Андре Фелибьен де Аво (1619-1695) французский историк искусства критиковал творчество Караваджо за идеальное копирование натуры и в то же отсутствия собственных идей. Такую живопись называют часто еще многослойной.
Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты.
Легко сделают свой выбор и поклонники фруктов («Персики», «Красивая корзина с фруктами» «Натюрморт с фруктами») и те, кто влюблен в цветы. Для настроения кулинарного, а соответственно для настоящих гурманов, мы рекомендуем «вкусные» фотоизображения с высоким разрешением. Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки. Натюрморт с корзиной фруктов появляется еще раз почти в том же виде в творчестве Караваджо, в картине «Ужин в Эммаусе». Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок.
В этой ранней работе Караваджо уже экспериментирует с «подвальным» (как называли его современники) освещением, когда глубокие, мрачные контрасты теней моделируют форму. Потому фотообои с букетами особенно хорошо впишутся в интерьеры, выполненные в стилистике барокко и реализма, постимпрессионизма и современного импрессионизма. Потом идет нанесение красочного слоя, а затем, очень тонкий слой лессировок, который задает акценты в картине. Но тут же: условный фон, резкая тень, неясное пространство, опора, среда. Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году.
Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами». «Слово «стОящий», по-моему, обозначает того, кто хорошо работает, то есть знает свое дело в живописи стоящий человек тот, кто умеет хорошо писать красками и хорошо воспроизводить вещи, созданные природой» — так отвечал Микеланджело Меризи да Караваджо на допросе 14 сентября 1603 года. А теперь вернемся к пастельным карандашам – обратите внимание на то где надо углубить и добавить тень, обведите контуры фруктов, сделайте переплетение корзины и по бокам добавьте тень, нарисуйте хвостики фруктам и в завершение поработайте с плоскостью (столом). Поклонникам ягод понравятся такие композиции, как «Клубника», «Вишни и вода», «Корзина с ягодами малины», «Корзина со спелой клубникой». Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников.
Вегетарианцы будут в восторге от полотен с овощами – «Апельсиновый сок и имбирь», «Дары огорода», «Овощное ассорти».
Современники художника свидетельствуют, что начинал он свой творческий путь с того, что писал автопортреты в зеркале. Очень хорошо. Этот натюрморт с фруктами создан в традиции trompe l. il (обманок), когда иллюзия реальности отточена до обмана. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка.
Далее мы пока откладываем пастель, а берем сухие салфетки, которыми мы будем вытирать пальцы при переходе на другой цвет. Примером может служить известное произведение Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ). Буйство красок, полутонов игра света и тени в изображениях флористических композиций («Ян ван Хейсум», «Нежный букетик», «НВ-261», «НВ-262») поражают своим великолепием. «Корзина с фруктами» – первая в истории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образом Караваджо принято считать основоположником этого жанра.
Несколько рекомендаций для последних. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Но здесь есть ключевая фраза, ставшая программой его творчества: «Хорошо воспроизводить вещи, созданные природой». Раскраска фрукты – одна из самых «аппетитных». Для кофеманов подойдут такие фотопанно, как «Шоколадный торт и кофе», «Чашка черного кофе», «Чашка кофе на веранде» и т. д.
Подобные «зеркальные» опыты, когда рама зеркала вставляется в раму картины, приводили к эффекту искусственной натуры, выхваченной из окружающей среды. Во-первых имеется огромная подборка аналогов «Апельсины», во-вторых, «Кофе», а в-третьих, роскошные образцы из серии «Фрукты». В этом его метод. Белая скатерть в «Ужине в Эммаусе» лишена красивых складок. На самом деле, данный жанр не так незамысловат, как кажется на первый взгляд.