Художники традицйного китайського живопису давно звернулись до зображень тварин, комах птахв. Китайський живопис Гохуа давно предмет колекцонування великими музеями свту. Гохуа (китайський живопис) давно перетнув кордони Китаю.
Китайський живопис або Гохуа – термн для позначання традицйного китайського живопису з традицйним же використанням основи, матералв та нструментв.
Пространство стало символом безграничности мира. Изображая что-либо, китайский художник вкладывает в рисунок определённый подтекст. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство.
Вот почему трудно постичь китайскую живопись тому, кто не понимает этой ее особенности. На китайских картинах бамбук – это не просто растение, а символ человеческого характера. Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн.
Ци Байши прошел путь от простого столяра до живописца с мировым именем. Со времён монгольского завоевания в XIII века, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей. В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Из всех жанров этого времени наибольшее значение приобрёл пейзаж.
Зачастую, на таких предметах изображались животные или птицы, растения или люди. Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью».
Обращение к возможностям каллиграфии не было случайным. Вот почему трудно постичь китайскую живопись тому, кто не понимает этой ее особенности. Элементы каллиграфии – неотъемлемая часть китайской живописи. Такого рода «специализацию» редко встретишь в традиционной европейской живописи, хотя они и подразделяется на портрет, пейзаж, натюрморт и другие жанры. до н. э. В это время живопись использовалась для росписи ритуальных сосудов. Китайская живопись требует разносторонней подготовке художника.
В нужный момент эти картины вывешиваются на стену и уж только тогда, в развернутом виде, представляют взору зрителя. Водночас умовнсть поширена на багатоколрнсть. Так поступили художники Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи, вошедшие в историю как «четыре монаха».
Вот таким образом овладеть секретами живописи тушью совсем не так уж просто. Сюжетами служили мифы о героях – предках, чудесных птицах и загробном мире. Первые художники-авангардисты появились в Китае в восьмидесятых годах.
Пантеистическое мировосприятие направляло религию, философию и искусство в единое русло. Этот способ удобен для хранения и коллекционирования картин, да и места они занимают меньше, чем обычные картины в рамках и багетах. Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые сформулировал танский поэт и художник Ван Вэй (701—761). Этому способствовала композиция, выработанные веками законы перспективы. Если в живописи «шань-шуй» природа величественна и необъятна, то в другом жанре, получившем название «цветы-птицы», она, напротив, максимально приближена к человеку. Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин.
Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Годовой цикл воплощал в Китае круговорот рождения и смерти вещей. Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности.
Совсем по -другому решена монохромная картина «Замерзшие воробьи», которая в эскизной манере изображает стайку замерзших птиц, которые примостились на обнаженной ветке. Таковы, например, Су Дунпо (1037-1101 гг. ), Ни Юньлинь (1306-1374 гг. ), Дун Цичан (1555-1636) и др., чьи картины неизменно украшались стихотворными строчками или надписями. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. використання рзних кольорв на зразок акварел. Первые чаще всего работали в цвете, в детальной, скрупулезной манере.
Изготовление печатей является особой отраслью искусства. Зародившись тысячелетия назад искусство Китая процветает и сегодня. Они выражали глубокий философский смысл. способны «тронуть» природу.
Конечно, возникновение такого вида картин преследовало свою цель, а не только удобство их хранения. Они вошли в историю под названием «уской четверки». Бамбук – символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы). Сунские художники выразили в своих произведениях идею единства и целостности всего сущего. У истоков этого жанра были орнаменты, наносимые в глубокой древности ремесленниками на гончарные изделия и художественные поделки.
6-5 тысячелетия до н. э. ). Заговорили в последние годы в Китае и о расцвете современной авангардной живописи. На протяжении 11-12 веков в живописи Китая произошли перемены. Картины представляют две основные категории: написанные свободным мазком и изображения с четким мазком.
В своем трактате Го Си раскрывает тайну пространственного построения свитка (именно Го Си разработал теорию так называемых «трех далей» — саньюань, — в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя). Он был не только прославленным художником, но ученым и поэтом. Мастера вэньжэньхуа гнушались наравне с простыми живописцами расписывать творцы и храмы. Например, современный художник Цзэн Фаньчжи написал картину «Тайная вечеря», которая была продана за 23, 3 миллиона долларов и входит в список самых дорогостоящих картин современности. Эротическая живопись была одним из достижений художников эпохи Мин.
В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнмин (1470—1559). х обмежувала лише довжина сувою.
Эта простота кажущаяся. В более зрелый период китайской живописи картины в стиле «сеи» заняли доминирующее положение. Однако в день ее открытия сообщили о заложенной в зале бомбе и оно было отложено. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях.
Красивое письмо являлось необходимым навыком для образованных людей, вот таким образом многие государственные служащие, чиновники, владея каллиграфией, могли нарисовать и традиционные сюжеты китайской живописи, такие как бамбук, орхидею, хризантему, цветущую сливу, нарциссы и другие, в основе которых лежит каллиграфическая линия. «Тайна пейзажа» раскрыта Го Си в том же плане, что и в трактате его предшественника Ли Чэна. Композиционный строй картины и особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью. Пейзажный мир называют в Китае жанром «горы и воды». Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только чёрной тушью с размывом. Иные, специализируясь на портретах или в жанре "цветов и птиц", уже не берутся за другое. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе.
Эти два стиля уже издавна широко распространены в Китае и взаимно дополняют друг друга. Китайские художники любят прибегать к такого рода иносказаниям, отождествляя с образами идеального воображаемого мира явления человеческой жизни. За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. 1552 гг). Они вошли в историю под названием уской четверки.
Но, распространение буддизма на территории Китая привело к тому, что художники переосмыслили этот подход. В китайской живописи существует эстетический культ дерева. В детстве изучал портретную живопись у сельского учителя.
Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия— это лишенная формы живопись живопись— это обретшая форму поэзия». до н. э. ) получила развитие фресковая живопись. Она давала особенно живописную плавность тональных переходов.
Картины в стиле «сеи» трудно поддаются копированию и имитированию. И только вот таким образом мы имеем возможность любоваться работами художников эпохи Тан или Сун. Живопись тушью делят на два направления гун-би и сэ-и. Отпечаток производится с помощью специальной мастики красного цвета (из киновари, клея и кашицы полыни). Штрих может быть легким, как облако или мощным, как дракон. Митець настльки добре вдтворив птахв у стнопису, що вдтод зала отримала назву «Шести журавлв». Китайское общество каллиграфов и местные общества каллиграфов постоянно проводят различные конкурсы по каллиграфии, между ними идет оживленный обмен опытом и достижениями.
– 220 н. э. ) получила развитие фресковая живопись. Китайская живопись настолько же древня, как и история этой восточной цивилизации. Через 150 лет после Чжурчжэньского завоевания настала эра Монгольских завоевателей.
Оно граничит с возникновением и развитием главного художественного направления в живописи — вэньжэньхуа («живопись ученых»). Отображение красоты природы и представления о гармонии и величии вселенной было передано ими с необычайной убедительностью. 1552 гг). Взять хотя бы картину с изображением бамбука с качающимся под ветром стволом и трепещущими листьями, выполненным линиями густой и бледной тушью. Подбн зображення вльно текли сувом. В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям. Стиль «гун би» был очень популярен на раннем этапе развития китайской живописи, примерно до XII века: именно в этом стиле работали те мастера, которые занимались росписью интерьеров императорского дворца и знати.
С 1271 по 1368 в Китае правила монгольская династия Юань. Утвердился он позже портретного жанра, а зрелости достиг в Танскую династию (618-907). Мастера, работавшие в этой манере изучали все живое, подобно естествоиспытателям. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись живопись — это обретшая форму поэзия». Это событие ознаменовало начало эпохи северных варварских завоеваний в истории Китая.
Ци Байши подобно волшебнику заставил «говорить» безмолвные предметы. Это, скорее, живописная поэма или повесть, читающаяся подобно рукописи. Сегодня, китайская живопись переживает новый период трансформации. Буйвол, тяжело бредущий по заснеженной равнине, олицетворял зиму.
Непреложность законов развития природы возводится в ранг нравственного эталона, отождествляется с проявлением духовной жизни человека. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин. Но вот спустя девять лет после "фальшстарта" современная живопись в Китае переживает настоящий бум. В первой из них изображен момент приближения бури: высокие стебли бамбука гнутся под порывом ветра, преодолевая его упорно движется белая птица, внешне больше похожая на цаплю, чем на чайку (вот таким образом эта картина еще называется «Бамбук и цапля»).
В плен попал и сам император – художник. Постепенно начинают украшаться не только глиняные сосуды, но и бронзовые предметы. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Четыре времени года — излюбленный мотив китайских художников. Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой. Сбоку приписана строка: «Свежеет ветер, выявляя несгибаемость бамбука». Родился в г. Сяошань (провинция Чжэцзян) в бедной семье.
Чтобы энергия ци перетекала через кисть на бумагу и оживляла рисунок. Они свертываются на палочке в рулон и хранятся в специальных изящных футлярах.
Все это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Сеи — свободная манера письма широкой кистью. Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов.
Ах, как много самодовольства в этом ничтожестве. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Основной целью художника было как можно точно отобразить действительность.
Этот цветок – символ возвышенного одиночества. Китайская живопись на шёлке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. В портретном искусстве можно выделить два направления.
В царствование династий Цинь и Хань (221 до н. э. Но были и нововведения. Природа, за уявою китайцв, була втленням свтопобудови, свтового закону дао. В этих работах пейзаж – место для прогулок и развлечений.
Рожденный воображением художника пейзаж всегда был наполнен дыханием жизни. Как уже говорилось, в китайской живописи существует два стиля письма: гунби и сеи. Позже эти условные, почти орнаментальные полосы расширились до больших размеров. Художники «вэньжэньхуа», как правило имели прекрасную подготовку в области литературы и каллиграфии. Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы ит. п.
Заговорили в последние годы в Китае и о "расцвете" современной авангардной живописи. Поэты очеловечили мэйхуа, уподобив его гордой личности кристальной чистоты. За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. Таков путь развития китайской живописи. Внутреннее напряжение и противоречивость западных полотен производит на китайского зрителя впечатление неоправданных агрессивности и хаотичности. Из этих отрывочных записей его сын Го Сы составил трактат, озаглавленный «Записки о высокой сути лесов и потоков» (Линьцюань гаочжи цзи), который преподнес императору.
Вымысел и реальность сплетены в его творчестве. В Китае любой художник это каллиграф, а любой каллиграф это художник.
Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный смысл.
Он был не только прославленным художником, но ученым и поэтом. С позиции времен года он симвл весны. Взять хотя бы его картину "Наставления придворным дамам", что хранится в Британском музее.
Зрителю вполне понятен любой сценический прием. В Пекине открылась галерея современного искусства Красные ворота. В царствование династий Цинь и Хань (221 — 220 вв. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Для китайской живописи характерен изящный язык образов. В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж "горы и воды", живопись "цветов и птиц", портрет и анималистический жанр (изображение животного мира).
Художники расписывали стены храмов и дворцов. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги. Самыми ранними изделиями известными на сегодняшний день являются рисунки из погребений времен царства Чу на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом -- люди верхом на драконах. Гун-би переводят как «точная кисть» – это контурное изображение предметов. В 1127 году войска северных варваров Чжурчжэней осадили и захватили Кайфэн, – столицу Китая и крупнейший город на земле в то время.
«Специализация» эта хороша тем, что позволяет художнику глубже проникнуть в сущность изображаемого предмета и достигнуть большего совершенства в его передаче. Таковы, например, Су Дунпо (1037-1101 гг. ), Ни Юньлинь (1306-1374 гг. ), Дун Цичан (1555-1636) и др., чьи картины неизменно украшались стихотворными строчками или надписями. «Лотосовый пруд» навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя. В эпоху правления династии Тан (618 г. – 907 г. ) начало развиваться направление живописи, которое в основном концентрировалось на изображении ландшафтов.
В VII—XIIIвв.
Но были и нововведения. На рубеже XIX – XX веков Маньчжурская династия Цин окончательно себя дискредитирует, подавив национальное китайское восстание, направленное против европейского влияния (Боксёрское восстание), при помощи солдат европейских и японской армий. Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование».
Китайская живопись тушью не теряет своей популярности по сей день. На невеликому шматочку шовку художник водяними фарбами розмстив зображення двадцяти чотирьох (24) птахв, комах плазунв. Мы прекрасно понимаем, что черная тушь, расплывшаяся кляксами на белом листе пористой, легко впитывающей влагу бумаге, не точное изображение лотосового пруда. Он сумел выявить само существо жизни природы, донести скрытый смысл ее явлений. Символичность приемов.
Художники расписывали стены храмов и дворцов. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов.
Внутриполитическая обстановка «смутного» периода смены династии Мин маньчжурской династией Цин вызвала крутой перелом в жизни и творчестве китайских художников. Го Си являлся членом Академии художеств в Кайфыне. В плен попал и сам император— художник. Это же можно сказать и о китайской живописи.
После периода Тан (618-907 гг. ) портретной живописи стали отводить менее значительную роль, пока она не заняла последнее место. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Художники гохуа, применяя выработанные в древности приемы, достигают ощущения неограниченности пространства. Мастерство китайского художника определялось по шести факторам.
Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: «Легкий аромат расплывается в бледном свете луны». Художники эпохи Сун, прежде всего Ли Сысюнь и Ли Чжаодао, пользовались особой декоративной системой и писали наполненные ощущением радости, яркие по колориту картины с нагромождением дворцов и персонажей. И нельзя сказать, что это строгие законы, нет, скорее это принципы или рекомендации. В Пекине открылась галерея современного искусства "Красные ворота". Поэты очеловечили мэйхуа, уподобив его гордой личности кристальной чистоты. Стоит прибавить к ним хризантему и картина будет называться уже иначе — «Четверо совершенных». Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением.
Рисунки, выполненные на рисовой бумаге тушью, говорят о высочайшем мастерстве художников. Его извилистая и упругая линия то острая и колючая, то ломкая, то широкая и свободная отражала настроение мастера, его темперамент, артистизм натуры.
Взять хотя бы его картину «Наставления придворным дамам», что хранится в Британском музее. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н. э. – 220 н. э. ) получила развитие фресковая живопись. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств.
Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. То есть, художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня. Конечно, простые народные художники не могли достигнуть такого уровня.
Если говорить о сюжетах китайской живописи, то мне по духу пришлись «горы и водопады» – так поэтично переводится с китайского слово «пейзаж», в котором я на этапе ученичества пытаюсь повторять древние свитки. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись живопись – это обретшая форму поэзия». Каллиграфия насчитывает пять основных способов написания различными методами. Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа.
Приложение рис. Более того, есть художники, которые, работая в жанре «цветов и птиц», предпочитают изображать только цветок мэйхуа или бамбук. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера.
Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688—1766) итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Штрих может быть легким, как облако или мощным, как дракон. В VII – XIII вв. С 1280 по 1368 в Китае правила монгольская династия Юань. И наверно нет ничего в этом удивительного, тк китайские искусства ставят акценты и приоритеты в таких местах, которые важны в любом ремесле.
В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. змст частково пояснив напис, що свдчив про призначення картини.
Так, свиток «Дикий гусь и тростник» довольно точно следуя стилистике Хуан Цюаня, отличается детальной прорисовкой натуры, красочностью цветовой гаммы и общей декоративностью. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники— картины. Еще мне понравились «четверо благородных», так называют бамбук, сливу мейхуа (символ стиля вин-чунь), орхидею и хризантему.
Печать чаще всего квадратная в сечении. Тем более, что в Китае живопись и каллиграфия очень близки. Он воспринимается как законченный пейзаж, хотя в нем все не завершено и передано намеком. Так же и в живописи.
Особым разделом жанра «цветы и птицы» является живопись так называемых «четырёх благородных»: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы.
Иероглиф — это, своего рода, говорящий орнамент со смысловым содержанием. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнмин (1470 – 1559).
Верхню середню длянки рчки Янцзи контролювали держави Рання Шу та Пзня Шу. Ункальний характер мала збережена памятка початкового пероду жанру «Птахи квти», вдома пд назвою «Рдксн птахи», хоча там подан не тльки птахи. Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня. Общая площадь настенных фресок составляет около 45 тыс. На стенах домов в Китае изображали петуха, так как считалось, что он оберегает от пожара. Эротическая живопись была одним из достижений художников эпохи Мин. Как в живописи сеи, так и в каллиграфии важно безупречное владение кистью.
С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке. Особенно часто на картинах изображаются цветы и птицы, растения, животные, насекомые. Хризантема – прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. О десяти значимых современных художниках Китая читайте далее. 3) навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя.
Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Эти правила были сформированы в течении тысяч лет художниками прошлого. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники – картины. Не встретилось мне еще растение наполненное большим символизмом, чем прекрасная слива мейхуа (синоним слова «красота» в китайском языке), но об этом символизме не сложно найти, было бы желание.
По объему коллекции картин этого жанра и по силе влияния жанр «горы и воды» несомненно лидирует среди других жанров. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись. А вот орхидеи это символ нежности.
«Или: «Лучшежить в бедности, чем быть чиновником-вымогателем. Символичность приемов. А после открытия власти дважды предъявляли ультимативные требования закрыть выставку (за всего лишь две недели ее работы) и добились своего. Свои представления о живописи Го Си и высказывал и записывал. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением. Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись. Высоко оцениваются они не только художественной стороны, но и с финансовой. Высшим пилотажем считалось умение передавать движение человека и животных.
Один из самых известных видов китайского искусства это национальная живопись тушью или гохуа (). В своем трактате «Записки о высокой сути лесов и потоков» Го Си пишет, что созерцание диких источников и скал — обычное наслаждение для абсолютного человека. Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Также эти храмы украшались свитками, вертикальными и горизонтальными. Он создавал своего рода художественные конструкции на основе определенных элементов изображения.
Свитки хранились в специальных ящичках и никогда не вывешивались надолго. Иные, специализируясь на портретах или в жанре «цветов и птиц», уже не берутся за другое. Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы и т. п. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082 — 1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы.
Картина в Китае полна символов. Все предметы словно увидены художником сверху. Для достижения целей художники используют различные техники работы с материалами. Так, существовали анималистические жанры (Цветы и птицы, Растения и насекомые), бытовые жанры (Люди и предметы), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись (Горы и воды). Согласно этой концепции между человеком и Вселенной не существует неодолимых преград.
В Китае связь текста и изображения приобретает философский смысл. К этим двум главам Го Си добавил собственное небольшое послесловие «О живописи». Пейзаж «шань-шуй» (Шань-шуй-«горы-воды») — традиционные пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян. На её плоскости врезаны или даны выпукло иероглифы, обычно в древнем написании, девизы или благопожелания. По-новому осмысляется красота природы. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера.
Тогда же утвердились и две основные манеры. Там, где европейцы лепили объем при помощи светотени, китайцы стремились к линейной выразительности. Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. Часто, всего лишь одна деталь например, ветка сосны, нахохлившаяся птица в произведениях Му Ци или Лян Кай (XIII век) придавала им выразительность, эмоциональность и, даже, драматизм. Как в живописи сеи, так и в каллиграфии важно безупречное владение кистью. Она иллюстрировала легенды и новеллы и имела повествовательный характер. Китайская живопись или как принято её называть «гохуа», что правильнее перевести как «традиционная живопись» это, в моем понимании, рисование по «правилам».
Начиная с эпохи правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. ) и вплоть до эпохи правления династии Тан (618 г. – 907 г. ) художники тратили много времени на создание хорошо прорисованных, с мельчайшими деталями, портретов представителей императорского двора. Сэ-и «свободная кисть» – это наиболее близкое мне по духу направление гохуа. Определение «пейзажность» в отношении китайской живописи употребляется здесь как одна из качественных характеристик не только пейзажа, но и других живописных жанров. Есть картины, выполненные только тушью и водой, например, работы известного живописца конца XVII в. Бада Шаньжэня (Чжу Да), который в совершенстве владел эффектом, создаваемым тушью и водой. Все исполнено необыкновенно легко и просто. Хризантема— прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени.
Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. В след за разрушениями времён мировой войны последовала культурная революция Мао Цзэдуна.
А одинокая птица, нахохлившаяся на голой ветке, осеннюю бесприютность. Не страшен холод и стройному бамбуку, гордо уходящему ввысь и старой могучей сосне.
Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Употребляемая в Европе тушь для письма не идет ни в какое сравнение с китайской. Одна тщательная, скрупулезная гун-би (прилежная кисть), другая более свободная, раскованная се-и (выражение идеи). В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Вэньжэньхуа отличалась от живописи как народных художников, так и дворцовых художников.
Первое знакомство с пейзажной живописью Китая вызывает чувство разочарования. Любовь к каллиграфии встретишь сегодня повсюду в Китае. В результате, создается ощущение бескрайнего пространства, полного жизни.
Вот что еще хотелось добавить, что нравится мне «техничность» китайской живописи. Но ведь в китайской литературе бамбук – воплощение образа благородного и прямого человека. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись живопись – это обретшая форму поэзия». Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация. Этому способствуют как вытянутая форма свитка, так и применение рассеянной перспективы (взгляд на мир с птичьего полета), варьирование творческих манер гун-би и се-и.
На длинном свитке «Осень в долине Желтой реки» исполненном в XI веке Го Си изображены бесконечные цепи гор, старые сосны, хижины, тонущие в волнах мягкого тумана. Картины первой группы передают общие идеи и ценности. Деревья, подобно камням, воспринимаются как живые. В максимально концентрированном виде художники доносят свое ощущение в дерзновенно обобщенной форме, смело и свободно выраженной. А в первых трех сюжетах стараюсь практиковаться чаще.
Так, существовали анималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»), бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы и воды»). Древняя китайская живопись, как впрочем и современная, знала два основных стиля: «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи) для картин первого стиля характерна такая техника рисования, при которой обведён каждый предмет и отдельная деталь, чёткость линий. Глубокое родство связывало, например, живопись и зодчество средневекового Китая. Лян Кай (вторая половина 12 века-начало 13 века) чань буддийский монах. В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж «горы и воды», живопись «цветов и птиц», портрет и анималистический жанр (изображение животного мира).
Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги. За такими брусками и плитками туши охотились коллекционеры. Жанр фауны-флоры называют также жанром «цветы и птицы».
И самый первый из них состоял в требовании передать в живописи «одухотворённый ритм живого движения», который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение. Жанры китайской живописи довольно разнообразны. В образах китайской живописи часто воплощаются глубокие философские идеи. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи»2, считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Бамбук – символ непреклонного характера, высоких моральных качеств.
В монохромной живописи бамбука заключается смысл конфуцианской этики и даосской философии. Хочется еще отметить такую особенность китайской живописи, как связь с каллиграфией, еще одним древним видом искусства в Китае. И естественно я должен пару слов сказать о сливе мейхуа, которая цветет весной и её ошибочно называют «сакурой». Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах.
Изображение «трёх друзей холодной зимы» (мэйхуа, бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших «четыре совершенных», символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. Пропорции свитков были канонизированы. И сегодня каллиграфия для китайцев – хобби. Есть картины, выполненные только тушью и водой, например, работы известного живописца конца XVII в. Бада Шаньжэня (Чжу Да), который в совершенстве владел эффектом, создаваемым тушью и водой. А знаменитый художник Ма Юань, живший в XII — XIII веках изображая утлую лодку рыбака, качающуюся среди просторов зимнего озера, не изобразил ни берегов, ни даже клочка суши. Вот таким образом овладеть секретами живописи тушью совсем не так уж просто.
Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766) итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. Первым известным художником-отшельником стал Ни Цзань (1301 — 1374). В 1368 к власти в Китае приходит последняя в истории китайская (Ханьская) династия Мин.
Вот таким образом часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут и не смотрят, а читают. Со времён монгольского завоевания в XIII века, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей. Первая категория «Сеи» характеризуется простыми и смелыми ходами, предназначенными для передачи основных особенностей объекта – формы, пропорций, цвета. Употребляемая в Европе тушь для письма не идет ни в какое сравнение с китайской.
«Лотосовый пруд» (см. Я его ассоциирую с импрессионизмом, если приводить аналогию с живописью Европы. «Искусство намека» искусство скупого, лаконичного образа достигло в Китае особенного, преувеличенного по сравнению с Европой развития.
Вэньжэньхуа отличалась от живописи как народных художников, так и дворцовых художников. Так же и в живописи. И я бы и сам не стал воспринимать серьёзно, но сам «услышал» шум водопадов на пейзажах и полюбил это удивительное и манящее к себе искусство. Для такой работы нужна точность глаза и руки.
А импрессионизм и китайскую живопись для себя я нахожу таким венцом развития изобразительного искусства всего человечества. Сюжетами служили мифы о героях— предках, чудесных птицах и загробном мире. За такими брусками и плитками туши охотились коллекционеры. Пала могущественная танская империя. Потому-то под картинами вэньжэньхуа с изображениями сливы, бамбука и сосны, наделенных человеческими качествами, стоит подпись «Три друга холодной зимы». Собственно, китайская каллиграфия и сама является элементом китайской живописи.
То есть по времени он является более древним по сравнению с жанром «горы и воды». В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды. Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре цветы – птицы. Трактат состоит из двух частей – «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». Она берет свое начало в VI -- V тыс. Человеческие качества: благородство, одаренность и т. п. Она издревле, была предметом пристального наблюдения.
В целом картина должна стать органическим единством поэзии, каллиграфии, живописи и граверного искусства (последнее проявляется в оттиске с печати). С европейской тушью такого художественного эффекта достигать невозможно. Вот таким образом, пейзаж завоевал в искусстве ведущее положение.
Китайская живопись основана на тонком соотношении нежных минеральных красок, гармонирующих между собой. Несколько слов о китайской живописи. Термин «китайская традиционная живопись» появился для отличия от западной живописи: она появилась в Китае ориентировочно в XVII веке. В настенных свитках, напротив, раскрывалась вся ширь мироздания.
В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям. Так растение стало воплощением человеческого характера. Не страшен холод и стройному бамбуку, гордо уходящему ввысь и старой могучей сосне.
Она изготавливается из металла, камня (яшмы, нефрита), горного хрусталя, дерева, слоновой кости, а сейчас и из пластмассы. В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. Символчн значення отримали деяк рослини, особливо бамбук, дикий банан, сосна, мсцева дика слива «мейхуа».
Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Он писал тушью, но меняя ее наслоение так, как подсказывало ему чувство натуры и, мастерски владея кистью и палитрой соединения туши с водой, заражал зрителя своим восприятием изображаемого, создавая одноцветную оттеночную живопись. Эти два стиля уже издавна широко распространены в Китае и взаимно дополняют друг друга. Таков путь развития китайской живописи.
Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе. В династию Тан жанр «цветы и птицы» стал самостоятельным жанром. Два артиста представляют ночную схватку. Само значение понятия «пейзажность» только приближено к той многоаспектности представлений средневековых китайцев о Природе – о Мироздании, – которая расценивалась в Китае как зримая модель Мира. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи.
Мастера вэньжэньхуа гнушались наравне с простыми живописцами расписывать творцы и храмы. Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж. 6-5 тысячелетия до н. э. ). Как уже говорилось, в китайской живописи существует два стиля письма: гунби и сеи. А после открытия власти дважды предъявляли ультимативные требования закрыть выставку (за всего лишь две недели ее работы) и добились своего. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны.
Его примеру последовали и многие другие художники эпохи Юань, такие как Хуан Гунван, У Чжэнь и Ван Мэн. Основным предметом рассмотрения в данной главе является китайская пейзажная живопись. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Но вот хризантема совсем «не моё». Её старые стволы подобны телу дракона извиваются и иногда на картинах, включив фантазию, можно заметить очертания китайских улунов (так называют в Китае драконов и благородные сорта чая).
Эти миниатюрные сценки отражали жизнь растений, птиц, насекомых. Бамбук – символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Так если кратко приведу их, то это: «мягкое пиши мягко, а твердое – твердо». Похожая ситуация повторилась ещё раз, спустя 400 лет после монгольского завоевания, когда Китай оказался под властью новых завоевателей Маньчжуров, провозгласивших начало династии Цин.
Зображення цих рослин було таким частим, що стало канончним дожило до 21 столтття. Художественные приемы Ци Байши и традиционны и новы. Первые известные в Китае изображения, картины – узкие фризы в пещерных храмах. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера.
Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Особенно большое значение в китайской графике имела кривая линия— знак круговорота Великого пути. Их комбинация даёт около 20 000 слов. Иероглифы делятся на 4 основные группы: пиктограммы (знаки-рисунки) идеограммы (символы, отображающие реальность) идеофонограммы (состоят из двух частей: одна из них передает значение слова, а вторая указывает на его звучание), заимствованные иероглифы. Китайская каллиграфия представляет собой более искусство, чем просто способ передачи информации.
Ещё одной несомненной национальной особенностью китайской живописи является каллиграфия. Некоторые художники искусны в пейзаже «горы и воды», но профаны в портрете или живописи «цветов и птиц». В 1368 к власти в Китае приходит последняя в истории китайская (Ханьская) династия Мин. Наиболее известными являются картины «Автопортрет» и цикл «Десять видов природы».
Хризантема – прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. На всемирных аукционах за последние пару лет происходит бум китайского искусства. Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре «цветы— птицы». В ней можно почувствовать нечто вневременное. Печать может украшаться резными фигурками и храниться в специальном футляре. Именно в стиле «сеи» работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения.
Китайские художник рисовали полотна, придерживаясь уникальной манеры. Зрителю вполне понятен любой сценический прием. Он, как и все мастера национальной живописи «гохуа», пишет картины быстро влажной кистью по легко промокаемой бумаге, при этом нельзя стереть и исправить ни одного штриха.
Судя по сохранившимся картинам Цуй Бо, а их известно около десяти, он владел различными живописными техниками и пользовался разнообразными стилистическими приемами. Но ведь в китайской литературе бамбук — воплощение образа благородного и прямого человека. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны.
Сбоку приписана строка: "Свежеет ветер, выявляя несгибаемость бамбука". В краю зелених схилв мешкав художник Хуан Цюань, дати життя якого не зберегли. Саме його вважають засновником жанру «Птахи квти».
Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков – горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Вот таким образом зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой в выражении сути бытия.
Только достигнув всего этого, можно считаться настоящим художником. В эпоху Вэй — Цзинь — Южных и Северных династий, то есть 1500 лет назад жанр «люди» достиг зрелости. Последующие поколения художников остались верными этой концепции. Был бродячим художником, продавал свои работы, чтобы прожить.
Зернистая фактура шелковой ткани играла ту же роль. Большой импульс развития получила живопись фигур. Оно граничит с возникновением и развитием главного художественного направления в живописи – вэньжэньхуа ("живопись ученых"). Пейзажи чань буддистов обычно написаны одной тушью в свободной манере, когда всем формам присуща некая неуловимость, но намек и недосказанность чаньских мастеров способствует их обостренной эмоциональности. С европейской тушью такого художественного эффекта достигать невозможно. Большинство императорских дворцов расписано именно в манере гунби.
В живопис це вдбилося створенням картин типу «шань-шуй» («гори-водойми»). Это же можно сказать и о китайской живописи. н. э. ), живший в период династии Восточная Цинь.
Но эти мягкие, бархатистые затеки туши, завершенные тонкими штрихами, легко и непринужденно разбросанные по белому полю, обладают самостоятельной живописной прелестью. В живописи и графике предпочтение отдается линии. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082—1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Приведем в качестве примера альбомный лист, на котором Ци Байши черной тушью изобразил хижину на берегу пруда, заросшего цветущим лотосом.
Это направление стали называть Шаньшуй (Shanshui), что переводится как Горы и вода. Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой. Через 150 лет после Чжурчжэньского завоевания настала эра Монгольских завоевателей.
1475 — ок. В эпоху правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16—3 вв. Вот как на мой взгляд, да, красиво, но что-то в этом теряется. Их основой был необычный внешний вид произведения.
С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке. Первым известным художником-отшельником стал Ни Цзань (1301—1374).
Изящество иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание и идею картины, но и в сочетании друг с другом придавали ей особую красоту и законченность. Что касается изображаемых растений, то художники отдавали предпочтение сливовому дереву (особенно в сезон цветения), орхидее, бамбуку, хризантеме, считая эти растения олицетворением благородных качеств человека. 1475— ок. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств. кв. Второй термин часто применяют к стилю Гохуа.
Искусство Древнего Китая берёт своё начало в 6—5 тыс. К китайскому искусству сейчас приковано внимание искусствоведов и коллекционеров. В живописи используется особая тушь, абсолютно не похожая на употребляемую на Западе. Это событие ознаменовало начало эпохи северных варварских завоеваний в истории Китая.
Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Эта идея подобия природе и натурализма была тесно связанна с влиянием даосизма. Виконав вн нш замови володаря, одна з яких (теж стнопис) отримала назву «Птахи квти в чотири пори року». Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст.
В живописи и графике предпочтение отдается линии. В этих работах пейзаж — место для прогулок и развлечений. Китай того часу – конгломерат подрбнених державних утворень. Зримый мир природы, преображенный его фантазией, завораживает недосказанностью. Стиль «сеи» называют также стилем «грубой кисти». Они большее внимание уделяли линиям и формам предметов, нежели их цветовой окраске. Внутриполитическая обстановка «смутного» периода смены династии Мин маньчжурской династией Цин вызвала крутой перелом в жизни и творчестве китайских художников.
Отбрасывая второстепенное, мастер стремился раскрыть душу предмета. Большой импульс развития получила живопись фигур. Здесь преимущественно пойдет речь о китайской живописи периода Средневековья. Он воспринимается как законченный пейзаж, хотя в нем все не завершено и передано намеком.
Китайские картины — это такой вид искусства, который невозможен без своего рода «соучастия» автора и зрителя. н. э. ), живший в период династии Восточная Цинь. Так, носм кольору виступа особливий рзновид туш – так звана китайська туш. Древняя китайская живопись, как в прочем и современная, знала два основных стиля: гун би (прилежная кисть) и се и (выражение идеи) для картин первого стиля характерна такая техника рисования, при которой обведен каждый предмет и отдельная деталь, четкость линий. В отличие от картин «гунби» в картинах, написанных в стиле «сеи» («передача идеи»), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Трактаты по искусству композиции учили художника: «Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли Между ними заботливо расположи пейзаж».
Вторая группа «Гунби» тяготеет к передаче деталей, мелких подробностей в изображении. Птахи так сподобались царю, що вн наказав художников намалювати х на стн. Конечно, простые народные художники не могли достигнуть такого уровня. В большинстве случаев художники «сеи» писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле «гунби», но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность. Они свертываются на палочке в рулон и хранятся в специальных изящных футлярах. Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование «передавать» в портрете внутренний мир пейзажа», заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта.
Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Два артиста представляют ночную схватку. Сеи – свободная манера письма широкой кистью. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Пользуясь ими, мастера достигали порой самых неожиданных эффектов.
Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. В природе царит покой.
Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Иероглифы происходят от рисунков, которые со временем подверглись скорописному упрощению. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница-считались «четырьмя драгоценностями». Так, ветка цветущей сливы рождала в воображении образы весны. Ценимые как особый вид искусства, надписи имели самостоятельное художественное значение. Так поступили художники Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи, вошедшие в историю как «четыре монаха».
Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн. Тем не менее китайский пейзаж не занял бы в мировой истории искусства столь важного места, если бы он не имел и другого, гораздо более широкого смысла, делающего его доступным и понятным людям, мало знакомым с китайской символикой. Творческая манера художника отличается порывистостью, темпераментом, размахом и смелостью. Тушь важна для китайской живописи еще и потому, что независимо от манеры письма гунби «прилежная кисть» или сеи «живопись идей», основой картины является линейный рисунок тушью. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства.
Однако в день ее открытия сообщили о заложенной в зале бомбе и оно было отложено. Иероглиф в Китае — нечто значительно большее, чем мысль, выраженная средствами письма. В след за разрушениями времён мировой войны последовала культурная революция Мао Цзэдуна.
Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих «Заметках о категориях старинной живописи» (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. Первые художники-авангардисты появились в Китае в восьмидесятых годах.
Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: "Легкий аромат расплывается в бледном свете луны". Создавались целые свитки исполненные в самых разных манерах и стилях. Порой же стихотворные надписи Ци Байши пылали гневом, бичуя угнетателей китайского народа.
Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Традиции Китая, его культура и искусство разительно отличаются от западных. На рубеже XIX—XX веков Маньчжурская династия Цин окончательно себя дискредитирует, подавив национальное китайское восстание, направленное против европейского влияния (Боксёрское восстание), при помощи солдат европейских и японской армий. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Но вот спустя девять лет после фальшстарта современная живопись в Китае переживает настоящий бум.
Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы. Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость и даосский идеал «пользы бесполезного», то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок и древнюю идею вечной юности. В китайской живописи используются кисти разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров).
Нередко символика картины раскрывается помещённым на ней каллиграфическим иероглифом. Через малые детали Ци Байши рассказывает о вкусах, привычках и обычаях своего народа. Бамбук— символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы).
В Гохуа сво традицйн умовност, як в захдному балет чи пекнськй опер. За переказами, на подвря царя Гуначжена привезли в подарунок шсть журавлв. Это и упомянутая выше экспрессивная манера и стремление передать настроение и использование простых форм. Равновесие между правдой и вымыслом Ци Байши соблюдает в своих картинах очень точно. Зображення доповнювали врш калграфя.
Китайская живопись резко отличается от изобразительного искусства других стран. Так растение стало воплощением человеческого характера.
Они строили их в самых живописных местах страны, а дороги к ним прокладывали с таким расчетом, чтобы перед путником открывались разнообразные виды. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. Они знали и прекрасно передавали строение каждого листа, форму оперения птиц, фактуру бархатистой поверхности спелого плода. Цветущая дикая слива мэйхуа символизирует чистоту помыслов и стойкость к невзгодам судьбы. Цветок лотоса символизирует чистоту помыслов и мудрость.