Как следствие, меняются отношения между автором и зрителем. В 1969 г. художник послал своему другу телеграмму: «Не беспокойся, я не собираюсь совершать самоубийство». Лейдерман, П. В.
Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. Это вызывало много путаницы и шокировало людей. Собственник сравнивается с постоянством. Другой известный концептуалист – Кристо. физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство – это сила идеи, а не материала».
Философия, политика, психоанализ, природа, все формы бытия дают свежие идеи, которые можно воспроизвести любым образом, любыми способами и художественными приемами (с помощью видео, текстов, объектов, перфомансов). В 1980-е для нового поэтического поколения (последнего советского) концептуализм — уже почтенная традиция. Некрасова, Яна Сатуновского, Д. А. Пригова, Льва Рубинштейна и Андрея Монастырского (Пригов и Рубинштейн позднее образуют своеобразный дуэт, а Монастырский создаст акционную группу «Коллективные действия»), в прозе — В. Сорокина, в изобразительном искусстве — Ильи Кабакова и Эрика Булатова. hyperrealism) – направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Другое название гиперреализма – фотореализм. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека.
Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). С середины 1960-х до середины 1970-х художники-концептуалисты создавали произведения, полностью отвергая традиционные идеи искусства: эстетику, выразительность, мастерство (в том числе и соответствие требованиям рынка). Зачастую арт-объекты представляли некую игру для воображения зрителя. Субъект, порождающий произведение исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Концептуальное искусствостало ведущим направлением в искусстве в 60-70 годах XX столетия. Концептуалисты (в строгом смысле) являются завершителями авангардисткой традиции.
Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В. Хэппенинг (англ.
Отходя на небольшое расстояние, зритель понимает, что это шрифт Брайля. Его работа «Живопись для слепых» представляет собой черный щит, покрытый масляной эмалью и на его части прикреплены маленькие полусферы, тоже покрытые этим цветом.
Интересно, что эта черта живописи концептуального символизма находит полный отклик в призывах к избавлению от «красивостей» такого известного теоретика концептуального искусства, как Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). Изображение убрано, осталась одна рамка. Вся работа – это рядоположение черно-белой фотографии стула (масштабом 1:1), собственно стула и его словарного определения. Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар". Она не использует художественные визуальные языки и не занимается их развитием.
Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. Образец первого направления – американский художник Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). Принципы концептуального искусства стали осуществляться в развёрнутых инсталляциях, перформансах, минималистских объектах, акциях боди-арта и лэнд-арта. Кошута) иные работы вообще теряют смысл и оригинальность. Очень незаметный человек. Никритин и С. А.
Солл ЛеВитт написал это в 1967 году в Параграфах о концептуальном искусстве. Проблема отчужденного языка, чужого слова по-прежнему в центре внимания. и В. М. Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности» (site-specific art), когда сам пейзаж становится составной частью произведения. В 1970-е эту линию продолжил Пригов — уже в рамках общего концептуалистского движения, получившего название «московской школы концептуализма».
В программных манифестах американских художников С. Левита («Тезисы о концептуальном искусстве», 1967) и Дж. Как и минимализм, концептуализм начал действовать во второй половине 70-ых годов. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (см. Новацией московской школы концептуального искусства стал жанр альбома с текстами и рисунками. Такой «художественный концептуализм» сложился в Советском Союзе как часть «подпольного искусства».
Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности», когда сам пейзаж становится составной частью произведения. К серийному творчеству относят работы Сола Левитта. Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.
Оказавшись в драматичной ситуации отчуждения языка, концептуализм обращается с языком, вернее, с множественностью языков, как с «черным ящиком», неорганической материей. А попытка передать действие и состояние при помощи живописи – бесплодна по определению. Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Авторы изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными всего мира. Некрасов замечает, что концептуализм правильнее было бы назвать «контекстуализмом». Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Наиболее влиятельным объединением концептуалистов стала английская группа «Искусство — язык» издававшая одноименный журнал. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма.
Серийная техника Кабакова, Рубинштейна, Сорокина, Монастырского и группы «Коллективные действия» — предел художественной редукции, квинтэссенция минимализма. Отрицая и в теории и на практике традиционные законы эстетики, К. тем не менее фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений. Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е г., в русле дадаизма, прежде всего, в творчестве М. Дюшана. Тем не менее, важно понять, что концептуальное искусство развивалось в последовательности авангардистских движений (кубизм, абстрактный экспрессионизм и тому подобное), которые преуспели в том, что значительно расширили границы самого понятия искусства. Концептуализм отвергает принципы изобразительности и выразительности как «отвлекающие» от предложенной идеи и это выводит концептуальные тексты за пределы xyдожественного творчества, собственно искусства, делает особой деятельностью в сфере культуры.
Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Концептуализм. Вс. Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, К. на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. Он изобразил «искусство», «стул», «чашка» и др. Именно в таких работах художник исследует как зритель взаимодействует с фотографией.
Поскольку, с одной стороны, существуют некие живописные предметы, они висят в уважаемых музеях и продаются за большие деньги. Попытка теоретического обоснования этого художественного направления была сделана, в свое время, выдающимся художником советского происхождения - Виталием Комаром (Vitaly Komar), который еще в 2009 году в работе «Новый символизм» рассматривал «образы Концептуального Символизма, как видения еще не рожденного, непроизносимого слова». Этими темами до сих пор занимается художественная фотография. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе.
В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (смотри Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы концептуального искусства реализовывались в различных формах, включая и традиционные формы изобразительного искусства. Концептуальная фотография — не художественная. Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х г., а в 1920-е г. — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 г. молодые студенты Вхутемаса – С. Б. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. Зачинателем этого «восточного концептуализма» (оставшегося в рамках искусства, но подчеркнуто и вызывающе парадоксального) был Пражский салон 1967 года (организатор Честмир Кафка), возникший как отважный вызов господствовавшему вкусу накануне «пражской весны». Термин концептуальная живопись достаточно часто употребляют в художественной среде. место Важное в его «поэтике» занимают проблемы концептуальном в объединения пространстве, которое полностью реализуется психике в лишь субъекта восприятия, слова (словесного изображения), текста и самого объекта.
«Художник мажет по холсту. Подчеркивая это влияние, английский концептуалист Брюс Науман сфотографировался выплевывающим струю воды и назвал изображение Автопортрет фонтана (после Дюшана). Концептуалистские объекты существуют в виде набросков письменно или устно изложенных проектов, фраз или пространных текстов, написанных от руки или с помощью компьютеров, пишущих машинок или принтеров материальные средства воплощения текстов при этом служат лишь возбудителями умственных представлений, а создаваемым объектом является мысленная форма, структура. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А. Художник перестает мазать по холсту и начинает мазать по зрителю» (Кабаков).
Постмодернистское искусство 20 в. все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты 150 некие музыкальные информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. Видными представителями концептуального искусства являются также Дж. Во многих случаях зритель и сам художник становятся неотъемлемой частью этого искусства и его основных концепций. Кабаков не рассказывает о себе, но он «проговаривается» о себе, доверяя свою историю, разбивая себя на несколько героев.
Ее задача 150 переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей». Цитатность становится непременным элементом лирического стиха (у так называемых «иронистов» — А. Ерёменко, Е. Бунимовича, В. Коркия), а новые соцартисты — Т. Кибиров и М. Сухотин — порой доводят цитатность до центона (особенно Сухотин. ) концептуализм и сегодня оказывает заметное влияние на молодых поэтов и художников.
Ковер был выполнен в Афганистане. И имеет множество форм (в их числе: инсталляции, перфомансы, хэппенинги, эфемера). В 1967 году этот термин использовал Солл ЛеВитт (Sol LeWitt) – американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму. Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия).
Вот так и зрители и вы становитесь частью новой картины Томаса Штрута. Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Роберт Барри, Ян Вильсон, Ян Диббетс, Дж. Произведения московских концептуалистов – это часто «литература» история, рассказанная не литературным языком, а в форме инсталляций, картины или набором объектом. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык» итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения. Классическим образцом концептуализма является композиция Дж.
Зритель смотрит. Результаты этих усилий вылились в том Классификация тысячи самых длинных рек (Classifying the Thousand Longest River), 1977 года. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Это временное искусство.
Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Поскольку концептуальное искусство, по определению Дж. Он объединяет процессы творчества и его исследования. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б. Беря пустые объекты, голые структуры, Кабаков, Рубинштейн и Сорокин накапливают художественный эффект по крупицам, «малыми воздействиями», чисто внешними перестановками, формальными, неструктурными вариациями.
Вариантов интерпретаций было бесконечное множество и это главная прелесть «работы», ведь автор в очередной раз избежал роли диктатора смысла и предоставил зрителю возможность самому осмыслить происходящее. Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 г. (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. Он считал, что Идея превращается в машину, которая создает искусство.
Начавшись как движение среди многочисленных арт-тенденций шестидесятых годов, задуманное, чтобы продемонстрировать приоритет идеи художника, сегодня оно рассматривается в совокупности (как эстетическая точка зрения концептуализма), оказывая большое влияние на современные способы художественного выражения. В центре оказывается даже не «элементарное, как фундаментальное» (Вс. Некрасов), а пустой объект. Его рисунки основаны на математической идее. По определению пионера этого направления, американского художника Сола Ле Витта, в концептуализме идея или понятие (концепт) является самым важным аспектом работы.
Отрицая и в теории и на традиционные практике законы эстетики, К. тем не менее вовлекает фактически в сферу эстетического (то есть неутилитарного) вне массу-эстетических и даже антиэстетических элементов и ориентирует. Материальным элементам отводилась ограниченная роль возбудителя внутренних представлений (принцип «искусства в голове»). В чем же отличие московского концептуализма от западного. Причем подбор текста проводится так, чтобы заранее лишить его смысла. Жигалов). Изображение в «альбомах» Кабакова, текст в «каталогах» Л. Рубинштейна и «романах» Сорокина — симулякр, видимость изображения и текста. Выражение «концептуальная живопись» употребляется достаточно часто, несмотря на очевидное отсутствие смысла в этом термине.
«Стул» – это произведение составил медный согнутый стул, его фотоизображение и его описание из словаря. Маленькая девочка из той комнаты вдалеке (а на самом деле — за вами), смотрит на папу и маму, которых пишет художник. Классическое произведение концептуализма — «скульптура» Марселя Дюшана «Фонтан» (1917), представляющая собой выставленный на всеобщее обозрение писсуар. Несколько иначе обстоит дело с живописью концептуального символизма.
Они сумели показать, что вода не подвластна критериям линейных измерений. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Этим шрифтом набрана фраза «Не продается вдохновение, но можно живопись продать».
Один из известнейших концептуалистов – американец Джон Косут рядом или на месте объекта представлял его энциклопедическую характеристику. Кажется, что толпа перед вами стоит перед зеркалом в раме.
Такая живопись избегает многих проблем, свойственных так называемой концептуальной живописи. Например, если идея фотографии в том, чтобы показать «старость», «детство», «войну». Для того чтобы молчание стало красноречивым, требуется довольно громоздкий инструментарий.
Гиперреализм (англ. Это называется постконцептуализм. В поэзии концептуализм связан с творчеством Вс. Оп-арт Оп-арт (англ. Он может захватывать значительно более широкий круг предметов и явлений. Они были доступны пониманию посвященной публики лишь в контексте всей истории искусства.
В качестве примера творческой интерпретации концептуальной темы при помощи визуальных символов можно привести две работы художника Евгения Гегузина с одинаковым названием «Времена Года». Причем малые формы тут уже не годятся.
Перформанс – короткое представление исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи или музея. В поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к различным коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики). Вместе с работами часто выставлялись его книги: «Я читаю» — коллекция вырезок из газет, «Я встречаюсь» — список людей, с которыми он встречался, «Я выходил» — список мест, в которых он бывал. Художественное произведение «Один и три стула» (1965 г. ) представляет собой медный согнутый стул, фотография этого стула в натуральную величину и его словарное определение. Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком», – Н. С. Возьмем, к примеру, вышеописанную работу Кошута – «Один и три стула» – в ней нет автора. кинетическое искусство).
К тому же, это всегда немного исповедь. Именно изобразительное искусство концептуального символизма может являться связующим звеном между концептуальным искусством и искусством изобразительным, так как несет свойства обоих этих направлений. Идея превращается в механизм. Получается, что здесь главное – концепция, насколько мы понимаем или не понимаем искусство.
В СССР в рамках андерграунда сформировалась московская школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тотарт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»). Концептуализм – направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. В живописи и графике — у Оскара Рабина, в поэзии —у К. Холина, Г. Сапгира, Вс. Некрасова. На ковре воспроизведены названия тысячи самых крупных рек мира.
Другими словами, она не работает с категорией «красиво». Как Вы понимаете, не каждую «идею» можно назвать «мыслью». За зрителем предполагается существенно более активная позиция. Работы концептуалиста Роберта Барри (он называет их концепциями концепций) представляют собой записи бессмысленных формул или высказывания. Они стояли и любовались, как красиво плывет "шар" по живописной извивающейся реке и вписывается в пейзаж.
Концептуализм, концептуальное искусство это искусство идеи, когда художник создает и демонстрирует не столько художественное произведение, сколько определенную художественную стратегию, концепцию, которая, в принципе, может репрезентироваться любым артефактом или просто артистическим жестом, «акцией». Джозеф Кошут: «Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства – или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется». Концептуальную композицию не имеет смысла покупать или продавать, составные части для них подбирали из предметов обихода иногда художественный объект становился сам автор. Причина этого лежит на поверхности. Вместо изображения — фикция, симулякр. Все остальные (даже очень прикольные) идеи и мысли, не делают эту фотографию концептуальной. Группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо» (1960-е – 1970-е) придумывали затейливые акции и таинственные концептуальные тексты.
Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965 г. ), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из энциклопедии, словаря. Концептуализм – (от латинского «conceptus» — «мысль» «идея», представление), концептуальное искусство — одно из наиболее распространенных направлений в культуре неоавангардизма второй половины XX в. Оно возникло и сложилось как культурный феномен в 1960-х.
Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все – США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды). Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Музей современного искусства. американец Джозеф Кошут.
Пригов и Л. С. Когда вы видите эту работу в музее, её большой размер, «угол зрения» и огромное количество деталей создают иллюзию того, будто это вы пришли в музей и стоите перед «Менинами», а эти люди стоят перед вами в очереди и мешают вам смотреть. Однако, при таком подходе, сам художественный объект, будучи фактически лишь иллюстрацией текста, становится отчетливо вторичным. Разновидность постмодернизма, которая оформилась в конце шестидесятых годов ХХ века, целью которой было создание свободных от материального воплощения творческих идей (концептов), в противовес сторонникам создания лишь вещественно-материальных произведений.
Движение быстро росло и приобретало международный размах. Основные пути реализацииконцептуализма– объект, картина инсталляция, перформанс. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Франкфурт-на-Майне, Музей современного искусства.
Хольцер, Д. Бюрен, М. Мерц и другие. Алигьеро Боэтти Тысяча самых длинных рек мира, 1976. А что делать с искусством прошлых веков. Это искусство или, скорее интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка. Их выполняли ремесленники по его инструкциям: 10 тысяч сделанных наугад прямых линий.
Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Концептуальная фотография — это «подраздел» концептуального искусства. Такие работы нельзя коммерциализировать- требовать деньги или билеты за просмотр этих работ. Она не эстетический объект. Он автор термина, который до сих пор в ходу – «московский романтический концептуализм».
Роль фотография здесь — документ, медиа, носитель информации. Значительное влияние на концептуалистов оказала деятельность теоретика и практика дадаизма Марселя Дюшана (18871501968), который еще в 1913 в Нью-Йорке стал выставлять осмысленные в новом ключе предметы массового производства 150 реди-мэйды: велосипед на табуретке (1913), писсуар «Фонтан» (1918), «Мона Лиза» с усами и т. д. В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж. Кристо говорит, что никто не может быть владельцем своих работ, даже он. Вы становитесь участником спектакля. Теория концептуализма сложилась под влиянием идей лингвистической философии, логического позитивизма, новейших школ психологии и языкознания.
То, что называется концептуальной живописью, есть лишь практическая попытка заполнить брещь между идеей или действием по ее реализации и физической реальностью. Критическое отношение к общественному устройству проявилось в выступлениях немецкого художника Х. Хааке, британского художника В. Берджина (оба работали в США), французского художника Д. Бюрена и др. Московский концептуализм в своей основе – слова и форма без всякого смысла, абсурд. Кошута («Искусство после философии», 1969) искусство сводилось к феноменам сознания (идеям, понятиям, мысленным конструкциям), отвергалась необходимость их воплощения в чувственной форме. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию).
На волне «восточного концептуализма» сложилось многогранное искусство Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. Художник манипулирует краями, рамкой. В классическом представлении о концептуальном искусстве понятие концептуальная живопись есть бессмыслица, оксиморон, поскольку концептуальное искусство есть действие и идея, в то время как живопись – это место и время. Кошут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями.
Причем не сам. Идея, по мнению художников, может оформиться в любой физической форме. Художественные произведения концептуального направления часто вызывают определенное недопонимание и дискомфорт у зрителя, но не вследствие раздражающего (часто довольно непривычного) внешнего облика, а вследствие других правил восприятия идущих вразрез с укоренившимися привычками восприятия произведений искусства. Известный представитель концептуализма – Кристо.
Явление концептуального символизма в живописи трактовалось, с одной стороны, как возвращение к «древним синкретическим символам, которые тысячи лет назад обьединяли происхождение письменности и искусства», в виде использования забытых, но простых, понятных и вечных аллегорий, выраженных в образах и знаках. В отличие от подчеркнуто «западнического» искусства Праги другой центр «восточного концептуализма» — Лейпциг — культивировал немецкое искусство, воскрешавшее традиции Средневековья и Возрождения: художники Бернхард Хайзиг, Хайпц Цандер уподобляли свои композиции замысловатым записям и рисункам колдунов и алхимиков. «проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается. В 1970-е г., в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И. Конкретная поэзия). Может ли зритель «увидеть» фотографию без узнаваемых триггеров: событий, сюжета, эмоций, решающих моментов. Он может быть представлен словами, техническим рисунком, фотографией, документами.
Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. Заимствуя различные методы (как например, минимализм) художники-концептуалисты стремились переосмыслить не опиравшиеся на теоретические основы искусства формы поп-арта. Хрестоматийным произведением этого рода стал «Стертый рисунок Де Кунинга», который Роберт Раушенберг выставил в 1953 году.
В результате не автор создает художественный язык, а язык, его функциональное многообразие («речь»)—автора. Монастырского), поэты Д. А. Так он изобразил «стул», «искусство» и др. Кроме того, Уолл работает с вопросом доверия к документальности фотоизображения. У них одна природа — красноречивого молчания. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра.
Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет – в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. ор art, сокращ. Основание этого искусства – сам творческий замысел, проект идеи. Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах.
С тех пор он периодически отправлял друзьям телеграммы с загадочным посланием: «Я еще живой». Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Личность художника деперсонифицируется.
Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Это означает, что решение принято заранее, а его выполнение – всего лишь формальность. В прессе тогда разразилась настоящая буря насчет того, можно ли это считать искусством (но мы-то знаем, что главная цель художника была именно в том, чтобы в очередной раз задать этот вопрос). Направление продолжает техницистскую линию модернизма.
Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД). У Кабакова очень часто в основе его произведений какие-то персонажи. Концептуальная фотография обращается к интеллектуальному осмыслению увиденного. По мере апробирования различных способов реализации программы концептуального искусства выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов. В основе концептуализма лежит принцип важности самой концепции произведения, а не художественных приемов в ее реализации.
Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника. Искусство – свобода, а свобода суть враг собственника. Ануфриев, Ю. А. Концептуальное искусство – это не просто описание природы во всем её многообразии.
Только в роли сакрального означаемого в данном случае выступает тоже пустой объект. Находившиеся под сильным влиянием упомянутого выше минимализма (его простоты), они, в тоже время, категорически отвергали его концепции, которые воплощались в скульптуре или живописи, характерные для перцепционного или «ощущаемого» искусства (оно создается, прежде всего, для визуального восприятия). Перформанс, перфоманс (англ.
В группу входили Терри Аткинсон, Майкл Болдуин, Дейвид Бсйнбридж, Харолд Харрел. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. Постконцептуализм — это концептуальный проект, упрятанный в красивую упаковку. Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (концептуализм), направление в искусстве авангардизма, сложившееся к концу 1960-х годов. Представители – Джозеф Кошут, Дэн Грэхем. Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве. Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е г., на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. В своём эссе Искусство после философии (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, так как искусство и существует лишь в виде идеи. Или человек, который ничего не выбрасывает – как в его инсталляции «10 персонажей», в которой работы Кабаковым между 10 вымышленными персонажами, каждый из которых – маленькими герой, который живет в маленькой квартире, забитый, его никто не знает, он такой застенчивый маргинальный персонаж и он тайком, тихо, делает какие-то вещи для души. Молчание, ничего неделание, пустые пространства – это те формы, в которых концептуалисты пытаются обратить внимание на возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии.
А он просто снял, как обычно, постановочную фотографию с актерами, декорациями и киношным светом Вот так он по своему решает один из ключевых вопросов концептуальной фотографии — как зритель считывает и воспринимает произведение искусства. Концептуализм освоил аудиозапись и видеозапись, фотографию, киносъемку, внедрился в различные знаковые системы ищет формы фиксации идеи в формулах, чертежах, таблицах, в разного рода рукотворных объектах и нередко даже в природных объектах, приспособленных для этой цели. А искусство здесь в мысли. Такая игра просто активизирует саму жизнь, подтверждает человеческое существование, так как "искусство как идея" возникает и существует только как продукт человеческой жизни.
Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. Датированные картины Он Кавары — своеобразная форма медитации. В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас – Амазонка. Дело в том, что западный концептуализм не содержал в своей основе литературу (имеется в виду «большая» литература). Перед Вами первый пример, фотография Джеффа Уолла, которую знают все, в том числе и потому, что здесь Хокусай, плюс привычные брессоновские «решающий момент» и сюжет-фотоистория, разворачивающиеся у нас на глазах.
И этот герой, этот маленький человек – этот тот самый «маленький человек» из произведений Гоголя, Чехова», – Наталья Сидорова. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. В «Четырех цветных рисунках» (1970) использовано 4 цвета и 4 типа линии. Их изобразил один ремесленник (1000 линий в день в течение 10 дней) с использованием 4 цветов. Известнейший представитель концептуализма – Джозеф Кошут (США), который на место объекта или рядом помещал его энциклопедический аналог или характеристику.
Искусство замещается идеей искусства. Она не для сердца и эмоцией. В живописных работах работ многих авторов – и Сары Хиеклей (Sarah Hinckley) и Сола ЛеВитт (Soll LeWitt), Дебры Рамсей (Debra Ramsay) и многих других – мы видим арт-объекты, смысл которых становится понятным – в лучшем случае – только через развернутый словесный комментарий, данный другими людьми. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию).
Нью-Йорк. Взяв на себя своеобразно понятые функции философии и искусствознания, К. стремится к дематериализации арт-творчества. Концептуальное искусство, работавшее с этим языком, получило название соцарга («социалистическое искусство»). В 1969 г. Кошут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Полотно, вышивка. Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. Сам Кристо говорит, что даже он не может быть собственником своих работ.
В концептуализме работали художники: Л. Левин, ЛеВито, Х. Хааке, Р. Берри, Дж. Кошут в США, Я. Диббетс в Нидерландах, В. Аккончин в Италии, Крейг-Мартин, Б. МакЛин, Берджин, Арнатт, Лонг, Келли в Великобритании и другие. Замысел и проект превалируют над материальным воплощением. В соответствии с этими установками произведения концептуального искусства принимают самый неожиданный облик – фотографий, текстов, ксероксов, телеграмм, цифр, графиков, схем, репродукций, объектов, не имеющих функционального назначения, - и реализуются как чистый художественный жест, свободный от какой либо пластической формы. Среда, в которой демонстрируются произведения концептуализма или частью которой они являются, - это улица, дорога, поле, лес, горы, морское побережье и др. Среди его героев появляется бездарный художник. Надо отметить, что это, наверное, самая понятная концептуальная фотография Уолла.
В 1967 г. он опубликовал «Параграфы по концептуальному искусству» с многозначительной фразой: «Идея становится машиной, которая создает искусство». В 1968 году в Великобритании возникла группа «Art Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др. Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула).
Также состоит дело и с «креативной фотографией», где есть идея, но она нет «мысли». В период конца 1960-х – начала 1970-х годов концептуальное искусство мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре. Концептуальная фотография не занимается воспроизводством красоты окружающего мира. Тем самым выступая в оппозиции художественной фотографии и изобразительному искусству (Fine Art).
Принося «Фонтан» на выставку, Дюшан еще и призывал подумать, что же делает искусство искусством и предлагал свой ответ: все дело в подписи художника и контексте музея. Являясь, образом таким, практически элитарным и почти эзотерическим есть, то феноменом предельно замкнутым в себе, К. на практике активно бы как размывает границу между искусством (в понимании традиционном) и жизнью, вроде бы вторгается в эту одновременно и жизнь не менее активно исследует и укрепляет искусства пределы, эстетического одной из своих целей изучение ставит и определение границы между искусством и дерзко, жизнью изымая из жизни любой ее фрагмент и его помещая в сферу искусства. Составная часть композиции – среда, в которой демонстрировались концептуальные объекты, – морское побережье, населенный пункт, улица, поле, горы, лес инженерное сооружение, здание и так далее. Инсталляция (от англ.
Их порой сложно назвать фотографами, так как бывает так, что даже не они сами снимают свои фотографии, а часто фотографии выглядят, мягко говоря, как непрофессиональные. Джефф Уолл исследует, может ли зритель считать произведение искусства, если на нем не изображено ровным счетом ничего, что может его (зрителя) заинтересовать. Концептуальное искусство – модернистская форма художественного выражения, в котором конкретные концепции или идеи (как правило, личные (происходящие в сознании художника) и сложные) принимают форму абстрактных, несоответствующих образов, основанных на отрицании эстетических принципов. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе – пейзажный перформанс. Джозеф Кошут Один и три стула, 1965. По отношению к нему «понятийное» преследует абсолютно иные цели. Они стоят где-то за детьми, которые смотрят картину, а вы, наверное, тот человек, который стоит в белом проёме подняв руку, как будто тоже отражаетесь в это зеркале. Главным автором, который препарировал и определил понятие «московский концептуализм» является Борис Гройс.
Такие работы невозможно сделать коммерческими, брать деньги за просмотр. Когда он на виду, он живет тихой жизнью клерка, рабочего на фабрике и так далее. Вы можете спросить — в чем же здесь искусство.
Классическим образцом концептуализма стала его композиция Один и три стула (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря. Самым показательным примером, на котором разбирают понятие «концептуальное искусство», является работа Джозефа Кошута «Один и три стула» или его многочисленные описывающие сами себя произведения из неоновых ламп. статью про минимализм). Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов – незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» британских художников Т. Аткинсона и М. Болдуина в США – «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер).
Важно отметить, разницу между «идеей», «мыслью» применительно к концептуальной фотографии. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Термин концептуальная живопись является в, значительной степени двусмысленным и условным. С 1968 г. Левитт начал создавать рисунки на стенах. Зрителей никаких не было.
Группа издавала одноимённый журнал, замышлявшийся как творение концептуального искусства. Центра нет. Тем самым он предаёт работам прелесть, скрытность, загадочность. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. ТОТАРТ и группы "Коллективные действия" (КД). Абалакова и А. И.
Можно ли его найти в одном из них, во всех или в конце концов не в одном. Кошута (Joseph Kosuth) является действием, актом, но никак не декорацией или изображением. Вот почему эти работы не могут сохраниться.