Цикл, посвященный Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате. РИА Новости / Б. МанушинПерейти в фотобанкШедевры Клода МонеОдин из основоположников импрессионизма Клод Моне зимой 1883 года провел три недели во Франции, в курортном местечке Этрета (Etretat) на побережье Нормандии. Опечаленный Моне уезжает в Гавр. В своих пейзажных композициях (Бульвар капуцинок в Париже, 1873, Скалы в Этрета, 1886, – обе в ГМИИ, Москва Поле маков, 1880-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. Развитием найденных тем стала картина «Женщины в саду» — триумф пленэрной живописи: светлые краски, легкость теней, свобода мазка — вот главные достоинства произведения.
Корабли в лунном свете». Дискуссии вокруг серии — эпоха в выяснении новых художественных вкусов. Около 1856 под руководством Луи Эжена Будена стал писать пейзажи на открытом воздухе. Здание Парламента утопает в густом молочно-сиреневом тумане.
Живопись в то время его не привлекала и неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы Клод не познакомился с художником Эженом Буденом (Eugene Boudin). Холст, масло. Главное — борьба холодных и теплых тонов. К. Моне «Сорока».
Публика потешалась над их необычной манерой и должно было пройти еще немало времени, чтобы она к ней «привыкла». Это, например, серии картин «Стога» (1890-1891) «Тополя» (1890-1892) «Руанский собор» (1894), «Виды Темзы» (1899-1904), «Венеция» (начата в 1908) и другие. Через пять лет его семья переехала в Гавр.
Он стремился удержать на холсте лишь чудо света и тем самым терял ощущение целого. С этих пор все безоговорочно признают Моне главой школы импрессионистов. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми.
Вроде бы он представляет одинаковые мотивы (прибытие поезда, стеклянные крыши вокзала, сутолоку на перроне, маневры на подъездных путях), однако каждый раз находит продуманное разрешение живописных проблем — пар и дым, борьба света и тени. К. Моне «Стог сена на закате, эффект снега» (1891). Моне мечтает отбросить всякую условность, некогда столь модную в Салонах. У него всегда было с собой по 5-6 полотен, которые с удовольствием носили местные дети.
Перед ними стоит кузина художника снеизвестным. Кажется, собор «просыпается» и «засыпает» с восходом и заходом солнца, лучи которого играют, переливаясь на старых камнях. От наименования пейзажа Моне Впечатление. Тогдашние жители Гавра, говоря «из-за моря», меньше всего имели в виду Персидский залив. Его всё больше привлекала идея писать на открытом воздухе.
Она побывает с тех пор в частных коллекциях в Гавре, Париже, Нью-Йорке и Японии. В 1859 он поступил в Академию Сюисса в Париже. Успех ожидал и остальные произведения из венецианского путешествия, хотя на них и изображены всего около десятка различных видов, находящихся поблизости друг от друга (c). Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Живописное изображение здания Парламента получилось условным, абстрактным. Возвратившись во Францию, в 1883 г. Моне поселился в Живерни близ Вернона. 26 х 36, 5 см. В 1859 Моне приехал в Париж, где познакомился с К. Писсарро.
В этом они наследовали традицию Г. Курбе, Э. Мане, Э. Будена, К. Коро, Ш. -Ф. И снова не доволен. АвтопортретОколо 1856 г. он под руководством Луи Эжена Будена стал писать пейзажи на открытом воздухе. В 1859 г. Моне приехал в Париж, где познакомился с К. Писсарро. На полотне Моне люди полностью заняты своей беседой и никак не вступают в контакт со зрителем. Холст, масло.
Серия, которая создавалась в 1892 — 1893 годах, показана у Дюран-Рюэля. Он снова чувствует, что находится «в рабочем настроении». Ему хотелось убедить общество, что его путь в искусстве – единственно правильный.
Мы почти ничего не видим.
Такой оптический образ по-своему поэтичен: магия творящего света оживляет все формы. Soleil levant 1872, Музей Мармоттан, Париж) произошло название импрессионизма. Начинает писать дробными мазками – так зарождалась основа будущей техники импрессионизма.
История у картины действительно необычная. Журналист Луи Леруа назвал художников импрессионистами (что в переводе означает выпечатленщики), высмеяв представленные полотна. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)На полотне в полный рост изображены 12 фигур людей, которые наслаждаются солнечным днём на освещённой солнцем лесной опушке. Некоторое время Моне жил в Лондоне, затем в Голландии. В это время он пишет картину «Завтрак на траве» (название – как и у Э. Мане).
Это мы видим и в цикле картин художника «Руанский собор». Ждал еще в 1900 году.
Таким образом он пытался достичь того, что называл «мгновенностью» и утверждал, что очень важно прекращать работу над одним холстом, как только меняется свет и продолжать ее над следующим, «чтобы получить точное впечатление от определенного аспекта природы, а не смешанную картину». В стремлении почти с научной точностью наблюдать непрерывные изменения света Моне иногда утрачивал непосредственность восприятия. Резкие архитектурные линии сглаживаются мягкими контурами.
Среди них серии Стога (1890–1891) Тополя (1890–1892) Руанский собор (1894), Виды Темзы (1899–1904) и Венеция (начата в 1908). Восход солнца». Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). Вы талантливы — это видно с первого взгляда, но я надеюсь, вы не остановитесь на этом.
Надо сказать, что в то время работы Будена абсолютно не трогали Клода. Моне одновременно работает над 65 холстами — «гораздо больше, чем я смогу закончить», — но иначе невозможно, состояния природы и солнечные моменты сменяют друг друга с невероятной скоростью. 12 картин цикла он завершил в Лондоне, остальные дорабатывал уже в Живерни. В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)Данную картину отличает особый эффект тумана.
Французский художник, один из основателей импрессионизма. Он перенёс две операции, но живопись не оставил.
Восходящее солнце (Impression. Добиньи. К. Моне «Мост Чаринг-Кросс» (1900). Однако некоторые из них остались неоконченными эскизами, так Моне был убежден, что Венеция «слишком прекрасна, чтобы ее можно было запечатлеть» и лишь оттачивал свое мастерство.
Здесь он написал серию пейзажей, на которых видны прибрежные скалы причудливой формы. Горизонт испещрен мачтами кораблей и фабричными трубами. Это полотно — пример удачного сочетания жанровой сцены и пейзажа.
Эффект тумана» (1904). Холст, масло.
Силуэт здания за счёт эффекта тумана размыт и словно заново создан в нежных красках. На одном из этих полотен, названном Этрета, закат (Etretat, soleil couchant Музей Северной Каролины), которое ранее датировалось 1882-1883 годами – видно солнце. Один изранних шедевров Моне, эта картина представляет собой нетолько художественную, ноибиографическую ценность.
Клод Моне. Работая в Этрета, Моне виделся с Ги де Мопассаном, который так вспоминал об их встречах: «Я часто следовал за Клодом Моне, когда тот бродил в поисках впечатлений. За исключением последнего, рано скончавшегося, все они образуют ту группу, которая впоследствии и станет именоваться импрессионистами. Вскоре он познакомился с датским художником Яном Бартолдом Йонгкиндом, тоже пейзажистом. К. Моне «Завтрак на траве» (1866). Иногда художник подолгу ждал подходящих погодных условий. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла или портрет дамы в зелёном платье»). Клод Моне.
Дюран-Рюэль получит обещанные лондонские циклы только в 1904, но ожидание возместится сполна — уже через неделю картина «Здание парламента, на закате» будет продана. 130 х 181 см. Произведения плохо раскупаются, художнику грозит нищета.
В ноябре Моне вернулся в Париж, где занимался в ателье Шарля Глейра и встретился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. «Я знаю, что чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте и именно вот таким образом я работаю над одними и теми же сюжетами снова, снова и снова, четыре или даже шесть раз». Свет оживляет и саму нематериальную природу предметов, которая преображается каждое мгновение.
Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окруженные воздухом и светом. И Буден увлёк за собой Моне. Продолжая начатое, он пишет «Камиллу», для которой позировала его будущая жена. Когда Оскару исполняется 16 лет, он оставляет учебу в колледже. Художественный музей (Индианаполис)На протяжении шести лет (1899-1904 гг. ) Моне периодически приезжал в Лондон, чтобы запечатлеть его виды и городские пейзажи с балкона пятого этажа отеля Савой. Глядя на природу, пытались видеть ее естественной, свободной от каких-либо извне привнесенных идей и чувств, как то было у классицистов и романтиков.
Родился 14 ноября 1840 в Париже в семье бакалейщика. Две фигуры, сидящие вкреслах, — это отец Монеи, вероятно, тетка. Создаётся эффект нереальности мира, где всё растворено в тумане. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар и Фредерик Базиль.
И Моне прекрасно понимал это. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. К. Моне «Здание Парламента в Лондоне.
66 х 93 см (Чикаго)В 1891 г. художник выставил у Дюран-Рюэля серию из 15 картин изображающих стога сена в различное время дня. Все это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. 89 х 130 см.
Стремление к передаче «настоящего дневного света», желание «писать жизнь в разное время такой, какая она есть» было целью всех импрессионистов, в том числе и Клода Моне. Художник был пленён лондонским туманом. Йонгкинд стал его вторым учителем. Это обстоятельство и объясняет факт отклонения картины жюри Парижского салона 1869 г. Критик Феликс Фенеон написал, что «публика, приученная к ужасному изобразительному соусу от столпов официальной живописи и академиков, была поражена созерцанием этой неброской картины». Игру света изменчивость каждого мгновения жизни Моне передавал не только через природу и сельские пейзажи, но и через моменты современной жизни. Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, Моне создал в 1890-е годы серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия Руанские соборы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва и другие собрания). Если импрессионизм и был «поздним», хотя при его постоянной молодости это трудно даже себе представить, то в творчестве Клода Моне подобный стиль достиг совершенства.
Он по очереди брал то одно, то иное полотно в зависимости от меняющихся условий.
Еще несколько лет он дорабатывает эскизы в мастерской. Моне изобразил здесь порт Нормандии Онфлёр. Художник много работал над этим циклом (далеко не все картины были написаны с натуры) и ему вовсе не хотелось воссоздать «портрет» знаменитого памятника архитектуры, романтическое увлечение средними веками художнику чуждо. Камилла затем стала женой художника и у них родился сын Жан. После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. В 1877 — 1878 годах Клод Моне создает восхитительную серию картин, посвященную видам вокзала Сен-Лазар.
Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Музей Орсе (Париж)Изображение на картине соткано солнцем и снегом, которые передают нам ощущение неуловимой полупрозрачной материи. Через несколько лет он купил дом, участок земли, на котором разбил сад. Она написана втот период, когда страдающий отбезденежья художник был вынужден оставить Париж ивернуться вотцовский дом. Холст, масло.
Его пейзаж в это время почти всегда «обжитой», фигурки людей мелькают в лугах, проходят по заснеженным провинциальным улочкам. Буден ненавязчиво, с большим тактом взялся за его обучение: «Глаза мои наконец раскрылись, – вспоминал Моне, – я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её». В те минуты он казался не художником, а настоящим охотником. Они ему даже не нравились.
«Я думаю, что изображение одного и того же сюжета в разное время суток не будет банальным, учитывая то, как разное освещение меняет облик зданий», – писал художник.