А затем к чеканке обратились молодые скульпторы Коба Гурули и Дмитрий Кипшидзе. Коба Гурули – лирик. Учился у лучших мастеров-чеканщиков Грузии Коба Гурули и Ираклий Очиарули.
В Грузии с любовью говорят о мастерах Гураме Габашвили, Ираклио Чиаури, Кобе Гурули. Коба Гурули. Коба Гурули — лирик.
Ножом очерчивал контур, молоточками и пунцонами колдовал над фоном и орнаментом. Позже Амашукели писал: «Если остальным моим памятникам поменять местонахождение, они все же будут продолжать жить, а вот памятник Горгасали и мемориал морякам в Поти тотчас же «скончаются», так как и тот и другой порождены окружающей средой». У него имеются не четыре, как вы сказали, а пять моих работ» — «Часто встречались друг с другом. » — «Как сказать, когда приезжаю в Москву или когда он приезжает в Тбилиси» — «Давно вы не видели его. » — «Наверное, год», — ответил я и чтобы ответ был убедительным, задумался. От звуков его голоса под свежим ветром до потолка взвились широкие гардины В подвалах стояли тысячи полторы бутылок из-под «Аи» и «Вдовы Клико».
Не о Параджанове — о старом Тифлисе. И кажется, что слышишь песню ароб-щика «Урмули», разносящуюся над вечерними полями. Он прославляет труд как творчество, как радость и сущность жизни.
Хотя подняться наверх физически тяжело, спуститься, как ни странно, намного труднее. Но все-таки не прекратила творчества. О дальнейшей судьбе этого памятника нам неизвестно. «Мать Грузия» стоит высоко над городом, слегка наклонив голову, словно смотрит на Тбилиси.
С особой страстью Тариэл Чекуришвили отдается и реставрации музыкальных инструментов. Восхождение на вершину Великой пирамиды Коба – Nohuch Mul – самое популярное занятие туристов. Еще до этого, в Союзе художников в Москве обсуждались проекты для посылки в Софию. Его памятник «Насакиарали» — четырнадцатиметровый обелиск и изображенная у его подножия колонна восставших гурийцев — установлен в Гурии его скульптуры выставлялись на республиканских выставках и заслужили похвалы.
Уникальность его чеканки в том, что автор раскрывает свойства природных материалов. Таков старый сюжет. Дмитрий Кипшидзе. Иногда я заставал его в исключительно молодежном обществе.
Его уникальные «чеканные истории» повествуют о христианских святых и правителях древней Грузии. А когда оба они погибли на дне ущелья, то плачущая мать юноши пошла к тигрице ибо только мать может понять горе матери. Духовным учителем и наставником художника стал Коба Гурули – знаменитый грузинский мастер чеканки. Саша на русский перевел стихи моей супруги, которые были изданы «Молодой гвардией» в 1967 году».
Интересно выполнен его архитектурный проект детского игрового комплекса «Старая крепость» в парке им. Чеканные картины его «неторопливы», спокойны и в чем-то величавы. Позже, став чеканщиком, Гурули также вступил в «единоборство» со всеми видами металлов, на которых можно чеканить и все их подчинил своей воле. Чеканщик же «пишет» новый. Творчество Мито во многом идет от поэзии Важа Пшавела и древних сказаний.
Александр Глезер был поэтом, писателем, журналистом, членом Союза художников СССР. И другое солнце — волшебное солнце — символ творчества.
Перед отъездом позвонили, сообщив, что я должен встретиться с сотрудником КГБ. В какие-то мгновения казалось: это — слюнявый неопрятный старик с разжижением мозгов. Вот арба, в которую впряжены два быка. Лишь с конца 1950-х годов начинается подлинный расцвет грузинской пластики. В изображении Гурули это мудрец и воин, поэт и аскет. Художник умеет воспеть нежность в неожиданной и оттого особенно трогающей композиции.
И он уже не видел нас и не слышал. Ни один винодел не смог бы углядеть и малейшей неточности в чеканке, где у Гурули изображено таинство получения вина виноделами, хотя у него абсолютно нет работ на так называемую «производственную тему». Это поиск мудрого человека и зрелого мастера, он ни в коей мере не связан с умозрительным и суетливым поиском собственного «Я», в творческом пути мастера чувствуется восточная самодостаточность человека древнейшей культуры.
Оно светится из глаз, это солнце, мудрое и вечное из глаз великого поэта Грузии Шота Руставели. Впрочем, это — совсем другая повесть. Повертев в руках мою первую, только что вышедшую книжку стихов «Облака и птицы», Параджанов заглянул мне в глаза и предложил кольцо с бриллиантом в подарок. Глаза, прокалывающие насквозь. Схватка их была единоборством равных по силе и мужеству.
Ступеньки узкие, крутые и довольно скользкие. Каким разным он мог быть. Читателю будет интересно ознакомиться с одним из его воспоминаний, взятым из книги «Время творец». Наверх ведут 120 узких и крутых ступенек. В последний раз Элгуджа и Саша встретились в Тбилиси в 1989 году, куда он приехал для приобретения работ грузинских художников.
Прошел месяц, два, три. «Вы правы», — сказал я и детально рассказал о последней встрече с Сашей в его семье. Схватка их была единоборством равных по силе и мужеству. Вскоре дружба переросла в любовь и они создали счастливую семью. В народе это имя граничит с самыми высокими метафорами и символами. Тем не менее увидел он многое.
Полученное мастерство чеканщика позволило талантливому художнику создать оригинальную чеканку в холлах пансионата «Золотой берег». В пример можно привести дочь Зевса Афину Полладу, покровительницу Афин. Но любимым металлом осталась медь. «В январе», — сказал он и этим дал мне понять, что о Саше знал больше меня. Тюремный опыт — опыт отрицательный, как засвидетельствовал Варлам Шаламов.
Новациям и чеканкам мэтра предшествует поиск. Большое удовлетворение получил Амашукели от открытия своих ранних произведений – монумента Славы в Поти и монумента Победы в Гори. Конечно, тюрьма разрушила здоровье Паражданова и, надо думать, сократила его век. В сюжетах и манере исполнения чеканок чувствуется национальный характер художника.
Два года назад мне впервые довелось побывать в мастерской Ми-то — так называют его друзья. Летом 2003 года функцию заказчика по установлению памятника возложили на «Грузинскую железную дорогу», в которой неоднократно менялось руководство, в результате чего, финансирование памятника было прекращено и проект «повис в воздухе». Они подружились. В левой руке ее — чаша с вином: для друзей, в правой — меч: для врагов.
В его работах живут мифические персонажи и фантастические животные. Археологическая зона находится на территории затерянного в джунглях древнего города Коба (Coba) – сердца, некогда процветавшей и исчезнувшей империи Майя. Два года назад мне впервые довелось побывать в мастерской Ми-то – так называют его друзья. Через год после свадьбы у них родилась дочь Эка, которая принесла большую радость родителям и пошла по стопам отца, став художницей, порадовала их и внучка Елена, чей портрет нарисовал дедушка Элгуджа. Элгуджа Амашукели был автором интересных книг: «Письма об искусстве», «Шестое чувство», «Время творец». На протяжении 30 лет Валентин Перевозчиков работал художником-оформителем в Евпатории.
Его изгнание из СССР вам не запрещает иметь с ним дружеские отношения» — «С кем должен порвать или восстановить дружбу, это, как всегда, я сам решаю», — ответил я. На этом разговор закончился». Творчество Мито во многом идет от поэзии Важа Пшавела и древних сказаний.
В большинстве его работ живет солнце. За эту работу Амашукели удостоился государственной премии имени Шота Руставели. Обладатель почетных наград (золотая медаль и звание почетного мастера народного творчества Украины, серебряная медаль и звание лауреата премии ВДНХ) является почетным гражданином штата Мериленд, США. Во главе современной грузинской школы пластики стояли такие выдающиеся мастера, как ученик великого Огюста Родена Якоб Николадзе (1876-1951) и выпускник Ленинградской академии художеств Николоз Канделаки (1889-1970). Толпились и пили мед божественных речей красивые девочки и еще более красивые мальчики Походило на то, что девочками он «прикармливал» мальчиков.
Почему издавна принято считать, что у русских и грузин много общего. Почему-то вспоминается купринский искалеченный Сашка, возвратившийся искалеченным в родной «Гамбринус». Учитывая высоту пирамиды (42 м), а также отсутствие каких-либо ограждений или перил на вершине и по бокам, подниматься немного страшновато, зато с вершины открываются завораживающие пейзажи сплошного моря зеленых джунглей. Они встретились тогда, когда у каждого из них была найдена своя дорога. Фрунзе в Евпатории.
А теперь немного о личной жизни Элгуджи Амашукели. Доктор искусствоведения, профессор Никита Воронов (1924-2002) писал: «Узкое догматическое понимание социалистического реализма было преодолено. На годы лишила привычного рабочего инструментария.
И все же этот художник и этот город неразделимы. Автор экспериментирует с материалом и приемами обработки. Но чеканка стала его настоящей страстью, призванием.
Традиционность творчества мэтра представляют иконы, базирующиеся на византийской эстетике. Сходить в этот дом пришлось мне одному. А когда оба они погибли на дне ущелья, то плачущая мать юноши пошла к тигрице ибо только мать может понять горе матери. Иногда даже не для того, чтобы перейти в чеканку, а просто как символ настроенности — что-то вроде скрипичного ключа для музыканта. «Кроме меня и моей супруги там были Лиана Исакадзе вместе с супругом, Тамазом Чачава и хорошо известный на Западе художник Оскар Рабин» — «Вы знаете или нет, что Александра Глезера и его супругу неделю назад выселили из Москвы и сейчас они находятся в Италии. » — «Не знаю, не слыхал» — «Наверное, встретитесь с ним в Италии.
На ней огромный стог сена. Загубленный скрипач, с веселым отчаянием заигравший на окарине. Таких, как Чекуришвили, единицы.
«Вот за этим столом мои деды сто лет пили коньяк и шампанское. » — воскликнул приятель Параджанова. Внуки обрели в ней родину Огромный банкетный зал с длинным столом. В январе 2008 года известный архитектор, профессор Вахтанг Давитая, который помогал в отливке статуи из гипса и участвовал в обсуждении, где ее установить, вновь поднял вопрос о состоянии памятника, выступая по телеканалу «Рустави-2».
И веяло жгучим холодом нечеловеческого величия. Он идет по стопам старых мастеров и не скрывает этого. Элгудже Амашукели принадлежат великолепные рельефные композиции, блестящее художественное оформление станций метро «Руставели» и «Церетели». Супруги часто ездили в Москву и за границу по своим профессиональным делам. Шедевры его творчества можно увидеть в Кутаиси (памятник Давиду Строителю), в Зестафони («Раненый орел»), в Поти и Гори и, большей частью, в Тбилиси («Пиросмани», «Царь Парнаваз», «Деда эна» или «Колокол знаний», (награжден премией Гогебашвили), «Рафиел Эристави», «Мемед Абашидзе», Баллада о тигре и юноше, Обелиск погибшим во Второй Мировой войне в саду ТГУ и др.
Основы рисунка Чекуришвили постигал под руководством Шавлы Циклаури. Плача, он проливал шумные реки слез и целовал старые иконы, страстно впиваясь в них большими пухлыми губами. — «Откуда у него имеются ваши четыре работы. » — «Две выиграл у меня в нарды, три обменял на альбомы художников – Василия Кандинского, Марка Шагала и Сальвадора Дали. В этом гении было лукавство печального, многократно обжегшегося пройдохи. Монумент «Мать Грузия» был задуман как «Мать, покровительница города».
В Софии на окончательное обсуждение было отобрано 80 проектов. Эта работа оказалась одной из последних в его творчестве. «Откуда знаете поэта Александра Глезера» — спросил он меня. Он дарит новую жизнь уникальным старинным роялям и другим музыкальным инструментам.
«По Тбилиси и Москве. Прекрасные, ювелирно отточенные произведения Гурама Габашвили очень традиционны. Доброжелательный лик, но всевластный исполненный страшной силы. Или вариации на руставльскую тему «Раздать богатство бедным» — могучие народные фигуры с лицами, в складках которых годами копился гнев и надменные, утонченно аристократические черты противостоящих. Первой работой Амашукели, установленной в столице Грузии в 1958 году, был монумент «Картвлис деда» («Мать Грузия»). Города Грузии в 1930-1940-е годы были бедны памятниками монументального искусства.
Элгуджа обещал ей оформить сборник ее стихов и свое обещание выполнил. Саша Глезер вместе с московскими художниками-авангардистами участвовал в организации знаменитой «Бульдозерной выставки» на окраине столицы, в Беляево, под открытым небом. Сравнение, разумеется, далекое и грубое. Таков старый сюжет.
Со слов Давитая, скульптурная композиция «Царица Тамар», выполненная в гипсе в 2004 году, высотой 6, 5 метров, стояла под прохудившейся крышей и просачивающаяся вода могла деформировать гипс, что повлекло бы за собой потерю великолепного произведения искусства. Его монументальные архитектурный декор зданий, рельефы, скульптуру интерьеры можно увидеть в Евпатории в оформлении касс аэрофлота, магазина «Малыш», пансионатов «Орен-Крым», «Юный ленинец», «Бригантина». Сохранение старинных ремесел стало основой творческого метода мастера. На конкурс было представлено всего 120 работ. Он был уже известным скульптором, автором монумента «Мать Грузия», а она, Лия Стуруа, замечательная грузинская поэтесса, стихи и поэмы которой будут переведены на русский, английский, французский, немецкий испанский и другие языки. Можно посидеть на древних камнях, подумать о вечном, а потом и о земном- о спуске.
Вдруг он бубнил бессмысленно и меланхолически: «Шли по лесу дровосеки, Оказались гомосеки» Я отворачивался, а когда вновь встречался взглядом с Параджановым, его лицо уже успевало превратиться в барельеф. Поэзия его творчества черпает свои сюжеты из фольклора, народных песен и былин. Выдающийся грузинский скульптор Элгуджа Амашукели еще в начале 90-х годов прошлого столетия создал скульптурную композицию «Царица Тамар». Перевел на русский язык семь книг грузинских поэтов, коллекционировал картины современных художников. Чеканщик же «пишет» новый.