Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. И имеет множество форм (в их числе: инсталляции, перфомансы, хэппенинги, эфемера). Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. К фигуре «воображаемого зрителя» обращались акции, в которых «выставочный объект» оставляли в лесу: двенадцать картин, сшитых вместе в виде палатки (Палатки, 1976) или лозунг «Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и ничего не знаю об зтих местах» (Лозунг-1977, 1977, текст из книги Андрея Монастырского Ничего не происходит). Время действия (1978) открыло онтологическую, если не мистическую, перспективу: зрители часами тянули из леса веревку, не зная, какой она длины и что их ждет в конце (как выяснялось, кроме конца клубка, – решительно ничего).
Вы можете это легко увидеть на примере его сочинения «Голубое сало» — там представлены клоны писателей, Толстого, Достоевского, еще кого-то и эти клоны пишут как оригиналы. Это означает, что решение принято заранее, а его выполнение – всего лишь формальность. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А.
Акция Юпитер продолжалась 4 часа 33 минуты, что отсылало к знаменитой музыкальной пьесе Кейджа, которая, однако, продолжается 4 минуты 33 секунды (в ней звучит тишина). В центре оказывается даже не «элементарное, как фундаментальное» (Вс. Некрасов), а пустой объект. В расставленные на полу «случайные» тазы и бидоны звучно капала вода (минималистский музыкальный проект Владимира Тарасова). Они совершенно одновременны и совершенно разнонаправленны. Некрасова, Яна Сатуновского, Д. А. Пригова, Льва Рубинштейна и Андрея Монастырского (Пригов и Рубинштейн позднее образуют своеобразный дуэт, а Монастырский создаст акционную группу «Коллективные действия»), в прозе — В. Сорокина, в изобразительном искусстве — Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Они выработали свой язык — и потом вышел «Словарь терминов московской концептуальной школы», который издал Ad Marginem.
Стихотворение мотивируется сугубо лично и не требует доказательств. Кабаков апеллировал к русской литературе XIX века с ее повествовательностью и культом персонажа, но реинкарнировал ее в абсолютно ином обличье – в форме некоего «театра знаков» для немногих. Поэт Дмитрий Пригов, подписывающийся «персонажным» псевдонимом Дмитрий Александрович Пригов, в 1970 – 1980-е годы выступал не только с «чистой» поэзией, равнодушной к форме ее издания, но и с текстами-объектами, которые требовали верчения в руках (серия Банок, 1979, частное собрание) или, наоборот, неожиданно запрещали привычное действие (Гробики отринутых стихов, 1985, частное собрание, – склеенные книги, которые нельзя раскрыть).
Предмет не должен был, по словам Булатова, «сопротивляться», то есть язык должен был достичь точки совершенной нейтральности, которой не было в слишком «человеческой», рукотворной и дряблой живописи позднего соцреализма. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма. Построенные в 1986 году в мастерской Кабакова, в 1988 году они были все вместе воссозданы в галерее Фельдмана в Нью-Йорке под общим «альбомным» названием Десять персонажей. Тут нет и не может быть идеального повторения, но есть намек на определенный тип литературной практики с условным именем «Лев Толстой» или «Федор Достоевский». Картина может быть создана в разных стилях, без четкой цветовой композиции и пропорционального сочетания форм, но главное, что должно объединять все эти элементы – идея (мысль) художника.
Чистые, «бездеятельные» тексты русского минимализма являются фактами именно визуального искусства, так как используют определенный пластический язык – язык машинописного самиздата. В Остановке (1983) зрители шли к месту начала акции (так они думали), но за ними незаметно следовали авторы, записывая на магнитофон свое описание всего, что видели. И вот появляется Марсель Дюшан и совершает некий жест.
Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они абсолютно не отличались от зрителей. Произведения московских концептуалистов – это часто «литература» история, рассказанная не литературным языком, а в форме инсталляций, картины или набором объектом. Собственник сравнивается с постоянством. Картина-стенд. Текст надписи отсылает к хрестоматийной прописи первых лет революции («мы не рабы», «рабы не мы»), однако вряд ли эта ассоциация возникает у российских граждан молодого поколения.
Кабаков не рассказывает о себе, но он «проговаривается» о себе, доверяя свою историю, разбивая себя на несколько героев. Сергей Ануфриев. Среди его героев появляется бездарный художник.
Сжимается воедино советская история. В акции Десять появлений (1981) зрители получали инструкции отойти из центра поля в глубь леса, а затем вернуться обратно, после чего каждому вручалось фото его «появления» (снимки были сделаны заранее с других людей). К. И. Ведь мысль нельзя продать как продукт, ее можно только суметь запечатлеть.
Идея, по мнению художников, может оформиться в любой физической форме. Эскиз более внятный, чем сама инсталляция. Художник манипулирует краями, рамкой. Эти инсталляции выходили за пределы сатирических метафор-иллюстраций жизни в СССР: Кабакову удалось показать опыт этой жизни не как экзотический, но как всечеловеческий, универсально понятный, найти в «местном» потенциал всеобщего и превратить жэковский архив в кафкианский бюрократический универсум, а коммунальную кухню – в мавзолей погребенным человеческим надеждам.
Самый яркий пример литературы концептуалистов — по-моему, Владимир Сорокин (его, кстати, удачно анализировал Михаил Рыклин). Оп-арт Оп-арт (англ. Если говорить о западном минимализме, то огромное значение для московских художников имела минималистская музыка (Джон Кейдж). Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х г., а в 1920-е г. — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 г. молодые студенты Вхутемаса – С. Б. environment – окружающая обстановка, среда). А попытка передать действие и состояние при помощи живописи – бесплодна по определению.
Цель – напомнить зрителю роль информации в современном мире. Сорокин работает с разными типами речи, с разными типами речевых практик. Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все – США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды). Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 г. (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж.
Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Серийная техника Кабакова, Рубинштейна, Сорокина, Монастырского и группы «Коллективные действия» — предел художественной редукции, квинтэссенция минимализма. дизайна. В 1970-х гг 20 в. возникло направление концептуализма (от лат «понятие», название придумано америк.
Концептуализм вырос из этой лозунговой стихии, пародируя и отрицая её. Затем объект восприятия (чем бы он ни был -человеком, звуком, предметом) переходил из невидимости через «зону неразличения» на «демонстрационное знаковое поле» (термины КД). Зритель смотрит.
Концептуальное искусство – это не просто описание природы во всем её многообразии. Это временное искусство. Критическое отношение к общественному устройству проявилось в выступлениях немецкого художника Х. Хааке, британского художника В. Берджина (оба работали в США), французского художника Д. Бюрена и др. Все это уже и в 1930-е годы было новой художественной формой, дидактической «текстовой инсталляцией» для массового зрителя.
Заимствуя различные методы (как например, минимализм) художники-концептуалисты стремились переосмыслить не опиравшиеся на теоретические основы искусства формы поп-арта. Несоответствие амбиций и итога. Создатель «Коллективных действий» Андрей Монастырский. Истоки: нач. Все они включены в довольно парадоксальные отношения со зрителем: мысленные перформансы (тексты, предназначенные только для чтения про себя: визуальная поэзия Некрасова и других авторов), перформансы для одного (объекты, с которыми зрителю предлагается проделать некие действия: работы Монастырского или Пригова), перформансы для немногих (в ходе которых зрители вовлекаются в некое переживание: акции Коллективных действий) или перформансы без зрителей (игры Риммы и Валерия Герловиных и Франциско Инфантэ, которые делались только для фотографий). Главное положение К. И.
Кабаков начал работать в пространстве с проектов с веревками, на которых были развешаны мусорные предметы (пустые банки, старые щетки. ), каждый – с клочком бумаги со столь же мусорной бытовой фразой (16 веревок, 1986). Событие (1980, частое собрание) состоит из двадцати таких карточек с фразами, фиксирующими постепенное осознание неизбежного (от совершенно невозможно через не сейчас до вот и все). Амбиции если не творца всего сущего, то, по крайней мере романиста или кинорежиссера характернее для русского искусства, нежели стремление создать внешне привлекательный предмет. Причем малые формы тут уже не годятся. Бриджит Рили «Поток, «Прямая кривизна» и др.
Первые акции КД были сугубо минималистскими, построенными на чистоте стимула: Появление (1976), во время которой человек появлялся из леса, Либлих (1976), в которой из-под снега раздавался звонок. Многочастные, сложные проекты Игоря Макаревича и Елены Елагиной (Жизнь на снегу, 1994) апеллировали к советским найденным артефактам, но не к их внешним формам, а прямо к их сюжетам, поскольку «найденными предметами» тут являлись книги – курьезные памятники уникальной цивилизации 1930-х годов. Кабаков считает, что свойственная русско-советскому миру пронизанность всего всем и отражение всего во всем, сверхсовокупность и целостность (найти выражение которой мечтал русский авангард от Ларионова до Лисицкого) не дает отдельному суждению и индивидуальному самосознанию вычлениться, продуцирует невроз бесконечного говорения. У Кабакова очень часто в основе его произведений какие-то персонажи. Эти инсталляции выходили за пределы сатирических метафор-иллюстраций жизни в СССР: Кабакову удалось показать опыт этой жизни не как экзотический, но как всечеловеческий, универсально понятный, найти в местном потенциал всеобщего и пре- вратить жэковский архив в кафкианский бюрократический универсум, а коммунальную кухню – в мавзолей погребенным человеческим надеждам. Под воздействием Рубинштейна Римма Герловина в 1974 – 1975 годах сделала серию Кубиков с текстами снаружи и внутри, составляющими афористический сюжет – «коан» (снаружи кубика Душа: «Не открывай, улетит» внутри: «Вот и улетела»). Каждая из машинописных книжечек Пригова построена как остроумная избыточная иллюстрация: Яма (1985, собрание художника) представляет собой мрачное, длинное, поэтическое определение ямы (не названной по имени могилы), при этом страницы прорезаны уменьшающимися квадратами, а «на дне ямы» виден маленький черный квадратик. В СССР в рамках андерграунда сформировалась московская школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тотарт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»).
Значительное влияние на концептуалистов оказала деятельность теоретика и практика дадаизма Марселя Дюшана (18871501968), который еще в 1913 в Нью-Йорке стал выставлять осмысленные в новом ключе предметы массового производства 150 реди-мэйды: велосипед на табуретке (1913), писсуар «Фонтан» (1918), «Мона Лиза» с усами и т. д. Гипертрофия текста в московском концептуализме определяется тем, что за ним стоит не западная традиция визуального репродуцирования (техничного, безупречного, анонимного), а советская традиция репродуцирования словесного (устного, неточного, персонального) – слуха или пересказа, столь необходимого, если оригинал (как это нередко бывало в СССР) дефицитен или далеко. Его работа «Живопись для слепых» представляет собой черный щит, покрытый масляной эмалью и на его части прикреплены маленькие полусферы, тоже покрытые этим цветом. В акции Десять появлений (1981) зрители получали инструкции отойти из центра поля в глубь леса, а затем вернуться обратно, после чего каждому вручалось фото его появления (снимки были сделаны заранее с других людей). Когда Кабаков апеллирует к самой знаменитой репродукции в мире, Джоконде (Запись на Джоконду, 1980, частное собрание), перед нами не зрительная отсылка к репродукции (как, например, в знаменитой работе Дюшана, пририсовавшего репродукции Джоконды усы), а словесная отсылка и даже не столько к самому оригиналу, сколько к неким шатким его обещаниям. Если говорить о западном минимализме, то огромное значение для московских художников имела минималистская музыка (Джон Кейдж).
Искусство в тех проявлениях, в которых оно существовало до начала XX столетия, оказалось подведено к своей черте. Этои есть определение искусства по Канту — целесообразность без цели. Максимально отстраненное отношение автора. В 1980-е для нового поэтического поколения (последнего советского) концептуализм — уже почтенная традиция.
Изображение в «альбомах» Кабакова, текст в «каталогах» Л. Рубинштейна и «романах» Сорокина — симулякр, видимость изображения и текста. Концептуалисты все разные. К серийному творчеству относят работы Сола Левитта. Знаменитые художники концептуалисты Джозеф Кошута, Б. Хайзиг, Хайпц Цандер.
Характерно, что самиздат не видел разницы между новыми текстами и переводами запрещенных авторов: перепечатывание было не механическим процессом, но родом личной апроприации, продиктованной неудовлетворенностью и страданием (как и у художников 1950-х годов, работавших с теми или иными старыми стилями). Монастырского), поэты Д. А. Ты оказывался внутри акции неожиданно и только потом узнавал, что это была акция. Хрестоматийным произведением этого рода стал «Стертый рисунок Де Кунинга», который Роберт Раушенберг выставил в 1953 году. Ануфриев, Ю. А.
Концептуализм часто противопоставлялся поп-арту, как коммерческому искусству. В основе концептуализма – наложение первичного языка-объекта (элементов советской художественной реальности) и авангардного метаязыка, пародийно описывающего первичный язык-объект. Для того чтобы молчание стало красноречивым, требуется довольно громоздкий инструментарий. Группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо» (1960-е – 1970-е) придумывали затейливые акции и таинственные концептуальные тексты. Кого нужно знать в первую очередь.
Кошут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. Они обходились почти без слов. Дело в том, что западный концептуализм не содержал в своей основе литературу (имеется в виду «большая» литература). Первой инсталляции в Москве (если не считать уникального Рая Комара и Меламида) стала делать Ирина Нахова – в 1984 году она приступила к проекту Комнат.
Несколько иначе обстоит дело с живописью концептуального символизма. Хольцер, Д. Бюрен, М. Мерц и другие. В «Четырех цветных рисунках» (1970) использовано 4 цвета и 4 типа линии.
Разновидность постмодернизма, которая оформилась в конце шестидесятых годов ХХ века, целью которой было создание свободных от материального воплощения творческих идей (концептов), в противовес сторонникам создания лишь вещественно-материальных произведений.
ор art, сокращ. – событие, происходящее здесь и сейчас) – это художественное событие, происходящее в пространстве, заполненном художественными и нехудожественными предметами, которое получило название «инвайромент» (англ. Виктор Пивоваров. Ее задача 150 переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей». Искусство как «элементарная поэзия» (термин, которым Монастырский обозначил свои произведения 1970-х годов) -это построение простейшего эстетического события: появления исчезновения, протекания времени, зрительного или звукового сигнала.
С такой открытки была написана первая зрелая картина Булатова, его шедевр Горизонт (1971 – 1972, частное собрание), в котором горизонт, предмет романтической тяги вообще и устремления персонажей картины в частности, закрыт красной полосой орденской ленточки. В 1969 г. Кошут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат.
Концептуализм можно назвать одним из вариантов постмодерна. В потолке огромная дыра. Похожая на причудливый аппарат Пушка (1975, авторское повторение в ГКСИ) нарушала ожидания: надпись приглашала заглянуть в трубу и дернуть за нитку, но вместо зрелища раздавался громкий звонок.
Основные пути реализацииконцептуализма– объект, картина инсталляция, перформанс. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Ботинки на полу – всё, что осталось от этого человека. кинетическое искусство). В СССР не было никакой информации о западных концептуалистах.
физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство – это сила идеи, а не материала». Ирина Нахова. Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С. А.
Беря пустые объекты, голые структуры, Кабаков, Рубинштейн и Сорокин накапливают художественный эффект по крупицам, «малыми воздействиями», чисто внешними перестановками, формальными, неструктурными вариациями. В поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к различным коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики). Замысел и проект превалируют над материальным воплощением. Палец (1978, авторское повторение 1989 года в ГКСИ) представлял собой коробку, через отверстие в которой можно было указать на самого себя, осознав в это мгновение глубокую парадоксальность указывания. За зрителем предполагается существенно более активная позиция. Не отрицая традиционного искусства, К. И.
Картина-стенд. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Концептуализм ориентирован на создание композиций, цель которых 150 предъявление некой художественной идеи. общество потребления.
Во второй пол 20 в. возникли синтетические жанры современного искусства – видеоинсталляция, где видеоарт является частью инсталляции видеоперформанс (документация П на видеокамеру). Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве. Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е г., на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Нонекоторые культурные течения могут возникать независимо друг от друга в разных местах. Когда он на виду, он живет тихой жизнью клерка, рабочего на фабрике и так далее. В 1968 году в Великобритании возникла группа «Art Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др. В конце 1960 – начале 1970-х возникли работы, где машинопись – не просто принцип тиражирования: текст создается сразу в определенном средстве и оно никак не может быть от него отслоено (так в художественной фотографии по сравнению с фотографией технической).
1960-е годы ушли на поиски языка, который не был бы невыносимо претенциозен. Минималистские работы на пишущей машинке делали в это время Всеволод Некрасов (ему принадлежит радикальный лист с единственной точкой на нем), Римма Герловина (чьи первые книги были сделаны в форме черепахи и сердца), Андрей Монастырский и другие. Условная стройка: сверхсложные леса со стремянками. Павел Пепперштейн. Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности», когда сам пейзаж становится составной частью произведения. Революция вызвала к жизни необходимость так называемой «наглядной агитации». Феномен сакрального минимализма, разумеется, представляет собой парадокс (минималистские и концептуалистские стратегии все же обычно пресекают всякие попытки сакрализации чего бы то ни было), но это один из центральных парадоксов русского искусства, которое традиционно понимает себя в качестве эмблемы невыразимого.
Видными представителями концептуального искусства являются также Дж. Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965 г. ), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из энциклопедии, словаря. 20 в. поп-арта, в основе которого отказ от языка высокой культуры (в первую очередь абстрактного экспрессионизма), поп-артисты стали использовать языки и технические приемы рекламы, средств СМИ и пром. В акциях 1980 – 1983 годов (второй том Поездок за город) все большую роль играл почти кинематографический монтаж, разрушение временной логики и напряжение между проживанием и записью. Тем не менее, важно понять, что концептуальное искусство развивалось в последовательности авангардистских движений (кубизм, абстрактный экспрессионизм и тому подобное), которые преуспели в том, что значительно расширили границы самого понятия искусства. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям.
Перформанс, перфоманс (англ. Абалакова и А. И. Неплохо познакомиться со всеми. Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В.
Находившиеся под сильным влиянием упомянутого выше минимализма (его простоты), они, в тоже время, категорически отвергали его концепции, которые воплощались в скульптуре или живописи, характерные для перцепционного или «ощущаемого» искусства (оно создается, прежде всего, для визуального восприятия). «Экспортный» характер этих инсталляций восходит к Лисицкому: для своих работ конца 1920-х годов, которые делались в основном на Западе, тот также избрал форму пространственной фотоинсталляции, развернутой модели шестой части мира. Он объединяет процессы творчества и его исследования. и В. М.
Картина Васильева Огонек (1980, коллекция Додж в музее Зиммерли университета Ратгерс, Нью-Джерси) воспроизводит обложку журнала с ретушированной фотографией оратора на трибуне. Инсталляция. После этого уже можно было осознать плохую «четвертую копию» эстетически – как форму критики текста. Владимир Сорокин. Отходя на небольшое расстояние, зритель понимает, что это шрифт Брайля.
По способу построения арт-объектов концептуализм – одно из направлений постмодернизма, поскольку его тексты (произведения) во многом представляют собой интертексты, собранные из цитат и реминисценций к ранее созданным текстам. Зрителей никаких не было. Искусство замещается идеей искусства. В надписи – многозначительная перестановка букв (ВХОД – ВДОХ) и перевёрнутая буква С. Подобные, понятные и не очень понятные зрителю преобразования, по мысли художника, усиливают социальное звучание произведения, поскольку запрещение дышать более значимо, чем запрещение входа куда-либо. Пространство здесь понимается как пространство голосов прежде всего (в более поздних проектах он будет использовать звук), словесное море коммунальной кухни. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Нам Чжун Пайк, создавший первое видео произведение портативной видеокамерой фирмы «Sony».
Полок, когда художник превращался в актера, а зритель сосредоточен не на результате, а на процессе написания картины, «случайности» действия. К фигуре воображаемого зрителя обращались акции, в которых выставочный объект оставляли в лесу: двенадцать картин, сшитых вместе в виде палатки (Палатки, 1976) или лозунг Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и ничего не знаю об зтих местах (Лозунг-1977, 1977, текст из книги Андрея Монастырского Ничего не происходит). Так в СССР выстроилась минималистская эстетика, которая вскоре показала свою способность вмещать сакральные категории, вот таким образом ее можно было бы называть богословским термином апофатическая (говорящая о божественном, но допускающая лишь отрицательные определения). В каждом из десяти альбомов ключевой серии Десять персонажей (1972 – 1975, Национальный музей современного искусства Национальный Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж, собственность художника и другие собрания) рассказывается история чудака, заканчивающаяся его смертью, которая одновременно выглядит как спасение (Вшкафусидящий Примаков таинственным образом пропадает из шкафа, где просидел всю жизнь Вокноглядящий Архипов растворяется при взгляде в окно).
Похожая на причудливый аппарат Пушка (1975, авторское повторение в ГКСИ) нарушала ожидания: надпись приглашала заглянуть в трубу и дернуть за нитку, но вместо зрелища раздавался громкий звонок. Кошута) иные работы вообще теряют смысл и оригинальность. Концептуализм — это не только визуальные искусства. В других его картинах это пугающие слова «Слава КПСС», «Опасно», «Не прислоняться», наложенные на пейзаж единственное, чему дана способность удаляться в глубь картины, – это поэтическое слово «от первого лица», буквы которого белые, а не красные (Живу-вижу, 1982, частное собрание, Берн: название есть цитата из стихотворения Всеволода Некрасова).
возникло т. н. Шрифт Брайля крупный, невидящий человек не смог бы прочитать, т. к. надпись слишком большая, а человек видящий не может понять, что там написано – для него это просто минимализм (см. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека.
Ничегонеделанье, пустые пространства, молчание – вот формы, которыми концептуалисты привлекают внимание зрителей на возможность существования культурных пространств без идеологии. Их изобразил один ремесленник (1000 линий в день в течение 10 дней) с использованием 4 цветов. Они сумели показать, что вода не подвластна критериям линейных измерений. Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Оптическое искусство (оп-арт) основание с 60-70 гг 20 в. - основывается на зрительских иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигурациях на плоскости, например, чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляется пересекающие их лучи, которые вращаются как пропеллер.
Первой инсталляции в Москве (если не считать уникального Рая Комара и Меламида) стала делать Ирина Нахова – в 1984 году она приступила к проекту Комнат. Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. Фальк и Фаворский видели свой долг в построении трехмерной картинной иллюзии и, следовательно, создании мифа о рае, что, в конечном счете мало чем отличалось от позиции соцреалистов. Фотография эта у Васильева пересечена крест-накрест лучами света так, что в светящемся центре исчезает лицо говорящего (и следовательно, произносимое им слово). Алигьеро Боэтти Тысяча самых длинных рек мира, 1976. Гиперреализм (англ.
Время действия (1978) открыло онтологическую, если не мистическую, перспективу: зрители часами тянули из леса веревку, не зная, какой она длины и что их ждет в конце (как выяснялось, кроме конца клубка, – решительно ничего). Жигалов). Например, лозунг «СЛАВА КПСС» выкладывался камнями на насыпях железных дорог.
В первые годы существован ия советской власти основная роль принадлежала визуальной информации (плакат «Ты записался добровольцем. » или огромное панно С. Герасимова с относительно небольшой надписью – «Хозяин земли», 1918).
Джозеф Кошут Один и три стула, 1965. Концептуализм – (от латинского «conceptus» — «мысль» «идея», представление), концептуальное искусство — одно из наиболее распространенных направлений в культуре неоавангардизма второй половины XX в. Оно возникло и сложилось как культурный феномен в 1960-х. В поэзии концептуализм связан с творчеством Вс. Сюжеты представляют собой метафоры, в которых системы властных и культурных иерархий представлены пространственно (Мучительный Суриков видел мир как сквозь крохотную дырочку, Украшатель Малыгин маниакально рисовал только по краю листа). Такое прочтение Кейджа свидетельствовало о глубинной мутации минимализма в форму почти шаманского ритуала, построенного скорее на интенсивном «экстазе присутствия», чем на метафизике отсутствия. Именно вот таким образом Булатов и Васильев оказались близки концептуальному кругу. Фотография эта у Васильева пересечена крест-накрест лучами света так, что в светящемся центре исчезает лицо говорящего (и следовательно, произносимое им слово). Павильон на международной выставке «Документа-IX» в Касселе (1992) снаружи воспроизводил хорошо знакомый жителям СССР беленый известью общественный туалет с дырами в полу, внутри которого шокированный зритель обнаруживал жалкое человеческое жилье, брошенное его обитателями.
В их произведениях главным (или очень существенным) была семантика, смысл текстов, помещённых в поле картины. Полотно, вышивка. Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. Ковер был выполнен в Афганистане.
Результат всех усилий. Художники получали удовольствие, общаясь.
Кабаков начал работать в пространстве с проектов с веревками, на которых были развешаны мусорные предметы (пустые банки, старые щетки. ), каждый – с клочком бумаги со столь же «мусорной» бытовой фразой (16 веревок, 1986). Парадоксально, но универсально понятным оказалось именно маргинальное индивидуальное, человеческое: тема «маленького человека» еще раз выручила русскую культуру. В 1990-е годы для многих художников, работавших в России и за ее пределами инсталляция или, что то же самое индивидуальный выставочный проект, стали главной формой высказывания, причем высказывание это стало носить отчетливо литературный характер: выставки превращаются в визуальные романы и даже эпосы, тем более что эпическим кажется исчезающий универсум советского. Эта традиция связана с именем Марселя Дюшана, создавшим «ready made» и объявившего «искусством» выбор, сделанный художником в соответствии с какой-то идеей, концепцией. К этому и ведёт советская история. Классическим образцом концептуализма стала его композиция Один и три стула (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря. Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов – незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» британских художников Т. Аткинсона и М. Болдуина в США – «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер). Эрик Булатов еще в юности ощутил одновременно фатальную лживость языка соцреализма, которому его учили (он получил классическое художественное образование, проучившись в МГХИ им. Сурикова с 1952 по 1958) и свою неспособность искренне заниматься абстрактной живописью.
Затем произошло очищение техники от этого ноюще личного характера – начали выходить самиздатовские журналы, поэтический Синтаксис (с 1959) и политическая Хроника текущих событий (с апреля 1968). У Васильева, как и у Клюна, центр картины непроизвольно углубляется, пространство одерживает победу над плоскостью и эта точка глубины оказывается «заумным» средоточием картины, где уничтожаются противоположности, умолкает речь и наступает искомая полнота. Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. В качестве примера можно рассмотреть картину ленинградского художника С. Ковальского «Вдох воспрещён» (1985). Вс.
Концептуализм, концептуальное искусство это искусство идеи, когда художник создает и демонстрирует не столько художественное произведение, сколько определенную художественную стратегию, концепцию, которая, в принципе, может репрезентироваться любым артефактом или просто артистическим жестом, «акцией». Концептуализм отвергает принципы изобразительности и выразительности как «отвлекающие» от предложенной идеи и это выводит концептуальные тексты за пределы xyдожественного творчества, собственно искусства, делает особой деятельностью в сфере культуры. Пример раннего К. – работа Д. Кошута «Один и три стула», в котором художник уравнял в своих правах реальный стул, его словесное описание (цитата из словаря) и визуальный образ (фото). В группу входили Терри Аткинсон, Майкл Болдуин, Дейвид Бсйнбридж, Харолд Харрел. Сюжеты представляют собой метафоры, в которых системы властных и культурных иерархий представлены пространственно (Мучительный Суриков видел мир как сквозь крохотную дырочку, Украшатель Малыгин маниакально рисовал только по краю листа). В отличие от подчеркнуто «западнического» искусства Праги другой центр «восточного концептуализма» — Лейпциг — культивировал немецкое искусство, воскрешавшее традиции Средневековья и Возрождения: художники Бернхард Хайзиг, Хайпц Цандер уподобляли свои композиции замысловатым записям и рисункам колдунов и алхимиков.
Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е г., в русле дадаизма, прежде всего, в творчестве М. Дюшана. Музей современного искусства. Отчасти тут воспроизводится механизм ритуала, в сакральном пространстве которого все действия перекодируются. Эту идею, в своем радикальном отказе от метафизики близкую соц-арту, реализовал Иван Чуйков. Невозможно сформулировать, ради чего это делалось.
Направление продолжает техницистскую линию модернизма. Они обходились почти без слов. удаляется в пространство «другой действительности», которое граничит с наукой, литературой, философией, оставаясь при этом не идентичным им, т. е.
«Искусство существует в мыслях творца, нежели в самих творениях» – Д. Кошут. Произведение видеоарта должны содержать художественный месседж (message- сообщение), т. е. е совокупность художественных смыслов, которые автор хочет донести до зрителя. Крупным планом поперёк центральной части картины идёт надпись «ВДОХ ВОСПРЕЩЕН». Такие работы невозможно сделать коммерческими, брать деньги за просмотр. В качестве примера современного концептуализма можно указать картину С. Ковальского «Заседание Государственной Думы» (2002) изображающую собрание карикатурных лиц, скрепленных сетью из белых веревок, обрамленное надписями «МЫ НЕ УМЫ», «УМЫ НЕ МЫ».
Метафора безудержного оптимизма. Помимо альбома, другой формой, в которой феномен «литературного искусства» мог себя узнать, стала у Кабакова в 1970 – 1980-е годы картина-стенд. Зрители, что уже было традиционным для русского авангарда и неоавангарда, выступали как персонажи и произведение КД. В 1972 году Илья Кабаков начинает высказываться в изобретенном им (одновременно с Виктором Пивоваровым) жанре альбома – серии больших несброшюрованных листов с рисунками и текстами, которые автор демонстрирует (как всегда, посвященным), вынимая один за другим из специальной коробки, лежащей на пюпитре и читая тексты вслух. Автор комиксов Георгий Литичевский.
Пространственная схема его будущих картин была найдена в серии абстрактных Тоннелей 1960-х годов (движение сквозь картину в глубину), но Булатов понимал, что предмет в живописи желательно не трогать, и принял фигуративность как неизбежность. У Кабакова были восприняты категории отсутствия и пустоты. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств.
Группа издавала одноимённый журнал, замышлявшийся как творение концептуального искусства. Вариантов интерпретаций было бесконечное множество и это главная прелесть «работы», ведь автор в очередной раз избежал роли диктатора смысла и предоставил зрителю возможность самому осмыслить происходящее. Серия Панорам 1970-х годов – объектов – «коробок» с нарисованными на стенках видами – тоже превращает пространство в плоскость, а метафизику – в вещь повседневного обихода. В своём эссе Искусство после философии (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, так как искусство и существует лишь в виде идеи.
Мария Чуйкова — очень симпатичный мне концептуалист, который обыгрывает гендерную тему. Альбомы начинаются с текстовой секвенции Он говорит, где высказывается заглавный персонаж, затем идут рисунки (обычно того, что он видит), а в конце – два постскриптума: бытовой (рассказ свидетелей исчезновения) и теоретический (где истории дается интерпретация). Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Увеличенное до гигантских размеров приглашение «записаться» на дефицитные билеты на выставку – это в мире Кабакова единственное свидетельство о знаменитой картине.
американец Джозеф Кошут. Альбомы начинаются с текстовой секвенции «Он говорит», где высказывается заглавный персонаж, затем идут рисунки (обычно того, что «он видит»), а в конце – два постскриптума: бытовой (рассказ свидетелей исчезновения) и теоретический (где истории дается интерпретация).
Минимализм в визуальной поэзии и перформансе. К тому же, это всегда немного исповедь. Характерно для московского концептуализма, что искусство, десятилетиями лишенное банальной (и потому не осознаваемой) возможности публичной выставки исследовало именно саму структуру выставленности, оборотной стороной которой является невыставленность, отсутствие, пустота. Только в роли сакрального означаемого в данном случае выступает тоже пустой объект. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык» итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения. Классическим образцом концептуализма является композиция Дж.
В период конца 1960-х – начала 1970-х годов концептуальное искусство мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. Классическим примером минималистского текста, который одовремнно есть и вещь и процесс, являютя работы Льва Рубинштейна на каталожных карточках (с 1974 года), которые он читал вслух в качестве перформанса. Оно, разумеется, видело свое творчество не традиционным «изобразительным искусством», но вместе с тем и не тем родом визуального романа или визуальной философии, которым занимался Кабаков оно соотнесло свою деятельность с поэзией.
Вместо изображения — фикция, симулякр. Список можно и нужно продолжить. У Кабакова были восприняты категории отсутствия и пустоты. Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Роберт Барри, Ян Вильсон, Ян Диббетс, Дж. В Советском Союзе концептуальное искусство развивалось главным образом в московском андеграунде (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия»), где в 1960 – 70-е гг.
С 1968 г. Левитт начал создавать рисунки на стенах. В живописи и графике — у Оскара Рабина, в поэзии —у К. Холина, Г. Сапгира, Вс. Некрасова. Москвичи Александр Кузькин и Александр Юликов противопоставили русской традиции бестелесные рисунки-знаки, образующие хитроумно скомпонованные графические комплексы.
Аналогичными «пространственными манифестами» параллельно занимался Олег Васильев, которому теория композиции Фаворского продиктовала представление об энергетических осях картины, о взаимоотношениях центра и края. Концептуализм (conceptus – мысль) – изначально философское направление. Минимализм в визуальной поэзии и перформансе. В противопоставлении картины-экрана и картины-окна Булатов и Васильев на стороне второй, видя в ней хотя и утопическое, но пространство индивидуальной свободы.
Наше зрение затуманено языком, мы повсюду видим высказывания, слова. Последняя часть инсталляции – свалка. Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). Используя технические приемы рекламы, пром. Альбомы И. Кабакова. Борис Михайлов, который дружил с Кабаковым, приезжал к нему, советовался.
Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком», – Н. С. Возьмем, к примеру, вышеописанную работу Кошута – «Один и три стула» – в ней нет автора. В художественной практике концептуализм переходит от авторского монологизма к множественности равноправных языков. Это послужило толчком и к развитию концептуального искусства. Жизнь и искусство не разделялись четкой чертой. В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (смотри Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы концептуального искусства реализовывались в различных формах, включая и традиционные формы изобразительного искусства.
Попытка образного воплощения советской истории. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). «Искусство есть источник информации» – Д. Кошут. Соцарт присвоил себе красный цвет советской пропаганды. Можно сказать, что это были бессмысленные акции. По определению пионера этого направления, американского художника Сола Ле Витта, в концептуализме идея или понятие (концепт) является самым важным аспектом работы. Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД).
Их выполняли ремесленники по его инструкциям: 10 тысяч сделанных наугад прямых линий. На этом же рынке черпали свои сюжеты и художники соц-арта. Предлагая зрителю различные стадии воплощения «идеи стула», К. в корне меняет принцип восприятия искусства с художественно-эстетического содержания на активизацию интеллектуально-аналитической деятельности зрителя. Франкфурт-на-Майне, Музей современного искусства.
На волне «восточного концептуализма» сложилось многогранное искусство Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. В духе концептуализма работали художники Дж. Кошут, ЛеВито, Р. Берри, Л. Левин, Х. Хааке в США, Я. Диббетс в Я. Диббетс в Нидерландах, П. Мандзони, В. Аккончин в Италии, Арнатт, Берджин, Крейг-Мартин, Келли, Лонг, Б. МакЛин в Великобритании и др. Главный лозунг времени: «возвращение к реальности», которую в 1960-е гг. Безусловно, этот жест концептуален по своей природе. Искусство как элементарная поэзия (термин, которым Монастырский обозначил свои произведения 1970-х годов) -это построение простейшего эстетического события: появления исчезновения, протекания времени, зрительного или звукового сигнала.
Солл ЛеВитт написал это в 1967 году в Параграфах о концептуальном искусстве. В 1967 году этот термин использовал Солл ЛеВитт (Sol LeWitt) – американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму. Под воздействием Рубинштейна Римма Герловина в 1974 – 1975 годах сделала серию Кубиков с текстами снаружи и внутри, составляющими афористический сюжет-коан (снаружи кубика Душа: Не открывай, улетит внутри: Вот и улетела). «Это важно, учитывая, что на глобальной сцене концептуализм и исповедальное искусство – совершенные антиподы – нельзя сравнивать концептуализм с экспрессионизмом – там есть исповедь, надрыв души, когда художник предельно себя выражает. Пространственная схема его будущих картин была найдена в серии абстрактных Тоннелей 1960-х годов (движение сквозь картину в глубину), но Булатов понимал, что предмет в живописи желательно не трогать и принял фигуративность как неизбежность. Лейдерман, П. В.
Этим шрифтом набрана фраза «Не продается вдохновение, но можно живопись продать». Акция Юпитер продолжалась 4 часа 33 минуты, что отсылало к знаменитой музыкальной пьесе Кейджа, которая, однако, продолжается 4 минуты 33 секунды (в ней звучит тишина). «Художник мажет по холсту. Гипертрофия текста в московском концептуализме определяется тем, что за ним стоит не западная традиция визуального репродуцирования (техничного, безупречного, анонимного), а советская традиция репродуцирования словесного (устного, неточного, персонального) – слуха или пересказа, столь необходимого, если оригинал (как это нередко бывало в СССР) дефицитен или далеко.
Это вызывало много путаницы и шокировало людей. Чуйков денонсирует мистику окна: оно тоже есть излучающий экран, а вовсе не вид вдаль. Центральной его фигурой постепенно стал Андрей Монастырский, а центральным феноменом – группа «Коллективные действия». Движение быстро росло и приобретало международный размах. При этом сам процесс толкования символа не только необходим, но и является, практически, одной из форм восприятия.
Философия, политика, психоанализ, природа, все формы бытия дают свежие идеи, которые можно воспроизвести любым образом, любыми способами и художественными приемами (с помощью видео, текстов, объектов, перфомансов). Это искусство или, скорее интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка. У них одна природа — красноречивого молчания. 1970-х гг.
В акциях 1980 – 1983 годов (второй том Поездок за город) все большую роль играл почти кинематографический монтаж, разрушение временной логики и напряжение между проживанием и записью. Группа Андрея Монастырского «Коллективные действия» приглашала в эти поездки разных людей иногда и тех, кто не входил в их число. Во многих случаях зритель и сам художник становятся неотъемлемой частью этого искусства и его основных концепций.
Проблема отчужденного языка, чужого слова по-прежнему в центре внимания. Причем не сам. Это был тихий подрыв. Некий советский житель тщательно спланировал свой побег. Господствующая идея концептуализма (и соцарта) – идея неприятия эстетической и социальной сущности тоталитаризма – прямо выралсепа, например, в картине С. Волкова (1986-87), которая представляет собой вытянутый в длину прямоугольный холст (59, 5x199 см), на котором на темно-коричневом фоне крупными черными буквами, занимающими всю площадь холста написано одно слово «СВОЛОЧИ».
Не мысль, но замысел. Постмодернистское искусство 20 в. все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты 150 некие музыкальные информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения.
Событие смерти остается апофатически неназванным. Вместе с работами часто выставлялись его книги: «Я читаю» — коллекция вырезок из газет, «Я встречаюсь» — список людей, с которыми он встречался, «Я выходил» — список мест, в которых он бывал. художники покидают музейное пространство в поисках новых выразительных форм. Альбомы И. Кабакова.
1960-е годы ушли на поиски языка, который не был бы невыносимо претенциозен. По мере апробирования различных способов реализации программы концептуального искусства выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов. С этого момента Кабаков занимается, в его терминах, тотальной инсталляцией, то есть такой, которая переносит зрителя в полностью измененное пространство, развернута во времени и является пластической метафорой некоего универсума, для Кабакова -единственно знакомого ему универсума бывшего СССР (практически все эти инсталляции были сделаны после конца СССР и за его бывшими границами). В Остановке (1983) зрители шли к месту начала акции (так они думали), но за ними незаметно следовали авторы, записывая на магнитофон свое описание всего, что видели. Основной элемент концептуализма – «концепт» – затёртый до отвращения советский текст или лозунг, звуковое или визуальное клише.
Комнатные акции Юпитер и Бочка (1985) обрушивали на собравшихся длинные хаотические симфонии из вспышек света, слайдов с предыдущих акций, фонограмм уличных шумов, однообразных текстов, зачитываемых вслух и живых музыкальных импровизаций. После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре. Минималистские работы на пишущей машинке делали в это время Всеволод Некрасов (ему принадлежит радикальный лист с единственной точкой на нем), Римма Герловина (чьи первые книги были сделаны в форме черепахи и сердца), Андрей Монастырский и другие.
Главным автором, который препарировал и определил понятие «московский концептуализм» является Борис Гройс. Кабаков считает, что свойственная русско-советскому миру «пронизанность всего всем и отражение всего во всем», сверхсовокупность и целостность (найти выражение которой мечтал русский авангард от Ларионова до Лисицкого) не дает отдельному суждению и индивидуальному самосознанию вычленяться, продуцирует «невроз бесконечного говорения». Термин концептуальная живопись достаточно часто употребляют в художественной среде. Зрителей приглашали участвовать в заранее неизвестном им действии («ситуации»), для чего нужно было проделать некий путь на электричке и пешком, а затем выполнить странные инструкции, находясь в напряженном ожидании-непонимании (это состояние обозначалось термином «пустое действие»). Выучаствуете в коллективном действии безо всякого притязания на создание произведения.
Взяв на себя своеобразно понятые функции философии и искусствознания, К. стремится к дематериализации арт-творчества. Когда Кабаков апеллирует к самой знаменитой репродукции в мире, Джоконде (Запись на Джоконду, 1980, частное собрание), перед нами не зрительная отсылка к репродукции (как, например, в знаменитой работе Дюшана, пририсовавшего репродукции Джоконды усы), а словесная отсылка и даже не столько к самому оригиналу, сколько к неким шатким его обещаниям. худ-к Ричард Гамильтон: «Так что же делает современные дома столь необычными, столь привлекательными. » (коллаж) Америк. Причем подбор текста проводится так, чтобы заранее лишить его смысла.
Приезжаешь в Зорино и долго идешь по полю. Нью-Йорк. Все потому, что в нем была доведена до абсурда главная цель классического искусства – точное отображение окружающего. С тех пор он периодически отправлял друзьям телеграммы с загадочным посланием: «Я еще живой». статью про минимализм).
Эрик Булатов еще в юности ощутил одновременно фатальную лживость языка соцреализма, которому его учили (он получил классическое художественное образование, проучившись в МГХИ им. Сурикова с 1952 по 1958) и свою неспособность искренне заниматься абстрактной живописью. Отрицая и в теории и на практике традиционные законы эстетики, К. тем не менее фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений. Художественные произведения концептуального направления часто вызывают определенное недопонимание и дискомфорт у зрителя, но не вследствие раздражающего (часто довольно непривычного) внешнего облика, а вследствие других правил восприятия идущих вразрез с укоренившимися привычками восприятия произведений искусства. В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас – Амазонка. Цитатность становится непременным элементом лирического стиха (у так называемых «иронистов» — А. Ерёменко, Е. Бунимовича, В. Коркия), а новые соцартисты — Т. Кибиров и М. Сухотин — порой доводят цитатность до центона (особенно Сухотин. ) концептуализм и сегодня оказывает заметное влияние на молодых поэтов и художников. Монументальное искусство или Лэнд-арт (искусство земли) букв.
Концептуальное искусство – модернистская форма художественного выражения, в котором конкретные концепции или идеи (как правило, личные (происходящие в сознании художника) и сложные) принимают форму абстрактных, несоответствующих образов, основанных на отрицании эстетических принципов. Так как здесь есть еще одно измерение московского концептуализма — удовольствие. Виктор Вазарелли «Тау-дзета», «Сверхновые» и др. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Пригов и Л. С. Характерно для московского концептуализма, что искусство, десятилетиями лишенное банальной (и потому не осознаваемой) возможности публичной выставки исследовало именно саму структуру выставленности, оборотной стороной которой является невыставленность, отсутствие, пустота.
Изображение убрано, осталась одна рамка. – утверждение, что произведение искусства может не иметь материального воплощения, т. к. Выражение идеи – движение вверх.
По отношению к нему «понятийное» преследует абсолютно иные цели. В русском искусстве вообще почти не существует традиции эстетизации «немногого» («сигналы» Злотникова 1950-х годов – редкое исключение), однако есть богатая традиция эстетизации «ничто», в том числе и через поэтический жест (Поэма конца Гнедова). Основные се признаки: упрощенная цветовая раскладка, жирный усиленный контур, советская символика (и тексты), теряющая идеологическую направленность и обрегающая чисто-декоративный характер. Стройка бесцельна – построили всего на всего красный вагон. В противопоставлении картины-экрана и картины-окна Булатов и Васильев на стороне второй, видя в ней хотя и утопическое, но пространство индивидуальной свободы.
В прессе тогда разразилась настоящая буря насчет того, можно ли это считать искусством (но мы-то знаем, что главная цель художника была именно в том, чтобы в очередной раз задать этот вопрос). Стихотворение мотивируется сугубо лично и не требует доказательств. Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. Джим Деневан (США) – масштабный Л-арт на Байкале Александр Голиздрин (Россия) «Зубы» и др.
Пространство здесь понимается как пространство голосов, прежде всего (в более поздних проектах он будет использовать звук), словесное море коммунальной кухни. Вся работа – это рядоположение черно-белой фотографии стула (масштабом 1:1), собственно стула и его словарного определения. Световая структура картины напоминает об опытах Клюна 1920-х годов (Красный свет). Датированные картины Он Кавары — своеобразная форма медитации. Так в СССР выстроилась минималистская эстетика, которая вскоре показала свою способность вмещать сакральные категории, вот таким образом ее можно было бы называть богословским термином «апофатическая» (говорящая о божественном, но допускающая лишь отрицательные определения). С этого момента Кабаков занимается, в его терминах, «тотальной инсталляцией», то есть такой, которая переносит зрителя в полностью измененное пространство, развернута во времени и является пластической метафорой некоего универсума, для Кабакова – единственно знакомого ему универсума бывшего СССР (практически все эти инсталляции были сделаны после конца СССР и за его бывшими границами).
Концептуальное искусство, работавшее с этим языком, получило название соцарга («социалистическое искусство»). Все они включены в довольно парадоксальные отношения со зрителем: «мысленные перформансы» (тексты, предназначенные только для чтения про себя: визуальная поэзия Некрасова и других авторов), «перформансы для одного» (объекты, с которыми зрителю предлагается проделать некие действия: работы Монастырского или Пригова), «перформансы для немногих» (в ходе которых зрители вовлекаются в некое переживание: акции «Коллективных действий») или «перформансы без зрителей» («игры» Риммы и Валерия Герловиных и Франциско Инфантэ, которые делались только для фотографий). Причина этого лежит на поверхности. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства.
Первой серией работ такого рода и стали Окна (с 1967 года): трехмерные объекты в виде окна в раме, на поверхности которого написан пейзаж, часто цитатный. Зритель может туда войти. В расставленные на полу «случайные» тазы и бидоны звучно капала вода (минималистский музыкальный проект Владимира Тарасова). Концептуалисты декларировали: «В Советском Союзе речь выше всего – я не вижу, я говорю» (Э. Булатов).
В конце 1960 – начале 1970х возникли работы, где машинопись – не просто принцип тиражирования: текст создается сразу в определенном средстве и оно никак не может быть от него отслоено (так в художественной фотографии по сравнению с фотографией технической). Термин концептуальная живопись является в, значительной степени двусмысленным и условным. Инсталляция. И та и другая закалились в полемике с авангардом и советской картиной, – «проекцией» идеологической установки на плоскость и этой агрессивной плакатности противопоставляли пространство созерцания, в прямом и переносном смысле глубину. Предмет не должен был, по словам Булатова, сопротивляться, то есть язык должен был достичь точки совершенной нейтральности, которой не было в слишком человеческой, рукотворной и дряблой живописи позднего соцреализма. Концептуалисты (в строгом смысле) являются завершителями авангардисткой традиции.
Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б. Самым показательным примером, на котором разбирают понятие «концептуальное искусство», является работа Джозефа Кошута «Один и три стула» или его многочисленные описывающие сами себя произведения из неоновых ламп. худ. Назвать его революционным, может и нельзя, но такой задачи и не было. Поскольку, с одной стороны, существуют некие живописные предметы, они висят в уважаемых музеях и продаются за большие деньги.
Именно вот таким образом Булатов и Васильев оказались близки концептуальному кругу. В Х. нет героя, есть только ряд жизненных ситуаций. Сейчас на премию Кандинского выдвинута книга Георгия Кизевальтера, он тоже принадлежал к этой группе, был их хроникером — делал фотографии «Коллективных действий» на протяжении всего существования этой группы.
Они были доступны пониманию посвященной публики лишь в контексте всей истории искусства. Или человек, который ничего не выбрасывает – как в его инсталляции «10 персонажей», в которой работы Кабаковым между 10 вымышленными персонажами, каждый из которых – маленькими герой, который живет в маленькой квартире, забитый, его никто не знает, он такой застенчивый маргинальный персонаж и он тайком, тихо, делает какие-то вещи для души. Основными компонентами московского концептуализма – абсурд, формы и слова, лишенные смысла. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе – пейзажный перформанс.
Художественное произведение «Один и три стула» (1965 г. ) представляет собой медный согнутый стул, фотография этого стула в натуральную величину и его словарное определение. стандартизированный материал передается всем группам населения одинаковым способом, воспринимается единообразно, создавая стереотипное мышление, единообразие, несамостоятельность мышления – вот главные характеристики «человека массы», которые формируются под воздействием СМИ. Картина Васильева Огонек (1980, коллекция Додж в музее Зиммерли университета Ратгерс, Нью-Джерси) воспроизводит обложку журнала с ретушированной фотографией оратора на трибуне. У меня такая бирка есть. Избегает текста, утраченный нарратив надо восстанавливать по деталям.
Первым и самым известным произведением концептуального искусства стал обычный писсуар, перевернутый на 90 градусов. Другое дело, что советский концептуализм развивался в изоляции, своим особым путем. Личность художника деперсонифицируется. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. 20 в. – попытки художников перенести акцент с картины на сам творческий процесс их написания или ваяния – «живопись действия» – Дж.
С такой открытки была написана первая зрелая картина Булатова, его шедевр Горизонт (1971 – 1972, частное собрание), в котором горизонт, предмет романтической тяги вообще и устремления персонажей картины в частности, закрыт красной полосой орденской ленточки. Вообще на зрителя в концептуализме возлагалась большая ответственность: художники перестали объяснять смыслы своих работ и говорили, что они открыты для интерпретации и любое суждение может быть правильным. Павильон на международной выставке Документа-Х в Касселе (1992) снаружи воспроизводил хорошо знакомый жителям СССР беленый известью общественный туалет с дырами в полу, внутри которого шокированный зритель обнаруживал жалкое человеческое жилье, брошенное его обитателями. Чуйков денонсирует мистику окна: оно тоже есть излучающий экран, а вовсе не вид вдаль. Англ.
Пока младшее поколение художников 1980-х годов реализовывало амбицию частного – искусство как форму досуга или как мир персональных видений, – старшее (прежде всего Кабаков) подводило черту под пронизавшими весь русский XX век амбициями универсального, открыв для себя форму инсталляции. Некрасов замечает, что концептуализм правильнее было бы назвать «контекстуализмом»., когда средства массовой информации создают «своего человека массы», т. к. заменяет массовая культура, связанная с телевидением, супермаркетами и т. п. Известнейший представитель концептуализма – Джозеф Кошут (США), который на место объекта или рядом помещал его энциклопедический аналог или характеристику. Живопись соцарта представляет собой отчуждение казенной формы социалистического реализма.
Идея соцарта – дегероизация советских идеалов, доведение живописной манеры соцреализма до абсурдного натурализма ироническое цитирование его (соцреализма) образов и текстов. Начавшись как движение среди многочисленных арт-тенденций шестидесятых годов, задуманное, чтобы продемонстрировать приоритет идеи художника, сегодня оно рассматривается в совокупности (как эстетическая точка зрения концептуализма), оказывая большое влияние на современные способы художественного выражения. Событие смерти остается апофатически неназванным.
Подчеркивая это влияние, английский концептуалист Брюс Науман сфотографировался выплевывающим струю воды и назвал изображение Автопортрет фонтана (после Дюшана). Они надули шары и набили ими оболочку, положили в "шар" включенный электрический звонок с батарейкой, завязали и пустили по течению реки. Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар". Кристо говорит, что никто не может быть владельцем своих работ, даже он.
Кабаков в 1970 – 1980-е годы решает иначе: картина-окно для него вообще невозможна, он полагает, что искусство обречено на форму экрана, но обнаруживает в нем неожиданные зоны свободы – белые пустоты. Инсталляция (от англ. Дюшан назвал эту работу «Фонтан» (1917 год).
В 1967 г. он опубликовал «Параграфы по концептуальному искусству» с многозначительной фразой: «Идея становится машиной, которая создает искусство». Вместо пространства, в котором Булатов, Васильев и даже Кабаков хотели бы узреть онтологическую опору и моральную ценность, эти окна могут предложить разве что тавтологию (окно есть окно) и этику игры (а все же не совсем). В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж.
ТОТАРТ и группы "Коллективные действия" (КД). Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, К. на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. Идея побега, преодоления границ – частая тема. Поп-арт: Роберт Раушенберг «Белая картина», «Кровать» Джеспер Джонс «Пивные банки», «Американские флаги» Рой Лихтенштейн – картины-комиксы Энди Уорхол – портреты массовых идолов Мерилин Монро, Элизабер Тейлор, Элвиса Пресли и рекласной продукции «200 банок супа «Кэмбл» и др.
Событие (1980, частое собрание) состоит из двадцати таких карточек с фразами, фиксирующими постепенное осознание неизбежного (от «совершенно невозможно» через «не сейчас» до «вот и все»). Каждая из машинописных книжечек Пригова построена как остроумная избыточная иллюстрация: Яма (1985, собрание художника) представляет собой мрачное, длинное, поэтическое определение ямы (не названной по имени могилы), при этом страницы прорезаны уменьшающимися квадратами, а на дне ямы виден маленький черный квадратик. Многочастные, сложные проекты Игоря Макаревича и Елены Елагиной (Жизнь на снегу, 1994) апеллировали к советским найденным артефактам, но не к их внешним формам, а прямо к их сюжетам, поскольку найденными предметами тут являлись книги – курьезные памятники уникальной цивилизации 1930-х годов. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Андрею Монастырскому принадлежали акционные (его термин) поэтические объекты – машины по производству события в момент встречи со зрителем.
С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. В годы заката тоталитаризма советского человека от рождения до смерти окружали агитационные «тексты». Классическое произведение концептуализма — «скульптура» Марселя Дюшана «Фонтан» (1917), представляющая собой выставленный на всеобщее обозрение писсуар. Московский концептуализм в своей основе – слова и форма без всякого смысла, абсурд. Джозеф Кошут: «Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства – или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется». Для концептуализма характерен свободный подход к изображению. Работы концептуалиста Роберта Барри (он называет их концепциями концепций) представляют собой записи бессмысленных формул или высказывания.
Затем произошло очищение техники от этого ноюще личного характера -начали выходить самиздатовские журналы, поэтический Синтаксис (с 1959) и политическая Хроника текущих событий (с апреля 1968). Вместо пространства, в котором Булатов, Васильев и даже Кабаков хотели бы узреть онтологическую опору и моральную ценность, эти окна могут предложить разве что тавтологию («окно есть окно») и этику игры («а все же не совсем»). Инсталляция о побеге человека из социалистического настоящего. Это концептуалистское кредо.
А что делать с искусством прошлых веков. И «окна» и «панорамы» у Чуйкова – некие реди-мейды, готовые предметы, купленные на рынке «духовных ценностей», – единственном, который процветал в СССР. Принося «Фонтан» на выставку, Дюшан еще и призывал подумать, что же делает искусство искусством и предлагал свой ответ: все дело в подписи художника и контексте музея. В русском искусстве вообще почти не существует традиции эстетизации немногого (сигналы Злотникова 1950-х годов – редкое исключение), однако есть богатая традиция эстетизации ничто, в том числе и через поэтический жест (Поэма конца Гнедова). Хэппенинг (англ.
Авторы изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными всего мира. «Комнатные» акции Юпитер и Бочка (1985) обрушивали на собравшихся длинные хаотические симфонии из вспышек света, слайдов с предыдущих акций, фонограмм уличных шумов, однообразных текстов, зачитываемых вслух и живых музыкальных импровизаций. Комментарии умножаются, разрастаются и в результате каждый из них выглядит равно глуповатым и, во всяком случае, неполным, – что и создает искомый Кабаковым эффект освобождения-исчезновения. Никритин и С. А. Затем объект восприятия (чем бы он ни был -человеком, звуком, предметом) переходил из невидимости через «зону неразличения» на «демонстрационное знаковое поле» (термины КД). Микромузей советской массовой культуры.
Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника. Как выяснялось во время остановки, это и была акция, встреча со зрителями являлась финалом, а на зрительском «Здравствуйте» магнитофон выключался. (пример: английская группа «Искусство – язык»). Зрителей приглашали участвовать в заранее неизвестном им действии («ситуации»), для чего нужно было проделать некий путь на электричке и пешком, а затем выполнить странные инструкции, находясь в напряженном ожидании-непонимании (это состояние обозначалось термином «пустое действие»).
Близкая ей Мария Константинова. В 1972 году Илья Кабаков начинает высказываться в изобретенном им (одновременно с Виктором Пивоваровым) жанре «альбома» – серии больших несброшюрованных листов с рисунками и текстами, которые автор демонстрирует (как всегда, посвященным), вынимая один за другим из специальной коробки, лежащей на пюпитре и читая тексты вслух. Зачинателем этого «восточного концептуализма» (оставшегося в рамках искусства, но подчеркнуто и вызывающе парадоксального) был Пражский салон 1967 года (организатор Честмир Кафка), возникший как отважный вызов господствовавшему вкусу накануне «пражской весны». разработало новые формы в виде каталога с описание работ (выставка «Информация» в Нью-Йорке, 1970) Лингвистическое искусство – искусство состоит не в изображении вещей, а в языке («письменные картины»). В 1969 г. художник послал своему другу телеграмму: «Не беспокойся, я не собираюсь совершать самоубийство».
Другой известный концептуалист – Кристо. И этот герой, этот маленький человек – этот тот самый «маленький человек» из произведений Гоголя, Чехова», – Наталья Сидорова. Джозефа Кошута «Искусство после философии» (1969), который заявлял, что в условиях современной культуры познавательно-методологическая функция, которую выполняла философия, должна перейти к искусству, перенесенному в область языка, в концептуально-визуальную сферу – такое искусство получило название «Концептуальное искусство» или «Искусство как идея», «Постпредметное искусство». Образец первого направления – американский художник Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). И окна и панорамы у Чуйкова – некие реди-мейды, готовые предметы, купленные на рынке духовных ценностей, -- единственном, который процветал в СССР. практиковались не только создание концептуальных произведений (художники И. Кабаков, Э. Булатов, М. Гробмап и др. ), но и различные акции.
На этом же рынке черпали свои сюжеты и художники соц-арта. Искусство – свобода, а свобода суть враг собственника.
Поэт Дмитрий Пригов, подписывающийся персонажным псевдонимом Дмитрий Александрович Пригов, в 1970 – 1980-е годы выступал не только с чистой поэзией, равнодушной к форме ее издания, но и с текстами-объектами, которые требовали верчения в руках (серия Банок, 1979, частное собрание) или, наоборот, неожиданно запрещали привычное действие (Гробики отринутых стихов, 1985, частное собрание, – склеенные книги, которые нельзя раскрыть). Вагон как замкнутое пугающее пространство. Непредполагалось достраивания таких фрагментов до целого. Лозунги и плакаты стали неотъемлемой частью художественной деятельности (масс-культура, Родченко). Палец (1978, авторское повторение 1989 года в ГКСИ) представлял собой коробку, через отверстие в которой можно было указать на самого себя, осознав в это мгновение глубокую парадоксальность указывания.
Конкретная поэзия). Это важный момент, так как он выполняет очистительную функцию по отношению к идеологии. Он считал, что Идея превращается в машину, которая создает искусство. Первые акции КД были сугубо минималистскими, построенными на чистоте стимула: Появление (1976), во время которой человек появлялся из леса, Либлих (1976), в которой из-под снега раздавался звонок. Некоторые работы концептуалистов воспринимаются музеями, коллекционерами, арт-дилерами как шедевры мирового искусства. На этой выставке Кабаков впервые расположил отдельные инсталляции в виде комнат, открывающихся в коридор коммунальной квартиры, вдоль которого проходит зритель, – видя открывающиеся ему «картины» жизни того или иного персонажа – в его отсутствие.
Хеппенинг (англ. Членит работу на три части. Зачастую арт-объекты представляли некую игру для воображения зрителя. При пересечении отрезка прямой штрихами могут возникнуть ощущение ломаной линией.
«проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается. В 1970-е г., в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И. Первой серией работ такого рода и стали Окна (с 1967 года): трехмерные объекты в виде окна в раме, на поверхности которого написан пейзаж, часто цитатный. Субъект, порождающий произведение исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта. Именно массовая культура стала предметом нового художественного направления второй пол. худ.
Оказавшись в драматичной ситуации отчуждения языка, концептуализм обращается с языком, вернее, с множественностью языков, как с «черным ящиком», неорганической материей. Парадоксально, но универсально понятным оказалось именно маргинальное индивидуальное, человеческое: тема «маленького человека» еще раз выручила русскую культуру. Очень незаметный человек. Искусство поп-арта не было реализмом в традиционном понимании этого слова: поп-арт работал с реальностью уже опосредованной СМИ, вот таким образом произведения поп-арта можно назвать «картина картин», стереотип имидж эпохи. Уолтер де Мария (США) «Земляная комната», «Поле с молниями» Роберт Смитсон, Морис Хейзер – вспашка земли «Гибкие круги», «Земляная работа».
Так инсталляция Случай в музее или Музыка на воде (1992) воспроизводила в белой нью-йоркской галерее не только экзотическую обстановку (помпезный и обшарпанный интерьер некоего российского музея и выставку живописца-реалиста в нем), чего было бы уже достаточно для мистифицирующей инсталляции, но и событие: внезапно прохудившийся потолок. В других его картинах это пугающие слова Слава КПСС, Опасно, Не прислоняться, наложенные на пейзаж единственное, чему дана способность удаляться в глубь картины, – это поэтическое слово от первого лица, буквы которого белые, а не красные (Живу-вижу, 1982, частное собрание, Берн: название есть цитата из стихотворения Всеволода Некрасова). Результаты этих усилий вылились в том Классификация тысячи самых длинных рек (Classifying the Thousand Longest River), 1977 года. Идея превращается в механизм. Он автор термина, который до сих пор в ходу – «московский романтический концептуализм».
Характерно, что самиздат не видел разницы между новыми текстами и переводами запрещенных авторов: перепечатывание было не механическим процессом, но родом личной апроприации, продиктованной неудовлетворенностью и страданием (как и у художников 1950-х годов, работавших с теми или иными старыми стилями). Художник перестает мазать по холсту и начинает мазать по зрителю» (Кабаков). Он изобразил «искусство», «стул», «чашка» и др. В XX веке направление в культуре изобразительном искусстве, литературе и т. д.
Концептуальное искусствостало ведущим направлением в искусстве в 60-70 годах XX столетия. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра.
Пока младшее поколение художников 1980-х годов реализовывало амбицию «частного» – искусство как форму досуга или как мир персональных видений, – старшее (прежде всего Кабаков) подводило черту под пронизавшими весь русский XX век амбициями универсального, открыв для себя форму инсталляции. Они совершенно одновременны и совершенно разнонаправленны. Центра нет. Такой «художественный концептуализм» сложился в Советском Союзе как часть «подпольного искусства». Поскольку инсценируемое событие атомарно, если вообще достигает порога восприятия, такая эстетика может быть названа минимализмом, хотя этот минимализм не следует соотносить с американской минималистской скульптурой 1960-х годов (трехмерными геометрическими абстракциями): то было доконцептуальное явление, тогда как русский минимализм – часть концептуализма, поскольку подчинен идее критики текста. Картина, в соответствии с ее мифологией, есть окно в магическое пространство, но Булатов всегда напоминает о том, что это окно закрыто, помещая на его «стекле» некий идеологический барьер. Так инсталляция Случай в музее или Музыка на воде (1992) воспроизводила в белой нью-йоркской галерее не только экзотическую обстановку (помпезный и обшарпанный интерьер некоего российского музея и выставку живописца-реалиста в нем), чего было бы уже достаточно для мистифицирующей инсталляции, но и событие: внезапно прохудившийся потолок. На ковре воспроизведены названия тысячи самых крупных рек мира.
худ. Поскольку инсценируемое событие атомарно, если вообще достигает порога восприятия, такая эстетика может быть названа «минимализмом», хотя этот минимализм не следует соотносить с американской минималистской скульптурой 1960-х годов (трехмерными геометрическими абстракциями): то было доконцептуальное явление, тогда как русский минимализм – часть концептуализма, поскольку подчинен идее критики текста. Классическим примером минималистского текста, который одновременно есть и вещь и процесс, являются работы Льва Рубинштейна на каталожных карточках (с 1974 года), которые он читал вслух в качестве перформанса. В чем же отличие московского концептуализма от западного. оно приобретает статус критика, стоящего над всеми областями человеческого знания. Доводит ситуацию до абсурда. Концептуализм – это смесь модернизма и авангарда, символизма, экспрессионизма, футуризма, дадаизма и сюрреализма.
В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (см. Наиболее влиятельным объединением концептуалистов стала английская группа «Искусство — язык» издававшая одноименный журнал. Его рисунки основаны на математической идее. «возврат к природе», к ее «естественному реализму». С середины 1960-х до середины 1970-х художники-концептуалисты создавали произведения, полностью отвергая традиционные идеи искусства: эстетику, выразительность, мастерство (в том числе и соответствие требованиям рынка). На том же парадоксе были построены перформансы возглавляемой Монастырским группы «Коллективные действия», которые устраивались главным образом за городом.
Андрею Монастырскому принадлежали «акционные» (его термин) поэтические объекты – «машины» по производству события в момент встречи со зрителем. Советская действительность. В результате не автор создает художественный язык, а язык, его функциональное многообразие («речь»)—автора. Акции 1983 – 1985 годов, вошедшие в третий том, тематизировали уже не чистоту единственного стимула, но энтропию многих. Световая структура картины напоминает об опытах Клюна 1920-х годов (Красный свет).
Как следствие, меняются отношения между автором и зрителем. В каждом из десяти альбомов ключевой серии Десять персонажей (1972 – 1975, Национальный музей современного искусства Национальный Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж, собственность художника и другие собрания) рассказывается история чудака, заканчивающаяся его смертью, которая одновременно выглядит как спасение (Вшкафусидящий Примаков таинственным образом пропадает из шкафа, где просидел всю жизнь Вокноглядящий Архипов растворяется при взгляде в окно). Многие исследователи усматривают в соцарте скрытую ностальгию по академической реалистической живописи, по российскому имперскому величию, которое воплощалось в образе Сталина в сверкающем: мундире, как, например, в картине «Сталин и музы» (В. Комар, А. Меламид), написанной в утрированной манере сталинского ампира. В 1970-е эту линию продолжил Пригов — уже в рамках общего концептуалистского движения, получившего название «московской школы концептуализма». Феномен «сакрального минимализма», разумеется, представляет собой парадокс (минималистские и концептуалистские стратегии все же обычно пресекают всякие попытки сакрализации чего бы то ни было), но это один из центральных парадоксов русского искусства, которое традиционно понимает себя в качестве эмблемы невыразимого.
Это относится прежде всего к Эрику Булатову и Олегу Васильеву – живописцам, которые в 1950-е годы испытали сильнейшее влияние теории композиции Фаворского и эстетики Фалька. Видеоарт – основатель америк. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора.