Клод Моне по настоящему увлекся садоводством: он выписывал почти все журналы и книги по садоводству изучал перевод знаменитой «Иллюстрированной истории садоводства» Джоржа Николса, коллекционировалкаталоги семян и выписывал из питомников всевозможные новинки в мире цветов. Если долго смотреть на них, не фокусируя взгляд на деталях, то краски становятся размытыми, в самом деле превращаясь в «волны», «впечатления» от игры цвета и света, совсем как на полотнах Клода Моне. Пройдет немного времени – и совсем отцветут», – пишет Клод Моне своему другу, художнику Гюставу Кайботту, такому же садоводу-любителю, как и он сам.
Известно, что мак был любимым цветком Клода Моне. В конце лета и осенью сад наполняется цветением рудбекий, георгинов (более 130 сортов), так любимых Клодом Моне подсолнухов, газон покрывают лиловые цветки безвременника осеннего. Боготворивший природу, Клод Оскар Моне на многих своих полотнах изображал такие дорогие его сердцу цветы.
Срезанные цветы в букетах он изображал не часто. Порой он работал сразу над пятнадцатью полотнами. Многочисленные ароматные цветки покрывают крону «розового деревца». Мане и Дега не знали материальных забот и Дега даже чаще других принимали в Салон. Музей современного искусства, Страсбург. Дома оттеняют и свечение легких облаков, едва тронутых желтым светом вечернего солнца.
Моне жадно коллекционировал каталоги семян, а свои сады «компоновал», как живописную картину. В качестве примера можно привести работу «Сад с прудом в Живерни» (около 1920, Музей изящных искусств, Гренобль). Лето. Будь у меня 500 франков, я был бы спасен. В «Фавне» можно найти много общего с музыкальными пейзажами романтиков, но «Фавн» отличается от них чисто импрессионистической красочностью и богатством оттенков светотени.
С 1908 года зрение художника начинает ухудшаться теперь он все свое внимание уделяет саду и продолжает работать над серией «Кувшинки», начатой в далеком 1890-м. У молодого художника появляется «клиентура», каждый хочет получить свою карикатуру и он продает их по цене от десяти до двадцати франков. Восход солнца» язвительно написал: «Я должен находиться под впечатлением, но картина не произвела на меня впечатления». Идея впервые обрела очертания (на патриотической волне) в конце 1918 года он тогда писал Клемансо: Я заканчиваю две декоративных панели: подпись под ними хочу поставить в в этом деле.
Бесспорно, в импрессионистическом искусстве, как в каждом художественном течении, возникающем в период перелома и кризиса старых традиций, были сплетены, при всей его внешней цельности, различные и даже противоречивые тенденции. Приблизительнов то же время (точная дата не известна)Моне познакомился с художником ЭженомБуденом, который убедил Клодапотренироваться на ландшафтах и юныйМоне, которому тогда было околошестнадцати, обнаружил, что именно вэтом и состоит его призвание. Для того, чтобы быть художником. В конце 1871 Клод Моне с семьей поселился в Аржантёе. Известность пришла к нему на пороге смерти Изначально юный Моне вовсе не восхищался работой Будена.
Для того, чтобы быть защитником этой идеи. Общее представление об импрессионизме затуманивается, когда Ревалд, не высказывая своего суждения, говорит (ссылаясь на Вентури), что импрессионисты отказывались от всякой претензии воссоздавать реальность и отбрасывали объективность реализма и тут же, несколькими строками ниже, сообщает без всякого опровержения: импрессионисты знали, что по сравнению со своими учителями – Коро, Курбе, Йонкиндом, Буденом они сделали огромный шаг вперед в изображении природы. 1884г., Танцовщица, завязывающая ленту туфельки.
К занятиям садоводством его поощрял Кайботт, у которого в Пти-Женвийе был удивительный сад и который поддерживал с ним переписку по специальным вопросам. Осенью 1899 года в Живерни он начинает цикл «Кувшинки», над которым будет работать до самой смерти. По возвращению в Париж осенью 1862г, Клод Моне поступил в мастерскую известного художника Шарля Глейра, В плане технического мастерства учёба у Глейра практически ничего Моне не дала, но сыграла огромную роль в его самоопределении.
У меня осталось 25 полотен. Если будут заморозки, нарежьте из них красивые букеты» (из письма 1885 года). В любой момент могут придти описывать мои вещи.
В 1872 году в Гавре Моне пишет «Впечатление. И, что самоеудивительное, мы не видим в этом никакогопротиворечия. Симфония в сером икрасном»). Наконец-то я взялся за серию с различными эффектами».
Это импрессионизм в камне». Этот сад расскажет об импрессионизме намного больше, чем все книги по истории искусства. «Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», — напишет поэт-символист Гюстав Кан после своей поездки в Живерни, живописную деревушку недалеко от Парижа. - Моне «великий садовник». Все три части связаны внутренним единством замысла и приемов развития материала. В одном из своих писем изРуана, адресованном Жеффруа, Моне писал:«Я уже давно здесь, но это не значит, чтоя скоро закончу свои «соборы». К этому времени он уже стал известным художником и вполне обеспеченным человеком.
Это и впрямь поразительная композиция — с верхним ракурсом и без какого-либо центра. – в конечном счете можно отнести ко всему течению импрессионизма. Прогрессирующее ухудшение зрения уже не позволяет ему передавать световые эффекты с той же точностью, что и раньше. А когда я умру, то хотел бы, чтобы меня похоронили на бакене. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж.
Эти масштабные полотна составляют панорамный фриз около 70м в окружности. В Париж он ездил довольно часто — благо ездить было недалеко: то в театр, то в Оперу, где с наслаждением слушал «Бориса Годунова», а позднее восхищался русским балетом Дягилева, который высоко ценил. Пропагандистом и главным защитником современного искусства был Эдуард Манэ, который в 1863г в «Салоне отверженных» выставил свою картину «Завтрак на траве». В «Японском мостике» (1918, Институтискусств, Миннеаполис) читаются очертаниялюбимого мостика, перекинутого черезпруд с кувшинками и увитого глициниями. Сад стал для художника главным источником вдохновения.
font-family:Courier xml:langru-RU langru-RUРождению музыкального импрессионизма во Франции предшествовал период, который именуют «периодом национального обновления». В конце второго года пребывания в Алжире его из-за болезни отправляют обратно во Францию. Картины Моне были признаны еще при его жизни, а сейчас их можно увидеть в лучших музеях мира.
Клод Моне в своем саду, ок. Тут нет сомнений».
Первым стал итальянский граф Арман Дориа (1824-1896), чертами и манерами, по словам его друга Дега, напоминавший Тинторетто. У Моне живопись вообще светлая, но именно в Аржантее его полотна просто светятся радостью. Например, его серия «Руанские соборы» ярко демонстрирует эту особенность: каждая картина представляет собой новый и свежий взгляд, который отмечает и особенности света в определенное время суток и влажность погоды. Натюрмортов с цветами у Клода Моне не очень много. На выставке он купил за 300 франков «Дом повешенного» Сезанна. Технической стороне искусства его обучил Буден. Так же импрессионистские черты музыки мы находим и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения» и других произведениях.
Моне работал над большой сериейкартин, посвященных Руанскому собору («Руанский собор. Художник работает в реалистической манере использует темный фон, на ко тором выделяются ярко-освещенные лицо и кисть руки молодой женщины. франков. Повторяя эксперимент, рассматривая их с близкого расстояния и увеличивая таким образом пространство перспективы, Моне сокращает поле зрения на предметы – впервые предпринятый 1910 в году, Жак Лассень (в книге LImdivssionnisme, Лозанна, 1966) воссоздает великолепный эффект этой поразительной композиции.
Это была южная часть Монмартра, еще не ставшего главным пунктом богемной жизни Франции. Его привлекал контраст красных маков и зеленой травы. Но кто же эти «избранные и разбирающиеся ценители», покупающие работы импрессионистов.
Но он продолжал принимать в Живерни гостей, показывать им новые картины и рассказывать о недавно приобретенных семенах: «Весной вы их увидите. ». В числе 165картин, авторами которых были Моне и 30 его единомышленников (Буден-единственный представитель старшего поколения, Сезанн, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и др. ) была представлена работа Клода Моне «Впечатление. Работа утрачиваетглубину и разворачивается на плоскости, тяготея к декоративности.
В это же время Моне создает полотно аналогичной тематики «Дама в саду» (1867, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одни и те же пейзажи изменялись в соответствии со сменой погоды и временем суток. Лондон я люблю только зимой.
Также Дебюсси высказывает сожаление о том, что отечественная музыка «чересчур долго следовала путями, коварно удалявшими её от той ясности выражения, той точности и собранности формы, которые являются специальными и характерными качествами французского гения» (1, стр. Художники нового поколения понимали значение этой тематической новизны. «Впечатление. Фиолетовые маки, 1883 год.
От наименования пейзажа Моне Впечатление. В 1859г Адольф Моне отпустил сына в Париж, назначив ему скромное содержание. Мы писали с натуры. Моне называли Рафаэлем воды и первооткрывателем цвета. Камилла страдала и мучилась от туберкулеза.
Термин «импрессионизм» художниками был принят, так как отвечал творческому методу, который они исповедовали: передаче мимолётного впечатления от натуры, фиксации ускользающих мгновений жизни из-за чего возникает нечёткость и расфокусированность зрелища и утверждение субъективного взгляда на мир. Его работы и в самом деле принадлежат новому типу композиции. Дега.
Родом из Швейцарии, он заправлял в Гавре крупным хлопковым предприятием. Моне пережил всех известных импрессионистов. Они живут вместе, впоследствии Алиса стала его второй женой. И это как раз в то время, когда у меня появилась надежда поправить свои дела. Два сада умышленно противопоставлялись друг другу. Как и картина Ренуара, она написана легкими, трепетными мазками, но здесь есть резкое различие между подробно выписанной листвой и почти беглой трактовкой других деталей: фигуры Камиллы и голубых цветочных горшков, расставленных перед домом.
Именно этот пафос был утерян искусством импрессионизма, даже когда создатели его (как тот же Писсарро) были верны демократическим идеям. Национальная галерея, Вашингтон. В 1865 он впервые выставляется на Салоне и его два морских пейзажа имеют скромный успех. Иногда, если полотно кажется ему неудачным, Моне в ярости уничтожает свою работу.
Покупал картины Моне и другой местный магнат Оскар Шмитц. Одному специалисту по архитектуре, во время интервью утверждавшему, что «Дворец дожей можно определить как пример скорее импрессионистской, чем готической архитектуры», — Моне ответил: «Зодчий, задумавший этот дворец, был первым импрессионистом. Мы не хотим вырывать отдельные цитаты и отметим только самое основное. Реставрация заняла три года и в 1980 году на дорожках сада снова появились посетители. Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины.
Маковое поле, 1875 год, частная коллекция. Непринужденное веселье народного гулянья в Мулен де ла Галетт, живая прелесть женщин Парижа служанок, продавщиц, артисток и дам полусвета, которые смотрят на нас с полотен Мане и Ренуара, усталые фигуры прачек, полумрак маленьких кафе с силуэтами одиноких посетителей на картинах Дега, блеск театральных подмостков, где, залитые светом ламп, ритмично движутся тщедушные балерины или беспорядочное скопление людей и экипажей на зеленой траве скакового поля – все это жизнь прошлого столетия в ее живой неповторимости, это тот запрещенный для художников (как говорил Дюранти) XIX век, который в таком многообразии аспектов, в такой характерности впервые был воплощен в живописи импрессионистов. (Е. Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции 19 века. Жак Лассень (в книге LImdivssionnisme, Лозанна, 1966) воссоздает великолепный эффект этой поразительной композиции: Повторяя эксперимент, впервые предпринятый в 1910 году, Моне сокращает поле зрения на предметы, рассматривая их с близкого расстояния и увеличивая таким образом пространство перспективы. В этом мастер однажды признался сам. Сад занимал около двух акров и часть его раскинулась по другую сторону дороги.
В 1878 году город По купил полотно Дега. На картине изображены жена Моне Камилла и его сын Жан. Итог творческой деятельности Дебюсси в количественном отношении сравнительно невелик: одна опера, три одноактных балета, ряд симфонических партитур, несколько произведений для сольных инструментов с оркестром, 4 камерных произведения (струнный квартет и три сонаты), музыка к мистерии. Он говорил о победе импрессионизма ведь Моне сохранил верность его первоначальным принципам и, не меняя своей техники (не в пример Писсарро), расширил его выразительные возможности, открыв его для новых идей.
Клод Моне (1840-1926) родился в Париже 14ноября 1840г. На своих картинах они изображали даже кирпичи, которые они даже видеть не могли. Вторая выставка состоялась в 1876 году. Там Моне принимается за работу.
Во временных искусствах действие разворачивается во времени. Уголок сада художника предстаеттаинственным местом, спрятанным в густыхзарослях. В Лондоне и Моне и Писсарро много работали. Партитура «Сирен» представляет собою font-family:Courier xml:langen-US langen-USпример утончённого импрессионистического письма font-family:Courier xml:langru-RU langru-RUписьмаfont-family:Courier xml:langen-US langen-US.
«Водяные лилии» 1914 – 1917 гг. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды. Моделями для полотен художника служили ее дочери, падчерицы Клода Моне.
Вот это действительновпечатление или я вообще не понимаю, что это. Местонахождение картины в настоящее время не известно. Они прекрасны весной, в начале и в разгар лета, великолепны осенью. Но Курбе говорил: Я хочу изобразить идеи, нравы, облик своей эпохи.
Роже Маркс восхвалял остроту видения, абсолютную искренность и композиционную силу Моне. Он не слился с этим движением, Но хотя Эдуард Мане во многом зарождению способствовал импрессионизма. Моне писал всё, что видел вокруг себя, – сады, поля, улицы, прохожих, друзей изнакомых. Хризантемы, 1878 год.
После покупки дома в Живерни, художник в октябре 1890г писал: «Свершилось. У Моне был и еще один богатый покровитель — Луи-Иоахим Годибер (1812-1878), гаврский коммерсант и художник-любитель, живший в только что отстроенном замке в Монтивийе. Восходящее солнце (1872, Музей Мармоттан, Париж) произошло название импрессионизма. Именно этот сад стал главной любовью в последние годы жизни художника.
Связи эти он прослеживает очень внимательно и точно. Ведь вся Венеция погружена в эту атмосферу. Но большинство из них держалось очень ярко выраженных демократических убеждений. Моне решает остаться в городе подольше, чтобы поработать и на два месяца поселяется в отеле «Британия». В Живерни Клод Моне проживет до конца своей жизни. В саду дома Моне в Аржантейе они писали друг друга за работой.
Важная роль в саду отводится розам. Приехав впервые в Живерни, он увидел при доме всего лишь обычный огород, типичный для французской деревни. Но на картинах Клода Моне Алиса Гошеде, в отличие от Камиллы, встречается очень редко. Позднее имя Моне неразрывно связывалис изучением изобразительных возможностейсвета. По-видимому, это были самые счастливые годы его жизни. Рядом был небольшой пруд Моне купил его вместе с прилегающей землей в 1893 году. Смысловой центр смещен к левому краю полотна.
Вторая картина напоминает движение танцаfont-family:Courier xml:lang-none- lang-none--font-family:Courier xml:langru-RU langru-RU«Игра волн»font-family:Courier xml:lang-none- lang-none--font-family:Courier xml:langru-RU langru-RUпосвящена изображению стихии движения. Сам Моне принимал непосредственное участие в планировке сада. Эти картины Моне передал в дар Франции и сейчас они размещаются в парижском музее Оранжери.
В картине «Камилла в зеленом» — портрете подруги Моне в полный рост, написанном в 1866 году, — художник несомненно отдает дань живописной технике Курбе. Чуть позднее, в апреле-мае на сцену выходят весенние многолетники и двулетники (виолы, незабудки), а также тюльпаны, нарциссы, гиацинты, цветут плодовые деревья – яблони, абрикосы, груши. Свет менялся так быстро, что ему приходилось менять холст каждые 7 минут.
И это в первую очередь свидетельствует о кризисе и сужении традиции французского реализма. С этой первой выставкой связана история происхождения термина «импрессионизм». В 1869г. Возможно именно благодаря цветам, я и стал художником, – говорил о себе Клод Моне.
Добиньи знакомит Моне с французским торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем. Первая картина «Море от зари до полудня» передает впечатление игры переливания красок воды и неба. По итогу, Моне не получил ни гроша.
Отсюда и тяготение к живописным заглавиям. В поздних работах Моне пруд с кувшинками – самый популярный сюжет: Японский мостик – 18вариантов, пруд с белыми кувшинками – 13картин, водяные лилии – 48полотен. Подобное искусство мне не по вкусу, оно внушает отвращение. Важно отметить, что в «Море» образы достаточно конкретны, образы природы воспринимаются слушателями не только сквозь призму ощущений художника, но и посредством очень выразительной и точной звукописи. Моне много читал, особо увлекаясь огромной «Историей Франции» Мишле известной ему еще с детских лет и подпитывавшей сильным чувством патриотизма многие его работы. В этот период Моне, еще в 1883 году переехавший вместе с семьей Гошеде в небольшое местечко Живерни, совершает путешествие в Италию, в Бордигеру, где его восхищает великолепие света и участвует в выставках, устраиваемых в Париже торговцем Жоржем Пети.
Здесь Дебюсси с исключительным мастерством рисует живописную картинку испанского народа. Анемоны, ок. Музей Орсэ, Париж. Среди современных художников нас заинтересовали Уатс и Россетти. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность.
Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетеной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно — художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). В 1918 году по случаю перемирия, он решает подарить новую серию государству. Известно, что идеальным либреттистом композитор считал такого, «который, не договаривая половины, hellip создаст персонажей, живущих и действующих вне какого-либо определенного места и пространства». Единственным соратником оставалась его тетя, хотя занятия карикатурой не одобряла и она.
Сады Клода Моне можно посещать с апреля по октябрь. Конечно, в этом полотне еще трудно узнать будущего великого художника-импрессиониста. В 1851 году Клод поступил в коммунальный колледж. С 15-го по 25-е засыпать георгины до корней. Отличия импрессионизма и академизма проявлялись в двух аспектах – идейном и техническом.
Музей изящных искусств, Бостон. Спокойная поверхность и растительностьэтого водоема вдохновила его на последниешедевры – «Водяные лилии». Правда, все эти художники не были революционерами, как не были революционерами, за исключением Курбе их предшественники реалисты (хотя блюстители порядка часто обвиняли в революционности и тех и других исходя из новизны их творческих исканий). И со всей ясностью раскрывается парадоксальная судьба этих художников, чьи произведения были так высоко оценены следующими поколениями, чье творчество стоит в центре внимания европейского искусствоведения XX столетия и которые прожили лучшие годы своей жизни в глубокой нищете (если у них не было, кроме занятия живописью, других средств к существованию), непризнанные, осмеянные, безвестные, в лучшем случае окруженные успехом скандала.
В японском искусстве Моне и его современники открыли новые многообещающие возможности воспроизведения окружающего мира в гармонии с «чувством атмосферы». Служба была непродолжительной: Моне вскоре заболел анемией и был демобилизован. Весенние цветы, 1864 год. Бесспорные завоевания импрессионизма были осуществлены ценой огромных потерь. В 1926г, после смерти художника, всю собственность в Живерни унаследовал его сын Мишель.
Выставку предваряла статья Октава Мирбо. Почти всю жизнь Моне прожил в домах с садом и в Аржантейе и в Ветейе и непременно запечатлевал их на картинах. Очевидно, Моне не ставил перед собой задачу скопировать памятник. В Ветёе семья Моне прожила до 1881 года. Благодаря присутствию Моне, Живерни превращается в своего рода колонию художников, прежде всего американских, но сам Моне предпочитает вести замкнутый образ жизни, уверяя, что не имеет никакого «рецепта» для молодежи, а значит, не может никого ничему научить.
Была в этом злая ирония судьбы, отнимающая у художника главное, чем он живет, – зрение, подобно тому, как музыкант теряет слух (достаточно вспомнить Бетховена, не слышавшего звучания своей гениальной «Девятой симфонии»). Моне постоянно получал творческий импульс в своих нескончаемых дискуссиях с друзьями.
Поле красных маков близ Живерни, 1895 год. Снова, так как Моне никогда не был затворником и искренне радовался любому гостю. Роднясь с поэтами и художниками, музыканты искали свой путь в новом направлении. В 1865–1866 Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане. Он выпрашивает у отца немного денег и уезжает в Париж. Тогда же молодой человек знакомится с Камилем Писсарро и вместе с ним часто бывает в Брассри де Мартир («Кабачке мучеников»), где собираются реалисты во главе с Курбе и где ему доводится встретиться также с Бодлером. Я предпринимаю последнюю попытку.
Но каждый сезон прекрасен по-своему. То были благодатные времена для садоводов. Его интересы достигали дальних стран, охватывая музыку Явы и Дальнего Востока. Картины импрессионистов представляли лишь позитивные стороны жизни.
Две вазы с хризантемами. Об этом я не хочу даже думать. Никогда еще в истории искусства имя художника не ассоциировалось так тесно с его домом. Слава пришла к Моне и Ренуару, когда им было уже за пятьдесят лет. Натура, друг мой, хороша как один из элементов этюда, но она не представляет интереса. Горизонтальная композиция с четким делением на первый (водное пространство) и второй (стена палаццо с многочисленными арками оконных и дверных проемов) планы облегчается двумя тонкими силуэтами гондол.
В партитуре всё зыбко и неопределенно.
Курбе близко подошел к импрессионистам в своем желании писать современную жизнь. Мы также посещали музеи. Клод-Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840. Летом он возвращается к «Кувшинкам» и в феврале следующего года участвует пятьюдесятью пятью работами в большой выставке импрессионистов, организованной Дюран-Рюэлем в Лондоне.
Как импрессионисты-художники достигали поразительных эффектов на основе теории чистых «раздельных» красок, также и Дебюсси стремился, чтобы на его оркестровой палитре переливались краски без слияния тембров, но только такие из которых можно создать импрессионистскую палитру. Именно это и передал Моне. В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» (1866–1867, Музей дОрсе, Париж) чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создается впечатление фрагментарности. Моне говорил, что больше всего в жизни он обожает две вещи: живопись и садоводство. Все свое время он проводит в саду — и пишет, пишет. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.
Здесь художникмного раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему. Мне кажется, что именно в Аржантее были созданы лучшие картины Клода Моне. В связи с этим он решил построить в своем имении новую большую мастерскую. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов: в основном они рисовали en plein air («на открытом воздухе»), уделяя особое внимание передаче света и цвета. Разве не очевидны точки соприкосновения, несмотря на все различие характера дарований, в искусстве Мане и Ренуара (вопреки тому, что Мане мог и не сразу признать талант автора Мулен де ла Галетт), так же, как очевидна близость между полотнами столь разных художников, как Писсарро и Сезанн в период их совместной работы в Понтаузе в начале 70-х годов и, наконец, схожесть произведений Ренуара и Моне времени Аржантёя и Буживаля.
Поле маков, около 1890 года. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Особенно примечательным стал сад Клода, о котором он говорил так: Вслед за свадьбой, Моне приступает к работе над циклом картин «Стога», затем пишет серию работ под названием «Тополя». Я почувствовал, что такое живопись. »- сказал позже Моне.
Летом город хорош своими парками, но это не идет ни в какое сравнение с зимой и зимними туманами: без тумана Лондон не был бы красивым городом. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Под его таинственным покровом однообразные, массивные кварталы становятся грандиозными». Маковое поле близ Ветея 1879 год. Эта группа включала Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо.
В этот период большую часть времени он проводит в саду, создавая на своих полотнах таинственный мир воды и растений. Поэт ошибся: Моне великий импрессионист, всю жизнь рисовавший картины. Более никогда их работы не будут столь схожими.
Всю свою жизнь был страстным поклонником японского искусства. Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света – это ужасно, – пишет Клод Моне в 1869 году. Особенно отличны от других были позиции Мане и Дега (тоже, кстати, не совпадавшие друг с другом), что давало и дает повод многим исследователям выводить этих художников за пределы импрессионизма. Композитор охотно применяет инструментальные soli («чистые краски»), особенно деревянных духовых инструментов, любит арфу, которая хорошо сочетается с духовыми, челесту, pizzicato струнных, по мере надобности трактует как своеобразные инструменты человеческие голоса (например, в «Сиренах»). Дворец, возникший в моей композиции, был только предлогом, чтобы изобразить атмосферу.
Первойзначительной работой, подводящей итогитворческих поисков этого периода, сталдля К. Моне Завтрак на траве (1865-1866), написанный им вслед за одноименнойпрограммной работой Э. Мане. В Аржантее у Моне был свой дом и свой первый сад.
Одним из первых Клод Моне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды (возможно, в этом следует видеть воздействие японской гравюры на дереве, где этот принцип играл ведущую роль). Восход солнца» с французкого Impression- впечатление). В 1916г, в возрасте 76лет, Моне по предложению своего друга Жоржа Клемансо создал свой последний грандиозный шедевр – серию из восьми крупномасштабных полотен «Кувшинки». Здесь художник много раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему. Поздние произведения Моне находятсяна грани предметного и беспредметногоискусства.
В 1879 году Камилла после долгой болезни умирает в возрасте всего тридцати двух лет. Эта серия, выставленная в галерее Дюран-Рюэля в 1892 году, также имела большой успех, но еще более восторженно была встречена большая серия «Руанский собор», над которой Моне работал в период с 1892 по 1894 годы. Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает светотень Караваджо.
Годы спустя (в 1906 году) Писсарро писал английскому критику Уинфорду Дью-Херсту (в то время работавшему над книгой об импрессионистах): «Мы с Моне увлекались лондонским пейзажем. Больше всего мне нравится лондонский туман. 1917 г. Фото: Etienne Clementel. Сад спланирован таким образом, что его картины хорошо просматриваются из окон дома. Эта картина, как и написанная двумя годами раньше «Терраса в Сент-Адресс», свидетельствуют о влиянии на живопись Моне восточного искусства, распространившегося во Франции во второй половине века в связи с началом коллекционирования японской графики.
В картине «Пруд с кувшинками» (1908, частноесобрание, Санкт-Галлен, Швейцария) Моневыбрал квадратный формат полотна, зрительно «увеличивающий» изображениев пространстве и создающий впечатлениебесконечности. 1888 год, частная коллекция. Великому импрессионисту Клоду Моне оставалось жить 15 дней. Его последнее творение, также многочисленное, «Кувшинки», над которыми художник будет работать вплоть до собственной кончины.
Под кистью Моне вся земля уподоблялась воде. На этом этапе природа становится самым настоящим объектом исследования. Под кистью Моне они будто обретают душу. Мне бы хотелось, чтобы к моему возвращению там сохранились хризантемы.
Моне уезжает в Шайи, где селится в гостинице «Золотой лев» и работает над многочисленными этюдами к «Завтраку на траве», — все это вариации на тему знаменитого полотна Мане, выставленного на Салоне Отверженных в 1863 году. Утонченные, «деликатные», акварельные тона господствуют и в других оркестровых произведениях Дебюсси. Он преобразил метафору Гомера, описывающего воду как струящуюся равнину. Овсяное поле с маками, 1890 год.
Да, я обожаю Лондон. Это будет страшным ударом. Большая тема не стала пафосом его искусства. В 1883 году умирает Мане, его кончина символически совпадает с распадом группы. Струится солнечный свет, от влажной земли поднимаются испарения. А когда я умру, то хотел бы, чтобы меня похоронили на бакене. «Сад на воде» вдохновлял художника в течение 20лет: здесь он написал более 300картин.
По просьбе самого художника, похороны не были пышными. Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США. Одна из ранних работ Клода Моне Женщины в саду, 1866-1867 гг., Музей Орсэ, Париж.
1890-1891 гг. Он вспоминает, что этот период его жизни принес с собой открытие новых красок и световых эффектов, решительным образом повлиявшее на формирование его художественного восприятия. Живопись как бы способна запечатлеть лишь один-единственный момент времени. И неудивительно, что импрессионист Клод Моне (1840–1926) оставил миру чудеснейший сад в Живерни.
Эти люди научили нас новой композиции. Ревалд, описывая встречи и беседы друзей, подчеркивает, что Моне и Писсарро, происходившие (так же, как и Ренуар) из трудовых слоев общества, всегда были заняты социальными проблемами. В лесу Фоншебло Моне работал над своим «Завтраком на траве». Восходящее солнце», «После ланча», «Красные лодки». В 1867 художник написал картину «Жан Моне в колыбели» (частное собрание). Работал преимущественно в жанре пейзажа. Для позднего периода творчества Моне характерны всё большее растворение реальных предметных форм в изощрённых сочетаниях цветовых пятен, нарастание черт декоративизма (Кувшинки, 1904-22, Лувр, Оранжерея в Париже).
Они включаются практически во все цветочные композиции в Нормандском саду. Ранняя весна начинается с цветения мелколуковичных и низкорослых альпийских растений (галантусов, крокусов, пролесок), затем покрываются белыми и розовыми облаками многочисленных цветов знаменитые сакуры.
В 1888 году Моне работает в Антибе. На выставке в 1872 году виды Норвуда и Сиденхэма Писсарро оценивались по 25 гиней, а на следующий год картина Моне «Здание парламента» продавалась за 30 гиней. Если Мане в портретах, запечатлевая облик своих современников, фиксируя в быстрой и энергичной манере (как он сам определял) безупречную элегантность Пруста, задумчивый жест Малларме, встревоженные черты Джорджа Мура, мечтательные глаза Берты Моризо и ее растрепанные локоны, в какой-то мере раскрывал характер этих людей, то это результат не психологического проникновения, но удивительной зрительной восприимчивости художника.
1885 года, частная коллекция. Зима 1870-1871 годов в Лондоне — наихудшая за все столетие. «Бульвар Капуцинок» (1873), Среди самых известных Клода произведений Моне «Лягушатник» (1869), «Тополя» и «Руанский собор», серии «Стога», «Белые кувшинки» (1899). Он не хотел так решительно рвать с традиционными путями искусства. В «Японском мостике» (1918, Институт искусств, Миннеаполис) читаются очертания любимого мостика, перекинутого через пруд с кувшинками и увитого глициниями. И впоследствии композитор пользуется такими названиями как «Эскизы», «Картины».
Вода в некоторых местах подогревалась и там цвели роскошные тропические кувшинки. Удивительное сочетание цветов, множество бледных оттенков великолепная отъезда в Лондон в 1900 году: Посеять: около 300 горшков маков, 60 сладкого горошка, около 60 белого репейника, 30 желтого репейника, шалфея, капских кувшинок на клумбы (в теплице), а также георгины и ирисы кемпфери.
Нетрудно заметить, что эта критика (она велась главным образом с позиций нового формирующегося течения – символизма) была направлена не против узости реалистических достижений импрессионистов, а именно против этих достижений, которые в свете новых художественных тенденций начинают рассматриваться как нечто враждебное искусству. Из всех этих мест он привозил кипу этюдов, которые в Живерни заканчивал.
Растения подобраны таким образом, что в любой сезон радуют своим цветением. Как английские художники девятнадцатого века могли писать свои дома кирпич за кирпичиком. Именно потому импрессионизм является художественным течением (в сущности, последним в XIX веке), которое, при всем остром своеобразии творческих индивидуальностей, отмечено очень определенными едиными чертами и признаками. Сад художника в Ветёе, 1880 год.
Правда, к концу жизни он довольствовался прудом в своем саду. Работая над этой картиной, я хотел написать именно атмосферу Венеции. Один из главных создателей метода импрессионизма. Создается ощущение, что маки выходят за пределы полотна. Посмотрите, как выразительно художник нарисовал алые маки и желтые лютики. Еще не закончив серию, Моне узнает, что тополя собираются рубить и продавать.
Поле маков в Живерни. Для картины позируют Базиль и Камилла Донсьё, ставшая впоследствии спутницей его жизни. Импрессионизм был последнимкрупным художественным движением воФранции 19 века.
Пруд был густо обрамлен папоротниками, азалиями, пышными кустами роз. «Остались ли еще цветы в саду. Дебюсси здесь успешно решил труднейшую задачу музыкального воплощения зрительного образа. Эффект тумана считается одной из лучших работ, посвященной Англии.
В Гавре Моне снова встречается с Буденом и знакомится с голландским художником Иоганном Йонкиндом, с которым они сразу же становятся большими друзьями. В одном случае из шумной толпы бара он выхватывает энергичную фигуру рабочего в синей блузе, в другом (Бар в Фоли-Бержер) – полный обаяния образ молодой продавщицы. Наверняка многое ему дали партитуры Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, в особенности «Шехеразада» и «Тамара». В 1883 году семейство Моне перебирается в Живерни — деревню на берегу Сены. В Аржантёй вела железная дорога, добраться из Парижа туда можно было быстро и легко. Но односторонность импрессионистов носит особенно явный, резко выраженный характер.
Но битву за нажитое отцом художник вести не стал, в том же году уехав в Голландию. Весь акцент художник делает на игре света и тени, на листве деревьев и цветах. Интересно, что эта политика изгнания, проводимая как по отношению к реалистам, так и к молодым импрессионистам, осуществлялась иногда одним и тем же лицом, причем из приведенных в книге очень любопытных документов становится совершенно очевидно интересы каких социальных кругов эта политика так ревностно защищала. Поля маков увлекали Моне. (Об этом очень хорошо писал Теодор Дюре в своей статье, посвященной Салону 1870 года, цитаты из которой приведены в книге Ревалда. ) Но воздействие романтизма на импрессионистов все же было косвенным и главное, чем занят Ревалд, – это раскрытие преемственной связи импрессионизма с предшествующим реалистическим течением.
Кончина предвестника импрессионизма совпала с датой окончания существования группы. На склоне лет он говорил герцогу де Тревизу: «В японских художниках мы на Западе оценили прежде всего ту смелость, с какой они режут рамкой свои сюжеты. Видеть красоту и творить ее, жить для искусства и писать до последнего дня 8. Моделью для всех трех женщин послужила 19-летняя Камилла Донсье, будущая жена Клода Моне.
Именно в эти годы во время жарких споров в кафе Гербуа Мане с его картинами стал символом обновления живописи и духовным лидером группы художников, позже известных как «импрессионисты». Он пишет все быстрее и быстрее, торопливо нанося на холст точечные мазки. Развивая достижения мастеров барбизонской школы, со второй половины 60-х гг. Клод Моне сходится с семьей Алисы Гошеде (Alice Hosched), с которыми уже был знаком несколько лет. Летом 1869 года вместе с Ренуаром Моне рисует в Бужевиле. «Здание парламента в Лондоне» (1904, музейдОрсе, Париж) словно окутано густымтуманом, сквозь который проступаютвеличественные очертания неоготическойархитектуры и пробивается желто-рыжеесолнце, окрашивающее Темзу рыжевато-багровымибликами. В 14 лет Моне писал карикатуры, заработав таким образом известность среди жителей Гавра.
Однажды, – писал Мане, – я взобрался на локомотив, около механика и истопника. В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». В 1867 году он написал «Террасу в Сент-Адресс», которую он называл своей «китайской картиной с флагами».
Художник выписывал журнал Revue horticole (Журнал садоводства), заказывал для своего сада растения и цветы из разных стран мира. То, что они пишут, граничит с глазом, а не с таинственными глубинами мысли. В музыке «Сирен» больше декоративности, чем выразительности, больше внимания отведено передаче оттенков светотени, чем яркой образности присущей «Облакам» и «Празднествам».
В Европу из Америки и с Дальнего Востока ввозились новые растения. Лето 1873 года выдалось роскошным.
В 1883 году он стал снимать у одного нормандского помещика дом в Живерни (сам хозяин переехал жить в деревню Верной) и в этом доме Моне прожил сорок три года, вплоть до самой смерти в 1926 году. Вы что, наконец издеваетесь надо мной. Плывет в этой атмосфере. Путешественником Моне, не в пример другим импрессионистам, был заядлым. Хочется отметить, что Ревалд подходит к описываемым явлениям дифференцированно и тонко. Да, если я и стал художником, то только благодаря Эжену Будену. » С подачи последнего (не без собственного желания, конечно же) Моне все-таки покидает Гавр и отправляется в Париж в 1859 году.
В 14лет Клод начал рисовать карикатуры на жителей Гавра, а с 15 – продавал их, что, по собственным словам художника, принесло ему «некоторую известность и совсем мало денег». Художником было создано свыше 300 полотен, посвященных картинам любимого сада, а 40 из них были крупноформатными. Типично жанровая сценка — дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, — утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. Взяв эти полотна, вы их спасете». Не прекращаются и его поездки в Нормандию, в Этрета там он встречается с Ги де Мопассаном.
Туман придает ему удивительную масштабность. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. Сад занимал около двух акров и часть его раскинулась по другую сторону дороги.
Нам хотелось остановиться на самых основных ее положениях. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев. После смерти Эрнста Гошеде Моне официально женился на Алисе Гошеде. К счастью, Французская академия изящных искусств приняла решение восстановить сад. А еще через два года государство купило картину Ренуара Девушки за фортепьяно.
Он неоднократно возвращался к ним в своем творчестве. Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х — «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстхайле, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье. Цветы были его страстью.
А потом, грустнея: «Вот только меня уже не будет». Фигуры женщин изображены на этом полотне очень стилизованно. Одна из самых известных картина Клода Моне Поле маков (1873 год, музей Орсэ, Париж) была написана в Аржантее, неподалеку от дома художника. Часто Клод Моне ещё ребенком наблюдал в Гавре волшебную игру воды. Их искусство поверхностно, слишком несерьезно и материалистично. Институт Искусств, Чикаго. Моне Клод Оскар (Monet), французский художник. Живя в Лондоне, Дюран-Рюэль открыл галерею на Бонд-стрит.
Клод Моне значительно расширил свой сад, устроил в нем пруд, вода в который поступала из специального водозаборного резервуара, построенного на реке Эпт. Он не сопереживает, не негодует, не судит. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.
По признанию самого Моне, -«сад был лучшим произведением в его творчестве». Зрение — не единственное, что беспокоило Моне. В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (1869, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния) мастер использовал темный фон, от которого впоследствии отказался. Он отличается изяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Он же заказал ему несколько портретов членов своей семьи.
представители новой тенденции — так называемого пуантилизма. Не отличаясь особыми успехами в школе, Моне преуспевал в рисовании. Он собирает книги по садоводству и больше остальных ценит перевод знаменитой «Иллюстрированной истории садоводства» Джорджа Николса выписывает почти все журналы о цветах и садах коллекционирует каталоги семян, особенно интересуясь новинками. В поездках художник постоянно возвращается в мыслях к Живерни.
Художника не случайно называли живописцем современной жизни. В 1893 году, через 10 лет после своего приезда в Живерни, Моне купил участок земли рядом со своим имением по другую сторону железной дороги и превратил его в пруд «с водными растениями ради развлечения и отдыха для глаз, а также сюжет для рисования». Первым этапом в работе над картиной Моне использовал большую широкую кисть и наносил общий колорит картины широкими мазками краской бледных оттенков. Из их совместной творческой деятельности рождаются знаменитые виды купальни и ресторанчика известных под названием «Лягушатник». Ренуар, К. Моне Капуцинок Бульвар 1873г. ).
Модистка. Моне вновь был стеснен в средствах. Импрессионисты по-новомупоказывали мир в своих картинах.
Для эффектов тумана трудно было выбрать время удачнее. И все же он продолжает писать, а из-за своих проблем со зрением вырабатывает новый для себя подход к живописи. Материальное положение лидера группы снова напомнило о себе пустеющим кошельком. Клод Моне в своем саду на фоне пруда с кувшинками, 1905 год. Произведения обоих — достаточно вспомнить «Мастерскую художника» Курбе и «Вагон третьего класса» Домье — шокировали официальные круги своим реализмом, а также выбором сюжетов, считавшихся вульгарными и недостойными изображения на полотне.
Всем известны последовательно социалистические принципы Писсарро, левые взгляды Моне. Как же в нем передать движение. Подсолнухи, 1881 год. Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости. Жанровое по сути полотно изображает мать у детской колыбельки (такие сюжеты часто встречаются в голландском искусстве).
Его вдохновляла присущая ей внутренняя музыкальность, психологический подтекст, а главное – интерес к миру утонченных вымыслов («непознаваемое», «невыразимое», «неуловимое»). Для мира искусства дом и сад в Живерни и в те годы и по сию пору имеют огромне значение. Луи Леруа, автор яростной статьи, появившейся в журнале «Шаривари», впервые, в связи именно с этой картиной, употребил термин «импрессионизм» как определение нового течения в живописи. Поле маков в лощине близ Живерни, 1885 год. За эту сумму я готов отдать их вам. Большое влияние в этом плане оказало на него творчество Мане, выставившего в 1863 году на Салоне Отверженных свой «Завтрак на траве».
В своей статье «Ж. Возвращаясь к Ревалду, отметим, что он не грешит никакими туманными формалистическими рассуждениями (хотя и он склонен в Мулен де ла Галетт видеть только капризную игру света), но, как мы уже говорили вначале, его описания нередко страдают расплывчатостью и он приходит к явной непоследовательности в своем упорном нежелании давать какие-либо определения и оценки. Так и затихла музыка цвета одного из величайших мастеров в истории искусства. Моне выставил тогда восемнадцать своих произведений, среди которых картина «Японка». Следует обратить внимание детей на то, что хотя К. Дебюсси и искал новые пути для воплощения своих идей, он очень трепетно относился к наследию отечественных музыкантовfont-family:Courier xml:lang-none- lang-none-XXVIIIfont-family:Courier xml:langru-RU langru-RUвека (Рамо, Куперен), высоко ценил традиции. Это затрудняет зрителям ориентировку. ), он не был впечатляющим наездникомЗаболев в лагере брюшным тифом, Моне из лазарета «выписался» прямо в Париж. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
У этой цитадели были и физические параметры. Хризантемы 1882 год. Но нет, Кан был прав: всю жизнь — 43 года. После смерти художника его сад был надолго забыт. Фиолетовый, зелёный, голубой, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий -- разновидность голубого, то их число сводится к шести – синий, Солнечный расщепляется луч на составляющие. Недуг подарил миру новый колорит и новое ощущение цвета мастером.
Красота природы становитсявеличайшим чудом и, видимо, венцомбожественных творенин для Моне (в отличиеот ренессансного «Человек -- венецтворений»). Заключается она не в занимательном повествовании и не в глубоком философствовании. Это справедливо и в отношении следующего десятилетия. Нежные цветы ирисов на переднем плане картины словно заглядывают нам в глаза. В нем он работал, его он и писал во всех видах, с разных точек, в разное время суток. Это был прекрасный период в жизни Клода Моне, беззаботный и счастливый.
В 1868 году он выкупил у кредиторов несколько картин художника и в том же году, да и в последующем, выплачивал Моне содержание. В пестром нагромождении отдельных эпизодов порой теряется основной стержень повествования.
Под кистью Моне они будтообретают душу. Из восьми выставок Моне не принимал участие в пятой, шестой и последней. Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Это был самый светлый период его творчества.
Авторы изобразительной истории лучших парков своего времени — импрессионисты. И спасибо, Мане. » Салон 1865 года был не менее эффектным, ведь здесь Моне выставлял свою «Даму в зеленом», для которой позировала девятнадцатилетняя Камилла Леония Донсье. В 1883 году семья Клода Моне переезжает в Живерни.
Моне тут же принялся его переделывать: прежде всего придал ему геометричность, посадив специфические «садовые» цветы: алтей, георгины, розы, настурции, гладиолусы он высаживал их в таком порядке, чтобы цветение их продолжалось практически круглый год. И это, пожалуй, единственное, что можно «идентифицировать» в сумасбродстве красок, не считая невысокого куста на переднем плане картины и вертикали дерева у правого края. Картина эта, купленная Базилем, была отвергнута жюри Салона 1867 года. Как ни странно, но закрадывается сомнение, а был ли Пруст вообще в Живерни (хотя он и говорил Клермон-Тоннеру, с которым он находился в Нормандии в 1907 году, что собирается туда поехать). Моне первым ввёл в художественную практику многократное изображение одного и того же объекта при различном освещении и разных климатических условиях (знаменитые циклы, посвящённые собору в Руане, Лондону, серии «Стога сена» и «Тополя на Эпте»). За столько лет работы в Живерни каждый уголок сада в любое время суток отпечатался в его сознании.
В доме он оборудовал просторную мастерскую. Он как масса, как ансамбль и при этом такой простой. Искусство историка должно заключаться в умении извлечь из документов все то, что в них содержится (не прибавляя того, чего в них нет).
Выйдя из мастерской, художник сталкивался с непривычными условиями. И это, пожалуй, единственное, что можно«идентифицировать» в сумасбродствекрасок, не считая невысокого куста напереднем плане картины и вертикалидерева у правого края. В эти годы Моне часто занимал у Базиля, докучая ему мольбами и укорами в письмах. Восход солнца». В 1863 году разразился огромный скандал, в связи с ультра смелой и откровенной картиной «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Вот немногие из тех, поистине трагических фактов, которые приводит в этой связи Ревалд. Эта критика существенна не только потому, что сама по себе представляет непосредственный интерес, но и потому, что являлась фактом жизни каждого художника и влекла за собой целый ряд психологических и материальных последствий. — Моне создавал сад. Художник написал крупнымпланом «фрагмент» пруда, в кадр вошлатолько гладь воды с живописно разбросаннымилистьями, цветами кувшинок и отражениемоблаков.
Я взял палитру и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». В тот период художник работает в Виль дАвре, где пишет с натуры большое полотно «Женщины в саду» для всех четырех женских фигур позирует одна модель — Камилла. В 1911 году Моне овдовел вновь, а в 1914 году умирает и его сын Жан.
Букет из мальвы, 1880 год. Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции 19 века.