очеловечивание» природы (Саврасов, Васильев, Куинджи, Шишкин, Левитан). Саврасова, А. И.
Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Как выглядела в ту пору Академия. Но впоследствии замысел изменился и образы приобретают явно портретные черты. Окружающая человека социaльнaя среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не руководствоваться своей «свободной» волей. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям культуры только в середине XIX в. Тогда французский литературный критик Жан Шанфлери употребил это понятие для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму.
Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный встать с дивана Илья Ильич Обломов (Обломов, 1859. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский (Обрыв, 1869. ). Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", "Помпадуры и помпадурши", "Пошехонская старина") в его произведении "История одного города" создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психо-логическим романе "Господа Головлевы" изображен духовный и физический распад дворянства. РМ) (Приложение 1), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Новое видение мира было названо реализмом.
Федотов, В. Г. Делекруа-истиный вождь романтизма-Резня на хеосе, Свобода на баррикадах, Портрет жорж санд. К их мнению прислушивались. Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский – тоже «академический» художник. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке (Преступление и наказание, Братья Карамазовы, Бедные люди, Идиот).
Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Так, например, в пастели «Осень, отлет журавлей» (1865-1866) жест девушки-пастушки, наблюдающей за полетом журавлиной стаи, вот-вот должен измениться а если взглянуть на композицию «Гуси», выставленную в Салоне 1867 г., то кажется, что еще мгновение — и мерцающий свет переменится. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. он работает также в живописи и акварели, но для его ранних живописных работ («Гравер», 1830-1834 автопортрет, 1830-1831) характерно отсутствие выработанной манеры порой их бывает трудно отличить от произведений других художников.
Репин (Мусоргского, Толстого), В. Г. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского (Свои люди – сочтемся, Доходное место, Женитьба Бальзаминова, Гроза и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия Свадьба Кречинского, Дело, Смерть Тарелкина). Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Реалистическое искусство Толстого ярко проявилось в романе эпопее «Война и мир». Вскоре Курбе приходит к тональной живописи и моделировке объемов светом. Витте, К. П. Данное обстоятельство показалось современной живописцу публике неслыханной дерзостью.
Для этого они избегали симметричных изображений. Зимний день (1850, ГРМ) – единственное пейзажное полотно Федотова, которое сразу наводит на мысль о пейзаже Достоевского. Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально – освободительным или революционным движением (карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющееся растлевающему вниманию индивидуалистической морали (у Диккенса). Манера художника здесь несколько иная: мазок свободный, легкий, чистые цвета.
Недаром одни современные критики прозвали ее «прославлением безобразного», а другие, наоборот, старались оправдать автора, ведь «не вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта. 1852 «Любопытствующие у витрины», ок. До Репина подобного глубоко потрясающего, трагичного сюжета никто не смел брать.
Оставаясь верными основным заветам передвижничества, участники ТПХВ из нового поколения мастеров расширяют круг тем и сюжетов, призванных отражать изменения, происходившие в традиционном укладе русской жизни на рубеже XIX и XX вв. В какой-то момент он говорит «Поверните направо». Пьеса весьма многозначна по своему содержанию. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. Драма человеческих отношений, в которых тесно сплетаются и борются между собой любовь и неприятие, особенно ярко показана образами революционера и его матери. Пукирева Неравный брак. Реализм раскрывает свою подлинную сущность лишь при условии, если искусство рассматривается писателями как отражение действительности.
Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день. Толстой в своих произведениях изображает жизнь с позиции «стамиллионого земледельческого народа», как он сам любил говорить. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма Кому на Руси жить хорошо, 1866–1876 г. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Именно таким образом была создана литография «Законодательное чрево» (1834), на которой представлена следующая картинка: прямо перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, расположились министры и члены парламента Июльской монархии. Гоголь в 40-е годы относится критически к русской литературе романтического периода.
В полотнах «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1898) воплощены мечты народа о счастье, стремлении к лучшей жизни, героические и патриотические традиции. Они работали в различных жанрах: исторический, пейзажный, портретный. Важнейшим событием в русской культуре этого периода стало объединение группы художников во главе с А. Бенуа вокруг журнала «Мир искусства», организация ими выставок. Родился в Париже в 1796 г. Был учеником А. Мишаллона и Ж. В. Бертена — художников-академистов. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти.
Вместе с тем Курбе удалось передать общность настроения, созданного музыкой, которую слушают герои картины. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона») нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Реализм в литературе Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Успех пришел к художнику в начале 1840-х благодаря портретным работам («Автопортрет», 1841 «Мадемуазель Оно», 1841 «Арман Оно», 1843 «Делез», 1845). Венецианова, пейзажам С. Ф. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Портрет и пейзаж-самые интересные поиски художники вели в этих жанрах.
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. Так, раскрывая понятие «реализм», он прямо заявляет о своих целях: «Быть в состоянии передавать нравы идеи, внешний вид моей эпохи согласно моей оценке — одним словом, создать искусство живое — такова была моя цель». приезжали многие французские художники для изучения натуры. Касаткина и др. В изобразительном искусстве открываются новые пути художественного поиска, связанные с философским осмыслением жизни, выражением великой стихийной силы и самобытности русского народа, обращением к сказочно-былинному, ярко-праздничному пласту народной жизни (Рябушкин, Малявин, Врубель, Рерих, Кустодиев).
Тургенева. Милле (Сборщицы колосьев 1857). 1853-1855), «Вагон третьего класса» (ок.
Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Но красота свадебного обряда, вдохновлявшая художников 40-х, 50-х годов, (отзвуки этой красоты мы обнаруживаем в Сватовстве майора Федотова), перестает ощущаться. На рисунках М. А. Обострение интереса к внешним проявлениям поведения и психологии человека не случайно.
Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьёзных противоречий времени. По его мнению, в «меркантильный век» имеют больше «электричества» «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь». В этом отношении показательно творчество В. М. Васнецова. Хотя на протяжении 1850-1860-х гг. Семенов Тян-Шанский.
Касаткина и др. Любимым же эффектом Домье является контражур, при котором на светлом фоне затемняется первый план («Перед купанием», ок. Первые его работы, созданные для продажи, были выполнены в манере А. Ватто и Ф. Буше, называемой maniere fleurie, что означает «цветистая манера». Его творчество обретает историческую конкретность, в нём усиливается критика различных проявлений социального гнёта, обостряется внимание к тяжёлой судьбе народа («Когда я городом задумчив я брожу », «Румяный критик мой » и другие).
Термин «реализм» употребляется в двух значениях — широком и узком. Они были продолжателями традиций Федотова и Перова (И. М. В обличительной манере исполнены и другие серии литографий: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Пасторали» (1845-1846). Его целью является реальное и объективное воспроизведение предметов и объектов окружающего мира, с сохранением их типичных черт и особенностей. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
В ней изображен момент, когда Пилат, обращаясь к Христу, сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить торжество истины, вопрошает: «Что есть истина. » Христос не отвечает тирану, так как понимает, что постижение истины не дано человеку, лишенному веры. В прекрасных творениях И. С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян ("Записки охотника"), образы "лишних людей" и новых героев эпохи ("Отцы и дети", "Рудин"), самоотверженность русских женщин ("Накануне", "Дворянское гнездо").
Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года. Самым значительным из перечисленных выше произведений, безусловно, является картины В. В. Так что точек схода между «передвижниками» и Академией было достаточно и это понял тогдашний вице-президент Академии И. И. В нём всегда ощущается биение жизни, человеческого сердца и души. Базаров ненавидит праздность, сибаритство, проявления барства. С середины 80-х участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов.
Товарищество многим было обязано критику В. В. Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной живописи. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс – крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. Гоголь отмечает устарелость комедии с любовной тематикой.
Картина создают образ томительного беспокойства. Художник рисует множество антимилитаристских сатир («Мир проглатывает шпагу» и др. ). Прекрасный знаток леса, художник очень точно передает строение, породу, масштабы каждого дерева («Лес Фонтенбло», 1848-1850 «Дубы в Агремоне», 1852). В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением.
В романе показана ложь и абсурд, лежащая в базе отношений внутри дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели. Филипп Отто Рунге-художник, теоретик искусства, »цветовой круг», портреты. В искусстве русских передвижников была заложена тенденция к повышенной экспрессии, к душевному гиперболизму их влекла «драма жизни», впечатления природы, дух истории. Именно по таким улицам Петербурга бродят герои его произведений.
В 1870 году создаётся «Товарищество передвижных художественных выставок». Следующая работа, также выставленная в салоне, была не менее жестокой и бросала вызов тем же критикам, которые не могли спокойно смотреть на изображенные ужасы. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). В 1892 г. она была передана в дар Москве. Все основные исторические картины художника, среди которых «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1906) — выставлялись на передвижных выставках и имели огромный успех у зрителей и критики.
Просветители (Д. Не повезло только скульптуре была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века. С самого детства юный Милле был окружен атмосферой трудолюбия и благочестия. Чистякова, которого вот таким образом и называли «всеобщим учителем».
Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Тень от обеих фигур сливается в единое пятно. Однако Курбе не останавливается на достигнутом. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Сумерки», 1899).
Третий великий роман великого писателя – Воскресение (1889–1899 г. ), названный Р. Ролланом одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании. Крест в горах, Аббатство в дубовой роще, Монастырско кладбище, Крушение Надежды во льдах. Крупным явлением в русской живописи стала картина И. Е. Репина «Бурлаки», написанная в 1873 году.
С 1860-х гг. Принцип социальности – эстетики критического реализма. В немецком романтизме преобладают мистические и религиозные настроения и образы., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Прибыв в Париж, художник поступил в мастерскую к Деларошу. Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. Вокруг Перова формировались художники-жанристы открыто социальной направленности.
Первоначально это были преимущественно городские виды и композиции с архитектурными памятниками Италии, куда он вновь отправляется в 1834 г. Так, например, в пейзаже «Утро в Венеции» (ок. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Кипренского и В. А. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. И те и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории.
Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Ге 1890-х гг. ). Он изображает предрассветную пору или грустные сумерки, предметы в его полотнах окутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакивают формы, усиливают серебристую воздушность.
Людьми в то время двигала жажда получения новой информации, стремление к познанию мира и открытию неизвестного. Серьезным было также влияние прозаических жанров литературы на другие виды искусства — прежде всего на графику, в которой широкое развитие получили сатирические и юмористические формы, а затем и на живопиcь прозаический бытовой жанр начинает вытеснять поэтически возвышенные жанровые формы (изображение сцен сельскохозяйственного и фабричного труда). Третьяков сделал свою галерею картин публичной. Поэзией и сентиментальной мечтательностью проникнуто полотно «После обеда в Орнане» (1849).
Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Мальчик был очень сообразительным и его одаренность заметил местный священник. 1855-художник Густав Курбе открыл Павильон реализма-автопортреты, Похороны в Орнане. Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Архипова, Н. А.
художники. Поленов. Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии.
Но вместе с тем Чернышевский стремится преодолеть романтическую мечтательность. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко). Прекрасные портреты писали также И. Е. Романтизм возник на фоне разлада идеала и действительности.
Камиль Коро-пейзажи. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца. По выражению картины «Бурлаки» И. Е. Репин — значительный, могучий художник и мыслитель. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям культуры только в середине XIX в. Тогда французский литературный критик Жан Шанфлери употребил это понятие для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму.
Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. Философия человеческой судьбы осмысливается Левитаном в изумительном по выразительности полотне «Над вечным покоем» (1893/1894). Ведущую роль играет портретное искусство, для которого характерны высокая гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения (Серов). Брюллова, О. А.
В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Примечательна еще одна известная литография Домье, выполненная в 1871 г., где на фоне грозного и пасмурного неба чернеет изуродованный ствол мощного когда-то дерева. Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н. Интерес к христологии среди художников демократического направления неслучаен.
франсуа Милле-крестьянский мир-Сеятель, Сборщицы колосьев. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870. Человек, медленно умиравший от тяжелой болезни, создал оптимистичные, пронизанные горячим предзакатным солнечным светом или загадочным блеском луны, напоенные теплым воздухом картины родной природы, засыпающей, чтобы проснуться с новой силой («Летний вечер», 1899 «Стога. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю.
Горячий желто-красный колорит Свадьбы придает всей картине зловещий и тревожный характер, подобный прием использовал и Федотов в своих работах, например, Анкор, еще анкор. Формирование его граничит с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В более поздних произведениях, таких, как «Последний кабак у заставы», Перов достигает большой выразительной силы, причем исключительно живописными средствами, не прибегая к описательности. Врубель с гордостью называл себя чистяковцем.
Это стремление прослеживается и в дальнейших работах Курбе. Положив в основу произведения «мысль народную», писатель подверг критике тех, кто равнодушен к судьбе народа, родины и живёт эгоистической жизнью. В работах А. М. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью. Вот таким образом все фигуры даны при резком освещении (известно, что, работая над этой композицией, мастер ставил бюсты-модели под яркий свет лампы).
В других листах он обращается к теме буржуазной благотворительности («Современная филантропия», 1844-1846), продажности французского суда («Деятели правосудия», 1845-1849), напыщенного самодовольства обывателей (лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке», входящий в серию «Салон 1857 года»). Вот таким образом свет и колорит в его пейзажах чаще всего носят условный характер. Соломаткин и др. ). В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашим сыном по духу».
Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. Русская действительность предстаёт в них своей мертвенности, неподвижности. Практически все люди, реально проживающие в одном из домов на улице Транснонен (в том числе дети и старики), были убиты за то, что кто-то из рабочих осмелился выстрелить в полицейского. В 1853г. Достоевского, А. Н. Позднее наблюдается оттачивание стиля, разработка определенных тем.
При работе на холсте художник часто прибегает к крупному плану изображая самые необходимые предметы и лишь намечая детали интерьера. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. На первых передвижных выставках в 1870 -е годы он выступал как художник-жанрист («С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878).
Художник старается направить внимание зрителя на вылепленные светом лица. Федотова повествуют о жизни маленького человека в условиях крепостнической России.
Под листом стоит характерная подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния.
Он избежал этого. Шишкина) (Приложение 2),, героические страницы национальной истории (творчество В. И.
Все это не только не приветствовалось, но, наоборот, вызвало бурю негодований, что, впрочем, не остановило художника. К началу 1870-х г. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. В нём приплетаются судьбы людей самых разных воззрений, различного положения в жизни.
Показательно предисловие, написанное автором к каталогу этой своеобразной выставки. Здесь в столкновении противоположных характеров и мировоззрений он раскрыл подлинно человеческую трагедию непонимания между близкими людьми, жестокую дилемму отеческой любви и всеобщего блага, раз и навсегда разрешенную в христианстве. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие). Родина-германия. В таком духе выполнена картина «Ноша» имеющая несколько вариантов.
Стасову и П. М. Таковы картины С. А. Передовое искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей. Завершает серию символический образ огромной публицистической силы — знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871/1872). В картине «Бабушкин сад» (1879) Поленов первым из передвижников обратился к теме уходящего дворянского прошлого России.
Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. В 1871г. Мясоедова Поздравление молодых в доме помещика (1861, ГРМ), Н. П. XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах. Характеризуя метод Бальзака, Г. В. Зачем это нужно.
Изображение процесса карточной игры можно отметить у Ларионова в работе Картежники (1906, ГТГ). Жанровые сцены П. А. Н. А. Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А. Н. Островского "Снегурочка".
Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. На первом полотне изображены революционные события и участвующие в них люди. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами.
И действительно, жесты персонажей картины помогают характеризовать человека, его психологическое состояние в настоящий момент (распростертые руки бывалого охотника, говорящие о том, что страшный рассказ дошел до кульминационного пункта забытая папироска в руках увлеченного молодого слушателя ироничный жест егеря, почесывающего затылок). В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Появление данного направления во французской живописи в первую очередь граничит с именем художника Гюстава Курбье.
Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Этим определяется острая конфликтность, напряжённый драматизм романов Достоевского.
В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Трагические мотивы не только не исчезают, но, напротив, ещё более усиливаются в творчестве писателя в 60-70х годов. Это событие имело свою предысторию. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры. Создавая автопортреты, Курбе несколько романтизирует свой облик («Раненый», 1844 «Счастливые влюбленные», 1844-1845 «Человек с трубкой», 1846). Герои настолько близко придвинуты к раме, что видна лишь часть фигур.
В. Г. Перов. О. Кипренский: портреты В. Тропинин: «Кружевница» К. Брюллов: «Последний день Помпеи» А. Иванов: «Явление Христа народу» П. Федотов: «Сватовство майора», «Вдовушка» В. Перов: портреты Н. Те: «Тайная вечеря» И. Крамской: «Христос в пустыне» А. Саврасов: «Грачи прилетели» И. Левитан: «Тихая обитель», «Над вечным покоем» И. Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», В. Поленов: «Московский дворик» В. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин» В. Васнецов: «Богатыри» В. Маковский: «На бульваре» И. Шишкин: «Сосновая роща» А. Куинджи: «Берёзовая роща» К. Врубель: «Демон сидящий» В. Серов: «Девочка с персиками», «Пётр Первый» М. Ярошенко: «Курсистка». Выход их вызвал большой общественный резонанс. Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе «Отцы и дети».
Благодаря этому он сделался реалистом в самом смысле слова и его сочинения представляют собою незаменимый источник для изучения психологии французского общества времён реставрации и «Людовика-Филиппа». и Игроки. Произведения романтизма отличаются яркой и оригинальной формой, они часто наполнены меланхолией, чувством «мировой скорби», ностальгией по прекрасному прошлому. Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.
Но Достоевский ищет выход из противоречий современности. Он уже не мог удовлетворяться тем, что перестало отвечать его замыслам. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма».
Мастер не побоялся монотонности, его фигуры статичны., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Домье пишет фигуры адвокатов, с театральными жестами выступающих перед публикой («Защитник», 1840-е) или самодовольно обсуждающих свои грязные махинации за пределами досягаемости чужого взгляда («Три адвоката»). Проявление романтизма в литературе, музыке изобразительном искусстве также существенно различалось. Все персонажи изображены именно так, как они выглядели на самом деле. Нужно заметить, что Домье создавал не только литографии.
Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску. Нельзя назвать удачными и исторические композиции Перова. К середине XIX в. предметом культуры становится современная действительность и существующая в ней личность. картин. На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910).
Подобные произведения во многом повлияли на принятие «сентябрьских законов» (вступивших в силу в конце 1834 г. ), направленных против органов печати. реализм в живописиВ разделе Живопись, Графика на вопрос Критический реализм. Домье понимает, что изучая искусство живописи самостоятельно, он не сможет продвинуться далеко и тогда (с 1822 г. ) начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея). В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета.
Требования молодых художников выражали желание обратить искусство к проблемам современной жизни. Это знаменитые картины Репина, Сурикова, Перова, Левитана, Крамского, Васнецова, Поленова, Ге, Васильева, Куинджи и других выдающихся русских-художников-реалистов. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была мысль народная. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии.
Человек с помощью воображения переносится в другие культурные миры и может творить их сам. В 1863. Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам. Ге 1890-х г. ). Со временем Курбе понимает, что ему нужно искать новый художественный метод.
Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Как уже отмечалось, живопись той поры находилась в теснейшей связи с «властительницей дум» –литературой, вот почему иногда просто как прямые иллюстрации к литературным произведениям воспринимаются некоторые картины Перова, например, «На могиле сына» (1874, ГТГ) – как иллюстрация к роману Тургенева «Отцы и дети», «Проводы покойника» (1865, ГТГ) невольно ассоциируются с некрасовской поэмой «Мороз, Красный нос».
Домье откликается на него созданием образа Робера Макэра — афериста и проходимца, то умирающего, то воскресающего вновь (серия «Карикатюрана», 1836-1838).
В ней война показана без прикрас изнутри, глазами непосредственного участника сражений. И. Е. Многому научился Репин также у Крамского. Левитана, И. И.
К середине 19 века складывается реализм (критический реализм) исследовавший личность человека в неразрывной связи с социальным положением в современном ему обществе. Победоносцев, П. П. Художественная ориентация реализма определила особенности его творческого метода. Мрачное настроение погребального обряда подчеркивают и суровые скалистые уступы.
В лицо героям дует резкий ветер, отчего идти намного труднее, да и ноша кажется тяжелее. В ней нет никакого движения. В «Проводах покойника» (1865) внимание художника сосредоточено на глубоких переживаниях действующих лиц, переданных очень лаконичными образными средствами (согбенная фигура вдовы, сидящей в санях спиной к зрителю). Кроме «Дробильщиков камней», художник выставил в Салоне полотна «Похороны в Орнане» (1849) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (1854). Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы.
В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» -пошловатой красивостью. Эстетика веризма — показать "жизнь как она есть". Она произвела сильное впечатление на общественность. Островского, И. С.
Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы. Глядя на известную картину Милле «Швея» (1853), зритель видит только самые необходимые атрибуты портнихи: ножницы игольницу и утюги. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Крест в горах, Аббатство в дубовой роще, Монастырско кладбище, Крушение Надежды во льдах. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. А. К. В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»).
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание (нигилизм), показан в романе Отцы и дети (1862. ). Подобно Бальзаку в литературе, Домье в живописи разоблачает современное ему общество, в котором правят деньги.
Пушкин. verismo от vero – истинный, правдивый). Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Общая установка мирискусников (Сомов, Головин, Бакст, Добужинский, Грабарь и др. ) – вселить в окружающем обществе любовь к самому существу искусства.
Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х г. XIX в. и принесших ему известность (трилогия Детство, Отрочество, Юность, кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. В конце XIX —начале XX вв. Именно автопортрет был впервые выставлен им в Салоне («Автопортрет с черной собакой», 1844). Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Например, в полотне «Купальщицы» (1853), вызвавшем бурю негодования из-за того, что показанные в нем толстые представительницы французской буржуазии оказались непохожими на прозрачных нимф с картин салонных мастеров, да и нагота их представлена художником предельно осязаемо и объемно. 1862).
Романтики предпочитали оценочные эпитеты, необычные, яркие метафоры. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. Тут всякий герой».
Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Архипова, Н. А. Реализм «Что делать. » имеет черты, сближающие его с романтизмом. Эскиз Невеста (1867, ГТГ) и картина Свадьба (1872, ГТГ) Соломаткина в какой-то мере навеяны федотовским Сватовством майора. Произведение отличает острое конфликтность.
К рубежу 60–70-х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф. М. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения. В таком понимании искусство примитива может быть реалистичнее академической живописи, а одинаково реалистическими можно считать и натурализм малых голландцев и русский лубок и импрессионизм. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники». Он проучился в ней с 1837 по 1838 г. Одновременно с занятиями в мастерской Милле посещал Лувр, где изучал знаменитые полотна из которых наиболее сильно его поразили работы Микеланджело.
Массовые аресты «народников», последовавшие за трагедией 1 марта 1881г. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др. ).
Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Оно во многом граничит с пониманием образа человека в искусстве критического реализма. Поленов. Но всем этим Федотов уже не мог довольствоваться.
Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П. В более конкретном смысле речь идет о высказанной Толстым идее несовместимости и непримиримости интересов власти и понимания жизни простым человеком. Родина-германия. В конце 18-начале 19 веков угасает интерес к античности. «realis» – действительный, вещественный) представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор. Окружающая человека социaльнaя среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не руководствоваться своей «свободной» волей.
Не те ли же чувства, что перовская «Тройка», вызывает рассказ Достоевского о рождественской елке и замерзающем на морозе мальчике. Гоголь и самого себя включает в число критикуемых им писателей.
В 1860-1870-е гг. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Картина Шишкина «Рожь», как и многие другие произведения, выражает его любовь к родине, ее необъятным просторам.
Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Куинджи, И. И. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Краска уверенно и энергично наносится с помощью шпахтеля.