Бидзин-га (Сюнга японские эротические гравюры) АЗИАТКИ в Японию в 14 веке из Китая вместе с иллюстрациями к. Согласно китайской терминологии, эротические изображения делятся на. Трудно выбрать имена художников-граверов, произведения которых особенно резко выделялись бы из общего высокого уровня современной китайской гравюры (в том числе и лубка). Мы попытались, на примере творчества Владимира Фаворского и Ли Цюня, провести параллель между русской и китайской графикой, а точнее — ксилографией, гравюрой по дереву.
Важную роль в развитии современной китайской гравюры сыграло знакомство китайских художников с образцами советской ксилографии, состоявшееся на организованной в 1936 г. в Шанхае большой выставке советского изобразительного искусства. В таком виде японская эротическая гравюра сохраняла популярность вплоть до го века, до повсеместного Книги обычно содержали по 12 страниц с ю изображениями (традиция, заимствованная из китайского искусства). Вторая форма сюнга – определение эротических книг эротические японские и китайские гравюры форматов известных как энпон, подподушечные ребятня под подушку. Сюнга эротическое направление японской гравюры Сюнга пришла в Японию в 14 веке из Китая вместе с иллюстрациями к китайским медицинским пособиям. Пополнить коллекцию восточного искусства музея собранием китайских гравюр, которые хранились вего запасниках втечение двух лет без права экспонирования, согласился Альфа-Банк, выкупивший альбом сшедеврами участного коллекционера.
Точное моделирование сцен из жизни природы дает основание судить о том, что это художник с прочным фундаментом (так перевел переводчик онлайн с китайского). Необычайно быстро распространившись, торцовая гравюра почти абсолютно вытеснила обрезную. Хотя техника ксилографии имеет в Китае многовековую историю (где она использовалась не только для печатания книг, но и для их иллюстрирования, размножения буддийских икон и лубков, так называемых «новогодних картин»), однако современная ксилография — искусство для Китая новое, она получила свое развитие лишь с 30-х годов нынешнего столетия. Листы эти известны только в одном экземпляре (уники), посвящены религиозной тематике, выполнены только контурными линиями и часто раскрашены от руки.
И на том и на другом можно получать хорошие оттиски даже очень больших гравюр. Монастырь Сёкокудзи относился к школе Риндзаи-дзэн известной также под названием «школа внезапного просветления». Рисунок при этом наносится прямо на отшлифованную поверхность доски. В работе ощутимо влияние китайского мастера Лян Кая, для которого характерна крючковатая и угловатая штриховка, прослеживающаяся в фигуре задумавшегося рыбака и густых зарослях тростника.
Ручная обработка ведется фуганком или двойным рубанком. Но главное своеобразие «пунсонной» гравюры в отличие от ксилографии заключается в том, что здесь мы имеем дело со светлым рисунком на темном фоне (вот таким образом «пунсонную» гравюру иногда называют «белой» гравюрой— «Wei schnitt»). Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Картина относится к жанру сигадзику («стихоживопись»). Белильный грунт применяется сейчас главным образом для укрепления поверхности доски при работе на мягких породах дерева. Печатались такие гравюры с нескольких досок.
Пробные оттиски удобно делать на обычной газетной или на фильтровальной бумаге, еще лучше – на гладких (не тисненных) бумажных скатертях. Принципы китайской живописи прослеживаются и в композиционном построении. Техника резьбы трудоемка и кропотлива.
Ксилография снова заняла господствующее положение в книге. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч. Рисунок (гравюра) оттискивается с выступающих возвышенных частей доски, на которые накатана краска, следовательно ксилография является одним из видов выпуклой гравюры, а ее печать относится к группе высокой печати. Дошел до нас и фрагмент печатной формы для набойки, вырезанной во Франции и датированной 1397 годом, – доска из собрания французского типографа Прота изображающая часть композиции «Распятие». Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы.
Жанр «стихоживописи» пользовался большой популярностью среди монахов школы Дзэн и среди художников и поэтов, связанных с дзэнским учением. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Далее в работу включается резчик гравюр.
Однако, главным в творчестве мастера стали пейзажи, выполненные в монохромной технике суйбокуга («живопись тушью и водой»). Применяются твердые породы: пальма, самшит, бук. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Онозначает пожелание многочисленного мужского потомства, которое будет знатным ибогатым.
Великолепная его гравюра «Живой мост» достойно представляет современное китайское искусство: солдаты стоят по плечо в воде, держа доски, а по доскам стремительно бегут в атаку бойцы с винтовками наперевес. Так что уиркутян игостей города есть только месяц, чтобы увидеть шедевры китайского графического искусства. Это угловые и полукруглые стамески, короткие (8-10 см), прямые или слегка изогнутые так, что острие их чуть-чуть приподнято. К женщинам легкого поведения применялось понятие ойран или таю. Маленькие станковые гравюры делают и на неопиленных досках – «кругляшах». Ручные валики с одной и с двумя ручками применяют в цинкографиях при печатании пробы. Художественная революция в книжной иллюстрации шла параллельно с технической – в полиграфии.
Этот маленький листок обладает такой силой убедительности, что кажется будто бы он сконцентрировал в себе весь пламенный жар освободительной борьбы, собрав з одном простом, незатейливом листке мысли и чувства большого народа. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.
В её состав входила обработанная пульпа бумажной шелковицы (кдзо), растительная проклейка известь и измельчённые раковины, придававшие бумаге дополнительную белизну. Материалом для гравюр служат такие породы дерева, как груша либо горная вишня. Вся творческая жизнь Минтё прошла в монастыре Тофукудзи в Киото, входившем в так называемую систему «пяти храмов» (годзан), проповедовавшую китайскую культуру. Благодаря этому, без доступа солнечного света лубки поразительно хорошо сохранились. На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке — толщиною около 2, 5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. Склейка делает доску более прочной и однородной по твердости.
Работы его обычно размером около 70 см по длинной стороне. При помощи специальных режущих инструментов штрихи, линии и пятна, образующие на доске рисунок, обрезаются со всех сторон, а промежутки, то есть все, что не должно печататься, углубляются.
Первым, кто возвел «укиё-э» до статуса высокого изобразительного искусства, стал мастер гравюр Хисикава Моронобу, творивший в период с 1618 по 1694 года в городе Эдо. На начальном этапе массового производства картинки были в черно-белом изображении.
Краску накатывают на доску валиком. Он также неудобен для перевода рисунка. Благодаря этому их творчество получило соответственно новое богатое содержание. С начала 30-х годов он много сил отдал пропаганде и поощрению искусства ксилографии, призывая объединившихся вокруг него молодых художников-графиков учиться у советских художников использовать это искусство «в качестве оружия в борьбе за национальное освобождение».
Очевидными техническими недостатками торца является, во-первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола из которого делается форма самшит идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений во-вторых именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Изобрел гравюру на картоне в 1924 году советский художник К. В. Кузнецов. В качестве декеля употребляют картон и макулатуру. Буддийские сюжеты были одной из важных составляющих китайской живописи, хотя сам Кано Мотонобу редко обращался к этой теме. Свиток «Патриархи дзэн-буддизма» представляет собой групповой портрет основоположников Дзэн (всего их 6) в окружении учеников и на фоне канонического китайского пейзажа сан суй («горы-воды»).
Рисунок мягким карандашом легко переводится с бумаги на такой грунт: доска слегка натирается воском, бумага кладется на нее вниз рисунком и притирается косточкой. Японская Г., выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г. ), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Эта идея светлого, белого рисунка на темном фоне потом неоднократно возвращается (в рисунке XVI века, цветной ксилографии, у Сегерса в его «лунных» офортах) и в конечном счете определяет собой возрождение ксилографии на новой технической основе в начале XIX века (Томас Бьюик).
Несомненной находкой Кано Масанобу стало соединение в рамках одного произведения элементов двух классических жанров — пейзажа и катёга («цветы-птицы»). При гравировании оргстекла часто пользуются бормашиной, фрезерным станком и др. В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э. ), которая ныне хранится в Британской библиотеке, указано, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».
Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры. Бумага, на которую наносится гравюрный рисунок, называется «васи». Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. То есть, предпочитает естественную природу, не отмеченную вмешательством человека. Для каждого цвета гравировалась отдельная доска. К практическому изучению гравюры на дереве обычно приступают после того, как достаточно хорошо познакомятся с гравированием на линолеуме.
Пластик же позволяет решить обе эти проблемы3. Многие художники гравируют на оргстекле. Были даже гравюры, нарезанные как негатив— белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI векаУрса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Христофора, помечена 1423 годом).
Ли Цюнь скончался в феврале 2012 г., только отметив свой столетний юбилей, . То есть, предпочитает естественную природу, не отмеченную вмешательством человека. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Первое время дзэн-буддизм в Японии находился под сильным китайским влиянием. Таких героев называли «уединенным человеком, вольным мужем», который наслаждался покоем и созерцательностью одинокой жизни в горах, предавался беседам с друзьями и размышлениям о природе.
Лучше всего употреблять валик с деревянной основой, покрытой слоем вальцмассы (специальной упругой массы из желатина, клея и глицерина). В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов— чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями. На свитке изображен рыболов, стоящий на берегу реки и пытающийся поймать сома.
Эта выставка стала возможной во многом благодаря великому китайскому писателю Лу Синю. Hao Boyi является мастером простого, но чистого и элегантного стиля. В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов— чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями35. Их и называют часто, разумеется неправильно, штихелями. Все отпечатки пронумерованы и подписаны художником. Затем заднюю поверхность проходят цинубелем (рубчатым рубанком), чтобы доска не скользила при гравировании.
Деревянную гравюру следует печатать на мягкой, не проклеенной или мало проклеенной бумаге. В большинстве своих работ он использует японскую технику создания гравюр на дереве. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. Темой для живописного свитка «Ловля сома тыквой-горлянкой» послужила дзэнская загадка (коан) о том, как поймать скользкого сома при помощи отполированной тыквы-горлянки. Ее придумал Асикага симицу и приказал художнику выполнить для него ширму с данным сюжетом. К тому же, эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства. Важное качество линогравюры – оперативность. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.
О том, как тонко Дюрер чувствовал специфический язык графических техник, ярко свидетельствует сравнение изображенных им одинаковых тем и мотивов в гравюре на меди и на дереве («Страсти» и др. ): если в гравюре на меди художник стремился прежде всего к пластической лепке формы и последовательно проведенной градации освещения, то в гравюре на дереве его главная задача — напряженная выразительность линий. Наконец, на линолеуме легче, чем на дереве, гравировать прямо с натуры, без предварительного рисунка, свободно «рисуя» инструментом по зачерненной поверхности. От XIV века дошла набойка итальянской работы с изображением эпизодов жизни царя Эдипа. Все эти качества делают линолеум незаменимым материалом для первого знакомства с высокой (выпуклой) гравюрой, для понимания основных, общих для всех ее видов закономерностей.
Почти во всех сюнга персонажи полностью одеты – немаловажная особенность, характеризующая психологический феномен простого японца и обывателя периода Токугава (нагота, то есть полностью голый человек, не воспринимается японцем как нечто эротическое, не вызывает никаких ощущений и ассоциаций). Как и штихели, эти инструменты сразу, одним движением вынимают белый штрих. Китидзан Минтё, настоящее имя которого Хо Дэнсу, родился на острове Авадзи, расположенном в восточной части Японского моря и входящем в состав провинции Хёго. Это дает гравюре свежесть исполнения, легкость и непосредственность графического языка. В 1905 году юноша стал воспитанником художественной академии в Мюнхене. После Первой мировой войны (за участие в которой Фаворский был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени) художник сам стал преподавать в качестве ассистента по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских, а позже и вовсе был назначен их ректором, как профессор читал лекции в Полиграфическом институте, Всероссийской академии художеств и других учебных заведениях.
Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха. Сегодня ксилография приспосабливается к современным условиям. Эти массивы наиболее податливы для резцов, позволяют провести ювелирную резьбу, без сколов. С полученной основной гравюрной доски «омохан», при помощи отпечатка производятся дополнительные доски, служащие для нанесения определенного цвета.
Отсюда и происходит название «обрезная гравюра», точно выражающая особенность этой техники. Красители могут быть как минерального происхождения, так и растительного. При удачном выборе приемов гравирования получают мягкий, живописный оттиск.
Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 — 5 миллиметров. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов, выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры. Hao Boyi является мастером простого, но чистого и элегантного стиля. Последний, кстати, не часто появляется на его картинах.
Чтобы лучше отразить в своем искусстве жизнь, они пошли на заводы, в деревни. Отсюда третье название торцовой гравюры — «репродукционная». Впрочем, здесь решающую роль играет не столько техника, сколько характер изображения. Получался материал высокой прочности, толщиной не менее 5 мм.
Император признавал талант современника и потому тот был придворным живописцем. Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования.
Непосредственный оттиск печатником производится с помощью«барэн» — специального ручного приспособления с идеально ровной плоскостью. Но, как правило, торцовые доски склеиваются из нескольких маленьких кусочков. Первой на Руси напечатанной наборным шрифтом книгой было Евангелие изданное около 1555 г. В этой книге были четыре заставки, гравированные, очевидно, на гарте (сплав для отливки литер, состоящий из олова и свинца). Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике.
Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Очень сильны и другие гравюры Гу Юаня: «форсирование реки Янцзы», «Предъявление счета помещику» и другие его цветная гравюра «Восстановление сталелитейного завода в Аныиане» дает эпически широкий образ творческого труда народа, взявшего в свои руки индустрию и землю Китая. В 1516 году он получил в венецианском сенате привилегию на изобретенный им способ, который был назван «кьяроскуро», то есть светотень. В течение целого столетия всемье коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным, хранились 17листов «народной картины», которые были приобретены его предком вКитае вначале XXвека. Для гравирования лучше всего употреблять линолеум толщиной 5 мм, с гладкой поверхностью, не пересохший (чтобы он не ломался и не крошился при резьбе), но и не слишком мягкий (в этом случае он бывает вязким и штрихи не выходят четкими). Ксилография возникла в Китае не позднее Xвека.
Обязательной составляющей красок является рисовая паста. Опыты цветной торцовой гравюры немногочисленны, но говорят о ее больших возможностях. По способу печати ее чаще относят к выпуклой гравюре. Отсюда третье название торцовой гравюры—«репродукционная».
Склейка – самая ответственная часть подготовки доски. Они должны быть строго параллельны. На ней изображён Будда на троне в окружении святых и монахов. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят. И в этом смысле он оказал большое влияние на технику ксилографии.
Впервые она появилась в Китае. Затем эта доска покрывается ровным темно-серым тоном, сквозь который рисунок просвечивает. Для маленьких гравюр со сторонами 6-7 см можно делать доски из целого куска: отпиливают лишь края, чтобы придать доске прямоугольную форму. В 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х гг.
Он не нуждается в сложном процессе подготовки доски. Гу Юань проще, может быть, даже несколько схематичнее в своих гравюрах. 11).
Появились живые и искренние жанровые сцены, пейзажи и портреты. В художественную практику линолеум был впервые введен в Западной Европе. Фаворский не был самоучкой, он занимался в частной художественной школе. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись живопись — это обретшая форму поэзия». Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры— господство чёрного штриха. Вообще черный и белый штрих – понятие не столько техническое, сколько художественное.
Оба эти способа механически дают на доске зеркальное изображение. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. В старой гравюре автор рисунка (это мог быть и сам гравер) часто рисовал прямо на грунтованной доске карандашом или тушью с белилами и затем гравер резал непосредственно по такому тоновому рисунку. В первом его издании, «Апостоле», кроме орнаментальных гравюр была помещена лицевая, с изображением евангелиста Луки. Книжная гравюра на дереве в московских изданиях была главным образом орнаментальной: это заставки, концовки, буквицы и другие книжные украшения.
Не следует сильно смачивать доску, чтобы она не покоробилась. Чтобы такую бумагу приспособить для печатания гравюры, нужно нарезанные листы бумаги предварительно смочить и положить стопкой под пресс (отволожить). После этого мастер накладывал бумагу на каждую из вырезанных досок (Фото 7) и делал оттиски вручную при помощи специального овального плоского валика барэн (Фото 8).
Со временем техника совершенствовалась, появились более гибкие и разнообразные штрихи, но все же изобразительные возможности этого вида ксилографии не особенно широки. Кончик ножа, если его приложить к ногтю, не скользит, а как бы «прилипает». Все это способствовало заметному подъему белорусской графики в начале 60-х годов. У художника были последователи, однако при своих высоких живописных и декоративных качествах техника «кьяроскуро» широкого распространения в дальнейшем не получила, оттесненная активным развитием резцовой гравюры и офорта. Символика и «интеллигентская» замкнутость старой живописи сочетаются с живым изображением природы и людей в природе, воплощенных с великим художественным совершенством. Китайский концептуальный пейзаж сан суй («горы-воды») носил созерцательно-философский характер, его образный строй основывался на передаче в живописи идеи беспредельности пространства, в котором жизнь природы и человека сливалась в единое целое. Такой взгляд отвечал главной мысли дзэн-буддизма, рассматривавшего природу как высшее проявление истины, гармонии и красоты, а сам пейзаж представал больше культовой и философской, нежели эстетической, категорией.
Сегодня мы вам покажем пример старинных китайских гравюр их автором был Ю Жи, художник 18 века, живший в провинции Цзянсу. Первые обрезные гравюры были довольно примитивными. Такую сцену нельзя сочинить, ее нужно увидеть своими глазами. Пользуются и обычным передавливанием контура через копирку или натертую графитом бумагу. В целом куске сердцевина мягче, чем края, цельная доска чаще трескается.
Полотном служит шелк (или хлопчатобумажная или пеньковая ткань) или особая бумага из мягкого волокна, которая сворачивается в свиток. Рисунок дополнялся целой гаммой плоских цветовых пятен. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч. На валик краску накладывают шпателем ровной полосой и раскатывают на гладкой поверхности «плиты» (литографского камня, который можно заменить стеклом или куском линолеума). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы.
Иногда полезно делать оттиски для корректуры на мелованной бумаге: на ней штрихи отпечатываются очень резко, так что ясно выступают ошибки. Современные художники пользуются темным грунтом. В его обязанности входит не только качество печати, но и приготовление красок. В произведении Минтё присутствуют все основные элементы «идеального пейзажа»: небольшая хижина с фигуркой человека, камни, омываемые горным ручьем и проступающие сквозь туманную дымку вершины гор. Художественная ценность, производимых им работ, достигалась четкостью прорисовывания персонажей и объектов.
В череде первых, кто начал работать у нас в республике на линолеуме, можно также назвать С. Юдовина (1892–1954), ученика известного витебского художника и педагога. При печатании на прессе или станке следует пользоваться «папкой», сделанной из двух листов фанеры или плотного картона. В дальнейшем своем развитии и живопись и скульптура и графика Китайской Народной республики найдут очень много хорошего и живого в своем старом национальном искусстве – в искусстве эпохи Тан и эпохи Сун, как и других периодах многовековой истории Китая.
Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Это может пригодиться любому, подлинно народному и подлинно реалистическому искусству. Прекрасным мастером одноцветных гравюр был японский художник Моронобу.
Все они должны легко, без усилия, резать доску. Он первый, кто стал подписывать свои работы, тем самым придавая особую значимость своему ремеслу. Для «обрезной» гравюры характерна чистота обрезки черных штрихов и глубина белых промежутков между ними, а также господство черного штриха (а не белого). Линолеум тоньше 3-2, 5 мм мало пригоден для работы. В результате получаетсяпрямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов — чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями.
Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11см, с режущим концом, заточенным под углом 45 (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Неровно вынутый фон при печатании на станке оставляет следы. Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры— господство чёрного штриха. Уго да Карпи печатал свои гравюры с трех досок разного цвета.
На нем можно делать гравюры очень большого размера. Тогда к выставке был издан иллюстрированный каталог на китайском и английском языках. Так обрабатывают обе поверхности доски. Ли Цюнь — Лауреат госпремии КНР. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят. В XVI веке в Италии получил распространение особый вид цветной гравюры на дереве.
Эти старейшие немецкие гравюры на дереве по своему стилистическому эффекту (особенно благодаря раскраске) всего более сближаются с живописью на стекле, с цветными витражами. Работы выполнены в стиле Цзян. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается — прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э. )— это получение оттисков с плоских каменных рельефов на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску.
Папка позволяет регулировать давление на форму (делать приправку), а при цветной печати обеспечивает совпадение красок. Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Но это вознаграждается четкостью и выразительностью каждого точно найденного штриха. Гравируя детали, надо все время представлять целое.
Торец, напротив, дает возможность имитировать любую другую технику – штрих карандаша, фактуру масляной живописи. Произведение Дзёсэцу выполнено в монохромных тонах, с несколькими акцентами красной краски (на тыкве-горлянке). Переводила с китайского: Старинные гравюры Ю Жи (около 18в), Чанша, провинция Цзянсу. После выставки коллекция отправится вЭрмитаж нареставрацию. Это путает цветовые отношения и с самого начала разрушает цельность гравюры. Надо точно подобрать куски по размеру и по плотности древесины. В зависимости от того, сколько используетсячистых цветов краски изготовляется столько же печатных второстепенных досок «кёогосури».
Ознатности говорит ваза вруках украсавицы, вкитайском языке написание слов «ваза» и«знатный» схожи, аобогатстве— рыба. В няньхуа использовались символы понятные массе населения. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.
Своим искусным исполнением творцу удалось сделать старую столицу нынешнего Токио настоящим творческим центром по изготовлению гравюр. В понимании материала деревянной гравюры Фаворский близок к Бьюику. Верхняя часть свитка покрыта каллиграфическими надписями, большей частью поэтическими. Линолеум делался вначале из молодой пробки, перемешанной с линоксином (окисленным льняным маслом) и смолистыми веществами. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающем со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э. )— это получение оттисков с плоских каменных рельефов на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску. После склейки обрабатывают обе поверхности доски.
Они указывают на то, что это произведение относится к синтетическому виду искусства — сигадзику («стихоживопись»), объединившему в себе живопись, каллиграфию и поэзию. Постепенно в них появляется штриховка, выполняющая, однако, не задачи пластической лепки, а чисто декоративные функции. Сюнга – это обычно отпечатки без названия, произведенные с 17-го по начало 20-го века.
Своеобразной предтечей ксилографии из эпохи поздней готики и ее соперником в течение всего XV века следует назвать так называемую пунсонную или выемчатую, гравюру («Schrotschnitt»), «Шротшнитт» представляет собой выпуклую гравюру на металле, создаваемую с помощью точек, звездочек, сложной сети решетчатых линий, которые в отпечатке оказываются светлыми штрихами и пятнами на темном фоне. Для одного черного штриха требуется четыре движения ножа.
Были даже гравюры, нарезанные как негатив— белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Краску с линолеума можно смыть любым разбавителем. Совсем не пригоден тонкий, гнущийся материал с блестящей поверхностью на тканевой основе, а также так называемый «релин» – мягкий и вязкий материал, на котором вынутая резцом стружка не отделяется в конце штриха. Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке. Вполне пригодны также резиновые валики, употребляемые для цветных красок в литографии.
В это время огромное количество художников пробует свои силы в линогравюре. Но непосредственное «чувство материала», которое было у Бьюика, он включил в стройную, логически ясную систему. В описании продольной гравюры достаточно говорилось о необходимости «беречь черное». Белое может даже преобладать количественно, но черное, должно «держать» белое, которое только при этом может получить пластические и цветовые качества. Одна из них была рисующей: с нее оттискивался линейный рисунок.
Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей – штихелями. Его рукой оформлены и проиллюстрированы такие великие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» А. С.
Главное из того, что говорилось о гравировании на дереве, относится и к линогравюре. Китайская живопись отличается от привычной нам всеми чертами. А одним из посетителей выставки «Советская графика» был и начинающий художник Ли Цюнь.
Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Считается, что именно Хисикава Моронобу – «отец» гравюрного искусства. Был придворным живописцем, жил вместе со своим братом при дворце императора. Орнаменты С. Юдовина составлялись из стилизованных животных и растений. Восточные мастера намеренно изолировали один персонаж от другого (что видно в работе Кано Мотонобу), вводили между ними интервалы, считая, что формы (персонажи) нужно связывать не столько зрительно, сколько мысленно. Ему тогда был всего лишь 41 год. Пушкина, «Гамлет» У. Шекспира.
Надо, чтобы черный цвет, как и белый, выглядел везде по-разному. Но есть и существенные особенности: от продольной гравюры линогравюру отличает большая тонально-цветовая насыщенность, «живописность» от торцовой – то, что вместо тоновой штриховки в линогравюре пользуются по преимуществу контрастными отношениями черного и белого, даже если решается чисто тональная задача, например постановка против света. Плохо получается печать на твердых и неровных, сильно проклеенных бумагах типа чертежной.
По контурам рисунка мастер-резчик производит резьбу. Желание глубоко осмыслить законы художественной формы, стремление к искусству классическому, очищенному от всего случайного и мимолетного, тяга к монументальности и синтезу – все эти черты, характерные для главного направления мирового искусства конца XIX – начала XX века, пришедшего на смену импрессионизму, – в высшей степени были свойственны Фаворскому. Решая порой очень сложные тональные задачи при помощи мельчайшей сетки черных штрихов, эта гравюра, как правило, не становится «живописной». Надо полагать так: талантливый художник со своим оригинальным стилем. Идеи Дзэн охватили почти все области деятельности — боевые искусства, театр, архитектуру, чайную церемонию и, особенно, живопись Японии. Следует работать над всей гравюрой сразу: выделяя белым цветом светлые места, постепенно идти в глубину зачерненной доски (линолеума), пользуясь отношениями черного и белого, уточнять форму и строить общий пространственный рельеф. Сердцевина обязательно склеивается с наружным краем.
Его отец, Кано Масанобу, происходил из военного класса и был придворным живописцем сегуна Аси-кага Как художник, обслуживающий аристократические кланы, Масанобу был приверженцем китаизированного направления (канга) в искусстве. Структура «васи» отличается особой плотностью, позволяя краскам ложиться ровно. Это относится и к другим граверным инструментам. Ю. Пэна. Большая часть пространства картины оставалась незаполненной, «пустой», а предстающие зрителю еле различимые вершины гор и пагод, человеческие фигуры, почти скрытые деревьями или камнями, как бы окутаны туманом. Она помещена как фронтиспис в буддийском свитке «Алмазная сутра», найденном в Пещере тысячи Будд в оазисе Дуньхуан.
Если это не входит в замысел художника, фон надо выровнять плоской стамеской. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э. )— это получение оттисков с плоских каменных рельефов на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску. Китайские мастера придерживались принципа: разнообразие — закон природы, но не композиции. В юности он ушел в монастырь, где принял учение Дзэн. Печатать линогравюру можно вручную притиркой, как и гравюру на дереве. В этой выставке участвовало 46 художников, экспонировалось 185 произведений. Последний, кстати, не часто появляется на его картинах.
Дзёсэцу — один из первых японских мастеров, работавших в стиле суйбокуга (живопись тушью). На темном фоне будет ясно виден каждый штрих, прорезаемый штихелем. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11см, с режущим концом, заточенным под углом 45 (для металла штихели затачивают под более тупым углом).
Рисунок на доске обязательно прорабатывается тушью, обычно пером или тонкой кистью. Среди немногих (около 40) сохранившихся работ художника — портрет священника Сойти (1202—1280), основателя этого монастыря, отличающийся высокой драматичностью и реалистичностью изображения. Завершающая операция по производству японских гравюр – мастерство печатника. Одним из требований к живописцам была необходимость передать в живописи «одухотворенный ритм живого движения» (Сэ Хэ, заметки о категориях старинной живописи, 490 г. ). В их основе лежала идея Пустоты.
Hao Boyi применяется несколько методов в творчестве — гравюры на дереве и на металле. Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. Существовало множество разновидностей бумаги васи: для обычных гравюр использовалась бумага более низкого качества изготавливавшаяся из японского бересклета маса, в состав которой входило также текстильное волокно (рами) из дикорастущей крапивы, а для гравюр, выполненных по специальному заказу использовалась плотная бумага высшего качества хсёгами, в которой содержание пульпы кдзо составляло сто процентов. В конце концов набор из нескольких готовых досок переправляли печатнику, который наносил на каждую доску краски (Фото 6).
Затем на поверхность высохшей бумаги, повторяющей формы рельефа, широкой кистью или тампоном наносили водяную краску получалось прямое изображение рельефа, состоящее из чёрных (или цветных) силуэтов, прорезанных белыми линиями. Гравюра на картоне – особая графическая техника. Линолеум в папке может быть укреплен уголками, так же как и бумага. Монастыри были главными очагами культуры в средневековой Японии.
Если перовой рисунок мог быть воспроизведен достаточно точно, то при передаче тонового оригинала получалась лишь более или менее свободная интерпретация, а не точная копия. Каждый оттиск (лист) является уникальным исамостоятельным произведением. Работа эта требует большой точности и трудоемка из-за твердости дерева. Если доска загрунтована, тон наносят поверх белого грунта. В своих росписях художник нанизывал сюжеты один на другой, при этом, трактуя каждый элемент как самостоятельный. Семнадцать китайских «народных картин» будут радовать посетителей художественного музея всего тридцать дней.
эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э. В старой «обрезной» гравюре сравнительно мало используются цветовые качества черно-белого изображения (контрастность пятен, силуэт, фактурно-цветовой штрих и т. п. ), вносящие конкретно-чувственный элемент. Китайская живопись, как и имена китайских художников, абсолютно самобытна и уникальна. В своих гравюрах Hao Boyi изображает природу и окружающую среду: птиц, журавлей, медведей, оленей, водно-болотные угодья и пустоши, леса. Он придерживается принципа «лучше меньше да лучше», который был характерен китайскому искусству на протяжении веков.
Самая ранняя из дошедших до нас китайских гравюр датируется 868 годом. На оборотной стороне этой ореховой доски награвирована часть сцены «Благовещения» (фигура ангела), работа над которой не закончена. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят. Переход от этих уникальных листов к многотиражной и иллюстративной ксилографии представляют так называемые «блоковые» или «колодковые», книги (Blockbеcher), то есть серия картинок с короткими пояснениями, где и буквы текста и относящиеся к нему изображения вырезаны и напечатаны с одной деревянной доски. Сукачева. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10—11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45 (для металла штихели затачивают под более тупым углом). В торцовой гравюре инструментами служатштихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы.
И, по мнению многих китайских искусствоведов, толчком к её развитию послужила проведенная в 1936 году в Нанкине, Кантоне и Ханькоу и в Шанхае выставка «Советская графика». Но обрезная гравюра имеет свои неповторимые художественные достоинства. В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов— чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями. Практически каждый лубок сопровождался надписями, повествующими осюжете.
Но чаще (особенно при работах большого размера) ее печатают на позолотном прессе или на специальном станке для линогравюры. Для этого разводят бензином печатную краску и куском ваты наносят ее на доску. Но это противоречило бы художественной задаче, всему строю изображения. Казалось бы, достаточно сказано об этом в главе о продольной гравюре. Китайский художник Hao Boyi тому пример. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности. Такой вид гравюры называется кьяроскуро (от сочетания итальянских слов свет и тень).
После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу. Шевердяев привез новый материал в Москву, где им заинтересовался И. Н. Павлов. В торцовой ксилографии резче, чем в любом другом виде гравюры, выступает различие двух ее разновидностей – репродукционной и оригинальной (авторской). Яркий пример — панно «Цветы и птицы», состоящее из сорока девяти свитков.
Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум — тысяч. Еще в2003 году вмузейные фонды отчастного коллекционера поступили нахранение 17гравюр. Пластик же позволяет решить обе эти проблемы. Гравюрные изображения стали выполняться большими тиражами в лавках города Киото (столица Японии на тот момент).
Можно сделать абрис на кальке жирной литографской тушью и так же перевести его притиркой. Отсюда третье название торцовой гравюры— «репродукционная». Простые и элегантные композиции, яркие цвета, аккуратные и деликатные композиции.
Он был известен в Китае со II века н. э., когда там была изобретена бумага. Печатались эти гравюры с нескольких досок. Он придерживается принципа «лучше меньше да лучше», который был характерен китайскому искусству на протяжении веков. Крупнейшие мастера конца 18 в. Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа.
Появилась так называемая тоновая деревянная гравюра. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Он придерживается принципа «лучше меньше да лучше», который был характерен китайскому искусству на протяжении веков.
Она должна быть зеркально гладкой. На ровную поверхность дощечки плотно укладывается рисунок. Хотя и ойран и таю объединялись общим понятием юдзё – женщина для удовольствия. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Hao Boyi является мастером простого, но чистого и элегантного стиля. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающем со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э. ) — это получение оттисков с плоских каменных рельефов на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску.
Ну и занесло меня. Среди участников выставки были такие известные мастера, как Верейский, творческий коллектив Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Чарушин.