В акварельной живописи техника корпусного письма кроющими красками применяется с наибольшим эффектом в кратковременных этюдах и на конечной стадии длительной работы. При письме последующими слоями не следует корпусно забивать подмалевок, это ведет к ослабленному впечатлению от картины, глубина в живописи создается визуальным смешением верхних и внутренних слоёв. Когда художник работает непрозрачными, толстыми мазками акриловой или масляной краской, сохраняя рельефный рисунок от следов кисти – это называется корпусная или пастозная техника живописи.
История развития живописи. Для караваджистов типичен строгий трехстадийный метод протемненная пропись по темным грунтам, белильный подцвеченный подмалевок, лессировки, моделирующие тело и тонирующие драпировки. Именно этим методом написано большинство работ Риберы, в том числе «Антоний отшельник», где свинцовые белила приобрели со временем некоторую про фачность и сквозь их тонкие слои проступает темный цвет грунта и прописи. Полноживописный пастозный слой, прекрасно проработанный специфическим остроперистым мазком, можно видеть в подмалевке картины Гварди «Александр Македонский у тела Дария».
Наиболее яркие эффекты создаются с использованием одного цвета. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». В античности Ж. по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной (в т. ч. нравственно-воспитательной) значимости Ж., как и всего искусства в целом. В 17 в. расширилась и четко оформилась система жанров.
В таких случаях мастер прибегал к повторно-ступенчатому методу. Я не делаю точной копии. После этого воду сливают, разбухший клей разминают руками (можно пропустить его через мясорубку) и укладывают на дно клееварки в виде небольших шариков. Перед мастерами XV века такая задача практически не возникала.
Таче был основой импрессионизма. Ж. 20 в. наряду с чувственно-достоверным иллюзорным, объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира. Б. Тьеполо, Дж. Дали очерчивались мягко и нежно, передний план более строго и детально. Она определяется толщиной нитей, плотностью ткани и особенно плетением.
Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую. Сами произведения Ж. неизменяемы, создаваемые Ж. картины зрительно одномоментны однако Ж. может передавать не только состояние совершенной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения изменения (благодаря особой ритмической организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д. ) в Ж. возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет.
В восточных деспотиях (Древнем Египте и др. По-новому осмысляется мир в искусстве великих русских живописцев конца 19 – начала 20 вв. Переведенный с картона рисунок был обведен прозрачной краской типа зеленой земли. В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой.
Для работы лучше пользоваться резиновым шпателем. Тогда клеевой раствор будет равномерно прогреваться. н. э. высокий подъём пережила монументальная Ж. (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне. Полутона здесь выявляет серый грунт. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой Ж. находили отзвук народные представления (например, на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска).
Иногда наносился поверх подготовительного рисунка). Такие краски применяются для передачи освещенных мест и фактурных материалов. Во многих портретах на первый план выступает присущее советской Ж. жизнеутверждающее начало (например, в произведениях П. П. Кончаловского). Соответственно этому подмалевок даст ослабленную или усиленную светотень.
Время работы, количество и цвет красок — все это должно было быть рассчитано заранее. привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Ж. (см. 61, 96).
Если для создания базы смешивать пигменты с льняным или другим маслом, проблемы возникают позже, когда требуется создавать следующий слой. Такова основная схема живописных приемов классики.
Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Его окончательное нанесение красок было настолько тонким, что его невозможно было уловить. Колера берутся сразу в полную силу. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в которых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отдельные детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной Ж. (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий основные светотеневые соотношения подмалёвок, где лепятся объёмы: лессировки, богато насыщающие картину цветом). В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др. ).
Складываются национальные школы во Франции (Ж. В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой.
В 19 в. новые национальные школы Ж. складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке. Картины пастелью закрепляются фиксативом и хранятся под стеклом. Свободно наложенные, то ретуширующие, то очень густые лессировки разнообразят и подчеркивают исключительное мастерство кисти и совершенный колорит этой картины. Трехстадийный метод отчетливо прослеживается сквозь разнообразные наслоения красок в полотне «Утро молодого человека» Питера де Хоха. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке— секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками. Клей надо наносить тонким слоем и только один раз. На одну весовую часть сухого казеинового порошка берется не более 5 весовых частей воды. Более развитые, более абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвлечённо-ритмизированной Ж. неолита (росписи в Вальторте, Испания) в неолитических изображениях, сознательно связываемых в повествовательные циклы, появляется человек.
Рисунок оттушеван в тенях одним коричневым тоном, близким к сепии, составленным из трех красок: черной, краплака и красной охры. Выполненные на выдержанных досках, прочных грунтах, они хорошо противостоят разрушениям. Живописная работа заканчивалась прозрачными или полупрозрачными лессировками или же полукорпусным (полукроющим), за один прием, письмом. В тенях оставляли просвечивать коричневую подготовку. Чтобы холст соприкасался с подрамником только по внешнему его краю, последний имеет скосы вовнутрь по своей лицевой стороне в противном случае подрамник может со временем «отпечататься» на лицевой стороне картины или приклеиться к холсту во время его проклейки.
Льняное полотно прочное, отличается живой фактурой. «Техника – это язык художника развивайте ее неустанно, до виртуозности. Принимая во внимание эту особенность масляной живописи, необходимо быть весьма осторожным ко всякого рода перепискам и радикальным переделкам в масляной живописи, в которых иногда нуждается художник, так как все исправления и записи, сделанные тонким слоем корпусных красок, по прошествии большого промежутка времени, становятся вновь видимыми. О моей палитре.
В пастозной живописи не используют традиционную технику нанесения тонких глазурей, чтобы создать тень и форму. Окраска звучания будет разной, а мелодия неизменной. gris — серый). Для приготовления рыбьего клея его пластинки измельчаются и заливаются холодной водой (40 г клея на 1 л воды) на 16—24 часа.
К разновидностям Ж. относятся также Диорама и Панорама. Поверхность перед письмом маслом отчищается, грунтуется, тонируется. По этой причине впечатление от полотен и описание их вида с годами может отличаться. Но существует и Ж. более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненных Алла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.
В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. Для этого использовался метод «припороха», передавливания или перевода с законченного картона, эскиза, наброска, в результате чего на белом грунте или цветной имприматуре (Рисунок иногда наносился и до имприматуры) появлялись контуры объемов и планов будущей картины.
И не случайно после тициановского «Св. Древесные волокна отражают свет по-своему, создавая игру света. Фактура и мастерство стоят вплотную рядом. Окончательные мелкие и фоновые детали наносят деликатно используя тонкую кисть. Казеин заливается водой и 2—3 часа набухает.
В результате сквозь них начинает проступать темный цвет грунта, картина начинает «чернеть» иногда на ней пропадают полутона. Тона, получаемые в живописи с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. В зависимостиот поставленных задач он пользовался или нейтральным темно-серым или красным грунтом. Эта техника противоположна по значению лессировке.
Объясняется это тем, что «холодные» коротковолновые лучи в прозрачной среде больше рассеиваются, чем «теплые», длинноволновые, как это было указано ранее. С помощью хлороформа, ацетона и бензола легко и быстро можно удалить дочиста даже очень старую масляную краску. Подобный подмалевок всегда пишется светлее, чем законченная картина и это «просветление» тем резче, чем большую роль художник отводит последующей лессировке, так как лессировка не только оживляет подмалевок, но и всегда его утемняет и утепляет.
Композиция). При длительном ведении работы живопись, как правило, ведется «от куска» — художник примерно знает, сколько он напишет, например, за день и смазывает этот участок маслом, которое втирается рукой или пальцем. Третий слой – это текстура, которая создается чистой краской, без изменения среды с помощью растворителей или различных масел.
Передвижники) и близких к ним художников – В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана. Подражают они их манере, а манера — дело последнее. В Западной Европе в эпоху Возрождения (См. Богаче изобразительные возможности тональной Ж. (см.
процветает монументально-декоративная Ж. (особенно в стиле Барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создающая, часто с помощью иллюзионистических эффектов интенсивно действующую на человека эмоциональную среду. Клинки изготавливаются из твердых древесных пород — дуба, бука. Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная Живопись, Ж. водяными красками по штукатурке – сырой (Фреска) и сухой (а секко (См. По этой классификации в разряд графики попадает не только карандаш, сангина и уголь, но и акварель.
Благодаря подобной технике в ней нет черноты, зато много глубины и воз духа. Характерным для него является не большое число используемых красок. Крупнейшие художники Возрождения – Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии.
Традиционную фламандскую коричневую тушевку рисунка Рубенс упрощал, нанося на всю площадь белого грунта светло-коричневую прозрачную краску, на которую переводил рисунок (или же последний переводился на белый грунт), после чего прокладывал основные тени и места для темных локальных тонов (не исключая синего) той же прозрачной коричневой краской избегая впадать в черноту. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. Опираясь на традиции реализма, сов.
Научное изучение перспективы, оптики и анатомии использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной Ж. способствовали широкому раскрытию заложенных в природе Ж. возможностей в Ж. убедительно воспроизводятся объёмные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира. Нужно понимать физику и химию этих материалов. – многие картины.
что бы понять его руку. Иногда тушью обозначали также расположение теней и складок одежды. Это свойство тоже использовалось в прошлом. Естественно, что каждый художник, который им пользовался, привносил в него что-либо свое. Масло – самая популярная техника живописи.
В 17-18 вв. Через трещины красочного слоя становится также виден цвет грунта, что резко влияет на общий колорит картины. Каждый метод имеет свои преимущества и свои недостатки. Кроме того, необходимо дождаться полного высыхания слоя краски перед продолжением работы. Типичный уклад жизни советских людей со всеми её многообразными проявлениями отражается в жанровой Ж., дающей поэтически яркое изображение новых людей и нового быта. государствах), в древней Америке существовала монументальная Ж. (роспись гробниц, реже – зданий), связанная обычно с заупокойным культом и носившая развёрнуто-повествовательный характер главное место занимало обобщённое и нередко схематичное изображение человека.
Все техники могут бытьиспользованыкак отдельно, так и всочетании. Всё это позволяет Ж. не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. Следующий этап — подмалевок. Тон), которая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками.
и без колебаний будем соскребать и счищать неудачные места до самого грунта. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту».
Фламандский метод пользовался популярностью не только в Северной Европе.
В данном случае можно рекомендовать выдержанное сухое дерево, прямослойное без сучков. Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета (См. При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени.
Хале, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Англии (Т. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. Чистяков. Корпусное письмо влажной кистью заключается в том, что каждый красочный слой наносится и смывается (рис.
Мало того, нужно знать применяемые материалы того времени. Ее секрет в сильно разбавленной краске и работе сухой кистью. Техника исполнения его зависела от школы и направления, к которым принадлежал художник (например, у русских иконописцев, называвших рисунок «знаменкой» или «прописью», он представлял собой изображение кистью основных линий по левкасу). Переосмысление функций живописи, как, впрочем и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это абсолютно бессмысленно, можно начать творить»— говорит Р. -М.
Уже в Ж. Постимпрессионизма (П. Этот принцип хорошо иллюстрируют слова, которые приписывают художнику Тинторетто. Получалась картина, вначале вся написанная одним цветом, так называемая «гризайль» (от франц. Интереснымприемом пользовался в некоторых своих этюдах А. Иванов.
Миниатюра) (иллюстрации рукописей, портреты и т. д. ). П. Рубенс, Я. Иорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. Повышенно-просветленный цветной подмалевок перекрыт усиливающими цвет розово- и коричнево-красными, оливковыми, охристо-лимонными лессировками. Крымов — художник и педагог).
лет назад). Такой грунт предварительно промасливают сильно отжатой масляной ваткой. С середины 1960-х гг.
При небольших исправлениях на ответственных местах (например, голове, руках портрета и пр. ) нужно учитывать могущее вжухание и обычное потемнение под лаком исправленных мест. Разнообразие оттенков, мягкость переходов создавались лессировкой без труда. (Роден).
Еще позже применяли коричневые, красно-коричневые и даже красные грунты. Крупнозернистый холст подойдет для живописи с выраженной фактурой (камни, скалы, деревья), пастозной живописи и живописи мастихином. С эстетическим осмыслением новой, технической эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в Ж. геометричных, машинных форм, к которым нередко сводятся формы органические, но и поиски в Ж. отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности. Модернизм), отражающие общий кризис культуры буржуазного общества, в той или иной степени порывающие живую связь с реальностью однако и в модернистической Ж. порой находят косвенное отражение больные проблемы современности, безудержный дух протеста (например, в Ж. Экспрессионизма с её драматической неистовостью, кризисными настроениями). По картону можно всегда поправить рисунок, это требуется при выполнении серьёзных работ, но можно обойтись и без него, сделав рисунок на холсте углем и закрепив его фиксативом.
Локальный цвет), очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии в древней и отчасти в современной Ж. встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Кроме земляных красок, темнеющих со временем, покрывные лаки на основе смол (канифоль, копал, янтарь) также изменяют светлость картины, придавая ей желтые оттенки. Рассмотрите внимательно фактуру поздних картин Рембрандта, в частности уже упоминавшейся картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».
В этом примере, я имел: кадмий красный светлый, кадмий желтый средний (он понадобился только для персиков), голубая-фц, травяная зеленая (основная масса полотна) охра золотистая, краплак розовый прочный и всё. Но перед живописцами следующего столетия эта проблема вставала очень часто. Согласно этому принципу существует три простых цвета — желтый, синий и красный.
Главный из них — это не очень хорошая сохранность про изведения. Направление мазков можно менять, в зависимости от желаемой текстуры. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего – прямоугольный, реже – круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и автономных республик лежит в основе сложившихся в советской Ж. национальных школ (М. Если взглянуть на его неоконченное произведение «Поклонение волхвов», то можно убедиться в том, что оно начато на белом грунте.
Простота изготовления, хорошая адгезия (сцепление краски с грунтом), высокая эластичность, отсутствие активных поверхностных натяжений — вот те положительные качества, которые привлекают к нему внимание художников. Света наносили чистыми белилами. Абстракционисты отказались от изображения предметов и явлений объективного мира (отсюда другое название абстракционизма — беспредметное искусство). В отличие от полумасляных масляный грунт наносится прямо на проклеенный холст. Это заставляет художника писать в более светлых тонах.
Чтобы в рисунке появилось движение, краску наносят мастихином. Палитра у меня более чем скудная. Вот таким образом для живописи применялись в основном прочные ткани из волокон конопли и льна.
(П. П. Пастозная, корпусная техника (от итал.
Картины свои писал гризайлью очень пастозно, так как любил живописную фактуру. Такой подмалевок производит обычно впечатление нанесенного в один прием поверх прописи.
Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке— секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками. Затем наносил прозрачный слой жженой умбры. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. Тяга к монументальным формам характеризует советская Ж. с первых лет её существования.
Много места занимают картины труда, часто привлекающие своим национальным колоритом. Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка. Особенно это чувствуется в архитектурных зарисовках, в портретных и жанровых этюдах. РУБЕНС Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен)Отрывок из книги Д. И. Киплика «Техника живописи»Рубенс владел в совершенстве итальянской манерой живописи, которую он усвоил в бытность в Италии, под влиянием увлечения произведениями Тициана, которые изучал и копировал. Сверху клей заливается водой в нужном объеме. Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка.
Спасибо., он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади». Затем покрывали всю поверхность слоями клея и лака, после чего писали масляными красками, начиная с прокладки светов белилами. Напротив и масляная живопись требует вполне определенной системы выполнения.
Все эти операции возьмут немного времени, каких-нибудь четверть часа, — после чего можно взяться за масляные краски. многослойной масляной живописи. Ста лет еще не прошло после смерти Тициана. Варят клей при температуре воды 70 С время варки — 40 минут. Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. Они придают цвету фактуру, плотность и некоторую белесоватость.
При внимательном изучении красок во время практической работы устанавливается оценка каждой краски с точки зрения степени ее прозрачности, определяется преимущественная принадлежность к той или иной группе и вырабатываются приемы ее применения. Рассматривая свойства красок, следует обратить внимание на то, что «теплые» краски — красные, оранжевые, желтые и часть зеленых — просвечиваются из глубины прозрачного красочного слоя лучше, чем «холодные» — сине-зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Лишь в конце 19 – начале 20 вв. Значительную роль играла символика композиции и цвета (например, в западноевропейской Ж. голубой – цвет богоматери). Барбизонская школа) во Франции Дж. Масляные краски с течением времени приобретают все большую и большую прозрачность.
Исправления. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания.
в странах Западной Европы и Америки Ж. порой становится одним из элементов Поп-арта. В любом случае, основание должно быть тщательно высушенным. Цветной пробеленный подмалевок может лечь и на ослабленную и на протемненную пропись. Тушевка производилась темперой или маслом.
Техника масляной Ж. приобретает во многих случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность снижается прочность произведений Ж. (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления) палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие) вместо тёмных цветных грунтов, характерных для 18 в., ещё в начале 19 в. вновь внедряются белые грунты. В небольших дозах она хорошо уплотняет краску, особенно в полутонах, не изменяя цвета. (П. П. Этот тип мазка известен под названием «Tache» или «пятно». Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. 61). революционного движения Ж. передвижников (См. Одновременно с Ж. локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная Ж. (в венецианской школе, тонко и разнообразно выявившей богатство колористических возможностей Ж. ).
На такой поверхности краски будут легко сплавляться и обрабатываться кистью. Но сильное потемнение скорее вызовет избыток масла в работе. Перспектива), путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов объёмные формы моделируются цветом и светотенью.
В процессе написания картины рисунок мог уточняться, дополняться и даже переделываться. Моё убеждение, художник копиист, это высший пилотаж. Темперу вытеснила сначала комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая Ж. без темперы. Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Ж., освобождение Ж. от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций).
«Кто идет за другими, никогда их не обгонит и кто сам не умеет работать как следует, никогда не сумеет как следует воспользоваться чужими произведениями», — так категорично утверждал Микеланджело. Она быстро сохла, меняла свой цвет при покрытии лаком.
Корпусные краски характеризуются крупнозернистой структурой и укрывистостью. На сильно тянущем клеевом грунте уместнее пастозный подмалевок. Так писали многие караваджисты и болонцы, а в Испании — Рибера, Сурбаран и другие.
Он может повлечь за собой еще и трещины. Эта подготовка принимала на себя последний лессировочный слой красок, при помощи которого придавали жизнь всему произведению. Конечно, мы нарисовали общую схему фламандского метода живописи. В некоторых случаях корпусность достигается добавлением черной краски.
Грунт для живописи «алла прима» не должен быть слишком тянущим, а также слишком непроницаемым и скользким, потому при пользовании клеевым грунтом принимаются все необходимые меры для предотвращения слишком заметного изменения на нем красок в тоне от потери масла. Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций.
Дерево из которого выполняется подрамник, должно быть прямослойным, без сучков и сухим. странах) европейская Ж. также испытывает влияние искусства неевропейских стран (главным образом Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отдельных приёмов декоративно-ритмической организации изобразительной плоскости. Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж. В 19 в. Ж. шире и глубже др. Изучить досконально работу, с которой делается копия и самое главное, хотя бы теоретически прожить жизнь самого мастера.
Соответственно и крестовина (перекладина) в зависимости от размера картины должна находиться на расстоянии 1, 5—2 см от тыльной стороны холста. Рильке)— через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс»— в таком мнении сходятся не только тот же Р. -М. Живопись пастелью воздушна и нежна.
С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками. Асекко), Темпера, Клеевая живопись, Восковая живопись, Эмаль, Ж. керамическими красками (связующие – легкоплавкие стекла, флюсы, глазури – закрепляются обжигом на керамике), Ж. силикатными красками (связующее вещество – растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются Мозаика и Витраж, решающие те же, что и монументальная Ж. изобразительно-декоративные задачи. В дальнейшем никаких изменений в рисунок и композицию не вносилось и уже в таком виде работа представляла собой художественное произведение. Иногда, прежде чем закончить картину в цвете, всю живопись подготовляли в так называемых «мертвых красках», то есть холодными, светлыми, малоинтенсивными тонами., он будет похож на наездника, позабывшего задать овса своей лошади».
Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (Гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная). Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций. В Ж. многих модернистических течений (Кубизм, Футуризм, Сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами. Позднее появляются патриотические полотна, повествующие о героическом прошлом России, показывающие историческую драму Великой Отечественной войны 1941-45, стойкость советского человека.
Особенно высокого совершенства достигла роспись древнеегипетских гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистические изображения) с её музыкальной ритмичностью и чёткостью композиции изысканностью линий. Корпусное письмо в акварели может быть построено на зернистой структуре кроющих красок. выразительное средство Ж. – рисунок (линия и Светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.
Решить все эти проблемы дал возможность новый метод, названный по месту его возникновения итальянским. Несмотря на то, что итальянский метод представляет собой сумму приемов, характерных для каждого художника в от дельности (причем им пользовались такие разные мастера, как Рубенс и Тициан), мы можем вы делить и ряд общих черт, объединяющих эти приемы в одну систему. Начало нового подхода к живописи относится ко времени появления цветных грунтов. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого видения весьма убедительны и продуктивны. Большую роль в развитии советской Ж. играет портрет. В 17-18 вв.
Крупинки красок передают фактуру материала. После этого могли обозначаться тени одним цветом (коричневый оттенок) без белил. В быстром по выполнению наброске с натуры, в эскизах этот метод незаменим. Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40-8 тыс.
Света прописывались широко и пастозно, несколько светлее, чем в законченной картине. Плохо просушенное дерево впоследствии может покоробиться. В Ж. такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произведения Ж. человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы (См.
С оптической точки зрения подобный слой красок представляет собой один из видов так называемых «мутных сред», которым обязаны некоторые из видимых цветов природы. Др. В 1960-е гг. Тем не менее, качество холста важно для выразительности картины. Еще хуже, если это выполнено на гладкой или мелкозернистой бумаге.
Это как в музыке — одно и тоже произведение можно сыграть на скрипке, а можно на гитаре. Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье, К. Коро, мастера барбизонской школы (См.
спиральное, сложно-живописное развитие. Непревзойденным мастером пастели был Эдгар Дега. Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель. Еще одну разновидность фламандского метода можно проследить на примере творчества Леонардо да Винчи.
Но именно в этом сближении читается колористическая сила и смелость. Корпусное письмо полусухой кистью также применяется в начальной стадии.
Бывает, что оттенок, казавшийся неудачным, хорошо вписывается в этюд, если положить его другим мазком (например, горизонтальным, а не вертикальным) или прижать мазок пальцем, мастихином и т. д. Работы в области техники живописи, как представителей искусства, так и науки в первое время заключались главным образом в раскрытии и возрождении утраченных старинных приемов масляной живописи, незнание которых давало так себя чувствовать в позднейшей живописи. Монохромная работа может быть самостоятельным, завершенным произведением. Иногда по коричневой подготовке писали так называемыми мертвыми красками (серо-голубыми, серо-зеленоватыми), заканчивая работу лессировками. После того как проклеенный холст просох абсолютно, приступают к грунтовке.
Работа начинается с приготовления холста, это может быть, бумага, картон, доска. Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена. На это основание наносился подготовительный рисунок. Пастель – один из очень необычных видов изобразительных материалов. Чтобы закрепить его, след угля обводили карандашом, пером или острым кончиком кисти. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета.
а ощущение объемности создавать мелкими, сухими штрихами. Происходит интенсивная борьба течений, прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против Академизма, сосуществуют разные стилевые системы Ж. провозглашает новые социально-гражданские идеалы, обращается к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж интерьер, предметы обихода) углубляется психологическая проблематика, осознаётся и воплощается конфликтное взаимодействие личности и мира. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в Ж. модерна зарождаются черты, определившие особенности некоторых течений 20 в. (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоционально-психологическая сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, утрированность форм, декоративность).
В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски ит. д. ). «Техника — это язык художника развивайте ее неустанно, до виртуозности. Далее живопись велась по просохшему подмалевку. Несмотря на правильно взятый цвет, предметы кажутся невесомыми, бесфактурными, бумажными. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), в Италии (М. Абсолютно иначе дело обстоит по отношению к светам. В средние века в Ж. Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивавшейся преимущественно в русле церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетические образы, полные духовной экспрессии.
Фламандский метод живописи легко проследить по многим работам Рубенса. При повторениях этого приема фактура зернистой бумаги все больше и больше проявляется, выступает и вместе с накопившейся в порах краской образует своеобразный корпусный тон, который одновременно передает и цвет и фактуру изображаемого материала.
При небольших исправлениях на ответственных местах (например, голове, руках портрета и пр. ) нужно учитывать могущее произойти вжухание и обычное потемнение под лаком исправленных мест. В то же время возросла роль станковой Ж. Усложнение проблематики Ж., обилие стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию различных живописных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (эмоционально насыщенная, динамичная Ж. барокко, с характерной незамкнутой, спиралевидной композицией строго уравновешенная Ж. Классицизма с её культом чёткого, строгого, ясного рисунка, преобладанием объёмно-светотеневого начала над цветом, локальностью цвета Ж. Рококо с её игрой изысканнейших и текучих нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшихся в какие-либо определенные стилевые рамки. Изобразительные и выразительные возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта – на колорит иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели).
Масса грунта в данном случае выступала в виде зерен в промежутках между скрещениями нитей, что получило название «булыжной кладки». Сидоров. Констебл в Англии А. Менцель, В. Лейбль в Германии А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). pastoso – тестообразный, от лат. Для этого его накалывали иглой по всему контуру и границам теней. Представление о путях и задачах живописи, как и все средства и способы самовыражения искусствознание и творческая среда— испытали на себе явное влияние развития общего познавательного процесса, но закономерно и сами они повлияли на него, коснувшись многих сторон мировоззрения и деятельности человека.
В 1-м тыс. Е. Архипов, Г. Г. Ряжский и др. ), другое продолжает традиции углублённого психологического портрета, показывающего внутренний мир, духовный склад сов. По этой коричневойподготовке без гризайли он пастозно писал в один прием или же местами брал цвет более разбеленный, чтобы завершить работу лессировками.
Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х гг. Работа выглядит свежо, но легковесно и слащаво.
Этот второй метод дает возможность использовать все ресурсы масляной живописи. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др. ). человека (М. При этом использовали или чернила или какую-нибудь прозрачную краску.
Как и др. Но нельзя забывать, что это, конечно, только схема. Наряду с гладкой, детализирующей Ж. на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы) Венецианская школа Ж. вырабатывает приёмы свободной, широкой, пастозной Ж. на холстах с цветными грунтами.
(А. Это позволяет художнику сконцентрироваться на наиболее важных элементах формы и тона. Ощущение гармонии мироздания, увлечение свежестью отдельных ярких жизненных деталей интерес к реальной личности, духовная активность образов характерны для композиций на религиозные и мифологические темы, портретов, бытовых и исторических сцен изображений обнажённой натуры.
«Картину надо набрасывать, как если бы задачей был мотив в пасмурную погоду, без солнца.
Расширяются связи Ж. Европы и др. Рисунок он выполнял на белом грунте энергичными твердыми линиями. Голубая и красная краски, положенные одна на другую, показывают, что красная хорошо видна под прозрачной голубой, тогда как голубая под прозрачной красной едва заметна. Значение относительной прозрачности красок так же велико в масляной живописи, как и в акварельной. Импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в Ж. тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приёмы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов.
Собственно разработанный метод сфумато (затушевывание) позволял это делать с легкостью. Хороший познавательный материал. Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. В чем причина. Существует пять видов живописи: станковая, монументальная,,, миниатюрная. делаются попытки возрождения монументальной Ж. и слияния различных видов Ж. с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве Модерна) обновляются и технические средства монументально-декоративной Ж., разрабатывается техника силикатной Ж. Реалистическая Ж. в конце 19-20 вв. Пастель наносится на шероховатую бумагу. была широко распространена в искусстве главным образом капиталистических стран.
Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Для удобства приготовления клея следует использовать клееварку. В Древней Греции возникла почти не дошедшая до настоящего времени станковая Ж. (на досках, реже – холсте), выполнявшаяся главным образом в технике энкаустики (см. Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и др. ) исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев создавались правдивые, выразительные, динамичные изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен.
Основное выразительное средство Ж. – цвет – своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности Ж. В произведениях Ж. он образует цельную систему (Колорит). Масляные краски с течением времени приобретают всё большую и большую прозрачность. Начиналась она с рисунка на плот ной бумаге в размер будущей картины. Так изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей— в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду— масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм).
В то же время, развитие искусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач— «воспроизведение реальности». Подмалевок начинали вести в зависимости от цвета грунта. Сначала грунтуют желеобразными водорастворимыми клеями (рыбий клей, желатин), которые не пропитываются вовнутрь материала (ткани), а создают пленку на поверхности, особенно это важно для холста. Хороший масляный грунт имеет матовую, не жирную поверхность.
Тициан говорил: «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше, чем три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием». Используется в основном в масляной живописи, технике темперы и гуаши. Никогда не использую никакие черные краски. В присущей этой Ж. строгой канонизации изображений, в особенностях композиции, соотношении фигур отражалась господствовавшая в рабовладельческом обществе жёсткая иерархия. Беллоуза, Р. Кента в США.
По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Ж. монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов) Иконопись миниатюру (См. Краски — синяя (кобальт), зеленая (медь), желтая (сурьма), фиолетовая (марганец) и черная — впитывались сырой белой эмалью тут же, до обжига, что требовало от художника верного глаза и твердой руки, поскольку исправить рисунок было невозможно.
Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Группы лессировочных и корпусных красок не имеют резких границ. прописки, в которых задача сводится к разрешению тонкостей формы и колорита.
особое значение приобретает историко-революционная тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Однако избегайте таких ошибок: увлечения приемами фактурного письма, подсмотренными у мастеров, но не постигнутыми на практике, не обоснованными личными наблюдениями и опытом, поспешного нагромождения красок с первых же мазков на холсте или, наоборот, затушевывания мазков и притирания красок. Наиболее приемлемым для масляной живописи является льняной холст.
В Ж. палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка, но композиционное начало в ней ещё слабо выражено. Для художественного восприятия живописи фактура ее играет огромную роль. Планки подрамника крепятся в шип и имеют в местах соединений пазы для клинков.
От их смешения получается три составных цвета — зеленый, фиолетовый и оранжевый. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. Если место, которое хотят лессировать, уже покрыто лаком-ретуше, то последний нужно удалить, смазав маслом, полученным при перегонке нефти (lhuile de petrole). Еще лучше в этом случае предназначенные для переделки места очистить абсолютно от живописи и записать их затем по чистому грунту заново.
Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). В 20 в. возрастает роль монументально-декоративной Ж., как изобразительной (например, революционно-демократическая монументальная Ж. в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, таки неизобразительной, обычно плоскостной, отвлеченно-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры. Вот таким образом, я смотрю на его работу, как на составленную не мной композицию и пишу свою картину. Все формы в картинах он подготавливал очень темной коричневой прозрачной краской.
— и подготовляется как яркое основание для последующих лессировок. Для исполнения живописных произведений служат также Акварель, Гуашь, Пастель, Тушь. Сейчас в живописи часто используется техника пастозных мазков.
Уже с 1920-х гг.
XVII век. Итак, самое драгоценное свойство красок — их прозрачность. Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец— общественных и нравственных преобразований— в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс. виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально – декоративная Ж. использовавшая в 19 в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок.
В первом случае писал по белому клеевому грунту, не втягивавшему масло. Иногда такой подмалевок делают по тонированному, например по серому, грунту. Никогда еще рисунки пастелью не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны по цвету.
В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски ит. д. ). На клеевом грунте подмалевок получается матовым и краски его темнеют по тону. Полулессировка есть краска, наносимая тонким полупрозрачным слоем.
Эволюция социальных функций Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. Следующий слой — это сам грунт (водоэмульсионный, акриловый), который обычно имеет белый цвет, но может бытьзатонированв любой другой.
Просвечивающий подмалевок моделирует форму. С помощью шелкографии можно печатать качественные репродукции картин.
процесс развития европейской Ж. усложняется. Произведение Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. ), обычно покрытой Грунтом и красочного слоя иногда защищенного с поверхности предохранительной плёнкой лака. Получался так называемый «картон». Идя этим путем, они, может быть, начали писать не по-коровински, а по-своему». Когда клей готов, его слегка разбавляют водой. Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения Ж. частью его художественной структуры (см.
Валёр) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы) общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой. Для серого грунта служи ли свинцовые белила, черная краска, красная охра и немного умбры. Возрождение) утверждаются принципы нового, базирующегося на антифеодальном мировоззрении, жизнелюбивого гуманистического искусства, вновь открывающего и пытливо познающего земной, материальный мир, проникнутого духом раннебуржуазного антропоцентризма в силу этого возрастает роль Ж., вырабатывающей систему средств реалистического изображения действительности. В таком случае доска менее всего деформируется при изменении влажности в атмосфере. Художник работает слоями краски, многократно проходя одни и те же участки картины, высветляя или утемняя их. Общий тон картины — подчеркнуто горячий.
Теперь вы лучше поймете, что никаких рецептов наложения мазков и красочных слоев не может быть предложено. На эмульсионном и масляном грунтах на тона подмалевка влияет только цвет грунта (на белом влияние незначительно). Эта техника требует большого внимания к характеру изображаемой фактуры. И этот второй пастозный слой снова покрывался лессировкой. Еще лучше в этом случае предназначенные для переделки места очистить абсолютно от живописи и записать их затем по чистому грунту заново.
Исправления области на картине можно делать после высыхания. В прошлом преобладала живопись по сырой штукатурке (фреска).
В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Цвет бумаги имеет значение. Основные виды Ж. – фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную или кирпичную кладку) иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преимущественно яичной темперой, обусловливавшей главным образом плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. Масляная основа скользкая и трудно удерживает мазки. Украшавшая храмы, жилища, гробницы, стои монументально-декоративная Ж. (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Северном Причерноморье) в результате длительного развития пришла к иллюзорному изменению архитектурного пространства и архитектурных форм.
Льняные холсты бывают различной зернистости. Слово «живопись» имеет два корня: «живо», «писать». Шелкография (сериграфия) – вид художественной трафаретной печати.