В «Лисао» великого Цюй Юаня цветы прямо олицетворяют людей: «Вот Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, — их окружали умов разнообразных цветники: там и душистый перец и корица, а не одни нежнейшие цветы» 1, с. 150. Художники Хуан Цюань и Сюй Си, творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит. Чэнь Шицэн (, 1876-1923) произошел из семьи видных чиновников и ученых. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Европейцы рисуют – китайцы пишут картины, поскольку каллиграфия и живопись неразрывно связаны между собой, это одни и теже материалы (кисть, бумага, тушь), одни и те же линии. Все в восторге.
Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Такая манера письма оказала влияние на художников последующих поколений, в том числе Огата Корин (1658-1716) и его приемников, создававших картины с изображениями уток по стандарту Ринпа, ставшему частью известного руководства по рисованию (Сто картин). Во всяком случае, ни в стенописях ханьских погребений, ни в ханьских рельефах их нет. n n Китайская живопись, как вид изобразительного искусства и одна из немногих живых «неевропейских» традиций живописи, зародилась в древнем Китае и непрерывно эволюционирует со времен неолита и до сегодняшнего дня.
Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих «Заметках о категориях старинной живописи» (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. Красноголовый журавлю стоит у ног китайского мудреца, защищаемый от холода полой его плаща. Каждый мазок должен проявлять не только форму цветка, но и отразить определенное качество «души цветка».
На его цветочные картины влияли художники династии Мин Чэнь Чун ( ). Она изготавливается из металла, камня (яшмы, нефрита), горного хрусталя, дерева, слоновой кости, а сейчас и из пластмассы. Бамбук символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Гао Цзяньфу изучал искусство в течение четырех лет в Японии, начиная с 1898 года во время второй поездки он встретил Сунь Ят-сена, а затем в Гуанчжоу (Кантон) участвовал в восстаниях, которые проложили путь к падению императорского правления и созданию республики в 1911 году.
Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. Хотя новый стиль не приносил удовлетворительных или долговременных решений, он был значительным предвестником и продолжал процветать в Гонконге, практикуемый такими художниками, как Чжао Шаоан (, 1905-1998). Последние несколько десятилетий он пишет картины в стиле Гунби (Gongbi). После смерти Ли Бу дали прозвище Лин Хэцзин, что означает Роща Гармонии (яп.
Вот таким образом гунби- «тщательное писание» или «тщательная кисть». Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века)9. (Приложение, рис. Наибольшее распространение получают монохромные изображения орхидей17. Из-за «водного» происхождения цветка, его изображение также использовали в оформлении зданий — для защиты от пожара.
Для написания традиционных китайских картин применяют ограниченный набор средств, так называемые «четыре сокровища» художника: китайская кисть, краска, тушечница для растирания туши и минеральных красок, бумага. Вместе они опубликовали «Исследование китайской литературной живописи» ( ) в 1922 году, в котором изучалась история китайских ученых-художников, которые включили свои знания поэзии и других искусств в свою живопись. В 1902 году Чен отправился в Японию для дальнейшего обучения. Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих Заметках о категориях старинной живописи (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники., журавля, как один из образов долгой жизни (например, при изображении его на камне или сосне)Обычно журавль изображается стоящим под сосной, еще одним символом долгожительства.
В X веке появился поджанр «четыре благородных цветка» изображающий орхидею, дикую сливу сорта мэйхуа, бамбук и хризантему, сыскавший огромную популярность35. А изображение «четырех совершенных» то есть, дикой сливы, бамбука, сосны и хризантемы занимает особое место, так как оно символизирует чистоту и благородство людей, дружба и взаимная поддержка которых прошла через все испытания. Он, как и все мастера национальной живописи «гохуа», пишет картины быстро влажной кистью по легко промокаемой бумаге, при этом нельзя стереть и исправить ни одного штриха., упр. Изображениями орхидей прославились художники XIII столетия Шэн Мао и Чжао Мэнфу, а также весёлая художница периода Мин Ма Шоучжэнь, однако изображали они их абсолютно по-разному36. Китайская живопись движется от сложности смысла к простотеизображения.
Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. В портретном искусстве можно выделить два направления. Сеи распространился благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу12. Среди юаньских художников, писавших бамбук, выделяют Ли Каня и Ни Цзаня3924. Понятие (Ши) – можно интерпретировать как нечто, несущее в себе ци и представляющее жизненное качество вещи.
Хризантема — прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Они сфокусировались на птицах, цветах и живописи фигур. Их вдохновил стиль ряда вышеупомянутых индивидуалистических художников эпохи Мин и Цин. Как и практически все в китайской культуре (или согласно распространенному мнению о ней), цветочные мотивы использовались в изобразительном искусстве с глубокой древности. Китайская живописьразительно отличается от европейской.
Так, зимородки символизировали благородство, а сосна— уединение7. Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров. Рисунки, выполненные на рисовой бумаге тушью, говорят о высочайшем мастерстве художников. В год до образования Китайской Республики (1912) он вернулся в Китай, преподавал искусство и стал заметным в художественных кругах. А в 10-м веке цветы выделяются уже в отдельный жанр живописи — так называемые «цветы и птицы» (, а расширенном варианте —, «цветы, птицы, рыбы и насекомые»).
Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи30. В Чэнду в провинции Сычуань мастер Хуан Цюань (, приблизительно 903-965) разработал натуралистический стиль (xiesheng, «набросок жизни» или живопись) для рисования птиц. Один из них — жанр «цветы и птицы» (хуа няо). Это название картины имя автора и личнаяпечать художника. Он оставался в Японии до 1910 года.
Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо19. Вот таким образом ему были чужды натурализм, стремлениек внешнему сходству. Изображение цветов встречается в любом виде живописи.
Первоначально оно означало «семена», а также со временем его стали переводить как «субстанция». Через малые детали Ци Байши рассказывает о вкусах, привычках и обычаях своего народа. Эта техника была в основном принята профессиональными или придворными художниками, в отличие от стиля «живопись идей (xieyi, )». При династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э. ) цветочные мотивы все чаще заменяют анималистические и геометрические: и хотя они в первую очередь имеют декоративное применение, цветы приобретают все более символическое значение. Одновременно изображения цветов соединяются с изображениями птиц в одном жанре. В работах китайских специалистов это понятие является антиподом «красивости», «украшению», вот таким образом, проводя параллели с европейским искусством, можно заметить, что в портретах стариков и старух Рембрандта китайское понятие ши присутствует в незамутненном состоянии.
Вдохновленные Новым японским стилем, братья Гао и Чэнь положили начало движению «Новая национальная живопись», которое, в свою очередь, породило кантонский региональный стиль, который носил помимо национальных евро-японские характеристики. Дикая слива-мэйхуа в жанре «цветы-птицы» несла космогоническую миссию, а бамбук— конфуцианские этические принципы и философии даосизма и чань-буддизма36. В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. «Лотосовый пруд» навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Поднимающийся к Солнцу журавль выражает стремление к общественному подъему. В китайской живописи существует эстетический культ дерева.
Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа. Орхидеи считались цветком скрытого благородства, простоты и чистоты35. Точной даты зарождения китайской живописи нет. Но произошло это потому, что характер и содержание жанра «цветы и птицы», сложившиеся еще до оформления неоконфуцианства (примерно в X в. ), в наибольшей мере отвечали характеру и содержанию нового философского течения. Для этого уходило много времени и тренировок.
В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. Все картины пишутся китайскими художниками без предварительныхэскизов. Можно сказать, что художника не волнует правдоподобие – реализмпонимается более глубоко. В китайской живописи каждый цветок носит определенный символ.
Выше уже говорилось о лотосовидных розетках в Инаньской гробнице. Девушка, в дом ты вступаешь женой, дом убираешь и горницу ты» или «То коротки здесь кувшинок листы, то длинны8230 Тихая скромная девушка ты» 1, с. 75. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров)., упр. Ветка сливы и журавль – символы, которые говорит нам, что человек изображенный на картине – Ли Бу (967-1028), поэт и литератор, живший на Восточном Острове рядом с Ханчжоу.
Но вместе, в едином контексте, это смотритсяорганично. Печать может украшаться резными фигурками и храниться в специальном футляре., пиньинь: xiy, палл. : сеи71011. Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло18.
В «Лисао» великого Цюй Юаня цветы прямо олицетворяют людей: «Вот Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, — их окружали умов разнообразных цветники: там и душистый перец и корица, а не одни нежнейшие цветы» 1, с. 150. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись. риннасей). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Шанхайский региональный стиль появился к 1850-м годам, во главе с Рен Сюном (, 1823-1857), его более популярным последователем Рен Боняном, 1840-1896) и У Чаншо (, 1844-1927). Среди первых китайских художников, которые испытали японское влияние, были Гао Цзяньфу (, 1879-1951), его брат Гао Цифэн (, 1889-1933) и Чэнь Шурен (, 1884-1948).
Он сумел выявить само существо жизни природы, донести скрытый смысл ее явлений. Тем но менее в средневековой живописи анималистический жанр не играл заметной роли. Ши обычно переводили словом «реальность» имея в виду, что оно выявляется, когда художник достигает непосредственного соприкосновения с реальностью. В то же время наиболее часто бамбук рисовали чёрной тушью— по легенде некая придворная дама увидела на створке окна его тень в лунную ночь и поразилась тому, насколько хорошо силуэт отражает сущность бамбука39.
Лишь в 9-м веке фокус живописцев с изображения человека (или божества) смещается в сторону живой природы. В период Сун (X—XIII века) пейзаж и, особенно, хуаняо сильно возвышаются, усиливается литературное влияние на них16. Изображение «трёх друзей холодной зимы» (мэйхуа, бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших «четыре совершенных», символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания.
Цветущая под снегом ветка дикой сливы «мэй» — символ стойкости и умения реализоваться в любых условиях. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне. Например, пион — это царь цветов, он наделен богатством и властью.
трад. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Вспомним, что в «Книге Песен», как правило, вслед за словами о цветах говориться о человеке, которого с ним сравнивают: «Персик прекрасен и нежен весной, ярко сверкают цветы.
Приложение рис. Кажется, что может быть более национальным по духу, чем жанр «цветы и птицы» с его сложной символико-образной системой, отразившей чуть, ли не все религиозно-философские идеи и представления древнего Китая— от космогонических концепций «Книги Перемен», социально-этических норм Конфуция и диалектики Лао-Цзы до простых благопожеланий. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. трад.
Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскуюживопись. Кроме них орхидеи полюбили мастера техники гохуа и множество художниц36. Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих Заметках о категориях старинной живописи (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. Но в китайской цветы рисуются другим способом.