Пейзаж Ивана Шишкина «Корабельная роща» напоен теплым летним солнцем, звучит голосами лесных птах и дышит смолистым запахом хвойного леса.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. На другой картине Шишкина изображены дубы. Ее иногда называют картиной-завещанием.
Деревья охраняют царящий в лесу покой, журчание вод напоминает о быстротечении жизни. Первое общественное признание художник получил за виды пригородов Санкт-Петербурга, а полотном «Корабельная роща» Шишкин завершил свой творческий путь. Справа еле видна тропинка, уходящая в чудесный лес.
Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный». Вода железистого ручья, вытекающего из-за густых деревьев.
Если рассматривать колористику «Корабельной рощи», то можно увидеть зеленые мазки травы на фоне рыжеватых пятен песчаного грунта, причем таких же, как и высохшая растительность. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Не воспевал— а передавал полотну собственные страдания и боль. Это и подвело.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Благодать. Возвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать.
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Он словно подталкивает к звучанию красновато-рыжие оттенки земли.
Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Достаточно одного взгляда на картину – и в душе рождается теплое чувство покоя и умиротворения. Сосны теперь растут ровнее, нет такого привычного контраста близких и дальних объектов.
Строй сосен выровнялся и контраст близкого и удаленного отсутствует. Возможно вода в нем из подводного ключика, вот таким образом прохладная. Первое впечатление от картины – это величавое спокойствие и невозмутимость. Обычно в сумерках предметы теряют свои цвета. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Так писались и «Сосновый бор. Первое впечатление от картины — это величавое спокойствие и невозмутимость.
Это была ювелирная работа. Богато нюансирован цвет. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Рожь. И. Шишкин не смотрел в себя, не прислушивался к своему «я», он обозревал мир восторженно, в полном от себя отвлечении, уничижая себя перед творениями прекрасной природы.
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) вошел в историю мировой живописи как выдающийся художник-пейзажист. А идеально чистый оттенок голубого неба.
И еще это всегда отображение души и настроений самого художника. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Они присутствуют в каждой картине, как, впрочем и ели с вылезающими из-под земли корнями. Полотно «Корабельная роща» Ивана Ивановича Шишкина представляет собой прекрасный образчик русского пейзажа, с изображением густых хвойных лесов.
Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр — картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Лесной пейзаж кажется необъятным.
В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. Богатство и разнообразие жизни русской природы, бодрое и радостное жизнеутверждающее чувство, которое охватывает зрителя «Корабельной рощи», говорят (и всегда будут ему говорить. ) о неиссякаемых силах родной земли, о ее лесном богатстве, о ее величавой, нестареющей, вечно обновляющейся красоте. Природа для художника— само благородство уже по своей сути. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
На пееднем плане ручей, уходящий вглубь леса. Много еще чего нет, казалось бы. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. А она присутствует и заключается в том, что «Сосновый бор» – это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а «Корабельная роща» несколько сдвигает композиционный план.
На картине представлен типично русский пейзаж.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Передвижники).
Конкретные земные силы природы у И. Шишкина кажутся по неземному мощными, поглощающими все случайное, низменное и мелкое. Кажется, еще мгновение и можно будет услышать стрекотание птиц в чаще, увидеть, как мелькает по стволу рыжий хвост белки и вдохнуть всей грудью смолистый запах хвоиВенцом творчества Ивана Шишкина и его завершающим аккордом стала картина «Корабельная роща», в которой художнику удалось воплотить всю ширь и глубину своего многогранного таланта. За ранние валаамские работы (три рисунка пером и восемь живописных этюдов с видами Валаама, среди них «Сосна на Валааме», «Вид острова Валаам») в 1858 году художник получил большую серебряную медаль Академии художеств. Вода в нем кристально чистая, освежающая и, скорее всего, тёплая. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. В окрестностях Москвы» (1869).
По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет.
Он рисовал леса Европы, северной ее части— писал пейзажи Германии, Швейцарии, много работал в Финляндии, куда переехала после замужества его старшая дочь Лидия от первого брака (потом за ней туда же уедет и младшая дочь Ксения от второго брака художника) он живописал и дорогую его сердцу природу средней полосы России. Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Это полотно как будто напоминает и «Сосновый бор», но разница между ними очень многозначительна. Предзакатное солнце бросает последние свои лучи на землю. Кукко» (1859-й – малая золотая медаль), пейзаж «Вид на острове Валааме.
Имя великого художника Ивана Шишкина использовали полуграмотные псевдопатриоты-националисты как «своего» русского художника. Это очень чистый лес, мелким деревьям и кустарнику просто нет места среди могучих великанов им не увидеть солнца.
Всё ликует от нежного тепла: каждая иголочка, каждая травинка и песчинка. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Шишкин сдержан и величественен. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Да не воспевал никогда И. Шишкин русскую природу, он сливался с ней, осознавал себя частью ее— только не слово «русский» главное здесь— а «природа». Эту картину часто сравнивают и часто путают с «Сосновым бором», не замечая истинной разницы. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Величественная русская природа, служившая источником поэтических образов в фольклоре и литературе, действительно, долго не изображалась так ярко в пейзажной живописи.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Скоро займут они место своих предков. Оголились корни старой сосны. Лучи солнца позолотили кроны деревьев и проникли даже вглубь леса.
Сила и спокойствие – вот впечатление от корабельной рощи. Этот период знал многих выдающихся пейзажистов, таких как Левитан, Лагорио, Айвазовский, Васильев и другие художники-передвижники. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
Строй сосен выровнялся и контраст близкого и удаленного отсутствует. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. По другую же сторону картины расположен густой массив зелени. Тихо. На Валааме художник провел пять сезонов: 1858, 1859, 1860, 1867, 1878 годы.
Русское богатство". Шишкин куда более известен другой картиной – «Утро в сосновом бору», которую, благодаря конфетам (о ирония судьбы. ), стали величать «Мишками на севере». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Вечер.
Это происходит потому, что заходящее солнце светит сбоку, а не сверху. Местность Кукко» (1860-й – большая золотая медаль). Понятно, что здесь бывает человек. Русский лес, вздымающийся к лазурному небу золотистой колоннадой, стоит стеной. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. По всему полотну, кажется, пробегает невидимый лёгкий тёплый ветерок.
В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В названии рисунка «В лесу. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Если посмотреть на природу, которую изображают полотна Шишкина – это абсолютная природа, где нет «Я» художника. Богатырские дубы и сосны изображал он, да и сам был богатырём. На закате своих дней Шишкин снова предстает перед современниками как поэт русского леса, а заключенное в картине тонкое сопоставление могучей многовековой зелени сосен, то освещенных солнцем, то скрывающихся в тени и уходящих вершинами далеко за раму картины, с молодой порослью тонких сосенок идущих на смену старым великанам, как бы подчеркивает это вечное движение жизни, вечную смену старого новым и молодым. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Как его только ни называют: и «певец великого русского духа» и «художник величественной русской природы» и «символ мощи русского леса» и «гордость России» и «богатырь русского леса» (заодно проводится и экологическая лекция о необходимости сохранности лесов в Центральной части Российской Федерации) А фразы «Шишкин много сделал для развития русского пейзажа» и «Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины», безусловно, должны войти в историю русской художественной критики. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Его голос един с голосом соснового бора или одинокой сосны или ржи.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Порой кажется, что в картине «Корабельная роща» Шишкин рассказывает о взаимоотношении поколений: вот символизируют мудрость и опыт старые сосны, вот упавшая ветка с пожухлой хвоей означает дряхлость, а рядом ослепляет зеленью молодая поросль – невысокие сосенки соревнуются друг с другом, кто из них выше и стройнее.
кажется прогретой до самого дна. Густые кроны бросают на них тень. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Раздолье, простор, угодье. Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло, – писал К. Савицкий увидев картину.
«Громче всех раздавался голос богатыря И. И. А когда взгляд падет на неприметный ручеек, так и слышится журчание и плеск воды. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
И отделить эти части друг от друга в его творчестве немыслимо. Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Сочная зелень сосен словно манит к себе охристыми, умбристыми и бирюзовыми тонами. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Мачтовый лес в Вятской губернии". Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Видите, как подмывает вода берега. Талант Шишкина исследователи ставят в один ряд с Рембрандтом, Да Винчи и Веласкесом, а о картине «Корабельная роща» каждый знает с самого детства. Сосна – одна из них. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Недаром И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Сколы диких камней на песчаной отмели словно вылеплены скульптором.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Картина «Корабельная роща» — это одна из вариаций на тему русского пейзажа, который так любил изображать Иван Шишкин. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Член-учредитель ТПХВ (см. Поперек ручья стоит какое-то ограждение из прутьев.
Его картина поет. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Почти половину жизни провёл Шишкин в лесу на этюдах. Опушка леса как будто купается в лучах теплого летнего солнца.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Еще один пример антитезы в «Корабельной роще» – это хрупкий мост из тоненьких жердочек, перекинутый через ручей. И. Шишкин не воспевал природу— он ощущал себя частью ее, а ее— частью себя.
Кстати, о соснах. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. В течение следующих сезонов создаются полотна «Вид на Валааме» («Ущелье Валаама»), «Скалы на острове Валаам. Художник изобразил опушку соснового леса в очень теплый и солнечный день.
Огромные деревья-великаны соседствуют с молодой порослью. Природа была с ним всегда— и в радости и в тяжелом горе. Если деревья в «Сосновом бору» изображались целиком — полностью с небом над ними, то в «Корабельной роще» кусты и деревья слева полотна исчезли, а другие надвинулись на зрителя и заняли весь холст. На картине «Корабельная роща» известного русского живописца Шишкина Ивана Ивановича представлен типично русский лесной пейзаж с вытянувшейся мощной стеной плотного хвойного бора. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее имеет авторскую надпись: «Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги». В центре пейзажа Шишкин выделил несколько сосен, освещенных солнцем. Всё нарисовано просто и естественно, красиво и легко.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». — через которую— не воспевал— олицетворял себя. Судя по тому, что из него торчат камни и виднеется дно, он совсем не глубокий.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. До сих пор на Валааме бережно сохраняется раскидистая гигантская сосна, которая так и называется – сосна Шишкина.