В рамках серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» 21 мая 2014 г. открылась выставка трех поздних работ Клода Моне («Западный портал и башня Альбана. Государственный Эрмитаж к своему 250-летию предлагает познакомиться с тремя знаковыми полотнами Клода Моне, которые принадлежат Фонду Байелера в Швейцарии.
Не все они «пригодились», ате, что остались, до середины ХХвека были неизвестны. Последний, самый протяженный этап начинается в1892году изображениями Руанского собора, продолжается большой группой «Виды реки Темзы вЛондоне», аглавным образом серийными изображениями созданного Моне огромного живернийского сада:«Луга», «Японский мостик», «Кувшинки». Онпишет их снова иснова, не думая опредназначении своих панно.
Восход солнца» окрестила целую группу художников, прежде безымянную. Именно работа Моне «Впечатление. Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру («Стог сена», около 1886, Музей изобразительных искусств, Москва). Художника считают основоположником импрессионизма.
Платье дамы не только красиво сочетается с окружающей зеленью. Впечатление, дала название направлению в живописи. «Руанский собор», «Японский мостик» и «Кувшинки» — три знаковые картины французского художника, основателя импрессионизма Клода Моне привезли в Петербург. Картины импрессионистов не принимались в Салон, покупались за бесценок или не покупались вовсе. Так, например, в картине «Кувшинки» можно увидеть непринужденный и ласковый свет лета, благодаря которому любой, кто увидел полотно, отходит от него с ощущением радости жизни и спокойствия собственной души. Полюбоваться на полотна Моне петербуржцы и гости города смогут в Зимнем дворце.
Жизнерадостное восприятие мира, потоки света – все это о полотнах Клода Моне. Моне (Monet) Клод Оскар, французский художник-пейзажист, один из основателей импрессионизма. Еще при жизни Клода Моне 14 его картин были выставлены в Лувре. «Руанский собор» – это целый цикл из тридцати картин французского художника, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные в 1890-х годах. В их кругу зародилось ядро нового живописного направления, получившего впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление.
В Салоне внимательно присматривался к полотнам К. Коро, Т. Руссо, Ш. Добиньи. Сам же термин «импрессионизм» – впервые употребил критик Луи Леруа в своей рецензии, язвительно обыгрывая название картины. Следующий, центральный период знаменателен прежде всего сериями пейзажей, варьирующих один мотив:«Стога», «Поля маков», «Тополя».
Правильной датировкой картины представляется 1890-1891. Все они относятся кпериоду Живерни, даже«Руанский собор», начатый вРуане (1892) ипродолженный там же (1893), но законченный вусловиях мастерской вЖиверни (1894), когда творчество уже не нуждалось вподсказках натуры. Он разбил там сады, ставшие удивительнымявлением садоводства иодновременно питательной средой живописи. Замечателен Большой пруд, его устройство граничит свосточными традициями, деревянный мостик над ним ипышная флора рядом. «Японский мостик»из Фонда Байелера (1918–1924) написан после нескольких глубоко драматических событий: смерть жены инфаркт старшего сына: ухудшение зрения. Словом, впервые выставленная в 1874 году работа Моне «Впечатление.
В картине «Дамы в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие природы — здесь и голубые блики и зеленоватые, охристые, розоватые столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы. Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886, Музей изобразительных искусств, Москва) «Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е, оба — Эрмитаж, Санкт-Петербург). Со временем возникла идея поместить их в корпус Оранжери всадах Тюильри. Творчество Клода Моне (1840–1926) можно условно разделить натри периода.
Свои последние работы — 14 больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные лилии» или «Кувшинки»), над которыми Моне работал начиная с 1918, — он завещал в дар государству: пейзажи с мерцающими водами, лилиями, серебристыми ивами и их зыбкими отражениями заполняют пространство двух овальных залов «Оранжереи» Лувра (Париж). Одна из его картин, названная Восход солнца. Коллекция полотен Клода Моне расположена в Зале Моне на третьем этаже Эрмитажа. Ранний период простирается отпервых пейзажных рисунков (1856) допервой персональной выставки вГалерее Дюран-Рюэля в1883году. Как известно, Клод Моне считается основателем импрессионизма, ведь благодаря данному французскому художнику движение «за свет, цвет и правду жизни» получило название известное сегодня каждому.
Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж франц. Клод Моне много работает на натуре, ему важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески — рефлексы.
Сама дама не случайно показывается спиной к зрителю. Связь снатурой становится слишком хрупкой. Моне старался уловить ускользающие моменты естественной природы мира. Все позднее творчество Моне граничит сЖиверни. Ритмика такого трепета исоставляет смысл работы. 14. 10. 1840 г. — 05. 12. 1926 г. Место рождения: г. Париж, ФранцияХудожественное образование получил в Париже (с 1859), занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника академической ориентации Ш. Глейра. Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873, Музей изобразительных искусств, Москва). Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив, в разное время дня: «Руанский собор в полдень» (1894) «Руанский собор вечером» (1894, оба Музей изобразительных искусств, Москва) контуры предметов, объемы начинают растворяться в световоздушной среде.
Тогдаже художник поселился вЖиверни, скоторым связал всю дальнейшую жизнь. Главная тема живописи старого художника –«Кувшинки». Благодаря Клоду Моне движение «за свет, цвет и правду жизни» получило название известное сегодня каждому. Это стало своеобразной навязчивой идеей мастера. Все эти новшества вызывали неприятие публики и критики.
Тогда критик Леруа, обыгрывая название картины в своей язвительной рецензии, употребил термин «импрессионизм» впервые в истории. Обобщенность цветовых пятен впоздних«Кувшинках» (1914-17) исключительно велика: голубая вода изеленый массив листьев, ничего больше. Новажно помнить, что обобщения Моне внушены его пантеистическим отношением квечно прекрасной природе, благоговением перед животворностью водной среды ирастительного мира.