И еще один вид рельефной скульптуры – контррельеф.
Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии и др. ). В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи.
Он умел остро и метко запечатлеть выражение лица человека, передать мимику, взгляд поворот головы. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др. ). Можно сказать, что тени неравнодушны к шедеврам. Реалистический характер древнегреческих статуй и рельефов (нередко связанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и терракотовых статуэток наглядно проявляется в высоком мастерстве изображения обнажённого или задрапированного человеческого тела.
Экстаз передан с убедительностью реального события и одновременно как мистическое чудо. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов. Барельефы используются и сейчас. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов). Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне.
Если нужно сделать несколько гипсовых экземпляров, то с полученной отливки снимается вторая, так называемая «кусковая форма». Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. Челлини и др. ). Но у Мартоса некоторые фигуры похожи на изваяния, в их позах есть что-то застывшее.
Фигуры как бы вдавлены в поверхность и выступают из нее лишь наполовину или еще меньше. Развивается анималистическая скульптура (И. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сливаются воедино. Растрелли, что в 1950-х годах именно ему приписывали исполнение их моделей (Там же.
Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания. Они появились еще в каменном веке и встречаются в архитектуре всех древних культур. В справедливости слов Родена можно убедиться, взглянув на фрагмент фриза Парфенона. Принципы барокко получили свое полное и последовательное выражение в скульптуре 17 века.
Модернистские тенденции в скульптуре, порывающие с национальными, реалистическими традициями, приводят к полному отказу от изображения действительности, нередко – к созданию декларативно антигуманистических образов. «Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Киров, скульптор Н. В. Томский – в Ленинграде, К. А. Тимирязев, скульпторы С. Д. Меркуров и Н. Э. Бауман, скульптор Б. Д. Королев – в Москве, Т. Г. Шевченко – в Харькове, скульптор М. Г. Манизер), в монументально – декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международный выставки (Рабочий и колхозница В. И. Мухиной), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности советского искусства.
По высоте рельефы разделяются на высокие – горельефы (от фр. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450 – 410 до н. э. ) (см. Ромм: «Героическое начало ярче выражено во фризе Мартоса. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.
С ее уст срывается сладостный крик, веки полузакрыты. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Скульптура малых форм. В. И. Ленину (скульптор С. А. Евсеев и С. М. При освобождении отливки раскалывается и таким образом уничтожается и сама «черная форма».
Терезы» (Рим Церковь Санта Мария дела Виттория) стала своего рода образцом барочной скульптуры. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа.
В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др. ). Что такое скульптура с точки зрения художника. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку – символ разлива Нила. В. Вучетич, Ю. Микенас, Л. В. Буковский, Г. Йокубонис и др. ). Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О. Монферран).
В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Лениниана Н. А. Андреева, работы А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой, В. Н. Домогацкого и др. ), а также изображение человека-борца (Булыжник – оружие пролетариата И. Д. Шадра), воина (Часовой Л. В. Шервуда), рабочего (Металлург Г. И. Мотовилова). Таковы, например, «Марсий» Ф. Ф. Создателем этого вида рельефа считается гениальный итальянский скульптор XV в. Донателло. Бюст Паниной близок к Голицыну – образ аристократа, но усталого, пресыщенного. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см.
Шмелеву не только реконструировать программу, положенную в основу архитектурного ансамбля, но и раскрыть целостную систему гармонических пропорций композиции «Золото Древнего Египта». Станковая скульптура – род скульптуры имеющий самостоятельное значение. Федор Иванович Шубин – мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805). Рассмотрение этих типологических признаков и составляет основу анализа рельефа. Размещение фигур и атрибутов по вертикали, по горизонтали и в глубину строится, подчиняясь простейшим геометрическим отношениям: 1 : 2, 1 : 4, 1 : 8 изображения первого плана не выступают за границы высоты кромки рельефа и т. д. В самостоятельных творческих работах выпускников Академии, особенно созданных для определенного интерьера или для фасада здания, система пропорционирования усложняется в соответствии с законами «Золотого сечения». Бернини поместил свою группу в глубокую нишу на фоне золотых луче.
Эту функцию исполняют изображения Полтавской и Гангутской битв на пьедестале растреллиевского памятника Петру I. За «лепление» их по эскизам М. И. bas – низкий), выступающие над основной плоскостью менее чем наполовину объема. Статуя была найдена на острове Милос в 1820г. «Св.
В основу эскизов Козловского были положены приемы построения рельефов К. Б. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). многочисленные парадные портреты и памятники. С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая «черная форма», состоящая из 2 или нескольких частей. Как правило, людей, которые сталкиваются с этими терминами, волнует один вопрос: отличия барельефа и горельефа.
Колоссальная статуя стоящей девственной богини Афины Паллады, в афинском Парфеоне, (12 метров в высоту) и колоссальная статуя Зевса, сидящего на троне, в Олимпийском храме, (13 м в высоту) – два главных светила на художественном небосклоне Фидия. Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П. К. Клодт, архитектор О. Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году). За бюст Екатерины Второй Шубина избирают академиком. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры 2-й половины 50 – 70х годов.
Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Герои Мартоса сохраняют твердость духа и в страданиях. Прокофьев более непосредственно выражает свои чувства. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.
Некоторые исследователи предполагают, что эта тенденция идет от Пабло Пикассо. Ни одной из таких деревянных фигур не дошло до нас, но зато сохранилось много изваяний из рыхлого известняка (poros) или из крупнозернистого островного мрамора. Помимо них, выделяют еще два вида рельефов: контррельеф и койланаглиф. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др. ).
Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Его алтарная группа «Экстаз св. В Древней Греции и Риме они часто присутствовали на фронтонах храмов.
Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. В памятниках сооруженных в 20-30-х гг. К этому времени мы относим такую скульптуру, как «Боргезский боец» – Агасий Эфесский. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине.
Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. западноевропейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно-мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. А также знаменитую мраморную статую – «Венеру Милосскую». Центральными, в середине 20-30-х гг., становятся тема революции (Октябрь А. Т. Матвеева), образ участника революционных событий, строителя социализма. Художник-анималист В. А. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета III.
М., 1953. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая «отливка». Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание Ломоносов. Она как бы очеловечивает архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б.
Характерный головной убор – немес, с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя, а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Relievo переводится как выпуклость, выступ, подъем. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. (Е. Многочисленные деревянные идолы (ксоаны), считавшиеся свалившимися с неба, напоминали позднейшим эллинам о начальном времени их пластики.
Ватагин в качестве материала для своих скульптур часто использовал дерево, считая его живым теплым материалом, который хорошо передает пластичность животных, фактуру их шерсти. до н. э. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425 – 1452, Л. Гиберти). Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев.
Антокольского. Можно назвать еще ряд знаменитых его произведений: «Венера Аральская», «Юнона Людовизи», «Гермес Антной», «Ародита» и др. Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Скульпторы обязательно учитывают это в своей работе.
Рельеф как изображение на плоскости сроден живописи и это сходство в способах выражения сказалось в греческом искусстве в том, что в развитии художественных форм рельеф следовал за развитием живописи. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Произведения этого рода вводят нас в действительно новый мир искусства. Что ж, тогда стоит раскрыть этот секрет.
Стратиник, Антигон. Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью. Малые, пространственно — объемные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. В 13-16 вв.
С. 54 – 55). Тесно связанная с архитектурой и ее идейно – художественными задачами, скульптура приобретает огромное значение в украшении интерьеров и фасадов церквей, дворцов, вилл, в садово-парковых ансамблях. Итак, в чем состоит отличие барельефа и горельефа.
Своего полного расцвета искусство достигло только в созданиях Фидия. Из скульпторов Возрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия). Барельефы пользуются наибольшей популярностью. Скульпторы 19 – 20 вв. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании).
Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло. Следует отметить такие скульптуры, как «Раненный галл», «Умирающий воин», «Галл и его жена». Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). (Аполлон, Аремида, Латона, Дионис, Афродита и Эрос -–то любимцы Праксителя).
В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт. – писал знаменитый французский скульптор Огюст Роден. Ответить можно кратко: в глубине. Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма.
Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера. Монументальная скульптура.
Любая скульптура чувствительна к освещению. При его содействии Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим). У Мартоса отдельные группы выделяются на гладком фоне, у Прокофьева они не столь строго разграничены, вот таким образом его фриз труднее «прочесть», но этот недостаток возмещается эмоциональностью» (Ромм А. Г. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Слово «рельеф» имеет итальянское происхождение.
Популярна рельефнаяскульптура и в религиозном искусстве. до н. э., Париж, Лувр). Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики.
П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. Так, античные мастера для своих скульптур чаще всего избирали мрамор. Щедриным на тему: «Изяслав Мстиславович на поле брани» в качестве конкурсных работ на соискание золотой медали. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446 – 1450, Донателло).
Так различаются между собой рельефы И. П. Станковая скульптура по содержанию отличается чрезвычайным разнообразием. Растрелли для триумфального столпа в честь петровских побед. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно.
Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др. Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник»— памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. Часто при создании рельефов используется цвет. Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161 – 180, Рим), Микеланджело Давид (1501 – 1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766 – 1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935 – 1937, Москва).
3 тыс. Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик — горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), южный — «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), западный — «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали), восточный — «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер). Барельеф – это неглубокий рельеф. Станковая скульптура (Кабинетная). Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений.
Козловским и Ф. Ф. У скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у мастера, создающего круглую скульптуру. Реалистическая русская скульптура 2-й половины 19 в. развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Возвратившись в 1773 г в Петербург, Шубин создает гипсовый бюст Голицына, который прославил имя молодого автора. Вот как описывает их автор монографии «Русские монументальные рельефы» А. Г.
Раньше, чем в скульптурах других стран, во 2-й половине 13, начале 14 вв, новые, реалистические тенденции проявились в скульптурах Италии (Никколо Пизано и другие скульпторы). Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, Е. А. Лансере). Мраморные рельефы словно оживали под лучами греческого солнца.
История скульптуры знает несколько типов рельефов, различающихся по отношению изображения к фону, по степени погружения в него, по «живописному» или «графическому» характеру трактовки формы. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно).
Одна из разновидностей рельефа – «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма). также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. Тени за них цепляются, одаряют их убранством», .
С. 38). Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площадь Капитолия в Риме).
Великим представителем аргосского искусства явился Поликет. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптуре.
Можно сказать, что она оживает только под воздействием света. В 15-16 вв. Рельеф как изображение на плоскости сроден живописи и это сходство в способах выражения сказалось в греческом искусстве в том, что в развитии художественных форм рельеф следовал за развитием живописи. В период 1530-1570 годов фантастическиерельефы и лепнину создавали французские маньеристы.
Оттиск же, как, например изображение на монетах, оказывается барельефом. Однако опыт 1950-60-х гг. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит «Экстаз святой Терезы» Бернини).
Мартоса и И. П. Благодаря световому эффекту и виртуозной обработке мрамора фигуры кажутся парящими в проеме стены. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Щедрина, многочисленные торсы, создававшиеся в XIX – XX веках. Исполнена она, по всей видимости, Александром (или Агесандром).
Чаще всего он используется в матрицах и печатях. «Тени, божественная игра теней на античных мраморах. Фриз Мартоса привлекает прежде всего своей величавостью, «Медный змий» – глубиной человеческого чувства, особой трогательностью. И. Мухина, С. Д. Лебедева, Н. В. Томский), в напряженно-драматичных жанровых фигурах и группах (В.
Колдер) и т. п. В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др. ). Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощают идеал гармонично развитой личности, утверждают свои этические и эстетические представления. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х.
Моисей, величественный и властный, возвышается над народом. также ВЕРСАЛЬ). Русские монументальные рельефы. Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404 – 1424) (см. Рельефом (фр.
Мужские статуи изображают молодых, безбородых, нагих людей женские статуи в одежде. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. В живописном рельефе фон перестает быть гладким (как в барельефе и горельефе) и превращается в подобие пейзажа с деревьями, облаками, горами или воспроизводит интерьер того помещения, где происходит действие.
также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ). Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А. Д. Захаров). Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура "малых форм". Три его статуи дошли до нас в мраморных воспроизведениях: «Копьеносец», «Амазонка», «Диадумен».
Произведения этого художника являются, в греческом искусстве, выражением совершенства. Фигура фараона дана в традиционной позе. Зачатки греческой скульптуры были очень ничтожны. Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Именно в рельефе во все времена создавались многофигурные сюжетные композиции.
Козловского, стилизованным под петровскую эпоху, с присущими Растрелли перспективными принципами передачи пространства в скульптуре были удостоены золотых медалей его ученики: Демут-Малиновский, Моисеев и Теребенев. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Свет, падающий из окна сквозь желтое стекло, мягко освещает фигуру. Оно даже подавляет основную тему исцеления. В 40 -70-х гг.
Рельеф как разновидность скульптуры часто был связан с архитектурным сооружением. Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Памятник был открыт 7 августа 1782 года. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н. э. ) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Ведь в рельефе можно изобразить почти все, что доступно живописи и графике: горы, реки, деревья, облака на небе, дома.
Шубин мастерски изображал как живой трепет и теплоту человеческого лица, столь же убедительно изображал и аксессуары: легкую и тяжелую ткань, мех, кружево, ордена. Основные формы рельефа – барельеф и горельеф. Для более полного воплощения сюжета авторы иногда используют прием докомпоновывания.
Композиция, расчлененная с исключительным мастерством, точно рассчитана. Его засыпают заказами.