В него нельзя буднично войти, до него необходимо возвыситься. В картине расширилось пространство, дав простор фигурам. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Темноволосая и темноглазая, с крепко вылепленной пластикой лица, она напоминает и величественную сивиллу и красавицу итальянку, повязанную платком, с крестьянской шалью на плечах из картины «Мадонна в кресле».
Как мастер композиции Рафаэль не знал себе равных во всем искусстве Возрождения. Основной темой искусства Рафаэля, в которой выражено столь трудно постижимое состояние совершенной гармонии бытия, является тема «мадонны». И в особой юношеской чистоте образа златокудрого юноши из фрески «Диспута» («Станца делла Сеньятура») и в удивительном сочетании величавого покоя и тихой поэзии флорентийских «мадонн» и в истинной глубине чувства «Сикстинской мадонны» — тонкая умбрийская эмоциональность Рафаэля противостоит трезвой ясности флорентийско-римской традиции.
В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. ны из композиции «Мадонна со щегленком» кажется устремленным к младенцам Христу п Иоанну Крестителю из бесконечной выси. Великий итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть» (лат. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло. Самая ранняя работа – фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее. Получил должность писца папских указов. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Детство и юность Рафаэль рано потерял родителей. Мужественность и монументальность стиля Рафаэля, присущие «Мадонне Альба», являются прямым порождением нового этапа его творчества, связанного с переездом в Рим в 1508 году и работой над росписями «станц» в Ватикане. Так творение Рафаэля попало в СССР. Леонардо искал и человеческой натуре сложности неуловимой изменчивости, так и оставшейся тайной духовной жизни.
С самого начала это определило направленность художественного мышления и свободу, с которой впоследствии, работая над росписями ватиканских «станц», Рафаэль будет сочетать образный язык живописи с абстракциями гуманистической философии. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». В глазах ее нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного, а для нее уже нет случая — все свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины.
Так творение Рафаэля попало в СССР. В образах рафаэлевских «мадонн» есть отвлеченность от самого течения жизни, которую академическая схема последующих столетий превратила в бездушную холодность.
Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Представлены пять фресок из них четыре важнейших. Варвары миру идеальной красоты, неподвластной времени и жизненным невзгодам.
Такова хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге картина «Мадонна Конестабиле» (около 1502 г. ). Если в «мадоннах» и портретах Рафаэль шел от самого общего представления о человеческом совершенстве к его конкретизации в единичном образе и частной ситуации, то здесь он идет от самой общей идеи гармонии мироздания к конкретизации каждого отдельного сюжета или персонажа фресок. Не абстрактная «музыка сфер», а пространство грандиозной лоджии, наполненной светом н воздухом, рождает иной пульс жизни. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом.
РАФАЭЛЬ Санти (1483–1520 гг. ) – великий итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы, наиболее полно воплотивший идеалы Высокого Возрождения. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
Написал «Мадонну в кресле». 1520 – Умер в Риме. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Варвары блистает холодной красотой.
Через несколько лет после создания флорентийских мадонн, уже работая в Риме над монументальными фресками «станц» в Ватикане, Рафаэль напишет одну из самых прекрасных мадонн – «Мадонну Альба». На эволюции этой темы особенно ясно прослеживается изменение стиля и мироощущения Рафаэля.
Работанад «Мадонной» былазакончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Когда он приступил к фрескам «Станца делла Сеньятура», там уже работали такие известные мастера, как Перуджино (бывший учитель Рафаэля), Содома, Перуцци. Точность изображения костюмов кардинала или папы, швейцарских гвардейцев во фресках ватиканских «станц» не включается в повествовательную жанровость ситуации и не становится началом проникновения в сложную и неповторимую игру человеческого характера. Франческо Пенни переехал вНеаполь, но умер молодым. Однако понятие итога жизни, воплощенное в портретах Рафаэля, – это не временная категория, но высшая кульминация развития личности.
Из галереи я вынес неподдельный восторг и счастье, которого уже не утрачу в жизни. Занимался украшением Ватикана фресками в стиле античной культуры: «Богословие», «Философия», «Юриспруденция» и «Поэзия». На росписи парадных помещений ватиканского дворца ушло девять лет — 1508—1517.
Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Гравюра «Суд Париса» вдохновитМанена знаменитый «Завтрак на траве». Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Попав в 1504 году во Флоренцию, Рафаэль оказался в центре художественных исканий эпохи.
Потом оно плавно и гармонично замедляется. Отец был художником и поэтом, первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Их величавое спокойствие может быть окрашено чертами властной непоколебимости (в портрете Юлия II во фреске «Изгнание Элиодора» из «Станцы дЭлиодоро») или созерцательной умиротворенностью в образе Маддалены Дони.
Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori). 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» (1519—1520) к картине «Преображение». Но не только в формально-ассоциативном уровне картины содержится ее возвышающий пафос. Рафаэль решил обыграть это совпадение. В «Афинской школе» — активная устремленность пространства и всей композиции в глубину.
Настроить себя на спокойное созерцание, которого хочет Рафаэль, трудно. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». Отнесенный в глубину площади храм не может претендовать на роль архитектурной среды в картине, но его пропорциональное единство с фигурами дает новый принцип понимания масштабного соотношения человека с окружением их более сложную и динамичную взаимосвязь. «Афинская школа»— блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. Вот таким образом композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуютшестиугольник. Обе композиции рождают неожиданное ощущение, что не пространство окружает фигуры, но оно само окружено ими. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.
И, наконец, две небольшие, намного меньше по своим размерам и вертикальные по формату фрески. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Характер же ее мужа — Анджело Дони привлекает благородной открытостью натуры.
Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Сохранившиеся подготовительные рисунки к «Диспуту» показывают, что Рафаэль первоначально и, видимо, с натуры, набросал большинство фигур обнаженными, в соответствующих позах и поворотах, проверив анатомию, а затем уже облек их в одежды в рисунках, представляющих эти же фигуры уже задрапированными. В частности, он много работал над левой частью фрески. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Рафаэль Санти умер в 37-летнем возрасте в Риме, однако его картины продолжают вот уже многие века восхищать ценителей настоящего искусства.
Она выражена пластически точно и возвышенно, почти как героическое деяние. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. Первая фреска, которую написал Рафаэль в «Зале делла Сеньятура» (Stanza della Segnatura), – это «Диспута» или «Диспут о причастии». Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».
Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Картину продали папе Пию VI, с тем, чтобы вырученные деньги пошли на восстановление здания.
В «Афинской школе» все построено на контрастах — встречных контрапостах, склоняющихся и распрямляющихся фигур, обращенных лицом и спиной к зрителю. Самым талантливым был Джулио Романо. Ее поза естественна и проста, шаг свободен и легок. Мать Марджи Чарла умерла в 1491, а отец Джованни Санти умер в 1494. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым.
Рафаэль строит её не только закругляющими очертаниями, но и круглящимися объёмами. Образ мадонны оказался решенным в героически-монументальном ключе. Во флорентийский же период он писал почти исключительно «мадонн» (между 1504— 1508 годами).
Ее лицо менее красиво, но более прекрасно, чем лицо Варвары. Рафаэль рано потерял родителей. Рафаэль быстро завоевал беспредельное доверие папы Юлия II, который предоставил двадцатипятилетнему художнику огромные возможности и творческую свободу в работе над росписями «станц». 1225 – количество произведений, созданных Рафаэлем. В скульптуре Микеланджело создает героический образ «Давида» и работает над гробницей папы Юлия II.
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Композиция «Диспуты» статична. 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «ВидениеИезекииля» (около 1518). Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают чертыбарокко. Две другие — «Станца дЭлиодоро» и «Станца дель Инчендио» представляют собой следующие этапы эволюции его художественных исканий. Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право и светское. 1483 – Родился в Урбино в семье художника.
Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Однако эта осуществленная мечта Фауста — остановленное «прекрасное мгновение» — вносит новые трудности в восприятие искусства Рафаэля, снимая его непосредственность. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Этот прием, уже употребленный Леонардо да Винчи в его «Тайной вечере» использовавшийся и до него Мантеньей в росписях «Камеры дельи Спози» и восходящий к композиции «Троицы» Мазаччо в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции имел своей целью превратить восприятие зрителя из отстраненного созерцания в реальное соучастие.
Сикста и св. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Рафаэль с бригадой учеников расписал три «станцы» из которых первая по времени и полностью принадлежащая его кисти — «Станца делла Сеньятура» — может служить ярким примером монументального стиля великого мастера.
Разве это картина, разве это сочинено. Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). Красота Донны Велаты и нарядная пышность ее платья столь же причастии к сфере идеального бытия, как и душевная чуткость Балдассаре Кастильоне и изысканная элегантность его костюма, написанного в гармонии черного и серого.
Рафаэль решил обыграть это совпадение. Самым талантливым был Джулио Романо. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее. К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св.
К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499 – 1500 гг. ) и алтарный образ «Коронование св. Тяготение к совершенной завершенности развития человеческой личности, которое лежит в основе образного строя портретов Рафаэля, получило окончательное и наиболее последовательное выражение в теме «мадонны». Превосходство Рафаэля было настолько очевидно, что Юлий II поручил теперь ему всю работу. По-настоящему первое зрелое композиционное решение в искусстве Рафаэля мы встречаем в знаменитом «Обручении Марии», где внешне простая и очевидная схема симметрического построения и пространственного противопоставления переднего и заднего планов, почерпнутая из арсенала композиционных приемов кватроченто, трактована не только с тонкой нюансированностыо, но и принципиально новым пониманием соотношения целого и частного, закономерного и жизненно конкретного. Самая нежная, самая святая мать не может так глядеть на вас. Недаром эти великие мастера составляют «недостижимую троицу» Высокого Возрождения.
Произведения, список которых приводится ниже, – это Мадонны изображенные живописцем за всю его короткую, но плодотворную жизнь. Но сколь различны духовные концепции этих образов и композиционное понимание тондо. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом сИоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля). Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). Мать Марджи Чарла умерла в 1491, а отец Джованни Санти умер в 1494 году. Нормативную обобщенность художественного идеала флорентийцев их поиски совершенства и гармонии завершили «мадонны» Рафаэля и, наконец именно в монументальных росписях «станц» Рафаэль решил со всей последовательностью задачу ренессансного синтеза живописи и архитектуры, которую ставили до него Мазаччо, Пьеро делла Франческа и Мантенья, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Маркантонио не копировал их, а создавал на их основе новые художественные произведения, он занимался этим и после смерти Рафаэля. Гравюра «Суд Париса» вдохновитМанена знаменитый «Завтрак на траве».
Зритель оказывается по только в ином жизненном пространстве по отношению к идеальному миру Рафаэля, но и в иной временной системе. Сменивший в 1513 году Юлия IIЛев Xтакже высоко ценил Рафаэля. Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее. Он формировался как художник, когда ренессансный стиль обрел полноту и определенность его короткий жизненный путь оборвался к моменту (Рафаэль умер в 1520 году), когда Италия вступила в полосу драматических исторических событий имевших катастрофические последствия как для ее национальной целостности, так и для гуманистической ренессансной культуры.
Понятия, которыми чаще всего характеризовали его искусство современники, — «грация», «гармония» для нас во многом изменили свой смысл и звучат несколько абстрактно. «Парнас» – это царство поэзии, шире говоря, царство искусства, так как и музыка тоже представлена на Парнасе, горе искусства. Большую роль в образном решении фресок «Месса в Больсене» и «Изгнание Элиодора» играет изображение современников — папы Юлия II и его окружения. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «ВидениеИезекииля» (около 1518). У Рафаэля все четыре стены каждой из «станц» строятся с учетом такой единой точки зрения, хотя линия горизонта во фресках проходит значительно выше глаз реального зрителя. Даже в произведениях, которые не являются высшими достижениями его творчества, как «Положение во гроб», «Мадонна ди Фолиньо» или «Преображение», Рафаэль ставит и решает новые композиционные задачи, обогатившие язык живописи последующих столетий.
Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Похоронен в Пантеоне.
На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Интересно, что среди богословов он помещает и Данте. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.
К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Рафаэль останавливается на стадии самого общего, но и самого существенного в показе отдельных человеческих характеров, единичных явлений жизни — на их принадлежности к общечеловеческому идеалу. Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет.
Рафаэль Санти (итал. В 1501 г. Рафаэль приходит в мастерскую известного живописца Пьетро Вануччи, прозванного Перуджино (1446–1524 гг. ) в Перудже, где провёл четыре года, вот таким образом ранние работы выполнены в стиле Перуджино. Рафаэль не ищет, как Сандро Боттичелли (1444–1510 гг. ) изысканной трепетности линий и форм. Отец был художником и поэтом, первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца.
В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Из под его кисти вышли такие произведения как «Сикстинская мадонна», «Несение Креста», «Триумф Галатеи», «Три Грации». Эти качества, хотя и в трансформированном виде, сохраняются в зрелом его творчестве. Абсолютно иначе решается живописное пространство в «Афинской школе», где изображены представители различных философских течений античности.
Фрески Джотто, Мазаччо, Кастаньо, Пьеро делла Франческа, Мантеньи и Леонардо да Винчи представляют собой важнейшие этапы в понимании взаимодействия архитектуры и живописи, соотношения реального архитектурного и живописного пространства. В формировании стиля Рафаэля язык станковых форм органично перерастает в монументализм.
Здесь нет ни одной повторяющейся позы. На радостяхЮлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) изаказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера)заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Само словосочетание «мадонны Рафаэля» стало привычным символом высшей красоты. «Мадонна в зелени», созданная в 1505 году, «Мадонна со щегленком» (1506), «Прекрасная садовница» (1507) внешне очень похожи друг на друга и композиционно и по типажу.
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Николы из Толентино» (1500–1501 гг. ) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили.
Написал «Мадонну в кресле». Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции. Самым талантливым былДжулио Романо. Рафаэль рано потерял родителей. В 1515 году в Рим приезжаетДюрери осматривает станцы.
Рафаэль Санти — великий итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Урбино. Это не картина. Ее разрезали на куски и сохранили только неповрежденные фрагменты. К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница»)» (1507—1508).
В «Освобождении святого Петра из темницы» это новое качество мироощущения проявляется и в обращении к эффектам ночного освещения и в членении центральной части композиции решеткой, которая дробит и придает акцент трагической напряженности всей сцене. Лицо св. Св. После смерти отца Рафаэль попал в мастерскую великого художника Пьетро Перуджино в Перудже. В портретах он сводит до минимума значение деталей — описательный план своей живописи.
В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520). Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее. К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Урбино. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.
Но у Мазаччо, Мантеньи и Леонардо да Винчи так решались одна-две стены интерьера или даже произвольно выбранная часть стены. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. В его искусстве пет занимательности и интереса к бесконечному разнообразию жизни, той остроты индивидуального почерка, которая так четко разделяет творчество великих мастеров кватроченто и в которой выразилось их гордое самосознание первооткрывателей.
Мать Марджи Чарла умерла в 1491, а отец Джованни Санти умер в 1494. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
Когда под упругими дугами полукружий стен «Станца делла Сеньятура» — помещения, предназначавшегося для библиотеки, — последовательно сменяют друг друга композиции фресок «Диспута» и «Парнаса», «Афинской школы» и «Мудрости, Меры и Силы», мы не только читаем аллегорическую программу, воплощающую четыре основные фирмы духовной деятельности человечества — теологию искусство, философию и юриспруденцию. Знаменитая фреска «Афинская школа» – это светская философия, естественная философия и природа этики, которые тоже причислялись к кругу философских наук.
Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». И в сложном контрапосте фигуры мадонны и в сдерживаемом порыве ее движения и в напряженности взгляда, устремленного вдаль, звучат отголоски монументального творчества Рафаэля. Тяготение к совершенной завершенности развития человеческой личности, которое лежит в основе образного строя портретов Рафаэля, получило окончательное п наиболее последовательное выражение н теме «мадоппи». Причина такой быстроты освоения новой техники и новых образных возможностей монументального искусства, которые Рафаэль продемонстрировал уже в росписях «Станца делла Сеньятура», лежала в основах его художественного метода.
Изображение по сторонам от мадонны св. Этот краткий, но необычайно насыщенный период стал для итальянской истории и культуры символом возможности равновесия идеала и реальности, утопии и жизненных свершений. Его стиль становится более зрелым, наивная искренность чувства и бесхитростная повествовательность ранних произведений сменяются высокой одухотворенностью и благородной простотой образов, ясностью замысла и строгой отточенностью воплощения в серии флорентийских «мадонн». Логика движений непрерывно и плавно уводит к центру, где каждая отдельная поза, как бы она ни была пластична и красива, лишь одна из нот в «голосоведении», лишь средство, приближающее к цели. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают чертыбарокко. Нет, тысячу раз нет.
Но никакой гений не может сиять тем лучезарным светом, каким светится каждая его черта. В 1512 году так поступила и Пьяченца – городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Деликатная, тончайшая техника почти миниатюрной живописи, композиция, рисунок которой достоин гениального художника. Это сочетание национального типа и классических реминисценций образа в поздних «мадоннах» Рафаэля придает им особую остроту выразительности. Оно целостно, едино и неизменно.
Перспективное построение фресок ориентировано на зрителя. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. «Диспут о причастии» – это теология, богословие.
Другое направление искавшее путей непосредственного отражения «идей, духа и облика своей эпохи», по словам Делакруа, открыло огромные возможности реалистического метода, непосредственного отражения действительности, утеряв при этом монументальность и синтетичность стиля. На фреске изображен, скорее, апофеоз Евхаристии, апофеоз причастия, а не спор о таинстве. К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница»)» (1507—1508). Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Эта тема перекликается со смыслом образа св. В каждой из них изображены персонажи и атрибуты иллюстрирующие идейную подоснову фресок. Композиция вписана в круг, вернее, в полусферу, т. к. Захватывающий титанизм масштабов мира и бурная эмоциональная напряженность образов Микеланджело трансформировались в стиле ватиканских «станц» в широкое дыхание и торжествующую гармонию рафаэлевского монументализма.
У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Биография: Рафаэль Санти — великий итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы. В Италии XV— XVI веков эти слова звучали синонимами нового стиля, еще недавно выступавшего с полемической заостренностью против традиций средневековья — «варварского искусства готов», как квалифицировали в ренессанспой Италии французскую готику. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Вазари писал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно», но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился художник во время посещения раскопок.
Варвары — покровительницы умирающих, согласно христианской иконографии. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Рафаэль рано потерял родителей. Многообразие жизни обретает свое единство в его творчество. У католиков вином и гостией причащаются только священники.
1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Самая ранняя работа— фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее. К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Спаситель на руках матери — совершенный младенец от одного до двух лет. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом сИоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля). Как замковый камень свода, она держит всю композиционную конструкцию картины.
В чередовании поворотов, ракурсов и движений в «Диспуте» есть определенная, четко различаемая последовательность. В образе «Сикстинской мадонны» впервые оказалось воплощенным сочувствие человеку, не исключающее преклонения перед ним. Для Рафаэля внутренний смысл образа «мадонны» стал неисчерпаемым источником творчества в течение всей жизни.
В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто. Первой написана фреска «Диспут о причастии». А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Джованни Нанни вернулся вУдине, где создал ряд хороших картин. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты. Мать Марджи Чарла умерла в 1491, а отец Джованни Санти умер в 1494.
В этой картине он снова вернется к форме тондо — круглой картины (вспомним написанную в юности «Мадонну Конестабиле»). Художник сам передавал Маркантонио рисунки для их воспроизведения в гравюре. От некоторой нарочитости геометризма треугольной композиции «Мадонны в зелени», от музыкальной ритмичности чередования кругов и овалов, которые придают удивительную правильность и изящество рисунку ее головы, в «Мадонне со щегленком» Рафаэль приходит к большей пластичности фигур, монументальности и целостности. Рафаэль решил обыграть это совпадение.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции иГенуе. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло. Точнее, церковное право и светское правосудие. До начала Второй мировой«Сикстинская мадонна»пребывала в галерее Дрездена.
Так и в «Мадонне Конестабиле». Такого ясного, лучезарного чела, таких глаз не может быть у человека. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).
Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло. В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, вот таким образом ранние работы выполнены в стиле Перуджино. В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи. В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504). Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди. Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506). В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Георгий», «Мадонна Конестабиле», ощущается естественность, с которой он воспринял уроки искусства северной Италии, — чарующую, хотя и неопределенную эмоциональность образов изящество рисунка и гармонию прозрачного локального колорита. Сам Рафаэль гравюрами не занимался.
Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Получил должность писца папских указов. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
Взгляд мадонны из композиции «Мадонна со щегленком» кажется устремленным к младенцам Христу и Иоанну Крестителю из бесконечной выси. Круглый формат «тондо» он и впоследствии особенно любил и часто к нему обращался. Даже в гениальной «Тайной вечере» Леонардо, в построении которой он с поразительной простотой совместил логику геометрической, пространственной и психологической структуры композиции, основу выразительности составляют не всеобщие закономерности и единство целого, а многообразие решения каждого отдельного образа этой «энциклопедии человеческих характеров». 1520 – Умер в Риме. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.
Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком. На рубеже веков написаны «Тайная вечеря» и «Джоконда» — великие создания гения Леонардо, открывшие новые перспективы ренессансной живописи. В скромной грации, сдержанности и искренней задушевности таких ранних произведений Рафаэля, как «Сон рыцаря», «Св. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Оно совпадает с самой первичной природой живописи, ее идеальной статичностью.
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Это рекордная сумма для графических работ. А важнейший аспект ренессансной культуры, определивший ее название — возрождение античности, — находит в «Спящей Венере» Джорджоне наиболее органическое воплощение. В его жизни, видимо, не было жестоких кризисов и изломов. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.
Николы из Толентино».
Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба— в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. В каждом жесте, движении его мадонн ощущается двуединство внешнего действия – ласки, заботы и внутреннего вечно длящегося состояния умиротворенного созерцания. Художник сам передавал Маркантонио рисунки для их воспроизведения в гравюре. Мать Марджи Чарла умерла в 1491, а отец Джованни Санти умер в 1494. Детство и юностьРафаэль рано потерял родителей.
Рафаэль создает целостный мир живописного пространства, окружающий человека, но как бы ни был он близок к зрителю, как бы ни манил под своды изображенной в нем величественной архитектуры — это мир идеальный. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Данте дважды будет изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства, которые присутствуют при музицировании Аполлона и как теолог, как выдающийся богослов в избранном обществе во фреске «Диспута». 1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Композиция «Мадонны в зелени» более силуэта, ее красота более лирична и изысканна по сравнению со спокойной величавостью «Мадонны со щегленком».