«завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe)— картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. Клода Моне на создание Завтрака на траве вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Картина Клода Моне Завтрак на траве: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. Существует два Завтрака на траве Клода Моне.
Клод Моне, «Завтрак на траве». «завтрак на траве» (Le djeuner sur lherbe) – картина великого французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926). Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике. И у Клода Моне и у Эдуарда Мане есть картина «Завтрак на траве».
К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях. Между тем, тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9.
Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный уменьшенный вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна21564344. Моне сознательно избегает этого, он пишет то, что видит, старается «поймать» момент изменчивой действительности и для этого ему нужна быстрая техника. В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру.
Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетёной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно-художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе.
Это – толпа. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». «Изображён ясный, светлый, несколько прохладный, летний или весенний день.
Правый фрагмент был утерян, а две единственные сохранившиеся левая (4, 18 1, 5м) и средняя (2, 487 2, 18м) части находятся в коллекции музея Орсе. Было объявлено, что он опасался отказа, но жюри Салона 1866 года было достаточно либеральным и уже принимало его рискованные работы, однако и в этом случае картина наверняка была бы атакована большинством критиков, хотя и стала бы «манифетом пленэризма», со всеми амбициями Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций56. До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. В 1873 г. Клод Моне пишет картину «Поле маков у Артанжёя» (Музей дОрсе, Париж), на которой изображены утопающие в полевой траве Камилла и маленький Жан Моне. На этой картине была изображена голая женщина в окружении одетых мужчин — неслыханная дерзость для тех времен.
Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Местами пробиваются светлые лучи солнца.
Исследование, проведенное в сентябре 1865 года (в настоящее время в Пушкинском музее в Москве) дает представление о полноценной картине, которая состояла из не менее 12 частей в натуральную величину. 2. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8081. Какибрат самого художника Густав.
Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем417. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем. Угол сада художника предстаёт таинственным местом, спрятанным в густых зарослях.
Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16. 3. Именно в Париже Моне крепко сдружился с художниками, которые станут основными членами движения импрессионистов, такими как Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см. Яркий солнечный пейзаж в картине «Цветущие яблони» (Музей изящных искусств, Будапешт) поражает мастерской передачей света- изображённый ландшафт буквально купается в солнечных лучах, заливающих всю окрестность, – и простотой композиции, на первом плане которой – трава и цветущие деревья яблоневого сада, на втором – полускрытые за их ветвями домики с красными крышами, а на дальнем – возвышающийся холм.
Организацию выставки взял на себя Клод Моне. Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2526. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет.
Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом71. Критика обрушилась со всех сторон.
Даже лица написаны схематично. Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»4950 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)51, для которой моделью снова послужила Камилла52.
Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4. Он будто сливается с небом, перестаёт быть земным творением. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной45: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»74.
В результате, Моне разрезал её на три части. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)332834. Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники.
Моне один из главных приверженцев импрессионизма. (self-sufficient) Фигуры справа и слева повёрнуты к центру, что делает композицию замкнутой. В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям.
Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю37. Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). В 1892 году Клод Моне приступил к написанию цикла, посвященному Руанскому собору.
Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло. Для мужских фигур позировал Альберт Ламброн, друг Моне, а женские фигуры, возможно, были списаны им с нескольких женщин, в том числе со своей возлюбленной Камиллы, которая, однако, не ездила в, где была создана картина.
В картине чувствуется гигантская работа. В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5643. Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме.
В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве»61100939410110295. и передал ее в дар Лувру. Здесь художник много раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему. Картина вызвала скандал в обществе. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума».
12.
В связи с резким ухудшением зрения художник все более обращался к пастельной технике, что позволяло меньше напрягать глаза. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»3942.
В 1930-е годы некоторые работы были проданы за границу, а в 1948 году, после ликвидации музея по решению Сталина, собрание Щукина было разделено между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, куда и попал «Завтрак на траве». Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». Картина построена по принципам светотени.
Родственники Моне назвали такое поведение неэтичным, тогда как он сам из-за своих новаторских полотен был изгнан из академических салонов и стал жить практически в полной нищете. Средняя часть находилась в коллекции Мирана Экнаяна1984, пока не была принята государством в качестве уплаты налога на наследство и в 1987 году приписана музею Орсе, воссоединившись с левой стороной8183. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале7778.
Надо сказать, что Моне был посредственным рисовальщиком и вот таким образом его картины вначале не покупались, в отличие от Ренуара, который рисовать умел. Пахнет травой и деревьями, свежо, светло и весело». Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Картина «Завтрак на траве» — это собрание элегантных мужчин и женщин, устроивших пикник на природе в тени вековых деревьев. И тогда он решил полностью работать на пленэре.
В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции в Национальной галерее искусства (США). Картина Чашка чая. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего. А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует. Здесь нет эффекта фрагментарности.
Цвет экспрессивен. Несмотря на незаконченность работы, посмотреть неё, по свидетельству Базиля, собралось более 20 художников46. Под деревьями расположилось многочисленное общество: мужчины в типичных для того времени бархатных пиджаках и серых брюках, дамы в широчайших кринолинах. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью99.
Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музее Мармоттан-Моне)38394041. Последняя работа особо примечательна тем, что на ней запечатлён дуб Бодмера, названный так в честь швейцарского художника Карла Бодмера, который на Салоне 1852 года выставил работу с изображением данного дерева, после чего оно стало любимцем художников и фотографов, в частности Гюстава Ле Гре27. Цикл «Руанский собор» был выставлен 1895 году и имел огромный успе В 1883 году в Нормандии родилась картина «Маннпорт» (Музей Метрополитен Нью-Йорк), воспевающая величие стихи.
Моне конечно же знал о существовании пейзажной фотографии и, возможно, даже мог видеть работы Ле Гре и естественно, что когда они пошли в один и тот же лес, у них получился одинаковый результат с поправкой на то, что художник обладает большей свободой и может легко убрать ветку или камень из нужного места в отличие от фотографа3127. Сохранились только левая и средняя часть. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов.
В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции Алисы Меллон Брюс в Национальной галерее искусства (США). Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут92.
Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». Это определение, данное в насмешку, укрепилось. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались.
Но здесь нет разделения на группы главных и второстепенных героев. Пушкина в Москве. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части. Восход солнца».
Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. Позже художник все гармонично компонует, вписывая модели в пейзаж. Восход солнца». Его друзья специально приезжали в Шату, чтобы позировать Ренуару, а их встречи часто проходили именно так, как показано на картине.
Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)58, на которой Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого. Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе.
Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. К 1867 году относится работа «Терраса в Сент-Андресс» (Музей Метрополитен, Нью- Йорк).
В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создаётся впечатление фрагментарности. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду». Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане.
Панно «Кувшинки» («Ненюфары») (Музей Оранжери, Париж) рождает ощущение плоскости и бесконечности пространства, словно утекающего за рамы картины. Композиция работы «Сад ирисов в Живерни» (Художественная галерея Йельского университета) проста: на холсте квадратного формата изображена убегающая вдаль сада дорожка, полускрытая разросшийся кустами ирисов, над ней- уходящие перспективой стволы садовых деревец. Дело не только в размерах, но и в композиции — она замкнута и самодостаточна. Целью этого мероприятия – защита творчества.
Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. Свет в природе соединяет буквально всё.
Моне (Monet) Клод Оскар (14. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6694103104. (Когда портной пытался протестовать, Клод говорил ему со снисходительным высокомерием: «Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов»).
Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма. Несмотря на амбиции Моне, «Женщины» были отвергнуты жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»59. Синее-синее небо мелькает сквозь ярко-зелёную листву. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7273.
Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. В то же время, в 1866 году, Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»53545. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными своими работами18: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)22, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)23, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)24.
Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зеленая листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами28 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)29. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. В 1874 году эта картина была показана на первой выставке импрессионистов, тогда ещё именовавшихся «Анонимным обществом живописцев, художников и гравёров» под лидерством Моне. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине.
XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. В это же время, картина, к сожалению, была повреждена. На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательством чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными4. Маннпорт – самая известная скала- арка. Эскиз надлежало превратить в законченную картину.
В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Как тонко заметил Эмиль Золя, живопись можно разделить на «живопись до Мане и живопись после Мане». Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок). Целью этого мероприятия – защита творчества.
Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской57. 15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». и передал ее в дар Лувру. В картине «Пруд с ненюфарами» (частное собрание, Санкт- Галлен, Швейцария) Моне выбрал квадратный формат полотна, зрительно увеличивающий изображение в пространстве и создающий впечатление бесконечности. Моне задумал своё полотно в качестве вызова и одновременно дани Мане избрав ту же тему, но подойдя к ней с другим стилем, которым тоже хотел удивить зрителя, но уже с другой стороны121013. Женские фигуры — невеста Камилла Донсье — у скатерти. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление.
«Недоучки» — это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега. Главными героями полотна стали друзья Моне. Использование художником чёрного цвета (земля, тени, стволы деревьев) говорит о желании создать академическое полотно.
Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Полотно задумывается огромным – 6х4, 6 м. Сначала художник выполняет этюды и небольшие наброски в лесу Фонтенбло, а затем отдельно в мастерской рисует мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье).
Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре21. Один из них — другхудожника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон — сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти. «Завтрак на траве» — это своеобразный манифест в поддержку одноименной картины Эдуарда Мане, которая в 1863 г. произвела настоящий скандал в рамках Салона Отверженных. Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне.
Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Только благодаря этим сохранившимся крупицам, потомки французского импрессиониста могут и сегодня восхищаться его богоданным талантом. Клод Моне немало потрудился над тем, чтобы придать пейзажу и жанровой сцене естественный вид, ощущение солнечного тёплого дня, спокойной обстановки, лиричности сцены.
Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Вот и весь завтрак. И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди.
Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Позже мастер повторил этот сюжет, благодаря чему существует уникальная возможность оценить (estimate) его замысел. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропомофорфическими чертами и не проецировали свои чувства на неодушевленные объекты природы.
В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. В 1865 г. Клод Моне начинает работу над собственной версией картины «Завтрак на траве». Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма. Зимой 1865—1866 годов Базиль посетил мастерскую Моне вместе с Курбе: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2547548. В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие.
Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2521: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино36. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»66, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба68. Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше чем «Завтрак» Мане и в два раза шире чем «Завтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15.
После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов21. Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части. В начале 60-х гг.
Набросок картины"Завтрак на траве", первая работа в натуральную величину, написанная Моне на природе. Моделью для женских фигур послужила возлюблинная Моне, Камилла, а для мужских- Фредерик Базиль. Этот очаровательный этюд Моне демонстрирует первоначальный замысел "Завтрак на траве". Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. Одни стоят и болтают, другие прогуливаются, третьи присели к еде или растянулись в траве.
Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Солнечные лучи пронзают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Художник решил написать полотно после того, как зрители раскритиковали одноимённую картину Эдуарда Мане. В 1920-х годах, вероятно, после смерти Моне, от середины справа была отрезана полоса с плечами и головой женщины в полосатом платье45. Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Восходящее солнце» 1873 года, в настоящее время находящейся в музее Мармоттан-Моне в Париже.
Фигура Базиля же послужила основой сразу для нескольких мужчин, по кравней мере, четырёх25. Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Примечательно, что часто изображая естественный свет, Моне расчленял его на различные фракции по методу призмы. Сюжет взят, думается изжизни. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане». Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали.
В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»69, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины70. 1840, Париж, — 6. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе), на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья. Эта картина ещё тяготеет к салонному искусству.
Его картина оказалась более сдержанной.