Центральное место композиции занимает «Древо жизни» – завораживающее произведение, переполненное символами и метафорами, над которым Климт работал шесть лет (1905 – 1911 годы). Возможно, Густав Климт пытался изобразить библейское древо разума или генеалогическое древо всего человечества.
Искусство – ваша свобода». Танцующая девушка под Древом познания, по замыслу автора, олицетворяет Ожидание. Всё оно состоит из своеобразных тропинок, усеянных камнями. Стоит обратить внимание на умышленную «плоскость» изображения, а также своеобразный «мозаичный» угол зрения: персонажи написаны так, как они видят друг друга, а не так, как они должны были бы быть написаны по канонам классических пропорций. На тот момент в живых осталась только Мария.
Что ж, «дорога жизни», «жизненный путь» – выражения устойчивые. Затем было художественно-ремесленное училище. И рассматривать центральный элемент без общей картины невозможно. Почти такая же, как в «Поцелуе», склоненная женская головка с закрытыми глазами изображена на картине «Три возраста женщины» (1905).
Некоторые критики видят в них олицетворение женского и мужского начала.
Пожалуй, самой известной картиной Г. Климта стала картина Поцелуй. Лично мне работы Мунка – отвратительны, как по содержанию, так и по технике. Однако случилась трагедия – в 1892 году ушли из жизни и отец Густава и его брат Эрнст.
Ветхозаветная героиня – прекрасный пример храбрости и решительности, служащая идеалом, – становится у Климта «кастрирующей» женщиной В этой библейской фигуре Эрос и Смерть объединены в знакомом союзе, который fin de siecle (конец века) находил таким интригующим. «Древо жизни» является воплощением философского сознания и символом мироздания. для виллы Стокле в Брюсселе).
Так вот Мунк – творец того же, не более. Этот мир уже был мельком увиден в Течении и Нимфах (Серебряныерыбки) и снова будет открыт несколько лет спустя в картинах Водяные змеи I и Водяные змеи II. Австрийский художник Густав Климт – признанный при жизни гений. Они следуют течению в волнообразном движении, столь характерном для Модерна. Аллегория "Медицины", вторая из цикла композиций для Университета, вновь вызвала скандал.
для виллы Стокле в Брюсселе). Он стал также почётным членом Мюнхенского и Венского университетов. Здесь Климт представил композицию «Тезей и Минотавр», наполненную богатым символическим значением.
Недовольство высказывали все круги— политические, эстетические и религиозные. В результате и появилось знаменитое «Древо жизни», состоящее из трех элементов: «Ожидание», «Древо жизни» и «Упоение». «Как и это картина. » – с негодованием вопрошали некоторые рафинированные эстеты.
Присмотревшись, мы замечаем, что золотые «островки» спиралей есть и на плаще мужчины, внутрь прямоугольников помещены «женственные» струящиеся линии, а в одеянии женщины присутствуют светлые квадраты. Можно сделать в виде планшета без рамки (выглядит как легкая плита, толщина по бокам 2 см). Совместные раздумья с архитектором особняка и эстетическое чутье Климта позволили органично дополнить интерьер фризом из девяти композиций, куда попали «Ожидание», «Древо жизни» и «Упоение».
Заказчик любил японские мотивы. Картины погибли. Его знаменитое «Древо жизни» отсылает нас к одному из апокалипсических библейских мифов. Стоит отметить, что все трое сыновей Эрнеста стали художниками. Как неприятно были удивлены и даже шокированы поклонники «чистого искусства», воспитанные на классике, привыкшие к строгой жанровой системе, когда вместо людей, животных и пейзажей, вместо портретов и натюрмортом художники стали предлагать сочетание геометрических фигур или линий, яркие цветовые пятна.
Но это не так. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Сама же интерпретация мифа представлена в орнаменталистском обрамлении.
Самыми известными, конечно, являются 4 портрета Адели Блох-Бауэр («Юдифь» I и II, «Портрет Адели Блох-Бауэр» I и II). «Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Они появляются как Эринии, окруженные змеями в качестве наказания осьминог стискивает осужденного в своих смертельных объятиях. Картины нельзя рассматривать отдельно от роскошных рам.
После долгих разбирательств по решению Высшего Суда США Австрия была обязана вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», законной наследнице – Марии Альтман. На фронтоне поместили знаменитое изречение искусствоведа Людвига Хевеши: «Время – ваше искусство.
В «золотой» период Климт создал, пожалуй, лучшие свои работы: «Древо жизни» (которая по сути является триптихом из картин «Ожидание, «Древо жизни» и «Упоение», это последняя монументальная работа Климта, в которой перед нами предстает легендарное Древо мира, на ветви которого сидит черный ворон, – вечный союз жизни и смерти) и, конечно, «Поцелуй» (на которой Климт изобразил себя со своей подругой Эмилией Флеге). От него исходит вся энергия полотна. Скорее всего, мир не увидел бы этой работы без Адольфа Стокле. Густав Климт, творчеству которого покланялся Адольф, был приглашен в качестве декоратора.
В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Стиль Климта – поистине нечто беспрецедентное, его формирование завершилось примерно в 1903 году, что ознаменовалось началом знаменитого «золотого периода» в творчестве художника. Он прекрасно владел академической манерой письма, но никогда не загонял себя ни в какие условные рамки. В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво.
И появляется она в его творчестве в разных воплощениях – это женщина-символ, женщина-Вселенная, женщина-идея, женщина-тайна и женщина-разгадка к этой тайне, некий «архетип», за которым стоят многие и многие поколения, а также мудрость и опыт, накопленные этими поколениями. Одной из таких выдающихся картин и является «Дерево жизни». Климт пред-ставил свои чертежи проекта в греко-римском стиле, но предпочтение было отдано (и реализовано в конечном итоге) проекту «дворца искусств», разработанному Йозефом Марией Ольбрихом. Программа сецессионистов была значима не только в «эстетическом» контексте, но также как битва за «право на творчество», за искусство как таковое это было основание для сражения между «великим искусством» и «второстепенными жанрами», между «искусством для богатых» и «искусством для бедных» – короче, между «Венерой» и «Нини». Все, что сегодня имеется, — это разрозненные предварительные наброски, черно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины».
Вот таким образом, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Является одним из основоположником австрийского модерна. Рискованные попытки художника – о стыд.
Первоначальная версия к тому моменту уже была показана на Всемирной выставке в Париже. Эта декларация Германа Бара, драматурга и театрального критика, духовного отца се-цессионистов, может служить девизом для основания в 1897 году «Венского Сецессиона», одним из основателей, президентом (до 1905 года) и духовным лидером которого был Климт. Надо отметить, что особняком в творчестве Климта стоят пейзажи. Слава пришла к нему ещё при жизни, что бывает очень редко с деятелями искусства, которые зачастую удостаиваются высшего признания только после смерти.
Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллическим. Таков лейтмотив «Упоения» изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное блаженство. Автор, создавая свои удивительны орнаменты, черпал вдохновение в византийских мозаиках (он познакомился с ними во время своего путешествия по Италии, в Равенне), в ориентальной живописи и в красоте природы. С томным сопротивлением они уступают объятиям морской стихии, подобно тому как Даная открыта для Зевса, проникающего в нее в виде золотого дождя.
По центру же мы видим само «Древо жизни». Как уже говорилось, первые уроки рисования Густав получил у отца. Первое, что поражает зрителя – сияние золота. На одной из веток-тропинок восседает черная птица. Вечность, в паре с Бесконечностью символический представлены завитыми спиралями Древа.
Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. Какофонический полихромный набор, мазня. Представление художника не совпало с ожиданиями администрации учебного заведения.
Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства. (Такая же спираль – основной мотив панно «Древо жизни», написанного Климтом в 1905 – 1911 гг. Остальные цвета только подчеркивают чистое и яркое золото. Она стоит преклонив колени — явный символ подчинённости.
В Философии и Медицине Климт выражает шопенгауэровскую точку зрения о том, что «мир как желание, как слепая сила в вечном круговороте рождается, любит и умирает». Этому главному символу мужского достоинства соответствует набыченный вирилитет мужчины. «Чужестранец из Византии», как его называли современники, Климт щедро использовал в своих картинах позолоту и рельеф, с ювелирной тонкостью и тщательностью прорабатывал каждый сантиметр поверхности полотна, уподобляя его сверкающей мозаике. Первыми его работами были фрески для австрийских театров. Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику и потому более раздражающий консервативных зрителей. Они олицетворяют упоение. В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа— «Золотой крест» за заслуги в искусстве.
Не менее знаменитой считается и картина Юдифь. «Поцелуй», наверное, самое целомудренное произведение Климта. Он заплатил Климту астрономическую сумму и заказал невероятную по сложности картину – «Золотую Адель», «Портрет Адели Блох-Бауэр» -I, полагая, что за время создания произведения художник и натурщица изрядно устанут друг от друга. Столь любимые художником цветущие луга в картинах «золотого периода» почти неуловимо меняются, уподобляясь пестрым коврам или камешкам смальты, при этом каждый цветок остается узнаваемым (так в «Поцелуе» по лугу рассыпаны весенние крокусы и примулы).
Золотой рельефный покров, обволакивающий обнявшуюся пару испещрен любимыми орнаментальными фигурами Климта – так называемыми «микенскими спиралями», характерными для вазописи античных Микен искусством которых восхищался художник. «Поцелуй» – очень узнаваемая и характерная для Климта работа. После успеха движения и удачных выставок в других странах проект строительства для «Сецессиона» собственного выставочного здания стал реальностью.
Кто-то тут даже, кажется пост о нем делал. (Такая же спираль – основной мотив панно «Древо жизни», написанного Климтом в 1905 – 1911 гг. Рамки и багет из натурального дерева любых размеров и цветов.
И картину «Юдифь» из самых лучших побуждений постоянно называли в каталогах и журналах «Саломеей». В этих подводных мечтах водоросли становятся волосами, растущими на голове и лобке. Результатом этого стала знаменитая картина «Древо жизни». Картина принадлежит к периоду творчества, названному «золотым»: в это время Климт много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом.
Наконец, в Юриспруденции он написал осужденного человека во власти трех Фурий: Истины, Правосудия и Закона. «Поцелуй», «Юдифь», «Золотая Адель» сегодня растиражированы в самых разных обликах: продаются как репродукции (в плакатных вариантах и на холсте), так и предметы домашнего обихода, на которых изображены фрагменты работ австрийского мастера. Это было его последнее монументальное произведение.
Если мы вспомним, что круг и узкий прямоугольник – древнейшие символы женской и мужской сексуальности, то смысл этой игры орнаментов станет ясен: орнаментальные мотивы взаимопроникают, как мужское и женское начала, а знаком их единения становится спираль – древнейший символ жизни. Мы недаром так много говорим об одеяниях влюбленных. Присмотревшись к картине, можно обнаружить многие другие элементы: треугольники, круги, квадраты.
Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками. В музыке сть такой термин – мюзак. В 1904 году он занялся строительством большого особняка для своей семьи. Символическое значение драгоценного металла нам интуитивно ясно.
Образ девушки художник писал с медальона, который мужчина предоставил ему для работы. С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). Другим примером «кастрирующей» женщины, бесстыдно воплощающей самые порочные фантазии, была героиня оперы «Электра» Рихарда Штрауса, кровожадная Клитемнестра. Любое обсуждение в данном ключе зайдет в тупик. Его концепция заключалась в смешении геометрических форм – от куба до сферы.
Середина 18 в. «Мы хотим объявить войну стерильной рутине, неподвижному византинизму, всем видам плохого вкуса Наш «Сецессион» не является борьбой современных художников со старыми мастерами, но борьбой за успех художников, а не лавочников, которые называют себя художниками, но при этом их коммерческие интересы мешают процветанию искусства». Основное тон – золотой, что характерно для его творчества. мта рядом с героями Поцелуя и Ожидания застыло наэлектризованное тягучее время. Над этим фризом Густав Климт работал долгие шесть лет, с 1905 по 1911 год.
Это состояние характеризовала женские образы художника, сменившие роковых женщин. Одной из популярнейших идей fin de siecle (конца века) было господство женщины над мужчиной. Ценность картины как бы освещает её смысл. Художник основал модернистское общество «Сецессион» по образцу берлинского «Сецессиона», чем обозначил свой разрыв со «старой школой» – поступок во многом бунтарский, учитывая, что к тому моменту ему уже было, что терять: ведь его работы в классическом стиле оценивались публикой очень высоко, он получал различные награды, обрел всеобщее признание. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт.
Разнообразные мозаичные кусочки, заполнявшие горизонт и уничтожавшие свободное пространство, помогали ему избавиться от «боязни свободного пространства». Семья Книпс была связана с металлургической промышленностью и банковским делом. Появление этой картины граничит с жизнью венского промышленника Адольфа Стокве. От Климта ожидали, что он прославит науку, но вместо этого он увлекся цитатой из «Энеиды» Вергилия, которую Фрейд перефразировал в своем «Толковании сновидений» : «Если я не могу управлять богами, я призову ад».
Афина Паллада, написанная Климтом в 1898 году, была первым образом в его галерее «суперженщин» : со своими доспехами и оружием Афина уверена в победе, она подчиняет мужчину, а возможно и весь мужской пол. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют, характерные его полу «жесткие» формы, прямоугольные бело-черно-серые поля, тогда как женщине «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы. В 1899 году Климт представил окончательную версию "Философии", первой из этих трех картин. Название периода происходит от позолоты использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907—1908). Столь любимые художником цветущие луга в картинах «золотого периода» почти неуловимо меняются, уподобляясь пестрым коврам или камешкам смальты, при этом каждый цветок остается узнаваемым (так в «Поцелуе» по лугу рассыпаны весенние крокусы и примулы).
В ее одеянии повторяются мотивы волнистой линии, круга и овала, венчики цветов складываются в округлые «букеты». Густав был одним из семи детей в семье Климтов. Афина, появившаяся из головы Зевса, наблюдает за сценой как воплощение духа, рожденного разумом, символизируя божественную мудрость. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха.
К счастью, Климт не просто отдал дань фрейдизму, но сумел с завораживающей пластической убедительностью воплотить в прихотливых орнаментах «Поцелуя» идею соединения строгой мужественности с нежной женственностью. В портрете объединены несколько стилей. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Первый элемент — девушка в массивном ярком одеянии, которая стоит слева от древа.
Прелесть «Поцелуя» не в новизне, а в гармоничном согласовании всех мотивов, доведенных до пластического и смыслового совершенства, до высшей степени законченности и ясности. Художник сделал акцент на эротический подтекст, тем самым принижая учение как таковое. Те же пейзажи, к примеру. Тема «борьбы полов» охватила салоны художники и интеллектуалы тоже участвовали в дискуссии. Молодой граф собирался подарить его своей возлюбленной. Жизнь и эротическое представление о ней всегда концентрировались вокруг борьбы Эроса и Танатоса и эти идеи полностью захватили Климта. «Эффект фотомонтажа» усиливает их очарование.
В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. В живую они выглядят даже лучше, чем на фото. О мертвых – или ничего или только хорошее. Я выразил только личное мнение. Картина считается одним из самых значительных полотен Климта.
В 1885 году по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» они расписали виллу «Гермес», где любила проводить свободное время императрица Елизавета. Густав Климт – великий австрийский художник. Чувственный, эротизированный орнамент отражает одну из сторон представлений Климта о мире. По мотивам его картин создаются скульптуры, вышиваются полотна из бисера и мулине. Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года— в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст.
Климт не позволял себе пугаться резкой критики и продолжал идти своим путем. Некоторые критики видят в них олицетворение женского и мужского начала. Только зачем выставлять тогда.
Родился в 1862 году в Баумгартене. Разве пленительные женские тела, смешанные со скелетами, – не прямая иллюстрация к притче Ницше о «вечном возвращении», где смерть рассматривается как наивысшая точка жизни. Значение символов возвращает нас к их несомненному прототипу – женщине.
Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья. Они хотели покончить с культурной изоляцией Вены, пригласить в город художников из-за границы и сделать работы членов «Сецессиона» известными в других странах. Практически на каждом шагу тут встречаются камни, олицетворяющие проблемы. После художник продал работы частным коллекционерам. Своими изображениями сексуальных архетипов Климт хотел эпатировать чопорное общество и «обрушить столпы» морали. Вместо этого Климт представил им изображение «победы тьмы надо всем».
Портрет Сони Книпс был первым в этой «галерее жен». Луга, усеянные мелкими цветами, знакомы нам по его пейзажам сложные орнаменты и позолоту мы видим во многих крупных композициях Климта («Бетховенский фриз» Сецессиона, 1902, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907). Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Первый вариант рамы был выполнен братом художника, ювелиром Георгом Климтом, случайно.
Результатом стал знаменитый фриз Стокле – сложная композиция из девяти элементов, в центре которой мозаичный триптих: «Ожидание», «Древо жизни», «Упоение». Заказчик хотел, чтобы на картине был изображен страстный поцелуй большой любви. Их произведения украшают театры во многих городах: Райхенберге (сейчас Ли-берец, Чехия), Карлсбаде (сейчас Карловы Вары, Чехия), Фиу-ме (сейчас Риека, Хорватия) и Бухаресте.
В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. Одновременно художник парадоксальным образом достигает в «Поцелуе» далеко не всегда свойственного ему лаконизма: пустота золотого фона, цветущий луг, мужчина и женщина, спеленатые узорными тканями и ничего больше Природа этой выразительности близка японской гравюре укиё-э, которой, как многие европейские художники того времени, увлекался Климт. Судзуки Хуранобу. Климт нарушал религиозные запреты и зрители не могли поверить своим глазам.
Путешествуя по Италии в 1903 г., художник был потрясен византийскими мозаиками Равенны в церкви Сан Витале и мозаиками собора Сан Марко в Венеции, выложенными из многоцветной смальты на сплошном золотом фоне и в его творчестве начался настоящий «золотой период». Открытие в марте 1898 года выставочного здания «Венского Сецессиона» ожидалось с нетерпением. Его отец Эрнест Климт был художником-гравёром и ювелиром. Все же, по-видимому, Климт писал ее только с наилучшими намерениями.
Восемьдесят семь профессоров университета написали письмо в Министерство образования, в котором обвинили Климта в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм». В Медицине разоблачил ее неспособность излечить болезнь. Вечность, в паре с Бесконечностью, символически представлены завитыми спиралями Дерева. Климт постарался максимально вписать свои работы в существующий контекст. «Поцелуй» стал символом нерушимости любовных клятв, повиновения и неугасаемых чувств.
Также он занимался оформлением зданий Бургтеатра и Художественно-исторического музея. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских Фризах». Картина принадлежит к периоду «золотого» творчества художника. Художественное объединение «Венский Сецессион» стало публиковать свой собственный журнал «Ver Sacrum» («Священная весна»), с которым Климт регулярно сотрудничал в течение двух лет. Ван Гог отчаянно сражался за победу современной живописи, в то время как Климт был более молчаливым жнецом, чувственный отблеск пейзажей которого усиливается орнаментальным и символическим значением.
Его картины настолько яркие и цепляющие, что мимо них просто невозможно пройти. А по мнению европейцев, может быть, великий Фрейд вдохновил художника на создание такой необычной картины. Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная) издаваемого группой. (Фрагмент Картона для фриза во дворце Стокле, 1905-1909 г., Венский музей прикладного искусства, Вена). Был такой датчанин Х. Бидструп, живший и творивший на 40 лет позже. Многие считают, что этот сюжет предвосхищает знаменитый «Поцелуй» или что застывшая в объятиях пара перешла сюда из «Бетховенского фриза». Ведь истинный путь к цели не может быть прямым и легким.
Одновременно художник парадоксальным образом достигает в «Поцелуе» далеко не всегда свойственного ему лаконизма: пустота золотого фона, цветущий луг, мужчина и женщина, спеленатые узорными тканями и ничего больше Природа этой выразительности близка японской гравюре укиё-э, которой, как многие европейские художники того времени, увлекался Климт. Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Густав Климт – австрийский художник-символист иодин из видных членов движения Венского Сецессиона.
Его «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» не имели ничего общего с классическим представлением о торжестве наук. Присмотревшись, мы замечаем, что золотые «островки» спиралей есть и на плаще мужчины, внутрь прямоугольников помещены «женственные» струящиеся линии, а в одеянии женщины присутствуют светлые квадраты. Он напоминает всем нам, что Жизнь без Смерти невозможна, как и Смерть без Жизни. Он оставался в группе до 1908 года.
Отношение художника к пейзажам столь же своеобразно, как и к женщинам – главным героиням его творчества. Она олицетворяет собой ожидание. Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Гравюра укиё-э.
«Юдифь» -II стала настоящим скандалом. Не выглядит ли платье, надетое Эмилией Флёге на ее первом портрете (1902), так, будто ткань была вырезана из пейзажа изображающего лес, чтобы облегать тело женщины подобно второй коже. Они потребовали отказаться от заказа, что впоследствии и произошло. Юдифь Климта должна была вызвать раздражение у той части венского общества (в остальном готовой принять его нарушения табу), которая именовалась еврейской буржуазией.
Художники молодого поколения больше не хотели принимать опеку, которую им навязывал академизм они требовали выставлять свои работы в надлежащем месте, свободном от «рыночных сил». У японцев эти символы считаются мужским и женским началом. Она состоит из трех элементов, каждый из которых имеет свое значение. «Поцелуй» был написан, как и многие работы Климта, по заказу одного состоятельного человека. Визуальный язык Климта брал и мужские и женские символы из мира фрейдистских сновидений.