И Матиссу в «Красной комнате» удалось воплотить эту идею как нельзя лучше. Матисс а. Красная комната. Копия картины «Красная комната» («Гармония в красном») 1908 года – одной из самых ярких работ великого французского живописца, лидера течения фовистов Анри Матисса.
Ее же утверждает розово-алая поверхность стола. Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу. Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. Сказочный орнамент изумрудной обивки дивана, в котором видятся цветы и птицы, органично включает в свой мир яркие пятна цветущей герани и сталкивается с мелким темным узором желтой шали на столе. в Вансе. Некоторое время начинающий художник являлся лидером группы фовистов. 1880-хгг.
Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». В этих декоративных композициях, решённых в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зелёного и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах– дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности. музей совр. В декоративном панно «Красная комната» Матисс с полной свободой соединяет поверхность стола и стену в единую, ровную узорную плоскость в соответствии со своим пониманием композиции.
Фоном им служат синее небо и зеленая трава. На становление его живописи заметное влияние оказало творчество Винсента ван Гога (1853-1890) и Поль Синьяка (1863-1935) искусство арабского Востока. орнаментов. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название.
Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. учебную мастерскую, опубликовал «Заметки живописца» («Notes dun peintre»), где изложил свои представления «об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном». Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. Посещение быв. Мясин) в 1935–36 выполнил неск.
Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. Эта картина относится к числу лучших натюрмортов, созданных Матиссом в 1909 г. Художник обращается к любимой голубой скатерти, которую он писал и в Вазе, бутылке и фруктах (1906, Эрмитаж) и в трансформированном виде в Красной комнате (1908, Эрмитаж). Матисс получил от него крупные заказы.
проработка поверхности создаёт впечатление размягчённости, текучести формы. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Панно Танец», 1912, все– ГМИИ).
Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. 1900-х– нач. Но композиция картины демонстрирует новый взгляд на знакомый мотив.
Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные.
В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. Насыщенный и яркий, даже агрессивный красный становится главным героем на полотне. Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века.
После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). В сериях маленьких фигурок этюдного типа форма последовательно упрощается, сводится к лаконичным объёмам (4 рельефа «Обнажённая со спины», 1909–29, все– Нац. В цвете важнее всего соотношения». Над этими композициями Матисс работал в комнате севильского отеля. «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. Портрет.
Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». А в работах художника повторяется на протяжении всего творчества. Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи.
музей совр. Я остановилась у картины Анри Матисса «Красная комната (Гармония в красном)». " В России картина более известна как Красная комната".
М. создал оформление балетов «Песнь соловья» на музыку И. Ф. Скульптура, которой М. занимался с1900, служила ему подспорьем в живописи, способом изучения абрисов объёмной формы развороты фигур образуют сложное переплетение контурных линий («Лежащая обнажённаяI», 1907, Музей искусств, Балтимор Нац. Подзаголовок картины – «Десерт. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса.
В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. Шостаковича (1939, Рус. В 1930–40-егг. В работах кон. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств.
собрание земли Сев. Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. В 1952 в Ницце открыт Музей Матисса. Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952). Стравинского (1920, Рус.
Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). Таким для него явился Поль Гоген. Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна.
Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». в Ницце. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. В 1907 году группа фовистов распалась. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера.
Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину.
1900-хгг. Композиционные ритмы картины безупречно отлажены и содержательны. Вид из окна был излюбленным мотивом со времён Ренессанса. иск-ва, Париж и др. ). Ведущую роль в произведениях Матисса приобретает цвет, художник достигает невиданной до того силы его звучания используя чистые, локальные цвета, прибегая к приему контрастного сопоставления и отказавшись от всего, что могло бы снизить эффект – от смешения цветов, применения светотени и мелкой детализации.
Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем. Это и предметы меблировки и украшение стола: горшок с геранью и два кувшина. Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези, на севере Франции. А когда появился красный, картина приобрела абсолютно новые оттенки. Он очень поздно начал заниматься живописью. костюмы, окружённые многоцветным узором ковров, занавесей, сосудов («Одалиска в красных шароварах», 1921, Нац. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам.
В это время ему уже было 20 лет. М. достигает гармоничной уравновешенности цвета и рисунка: звучные цвета ложатся обширными плоскостями, заключёнными в чёткий контур, линия обретает выразительность изгибающейся «арабески».
Статичность отдельных друг от друга фигур создает ощущение покоя и наслаждения. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Коралловый фон, голубой сад», «Молчание в домах», обе 1947, частные собрания). «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж. «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары».
иск-ва, Париж). В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). одной из его излюбленных тем становятся «одалиски»: женские фигуры, обнажённые или одетые ввост. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. И действительно, ритм «Танца» властно захватывает все существо зрителя. музей совр.
Парижская критика упрекала художника в грубости за яркость красок и лаконизм форм. С нач. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. Ещё в начале недели зародилось сомнение, то ли это чем мне показалось в начале. Зрелое творчество М. выдаёт его увлечения негритянской пластикой итал.
Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. идеалов. Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. А дом Щукина в Москве называли «маленьким музеем Матисса и Пикассо».
Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Очертания стола с трудом угадываются. Самым выразительным средством живописи Матисса являются контрасты. картонов для ковров. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула.
Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). МАТИСС (Matisse) Анри (Анри Эмиль Бенуа) (31. 12. 1869, Ле-Като, деп-т Нор– 3. 11. 1954, Ницца), франц. В 1939 М. переехал в Ниццу с 1943 жил преим. Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом.
В щукинской галерее находилось тридцать семь полотен французского художника. Щукина (ныне Эрмитаж). Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии.
Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. иск-ва, Нью-Йорк «Балконная дверь в Коллиуре», Нац. Вего живописи усиливается графич. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Копировал старых мастеров в Лувре в ранних натюрмортах подражал малым голландцам и Ж. Б.
Таким образом, цвет преобладает над формой, появляется пестрота, узорчатость, стилизация. Атмосфера восточной красочности царит в Севильском натюрморте. Композиционные ритмы картины безупречно отлажены и содержательны. На белый фон стен спокойно ложится контурный рисунок (фигуры Марии с Младенцем, св.
Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф). И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Помогает определиться в пространстве также окно. Палитра Матисса в это время становится более светлой, а цвета приобретают большую интенсивность. В окт.
«Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. В картинах М. этого времени яркие цвета накладываются энергичными взмахами кисти, натурная форма утрачивает отчётливость в бурлящей красочной материи («Женщина в шляпе», 1905, частное собрание, Сан-Франциско «Вид Коллиура», 1905, Музей искусств, Копенгаген вариант– Эрмитаж). Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном».
работал адвокатом в Сен-Кантене. Они становятся центром композиции и вносят устойчивость в этот красочный мир. музей совр. Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. иск-ва, Париж обе 1914). После Англии художник отправился на Корсику.
Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. миниатюрой и вообще иск-вом мусульм. 108, 5х221Задание, которое мы выполняли на экспозиции Анри Матисса, не казалось сложным.
балет Монте-Карло оба– хореограф Л. Ф. иск-ва, Париж «Голова Жанетты», 5 версий, 1910–13 «Генриетта», 3 версии, 1925). Сам я очень удовлетворен схемой. И тогда интенсивный сияющий розовый тон начинает звучать метафорой утреннего света.
иллюстрации к ст. Иллюстрация). Бугро, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств (1895–98) у Г. Моро. В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. панно, ковров, а также крупные станковые работы– «вырезанные картины». Значит. Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно».
Если бы не стоящая на нем посуда и сидящая на стуле женщина, черно-белая одежда которой контрастно выделяется, то было бы трудно найти в комнате стол. В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. музей совр. В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина.
Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание).
Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Этим приёмом М. создавал эскизы для витражей, керамич. Воспринятая от О. Родена импрессионистич. Этому мотиву словно вторят цветущие кусты вокруг столика, плавный контур плетеного кресла. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе.
Динамичный мазок, строящий картину, вносит в нее живое дыхание. Цветовая гамма Букета чиста и празднична. Больше ничего нет.
В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие».
Таковы композиции «Обнаженная натура. Опыт почти абстрактного геометризма подводит М. к новым решениям интерьерных композиций: дверные проёмы, оконные рамы, карнизы, балконные решётки членят пространство на взаимопересекающиеся зоны и одновременно ритмически расчерчивают поверхность картины («Окно», 1916, Ин-т искусств, Детройт «Художник и модель», 1917, Нац. Ни одной лишней детали. Под влиянием знакомства с живописью импрессионистов, постимпрессионистов и У. Тёрнера (во время пребывания в Лондоне в 1898) его палитра высветляется, цвета обретают интенсивность. музей совр.
Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности. В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. Возможно, что Матисс изобразил картину в картине, подобный сюжет можно увидеть и в других его работах.
энергии. Рисовать начал в 1890. кватрочентистами (посетил Италию в 1907), перс. Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа.
С 1918 М. работал преим. Ее характерный интерьер узнаваем в обеих картинах. Творчество Анри Матисса одним из первых оценил русский коллекционер Сергей Иванович Щукин (1854-1937). Автор переделал полотно. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно».
Получив диплом юриста, в кон. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. В 1908 М. открыл в Париже собств. Напор, мощь роста, существующая в орнаменте ткани – метафора чувства и страсти.
Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. «Эмоции за счёт простых средств», – таков художественный принцип живописца. Ещё один вопрос возник при моей «жизни с картиной»: насколько важна информация, которая стоит за произведением. Вместе с произведениями Пабло Пикассо (1881-1973) они составляли ядро его живописной коллекции. М. всё большее внимание уделяет графике– рисунку пером, офорту, литографии.
Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным». В 1891 переехал в Париж, где учился в академии Р. Жюлиана уА. В. В период 1-й мировой войны состояние глубокой эмоциональной подавленности выразилось у М. в сумрачных, аскетичных полотнах («Вид на Нотр-Дам», Музей совр. – "Красную комнату". Ушло пленительное очарование молодости и нежности. Русский прямо обезумел от вашей картины. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина.
Неистовую круговерть «Танца» уравновесить и подчеркнуть могла только строгая неподвижность абсолютно изолированных фигур. С меткой точностью запечатлены пучеглазые рыбки. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). В 1909 М. поселился в Иси-ле-Мулино. С этими выдающимися деятелями французского искусства художник расписывал декоративный фриз.
Доминика, сцены Страстей). Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Матисс подчеркивает физическое бытие и значимость в структуре холста и цветочного горшка и двух кувшинов (все это существовало в Севильском натюрморте, но не имело пластической выявленности). Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». Н. Делекторской создан Матиссом спустя восемь лет после Молодой женщины в синей блузе (Эрмитаж).
Цветовые пятна укрупнились, стали интенсивнее в тоне, вызвав изменение орнаментального ритма. Красно-коралловая поверхность приобрела особую яркость, оттенённая зеленью пейзажа в окне. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. – Красную комнату. Он считал, что «детализация» нарушает цельность чувства, вот таким образом использовал контрастное сочетание немногих цветов и создавал обобщённый рисунок.
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Фовизм). Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
В сер. Художник открыл собственную мастерскую. Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами. Из декупажей возник альбом «Джаз» (изд.
Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались. На этот раз Сергей Иванович мечтал ораннем матиссовском натюрморте, вобравшем все живописные находки постимпрессионистов— художников, которыми еще недавно он был так увлечен: Ван Гога, Гогена иСезанна. Снова приехав в Париж, он начинает учиться сначала в Академии Жюлиана, затем в вечерней школе декоративных искусств, где был замечен и приглашен без конкурса в Школу изящных искусств Гюставом Моро, пророчески предсказавшим Матиссу: «Вам предстоит упростить живопись».
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». В 1891 году он отправился в Париж, где совершенствовался в мастерстве в знаменитой Академии Жюлиана, в 1892 году обучался в Школе декоративных искусств. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Но его картины – не рабское копирование природы, а мир, где действуют свои законы. Их не перепутаешь с произведениями других авторов, настолько они необычны, полны жизненной силы и декоративны. художник, график, скульптор, сценограф.
В 1925 М. посетил Юг Италии и Сицилию в 1930 он провёл 3мес на Таити в том же году во время пребывания в США получил заказ на декоративное панно для Ин-та Барнса в Мерионе (близ г. Филадельфия). Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном».
Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Эти картины получили название «вырезанные». В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. Итоговой работой М. стал ансамбль Капеллы Чёток в Вансе (1947–51)– целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней.
Напор, мощь роста, существующая в орнаменте ткани – метафора чувства и страсти. В его изображениях интерьеров возникают сложные переплетения реальности и иллюзии: картины и скульптуры словно оживают, взаимодействуют с окружением («Красная мастерская», 1911, Музей совр. Танжер», «Зора на террасе» и «Вход в касбу», 1912, ГМИИ «Арабская кофейня», 1913, Эрмитаж идр. ). Востока (особенно после поездки в Алжир в 1906 и посещения выставки исламского иск-ва в Мюнхене в 1910).
Но объединение фовистов просуществовало недолго. 1911 М. посетил С. -Петербург и Москву. иск-ва, Париж).
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. В середине 1900-х годов Матисс вырабатывает свой собственный оригинальный стиль. иск-ва, Париж «Две негритянки», 1908, Смитсоновский ин-т, Музей Хиршхорн, Вашингтон «Серпантин», 1909, Королевский музей изящных искусств, Копенгаген Музей искусств, Балтимор). 1930-хгг.
Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». много занимался также оформлением книг («Поэзия» С. Малларме, 1932 «Пасифая» А. де Монтерлана, 1944 «Цветы зла» Ш. Бодлера, 1946 «Избранная любовная лирика» П. деРонсара, 1948 «Поэмы» Карла Орлеанского, 1950). Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж)., он показался мне недостаточно декоративным и я не мог поступить иначе. «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль.
Формы предельно обобщаются и утрачивают свою объемность. 1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В.
Будучи прикованным к постели, открыл в 1943 новую живописно-графич. Прибегнув к композиционной схеме, которой он следовал еще в реалистической Бретонской служанке" (1896, картина всегда оставалась в собрании художника, сейчас Музей Матисса, Като-Камбрези), а затем в импрессионистическом Десертном столе" (1897, собрание Ниархоса. иск-ва, Нью-Йорк «Мастерская художника», 1911 «Красные рыбы», 1911 «Настурции. Так было с изображенным в левом углу окном.
К числу шедевров этого времени относятся панно «Танец» и«Музыка», созданные в 1910 для моск. В некоторых работах М. использует приёмы кубизма («Портрет жены художника», 1913, Эрмитаж). Он писал: «Лавина цвета сама по себе беспомощна, в цвете важнее всего соотношения». 1910-хгг. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент.
Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. влияние на молодого М. оказала живопись П. Сезанна («Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, С. -Петербург). в 1947 см.
На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. «Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Франция 1908Холст, масло. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины.
как только снова приняться за него, чему сегодня я радуюсь. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер.
Познакомившись с П. Синьяком в1904, освоил приёмы дивизионизма («Роскошь, покой и наслаждение», 1904–1905, Нац. Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески пронзительно синие. У Матисса они уже готовы. Центр натюрморта – стеклянный аквариум с плавающими рыбками – дан объемно, сквозь водную среду просвечивает дно аквариума. балет Дягилева) и «Красное и чёрное» на музыку Д. Д.
В 1910 г. по заказу известного московского любителя и собирателя живописи С. И. Щукина Матисс создает ансамбль из двух больших декоративных панно: «Танец» и «Музыка». Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. начало: фигуры очерчиваются гибкими, широко скользящими линиями, фактура обретает лёгкость, прозрачность, узор обозначается короткими штрихами иногда процарапывается в красочном слое («Розовая обнажённая», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, Музей искусств, Филадельфия). В 1941 перенёс тяжёлую операцию.
В 1920-егг. С. Шардену («Бутылка схидама», 1896, ГМИИ). В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Он является продолжением ковра на стене. особняка С. И. мавританских городов Испании (зимой 1910–11) и Марокко (1912–13) оставило глубокий след в творчестве М. усложняя пространственные решения, он органично включает экзотич.
В поздней живописи маслом М. продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе», 1947, Худож. натуру в декоративный строй своей живописи (триптих «Вид из окна.