Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» 1504, «Коронование Марии» около 1504 для алтаря Одди. «алтарь Одди» или «Коронование Девы Марии»— алтарная картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля. Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.
Мы ведь уже знаем, что именно таким образом в Лувре появился самый знаменитый ее экспонат – «Мона Лиза» и какая детективная история за этим последовала. Этот камерный портрет действительно необычен. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Ранние произведения (Самая ранняя — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находится в доме-музее, «Мадонна Конестабиле», ок.
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. Изначально этот образ опирается на Псалтырь 44:10-15 («стала царица одесную Тебя в Офирском золоте») и Песнь Песней 4:8, которые истолковываются как «приди избранная, к моему трону» (Veni electa meain thronum meum), а также на видении Иоанна Богослова: «явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце под ногами её луна и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Он должен был украсить фресками кабинет папы.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Тема картины могла быть заимствована из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Облаченные в доспехи персонажи изображены в период затишья между битвами.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Несмотря на то, что согласно апостолам, Мария опочила в возрасте 60 лет изображается она, конечно, как прекрасная юная дева, богато одетая, в соответствии с её будущей ролью Царицы Небесной (Regina Coeli). Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Язык форм этих небольших картин кажется нам для этого слишком зрелым. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер. Понятно само собой, что юный Рафаэль до смерти (в 1494 г. ) своего отца Джованни Санти в Урбино был его учеником. Борьба человека с богами – такова тема этого произведения, не лишенного патетики.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Художник закругляет край тверди так, что она выглядит увиденной с неба. «Царь встал перед нею и поклонился ей и сел на престоле своем. Под ногами Марии встречается полумесяц — он пришел из строк Иоанна Богослова.
Нижнюю часть картины докончил старик Перуджино. «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Подобная иконография «лицом к лицу» была подхвачена многочисленными мастерами XIV и XV вв., часто с фланкирующими ангелами по бокам. Но вот-вот «темницы рухнут» и Петр выйдет, как это видно справа, сопровождаемый ангелом и пройдет мимо спящих стражников. «И вот. Несмотря на то, что согласно апостолам, Мария опочила в возрасте 60 лет изображается она, конечно, как прекрасная юная дева, богато одетая, в соответствии с её будущей ролью Царицы Небесной (Regina Coeli).
В этот момент Адам оживает. А со временем здесь расположилось большинство ватиканских музеев. Спустя год им была создана работа «Обручение Марии», которой он и завершил ранний период творчества. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни.
На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. О первом римском императоре Октавиане, который стал именоваться Августом, то есть «священным» историк Гай Светоний Транквилл писал в своем труде «Жизнь двенадцати цезарей» : «После бессмертных богов он больше всего чтил память вождей, которые вознесли державу римского народа из ничтожества к величию». Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Адам лежит на пустынной земле, его атлетическое тело расслабленно и еще не наполнено жизненными токами. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля.
В 1513-1514 гг. Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших». «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Сфинкс пристально смотрит на Эдипа, а тот расслаблен, положил ногу на ногу, подпер рукой подбородок и всем видом выражает спокойствие и уверенность в себе. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. – См. 12:1), которая истолковывается как Богоматерь, ставшая царицей. Все перечисленные приемы, как и воздетые руки и выражение мучительного состояния на лице Марии, жены Клеопы, были использованы с целью дать молящемуся ощутить себя причастным к событию. Александр VI здесь – простой смертный, поклоняющийся Богу. Рим не стал исключением.
Михаила в Лувре, трех граций в Шантильи и «Сон рыцаря» в Национальной лондонской галерее, еще в Урбино, в 1499 г., под руководством Тимотео. Сочетание динамики и статичности вносит в изображенное особое напряжение. Мучители исполнены ярости и в то же время со знанием дела выполняют свою работу.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла "Проповедь св. 58х43 см. После этого на том месте, где ему было видение, этот монах, проповедовавший идеалы отшельнической жизни, основал монастырь Камальдоли и призвал братию облачаться в белые одежды. Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).
К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». Наконец, в XIII в. мы находим фреску в Англии (Black Bourton), где заметно приближение к классическому типу: Бог-сын приподнимает свою правую руку, чтобы короновать мать. 1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо. В Ватикане Рафаэль также выполнял заказы церквей на создание алтарных образов. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
После чего бессмертие было утрачено и женой Адама и им самим. Сикста в Пьяченце. В последнем Мария входит в рай как царица во славе и небесное воинство ведет её к трону. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее.
Так началась история Рафаэлевых Станц. В руках Иисус может держать книгу со строками: «Veni, electa mea, et ponam te in thronum meum» (Приди избранная). Правда, строго говоря, эти два тимпана еще нельзя назвать изображениями «Коронации Богоматери», поскольку Мария на них уже с короной, надетой на голову. Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». В средней части композиции изображен юный Николай, слушающий церковную проповедь.
Это – та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. Название помещения происходит от предназначения, по которому его стали использовать ближе к середине XVI века: в станце или по-русски «в зале, комнате», заседал верховный суд Святого престола, возглавляемый папой, здесь понтифик скреплял печатями (по-итальянски «отметка, знак» – «segnatura») документы. В центральной части по главной оси большие композиции чередуются с малыми, обрамленными фигурами так называемых «рабов» – сильных обнаженных юношей – и щитами с тематическими «рельефами». Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.
По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. Император положил конец гонениям на христиан, разрешил им строить церкви. Так в Ватикане появилась знаменитая скульптурная группа «Лаокоон». Недаром Рафаэль был и живописцем и зодчим: фреска своим построением похожа на архитектурное сооружение и неотделима от помещения, в котором находится.
Рафаэль. Что он затем перешел в мастерскую Тимотео Вити (делла Вита), который в 1495 г. поселился в Урбино. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
В нижней части композиции помещены грешники, падающие и подхватываемые Хароном в его ладью, которая поплывет в ад, что напоминает соответствующие страницы из «Божественной комедии» Данте. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца).
Художник представил здесь святого Иеронима – религиозного мыслителя, переводчика Библии на латинский язык, аскета и подвижника, удалившимся в пустыню, где тот провел несколько лет. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. А великолепие фрески служит тому, чтобы выразить внутреннюю красоту религиозного человека. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. Ангел Господень предстал и свет осиял темницу.
На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее.
Художник изобразил решающий момент битвы. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения.
Кроме того, Микеланджело вводит в композицию увиденный словно из поднебесья пейзаж, что придает сцене космический масштаб. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра. Таким образом художник намекает на исход интеллектуального поединка.
Петра в Ватикане. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). 1518, Флоренция, Уффици).
Дикое животное покорилось любви и добру, которыми наполнил душу Иеронима Бог. Благодаря тонкости рисунка фигуры воинов выглядят сильными, но изящными. Скульптура изображает момент мучительной борьбы людей за свою жизнь.
Что иногда к ней присоединяются намеки на Франча, объясняется посредничеством Тимотео. В центре композиции художник изобразил, как восставшие наказаны Богом за дерзость – разлетаются кадильницы, которые они принесли «пред лице Господне», а сами дерзнувшие в ужасе падают наземь. В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Современник Леонардо, Рафаэль Санти прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь Леонардо и Микеланджело, дожившие до старости, воплотили только некоторые из своих замыслов и лишь немногие им удалось довести до кон эта Рафаэль, умерший молодым, почти все свои замыслы завершил Его искусство – воплощение ясной соразмерности, уравновешенности, чистоты стиля Как настоящий мастер Возрождения, Рафаэль был разносторонним м итцем: архитектором, монументалистом, мастером портрета, декоратором Но больше всего он прославился как создатель странных «Мадонндонн».
Самым талантливым был Джулио Романо. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля). Анны. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Действие у Филиппо Липпи происходит на высоком мраморном помосте, к которому ведут ступени. В них явно ощутимо влияние на Рафаэля великих флорентийских мастеров старшего поколения, особенно Леонардо да Винчи, чьё не дошедшее до нас в оригинале полотно «Битва при Ангиари» (1505) дало блестящий пример искусства на военную тематику.
Эта композиция повторяется почти полностью в тимпане Шартрского собра (1194 – 1260), напрашиваясь на сравнение с мозаикой «Maria Ecclesia» в Санта-Мария-ин-Трастевере. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
На пересечении этих диагональных осей находится голова Ясона. «Царь встал перед нею и поклонился ей и сел на престоле своем. Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502— 1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504— 1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504— 1506). Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. В последнем Мария входит в рай как царица во славе и небесное воинство ведет её к трону.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. В «Триптихе Стефанески» людское сострадание сталкивается со спокойствием палача, убирающего меч в ножны, что вносит в изображенное психологизм, который не был свойственен искусству того времени.
Здесь, например, проводятся экскурсии для слепых. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. монохромно) и Залы Константина. Склоненные головы и торсы персонажей образуют арку, вторящую круглящейся форме вазы, куб, на котором разворачивается игра, задает устойчивую композицию, а «поставленные» тут же копья, напоминающие расходящиеся лучи, образуют диагональные оси, которые также «держат» изображение. Два (или больше) ангела по бокам — обозначение присутствия небесных легионов.
Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Практически всю свою юность Рафаэль провел в Читта дель Кастелло. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок.
Рафаэль в этой фреске играл со светом, объединив в одном пространстве пламя факела, отсвет зари на ночном небе, сияние луны, по которой бегут облака, отблески на металлических латах. Отсюда и темы четырех рафаэлевских фресок: «красота» («искусство»), «философия», «благо» и «теология». Мадонна Грандука (ок. Взять хотя бы «рабов» их, по выражению французского философа и историка искусства Ипполита Тэна, «героическую наготу и грозные мышцы». Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением.
А некоторые из предоставляемых услуг достойны того, чтобы рассказать о них отдельно. Петра.
Ученик Платона. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Иоанна Крестителя" (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) "Мадонна Орлеанская" (Шантильи, галерея) "Мадонна с щегленком" (Флоренция, Уффици) "Мадонна на лугу" (Вена, Художественно-исторический музей) "Святое семейство с безбородым Иосифом" (Санкт-Петербург, Эрмитаж) "Святой Георгий" (Вашингтон, Национальная галерея) "Благословляющий Христос" (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) "Портрет беременной женщины" (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. Растущую популярность этой темы в искусстве Эпохи Ренессанса исследователи связывают с развитием самосознания и восприятием личности индивидуальности, свойственным этому периоду, что выражалось в моде на «триумфальность», «славословие», «чествование личности» применительно ко многим сюжетам.
Большую безвкусицу трудно даже вообразить.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии. Согласно «Энеиде» Вергилия, где миф о Лаокооне был окончательно оформлен, жрец из Трои пытался препятствовать проникновению в город деревянного коня, в чреве которого скрывались греки.
Та же самая композиция появляется в резьбе по слоновой кости этого же времени. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Сначала им дали возможность на ощупь знакомиться со скульптурами.
Одна из написанных Микеланджело на Сикстинском плафоне «картин» иллюстрирует библейскую историю грехопадения Адама и Евы и их изгнания из рая. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). На выразительном портрете «Донны Гравиды» в палаццо Питти и на мечтательном собственном портрете в Уффици играет нежная светотень Леонардо. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Песнь Песней как детальную аллегорию, в которой невеста отождествлялась с Девой Марией истолковал Бернард Клервоский. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Рафаэль ввел в это общество своих современников: в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя. Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля). В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок.
Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. «Моисей, услышав это, пал на лице свое, И сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его и кто свят, чтобы приблизить его к Себе и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Числа, 16:4 – 5). Вазописец передал это состояние героев даже в условно-декоративном рисунке. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура).
«Страшный суд» несет черты зарождавшегося в позднем искусстве Микеланджело барокко, художники которого будут создавать стенные композиции с массой персонажей, образующих что-то вроде узлов, потоков, сложных сплетений. Два (или больше) ангела по бокам – обозначение присутствия небесных легионов. Его отец, Джованни Санти, был художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино и несомненно обучал Рафаэля основным техникам.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. 1170), в нижнем регистре которого высечены Успение и Вознесение. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Согласно преданию, спящему Ромуальду явились монахи в белых одеяниях, восходившие на небо. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. На первой панели спящий рыцарь Сципион должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью). Джотто любил передавать состояние молитвенного поклонения, в котором видны душевный трепет и умиление в данном произведении это взволнованное чувство выражают ангелы, кардинал и папа, стоящие вокруг Христа и Петра.
События изображенные здесь, описаны в ветхозаветной книге Числа и рассказывают о том, как «начальники общества», двести пятьдесят именитых мужей, которыми предводительствовали Корей, Дафан и Авирон, решились вопрошать Моисея, освободившего их по повелению Бога из египетского рабства, почему он и его брат Аарон поставлены выше всего народа Израиля. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет.
500х770 см. Ахилл и Аякс играют в кости с азартом, какой бывает у привыкших к войне людей. Это свидетельствовало о том, что времена вновь изменились.
В данной статуе присутствует эффект театрализации, который усилен перекинутым через руку, свисающим объемными складками плащом. Фреска Рафаэля 1505 г. с изображением видения в Сан Северо в Перуджи следует «Страшному Суду» Бартоломео не только в изображении великолепного полукруга святых на облаках, но и в позе и в расположении одежд торжественно сидящего посредине на облаках Спасителя. Ночью, когда апостол спал, скованный цепями, к нему явился ангел. Фреска «Воскресение Христа» была написана художником совместно с учениками.
Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Поставили престол и для матери царя и она села по правую руку его» (3 Царств 2:19). «Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля. Последнее понятие воплотила композиция под названием «Диспута» или «Спор о Святых Дарах».
«Форнарина» (прибл. Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Игроки кинули свои кубики и теперь подсчитывают очки. 1170), в нижнем регистре которого высечены Успение и Вознесение. Таким образом, знакомиться с живописью художник начал еще с раннего детства.
Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью. Это неспроста: в чашу наливали жидкость, например вино и сквозь ее толщу, волновавшуюся от движений пьющего, было видно, как изображение на дне тоже начинало шевелиться, «струиться». У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии.
Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Рени, следуя примеру своего заочного учителя – Караваджо изображает апостола и евангелиста простым человеком, не умудренным науками, подчеркивая божественное происхождение евангельских текстов. Микеланджело расписал сначала свод Сикстинской капеллы, который до этого был украшен изображением звездного неба, а два с лишним десятилетия спустя, уже при другом папе, создал на алтарной стене композицию «Страшный суд». То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Один из них, руки которого обвиты змеей, уже молит о помощи, второй еще пытается спасти отца, которого змея кусает в бедро.
Сыновья Лаокоона сопротивляются из последних сил. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Композиция росписи построена по диагонали: герой сидит на камне, а чудовище (вполне симпатичное) – на колонне, возвышаясь над испытуемым. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. В парусах свода Микеланджело нарисовал огромных пророков и сивилл, по сторонам от которых написал «скульптурные группы» путти-атлантов, поддерживающих нарисованные капители, а в распалубках изобразил предков Христа. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ). Но явственна связь этих картин Рафаэля и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет и человекоподобные монстры в сцене «Святого Михаила»).
Лицо Эразма искажено мукой, жрец порывисто указывает на статую Геракла, то есть языческого идола, пытаясь объяснить святому, за неуважение к кому он терпит страдания. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи.
Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Этот прием находит подтверждение в Библии: Бог создал Адама из глины (его имя – однокоренное с древнееврейским словом «земля»), то есть вылепил. Смысл всех росписей в «Зале Константина» – победа новой веры над язычеством.
И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Беато Анджелико – замечательный рассказчик.
Губы тронуты едва заметной улыбкой. Перин дель Вага стал рисовальщиком, работал во Флоренции и Генуе. Люди вокруг него напуганы, кто-то убегает, кто-то закрывается щитом от слепящего небесного сияния, кто-то сдерживает вставшего на дыбы коня, кто-то бросается к упавшему. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле "Моление о чаше", "Восхождение на Голгофу", "Оплакивание" (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св.
Справа изображено, как Моисей убивает египтянина, поднявшего руку на еврея чуть выше – опасаясь гнева фараона, он бежит в землю Мадиамскую левее – защищает дочерей священника Иофора от пастухов, пытавшихся отогнать их овец от водопоя внизу в центре – поит этих овец, а девушки смотрят на него с удивлением выше – пася овец у своего тестя Иофора, увидев горящий куст и захотев посмотреть на него, Моисей слышит глас Божий, что место, на котором он стоит, священно и снимает, как сказал ему Господь, свою обувь в левом верхнем углу – на горе Хорив перед горящим терновым кустом он слушает Бога, который приказывает ему увести народ Израиля из Египта, где евреи пребывали в рабстве и наконец внизу слева показано, как Моисей ведет своих соплеменников прочь из земли фараоновой. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Одна соединяет гладкую, гибкую шею дракона и похожий по силуэту шлем Афины. В центре изображены Платон, указывающий на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь и Аристотель, простерший руку над землей. Справа показано, как Херувим с мечом гонит согрешивших из рая земного. В то же время это самостоятельное произведение.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Эта традиция известна с XII в., причем своим возникновением она даже не обязана «Золотой легенде» — она либо развилась из текста, приписываемого епископу Melito of Sardis, либо из пламенных писаний, описывающих телесное вознесение Богоматери на небо, в особенности «Glory of the Martyrs» Григория Турского (VI в. ) и наставления, ошибочно приписываемого Святому Иерониму (Псевдо-Иероним). Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов.
Руки с короткими пальцами украшены перстнями. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения (Эту картину заказали монахи церкви Св. Самое замечательное из этих произведений есть все же прекрасное «Обручение» в Брере в Милане, написанное в 1504 г. Самостоятельное значение его выступает еще убедительнее с тех пор, как Беренсон доказал, что сходная картина музея в Каэне принадлежит не Перуджино и, следовательно, должна считаться не прототипом, а подражанием картине в Брере. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. Но тихая красота изображенных лиц, спокойная замкнутость композиции и сочные, горячие краски, отличающие картину, являются уже интимнейшей особенностью Рафаэля.
Войска Максенция обратились в бегство и вскоре после этого. Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Когда Рафаэль увидел в Сикстинской Капелле шпалеры и взглянул на потолок расписанный Микеланджело, ему стало не по себе от такого сравнения. Насколько же проигрывало всё это златотканое тряпьё перед могучим спокойствием и благородством, которое излучали микеланджеловские пророки и сивиллы. Он дал себе слово больше не приходить в Капеллу, чтобы не испытывать разочарование. Ему до боли было досадно, что его картоны, в которые вложено столько чувства и старания, стали почти неузнаваемы, растворившись в обилии роскошного нитяного разноцветия с золотыми прожилками, от чего рябило в глазах. Ткачи додумались даже плащ Христа в сцене вручения ключей усыпать звёздочками. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Изображая евангельское событие, художник подчеркнул его ликующую праздничность. Отголоски такого мировосприятия художника видны и в данной работе, сюжетом для которой послужил важнейший эпизод из жизни святой Елены, матери императора Константина.
«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю из которой он взят» (Бытие, 3:23). Вот одна из фресок из греческой мифологии. Он убил его и спас от смерти девушку.
По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. Сцены из жизни Богоматери, помещенные внизу, разнообразны по своему решению. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам.
В центре, наверху лестницы, – Платон и Аристотель сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, они ведут извечный, великий спор – старец Платон подъемлет перст к небу, молодой Аристотель указывает на землю. «"Сикстинская мадонна" поистине симфонична. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.
Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. XVII, 15), сцену с бесноватым отроком. Если сверху покой и возвышенность чувств, то внизу-сущее безумие со всеми земными бедами и безверием. Как пишет Вазари, это была последняя вспышка гения Рафаэля при написании прекрасного лика Христа. Закончив работу, он отложил кисть в сторону, словно понимая, что ничего лучшего создать больше не сможет, да и чувствовал себя неважно. Однако до того, как он серьёзно заболел и слёг, у него созрел общий замысел нижней половины картины и он оставил эскизы почти для каждой фигуры. Из трех больших запрестольных образов, которые являются лучшими работами Рафаэля раннего периода, «Распятие» собрания Монда в Лондоне производит еще впечатление повторения в малом размере большого Распятия Перуджино в Санта Мария Маддалена во Флоренции, между тем как знаменитое «Коронование Марии» Ватиканской галереи по письму тела и по различной характеристике отдельных фигур идет уже дальше Перуджино. Действие происходит на лугу, вдали видны цветущие деревья. В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции.
После этого Моисей велел каждому завтра принести кадильницу и воскурить ее. С распространением «Золотой легенды» сюжет становится всё более популярным. И цепи упали с рук его. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною» (Деяния святых апостолов, 12:7 – 8). В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.
Рост изобразительной мощи картин Рафаэля после его приезда во Флоренцию хорошо заметен в картинах «Сон рыцаря» и «Три грации». Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Неизвестный римский скульптор следовал образцам греческого искусства – Август своей позой напоминает знаменитое творение Поликлета «Дорифор». «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7). Дерево, масло. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Но в сцене изгнания мимика и жесты выражают угнетенное душевное состояние персонажей их раскаяние в содеянном. За эти годы он создал много картин. Примерно в 1503 году Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии.
Таких «многословных» скульптур не знало прежнее греческое искусство, но в эллинистическую эпоху они стали типичными, достаточно вспомнить мраморное изображение реки Тибр, находящееся в Лувре, хотя в той композиции фигур меньше. Видение посещает их в церкви с раскрытыми сводами. том 3 «Лувр»), Но после падения императора большая часть увезенных шедевров вернулась в Италию.
В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). Просветленный лик святого противопоставлен искаженным ненавистью лицам язычников. Искусство этих мастеров было призвано прежде всего будить в молящемся сочувствие. Спаситель восседает на скамье, позади которой видна сделанная в стене ниша, завершающаяся конхой в виде раковины – символа Девы Марии и Воскресения.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Внизу, по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых и идет диспут, представлена церковь земная и здесь можно видеть отцов Римско-католической церкви, понтификов и других христиан, чья вера оставила след в истории.
В античной культуре Сивиллы – это прорицательницы, способные предсказывать далекое будущее, зачастую – грядущие беды и несчастья. 1507, Флоренция, галерея Питти). Сейчас в пинакотеке рядом с некоторыми картинами появились специальные рельефные панели.
В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. 174-121 см. На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид.
Растущую популярность этой темы в искусстве Эпохи Ренессанса исследователи связывают с развитием самосознания и восприятием личности индивидуальности, свойственным этому периоду, что выражалось в моде на «триумфальность», «славословие», «чествование личности» применительно ко многим сюжетам.
Яркая вспышка света выхватывает фигуры людей из тьмы. Поставили престол и для матери царя и она села по правую руку его» (3 Царств 2:19).
405х278 см. Рафаэль выполнил фрески в залах Папского дворца известных ныне как Станцы Рафаэля. Одним из наиболее привлекательных уголков виллы и сейчас остается «Канопус», поименованный так Адрианом по названию одного из рукавов Нила, в котором утонул любимец императора – юноша неземной красоты, Антиной. В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро.
С распространением «Золотой легенды» сюжет становится всё более популярным. Справа изображены античные руины, которые должны напоминать о сокрушении непокорных. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Под ногами Марии встречается полумесяц – он пришёл из строк Иоанна Богослова.
Изначально этот образ опирается на Псалтырь 44:10-15 («стала царица одесную Тебя в Офирском золоте») и Песнь Песней 4:8, которые истолковываются как «приди избранная, к моему трону» (Veni electa meain thronum meum), а также на видении Иоанна Богослова: «явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце под ногами её луна и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр. 12:1), которая истолковывается как Богоматерь, ставшая царицей. Подобная иконография «лицом к лицу» была подхвачена многочисленными мастерами XIV и XV вв., часто с фланкирующими ангелами по бокам. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника. Иконографически же скульптура продолжает традицию, существовавшую еще в античном искусстве, примером может служить статуя с афинского Акрополя «Мосхофор» (около 570 до н. э. ) изображающая юношу, несущего на плечах теленка.
Рафаэль Санти (1483–1520), самый общеизвестный из итальянских художников. В Святые семейства Мадонны превращаются вследствие присутствия Иосифа. Яркие, сочные цвета создают богатый, нарядный колорит. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. «Мадонна на лоне природы» Венского придворного музея, «Мадонна со щегленком» в Уффици и «Прекрасная садовница» в Лувре, к которым на переходе к римскому времени присоединяется эрмитажная Мадонна Альба, являются наиболее совершенными произведениями этого рода.
Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. За это его наказали боги: на Лаокоона и его сыновей были посланы огромные змеи.
У истоков того, что сегодня известно как музеи Ватикана, стоял папа Юлий II (1503 – 1513). Эта традиция известна с XII века, причём своим возникновением она даже не обязана «Золотой легенде» – она либо развилась из текста, приписываемого епископу Melito of Sardis, либо из пламенных писаний, описывающих телесное вознесение Богоматери на небо, в особенности «De gloria martyrum» Григория Турского (VI в. ) и наставления, ошибочно приписываемого Святому Иерониму (Псевдо-Иероним). 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар. Самое раннее известное произведение искусства данной иконографии (первого типа) – скульптура в верхнем регистре тимпана Собора Сенли (ок. В «Рождестве Христа» хлев, занимающий все пространство, освещен исходящим от Младенца сиянием.
Симметричное изображение Иосифа и Марии на переднем плане большой площади, в глубине которой возвышается храм в стиле ренессанса, отделенный от главной группы и сопровождающих ее фигур на высоту головы, восходить, однако, к «Передаче ключей» Перуджино в Сикстинской капелле. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна». Он уже активно использовал масляные краски и потому колорит его работ насыщенный, цвета мягкие, а очертания фигур не столь жесткие, как в картинах других художников кватроченто. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи». Художник соблюдал строгое чередование пространственных планов: если, например, «истории» в центре выглядят отнесенными дальше от зрителя и за ними уже видно «небо», то те же пророки и сивиллы – сидящими ближе к нему. Фреска «Афинская школа».
К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. В правой части картины виднеется этот крест, поддерживаемый ангелом. Та же самая композиция появляется в резьбе по слоновой кости этого же времени. Кроме того, композиция подчинена вертикальным линиям, вдоль которых «стекают» фигуры и предметы. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Слезы, которыми переполнена душа этой женщины, невольно сопоставляются с муками, перенесенными Христом и становится виден масштаб Его страдания, несравнимый ни с чем. Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. В одной из них Рафаэль изобразил сцены освобождения апостола Петра из темницы, куда он был посажен по приказу царя Ирода. Венецианский художник Паоло Веронезе представлял жизнь на своих полотнах и фресках как праздник, сияющий красками одежд, драгоценностей и интерьеров. Он сделал так.
Но при этом нельзя сказать, что Ватиканские музеи – это сплошная экспозиция на тему «Религия и искусство». И лишь после того, как сам Микеланджело подтвердил ее безусловную ценность, «Лаокоон» перекочевал в Ватикан. В 1500 году художник уезжает в Перуджу, где поступает на обучение в мастерскую Перуджино. Изображение папы Александра VI принадлежит кисти Пинтуриккьо. Несмотря на это, все же изумительно то множество собственноручных произведений, которые он дал, прожив всего 37 лет. Этот образ восходит к словам Евангелия от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоанн, 10:11). Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона.
Здесь же, ближе к входу, служанка омывает новорожденного. 295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида.
От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии».
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Дерево, темпера. Наконец, в XIII в. мы находим фреску в Англии (Black Bourton), где заметно приближение к классическому типу: Бог-сын приподнимает свою правую руку, чтобы короновать мать. Все эти детали дают зрителю возможность почувствовать происходящее. Вначале он развивался в самой тесной связи со своими учителями. 1512). Самое раннее известное произведение искусства данной иконографии (первого типа) — скульптура в верхнем регистре тимпана Собора Сенли (ок.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Она была найдена недалеко от Прима Порта близ Рима, откуда и получила свое название. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. 1507-1508: "Положение во гроб" (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) "Святое семейство Каниджани" (Мюнхен, Пинакотека) "Святое семейство с ягненком" (Мадрид, Прадо) "Святое семейство под пальмой" (Лондон, галерея Бриджуотер) "Мадонна Бриджуотер" (Лондон, собрание Эльсмир) "Мадонна Колонна" (Берлин, музей) "Мадонна-садовница" (Париж, Лувр) "Мадонна под балдахином" (Флоренция, галерея Питти) "Мадонна Темпи" (Мюнхен, Пинакотека) "Святая Екатерина" (Лондон, Национальная галерея) "Автопортрет" (Хемптон-Корт) "Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро" (Флоренция, Уффици).
Ее обнаружили на винограднике в Риме, но не сразу оценили по достоинству. Мать Рафаэля предположительно заботилась о своём малолетнем сыне сама вместо того, чтобы отправлять его няне. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года.
Понтифик прислушивался к их мнению и приобретал работы древних ваятелей. Правда, строго говоря, эти два тимпана ещё нельзя назвать изображениями «Коронации Богоматери», поскольку Мария на них уже с короной, надетой на голову.
Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Размещали скульптуры во дворе Бельведера, получившем название «Двор статуй», впоследствии – «Октагональный». Она обращалась к верующим напрямую, затрагивая струны их душ и открыто проповедовала. Хорошо зная и тонко чувствуя жизнь, мастер сумел схватить тот самый момент, когда человек находится на границе сна и бодрствования: пальцы Елены скользят по лицу, она вот-вот проснется, вспомнит свое видение и вскоре поедет в Иерусалим на поиски Креста Господня.
Творец всего сущего на земле все ближе к нему и Адам уже слышит, как ветер свистит в Его одеждах, как трепещет, надуваясь парусом, плащ позади Него. Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии, Рафаэль изобразил фантастический храм, главный неф которого уходит в голубую даль рядом сводчатых арок и поместил в его пространство древних философов и ученых.
Сцены распятия святого Петра и убийства святого Павла, где некоторые участники открыто сочувствуют апостолам, напоминают фрески из Капеллы Скровеньи (Капелла делль Арена) в Падуе, расписанной художником в 1303 – 1305. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа» (блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).
В ней соединились черты средневековой живописи (мандорла вокруг Христа выглядит выкованной из золота) и ренессансной: мощь, с которой переданы фигуры Спасителя и понтифика или правдивость, отличающая портрет второго. В руках Иисус может держать книгу со строками: «Veni, electa mea, et ponam te in thronum meum» (Приди избранная. ). Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.
В ее центре – Троица: Бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову). Масло, доска. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Эта композиция повторяется почти полностью в тимпане Шартрского собра (1194-1260), напрашиваясь на сравнение с мозаикой «Maria Ecclesia» в Санта-Мария-ин-Трастевере. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия. По сторонам от храма помещены триумфальные арки – символы торжества божественного закона. Подобно своему «учителю», Рени изображает ее с реалистическими подробностями: палачи работают как одержимые, два из них, тела которых лоснятся от пота, привязывают апостола к кресту, один, забравшись наверх, помогает им. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Но изобразив ангельское сияние, «обрушивающее» стену темницы и уходящий вдаль тревожный ночной пейзаж, Рафаэль разорвал пространство фрески, чтобы на первый план вышла главная идея: преодолевающая любые преграды божественная воля. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Петра). Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Смысловой центр композиции – Христос в образе Судии.
В представленной работе сам евангельский эпизод позволял передать чувства персонажей. На этих прелестных картинах, свободных созданиях новой эпохи, внушенных «Мадонной в скалистом гроте» Леонардо, Мадонна является в рост, большею частью в пирамидальном построении, с младенцем, среди богатого пейзажа, украшенного цветами на переднем плане. Для того чтобы передать глубину пространства, Джотто прибегнул к приемам, напоминающим использованные им в алтарном образе «Мадонна Оньисанти» (около 1306 – 1310, Галерея Уффици, Флоренция): балдахин, ограждения трона и ведущие к нему ступеньки выполнены в перспективном сокращении, ангелы расположены так, что одни стоят позади других. Эти тонкие прямые линии и прихотливые силуэты образуют узор, простой и сложный одновременно.
.