Рассмотрите следующие картины, определите их композиционные схемы: И. Машкова «Московская снедь.
Совет: я не буду слишком углубляться в гармонию цвета, это тема для отдельной книги. Плодотворный ум, если он будет сосредоточен на единой цели, всегда сможет дать тысячи разнообразных выдумок. На следующей композиции (ил. Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. 76), а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиции (ил. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и вот таким образом наиболее контрастны.
Талант только подсказывает нам что правильно, а что – нет. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед. Композиционный центр (скрипка) сопряжен с осью симметрии. В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану.
К ней с двух сторон склонились фрейлины – менины. Оптический центр находится приблизительно посредине. В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы.
Посмотрите, что получиться, если наложить композиционную сетку на картины известных художников (я старалась выбирать максимально узнаваемые). Все зависит от расположения диагонали в кадре. Следовательно, очень большая масса (лес), расположенная с одной стороны картины, должна уравновешиваться массой с другой стороны (светлого цвета, но больших размеров или меньших размеров, но более темной). Примером двойной линии служит, например, ось симметрии (рис. 1б). В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты.
89а), но такая композиция выглядит однообразно и скучно. Живописуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая его словами. Он представлял собой так называемый "поневный комплекс".
Такую структуру имеет и композиция картины, среди элементов которой есть главный именуемый композиционным центром. Попытаемся сгруппировать предметы (ил. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом. Это общее замечание хорошо иллюстрирует произведение П. Брейгеля. 4-9).
74). Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток (ил. И таким местом при такой конструкции здесь может служить только вертикальная ось симметрии. А в «Тайной вечере» знаменитого Тинторетто (Якопо Робусти) наоборот – лик Христа просто механически впаян в центр картины и сопряжен с ее вертикальной осевой линией. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. 4—9).
Для этих костюмов характерна особая узорность, яркость и декоративность. Конечно, в сюжете не все одинаково важно и второстепенные части подчиняются главному. Эти материалы излагаются в связи с теоретическими проблемами рисунка, живописи и композиции, а также в «Кратком словаре художественных терминов».
«Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. 116). Ибо искусство и начинается и кончается, да и воспринимается чувством. После каждого отпечатка краску на шнур нанесите заново. 14-19).
В этой статье я рассказывала о сетке, которую можно использовать при компоновке рисунка. Завершает ансамбль русского костюма головной убор. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (ил. Тип композиционного центра – конструктивный. Аналогичный пример представляет натюрморт «Скрипка» Петрова-Водкина. В геометрическом центре полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой.
Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности. Этот момент — краеугольный камень, так как, фотографируя «просто так», без цели, без понимания, вы рискуете сделать непонятный зрителю кадр. Главное, чтобы они были оправданы и могли быть восприняты зрителем.
Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на Качелях. Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание.
22). Целостность произведения нарушена.
Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Рассмотрим икону неизвестного автора «Тайная вечеря». Книга «Основы композиции» знакомит с базовыми принципами композиции, ее правилами, приемами и средствами. Дождь идет и работать нельзя.
Учащимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности. Рисунок может быть построен в затухающем ритме к центру изделия или к его краю.
Альтернативный пример, где композиционный центр сопряжен с неподвижной точкой гиперболической гомологии при недоступной оси гомологии, представлен в натюрморте И. Э. Грабаря «Неприбранный стол». Это элементарное и незначительное влияние цветов самих по себе ни в какое сравнение не идет с тем эстетическим впечатлением, которое оказывают материальные цвета в реалистическом изображении: голубой цвет, например, тогда может показаться нежным, лирическим, когда он выражает состояние неба в определенные часы, при определенном освещении. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно.
Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. Также с помощью цвета легко выделить центр интереса.
61. Для этого возьмем тарелку с двумя яблоками, банан, грушу, нож (ил.
В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется. А теперь попробуем сами составить натюрморт. Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства.
Вопросам искусствоведения не посвящается отдельная часть учебника. Оба они – один белый, другой черный – выходы во внешний мир. Для этого нужно изготовить специальный штамп с помощью веревки или шнура. Северянки, например, носили кокошники, расшитые золотой нитью и речным жемчугом. В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке.
Когда мы хотим изобразить сразу много силуэтов в одной картине, то может получиться, что каждый силуэт будет сам по себе и нам будет сложно разобраться, что происходит в этой картине (параллельно демонстрирую на доске несколько не связанных между собой простых силуэтов). Колорит, как и все составные элементы композиции, находится в тесной связи с замыслом и помогает зрителю воспринимать содержание. Холодные цвета кажутся дальше, теплые – ближе. Здесь материал расположен по мере нарастания сложности.
Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. 89). И, в заключение, хочу сказать ещё одну важную вещь. - Ребята посмотрите на доску.
Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Композиционный центр находится почти у края картины. Требуется умение бегло и удачно компоновать.
Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. Используя структуру, художник подчеркивает мощь этого человека. Северянки, например, носили кокошники, расшитые золотой нитью и речным жемчугом. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы.
Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Композиции подвластно многое. Кроме того, есть преобразования, одновременно содержащие и двойную точку и двойную прямую (напр., гомологии – рис. 4). Итак, композиционный центр должен привлекать внимание зрителя. В центре образовалась пустота. На том же принципе ритмического членения строятся и рисунки в клетку типа «шотландок».
И такую роль в данной работе выполняет изображение белого свитера. В конце учебника помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства и рекомендуемая литература. 89г). Для этого возьмем тарелку с двумя яблоками, банан, грушу, нож (ил. Один выход – самая настоящая дверь во внешний мир, солнцем нам даруемый свет. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.
В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тиши- ниной», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» (ил. Композиция натюрморта тяготеет к симметрии. О том, как зародилась композиция картины. «Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра. Рассмотрим картину Веласкеса Менины и ее схему.
Эти мотивы M1, M2, M3 и М4 индуцируют на картине ритм, основанный на параллельном переносе – ортогональном преобразовании, не имеющем двойных элементов (рис. 6). Парадоксальность Питера Брейгеля проявилась в смещении смыслового центра картины (Икар) на периферию, а второстепенного персонажа (пахаря) — в композиционный центр. 3, б. Равновесие в композиции достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости картины слева и справа, вверху и внизу. Но очевидно, что композиционная конструкция здесь никоим образом не связана с симметрией. огромное цветочное поле или лес в картине обязательно вызовут радостное настроение.
Такой прекрасный знаток анатомии, как Рафаэль, не мог так элементарно ошибиться. Левая сторона явно перегружена в ущерб правой. У Сальвадора Дали есть полотно, которое он назвал «Автопортрет с рафаэлевской шеей».
Вариантов построения композиции может быть много. Попробуйте сделать подобную работу. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Его важнейшая функция – привлекать внимание зрителя. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное.
Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Схема процесса творчества будет, пожалуй, такая: интуиция – анализ – интуиция. Вполне очевидно, что такой подход при изображении предметов не есть так называемое самовыражение, которое рекомендует пассивное «выливание» наружу субъективных чувств. Он находится в центре поля зрения и его мы видим с подробностями и четко.
Выделяйте композиционный центр при помощи тона и цвета. Предметы красиво расположены на плоскости стола, составляют очень живописную группу, уравновешивают друг друга. В этом плане художник несколько ограничен. Например, «Портрет композитора Кара-Караева».
Рубить становится легче. Прежде чем приступить к практическому анализу, необходимо сделать одно существенное замечание: в картине не надо искать того, чего в ней нет, то есть ни в коем случае не надо задаваться целью подгонять живое произведение под определенную схему. Задания рассчитаны как на классную, так и во многом на домашнюю работу. В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Все остальное погружено в тень.
Понравившийся вариант композиционного расположения предметов закрепите специальным клеем (ПВА, Момент, Суперцемент и т. п. ) на жесткой основе (картон, холст на картоне, оргалит, фанера и т. п. ). Есть в портрете одна деталь, ставшая загадкой художникам на столетия: если дотошный рисовальщик проследит линию плеча и шеи до головы (справа), то шея оказывается, говоря профессиональным языком, абсолютно не привязанной к массе головы. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Получить ответы на эти вопросы нам поможет изучение взаимосвязей композиционного центра со структурой и конструкцией композиции картины. В статье «Движение и ритм в композиции картины» дано изложение геометрической концепции построения композиции картины.
Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. Целостность произведения нарушена. Промежутки между полосами не должны быть равны ширине близлежащей полосы ибо это создаст монотонность. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия.
Причем композицию Альберти понимал как «живой организм» и как красоту, к которой «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Структура не затрудняет свободное движение топора. Но есть единственная точка O – центр симметрии, которая соответствует сама себе. Образ Христа резко смещен к левому краю иконы. Деструктивный композиционный центр (Д-центр).
89). Темная тучка «пытается упасть» и дождь проливается куда-то за картинную плоскость. То есть перед тем, как сделать кадр, нужно проанализировать, что вы фотографируете, понять, что для вас важнее и выгоднее: показать связь главного объекта с его окружением (если это имеет выразительность) или сосредоточить внимание зрителя на деталях главного объекта. Композиционный центр, лик Христа, сопряжен с осью симметрии. Не следует думать, что надо изучать в 5 классе «Основы рисунка», в следующем классе «Основы живописи», а затем «Основы композиции» и в 8 классе «Краткий словарь художественных терминов». Этот выход можно воспринимать как выход в другой свет – светское общество. Яркий солнечный день, освещенное зеленое поле или лес в картине обязательно вызовут радостное настроение.
66, 67). Для этого штамп сильно прижимайте к бумаге или ткани. Я лично предпочитаю разнообразные цвета и оттенки избегая черного.
89а), но такая композиция выглядит однообразно и скучно. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п. ).
Также в жизни бывают монотонные цвета или, например, два дерева одинаковой высоты. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. сразу все пришло — всю композицию целиком увидел».
Однако не исключается возможность копирования этих рисунков из книг, если за этим будет стоять не бездумное срисовывание, а серьезная аналитическая работа. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Все они работают по-разному. 14—19).
Линейная перспектива потребовала уменьшения фигур на носу баркаса, но воздушная перспектива (ради иллюзии отдаленности берега) четкости фигур на носу не уменьшила по сравнению с ближними фигурами, то есть воздушная перспектива внутри баркаса практически отсутствует. Композиционный центр картины – это ее главный сюжетный компонент. Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой психологической характеристикой.
Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Тамбовская губерния. Костюм южных губерний заметно отличался от костюма северных. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление.
Концы их можно предварительно слегка подпалить, чтобы они не лохматились. К ней с двух сторон склонились фрейлины – менины. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр. Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия.
Истину приходится изнурительно искать. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, обычно расшивали красными нитками.
Желательно, чтобы ни одно задание не было пропущено. 40. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца.
Тот, кто смел в композиции, никогда не будет затруднен сложным построением. В этой ситуации особое значение приобретают масштаб и уравновешенность композиции. 896). Композиционный центр находится почти у края картины.
Все внимание художник уделяет передаче живой выразительности лица. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Кажется, что дровосек срубил все на свете и остались последние хилые два деревца.
Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции – картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» (ил. 66, 67). В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.
Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен. Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя. 75). Зритель воспринимает в первую очередь те предметы, которые контрастны по отношению к фону.
Обдумайте замысел. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Давайте рассмотрим несколько примеров выполнения композиции натюрморта. Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана.
Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Важную роль здесь играет и выбор места. Мне кажется талант – это не самое важное для художника.
Своеобразная симметрия создана постановкой на вертикальной оси фигуры мастера и перекличкой ровно стоящего деревца с трубовидным сооружением справа. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Движение в картине – выразитель времени. Это – автопортрет Веласкеса.
Это так называемая восходящая диагональ. Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа.
Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.
Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции. Если границу расположить посередине, то изображение распадается на две части, равно претендующие на главенство, — нарушится принцип подчиненности второстепенного главному. Способность к творческой интуиции – проявление одаренности художника. Попытаемся сгруппировать предметы (ил.
Уравновешенность композиции обеспечивается взаиморасположением общего темного композиционного овала слева от середины и активного темного пятна справа (теневые части двух фигур и посуда). 77). А теперь попробуем сами составить натюрморт. Группа распалась на несколько отдельных элементов. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.
Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. Композиция из разнообразных материалов и природных формНетрадиционные для создания художественных произведений материалы (скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки, оловянные солдатики, колесики и т. п. ), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, рыбки, морские звезды, камешки, песок и т. п. ) могут вдохновить художника для творческой деятельности.
В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован. Например, центральная симметрия каждой точке A ставит в соответствие точку A1 (рис. 1а).
Главное в композиции – создание художественного образа. 29. И помните, что в вашей картине должен преобладать один цвет и температура. Такой принцип построения будет называться композиционной схемой.
Композиция строится по определенным законам. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует. Рисуйте центр интереса чуть более насыщенным цветом, чем окружающие области. Ясно, что композиционная конструкция здесь базируется на ритме с осевой симметрией.
Такой же эксперимент можно проделать с весами. Основные направления линий стягиваются к центру. Оба они – один белый, другой черный – выходы во внешний мир. Не следует думать, что предметы натюрморта надо обязательно располагать по схеме.
Ходлер выстраивает умозрительную диагональ из нижнего левого угла в верхней правый. Особое место в натюрморте занимает косая широкая темная полоса на заднем плане. Веками художники искали наиболее выюазительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п. ).
Скучно. Для создания композиции картины о походах Ермака он проехал на лошадях по Сибири более трех тысяч километров. На рис. Так, на примере истории развития живописи раскрываются особенности жанров искусства.
Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Изображение перевернуто. Когда клей высохнет, нанесите на шнур выбранную краску и приступайте к штамповке.
Это происходит при смешении более, чем трех цветов вместе. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Лето дождливое было изба тесная, потолок низкий. Этот ритм выявляет целеустремленное движение. Один композиционный центр картины – юная инфанта. Второстепенные фигуры или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя. Все это создает определенное минорное настроение.
Если что-то не получается в рисунке композиции, можно еще раз отправиться на этюды, зарисовать неполучающиеся детали, а затем уточнить рисунок с использованием собранного натурного материала. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра. Все они работают по-разному.
Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе. 3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. Ритм композиции основан также на симметрии. Очень интересен диагональный ритм верхушек башен, купола, статуй над портиком, перспективой правой стены, лодками с правой стороны картины. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье).
Женская праздничная одежда. Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Он сопряжен с «нарушителем порядка» структуры.
Индустриальные сооружения (кстати, весьма условные), единственное деревце, фигуры людей — все подчеркнуто вытянуто вверх, лишь в нижней части картины идут несколько горизонтальных линий, образуемых бетонными плитами, трубами, горизонтом. Главное в композиции — создание художественного образа. Просто посмотрите, как расположены предметы (фигуры) и их оси относительно основных линий картины, чем поддерживаются (если поддерживаются) диагонали и что попадает на узловые точки. Женский костюм русского Севера часто называют "сарафанным комплексом", так как основные его части – рубаха и сарафан. Важно, чтобы с его помощью цвета создавался художественный образ.
И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Объясняется же с помощью анализа. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел.
На картине В. Серова "Девочка с персиками" (ил. Композиции подвластно многое.
В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. Необходимо помнить, что полностью заменить работу с натуры копировальный метод не может. К такому изображению зритель равнодушен. Вторая половина XXX в. Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки.
1-9 кл» (руководитель Т. Я. Шпикалова). 37). Особо следует отметить цветовые отношения на дальнем плане.
Южанки предпочитали рогатую кичку, состоящую из многих деталей. Изменяйте оттенок цвета, чтобы избежать монотонности. Обсуждаемый здесь метод, как раз наоборот, требует активной деятельности, концентрации всех сил в момент творчества.
Зритель взглядом препятствует движению объекта, расположенного на диагонали. Нужно приложить определенные усилия, чтобы отыскать главного героя этого сюжета. Зритель взглядом «подталкивает» объект, расположенный на диагонали. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Бонжур, мосье Гоген» и В. Сурикова «Боярыня Морозова» (ил.
Заполненность всего пространства картины не выходит по смыслу за раму, композиция прочно сидит внутри, проявляя себя то по кругу, то по квадрату (расположение хлебов). Диагональ может помочь зрителю в чтении композиции, может «ускорить» движение объекта, а может и «притормозить». Мастер поместил на ближнем плане фигуру лыжницы, одетой в красный свитер.
Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. Согласно определению русского художника и ученого-психолога Н. Н. Волкова (1897–1974), композиция — это «конструкция для смысла» 2, в иной формулировке — «алгоритм творческого процесса». Изменилось и восприятие картины в целом. По крайней мере, не так важно, как усердие, упорство и трудолюбие.
Важно понимать, что кадр — это не просто набор случайных объектов. Такие штампики можно делать из картофеля, ластика и других материалов. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх, в правый верхний угол.
И вдруг. Он направляет на нее свет спереди, светлое окошко в глубине картины художник приглушил, чтобы детали обстановки не отвлекали внимания от главного. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Другой – это зеркало, в котором отражается королевская чета.
Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать свое композиционное мышление. Формат листа у рисунков натюрмортов на этой странице одинаковый, а вот впечатление возникает самое разное. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.
А вот положение композиционного центра здесь проблематично. – вот центральный вопрос этой статьи. То есть здесь композиционный центр должен выступать как нарушитель ритма. Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету.
Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению. Изменилось и восприятие композиции в целом. Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски.
Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. А вот опыт исправляет ошибки. В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Это – другой композиционный центр картины. Посмотрите на рис.
«Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Она захватывает нас своей красотой, напоминает о летних вечерах и рождает вновь когда-то пережитые чувства. Везде контрасты и противопоставления. Она индуцируется парой симметричных мотивов – изображением двух нотных тетрадей. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и вот таким образом наиболее контрастны.
Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Ведь именно для него вы создаёте фотографии. Всякая замкнутая структура содержит особый элемент, занимающий в ней центральное место.
1-9 кл» (руководитель Б. М. Йеменский), а третий использует программу «Изобразительное искусство. Большое светлое пятно как бы рассыпается постепенно на мелкие вспышки света. Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа.
896). При таком анализе рассматривается каждый элемент. Важнейшим свойством геометрических преобразований является наличие у них двойных (неподвижных) элементов. Правило золотого сечения (одной трети): Наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого.
Этот недостаток отсутствует на рис. Рассматривая отдельно светлые и темные обобщенные пятна, мы убеждаемся в светотональ-ной целостности композиции, причем видим, как белая ткань и освещенная поверхность основания лежащей вазы держат главные акценты и создают условия для ритмического расположения темных пятен. К общему смыслу латинского слова здесь прибавляется усиленный пафосом ренессансной эпохи момент «изобретения, выдумывания», свободы воображения, права художника, как тогда говорили, на «сочинение историй» в противоположность средневековой традиции следования образцам (ит. И сразу же она как бы поблекнет, распадется на отдельные безжизненные штрихи и утеряет поэзию колорита.
Вариантов построения композиции может быть много. Художник выделяет объект с помощью разнообразных выразительных средств. Меншиков. Составьте несколько композиций. И действительно, если шлшобовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», П. Гогена «Бонжур, мосье Гоген» и В. Сурикова «Боярыня Морозова» (ил.
Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. И это является «ахиллесовой пятой» данного полотна. 89г). Большинство людей предпочитают теплые цвета. 57) Можно использовать разницу между температурой цвета для создания контраста и глубины. Южанки предпочитали рогатую кичку, состоящую из многих деталей. 30.
Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны, особенно в учебных целях. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Группа распалась на несколько отдельных элементов.
Этот же список включает и использованную автором литературу. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения. Украсьте подобными узорами почтовую бумагу, конверты, открытки, шторы и другие предметы.
Точка O – двойная (неподвижная) точка преобразования. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Взгляд зрителя останавливается на фигуре матери, которая удерживает невесту за платье, затем на фигуре отца, свахи и, наконец, на самом герое сватовства.
Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи – прошвой. Композиция построена на ритме вертикалей. В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (ил. Здесь ритм композиции задает симметрия. В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Рассмотрим картину Веласкеса Менины и ее схему. Завершает ансамбль русского костюма головной убор. Не только труд, но и искусство создает человека.
Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. Классическое определение композиции в изобразительном искусстве дал в эпоху итальянского Возрождения теоретик и архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435–1436): «Композиция—это сочинение, выдумывание изобретение» как «акт свободной художнической воли» 1. Во время самостоятельной работы можно негромко включить соответствующую музыку. Его роль в формировании личности очень важна. Они противоположны, как день и ночь.
Сюда, как правило, относятся линейные рисунки (полосы и клетки), композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита.
Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет четкую структуру. Композиция проста и совершенна.
Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. По определению С. М. Даниэля композиция — это не состояние (даже в относительном смысле), а «процесс, регулирующий развертывание идеи»3.
У некоторых преобразований нет двойных точек (напр., параллельный перенос), а у некоторых нет двойных прямых (напр., поворот).
Один композиционный центр картины – юная инфанта. Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту. Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента.
Они противоположны, как день и ночь. На следующей композиции (ил. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. В первую очередь деструктивный тип центра неизбежно есть в тех композициях, ритм которых основан на геометрических преобразованиях, не содержащих двойных элементов (параллельный перенос). Однако художники, бывает, отказываются от какого-нибудь этапа. Существуют неисчислимое множество съёмочных ситуаций, среди которых, безусловно, могут встретиться те, что не впишутся в какие-то общепринятые «правила».
Талантливые ХУДОЖНИКЕ могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и многс трудиться над ее практической реализацией. Это – другой композиционный центр картины. 1-9 кл» (руководитель В. С. Кузин), другой по программе «Изобразительное искусство и художественный труд.
Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка». Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности (ил. Яркой иллюстрацией этому может служить «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. Чем больше цветов вы смешиваете, тем грязнее становится оттенок. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке.
Комментировать не буду. Подобных схем построения композиции может быть множество, но в творческой работе важно помнить, что выбирать схему необходимо в зависимости от того, какого художественно-образного решения хочет достигнуть художник. Часто украшали и подол. В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа. Ритм композиции натюрморта определяют два мотива, а именно: фигуры F и F1 (рис. 5).
сomponimento — сочинение). По этой же схеме строится расположение темных пятен. В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова «Портрет Ксении Тиши- ниной», Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» и «Аркадские пастухи», П. Рубенса «Снятие с креста», К. Лоррена «Пейзаж с мельницей», Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» (ил. Тем не менее иногда не стоит изображать всё именно так, как оно есть на самом деле.