Если съёмка не является силуэтной или портретной (например, снимается с натуры), контрового света (будь то солнце или какой-либо осветительный прибор) необходимо избегать для того, чтобы качество фотографий было наиболее высоким, а все запечатлённые объекты были в достаточной мере рельефны. Он, конечно, не дешевый, но снимать с ним одно удовольствие. При освещении, например, шара от одного точечного источника света (рис. освещает предметы, расположенные за сюжетно важными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение. Приведу несколько примеров.
Давайте разберемся, что же такое контровое освещение. Выбор пал на нее в силу хороших показателей матрицы, лучших в ценовом диапазоне камеры (с техническими характеристиками датчиков этой камеры, а также других вы можете ознакомиться здесь), наличие режима Live View, хорошей совместимости с советской мануальной оптикой под резьбу М42 через весьма нехитрый и дешевый переходник. Я решил описать этот момент в формате среднестатистического фотографа-любителя, у которого нет доступа к топовой фототехнике мировых производителей, но и съемка «мыльницей» осталось в далеком прошлом.
Относительно съемочной камеры выступы и впадины объекта образуют светотень вследствие падения света под углом к данной точке поверхности и отражения от нее с разной интенсивностью (рис. 2). Или он же снимает их же, через дверной проем. 8, б) образуются три тени, ширина которых зависит от расстояния между источниками.
При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Боковым может быть свет из окна, нижним — рефлексный свет от какой-либо поверхности (снежного покроза зимой). Темные силуэты фигур будут казаться загадочными и таинственными. С двух сторон от модели устанавливаем по источнику света, направленных в отражающую поверхность, например, зонт.
Он позволит удалить с лица модели любые тени и Вы получите отличный портретный снимок. Есть два выхода из этой ситуации: простой— съемка с отрицательной экспокоррекцией и последующее вытягивание теней в фотошопе и сложный— съемка нескольких кадров в режиме брекетинга и последущее сведение их в одно изображение HDR. В качестве заполняющего света часто применяют свет, получаемый от светящихся площадок — плоскостей относительно больших размеров (щитов, натянутой ткани, белых стен и потолков), освещенных различными световыми приборами и отражающих свет от всей плоскости. Классическое расположение источника контрового света – одна из точек пересечения линий золотого сечения (или диагоналей золотого сечения фото 2) для стандартных форматов кадра (2:3) и центральная часть кадра для панорам и квадратных кадров (фото 3). Большая доля привлекательности снимка с контровым светом ложится на контурный свет вокруг модели.
7) в относительных делениях шкалы световых уровней EV или в абсолютных значениях (люксы). Поскольку разная оптика «держит» солнечный свет по-разному, то стоит перепробовать различные варианты, меняя угол съемки по отношению к солнцу. Вводимая поправка, как правило, должна быть не менее 2Ev. Но портрет в контровом свете – не простая задача для начинающего фотографа.
При этом может быть использовано бесконечное множество различных комбинаций освещения. малоузнаваемый лилипут-антифашист под ней. От вида света, его интенсивности и направления зависит световой характер изображения объекта – пластический или графический. Отраженный свет получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности.
При резком нажатии кнопки спуска фотокамера в момент съемки движется и кадр смазывается, несмотря на современные стабилизаторы в цифровых камерах. Всегда оставляйте свободное пространство вокруг предмета съемки (если только иное не художественный замысел), особенно над головами людей (воздух). является более естественным и распространенным в постановочно-изобразительном отношении.
Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т. п. вариант 1, только вместо лысины будут бликующая посуда или дверные косяки слева-справа. А их даже три. Основные виды освещения (светотональное и светотеневое) по отдельности применяют редко. д — ж).
То есть отснять несколько кадров с различной экспозицией, а затем объединить их. Правильно — контурный свет). Контровое освещение хорошо подходит для портретной фотографии, поскольку создает контраст.
Он умеет практически моментально менять «экспозицию» при переводе взгляда с места на место, т. е. Во втором случае солнце находится спереди и сбоку по отношению к фотоаппарату. Рефлексный свет – это свет, отраженный от какой-либо поверхности.
Ведь данный фактор может испортить объектив, не говоря о самом изображении. При выборе СЮЖЕТА оцените, что Вы хотите видеть на фотографии – только крупный план (портрет предмета, лица человека, домашнего питомеца и пр. ) или их же, на фоне чего-либо (натурная съемка). Снимать придется на длинных выдержках порядка 30 секунд, а иногда и больше.
Или вот более простой пример: зайдите в лес, спрячьте солнце в густых ветвях деревьев – и получите долгожданный кадр там, где до этого снять что-то красивое не получалось, а по дороге домой спрячьтесь за высокой травой и просто сфотографируйте её на просвет (фото 8. 1). При взгляде вдоль оптической оси объектива камеры освещенность сферы плавно снижается от максимальной (на передней выпуклости) к минимальной в той части сферы, которая уже скрывается из поля зрения фотографа, стоящего у съемочной камеры.
Измерение максимальной (ключевой) освещенности затруднений не вызывает. Если нужен крупный план – приближайте зумм или просто подойдите ближе, держа предмет съемки в центре видоискателя или монитора (при этом не забывая, что слишком близкая съемка чревата нарушением резкости изабелением предмета при срабатывании вспышки). Обычно волосы, трава меняют свой цвет и становятся менее резкими. Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет, а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Светотональное освещение удобно применять при документальной портретной съемке, дающей изображение лица без теней на глазах и под носом. 6).
Соотношение максимальных светов и минимальных теней на поверхности создает контраст яркости объекта (интервал В), соотношение освещенности в этих точках — контраст освещения (интервал E). 3. Облачность на небе – прекраснй рассеиватель направленного света от Солнца. Но таких сюжетов не так и много.
Сюжеты. Всякий пейзажный фотограф знает, как порой трудно найти сюжеты для снимка. Результат – см. Подобным эффектом на зрителя обладает красиво снятый контровой свет.
В таких случаях желательно, чтобы модель полностью закрывала собой солнце. в изображении объекта играет дополнительную роль освещения и создания светового эффекта. Как и в работах Дега, здесь фигуры редко расположены лицом к художнику (или зрителю), он только беспристрастный фотограф и невидимый наблюдатель.
сохраняют естественные цвета). бликов), можно в тех случаях, когда его яркость сильно понижена (не ослепляет, если смотреть на него незащищенным глазом). Красота и качество фото, на которых изображены пресловутые рассветы и закаты, за которыми неустанно охотятся пейзажисты, на 70 зависят от того, насколько фотографу удастся передать состояние восходящего (заходящего) солнца и лишь на 30 от красиво освещенных деталей ландшафта. Основной эффектный свет — рисующий, создающий характерный рисунок изображения по силе света и направлению. Включать солнечный диск в кадр, не опасаясь возникновения рефлексов (т. е.
Включите в кадр красивые закатные облака – и снимок уже будет привлекательным, несмотря на невзрачную местность (фото 6). Сами облака преображаются и становятся чрезвычайно интересным объектом для съемки. Выбор световых приборов для получения рисующего света обосновывается в основном характером создаваемых ими теней (резко или мягко очерченных). В изображении обьекта может быть выражен эффект свечи, спички или настольной лампы, а также эффект солнечного или лунного света, падающего из окна. 1.
Вдобавок, рекомендуется иметь при себе солнцезащитную бленду. (контражур — против света. (общий, рассеянный) устанавливают от съемочной камеры несколько сверху и равномерно освещают им объект.
2. 1. Как большой поклонник французского художника Эдгара Дега (1834-1917), Сикерт в основном писал картины изображающие жизнь в бедных кварталах Лондона. При освещении двумя точечными источниками света (рис. При установке на объекте рисующего света существуют разные варианты.
Контур темной детали на светлом (не белом) фоне выделяется достаточно четко. Важно, чтобы контровый свет поступал немного из-за спины объекта съемки, так как мы хотим, чтобы он отражался от боковой стороны лица, создавая ярко освещенное пятно, которое засветит все детали на боковой стороне объекта съемки. по существу также является заполняющим, он освещает теневую сторону объекта после установки основного света и предназначен для получения определенного контраста между светами и тенями (ДВ), а также для выявления фактуры поверхностей, находящихся в тени. Сложите вместе утренний туман, обычное дерево, восходящее солнце и в результате получите лучезарный, сказочный сюжет (фото 8).
Такой вид освещенности условно называется КОНТРОВЫМ и, так как моя статья посвящена пейзажу, в дальнейшем будем его рассматривать исключительно с точки зрения пейзажной фотографии (фото 1). Так называемый динамический диапазон матриц довольно ограничен и не может охватить такой разбег экспозиции между самыми яркими и темными участками (фото 8. 2). Конечно это не относиться к случаям съемки на фоне памятников, зданий и пр. На вопрос «и как же это сделать. » я обязательно отвечу чуть позже. Эта поверхность называется нефотографируемой боковой поверхностью объекта.
Преобладание минорных тонов и что-то вроде «смягчения» в стиле импрессионизма вдохновляет зрителя на изучение и разглядывание визуального образа. Как правило, в фотоаппарате установлен матричный (интегральный) режим экпозамера, который замеряет яркость по всему кадру и вычисляет некую усредненную экспозицию. При увеличении расстояния между СП размытые тени увеличиваются, а площадь глубокой черной уменьшается. Фон будет хорошо виден, а главный объект съемки – сильно затенен. Направленный свет очерчивает на объекте пластическую форму его элементов, выделяет выпуклости и создаёт тени в углублениях. Светлая деталь на светлом фоне (белое на белом) выделяется при переднем освещении благодаря возникновению темного контура.
Вот так и появляются миллионы силуэтных снимков с красивейшим небом и угольными ландшафтами или «пересвеченные» фотографии с детально проработанными тенями. Лично я использую его потому, что люблю создавать изображения, которые рассказывают историю.
И наоборот, если в кадре много темных деталей, то приоритет останется за ними. Композиция. Чтобы получить более основательный практический опыт попробуйте менять положение источника света.
Рассеянный свет может отражаться различными предметами, находящимися как на объекте (рефлексный свет), так и вне объекта. В одном случае, например, применяют линзовый прожектор, направленным светом выделяют только часть сюжетно важной детали (лицо). Oсвещение объекта рисующим счетом условно соответствует освещению объекта днем в солнечную погоду, когда источниками света являются Солнце и небо (рассеянный атмосферой свет).
При более высоком положении солнца общий контраст снижается за счет подсветки теней рассеянным светом. При съемках против Солнца можно применять подсветку от искусственных источников света (импульсных или иных ламп) и отраженный свет от подсветов и отражателей. Еще больше сложные условия, когда солнце светит сквозь облака. Зрелищность. Следующим большим плюсом контрового света является его общая зрелищность. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет». Края начинают светится теплым потоком солнечного света и создают волшебный ореол.
Начнем с композиции. 1. 3. На лице человека может быть выражен прямой или рефлексный свет от любого источника света.
Что же в первую очередь привлекает внимание зрителя. В качестве источника рисующего света можно применять не только обычный прожектор (КПЛ) с направленным лучом, но и другие источники света имеющие достаточную мощность. Если камера будет находится точно напротив солнца, а модель между солнцем и камерой — можно получить идеальное и уравновешенное свечение по краям объекта.
В данный момент я снимаю камерой Pentax K-r. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Если Солнце создает светотеневое освещение (направленный свет), то в пасмурную погоду объекты освещаются верхним рассеянным светом. В этом случае снимающему стоит попробовать присесть илине прилечь и снимать, расположив камеру значительно ниже, почти к земле, а снимаемому подойти ближе, однако не забывая о фокусе (резкости) по дальнему, фоновому изображению и конечно не заслоняя такового.
То есть, как видите, вариантов игры с контровым светом в постановке сюжета – «тьма», если так можно говорить о свете, нужно просто не бояться экспериментировать. Каждый человек, независимо от того, фотограф он, художник или далекий от искусства «черствый сухарь», любит наблюдать за восходом, огненным закатом или пронизывающими туман лучами солнца. При съемке на природе таким источником чаще всего является солнце.
2. Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. Вследствие этого снимок получается либо засвеченным, либо чересчур темным.
Например, если снимаете лицо, то лучше располагать его в профиль. Поэкспериментируйте с различным соотношением освещенности от двух источников. Устанавливая на объекте свет, всегда следует помнить, что освещенность Е изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния между источником света и объектом (закон обратных квадратов), вот таким образом количество освещения необходимо строго контролировать экспонометром-люксметром.
Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным. 1. 4. Также можно дополнительно зафиксировать камеру, прижав плотнее ее ко лбу, глядя на предмет съемки через видоискатель, либо держать локти не на весу, а один или оба локтя прижать к телу или опереть на бедро или на постороннй упор (но не чужое бедро).
В фототехнической литературе обычно принята (и приведена) средняя географическая широта 50. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Если же солнце находится непосредственно в кадре, никакая бленда не поможет. Естественный солнечный свет создает высокие освещенности.
Такой свет четко определит форму лица, создав высококонтрастный край. И наоборот – лишний воздух делает фото пустым, незаполненным. А ведь хочется получить «золотую середину», чтобы и небо было красивым и пейзаж натуральным. При малой интенсивности света контур высветляется с сохранением фактуры поверхности. Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Одна из задач освещения — создание выразительной светотени для восприятия объема и пространства в изображении объекта. Часто получаемые сюжеты: вариант 1 – при съемке сцены (театр, концерт) или детского утренника снизу в кадре обязательно торчит чья-нибудь голова, причем мало того, что часто фокус уходит именно на эту голову и остальное получается нерезким, так ведь еще вспышка дает контрсвет от этой головы, время экспонирования сокращается, объект съемки получается темным, зато посторонняя лысина сверкает на зависть куполам.
Если Вы снимаете групповой портрет, то старайтесь сделать так, чтобы силуэты людей не сливались друг с другом. С переменным успехом производители пытаются решить эту проблему на программном уровне (снимая несколько кадров с последу-ющей склейкой и т. д. ), но результаты в большинстве своем плачевны. Конечно же, это все многообразие света, направленного прямо на зрителя. Чаще всего это свет от светового прибора с каким-либо рассеивателем (матовым или молочным стеклом, сеткой, стеклотканью), предназначенным для получения светового потока рассеянного света.
Световые приборы (СП) могут иметь излучатели с точечным, линейным и в виде площадки телом накала. 60.
Оптимально оставлять на воздух примерно четверть высоты фотографии. Наиболее подходящим будет трипод из композитных материалов или карбона. Хорошие результаты дает применение светотонального освещения при съемке портретов. состоит из направленного (Солнце) и рассеянного (небо) света или только рассеянного света – облачное небо в пасмурный день. 6. 67, а) образуется одна резкая черная тень. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход.
8, а). Рефлексный свет (рефлекс) является средством усиления обособленных условий освещения, служит для выражения взаимосвязи объектов с окружающей средой и помогает выявлять объемную форму предмета, создавая жизненно правдивые световые эффекты.
Также подчеркивается текстура объектов съемки. Такой свет хорошо использовать утром или вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. При незначительной разнице в яркости (до 3-х «стопов») и ровном горизонте все проходит более менее гладко.
Контраст освещения определяют с помощью экспонометра с молочной насадкой (люксметр) измеряющего освещенность на светлой и темной сторонах объекта (рис. Дело в том, что большинство цифровых фотокамер (их матрица) по умолчанию создают изображение (файл) с размерами сторон в соотношении 3:4, то есть если далее этот файл распечатать форматом 15х20 или 30х40 (те же 3:4), то изображение полностью, без потерь и обрезков ложится на лист фотобумаги (отпечаток). Я всегда хочу иметь глубокую связь со своими зрителями и аудиторией. Главное достоинство таких светофильтров – простота получения результата и минимум последующей обработки.
С двух сторон устанавливаются источники света (желательно стрипы) с одинаковой мощностью. В результате съемка ведется с дальнего расстояния, а потом на фото видна вся башня и. Где же выход.
Для создания бликов и освещения небольших площадок применяют специальные световые приборы «бликующего» света, а также прожекторы с узким лучом и регулируемой силой света и осветители с малым диаметром выходного отверстия. 1, к).
Блик — это световой участок объекта, в котором зеркально отражается источник света. применяют после установки на объекте рисующего и заполняющего света, от которых образуются освещенные (света) и теневые участки объекта (тени). С достаточным количеством терпения и практики вы тоже освоите эту технику. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. 1. 1. Перепад яркости в кадре. Человеческий глаз – это настоящее чудо природы.
По своей значимости выравнивающий свет является вторым главным изобразительным видом света из трех (рисующего, выравнивающего и фонового). Угловая зона довольно широка (120—140) и световой рисунок снимков, выполненных при таком освещении, разнообразнее. Правильную экспозицию чаще определяют по яркости теневых участков объекта съемки, строго следя при этом, чтобы свет от ярко освещенных элементов не попадал в окно светоприемника фотоэкспонометра (а если замер производится цифровым фотоаппаратом – то следует выбрать точечный экспозамер). Наличие штатива обязательно. 7. Также можно применять положительную экспокоррекцию, подбирая значение экспериментальным путем для лучшей проработки деталей, ушедших в тень.
Если же погодные условия сложились так, что небо совершенно чистое, то пусть солнце станет тем недостающим элементом, который восстановит равновесие между пустым небом и насыщенным деталями передним планом (фото 7). Обычно достаточно выразительное светотональное освещение получают во фронтальной передней полусфере (рис. 1, з и). Для освещения фона выбирают любой световой прибор, способный: осветить фон равномерным светом (прибор «Кососвет») создать световое пятно различной конфигурации (прожекторы с линзой Френеля) или установить неравномерное светотональное освещение фона для получения плавно убывающей яркости (обычная лампа накаливания, устанавливаемая внизу фона). Контровое освещение – это когда источник света находится за объектом съемки. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т. е.
Во-первых, здесь необходимо грамотно выстроить освещение. Отсутствие воздуха делает изображение куцым, приземленным, люди кажуться коротконогими.