Все они выполнены в коринфском ордере, внутри гладкие, снаружи – с каннелюрами. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Суворову является одним из лучших произведений скульптуры конца XVIII века. Ломоносова.
Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699 г. ), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», знаменитая своим акустическим эффектом.
Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти». Б. Пиранези) послужили отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира. С. Колли).
Боковые двери собора находятся с каждого конца поперечной части «храмового креста». В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Однако образ Вольтера полон напряжения. Лекё). Световой фонарь наверху купола увенчан главой-шаром (почти два метра в поперечнике) и крестом.
Помещения на юге были предназначены для королевы, на севере – для приближенных. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. В Москве – старое здание университета, Манеж изящный дом-дворец Пашкова, множество частных особняков, сохранившихся на тихих улочках и в переулках «первопрестольной» столицы. Воронихин, А. А. Утрата государственности и собственной элиты, превращение «Малороссии» в тихую сельскохозяйственную окраину привело к резкому сокращению здесь монументального строительства.
Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. С 1810 он занимал пост директора Академии св. Памятник А. В.
Он и Лео фон Кленце (Leo von Klenze, 1784 – 1864 гг. ) строили в Мюнхене и Берлине музеи и общественные здания. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена. Здесь 350-метровый фасад Адмиралтейства, гигантское полукружие здания Главного штаба, обрамляющее с юга Дворцовую площадь Петербурга. Шубин был занят работами для Мраморного дворца. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Позы женщин значительны и торжественны.
стал Рим, где в искусстве господствовала академическая традиция с нередким для академизма сочетанием благородства форм и холодной, абстрактной идеализации (немецкий художник А. Р. Наконец, третий этап – «образцовый стиль» или николаевский классицизм, отразил стремление Николая I (прав. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца.
Этьен-Морис Фальконе (1716–1791 книга Эдм. Хотя частные заказчики предпочитали различные вариантыбарокко ирококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, какШкола изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности. Архитектурные памятники классицизма во Франции Во Франции закладывались основные принципы и идеалы классицизма, который развивался под влиянием барокко, поздней готики и мотивов Ренессанса – это направление называлось «боз – ар» (beaux – arts «изящные искусства»).
В России классицизм прошел несколько этапов в своем развитии и достиг небывалого размаха в правление Екатерины II, которая считала себя просвещенной монархиней, состояла в переписке с Вольтером и поддерживала идеи французского Просвещения. Они стремились к героической суровости и ясности образов, к максимальной простоте и лаконичности пластического языка. Это самый активный период использования пластики в русской архитектуре. Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики, Державин пишет «Анакреонтические песни» как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями, отмечает Г. Кнабе. Шувалова (мрамор, 1771) Шубин избирает ту же форму, но создает при этом абсолютно иной художественный образ. Тщательно проработанные аксессуары подчеркивают парадный характер образа, но не отвлекают внимания от лица, почти женственного, затуманенного дымкой печали.
Формирование классицизма во французской архитектуре граничит с отмеченными ясностью композиции и ордерных членений постройками Ф. Мансара. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера.
Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированныхпейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Этот парк — один из самых значительных по своей художественной ценности.
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопкахПомпей, обожествление античности немецким искусствоведомВинкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художникомМенгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называетсянеоклассицизмом). Его шпиль в плоском по рельефу Петербурге становится одним из важнейших вертикальных ориентиров города. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма.
Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Барельеф разделен на две части. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия». Антуан Куазевокс (1640-1720) с 1666 г. стал королевским скульптором и работал над декорировкой Версальского дворца и парка вместе с Мансаром. Нэш). В архитектурном облике зданий изобилуют «рудименты» барокко: овальные окна, шпили, угловые башенки.
Он — основатель истории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «Истории искусств древности». Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия.
Он стремился не к портретному сходству, а к прославлению таланта, мужества и воли полководца. С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного», с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности».
В. Боровиковский «Портрет Г. Р. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств.
Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины», вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи», привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства больших гражданственных идей, масштабных проблем, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Вот таким образом античность сыграла немаловажную роль в формировании классицизма.
Ярким архитектором этой эпохи был Жан-Анже Габриэль. Основной темой было утверждение военно-морской мощи России. Из его полных жизни портретов следует отметить бронзовый бюст Дидро и мраморный бюст маршала Саксонского в Лувре. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). Впечатление создается своеобразным приемом «напластования» знаков власти – регалий, орденов, которые не объединяются, а дробятся складками плаща, стягивающего круто обрезанный бюст, «по локтям».
Фонтан «Самсон» — пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Обе эти части соединяются между собой под землею. Здание на Кирочной улице, в котором разместился музей, посвященный великому русскому полководцу, было построено на народные средства в 1901-1904 гг.
Луки в Риме. В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств».
В XVIII – начале XIX вв. И в то же время – одно из наиболее лирических произведений мастера.
Успокоенный и мерный ритм лежит в основе изображенных скульптором сцен. На западном (наиболее эффектном) фасаде собора обращает на себя внимание огромный, почти 30-метровой высоты портик. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Скульптурный портрет стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода.
Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена. О ранних годах Шубина в Петербурге известно мало.
Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). Павла составляет купол.
Фонтен, Ж. Ф. Мастер вошел в историю искусства, как один из самых плодовитых скульпторов. Клод Лоррен (1600—1682 г. ), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Разочарование в оптимизме I половины ст. Юноша покидает родные места и отправляется в Петербург.
Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия». Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре XVII в. – восточный фасад Лувра (К. Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). В 1775-1785гг.
Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея» изображает бога Купидона (Амура) в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. В середине 18 века стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Леду, Э. Л. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире.
Описывая 60-е гг. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их — выразительнее. Архитектура и вслед за ней пластика обратились к античности раньше прочих жанров. Габриель, Ж. Ж. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов.
Он, в частности, воздерживается от пейзажно-пространственных мотивов в фонах, стремится строго соблюдать единство высоты рельефа, а создавая многофигурные композиции, часто обращается к приему иэокефалии (равноголовия). В это время появляются философские труды общетеоретического характера, например, «Речи об искусстве» Ж. Ж. Руссо, публикуются результаты исследований античной культуры. На трех гранях жертвенника изображены аллегории Веры, надежды и Любви. Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен виадук.
Здесь классические формы и декор находят зачастую органическое воплощение в дереве. Так писал, например, Н. Пуссен. В середине XVIII века Габриэль планирует в Париже площадь Согласия.
Одним из ранних сооружений – архитектурных памятников классицизма Франции стал ансамбль королевской солеварни (Saline royale dArc-et-Senans) архитектора Клода-Николя Леду (Claude Nicolas Ledoux. Высокий – торжественный, величавый. Зрелые черты классицизма проявляются в загородном ансамбле дворца и парка Во-ле-Виконт близ Мелена (1655-1661 гг. ). В правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. Русский классицизм сформировался в середине XVIII века.
Даже колонны – непременный атрибут классицизма – все чаще заменяются плоскими пилястрами. Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Следующая зона была больше в 10 раз. Именно он становится ведущей архитектурной формой французского классицизма. Скульптура в изобилии применялась на фасадах (круглая скульптура, горельефы, рельефные ленты).
классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Один из первых дошедших до нас «круглых» бюстов – портрет Ф. Н. окончательно сложился национальный вариант английского классицизма. Вуд Младший, Дж.
Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен виадук. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Если декорация рококо тоже состояла по большей части из скульптурной резьбы, часто с прибавлениями в роде божков любви, то в свободной пластике французов этой эпохи все движение рококо отражается лишь слегка и с колебаниями, да и переходы от рококо к неоклассицизму сказываются лишь в легких изгибах. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории. Градостроительство классицизма XVII в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах городов-крепостей) концепции идеального города, создало свой тип регулярного абсолютистского города-резиденции (Версаль).
Это мы находим в комедиях Д. И. При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. Позже их стали изображать в античных тогах. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже. Обычные люди и обычная жизнь оставались за пределами скульптуры.
Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX). Антуан Куазевокс (1640-1720) – младший современник Жирардона, с 1666 г. стал королевским скульптором и работал над декорировкой Версальского дворца и парка вместе с Мансаром. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине.
Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Гильдебрандта) из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века. Парк Версаля был создан Андре Ленотром (1613-1700) в соответствии с принципами классицизма – строгая симметрия, ясность композиции.
Интернациональным центром классицизма XVIII – начала XIX вв. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами). Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности.
По стилистике бюст Г. Г. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Они входят в обширный пластический комплекс, над которым наряду с Щедриным работали другие видные скульпторы начала XIX века. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Л. Давид). Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э Фальконе, Ж Гудон). Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в (см.
«империя») и его главной чертой стало наращивание декоративной составляющей архитектуры. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Легко расчесанные пряди волос, мощная шея.
Здания Сената и Синода в Петербурге. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Последние работы Гордеева – четыре барельефа на северном портике Казанского собора. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры.
Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).
Она носила наименование «Большой парк». Пьемарини) и небольшая церковь в Риме Сайта Мария дель Приорато, построенная Пиранези. Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Жак Габриэль, ученик Мансара, придал ему облик палладианской виллы.
Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Флаксмена, в декоративно-прикладном искусстве – керамика Дж. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1732 дня. В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии.
В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция Венера и Марс, ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. Это должен был быть крупнейший протестантский храм. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях западноевропейского искусства». С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж.
В середине XVIII в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. Архитектура эпохи классицизма в России тесно связана с успехами строительной науки и техники. Фальконе, Ж. Гудон).
Уэджвуда и мастеров завода в Дерби. Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Барельеф также разделен на две части — на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой — группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей. Державин). Булле, Ж. Ж. Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли). Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда английского парка.
Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. Даже при создании портрета или памятника скульптор воспроизводил не реальные, но облагороженные идеализированные черты своей модели: в памятнике Козловского Суворову старый полководец представлен в виде молодого, прекрасного воина. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). Но мог создавать и такие удивительные дворцы-усадьбы, как Пашков дом (1784-1786), до сих пор являющийся одним из красивейших зданий Москвы, с его изысканностью и филигранностью деталей, прекрасно найденным композиционным решением здания, поставленного на вершине холма и открывающегося навстречу Кремлю и движению, льющемуся с моста, набережной и прилегающих улиц. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С.
Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками. В середине 1970-х годов благодаря многолетним розыскам известной исследовательницы творчества Ф. И.
Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси).
Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз — художник Давид (1748—1825 г. ). Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр). В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов.
Собор святого Павла. Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Он состоит из двух частей, по одной на каждой стороне хоров. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П.
Сумарокова, И. И. В гениальном бюсте Шубина (бронза, 1798 мрамор, 1800 бронза, 1800) – необычная для скульптора тяжеловесная роскошь при довольно ограниченном числе атрибутов. Стиль, созданный придворными мастерами Бонапарта, был назван ампир (от фр. Гудона, в мифологической живописи Ж. М. Его называют французским Фидием.
Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. России с его гениальным градостроительным чутьем перенес его ближе к Неве. Следующая зона была больше в 10 раз и носила наименование «Большой парк».
Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. А. Канова «Три грации». Кантемира, баснях А. П. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явилсяЖак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеаловФранцузской революции («Смерть Марата») иПервой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
Наиболее выдающимися из этого скульптурного убора были щедринские «Морские нимфы» (1812 (Прил. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура» (Psyche ranimee par le baiser de lAmour). Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. Пример тому – московский Манеж, городская больница и Сенат в Кремле. В торжественном ритме ниспадают складки одежд.
Этим порталам придана полукруглая форма и каждый из них украшен пятью колоннами. Художники в других странах (как, например, Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Фонвизина, сатирах А. Д.
Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства.
Авторами архитектурного решения памятника были, кроме М. И. Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665 г. ). Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (расколки Геркуланума, Помпеи и др. ) свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. 1801-1825 гг. ) и находился под мощным влиянием искусства наполеоновской Франции.
Гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике Ж. Б. Сын дворцового скотника, он окончил Академию художеств годом позже Шубина (1767), одновременно с ним был в Париже и Риме, также, как Шубин, посетил раскопки Помпеи и Геркуланума и вернулся на родину о 1772 году. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).
У органа 2155 трубок и он считается лучшим в Англии. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Вводится должность «архитектора короля».
В зависимости от того, справа вы смотрите или слева, «глаза в глаза», снизу или чуть приподнявшись над уровнем глаз, перед вами предстает то почти патологический урод с безобразно ввалившейся переносицей, то «престрашный зрак» деспота, лицо которого, кажется, вот сейчас, через мгновение – передернет судорога гнева, то – особенно это заметно в бронзовом бюсте Третьяковской галереи – подернутые сентиментальной слезой глаза «романтика на троне», каким видел себя Павел I. И вдруг, неожиданно, встречаете загнанный, страдающий взгляд человека, в минуту жестокого прозрения осознавшего, как ненавидим он окружающим, – даже собственным сыном. Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Компактность упругой формы, энергичная линия профиля – высокий лоб, крупный нос, квадратный резко выступающий подбородок – «гасят» округлость пухлых щек. Накануне Великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой краткости и выразительности форм, к внушительно дидактическим образам. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Этому призыву последовал русский писатель Н. М.
Но первоначальный облик сохранился далеко не во всем интерьере собора. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. Колонны эти не входили в план строителя и были поставлены наперекор ему.
как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Шальгрен). Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. Кох, скульпторы – итальянец А. Канова, датчанин Б. Торвальдсен).
Учение о трёх стилях, т. е. Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810).
Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Грибоедова. Вуд, Дж. В творчестве замечательного русского скульптора редкого дарования Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).
ампир). Екимов. Таким вкусам отвечает и архитектура раннего классицизма, сочетающая строгий «демократический» лаконизм с сентиментальной камерностью и хрупкостью. Менгс, австрийский пейзажист И. А. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде.
Ломоносова, Г. Р. Внутри собора высота от пола до верхнего купола — 68 метров, высота собора с крестом — 120 метров. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу».
Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа, статую Екатерины II – законодательницы (1789-1790). Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия. Для дворца Марли он изготовил знаменитые конные статуи «Меркурий на Пегасе» и «Виктория на Пегасе».
Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже. Его работы – памятник Копернику (Варшава), статуи апостолов (собор Копенгагена), Ганимед кормящий орла (музей Торвальдсена, Копенгаген) – несомненно работы талантливые и высокохудожественные. Одновременно падает интерес к господствующему стилю барокко. Холодно-рассудочныйнормативизм Пуссена вызвал одобрениеверсальского двора и был продолжен придворными художниками вродеЛебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваленияабсолютистского государства «короля-солнца».
Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. ПриНаполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античныхтогах (таковы фигурыКутузов иБарклая де Толли передКазанским собором). Персье, П. Ф. Л. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Великолепная, пропорциональная конная статуя Людовика XV работы Бушардона, украшающая Площадь Согласия, сохранилась только в виде маленькой бронзовой модели в Лувре.
Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Орлова (Прил. 12), принадлежащий Государственному Русскому музею, высечен из сероватого, теплого оттенка мрамора с прожилками и вкраплениями. Сила и величавость сквозят в их спокойных, медлительных движениях. Однако наибольший взлет жанра отразился в произведениях Федота Шубина.
В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. Скульптура юного Марса в шлеме и латах стремительно поднимает обнаженный меч. Главный фасад дворца с парадным двором, охваченным галереями, с торжественным и величавым ритмом колонн, глубокой лоджией, низким плоским куполом в центре выдает руку выдающегося мастера организации масс и пространства. Суворову великолепно смотрится на фоне Невских просторов, Марсова поля, окружающих зданий.
Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Кроме того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской пластики второй половины XVIII в. После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не определять, а быть собственно при Ея Величестве». В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа. Соун).
Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. Михайлов и их помощники.
Собор святого Павла. В Украине же памятников «чистого» ампира практически не сохранилось. Козловского, памятник А. С.
Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной. Ф. Шубин. Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз -- художник Давид (1748--1825). Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера – шедевр Гудона. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре.
Три «стиля» по Ломоносову:1. Но появляется в нем некая «граненость» формы, когда объем осознается как итог пересечения плоскостей. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма.
Изобразительное искусство (художники Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Парк Версаля был создан Андре Ленотром (1613-1700) в соответствии с принципами классицизма – строгая симметрия, ясность композиции. Через 80 лет Людовик XV приказал построить Малый Трианон для маркизы Помпадур.
Орлова близок портрету А. М. Николаевский классицизм В период правления Николая I (1825-1855 гг. ) в России окончательно устанавливаются каноны зрелого классицизма («образцового стиля»). Третья зона включала охотничьи угодья и деревни.
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Городской или загородный дом непременно связан с парком. Это должен был быть крупнейший протестантский храм. 1762-1796 гг. ) и в краткое правление Павла I (1796-1801 гг. ). В левой башне висят 12 замечательных колоколов, а в правой находится самый главный колокол Англии — «Большой Пол» (весящий 16 тонн) и часы с циферблатом (диаметр их — 15 метров) и колоколом весом в 256 пудов, слышимым за 37 верст.
Над ней – скрещенные ветви лавра и пальмы изображения Славы и Мира. В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос. Это послужило началом формирования позднего классицизма или ампира.
Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы. Когда можно только вот так и никак иначе. Через 80 лет Людовик XV приказал построить Малый Трианон для маркизы Помпадур.
Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Архитектура классицизма также была ориентирована на формы античного зодчества как эталоны гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время.
Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Его искусство знаменует начальные шаги развития классицизма. Верхний ярус увенчан аттиком.
Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца».
Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Захаров, 1806-1823).
Канун Великой французской революции (1789-94) породил в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Хемницера, одах М. В. Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. Среди его работ – аллегорические скульптуры Силы, Изобилия, для украшения зала Войны им были выполнены золотые и серебряные десюдепорты, над камином – огромный стуковый барельеф с изображением Триумфа короля, для парка Куазевокс изготовил копии античных скульптур «Нимфа с раковиной», «Венера Медичи», «Венера на корточках», «Кастор и Поллукс».
Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тезей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). В начале XIX в. в английской архитектуре проявляются черты стиля ампир (Дж.
Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). Иоахим Мюрат подарил первую версию (изображенную справа) Лувру в 1800 году. Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества.
Для дворца Марли он изготовил знаменитые конные статуи «Меркурий на Пегасе» и «Виктория на Пегасе». Памятники архитектуры классицизма позднего периода создавал К. Ф. Шинкель (Karl Friedrich Schinkel, 1781-1841 гг. ). И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года.
Основанная еще в 1757 году Академия художеств возрождает с 1760-х годов пенсионерство – обучение своих лучших учеников за границей. Умер Канова в Венеции 13 октября 1822.
Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Крупнейшая постройка этого времени — Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713—1780). проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15.
В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1801». Н возвратился в Петербург в 1772г., в 1776г. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм.
Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Каждая деталь этого памятника имеет свой художественный смысл.
Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника и первое на что мы обращаем внимание, — это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале – резиденция французских королей (вторая половина XVII в. ). Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э. боз-ар).
Его называют французским Фидием. Достойно украшает собор орган 1694 года, построенный Уиллисом. Пожалуй, это один из самых «римских», наиболее антикизированных бюстов Шубина даже в этот период, когда влияние античного искусства в его творчестве наиболее ощутимо. Козловский изобразил Суворова в виде древнеримского бога войны Марса. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов.
Кроме того, созданы «образцовые» проекты для жилых и общественных зданий, что позволило сформировать ансамбли центров Костромы, Ярославля, Полтавы, Одессы, Твери. Считается, что классицизм -- это прежде всего жесткая система правил. Купол покоится на восьми гигантских столбах (диаметр каждого у основания — 12 метров) и украшен восемью фресками на евангельские сюжеты из жизни апостола Павла. Не спешите с отрицательным выводом.
Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Выдающийся русский скульптор Ф. И. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Если осматривать собор снаружи, то поражаешься прежде всего его длине — почти 180 метров. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. В годы империи Наполеона I в архитектуре нарастает пышная репрезентативность (Ш.
Левой рукой она осторожно придерживает лёгкую шаль, правая кокетливо поднесена к подбородку. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. 7 мая 1767 года на собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном.
Гордеев. Когда Федоту было 19 лет, умер его отец. Лангханса, Д. и Ф. Жилли. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16.
Щит с фигурами Слав на круглом пьедестале великолепно исполнил известный скульптор Ф. Г. Ему принадлежит огромная статуя короля, портреты его друзей Лебрена, Мольера и покровителей Кольбера, Мазарини (всего более пятидесяти бюстов). По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Портик венчается трехугольным фронтоном, барельеф которого изображает «Обращение Савла» и который в свою очередь увенчан огромными статуями апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов.
Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. М. И.
Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе.
Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. Голицына. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности».
Бюст Г. Г. Хобан художники Б. Уэст и Дж. Классицизм (от лат. Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Антонио Канова (Antonio Canova) (1757–1822) итальянский скульптор, мастер европейского классицизма.
Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Прожив два года «вольным ремесленником», в 1761 году он оказался придворным истопником. В Британии ампиру соответствует т. н.
Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса. Заказы поступали к нему со всех концов Старого Света. Суфло).
Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Третья зона включала охотничьи угодья и деревни. Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже. Строительство и контроль над ним сосредотачиваются в руках государства.
Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена. Эти работы получили европейскую известность. Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. Описывая 60-е гг.
Винкельмана, И. В. К старшему поколению скульпторов второй половины XVIII столетия относится Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Шубина О. П. Гипсовая копия петербургской версии находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
На первый план выступают не определяющие черты личности, а состояние ее в данный момент. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности.
Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. Но внутренний мир его не показан. Каноны давали возможность упорядочить творчество определённого вида искусства, дать направление, показать образцы и отметать всё незначительное и не глубокое. Но каноны не могут быть вечным неизменным руководством творчества – в какой-то момент они изживают себя. В творчестве К. Ф. Шинкеля – вершине позднего немецкого классицизма в архитектуре – суровая монументальность образов сочетается с поиском новых функциональных решений. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета использование локальных цветов. Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы.
все бронзовые элементы, включая статую полководца, отлил мастер-бронзолитейщик В. П. От пышности ампира остается лишь рустовка и сандрики над окнами. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве.
Классицизм (от лат. В "Медном всаднике" воплотился образ идеальной личности, созидателя своей страны, о котором мечтали просветители XVIII века. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе. Дружеские и добрососедские связи этих семей прослеживаются еще до начала XVIII века. Помещения на юге были предназначены для королевы, на севере – для приближенных.
Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром», появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. От конца XVII века сохранились великолепные ажурные решетки из кованого железа (работа Жана Тижу) и резные деревянные скамьи в хоре собора, считающиеся самым ценным его убранством. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. Главную достопримечательность собора св. Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить.
Сложные и витиеватые мысли и такое же их оформление не означают ясности и конкретности, которые требовались человечеству в резко изменяющемся мире. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет. И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года. Немецкий классицизм получил название «цопф», отличающийся от французского классицизма аскетизмом, строгими формами палладианства, которых придерживался архитектор Ф. В. Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 – 1800 гг. ), приверженец эллинизма – К. Г. Лангханс (Langhans, 1732 – 1808 гг. ). Это породило волну интереса общественности к искусству. Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх.
Голицына (мрамор, 1771). Козловского, такие выдающиеся зодчие, как А. Н. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н. Пуссен. классицизм сформировался в архитектуре Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант и в палладианской архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Павла расположен почти в самом центре Сити, в одном из древнейших районов Лондона.
Северное и южное крылья двора формируют второй королевский двор. В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. Основа архитектурного языка — ордер, формы и пропорции которого близки античности.
В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу». В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Со второй половины XVII в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля – архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр).
Также пластика применялась и в интерьерах – рельефы служили рамами для панно и вставками. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. В этом жанре работало множество талантливых мастеров. его сменил Большой Трианон, построенный Ардуэн-Мансаром.
Его конная статуя ЛюдовикаXV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Разочарование в оптимизме I половины ст. Открыто и прямо устремленный взор «поддержан» строгим выражением плотно сжатого рта, в углу которого скульптор подчеркнул жесткий желвачок. Первая христианская церковь, посвященная св. Для портрета И. И. В гордо вскинутой голове, в протянутой руке – устремлённость вперёд и всепокоряющая воля.
Пейн, У. Чеймберс). На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Качество русского скульптурного портрета стало симптомом зрелости русского искусства. его сменил Большой Трианон, построенный Ардуэн-Мансаром. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима.
Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Архитектурный декор используют таким образом, что он никогда не «скрывает» общей структуры сооружения, но становится ее тонким и сдержанным аккомпанементом.
Здесь сплавлены высокая героика и поэзия. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет.
В середине XIX в. начало бунтовать тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России – передвижниками. «Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Сумароков, И. И.
Гёте, Ф. Милиции. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). В архитектуре наступает период застоя.
Жак Габриэль, ученик Мансара, придал ему облик палладианской виллы. Собор св. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт». На это указывают письменный стол, заваленный рукописями роскошный чернильный прибор полки с книгами на заднем плане. Образ Г. Р. Державина узнаваем.
Французская архитектура дала миру наиболее классический вариант классицизма. Задуманный как церковь св. В «Клятве Горациев» (1784 г. ), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе.
Бецкого (1784-1787), дворец «Павловске (1785-1787), а также чугунную лестницу Академии художеств (1819-1820). Нить предания не порвалась. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы).
Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш). Вот таким образом в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в. Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей.
Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца. Тогда в России строилось огромное число роскошных дворцовых и общественных сооружений. классицизм утверждается также в Италии (архитектор Дж.
Ломоносов, Г. Р. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на периодархаики. В Российской империи стиль также пришелся по вкусу, правда, в основном в столицах.
Шубин работал не только как иортретист, но и как декоратор. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. (архитектор Н. Тессин Младший). Северное и южное крылья двора формируют второй королевский двор.
Хемницер), ода (М. Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к античности. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. получил звание академика. Тонким своеобразием и поэтичностью отличаются сельские усадьбы. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности.
Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. на пьедестале памятника надпись: «Князь италийский, граф Суворов-Рымникский. 1801». В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом).
В XVII – начале XVIII вв. Пьермарини), Испании (архитектор X. де Вильянуэва), Бельгии, странах Восточной Европы, Скандинавии, в США (архитекторы Г. Джефферсон, Дж. Для немецкого классицизма XVIII – начала XIX вв. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628 г. ), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Созданный в 1799-1801 годах по проекту скульптора М. И.
Русский классицизм во второй половине XVIII – начале XIX вв. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим.
Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия. Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726 гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Пигаля, Э. М. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина.
Это был высший образец. Среди его работ – аллегорические скульптуры Силы, Изобилия, для украшения зала Войны им были выполнены золотые и серебряные десюдепорты, над камином – огромный стуковый барельеф с изображением Триумфа короля, для парка Куазевокс изготовил копии античных скульптур «Нимфа с раковиной», «Венера Медичи», «Венера на корточках», «Кастор и Поллукс». Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить. Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия.
Замечательный пример — ландшафтные парки Павловска. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. В 1774 году ему присвоено звание академика. Навсегда запоминается его призывный жест.
В 1774 г. Шубину присуждено звание академика. Гильдебрандта) из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Внутри собор поражает величественностью своих сводов, высотой купола и перспективой аркад. В Германии классицизм до 19 в. соперничал с рококо. Этьен-Морис Фальконе (1716–1791 книга Эдм. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности.
Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали.
Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. После эпохи Возрождения античное наследие начинают изучать и осваивать по «второму кругу». Фальконе, Ж. А. «Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта.
Лафонтен), сатира (Буало), комедия Мольер (1622—1673 г. ). Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. С наибольшей очевидностью это выступает в обширной серии гипсовых рельефов, украшающих парадную лестницу Академии художеств (1785-1786), дом И. И. Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (страстей) и разделение жанров на высокие и низкие.
Шубин родился 1740 году в Архангельской губернии. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
1736 – 1806 гг. ). Давид -- один из величайших исторических портретистов. В последнюю треть XVIII века в русском искусстве формируется новый стиль — классицизм.
По обе стороны портика возвышаются две башни-колокольни. После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой», стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Это традиционный для классицизма парадный портрет. Нить предания не порвалась. Они символизируют победы русского оружия под руководством Суворова. Герои Пуссена -- люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга.
В нем активно использовались мотивы величия и мощи воинской силы. Россия. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа. Лазаревой в Италии были обнаружены портреты Демидовых, выполненные в Париже в 1772 году. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.
Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства XVIII – начало XIX вв.