Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории. Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа. Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа, о которых рассказывают мифы.
Костюмированный портрет- портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа. Костюмированный портрет включает в себя такие разновидности, как маскарадный портрет, парадные «карусельные» портреты, мифологический и «театральный» портрет, а также условно названный О. С. Евангуловой«этнографическим» тип женского портрета в русском национальном платье. Игровой с налетом театрального шума костюмированный портрет особенно нравится публике. Костюмированный портрет – это портрет, в котором изображаемый представлен в виде мифологического, аллегорического исторического, литературного или театрального персонажа.
Костюмированный портрет фотоколлаж на холсте в историческом или современном образе — оригинальный подарок партнёру или руководителю, человеку, которому надо выразить уважение и благодарность или просто сделать приятное. Главная задача исследования – жанровая спецификация такой категории, как костюмированный портрет и выделение градацийэтого жанра с выявлением их содержательно-символических характеристик. Мифологический портрет – разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа. Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа. Яблонская Т. В. Костюмированный портрет в системе жанров русской живописи XVIII в. // Советское искусствознание за 1976 г. М., 1977.
Костюмированный портрет в системе жанров русской живописи XVIII и. // Сонетское искусствознание за 1976 г. М., 1977. Задача заключается в выявлении содержания и художественных средств его передачи во всех этих типах костюмированного портрета. Современные портреты часто бывают костюмированными.
Костюмированный портрет- портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа. Подводя итог, следует отметить, что в данном исследовании костюмированный портрет рассмотрен как самостоятельная жанровая категория имеющая собственные признаки и включающая в себя несколько разновидностей, в свою очередь, обладающих характерными особенностями. Костюмированный портрет. Обычно в названиях Костюмированных портретов звучат слова в образе илив виде. Костюмированный портрет.
Аллегорический портрет – разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории. Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа называюткостюмированным. Костюмированный портрет включает в себя такие разновидности, как маскарадный портрет, парадные «карусельные» портреты, мифологический и «театральный» портрет, а также условно названный О. С. Важно и уточнение некоторых терминологических проблем, поскольку многими авторами по-разному понимаются такие определения, как, например, «костюмированный» портрет.
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа. Кроме того, в исследовании представлен новый взгляд на феномен костюмированного празднества и определена непосредственная связь возникновения жанра костюмированного портрета с развитием развлекательной культуры в России. Костюмированный портрет – портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического исторического, театрального или литературного персонажа.
Государыня Анна ИоаннОвна обожала театр, особенно итальянскую комедию дель арте и приходила в восторг от примитивных пьес с незамысловатыми сюжетами, таких, например, как «Перелазы чрез заборы» или «Переодевки Арлекиновы»5. Чаще всего это портреты супругов. Отсутствие жестов также сосредотачивает внимание на нём. Портрет Т. Шлыковой, по существу, не относится к категории костюмированных изображений и наряд модели в нем не несет никакой особой смысловой или символической нагрузки, тем самым выводя это произведение за рамки специфической группы «театральных» образов.
Образ, выбранный художником, пе случаен. Иван Якимов представлен в сценическом костюме, в котором «танцовал он купидона» «на домовом театре» в Кусково, приведя зрителей «в удовольственное восхищение» неожиданным появлением из влекомой грациями корзины, полной роз. Несмотря на то что в основе костюмирования лежат языческие верования, эта традиция сохранилась и в эпоху христианства и перешла в культуру европейского Средневековья, наложившись на христианские религиозные представления. По поводу состоявшихся спектаклей «Санкт-Петербургские Ведомости» опубликовали несколько статей, одна из которых носила весьма показательный заголовок «О пользе театральных действий к воздержанию от страстей человеческих»3939. Хованской и E. H.
Описывать нужно избегая поверхностных формулировок. – Л., 1990, репринт по изданию: СПб., 1884 Лунинский Э. Княжна Тараканова. - Л., 1990. В портрете Т. Шлыковой-Гранатовой кисти Н. И. Особенность отображения такого феномена культуры, как маскарад, в живописи XVIII столетия – прежде всего в его жанровой принадлежности: маскарад в живописи «галантного века» представлен исключительно жанром портрета. «В сопоставлении человека и скульптуры содержится намёк на духовную связь между ними. Также портрету противопоказано комическое.
Борщовой, А. П. 5). -Осьмнадцатое столетие. О. С.
Жанр костюмированного портрета далеко не однороден и включает в себя несколько категорий: маскарадный портрет, мифологические образы, зачастую усложненные аллегориями, чрезвычайно популярными в XVIII в., парадные «карусельные» изображения, для которых характерна театрализованность и собственно «театральный» портрет, в котором костюмирование обусловлено принадлежностью модели к сценической деятельности, а сам костюм чаще всего связан с исполнением какой-то конкретной роли. Писатели, равно как и художники, довольно часто изображают лицо человека. Улыбка, тем не менее иногда появляется в портретах. В этой портретной разновидности присутствуют элементы театральности.
Евангулова и A. A. Он писал портрет уродливой женщины у неё было в точности такое лицо, как он изобразил на холсте и, несмотря на то, на портрете она всем казалась красавицей.
Например, в опере «Так поступают все» обыгрывается мистификация с переодеванием, проделанная незадачливыми женихами с целью испытания верности своих суженых. Портрет представляет собой обведенный мелом контур, отдаленно напоминающий черты человеческого лица. Карев справедливо отмечают, что портрет кисти К. И. Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс).
Становлениереализмав искусствепередвижниковотразилось и на искусстве портрета. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот три четверти в ту или другую сторону и в профиль. Осанка также является важным способом подчеркнуть индивидуальность модели. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке.
С другой стороны из-за этого возникают чёткие объективные ограничения в трактовке образа человека (как, например, у Антропова). Такие похороны устраивались исключительно для знати. Неслучайно девиз «Imitatio» украшалбарочные аллегории искусств. Первое – портрет дочери художника, Агафьи Дмитриевны, чаще именуемый "портретом Агаши" (1783, ГРМ 1785, ГТГ), внешне – прямая дань сентиментализму.
Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение). Левицкого из его «сюиты» смольнянок: портреты Е. И. Открывает этот ряд портрет Прасковьи Николаевны Репниной (1781, ГРМ), но наиболее выразительными являются портреты Урсулы Мнишек и актрисы Анны Давиа Бернуцци (оба – 1782, ГТГ).
399 Все это составляет эмоциональную ткань спектакля. Большинство из них тяготеет к декоративной картине и лишены психологизма. Самодержица лично заботилась о приглашении в страну лучших европейских трупп, в том числе «Италианской кампании» знаменитого капельмейстера Ф. Арайи. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира как упорядочного космоса, где красота чувственная занимает своё определённое, отведённое ей место». Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску20 и делает портреты, принадлежащие кисти лучших мастеров портретного жанра, одновременно и максимально точно передающими психологию модели и несущими черты сразу узнаваемой руки художника.
(Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами— этюдом, эскизом, «жанром» ит. п. ). Нейтральный фон не отвлекает внимания от лица. Рисунок лица человека на портрете – это одно из самых сложных направлений в живописи. Портрет Левицкого – костюмированное изображение. Двое юношей инсценируют отъезд, а затем и являются своим возлюбленным под видом иноземных гостей-«албанцев». Фон позволяет обозначить пространство как абстрактное.
«На чём основывают свою художественную оценку портрета, уничтожающую или одобрительную. – Л., 1990, репринт по изданию: СПб., 1884 Лунинский Э. Княжна Тараканова. - Л., 1990. Гравюра часто использовалась для тиражирования известных живописных портретов.
При написании портрета модель на сеансе позирования просят принять непринуждённую и естественную позу. Бесспорным является факт, что в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в упадке12 (подробнее см. : История портретного жанра в XX веке). Легкие крылья за спиной Купидона и брошенные на землю лук и колчан со стрелами, традиционные атрибуты лукавого посланника любви, указывают на характер роли, в которой выступал одаренный мальчик. Маска – другое лицо.
Так нередко бывало на ранних стадиях развития иллюзионистического портрета»69. Шереметева, возможно, как логично предполагают О. С. ниже), а может и обходиться без реакции внешнего мира, настолько её внутренний мир может быть богатым63.
Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека. Мастер кисти должен передать характерные признаки внешности, эмоциональное состояние, внутренний мир позирующего. Карев"8, был одним из внебрачных сыновей графа.
Собственно «маскарадные» произведения имеют ряд особенностей: они сводятся исключительно к портретному жанру, в них не только отсутствует действие как таковое и развертывание сюжета, но даже пространство, как правило, не конкретизировано. Использование символических элементов— атрибутов, помещённых вокруг персонажа (включая знаки, домашние объекты, животных и растения) часто встречалось в портрете (особенно до наступления эпохи реализма).
«Иконологический лексикон» изданный в 1763 г. и служивший руководством для художников и поэтов, содержит четко разработанную систему аллегорий. Паизиелло «Служанка-госпожа», портреты А. П. Левшиной и Н. С. Борщевой (ГРМ) и «мифологические» произведения Луи Каравакка – «Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры» (ГРМ), «Портрет малолетнего царевича Петра Петровича, «Петеньки-шишечки», в виде Купидона» (варианты ГТГ, ГРМ, ГЭ), «Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в виде Аполлона и Дианы» (ГТГ), а также серия из одиннадцати пастельных портретов работы Жана де Сампсуа, украшающих Камер-юнгферскую Китайского дворца в Ораниенбауме и изображающих придворных дам малого двора Петра Федоровича (Китайский дворец-музей). Собственно их уже никак нельзя назвать камерными. Самое любопытное, что образованные люди эпохи Просвещения, охотно рассуждающие о победе «рацио» над эмоциями, весьма легко поддавались обману, подчас не подвергая сомнению фантастические истории, сочиненные беспринципными, но, безусловно, обаятельными «280 алхимиками», «медиумами» и «царственными отпрысками». «Таким образом, возникает своего рода парадокс: модель хочет выглядеть не только по моде (иначе говоря, как все), но и как её законодательница, настаивая на том, что её я— лучшее из возможных»62.
Например, в опере «Так поступают все» обыгрывается мистификация с переодеванием, проделанная незадачливыми женихами с целью испытания верности своих суженых. Жанр литературного портрета достаточно сложен. Тем не менее, церковь неоднократно пыталась запретить «бесовские» забавы с переодеванием «в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища», 153 но безуспешно. Итак, что же такое маскарад. – М., 1998, с. 20, 173 Кузнецов С. В. Авантюрист // Три века Санкт-Петербурга. Паизиелло «Служанка-госпожа», портреты А. П. Левшиной и Н. С. Борщевой и «мифологические» произведения ЛуиКаравакка – «Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры», «Портрет малолетнего царевича Петра Петровича, «Петеньки-шишечки», в виде Купидона», «Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в виде Аполлона и Дианы», а также серия из одиннадцати пастельных портретов работы Жана де Сампсуа, украшающих Камер-юнгферскую Китайского дворца в Ораниенбауме и изображающих придворных дам малого двора Петра Федоровича (Китайский дворец-музей). Евангуловой и A. A.
Как отмечает Т. В. Однако впоследствии государыня признавалась в антипатии к этому жанру, заявляя, что подобная музыка «внушает. Несмотря на то что в России комическиеоперы Моцарта были поставлены позднее их сюжеты чрезвычайно показательны для европейской культуры XVIII века в целом и отражают общие закономерности.
Двое юношей инсценируют отъезд, а затем и являются своим возлюбленным под видом иноземных гостей-«албанцев». Когда говорится, что портрет похож на портретируемого имеется в виду, что зритель, глядящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. кисти Ф. И. Рокотова (ГТГ), «Портрет Ф. Г. Бобринского в маскарадном костюме», созданный неизвестным живописцем (ГЭ), «Портрет мальчика Ф. Макеровского в маскарадном костюме» кисти Д. Г. Левицкого (ГТГ), «Портрет Г. И. Чернышева с маской в руке» работы Э. Л. Виже-Лебрен (ГЭ), «Портрет мальчика И. Якимова в костюме Амура» исполненный Н. И. Аргуновым (ГРМ), миниатюрный портрет Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой в роли Элианы в опере А. Э. Гретри «Самнитские браки», созданный Ш. Шамиссо (ГЭ) и аналогичный пастельный портрет, приписываемый К. И. Барду (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»), портрет Ф. Г. Волкова кисти А. П. Лосенко (ГРМ) и авторское повторение в собрании Государственной Третьяковской галереи, портрет Ф. Г. Волкова (. ) работы неизвестного мастера (ГЭ), ряд портретов из серии «смольнянок», написанных Д. Г. Левицким, – «Портрет Е. Н. Хрущовой и княжны Е. Н. Хованской в пасторали», «Портрет Е. И. Нелидовой в роли Серпины из оперы Дж. Широко используется язык иносказаний и аллюзий. 88 Т. Дынник отметила как характерную особенность театра XVIII века «систему внезапного открывания» и неожиданного появления. «Наиболее упрощённый способ внутренней характеристики изображаемого на портрете лица создавался введением на полотно деталей определённого антуража (например изображение полководца на фоне битвы) и очень скоро превратился в слишком легко распознаваемый код», пишет Ю. Лотман. 11 Каждый из поджанров портрета чётко определяется по атрибутам, написанным на полотне, а также по дополнительным признакам, — в частности, по такой, казалось бы, второстепенной детали, как фон.
Фальконе – воплощением стиля рококо. Историко-этнографические исследования» (1982 г. ), составляют существенную ценность для изучения вопроса. Бывало, что на маскарадах совершались леденящие душу преступления, проливалась кровь. В портрете, в том числе и фотопортрете (в отличие от обычной фотографии), объективному изображению реальных черт лица сопутствуют определённые отношения мастера и модели.
Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. 10 «Портрет в своей современной функции— порождение европейской культуры нового времени с её представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нём». 11 Именно вот таким образом жанр находится в упадке в XX веке: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе. »12 Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков. Древний художник обозначил основные линии глаз, носа, рта.
На выбор концепции портрета при заказе (большой/маленький, роскошный/лаконичный, парадный/интимный) влияла его функция, задача, которую возлагал на него заказчик, поскольку подавляющее число портретов предназначалось не для музеев, а для быта, повседневной жизни. Для этих портретов характерны эмалевидное гладкое письмо, нарядный колорит, декоративная изысканность (по мнению некоторых исследователей, декоративные изыски даже несколько избыточны).
В таком полотне пределы пространства картины не прочитываются в глубине и не совпадают с поверхностью холста (условной преградой между изображённым и реальным миром)27.
«Художник-портретист не стремится к буквальному сходству. Например, традиции ритуального травестизма находят отклик как в примитивных ярмарочных сценках, так и в «народных маскарадах», достигавших особенного размаха в Святки и на Сырной неделе. Макеровского в маскарадном костюме» кисти Д. Г. () Портреты способны зафиксировать человеческую жизнь начиная с младенчества до глубокой старости. В серии «смольнянок» Д. Г.
В опере и балете таких перемен еще не наблюдалось. Сначала делается набросок, затем непосредственно рисунок. «Тайна, покрывающая черты» прекрасной незнакомки или незнакомца оказывалась вдвойне притягательной для романтической души и пылкого сердца и нередко вдохновляла писателей и поэтов на создание замечательных произведений. Среди источников имеющих первостепенное значение, необходимо выделить группу документальных свидетельств, включая информацию камер-фурьерских журналов, фиксирующих все подробности придворного быта и тексты именных указов императрицы Елизаветы Петровны, «Донесение генерал полицеймейстера А. Татищева о дамах, не явившихся на придворный бал в Петербурге, 1748 г» и «Роспись компании машкерада, бывшего в Санкт-Петербурге с 30 августа по 6 сентября 1723 года». Парными (или pendant— пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту.
С течением времени гендерная количественная разница постепенно сглаживается. Предпочительные форматы портрета в станковой живописи меняются на протяжении времени. В «Эстетике» Гегель выразил точку зрения, которая стала одно время почти нормативной: он бушевал насчет «почти отталкивающе реалистичных портретов» и требовал, чтобы художник-портретист льстил своей модели, обращая меньше внимания на наружность и «показывая нам то, что подчеркивает общий характер субъекта и неизменные душевные качества». В западноевропейской живописи профильный портрет является наиболее ранним.
Портретная живопись имеет разнообразные функции. Тем не менее крестьянское одеяние – это несомненная стилизация, «облагороженная» реальность, «пейзанство», по выражению В. Н. Гравюра исполнена И. Лапиным в 1769 г. и доносит до нас подлинно реалистический образ. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Левшиной и портрет E. H.
Гроотом, авторское повторение портрета, а также копия, написанная художником XIX в. И. Ломовым, «Портрет неизвестного молодого человека в треуголке» кисти Ф. И. Рокотова, «Портрет Ф. Г. Бобринского в маскарадном костюме», созданный неизвестным живописцем, «Портрет мальчика Ф. Макеровского в маскарадном костюме» кисти Д. Г. Левицкого, «Портрет Г. И. Чернышева с маской в руке» работы Э. JL Виже-Лебрен, «Портрет мальчика И. Якимова в костюме Амура» исполненный Н. И. Аргуновым, миниатюрный портрет Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой в роли Элианы в опере А. Э. Гретри«Самнитские браки», созданный Ш. Шамиссо и аналогичный пастельный портрет, приписываемый К. И. Барду (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»), портрет Ф. Г. Волкова кисти А. П. Лосенко и авторское повторение в собрании Государственной Третьяковской галереи, портрет Ф. Г. Волкова работы неизвестного мастера, ряд портретов из серии «смольнянок», написанных Д. Г. Левицким, – «Портрет Е. Н. Хрущовой и княжны Е. Н. Хованской в пасторали», «Портрет Е. И. Нелидовой в роли Серпины из оперы Дж.
Абстрактная идеальность может сказываться в фиксированном характере движений модели— кокетливом положении рук, наклонённой голове ит. д. 61. В отношении портрета Макеровского употреблялся термин "романтизм". К категории «театральных» портретов могут быть отнесены четыре произведения Д. Г. Шереметев надевал на свою возлюбленную фамильные бриллианты, когда она солировала в опере «Самнитские браки»3913939.
Искушая девушек сладкими речами, обходительностью манер и экзотическим восточным обликом, «чужестранцы» очаровывают легкомысленных кокеток и добиваются согласия следовать за ними, забыв прежние клятвы, в дальние края. Имя Дж. Он добавлял и убавлял, но что— неведомо»4445. Для решения поставленной задачи анализируются и сопоставляются изобразительные памятники, отобранные по тематическому принципу: парадные карусельные портреты братьев Григория и Алексея Орловых, созданные датским художником Вигилиусом Эриксеном, миниатюрный портрет на меди графа Г. Г. Орлова работы Андрея Чернова, «Портрет графини А. П. Шереметевой в карусельном костюме», написанный неизвестным мастером и его повторение кисти И. Лигоцкого, «Портрет неизвестного в маскарадном костюме Нептуна» работы неизвестного живописца, «Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном домино, с маской в руке» исполненный Г. X.
Живопись неровна: отдельные детали – оружие Амура и цветы – написаны жестко. Модель в портрете находится в особенной форме бытия— созерцании-мышлении, сосредоточенности, вбирании в себя мира, погружении в самого себя. 4 Человек освобождается от страсти, случайного настроения, погружён в мысли. Впервые итальянская опера была поставлена в России в 1735 г. и имела большой успех. «Приятная уловка» шаловливого божка"9, видимо и послужила сюжетной основой полотна.
портреты императоров Константина и Феодосия II). С восторгом слушатели встречают и непревзойденные творения гениального Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791): искрометную «Свадьбу Фигаро», целиком построенную на шутливых метаморфозах и повествующую о женском непостоянстве комедию «Так поступают все». Profil perdu встречается исключительно редко и по сути не может удовлетворить прямой задачи портрета. Существуют многие разновидности портрета. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте.
Стоит отметить, что для спектаклей XVIII века возникновение своего рода «театра в театре» – прием весьма типичный и постановки, сюжет которых основывался на этом принципе, пользовались неизменным успехом. С укоренением на русской почве карнавалов и театрализованных празднеств, возникают новые жанровые разновидности в изобразительном искусстве как проекция этого феномена: появляется костюмированный портрет, который, в свою очередь, распадается на несколько категорий, чрезвычайно близких, на первый взгляд и в то же время отмеченных специфическими характеристиками, обусловленными смыслом, заложенным в произведении.
Эта трактовка отражает собственное мировоззрение мастера, его эстетическое кредо ит. д. Исходя их этого предназначения, Д. Г. С целыо достижения максимального правдоподобия постановщики прибегали порой к натуралистическим приемам: например, «жертве» разыгрываемого убийства подвязывали под горлом пузырь с красным вином имитирующим кровь при ранении9.
Энциклопедия в 3-х томах. Но, как отмечает АЛ. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный (реже встречается тронный), конный, в образе полководца (военный). Размеры портрета определяют его вид. Подобные постановки (без позирования дочери, разумеется) вполне мог ставить Левицкий в своем классе.
Гроотом (ГТГ), авторское повторение портрета (ГРМ), а также копия, написанная художником XIX в. И. Ломовым (ГРМ), «Портрет неизвестного молодого человека в треуголке» кисти Ф. И. Рокотова (ГТГ), «Портрет Ф. Г. Бобринского в маскарадном костюме», созданный неизвестным живописцем (ГЭ), «Портрет мальчика Ф. Макеровского в маскарадном костюме» кисти Д. Г. Левицкого (ГТГ), «Портрет Г. И. Чернышева с маской в руке» работы Э. JL Виже-Лебрен (ГЭ), «Портрет мальчика И. Якимова в костюме Амура» исполненный Н. И. Аргуновым (ГРМ), миниатюрный портрет Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой в роли Элианы в опере А. Э. Гретри «Самнитские браки», созданный Ш. Шамиссо (ГЭ) и аналогичный пастельный портрет, приписываемый К. И. Барду (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»), портрет Ф. Г. Волкова кисти А. П. Лосенко (ГРМ) и авторское повторение в собрании Государственной Третьяковской галереи, портрет Ф. Г. Волкова (. ) работы неизвестного мастера (ГЭ), ряд портретов из серии «смольнянок», написанных Д. Г. Левицким, – «Портрет Е. Н. Хрущовой и княжны Е. Н. Хованской в пасторали», «Портрет Е. И. Нелидовой в роли Серпины из оперы Дж. «Сценический» или театральный, портрет отражает рост популярности и развитие театра в России. Однако, справедливости ради, следует сказать, что в данном случае причиной особых забот и неустанного попечения со стороны Елизаветы Петровны были не только и не столько музы, сколько юный Бекетов, «первый любовник» труппы.
По главное – здесь та же "завеса", преграда между моделью и зрителем, между моделью и художником. Модель, заказывая портрет, обычно точно представляет, что ей нужно. В то же время в Италию отправились учиться молодые, подающие надежды музыканты – Бортнянский и Березовский. Так называемые «лубочныя комедш» или масленичные игрища, были чрезвычайно популярны в России: в них обыкновенно принимал участие весь люд от мала до велика, высыпавший по праздникам на улицы в поисках зрелищ и развлечений.
Царствование Екатерины II отмечено важными вехами в истории отечественной сцены. Прямое внешнее сходство с портретируемым (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства.
Энциклопедия в 3-х томах. Портрет как жанр изобразительного искусства, содержит в себе безграничные возможности реализации художественных замыслов. Актер нарочито демонстрирует символические атрибуты: кинжал в правой руке и маску в левой. Он рекомендует представлять «с шпагою или кинжалом» музу трагедии Мельпомену.
К жанру портрета относятся:поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. Сумарокова «Синав и Трувор». Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). Уже в начале XVIII в. в России переводились и ставились комедии Мольера, причем известно, что декорации для них были «перспективного письма».
Существует несколько отличительных признаков фотопечати: отсутствие или незначительность фактуры мазков (последнее наблюдается в ситуациях, когда поверх напечатанного полотна кладутся несколько мазков для создания впечатления написанной картины), ограничение по размерам (ширина холста, которую способны пропускать печатные машины, ограничена), ровные края живописного слоя (края холста не будут иметь брызг, подтёков, неравномерную линию обрыва)29. Как и глаза, губы всегда что-то говорят». Наряд служит скорее знаком принадлежности к карнавалу, как и непременный атрибут – маска. Всеволодского-Гернгросса1.
Особое место в этом ряду занимает документ «Торжествующая Минерва». Некоторые даже отмечают, что в традиционном портрете «надо показать человека таким, каков он есть, а не таким, каким желал бы его смерить художник своим традиционным аршином В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство»28, то есть портрет XX века, как не отвечающий данным требованиям, по большей части перестал являться настоящим портретом в том смысле, который вкладывали в это понятие на протяжении последних веков. Хованской и E. H. Близкие мысли были высказаны В. Тредиаковским в предисловии к переводу «Аргениды».
В отличие от других полотен так называемой «Преображенской» серии, запечатлевших участников «Всепьянейшего собора», этот портрет менее архаичен: в нем нет нарочитой статичности фигуры, принужденности позы и парсунной застылости лица. Напротив, динамика складок одежды передает ощущение движения. Как тут не вспомнить императрицу Екатерину II, полвека спустя занимавшуюся с членами своего литературно-драматического кружка сочинением нравоучительных «провербов» и комических опер.
Публика рукоплещет первой в мире буффонаде – опере «Служанка – госпожа», написанной замечательным итальянским композитором Джованни Баттиста Перголези (1710 – 1736), где хитрая Серпина устраивает свой брак с хозяином при помощи слуги, прикинувшегося грубым и ревнивым офицером-драчуном, якобы женихом «несчастной» девушки, вынуждаемой обстоятельствами пойти за первого встречного. А. Л. Ракова излагая историю западноевропейских каруселей, пишет: «Темой карусели могли стать состязания четырех темпераментов, четырех частей света или времен года, соперничество за первенство между Светом и Тьмой, Днем и Ночью, между античными героями, реками и разными нациями». По-видимому, это театрализованное соревнование, выросшее из более жестких турнирных поединков, часто приводивших к ранениям или даже гибели участников, было заимствовано из французской или итальянской культуры.
Полотно запечатлело ум, скромность и добросердечие талантливой личности. Появился принцип мумифицирования, а затем и портретирования. Паизиелло «Служанка-госпожа», портреты А. П. Левшиной и Н. С. Борщевой (ГРМ) и «мифологические» произведения Луи Каравакка – «Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры» (ГРМ), «Портрет малолетнего царевича Петра Петровича, «Петеньки-шишечки», в виде Купидона» (варианты ГТГ, ГРМ, ГЭ), «Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в виде Аполлона и Дианы» (ГТГ), а также серия из одиннадцати пастельных портретов работы Жана де Сампсуа, украшающих Камер-юнгферскую Китайского дворца в Ораниенбауме и изображающих придворных дам малого двора Петра Федоровича (Китайский дворец-музей).
Картина была обнаружена в пещере, недалеко от французского города Ангулем. Энциклопедия в 3-х томах. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актёром и его ролью.
Вместе с тем, многие рекламируемые в интернете «портреты маслом по фотографии» часто не пишутся кистями и красками, а производятся методом фотопечати. Яблонская, костюм Амура «напоминает театральный эскиз, увеличенный до парадного портрета». Николай Евреинов отмечает, что у малокультурных народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение но на самом деле пленённой оказывается душа портретиста в миговом, минутном или часовом её переживании. 50 Благодаря этому «рука» портретиста легко узнаётся в его работах. Известно, что Н. П. () В данном контексте скульптурный кумир, являясь отправной точкой размышлений, может рассматриваться и как своего рода материализация предмета переживаний, разъяснять и конкретизировать созданную живописными средствами обстановку»25.
Наиболее ранним полотном в ряду произведений русской живописи XVIII столетия изображающих лиц в карнавальном платье, можно считать «Портрет неизвестного в маскарадном костюме Нептуна» (ГТГ) работы неизвестного художника первой четверти XVIII века (ил. Небольшая компания кавалеров, гордо скачущих на лошадях и великолепно одетых, которые делают турниры, карусели, бьются тупыми копьями и ездят на лошадях около кольца и представляют разные любовные забавы. ». 314 Каждая кадриль имела свои цвета и костюмы фантастического или исторического характера кадрили «парадировали перед публикой», разъезжались, образуя различные фигуры затем начинался бой на копьях или деревянных палицах и происходили игры и соревнования. Сложные постановки опер требовали больших затрат и потому были нечасты: они осуществлялись примерно раз в год и были приурочены к торжествам – именинам императрицы, дню восшествия на престол или коронации, а также датам победных сражений русской армии или заключения мириых договоров. "1 Первой работой Валериани в России была опера «Селевк» в 1744 г., отличавшаяся большой пышностью. – Осьмнадцатое столетие. «Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Заслуженной славой пользовались труппы Шереметевых.
От этого изображённый человек кажется более задумчивым и спокойным. А. Строев, посвятивший специальное исследование феномену авантюристов Просвещения, подчеркнул связь между преобразованием материи – главной задачей алхимиков – и совершенствованием человеческой личности, отметив, что «превращение материи не может осуществиться без преображения духа и потому алхимический процесс интерпретируется как инициация, очищение и преображение адепта, поиски истинного «я», приход к истине через разорение и разочарование, через духовную смерть и воскресение».
Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье ит. д. )— сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Вводятся звуковые и световые эффекты, усложняется ритм действия и ускоряется темп. Однако в различные периоды развития искусства эти успехи оказываются различными. Кроме того, мимика и жесты рук попросту позволяют налаживать контакт со зрителем, а отстранённое «древнеегипетское» лицо остаётся вещью в себе. Если фон глухой и непроницаемый тёмный, а голова трактована объёмной светотенью, возникает эффект «выталкивания» изображения в пространство зрителя26. Первым, кто предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа», был Андре Фелибьен, друг Пуссена.
Непосредственно с шереметевским театром ассоциируется и большой парадный «Портрет мальчика И. Якимова в костюме Амура» (1790, ГРМ), созданный крепостным мастером Н. И. Аргуновым. Единого мнения по поводу датировки картины и персонификации «неизвестного в костюме Нептуна», у специалистов нет. – Осьмнадцатое столетие.
В зрелом искусстве Нового Времени используется пространственное построение «снаружи», от зрителя— от одной поверхности к другой для барокко характерен эффект бесконечности пространства, который создаётся тем, что пространственное построение идёт изнутри, навстречу к зрителю. "Агаша" и "Макеровский" появились в 1780-е гг. Искушая девушек сладкими речами, обходительностью манер и экзотическим восточным обликом, «чужестранцы» очаровывают легкомысленных кокеток и добиваются согласия следовать за ними, забыв прежние клятвы, в дальние края. В «Художественной мастерской Марины Медовиковой» вы можете заказать семейный портрет вашей семьи. С восторгом слушатели встречают и непревзойденные творения гениального Вольфганга АмадеяМоцарта (1756 – 1791): искрометную «Свадьбу Фигаро», целиком построенную на шутливых метаморфозах и повествующую о женском непостоянстве комедию «Так поступают все».
Позже (тоже в пещерах) на Балканах и в Италии стали появляться более четкие и определенные изображения, среди которых преобладали лица, нарисованные в профиль. Надев ее и сменив костюм, который в обычной жизни соответствовал социальному рангу и маркировал статус личности во всех указанных выше аспектах, субъект как бы теряет свое прежнее «я», временно превращаясь в иное существо -другого человека или зверя, причем в этой новой ипостаси он дожен восприниматься не только окружающими, но и божествами. Евангулова и A. A. В Новое время портреты, выполненные более дешёвыми и менее трудозатратными средствами (сначала карандаш и акварель, затем гравюра, позже фотография) занимали нишу популярных и часто тиражируемых портретов, существуя параллельно с живописными.
В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании. Сопровождались эти культовые праздники безудержным, а зачастую и разнузданным весельем. 280 Строев А. «Те, кто поправляет фортуну»: Авантюристы Просвещения. Однако существует и более ранний вариант (1783, ГРМ) с теми же атрибутами. Евангулова и A. A.
От художников ожидалось, что они с помощью портрета могут приукрасить «натуру», сохраняя при этом с ней связь при помощи сходства. Столь же однозначна и характеристика Анны Давиа Бернуцци, "первой певицы оперы-буфф и второй певицы серьезной оперы", состоявшей с 1782 г. на службе в петербургских театрах и высланной (правда, на время) из Петербурга за разорение высокопоставленного государственного человека А. А. Безбородко. В египетском государстве происходило обожествление усопших. Фоны откровенно напоминают сценические задники. Иногда портретисты предоставляют своим моделям несколько набросков из которых заказчик выбирает приглянувшийся вариант позы (так делал, например, Джошуа Рейнольдс).
Так называемые «лубочныя комедй» или масленичные игрища, были чрезвычайно популярны в России: в них обыкновенно принимал участие весь люд от мала до велика, высыпавший по праздникам на улицы в поисках зрелищ и развлечений. Он дал начало новым образам, незнакомым доселе художественным видам и жанрам, которые стали ростками будущих форм русского искусства.
Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести. В ранний период развития портрета (например, западноевропейский средневековый портрет или Россия XVI века) изображается только голова или оплечное изображение, в котором лицо все равно является самым главным. Яркой страницей в истории русского сценического искусства XVIII столетия стали крепостные театры. От того, насколько тщательно выписаны черты лица, зависит успех картины.
Наряд служит скорее знаком принадлежности к карнавалу, как и непременный атрибут – маска. (Напомним, что в Средние века животные считались с точки зрения юридического права субъектами их могли вызывать на допрос, судить и пытать). Погрудный срез и затеснённость обрезом картины создаёт впечатление максимальной приближённости к зрителю, крупного плана. Абсолютно справедливо утверждение O. A. Однако признаем, что сам образ лишен того обаяния, которое свойственно юношеским портретам Левицкого более ранней поры.
«После лица и глаз руки портретируемого много могли рассказать о нём зрителю. Двое юношей инсценируют отъезд, а затем и являются своим возлюбленным под видом иноземных гостей-«албанцев».
Она придала галантность турнирам, уснастив их машинами, девизами, ариями, колесницами. ». Альфонс Доде, глядя на это с другой стороны, обобщает: «художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Нечто подобное наблюдалось в Древней Индии и Персии.
Кадриль. А «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству»64. Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Многогранные и разноплановые явления русской культуры XVIII века, в которой особое место занимал Петербург, находили выражение в изобразительном искусстве. Парадный портрет – портрет, который, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).
Аргунова (музей-усадьба Кусково) крепостная актриса запечатлена, по мнению большинства исследователей3912, в сценическом костюме, однако определить его принадлежность какой-либо конкретной роли невозможно. Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая»4, «портрет— плод духовного coitusa оригинала с художником»50. Артур Шопенгауэр обсуждает вопрос того, что животные по своей сути не могут быть портретируемы— «у животных есть только родовой характер, а не индивидуальный».
Возможностей для творчества сколько угодно. (репринтное издание). В целом же художника отличает заглаженная манера и «психологическая невыявленность» модели51: черты лица и жесты маленького актера отнюдь не отражают его настроение и внутреннее состояние.
Нелидовой, Н. С.
А. Э Жабрева отмечает, что во второй половине XVIII столетия «театральность была в большой моде и проникла не только в искусство, но и в быт». Самая древняя попытка изображения лица человека насчитывает 27 тысяч лет. -Том I. - Книга I. – СПб., 2001, с. 10 – 11 Искюль С. Н. Тараканова//Три века Санкт-Петербурга. Например, в опере «Так поступают все» обыгрывается мистификация с переодеванием, проделанная незадачливыми женихами с целью испытания верности своих суженых.
Жена литовского коронного маршала, племянница польского короля Станислава Понятовского, Мнишек, урожденная Замойская, была образованной, умной, не чуждой литературных интересов (она оставила занятные мемуары) блестящей светской дамой. Хотя такая постановка иногда встречается, она остается нетипичной и является достаточно сильным художественным приемом, специально используемым художником, либо же используется для изображения монархов (как и Христос, сидящих на троне). Карев убедительно трактуют этот момент как «случайное разоблачение», сравнивая этот прием со своего рода «рокайльной игрой» – попыткой заглянуть под маску и раскрыть ее секрет. Сравнительно небольшое количество портретов, как правило, парадных или декоративных— заказывалось для общественных помещений (учреждений, дворцов правителей), где их утверждающее, прославляющее, в конечном счёте идеологическое воздействие рассчитано было на большое количество зрителей».
Также на достижение сходства влияли и сторонние факторы. О. С. Два произведения исполненные Д. Г. Левицким в 1780-е гг., стоят особняком в ряду портретов этого периода. Портрет – слово французского происхождения (portrait), означающее изображать.
Гроотом (ГТГ), авторское повторение портрета (ГРМ), а также копия, написанная художником XIX в. И. Ломовым (ГРМ), «Портрет неизвестного молодого человека в треуголке» кисти Ф. И. Рокотова (ГТГ), «Портрет Ф. Г. Бобринского в маскарадном костюме», созданный неизвестным живописцем (ГЭ), «Портрет мальчика Ф. Макеровского в маскарадном костюме» кисти Д. Г. Левицкого (ГТГ), «Портрет Г. И. Чернышева с маской в руке» работы Э. JL Виже-Лебрен (ГЭ), «Портрет мальчика И. Якимова в костюме Амура» исполненный Н. И. Аргуновым (ГРМ), миниатюрный портрет Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой в роли Элианы в опере А. Э. Гретри «Самнитские браки», созданный Ш. Шамиссо (ГЭ) и аналогичный пастельный портрет, приписываемый К. И. Барду (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»), портрет Ф. Г. Волкова кисти А. П. Лосенко (ГРМ) и авторское повторение в собрании Государственной Третьяковской галереи, портрет Ф. Г. Волкова (. ) работы неизвестного мастера (ГЭ), ряд портретов из серии «смольнянок», написанных Д. Г. Левицким, – «Портрет Е. Н. Хрущовой и княжны Е. Н. Хованской в пасторали», «Портрет Е. И. Нелидовой в роли Серпины из оперы Дж. Из-за дразнящего красного цвета и свинцово-тяжелого, не акцентируемого деталями, но уже и не нейтрального фона, на котором размещается эта одинокая разряженная фигурка, создается ощущение беспокойно-тревожное, а не маскарадно-праздничное. Более профессиональный художник владеет соотношениями между объёмно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим построением полотна и создаёт силуэт модели так, чтобы тот находится с большим соответствием с положением фигуры в пространстве в то время как более «слабый» мастер создаёт произведения, в которых линейно-силуэтное начало обладает почти самодовлеющей декоративной орнаментальностью. Заслуга в этом принадлежит в основном художникам из графских крепостных – Аргуновым. Для этого требуется мастерство истинного творца.
Д. Г. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в техникеэнкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Именно к такому сходству стремится художник. В таких случаях, после того, как заказчик присылает свою фотографию, подобный «портретист» запускает компьютерную программу обработки изображений и открывает ней ряд заготовок с позами, куда копирует с фотографии лицо, голову или же туловище целиком, в зависимости от заказа. Портреты могут являться важными государственными или семейными знаками, создающимися для увековечивания памяти изображённого.
Глаза— один из наиболее выразительных знаков, поскольку передаёт важнейшее из пяти чувств. Партия Элианы, по отзывам современников, особенно удалась талантливой певице. Оперные спектакли, отличавшиеся пышностью и разнообразием костюмов, а также богатством декораций, для возведения и смены которых использовались «хитрыя машины», вызывали восхищение очевидцев8. Энциклопедия в 3-х томах.
Мальчик изображен в рост на фоне условного пейзажа, больше походящего на декорацию. Колесницы, а затем и кареты иногда декорировались под корабли или троны.
Достаточно ли этого. Индивидуальные и типичные черты портретируемых их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Камни и листва, расположенные на переднем плане играют роль кулис. Следует подчеркнуть и такую немаловажную деталь, как увлечение сценическим искусством в среде высшей знати, в том числе родственников монарха. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, карусель (от итальянского carosello) – это конная военная игра, которая, получив в Европе распространение в XVII в., достигла полного развития в следующем столетии. 313 Первоначально в ней предполагалось участие двигавшихся по кругу колесниц, украшенных аллегорическими фигурами. С восторгом слушатели встречают и непревзойденные творения гениального Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791): искрометную «Свадьбу Фигаро», целиком построенную на шутливых метаморфозах и повествующую о женском непостоянстве комедию «Так поступают все».
В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. Паизиелло «Служанка-госпожа», портреты А. П. Левшиной и Н. С. Борщевой (ГРМ) и «мифологические» произведения Луи Каравакка – «Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры» (ГРМ), «Портрет малолетнего царевича Петра Петровича, «Петеньки-шишечки», в виде Купидона» (варианты ГТГ, ГРМ, ГЭ), «Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в виде Аполлона и Дианы» (ГТГ), а также серия из одиннадцати пастельных портретов работы Жана де Сампсуа, украшающих Камер-юнгферскую Китайского дворца в Ораниенбауме и изображающих придворных дам малого двора Петра Федоровича (Китайский дворец-музей). Мастер запечатлел будущую графиню Шереметеву переодетой воином: именно в таком облачении она выходила на театральные подмостки, чтобы вновь и вновь переживать судьбу отважной самнитянки.
Как будто в портрете играет главную и самодовлеющую роль не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, стоящий позади», пишет Борис Виппер. 38 Гращенков добавляет, что чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким. Известный искусствовед А. А. Сидоров восторженно сравнивал письмо рук Агаши с ренуаровским. становятся излюбленными мотивами театральных представлений XVIII столетия.
Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. А затем копирование лица ушедшего в мир иной заменили на маску. Рисунки лиц усопших становились все более похожими на оригинал. Новые условия жизни страны, в свою очередь, вызвали перемены в сознании людей и послужили почвой для сложения нового менталитета, новых этических и эстетических норм. В XIX в. считалось, что Лосенко изобразил Волкова в роли Синава из известной трагедии А. П. В древности трансформация собственного образа имела ритуальный, сакральный смысл.
Взгляд актера направлен в сторону от зрителя. Взяв на государственное содержание театр Сухопутного шляхетного кадетского корпуса и разместив его во внутренних дворцовых покоях, монархиня «забавлялась костюмировкою актеров, заказывала им великолепные наряды, убирала их своими драгоценными каменьями». Между тем достоверно известно, что дочь Левицкого вышла замуж за "сенатской типографии директорского помощника коллежского секретаря" А. М. Андреева именно в 1785 г. Отсюда вернее всего было бы предположить, что "Агаша" – постановка соответственно программе "класса домашних упражнений": женская фигура в национальной одежде с соответствующими атрибутами. Противопоставляя «высокое» (культурное) «низкому» (народному и грубому), автор превозноситискусство за его способность не только соревноваться с натурой и подражать ей, но и превосходить ее.
(репринтное издание). После этого файл записывается и пускается на печать (на холсте и красками имитирующими масло). Прекрасно передана фактура разных материалов. Задача непростая, но фактор достоверности свидетельствует о мастерстве художника. Еще одна форма костюмированного портрета -мифологический портрет, который, несмотря на популярность подобных «античных» одеяний на карнавалах, тем не менее, не является маскарадным, поскольку не связан непосредственно с самим событием конкретного праздника.
Иногда дополнительно используется ступенька на первом плане (порой едва заметная), которая показывает, что модель находится в некой высшей сфере, отделённой от зрителя. «В своём произведении, сознательно или бессознательно, художник должен слить воедино то единственное и неповторимое, что присуще облику индивидуальной модели, с тем умозрительным идеалом личности, который порождён его воображением». Модель может быть «заинтересована» в реакции зрителя, может рассчитывать на взаимопонимание и «настойчиво адресовываться зрителю» (жестами, см.
Так называемые «лубочныя комедш» или масленичные игрища, были чрезвычайно популярны в России: в них обыкновенно принимал участие весь люд от мала до велика, высыпавший по праздникам на улицы в поисках зрелищ и развлечений. Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени». 10 Таким образом, можно сформулировать, что портрет, в отличие от фотокарточки, является «сделанным» произведением искусства, на которое потрачено много времени и умственных усилий автора, благодаря чему по качеству и глубине передачи он будет намного более сложной и многоуровневой работой, гораздо лучше передающей личность.
Увлекательная интрига расслоения позиций «быть» и «казаться» с оттенком «оказаться» чрезвычайно органична для XVIII столетия и явственно просматривается в портрете Шумского. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
В «Танцевальном словаре» Ш. Компана дано следующее определение такой формы зрелищ: «Quadrille. Колонна и драпировка— традиционные атрибуты парадного портрета. Искушая девушек сладкими речами, обходительностью манер и экзотическим восточным обликом, «чужестранцы» очаровывают легкомысленных кокеток и добиваются согласия следовать за ними, забыв прежние клятвы, в дальние края.
Карева, которые объясняют костюмизацию и своего рода перевоплощение модели особым статусом последней -положением незаконнорожденного отпрыска богатого и знатного отца, стремящегося таким способом придать ущемленному в чем-то ребенку интересность и значительность, возвышающие его над обыденностью. 5 Исследователи вывели определенную закономерность в такого рода жанровой специфике, сопоставив портрет Якимова с «Портретом Ф. П. становятся излюбленными мотивами театральных представлений XVIII столетия. Например, традиции ритуального травестизма находят отклик как в примитивных ярмарочных сценках, так и в «народных маскарадах», достигавших особенного размаха в Святки и на Сырной неделе.
Этот справочник наряду с изданием «Емвлемы и символы. », 77 напечатанным в 1788 г. использовался в XVIII в. как подробная энциклопедия символических образов. в творчестве Левицкого не случайно. Собственно «маскарадные» произведения имеют ряд особенностей: они сводятся исключительно к портретному жанру, в них не только отсутствует действие как таковое и развертывание сюжета, но даже пространство, как правило, не конкретизировано. Так костюм заставляет перевоплощаться надевшего его и помогает становиться актером.
Стоит отметить, что императрица охотно принимала участие и в подготовке спектаклей. Стоить отметить, что в понятие «сходство» в различные исторические эпохи вкладывалось вполне различное содержание39: от магического двойника, в котором внешний облик увековечивается с максимальной достоверностью, до прекрасной маски, сквозь идеальные черты которой может проступать индивидуальность модели. Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния Я модели и Я автора.
Это произведение, традиционно относимое к серии «портретов шутов», стоит в ней особняком и отличается по стилистике от остальных портретов членов «Всешутейшего собора». 289 «Нептун» представлен на нейтральном оливковом фоне: могущественный «бог морей», облаченный в светло-коричневую мантию с белым воротником, держит в левой руке «трезубец» (с четырьмя остриями) на голове Нептуна -высокая золоченая корона, надетая поверх красного колпака длинная окладистая борода и пышные усы придают облику изображенного степенность и спокойную величавость. -Том I. - Книга I. – СПб., 2001, с. 10 – 11 Искюль С. Н. Тараканова//Три века Санкт-Петербурга. негодование и презрение», тогда как сочинения «буффона» Паизиелло смешат1"39.
На портрете человек обычно не действует, не говорит. Последний был любителем маскарадных «загадочных портретов, обманок и другой карнавализации в живописи» и «фантастической театральности костюма». Левицкого.
Считается, что портрет написан в год свадьбы Агаши (1785), о чем свидетельствуют хлеб и соль на столе. Любопытно, что женский портрет вообще на протяжении истории появился позже и был распространён меньше, что было связано, по-видимому, с незрелым уровнем женской эмансипации30. «На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Упоминается о важной роли языка тела модели: «важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук.
Самый сложный по композиции холст-портрет E. H. В период классицизма в среде знатоков искусства выработалась даже антономическая пара оценочных терминов— «правда» (точное подражание натуре) и «лесть». Часты случаи, когда фотопечать используется без ведома заказчика.
Валериани и другими мастерами. Подобные художники достойны состояния, что они наживают. Трактовке костюма и окружающего модель пространства уделяется все больше внимания. Древние греки надевали личины во время дионисии, чтобы защитить себя от «чарования». Внимательно разглядывали и не могли увидеть разность.
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным. Поведение артиста на театральных подмостках также было жестко регламентировано: существовали даже специальные пособия по актерскому мастерству, например учебник Ф. Ланги «Рассуждение о сценической игре», в то время приближавшейся по сути к костюмированной декламации. 27 Статичности действующих лиц, выходивших к рампе для произнесения пафосных монологов, отвечали служившие фоном «репрезентативные симметричные декорации»28, являвшие собой скупо расцвеченный графический остов. 2" В трагедиях, как правило использовалось единое для всего спектакля оформление, тогда как комедии, балеты и оперы предполагали возможность «чистой перемены». 280 Строев А. «Те, кто поправляет фортуну» : Авантюристы Просвещения.
(Например, бедный Сезанн оставил 27 портретов жены, которую не очень любил).
-Осьмнадцатое столетие. Следует выделить маскарадный портрет из категории костюмированного портрета. Носители подобного метода, обладая целостным видением, не могут углубляться во внутренний мир модели (даже если модель и ситуация провоцирует к этому), так как рискуют потерять почву под ногами. Причем, как подметил Ю. М. Лотман, «для русского дворянства конца XVIII – начала XIX века характерно резкое разграничение бытового и «театрального» поведения, одежды, речи и жеста». Характерно, что именно загадочность поклонников делает их особенно привлекательными в глазах ветреных синьорин и то, что сами молодые люди, облачившись в необычный наряд, меняются и так увлеченно играют роль обольстительно любезных кавалеров, что провоцируют «измену» своих невест. По характеру изображения выделяются две основные группы:парадныеикамерные портреты.
Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Сходные обычаи существовали и у римлян. Мастер не стремится к рельефной моделировке форм – тени мягки и неглубоки. Если взгляд и движение направлены в одну сторону, модель кажется более спокойным66. Юный танцовщик, с детства воспитывавшийся в графском доме и пользовавшийся особой привязанностью Н. П. Хрущовой, который более других подчинен сюжетному началу. Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности.
Затем происходит «разворачивание» модели в сторону зрителя: композиционный симптом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют Выход из профиля в фас4. – М., 1998, с. 20, 173 Кузнецов С. В. Авантюрист // Три века Санкт-Петербурга. Головачевского (1795-1823), где актер изображен в роли из спектакля «Игрок» – в сцене чтения Сенеки. Например, традиции ритуального травестизма находят отклик как в примитивных ярмарочных сценках, так и в «народных маскарадах», достигавших особенного размаха в Святки и на Сырной неделе. Интерес к духовному миру и индивидуальности человеческого характера – черта, которая получит в дальнейшем разработку и развитие в русском портретном жанре.
Сбоку видна золоченая рукоять меча. Наряженные в старинные одеяния участники карусели представляли редкое по роскоши костюмов, богатству ювелирных украшений и декоративности зрелище, демонстрируя при этом мастерство наездника и ловкость. 315 Карусель оканчивалась общей скачкой. Гращенков указывает, что в понятии «портретное сходство» порой синтезируются, а порой и спорят два начала— документальное и эстетическое. Это представляется странным, памятуя, как близка была ему модель.
Наконец, были покои в соответствии с модой времени специально предназначенные для портретов, портретные комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей прошлого и настоящего (например известная комната в усадьбе Шереметева в Кускове, Военная галерея Зимнего дворца). В некоторых случаях можно говорить об идеализированной «маске», которой награждает художник всех своих моделей. Необычайно смелым кажется сочетание бирюзового тона сарафана с розовой душегреей. Ее монография «Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII в»30 и статья «Общественные развлечения в первой половине XVIII века», 31 опубликованная в сборнике «Старый Петербург.
Большинство из них тяготеет к декоративной картине и лишены психологизма. Евангуловой и A. A. Сохранилась гравюра с портрета Шумского работы К. И. Это изменение, появление «современного», антропоцентричного словоупотребления, которое проводит чёткую черту между человеком и иными созданиями, возможно, обозначает конец типичного феодального «симбиоза» между человеком и животными.
А если просто похож. Петр I старался популяризировать светский городской театр, специально приглашая из-за границы иностранные труппы и «режиссеров». Фелибьен также предложил использовать термин «figure» для изображений животных, в то время, как слово «reprsentation» применялось для изображений растительных или неорганических форм, то есть растений и минералов.