Живописцы признают, что их работы должны иметь, концептуальный характер. Статья о современном течении в живописи – концептуальном символизме. Значительно проще обстоит дело с живописью концептуального символизма.
Заимствуя различные методы (как например, минимализм) художники-концептуалисты стремились переосмыслить не опиравшиеся на теоретические основы искусства формы поп-арта. Идея соцарта – дегероизация советских идеалов, доведение живописной манеры соцреализма до абсурдного натурализма ироническое цитирование его (соцреализма) образов и текстов.
Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, К. на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. С 1968 г. Левитт начал создавать рисунки на стенах. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). К серийному творчеству относят работы Сола Левитта. Постмодернистское искусство 20 в. все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты 150 некие музыкальные информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. Художественное произведение «Один и три стула» (1965 г. ) представляет собой медный согнутый стул, фотография этого стула в натуральную величину и его словарное определение.
Принося «Фонтан» на выставку, Дюшан еще и призывал подумать, что же делает искусство искусством и предлагал свой ответ: все дело в подписи художника и контексте музея. Идея, по мнению художников, может оформиться в любой физической форме. Очень незаметный человек.
Идея превращается в механизм. Он автор термина, который до сих пор в ходу – «московский романтический концептуализм». Субъект, порождающий произведение исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта. Оп-арт Оп-арт (англ. Этим шрифтом набрана фраза «Не продается вдохновение, но можно живопись продать».
Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Зрителей никаких не было. Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Революция вызвала к жизни необходимость так называемой «наглядной агитации».
«проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается. В 1970-е г., в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И. Хэппенинг (англ. кинетическое искусство).
Разновидность постмодернизма, которая оформилась в конце шестидесятых годов ХХ века, целью которой было создание свободных от материального воплощения творческих идей (концептов), в противовес сторонникам создания лишь вещественно-материальных произведений. статью про минимализм). Классич. Он считал, что Идея превращается в машину, которая создает искусство. Такие работы невозможно сделать коммерческими, брать деньги за просмотр.
Их выполняли ремесленники по его инструкциям: 10 тысяч сделанных наугад прямых линий. Концептуализм можно назвать одним из вариантов постмодерна. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе – пейзажный перформанс. Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. Практика концептуалистской живописи и скульптуры привела к возникновению направления соц-арта. Вообще говоря, концептуальное искусство представляет собой сочетание различных тенденций, а не тесно связанного движения.
На первый план в К. выдвигается концепт — формально-логич. практически элитарным и почти эзотерич. Это означает, что решение принято заранее, а его выполнение – всего лишь формальность. Никритин и С. А.
В основе концептуализма – наложение первичного языка-объекта (элементов советской художественной реальности) и авангардного метаязыка, пародийно описывающего первичный язык-объект. Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Абалакова и А. И.
Многие исследователи усматривают в соцарте скрытую ностальгию по академической реалистической живописи, по российскому имперскому величию, которое воплощалось в образе Сталина в сверкающем: мундире, как, например, в картине «Сталин и музы» (В. Комар, А. Меламид), написанной в утрированной манере сталинского ампира. Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает).
Концептуализм, как и минимализм, стал развиваться как направление в искусстве во II-ой половине 70-х годов прошлого века. восприятия на интеллектуальное осмысление.
Кошута из Музея совр. В сфере визуальных искусств гл. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника. Пренебрежение зрительным впечатлением, с одной стороны, ведет к отрицанию изобразительности, с другой – служит уловкой исключающей коммерческий подход.
Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). В XX веке направление в культуре изобразительном искусстве, литературе и т. д. Концептуальное искусство – это не просто описание природы во всем её многообразии. Причем не сам. ор art, сокращ. Солл ЛеВитт написал это в 1967 году в Параграфах о концептуальном искусстве.
Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД). Ее задача 150 переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей». Явление концептуального символизма в живописи трактовалось, с одной стороны, как возвращение к «древним синкретическим символам, которые тысячи лет назад обьединяли происхождение письменности и искусства», в виде использования забытых, но простых, понятных и вечных аллегорий, выраженных в образах и знаках. Хрестоматийным произведением этого рода стал «Стертый рисунок Де Кунинга», который Роберт Раушенберг выставил в 1953 году.
Дело в том, что западный концептуализм не содержал в своей основе литературу (имеется в виду «большая» литература). Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека.
Основной элемент концептуализма – «концепт» – затёртый до отвращения советский текст или лозунг, звуковое или визуальное клише. Результаты этих усилий вылились в том Классификация тысячи самых длинных рек (Classifying the Thousand Longest River), 1977 года. В 1969 г. художник послал своему другу телеграмму: «Не беспокойся, я не собираюсь совершать самоубийство». Личность художника деперсонифицируется. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все – США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды).
Причем подбор текста проводится так, чтобы заранее лишить его смысла. Это вызывало много путаницы и шокировало людей. Искусство – свобода, а свобода суть враг собственника.
С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности», когда сам пейзаж становится составной частью произведения. Концептуальное искусствостало ведущим направлением в искусстве в 60-70 годах XX столетия. Концептуализм вырос из этой лозунговой стихии, пародируя и отрицая её.
Более того, зачастую, эта живописная картинка не нужна вообще для иллюстрации и понимания темы, поскольку все иллюстрирует вербальный коммент. Все они хранят память о всевозможных событиях жизни, а может и не одной. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык» итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения. Классическим образцом концептуализма является композиция Дж. ТОТАРТ и группы "Коллективные действия" (КД). Термин концептуальная живопись является в, значительной степени двусмысленным и условным.
Концептуализм (conceptus – мысль) – изначально философское направление. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма.
С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Среди его героев появляется бездарный художник. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Первые манифестарно-теор. Концептуализм сформировал лингвистическое вторжение в визуальное искусство, начатое авангардом.
Концептуалисты (в строгом смысле) являются завершителями авангардисткой традиции. В СССР в рамках андерграунда сформировалась московская школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тотарт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»). Ковер был выполнен в Афганистане. В прессе тогда разразилась настоящая буря насчет того, можно ли это считать искусством (но мы-то знаем, что главная цель художника была именно в том, чтобы в очередной раз задать этот вопрос).
Он изобразил «искусство», «стул», «чашка» и др. Это временное искусство. Соцарт присвоил себе красный цвет советской пропаганды. Тем не менее, важно понять, что концептуальное искусство развивалось в последовательности авангардистских движений (кубизм, абстрактный экспрессионизм и тому подобное), которые преуспели в том, что значительно расширили границы самого понятия искусства. Основные се признаки: упрощенная цветовая раскладка, жирный усиленный контур, советская символика (и тексты), теряющая идеологическую направленность и обрегающая чисто-декоративный характер.
— московский К. В качестве примера можно рассмотреть картину ленинградского художника С. Ковальского «Вдох воспрещён» (1985). Датированные картины Он Кавары — своеобразная форма медитации.
Термин концептуальная живопись достаточно часто употребляют в художественной среде. Его рисунки основаны на математической идее. На ковре воспроизведены названия тысячи самых крупных рек мира. Замысел и проект превалируют над материальным воплощением. Хольцер, Д. Бюрен, М. Мерц и другие. коммуникации.
Суть арт-деятельности усматривается К. не в выражении или изображении идеи (как в традиц. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию).
Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 г. (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. Пригов и Л. С. В надписи – многозначительная перестановка букв (ВХОД – ВДОХ) и перевёрнутая буква С. Подобные, понятные и не очень понятные зрителю преобразования, по мысли художника, усиливают социальное звучание произведения, поскольку запрещение дышать более значимо, чем запрещение входа куда-либо. переносится из чисто визуальной сферы в концептуально-визуальную, от перцепции к концепции, т. е.
искусствах), а в самой идее, в ее конкр. Видными представителями концептуального искусства являются также Дж. неутилитарного) массу внеэстетич.
Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В. Особое место в К. занимает К., возникший в России в к. 60-80-х гг. В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (смотри Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы концептуального искусства реализовывались в различных формах, включая и традиционные формы изобразительного искусства. Текст надписи отсылает к хрестоматийной прописи первых лет революции («мы не рабы», «рабы не мы»), однако вряд ли эта ассоциация возникает у российских граждан молодого поколения.
Лозунги и плакаты стали неотъемлемой частью художественной деятельности (масс-культура, Родченко). Одно из таких высказываний посланное на выставку современного искусства в Лондон гласило: Нечто очень близко находящееся во времени и пространстве, но мне еще не известное. феноменом, т. е.
наука констатировала именно в 60-е гг. Ануфриев, Ю. А. Несколько иначе обстоит дело с живописью концептуального символизма.
Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х г., а в 1920-е г. — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 г. молодые студенты Вхутемаса – С. Б. Перморманс в отличие от живописи не требует специальной подготовки для адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как произведению искусства. Отрицая и в теории и на практике традиционные законы эстетики, К. тем не менее фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений. Подчеркивая это влияние, английский концептуалист Брюс Науман сфотографировался выплевывающим струю воды и назвал изображение Автопортрет фонтана (после Дюшана). Московский концептуализм в своей основе – слова и форма без всякого смысла, абсурд. После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре. Философия, политика, психоанализ, природа, все формы бытия дают свежие идеи, которые можно воспроизвести любым образом, любыми способами и художественными приемами (с помощью видео, текстов, объектов, перфомансов).
Начавшись как движение среди многочисленных арт-тенденций шестидесятых годов, задуманное, чтобы продемонстрировать приоритет идеи художника, сегодня оно рассматривается в совокупности (как эстетическая точка зрения концептуализма), оказывая большое влияние на современные способы художественного выражения. У Кабакова очень часто в основе его произведений какие-то персонажи. Главным автором, который препарировал и определил понятие «московский концептуализм» является Борис Гройс. В Советском Союзе концептуальное искусство развивалось главным образом в московском андеграунде (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия»), где в 1960 – 70-е гг.
Музей современного искусства. Оригинальная ловушка концептуального искусства как раз и состоит в том, что оно является performance и несет все свойства такого представления. Известнейший представитель концептуализма – Джозеф Кошут (США), который на место объекта или рядом помещал его энциклопедический аналог или характеристику. С середины 1960-х до середины 1970-х художники-концептуалисты создавали произведения, полностью отвергая традиционные идеи искусства: эстетику, выразительность, мастерство (в том числе и соответствие требованиям рынка). Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора.
Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Концептуальную композицию не имеет смысла покупать или продавать, составные части для них подбирали из предметов обихода иногда художественный объект становился сам автор. Для него характерна специфич.
В концептуальном искусстве 1970-х г. весьма резко проступили социально-протестные тенденции, обновившие методы фотоплаката и фотомонтажа, но затем в нем, как правило, доминировала либо отрешенная философская созерцательность либо язвительная самоирония. По отношению к нему «понятийное» преследует абсолютно иные цели. По способу построения арт-объектов концептуализм – одно из направлений постмодернизма, поскольку его тексты (произведения) во многом представляют собой интертексты, собранные из цитат и реминисценций к ранее созданным текстам. Джозеф Кошут: «Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства – или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется». С тех пор он периодически отправлял друзьям телеграммы с загадочным посланием: «Я еще живой».
Монастырского), поэты Д. А. группы Искусство и язык и др. В первые годы существован ия советской власти основная роль принадлежала визуальной информации (плакат «Ты записался добровольцем. » или огромное панно С. Герасимова с относительно небольшой надписью – «Хозяин земли», 1918). роль начинает играть обычный язык человеч.
Попытка теоретического обоснования этого художественного направления была сделана, в свое время, выдающимся художником советского происхождения - Виталием Комаром (Vitaly Komar), который еще в 2009 году в работе «Новый символизм» рассматривал «образы Концептуального Символизма, как видения еще не рожденного, непроизносимого слова». Авторы изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными всего мира. мифология абсурдной повседневной экзистенции в узких рамках социально-идеол. В качестве примера творческой интерпретации концептуальной темы при помощи визуальных символов можно привести две работы художника Евгения Гегузина с одинаковым названием «Времена Года». статьи о К. были написаны самими его создателями С. Ле Виттом и Дж.
Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. В 1967 году этот термин использовал Солл ЛеВитт (Sol LeWitt) – американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму.
Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Не мысль, но замысел. Зачастую арт-объекты представляли некую игру для воображения зрителя. Художник выражает свое отношение к социальным, политическим, технологическим вещам и процессам. искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из Энциклопедии, словаря.
В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (см. протеста, нонконформизма, авангардности.
Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Кошута) иные работы вообще теряют смысл и оригинальность. В 1968 году в Великобритании возникла группа «Art Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др. Он объединяет процессы творчества и его исследования. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б.
Главное в К. — именно документальная фиксация концепта его реализация (или варианты реализации) желательна, но не обязательна.
Интересно, что эта черта живописи концептуального символизма находит полный отклик в призывах к избавлению от «красивостей» такого известного теоретика концептуального искусства, как Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар". Господствующая идея концептуализма (и соцарта) – идея неприятия эстетической и социальной сущности тоталитаризма – прямо выралсепа, например, в картине С. Волкова (1986-87), которая представляет собой вытянутый в длину прямоугольный холст (59, 5x199 см), на котором на темно-коричневом фоне крупными черными буквами, занимающими всю площадь холста написано одно слово «СВОЛОЧИ».
Вариантов интерпретаций было бесконечное множество и это главная прелесть «работы», ведь автор в очередной раз избежал роли диктатора смысла и предоставил зрителю возможность самому осмыслить происходящее. По определению пионера этого направления, американского художника Сола Ле Витта, в концептуализме идея или понятие (концепт) является самым важным аспектом работы. и В. М. Когда он на виду, он живет тихой жизнью клерка, рабочего на фабрике и так далее. Крупным планом поперёк центральной части картины идёт надпись «ВДОХ ВОСПРЕЩЕН».
Художественные произведения концептуального направления часто вызывают определенное недопонимание и дискомфорт у зрителя, но не вследствие раздражающего (часто довольно непривычного) внешнего облика, а вследствие других правил восприятия идущих вразрез с укоренившимися привычками восприятия произведений искусства. Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Роберт Барри, Ян Вильсон, Ян Диббетс, Дж. искусству и философии, смерть к-рых зап. элементов и явлений. и духовно-худож.
Кристо говорит, что никто не может быть владельцем своих работ, даже он. Находившиеся под сильным влиянием упомянутого выше минимализма (его простоты), они, в тоже время, категорически отвергали его концепции, которые воплощались в скульптуре или живописи, характерные для перцепционного или «ощущаемого» искусства (оно создается, прежде всего, для визуального восприятия). Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. В годы заката тоталитаризма советского человека от рождения до смерти окружали агитационные «тексты». Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее.
В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж. Вся работа – это рядоположение черно-белой фотографии стула (масштабом 1:1), собственно стула и его словарного определения. Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально.
В 1969 г. Кошут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Отходя на небольшое расстояние, зритель понимает, что это шрифт Брайля. С художественно-эстетич.
Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. Среди основателей и гл. Концептуалисты декларировали: «В Советском Союзе речь выше всего – я не вижу, я говорю» (Э. Булатов). Критическое отношение к общественному устройству проявилось в выступлениях немецкого художника Х. Хааке, британского художника В. Берджина (оба работали в США), французского художника Д. Бюрена и др. Кошутом впервые термин К. был еще до них употреблен Г. Флинтом (1961) и Э. Кинхольцем (1963). Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. практиковались не только создание концептуальных произведений (художники И. Кабаков, Э. Булатов, М. Гробмап и др. ), но и различные акции.
Другой известный концептуалист – Кристо. Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов – незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» британских художников Т. Аткинсона и М. Болдуина в США – «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер). В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас – Амазонка. Нью-Йорк. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965 г. ), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из энциклопедии, словаря.
В их произведениях главным (или очень существенным) была семантика, смысл текстов, помещённых в поле картины. При этом концептуалисты достаточно регулярно играют на предельно тривиальных, банальных, общеизвестных в обыденном контексте концепциях и идеях, вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейную среду, напр. ). и даже антиэстетич. созерцания произведения она переносится на возбуждение аналитико-интеллектуалистской деятельности сознания реципиента, лишь косвенно связанной с собственно воспринимаемым артефактом. Акцент в визуальных искусствах т. о. Инсталляция (от англ.
Основные пути реализацииконцептуализма– объект, картина инсталляция, перформанс. Их изобразил один ремесленник (1000 линий в день в течение 10 дней) с использованием 4 цветов. черт, отличающих его от зап. В работе использованы реальные предметы.
Алигьеро Боэтти Тысяча самых длинных рек мира, 1976. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, так как стремился соперничать с самой жизнью.
Его работа «Живопись для слепых» представляет собой черный щит, покрытый масляной эмалью и на его части прикреплены маленькие полусферы, тоже покрытые этим цветом. Образец первого направления – американский художник Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). Важное место в его поэтике занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, к-рое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта.
поэзии, поп-арта. К. претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки — эстетику искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт). образцом К. является композиция Дж.
Кошут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. В чем же отличие московского концептуализма от западного. (пример: английская группа «Искусство – язык»). В «Четырех цветных рисунках» (1970) использовано 4 цвета и 4 типа линии. А что делать с искусством прошлых веков. Группа издавала одноимённый журнал, замышлявшийся как творение концептуального искусства. Значительное влияние на концептуалистов оказала деятельность теоретика и практика дадаизма Марселя Дюшана (18871501968), который еще в 1913 в Нью-Йорке стал выставлять осмысленные в новом ключе предметы массового производства 150 реди-мэйды: велосипед на табуретке (1913), писсуар «Фонтан» (1918), «Мона Лиза» с усами и т. д.
А попытка передать действие и состояние при помощи живописи – бесплодна по определению. К тому же, это всегда немного исповедь.
Отрицая и в теории и на практике традиц. Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве. Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е г., на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Полотно, вышивка. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Вместе с работами часто выставлялись его книги: «Я читаю» — коллекция вырезок из газет, «Я встречаюсь» — список людей, с которыми он встречался, «Я выходил» — список мест, в которых он бывал. Концептуальное искусство – модернистская форма художественного выражения, в котором конкретные концепции или идеи (как правило, личные (происходящие в сознании художника) и сложные) принимают форму абстрактных, несоответствующих образов, основанных на отрицании эстетических принципов.
законы эстетики, К., с другой стороны, фактически вовлекает в сферу эстетического (т. е. Кабаков не рассказывает о себе, но он «проговаривается» о себе, доверяя свою историю, разбивая себя на несколько героев. Произведения московских концептуалистов – это часто «литература» история, рассказанная не литературным языком, а в форме инсталляций, картины или набором объектом. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Они были доступны пониманию посвященной публики лишь в контексте всей истории искусства.
Франкфурт-на-Майне, Музей современного искусства. В качестве примера современного концептуализма можно указать картину С. Ковальского «Заседание Государственной Думы» (2002) изображающую собрание карикатурных лиц, скрепленных сетью из белых веревок, обрамленное надписями «МЫ НЕ УМЫ», «УМЫ НЕ МЫ». Они сумели показать, что вода не подвластна критериям линейных измерений. В поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к различным коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики). Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Самым показательным примером, на котором разбирают понятие «концептуальное искусство», является работа Джозефа Кошута «Один и три стула» или его многочисленные описывающие сами себя произведения из неоновых ламп.
Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). В период конца 1960-х – начала 1970-х годов концептуальное искусство мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. Лейдерман, П. В.
И этот герой, этот маленький человек – этот тот самый «маленький человек» из произведений Гоголя, Чехова», – Наталья Сидорова. с конкретно-чувств.
Причина этого лежит на поверхности. физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство – это сила идеи, а не материала». Перформанс, перфоманс (англ.
В 1967 г. он опубликовал «Параграфы по концептуальному искусству» с многозначительной фразой: «Идея становится машиной, которая создает искусство». Живопись соцарта представляет собой отчуждение казенной формы социалистического реализма. Гиперреализм (англ. Направление продолжает техницистскую линию модернизма. Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком», – Н. С. Возьмем, к примеру, вышеописанную работу Кошута – «Один и три стула» – в ней нет автора.
Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е г., в русле дадаизма, прежде всего, в творчестве М. Дюшана. В своём эссе Искусство после философии (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, так как искусство и существует лишь в виде идеи. Джозеф Кошут Один и три стула, 1965. К., т. о., принципиально меняет установку на восприятие искусства. Жигалов). Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее.
Классическим образцом концептуализма стала его композиция Один и три стула (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря. P. S. Это искусство или, скорее интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка.
Работы концептуалиста Роберта Барри (он называет их концепциями концепций) представляют собой записи бессмысленных формул или высказывания. Среди гл. Или человек, который ничего не выбрасывает – как в его инсталляции «10 персонажей», в которой работы Кабаковым между 10 вымышленными персонажами, каждый из которых – маленькими герой, который живет в маленькой квартире, забитый, его никто не знает, он такой застенчивый маргинальный персонаж и он тайком, тихо, делает какие-то вещи для души. По мере апробирования различных способов реализации программы концептуального искусства выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов. Они стояли и любовались, как красиво плывет "шар" по живописной извивающейся реке и вписывается в пейзаж.
Движение быстро росло и приобретало международный размах. Именно в этом причина того, что многие произведения так называемой концептуальной живописи причисляются к творениям абстракционизма, что делает их понимание и вовсе необязательным., а вербальный контент – излишним. Например, лозунг «СЛАВА КПСС» выкладывался камнями на насыпях железных дорог. традиц. И имеет множество форм (в их числе: инсталляции, перфомансы, хэппенинги, эфемера).
Собственник сравнивается с постоянством. Он может захватывать значительно более широкий круг предметов и явлений.