Движение быстро росло и приобретало международный размах. Работы концептуалиста Роберта Барри (он называет их концепциями концепций) представляют собой записи бессмысленных формул или высказывания. При этом концептуалисты достаточно регулярно играют на предельно тривиальных, банальных, общеизвестных в обыденном контексте концепциях и идеях, вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейную среду, напр. ). В декабре 2005 г. в Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «Ревизия материала» – выставочный проект 14 современных московских художников, включающий около 100 произведений, созданных за последние полтора десятилетия. В программных манифестах американских художников С. Левита («Тезисы о концептуальном искусстве», 1967) и Дж. Гиперреализм (англ. На ковре воспроизведены названия тысячи самых крупных рек мира.
После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре. искусству и философии, смерть к-рых зап. Материальным элементам отводилась ограниченная роль возбудителя внутренних представлений (принцип «искусства в голове»).
Тем не менее, важно понять, что концептуальное искусство развивалось в последовательности авангардистских движений (кубизм, абстрактный экспрессионизм и тому подобное), которые преуспели в том, что значительно расширили границы самого понятия искусства. Идея превращается в механизм. Солл ЛеВитт написал это в 1967 году в Параграфах о концептуальном искусстве. статьи о К. были написаны самими его создателями С. Ле Виттом и Дж.
Такой «художественный концептуализм» сложился в Советском Союзе как часть «подпольного искусства». Они сумели показать, что вода не подвластна критериям линейных измерений. С точки зрения А. Боровского, главным открытием биеннале стал сам факт ее открытия. Авторы изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными всего мира. Монастырского), поэты Д. А. Отрицая и в теории и на традиционные практике законы эстетики, К. тем не менее вовлекает фактически в сферу эстетического (то есть неутилитарного) вне массу-эстетических и даже антиэстетических элементов и ориентирует. Группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо» (1960-е – 1970-е) придумывали затейливые акции и таинственные концептуальные тексты.
Их изобразил один ремесленник (1000 линий в день в течение 10 дней) с использованием 4 цветов. Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (см. «Есть искушение рассуждать о том, что для Альберта самое важное – констатировать, что зритель очень часто не понимает современное искусство, но, на самом деле, как сам художник комментирует этот проект – речь идет вообще о степени понимания искусства – есть ли этот идеальный зритель, который действительно понимает, что выражает художник.
Главным автором, который препарировал и определил понятие «московский концептуализм» является Борис Гройс. Именно этот жанр позволяет выразить сущностные особенности душевного строя человека. Именно изобразительное искусство концептуального символизма может являться связующим звеном между концептуальным искусством и искусством изобразительным, так как несет свойства обоих этих направлений.
Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию).
искусствах), а в самой идее, в ее конкр. Субъект, порождающий произведение исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта.
Первые манифестарно-теор. Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. В этом плане их живопись пуста, как и работы тех, кто следует в том же направлении («Триумф титанов эпохи Возрождения»).
В 1969 г. художник послал своему другу телеграмму: «Не беспокойся, я не собираюсь совершать самоубийство». К., т. о., принципиально меняет установку на восприятие искусства.
В картине «Мать и дитя» поднимается тема любви в самом искреннем и чистом её проявлении, для этого художница прибегает к переосмыслению иконографии Мадонны с младенцем, тем самым превращая любовь в святыню. Важное место в его поэтике занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, к-рое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. В чем же отличие московского концептуализма от западного.
и В. М. В отличие от подчеркнуто «западнического» искусства Праги другой центр «восточного концептуализма» — Лейпциг — культивировал немецкое искусство, воскрешавшее традиции Средневековья и Возрождения: художники Бернхард Хайзиг, Хайпц Цандер уподобляли свои композиции замысловатым записям и рисункам колдунов и алхимиков. В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас – Амазонка.
Акцент в визуальных искусствах т. о. Хэппенинг (англ. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Заимствуя различные методы (как например, минимализм) художники-концептуалисты стремились переосмыслить не опиравшиеся на теоретические основы искусства формы поп-арта. восприятия на интеллектуальное осмысление.
— московский К. Видными представителями концептуального искусства являются также Дж. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма. поэзии, поп-арта. Это означает, что решение принято заранее, а его выполнение – всего лишь формальность.
Причем не сам. Кабаков не рассказывает о себе, но он «проговаривается» о себе, доверяя свою историю, разбивая себя на несколько героев. К тому же, это всегда немного исповедь. На волне «восточного концептуализма» сложилось многогранное искусство Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова.
Вариантов интерпретаций было бесконечное множество и это главная прелесть «работы», ведь автор в очередной раз избежал роли диктатора смысла и предоставил зрителю возможность самому осмыслить происходящее., ряд работ был показан в Государственном музее архитектуры им. Особое влияние на зарождение Концептуального искусства (Дж. «проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается. В 1970-е г., в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И. С тех пор он периодически отправлял друзьям телеграммы с загадочным посланием: «Я еще живой».
Известнейший представитель концептуализма – Джозеф Кошут (США), который на место объекта или рядом помещал его энциклопедический аналог или характеристику. Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Ее задача 150 переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей».
американец Джозеф Кошут. Искусство – свобода, а свобода суть враг собственника. Находившиеся под сильным влиянием упомянутого выше минимализма (его простоты), они, в тоже время, категорически отвергали его концепции, которые воплощались в скульптуре или живописи, характерные для перцепционного или «ощущаемого» искусства (оно создается, прежде всего, для визуального восприятия). феноменом, т. е. Среди гл. В частных московских художественных галереях в течение 2004–2005 гг. (произведения видеоискусства). Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает).
Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД)., Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Концептуализм принципиально отказался от воплощення мысли идеи в материале, что свело творчество исключительно к феномену сознания, к мысли, очищенной я ее материального воплощения воспринятой как некая форма и структура вне смыслового значения предложенного текста. По определению пионера этого направления, американского художника Сола Ле Витта, в концептуализме идея или понятие (концепт) является самым важным аспектом работы. Получив художественное образование в 1950–1960-х гг.
Концептуальное искусствостало ведущим направлением в искусстве в 60-70 годах XX столетия. Отходя на небольшое расстояние, зритель понимает, что это шрифт Брайля.
Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком», – Н. С. Возьмем, к примеру, вышеописанную работу Кошута – «Один и три стула» – в ней нет автора. Рогинский, В. Янкилевский, Л. Соколов, А. Осмоловский, С. Шеховцов и др. ). Неподражаем в передаче «мелочей» жизни Дмитрий Иконников. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. в классических российских учебных заведениях (Московский художественный институт им.
По мнению одного из авторов литературно-философского журнала «Топос», актуальность, т. е. нечто изобретаемое здесь и сейчас, наиновейшее, а не воспроизводящее готовые стандарты, составляет главную особенность современного искусства. Они надули шары и набили ими оболочку, положили в "шар" включенный электрический звонок с батарейкой, завязали и пустили по течению реки. статью про минимализм). Например, картина «Всяк» представляет различных персонажей, а вернее сказать призраков. В 1967 году этот термин использовал Солл ЛеВитт (Sol LeWitt) – американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму.
Так, художник Сергей Голлербах оценивает русское реалистическое искусство как подражательное, называя «больным» местом русского реализма его душевность и психологичность, упор на настроение. С 1968 г. Левитт начал создавать рисунки на стенах. Философия, политика, психоанализ, природа, все формы бытия дают свежие идеи, которые можно воспроизвести любым образом, любыми способами и художественными приемами (с помощью видео, текстов, объектов, перфомансов). Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. наука констатировала именно в 60-е гг. Отрицая и в теории и на практике традиц. Концептуальное искусство, концептуализм (англ. В структуру галереи входит клуб современного искусства, основными функциями которого является организация встреч с современными художниками, проведение «круглых столов», дискуссий и мастер-классов, на которых демонстрируются новейшие технические приемы создания произведений.
Зачастую арт-объекты представляли некую игру для воображения зрителя. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). На выставке представлены видео – и световые инсталляции Т. Баданиной, В. Ливанова, В. Филиппова, технологичные кинетические экспонаты («Айсберги» В. Наседкина). Нью-Йорк. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.
был продемонстрирован ряд проектов актуального искусства.
мифология абсурдной повседневной экзистенции в узких рамках социально-идеол. Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965 г. ), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из энциклопедии, словаря. Произведения Донцова показывают оттиражированные им в количестве единственных экземпляров копии известных картин, снабженные компьютерными значками «ждите» на месте исчезнувших героев. Художественное произведение «Один и три стула» (1965 г. ) представляет собой медный согнутый стул, фотография этого стула в натуральную величину и его словарное определение.
В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (смотри Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы концептуального искусства реализовывались в различных формах, включая и традиционные формы изобразительного искусства. А что делать с искусством прошлых веков. Этим шрифтом набрана фраза «Не продается вдохновение, но можно живопись продать». В настоящее время в Третьяковской галерее на Крымском Валу демонстрируются различные виды современного «актуального» искусства – в основном видеоарт, компьютерная графика, фотография, арт-объекты, основной формой творчества является инсталляция. Основная часть экспозиции размещалась в здании бывшего музея им. Зачинателем этого «восточного концептуализма» (оставшегося в рамках искусства, но подчеркнуто и вызывающе парадоксального) был Пражский салон 1967 года (организатор Честмир Кафка), возникший как отважный вызов господствовавшему вкусу накануне «пражской весны». Ануфриев, Ю. А.
Так, Илья Глазунов в интервью, опубликованном в «Российской газете», указывает: «Авангардизм, модернизм, против которых я был и остаюсь, оказался полным банкротом. Абалакова и А. И. Это демонстрирует одну из главных особенностей современного «актуального» искусства – ориентацию не на художественность, а на самопрезентацию автора, его художественный жест. ТОТАРТ и группы "Коллективные действия" (КД). Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе.
Концептуальное искусство – это не просто описание природы во всем её многообразии.
Он объединяет процессы творчества и его исследования. Кошута («Искусство после философии», 1969) искусство сводилось к феноменам сознания (идеям, понятиям, мысленным конструкциям), отвергалась необходимость их воплощения в чувственной форме. элементов и явлений. Франкфурт-на-Майне, Музей современного искусства. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям.
Он может захватывать значительно более широкий круг предметов и явлений. Однако актуальность современного искусства ограничивается, как правило, внешним, сиюминутным, поверхностным его планом («актуальность второго рода»), отсутствием продуцирования принципиально новых идей. Джозеф Кошут: «Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства – или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется». Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар". Но это было бы неестественно для живописи и вместе с этим большинство современных исследователей искусства говорят о том, что тенденции нового концептуального искусства, явившиеся очередным возрождением авангардной живописи начала XX века, являются разрушительными для продолжения линии классической живописи. Такая игра просто активизирует саму жизнь, подтверждает человеческое существование, так как "искусство как идея" возникает и существует только как продукт человеческой жизни.
Это искусство или, скорее интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка. Замысел и проект превалируют над материальным воплощением. Они предварительно сшили из пестрого ситца оболочку "шара" диаметром 4 м и купили 500 надувных шаров. Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). Результаты этих усилий вылились в том Классификация тысячи самых длинных рек (Classifying the Thousand Longest River), 1977 года. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей.
Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. Бездорожник». Наиболее правильной здесь окажется незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и незамутненность чувства.
В пространстве творческих поисков художников из различных регионов России (Урал, Западная Сибирь, Москва, Санкт-Петербург) прослеживается расширение художественно-эстетических границ графики, стремление к синтезированию уникальных и печатных графических технологий (цифровая печать), активное усвоение новейших форм искусства, дискретность художественного языка. Отмеченные выше особенности «актуального» искусства выразились в работах художников-участников международных биеннале современной графики (Новосибирск, 2003, 2005). Концептуалисты (в строгом смысле) являются завершителями авангардисткой традиции.
Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. В частности, в галерее «Айдан» прошла выставка Филиппа Донцова «Время пошло» и Керима Рагимова «Roadoff. законы эстетики, К., с другой стороны, фактически вовлекает в сферу эстетического (т. е. Концептуализмстал интернациональным движением XX столетия, реализованным и в литературе и в областях пластических искусств.
Хольцер, Д. Бюрен, М. Мерц и другие. образцом К. является композиция Дж. В «Четырех цветных рисунках» (1970) использовано 4 цвета и 4 типа линии. Классич. Как говорят сами художники: «Мы не классические художники-художники.
Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). и даже антиэстетич.
Как отмечает Антон Успенский, сегодня в сфере художественной теории и практики принято избегать таких понятий, как «творчество», «произведение». И имеет множество форм (в их числе: инсталляции, перфомансы, хэппенинги, эфемера). Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, К. на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности», когда сам пейзаж становится составной частью произведения. Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х г., а в 1920-е г. — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 г. молодые студенты Вхутемаса – С. Б.
Главное в К. — именно документальная фиксация концепта его реализация (или варианты реализации) желательна, но не обязательна. Пригов и Л. С. Им были созданы также полотна, посвященные истории России (цикл «Поле Куликово», «Господин Великий Новгород» и др. ). Искусство замещается идеей искусства. Художественные произведения концептуального направления часто вызывают определенное недопонимание и дискомфорт у зрителя, но не вследствие раздражающего (часто довольно непривычного) внешнего облика, а вследствие других правил восприятия идущих вразрез с укоренившимися привычками восприятия произведений искусства. место Важное в его «поэтике» занимают проблемы концептуальном в объединения пространстве, которое полностью реализуется психике в лишь субъекта восприятия, слова (словесного изображения), текста и самого объекта. коммуникации. По отношению к нему «понятийное» преследует абсолютно иные цели.
По словам В. Дьяконова, современное искусство – это даже не выбор стилей, это рама, система представлений, возможность высказаться любому. Концептуалисты фиксируют внимание реципиента не столько на артефакте, сколько на самом процессе формирования его идеи, функционировании произведения в концептуальном пространстве, на ассоциативно-интеллектуальном восприятии артефакта. Разновидность постмодернизма, которая оформилась в конце шестидесятых годов ХХ века, целью которой было создание свободных от материального воплощения творческих идей (концептов), в противовес сторонникам создания лишь вещественно-материальных произведений. Дело в том, что западный концептуализм не содержал в своей основе литературу (имеется в виду «большая» литература). Коллективные и интегративные произведения в русском искусстве 1960–2000-х годов» (январь–март 2005). По мере апробирования различных способов реализации программы концептуального искусства выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов. Кошутом впервые термин К. был еще до них употреблен Г. Флинтом (1961) и Э. Кинхольцем (1963). Ковер был выполнен в Афганистане.
В 1967 г. он опубликовал «Параграфы по концептуальному искусству» с многозначительной фразой: «Идея становится машиной, которая создает искусство». Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе – пейзажный перформанс. В статье художественного критика и куратора международных проектов Екатерины Деготь отмечается, что биеннале показала специфику пути России в современном искусстве: большинство галеристов и коллекционеров ориентированы на искусство «по возможности дорогого вида и развлекательного содержания». традиц.
искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из Энциклопедии, словаря. На своих выставках концептуалисты, например, развешивают на стенах листы бумаги с обрывками текста и фотографиями фрагментов текста научных книг, выбранные наугад. Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все – США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды). и поставившая своей целью переход от создания художественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения художественных идей. Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (концептуализм), направление в искусстве авангардизма, сложившееся к концу 1960-х годов.
Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов – незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» британских художников Т. Аткинсона и М. Болдуина в США – «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер). ор art, сокращ. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. С середины 1960-х до середины 1970-х художники-концептуалисты создавали произведения, полностью отвергая традиционные идеи искусства: эстетику, выразительность, мастерство (в том числе и соответствие требованиям рынка). К серийному творчеству относят работы Сола Левитта.
В своём эссе Искусство после философии (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, так как искусство и существует лишь в виде идеи. Алигьеро Боэтти Тысяча самых длинных рек мира, 1976. Образец первого направления – американский художник Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). Так называемая альтернативная живопись – эта третья линия развития. Требуется огромная сила воли, чтобы оторвать взгляд от его работ.
В интервью журналу «Русский базар» отмечает: «Портрет – это совершенное внешнее сходство плюс внутренний мир, душа, характер именно того человека, которого я пишу. Сентябрь–ноябрь 2005 г. ознаменовался открытием масштабного уникального в музейной практике проекта «Русский поп-арт». Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). В качестве мировоззренческого ориентира художник приводит слова Байрона: «Я пишу то, чего нет, но так, как хотел бы, чтобы было». Являясь, образом таким, практически элитарным и почти эзотерическим есть, то феноменом предельно замкнутым в себе, К. на практике активно бы как размывает границу между искусством (в понимании традиционном) и жизнью, вроде бы вторгается в эту одновременно и жизнь не менее активно исследует и укрепляет искусства пределы, эстетического одной из своих целей изучение ставит и определение границы между искусством и дерзко, жизнью изымая из жизни любой ее фрагмент и его помещая в сферу искусства. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык» итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения. Классическим образцом концептуализма является композиция Дж. Его рисунки основаны на математической идее.
Это искусство, вернее, псевдоискусство, с самого начала выявило свою антигуманность». Группа издавала одноимённый журнал, замышлявшийся как творение концептуального искусства. черт, отличающих его от зап.
Московский концептуализм в своей основе – слова и форма без всякого смысла, абсурд. Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. Подчеркивая это влияние, английский концептуалист Брюс Науман сфотографировался выплевывающим струю воды и назвал изображение Автопортрет фонтана (после Дюшана). Мастера иногда очень сложно понять. свойств реальных предметов, являясь результатами умственной интерпретации. Наш метод – поток» И действительно их живопись отличается отсутствием наболевшего, а тем более возвышенного. Критическое отношение к общественному устройству проявилось в выступлениях немецкого художника Х. Хааке, британского художника В. Берджина (оба работали в США), французского художника Д. Бюрена и др. Основные пути реализацииконцептуализма– объект, картина инсталляция, перформанс.
В качестве примера творческой интерпретации концептуальной темы при помощи визуальных символов можно привести две работы художника Евгения Гегузина с одинаковым названием «Времена Года». К. претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки — эстетику искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт). При этом Александр Шилов стиль своего искусства определяет как реалистический романтизм, не отрицая, что идеализирует образы своих героев сознательно. Вход со двора» и др. Вся работа – это рядоположение черно-белой фотографии стула (масштабом 1:1), собственно стула и его словарного определения. Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. Произведения концептуализма часто представляют собой только жесты или проекты, указывающие лишь на возможность возникновения искусства.
Самым показательным примером, на котором разбирают понятие «концептуальное искусство», является работа Джозефа Кошута «Один и три стула» или его многочисленные описывающие сами себя произведения из неоновых ламп. Стилистический диапазон работ художников варьируется от абстрактного экспрессионизма крупноразмерных холстов и трехметровых, расписанных внутри кубов-боксов В. Наседкина, чистых абстракций А. Каменского до минимализма и «бедного искусства» железо-текстов В. Умнова, объектов А. Красулина. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. То, что он изображает не оговаривается словами, но считывается на интуитивном уровне. Главным, по словам автора, становится понятие формата: установлен размер произведения искусства (от 90x90 до 150x150), его цветовое решение (яркость красок), веселый и запоминающийся сюжет, привлекательные или киногеничные герои. Принося «Фонтан» на выставку, Дюшан еще и призывал подумать, что же делает искусство искусством и предлагал свой ответ: все дело в подписи художника и контексте музея.
У Кабакова очень часто в основе его произведений какие-то персонажи. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. В группу входили Терри Аткинсон, Майкл Болдуин, Дейвид Бсйнбридж, Харолд Харрел. Очень незаметный человек.
Среди его героев появляется бездарный художник. По словам Александра Шилова, лишь реалистическому искусству дано проникать в тайны души человека, «превращать краску в жизнь, заключенную в раму». протеста, нонконформизма, авангардности. Илья Глазунов свой творческий метод определяет как «реализм в высшем смысле этого слова», как выражение идеи борьбы добра и зла.
Эти особенности проявились при проведении первой Московской биеннале современного искусства под названием «Диалектика надежды» (февраль 2005). Анализируя стратегии столичных академических музеев и выставочных площадок искусствоведы отмечают, что уровень «современности» подходов к освещению событий художественной жизни значительно повысился. Оп-арт Оп-арт (англ. Значительное влияние на концептуалистов оказала деятельность теоретика и практика дадаизма Марселя Дюшана (18871501968), который еще в 1913 в Нью-Йорке стал выставлять осмысленные в новом ключе предметы массового производства 150 реди-мэйды: велосипед на табуретке (1913), писсуар «Фонтан» (1918), «Мона Лиза» с усами и т. д.
Произведения московских концептуалистов – это часто «литература» история, рассказанная не литературным языком, а в форме инсталляций, картины или набором объектом. с конкретно-чувств. Суть арт-деятельности усматривается К. не в выражении или изображении идеи (как в традиц.
В сфере визуальных искусств гл. Илья Глазунов является автором не только жанровых картин, но и пейзажей, проникнутых лиризмом, философским осмыслением русской природы («Купола» (2003), «Золотая осень» (2003). Особое впечатление вызывают и религиозно-мистические образы Анатолия Мосийчука. Среди основателей и гл.
В рамках биеннале в Третьяковской галерее на Крымском Валу состоялась выставка «Сообщники. Их выполняли ремесленники по его инструкциям: 10 тысяч сделанных наугад прямых линий.
Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Кристо говорит, что никто не может быть владельцем своих работ, даже он. В прессе имена А. Шилова и И. Глазунова часто объединяют по признаку наличия персональных художественных галерей в Москве (в 1997 г. постановлением Государственной Думы РФ была открыта Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова, в 2004 – галерея имени).
Личность художника деперсонифицируется. созерцания произведения она переносится на возбуждение аналитико-интеллектуалистской деятельности сознания реципиента, лишь косвенно связанной с собственно воспринимаемым артефактом. Постмодернистское искусство 20 в. все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты 150 некие музыкальные информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула).
Классическим образцом концептуализма стала его композиция Один и три стула (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря. Идея, по мнению художников, может оформиться в любой физической форме. Наиболее влиятельным объединением концептуалистов стала английская группа «Искусство — язык» издававшая одноименный журнал. Он изобразил «искусство», «стул», «чашка» и др. Хрестоматийным произведением этого рода стал «Стертый рисунок Де Кунинга», который Роберт Раушенберг выставил в 1953 году. Концептуализм появился в 60-70-х годах XX века и тут же поразил умы художников из самых разных уголков планеты.
В СССР в рамках андерграунда сформировалась московская школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тотарт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»). – contemporary – «новейшее»). conceptual art), разновидность искусства модернизма, сложившаяся в конце 1960-х гг.
К. Рагимов в знакомые сюжеты русской живописи – картины Саврасова, Левитана – вводит «джип» в качестве единичного персонажа. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Его работа «Живопись для слепых» представляет собой черный щит, покрытый масляной эмалью и на его части прикреплены маленькие полусферы, тоже покрытые этим цветом. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника. Он автор термина, который до сих пор в ходу – «московский романтический концептуализм». Концептуализм – (от латинского «conceptus» — «мысль» «идея», представление), концептуальное искусство — одно из наиболее распространенных направлений в культуре неоавангардизма второй половины XX в. Оно возникло и сложилось как культурный феномен в 1960-х.
Он считал, что Идея превращается в машину, которая создает искусство. Джозеф Кошут Один и три стула, 1965. Кошут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями.
физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство – это сила идеи, а не материала». Это временное искусство. Лейдерман, П. В.
Такие работы невозможно сделать коммерческими, брать деньги за просмотр. Собственник сравнивается с постоянством. Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В. Начавшись как движение среди многочисленных арт-тенденций шестидесятых годов, задуманное, чтобы продемонстрировать приоритет идеи художника, сегодня оно рассматривается в совокупности (как эстетическая точка зрения концептуализма), оказывая большое влияние на современные способы художественного выражения.
Жигалов). Полотно, вышивка. Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Роберт Барри, Ян Вильсон, Ян Диббетс, Дж.
Или человек, который ничего не выбрасывает – как в его инсталляции «10 персонажей», в которой работы Кабаковым между 10 вымышленными персонажами, каждый из которых – маленькими герой, который живет в маленькой квартире, забитый, его никто не знает, он такой застенчивый маргинальный персонаж и он тайком, тихо, делает какие-то вещи для души. Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 г. (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. В частности, ориентация на простоту, тривиальность, неинтересность, монотонность, незаметность, доведенную до абсурда приземленность многих артефактов К. провоцирует импульсивное возмущение реципиента, взрыв его эмоций.
Они были доступны пониманию посвященной публики лишь в контексте всей истории искусства. практически элитарным и почти эзотерич.
Особое место в К. занимает К., возникший в России в к. 60-80-х гг. Кошута из Музея совр. Концептуализм отвергает принципы изобразительности и выразительности как «отвлекающие» от предложенной идеи и это выводит концептуальные тексты за пределы xyдожественного творчества, собственно искусства, делает особой деятельностью в сфере культуры. С художественно-эстетич. Датированные картины Он Кавары — своеобразная форма медитации. «Это важно, учитывая, что на глобальной сцене концептуализм и исповедальное искусство – совершенные антиподы – нельзя сравнивать концептуализм с экспрессионизмом – там есть исповедь, надрыв души, когда художник предельно себя выражает.
Для него характерна специфич. В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж. Зрителей никаких не было.
Причем подбор текста проводится так, чтобы заранее лишить его смысла. И этот герой, этот маленький человек – этот тот самый «маленький человек» из произведений Гоголя, Чехова», – Наталья Сидорова. Другой известный концептуалист – Кристо. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А. Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах.
Работы художников, охватывающие тридцатилетний период развития поп-арта в России, представлены в форме проектов: «Московский поп-арт», «Нео поп-арт», «Преддверие поп-арта в России». Направление продолжает техницистскую линию модернизма. Вместе с работами часто выставлялись его книги: «Я читаю» — коллекция вырезок из газет, «Я встречаюсь» — список людей, с которыми он встречался, «Я выходил» — список мест, в которых он бывал.
Таллиннский график Юло Соостер оказал сильное влияние на эстонскую и русскую графику смелым сочетанием знаковых систем искусства и науки. Проект олицетворяет собой не качество художественного продукта, а долготу его дыхания, протяженность его «жизни» в искусстве, он предполагает замышление, проектирование искусства, а не его создание. В 1969 г. Кошут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Никритин и С. А. В прессе тогда разразилась настоящая буря насчет того, можно ли это считать искусством (но мы-то знаем, что главная цель художника была именно в том, чтобы в очередной раз задать этот вопрос). и духовно-худож. В поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к различным коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики).
И оттого они призраки, что не имеют индивидуальности. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б. В частности, в 2003 г. был открыт «Отдел Новейших течений» Третьяковской галереи на Крымском Валу под руководством Андрея Ерофеева и Татьяны Волковой с целью освещения современных процессов художественной жизни. Музей современного искусства. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека.
Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. неутилитарного) массу внеэстетич.
Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е г., в русле дадаизма, прежде всего, в творчестве М. Дюшана. Обращаясь к исследованию другого «потока» современного российского искусства, следует отметить, что для его обозначения в искусствоведческих монографиях и статьях чаще всего употребляются термины «актуальное искусство», «новейшее искусство», «контемпорари-арт» (от англ.
Среди последних работ А. Шилова в основном портреты – «Народный артист СССР» (2005), «» (2005), «Послушник Высоко-Петровского монастыря» (2003), «Народный артист России, композитор Оскар Фельцман» (2002), «Народный артист России С. Шакуров в роли князя А. Меньшикова» (2003). На первый план в К. выдвигается концепт — формально-логич. В период конца 1960-х – начала 1970-х годов концептуальное искусство мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. кинетическое искусство). Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. В 1968 году в Великобритании возникла группа «Art Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др.
В течение 2004–2005 гг. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Когда он на виду, он живет тихой жизнью клерка, рабочего на фабрике и так далее. Инсталляция (от англ. группы Искусство и язык и др. роль начинает играть обычный язык человеч. Более предпочтительным становится термин «проект», размывающий масштаб и конкретность художественного замысла.
Отрицая и в теории и на практике традиционные законы эстетики, К. тем не менее фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений. Позиция современных российских художников, раскрывающая видение ими сложившейся ситуации в искусстве, может быть представлена материалами «круглого стола», прошедшего в сентябре 2005 г. в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Перформанс, перфоманс (англ. На биеннале были представлены произведения более 300 художников из 30 стран мира. Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве. Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е г., на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Художники-концептуалисты появились в США, Великобритании, Италии, Франции, Советском Союзе и многих других странах.
Это вызывало много путаницы и шокировало людей.