Их вдохновил стиль ряда вышеупомянутых индивидуалистических художников эпохи Мин и Цин. Изображениями орхидей прославились художники XIII столетия Шэн Мао и Чжао Мэнфу, а также весёлая художница периода Мин Ма Шоучжэнь, однако изображали они их абсолютно по-разному36. Для этого уходило много времени и тренировок. Наибольшее распространение получают монохромные изображения орхидей17.
Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло18. Чэнь Шицэн (, 1876-1923) произошел из семьи видных чиновников и ученых. В Чэнду в провинции Сычуань мастер Хуан Цюань (, приблизительно 903-965) разработал натуралистический стиль (xiesheng, «набросок жизни» или живопись) для рисования птиц. Отмечается положительное влияние рисования на здоровье людей. Он оставался в Японии до 1910 года. Гао Цзяньфу изучал искусство в течение четырех лет в Японии, начиная с 1898 года во время второй поездки он встретил Сунь Ят-сена, а затем в Гуанчжоу (Кантон) участвовал в восстаниях, которые проложили путь к падению императорского правления и созданию республики в 1911 году.
Вдохновленные Новым японским стилем, братья Гао и Чэнь положили начало движению «Новая национальная живопись», которое, в свою очередь, породило кантонский региональный стиль, который носил помимо национальных евро-японские характеристики. В год до образования Китайской Республики (1912) он вернулся в Китай, преподавал искусство и стал заметным в художественных кругах. Дикая слива-мэйхуа в жанре «цветы-птицы» несла космогоническую миссию, а бамбук— конфуцианские этические принципы и философии даосизма и чань-буддизма36. В китайской живописи каждый цветок носит определенный символ. Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров. Изображение цветов встречается в любом виде живописи.
Живопись цветов, ранее связанная главным образом с буддийским искусством, вступила в свои права как отдельная отрасль живописи в период пяти династиях (907-960). Из-за «водного» происхождения цветка, его изображение также использовали в оформлении зданий — для защиты от пожара. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». В то же время наиболее часто бамбук рисовали чёрной тушью— по легенде некая придворная дама увидела на створке окна его тень в лунную ночь и поразилась тому, насколько хорошо силуэт отражает сущность бамбука39. Каждый мазок должен проявлять не только форму цветка, но и отразить определенное качество «души цветка». А изображение «четырех совершенных» то есть, дикой сливы, бамбука, сосны и хризантемы занимает особое место, так как оно символизирует чистоту и благородство людей, дружба и взаимная поддержка которых прошла через все испытания.
Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо19. Как и практически все в китайской культуре (или согласно распространенному мнению о ней), цветочные мотивы использовались в изобразительном искусстве с глубокой древности. Среди юаньских художников, писавших бамбук, выделяют Ли Каня и Ни Цзаня3924. В период Сун (X—XIII века) пейзаж и, особенно, хуаняо сильно возвышаются, усиливается литературное влияние на них16.
Художники Хуан Цюань и Сюй Си, творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит., упр. Вот таким образом часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут и не смотрят, а читают. Точной даты зарождения китайской живописи нет. В 1902 году Чен отправился в Японию для дальнейшего обучения.
Лишь в 9-м веке фокус живописцев с изображения человека (или божества) смещается в сторону живой природы. Один из них — жанр «цветы и птицы» (хуа няо). Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века)9. Сеи распространился благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу12.
Цветущая под снегом ветка дикой сливы «мэй» — символ стойкости и умения реализоваться в любых условиях. В X веке появился поджанр «четыре благородных цветка» изображающий орхидею, дикую сливу сорта мэйхуа, бамбук и хризантему, сыскавший огромную популярность35. трад. Шанхайский региональный стиль появился к 1850-м годам, во главе с Рен Сюном (, 1823-1857), его более популярным последователем Рен Боняном, 1840-1896) и У Чаншо (, 1844-1927). трад. Вместе они опубликовали «Исследование китайской литературной живописи» ( ) в 1922 году, в котором изучалась история китайских ученых-художников, которые включили свои знания поэзии и других искусств в свою живопись.
Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи30. трад.
Цветы и птицы (хуаняо, кит., упр. Основными жанрами китайской живописи были пейзажи, «птицы-цветы» и живопись фигур. Каждый мазок обязан быть точным и четким, ведь ни стереть, ни поправить рисунок автор уже не сможет. Элементы каллиграфии – неотъемлемая часть китайской живописи. А в 10-м веке цветы выделяются уже в отдельный жанр живописи — так называемые «цветы и птицы» (, а расширенном варианте —, «цветы, птицы, рыбы и насекомые»).
Таким образом, уроки китайской живописи могут использоваться как метод психотерапии. Но в китайской цветы рисуются другим способом. Хотя новый стиль не приносил удовлетворительных или долговременных решений, он был значительным предвестником и продолжал процветать в Гонконге, практикуемый такими художниками, как Чжао Шаоан (, 1905-1998). В работах китайских специалистов это понятие является антиподом «красивости», «украшению», вот таким образом, проводя параллели с европейским искусством, можно заметить, что в портретах стариков и старух Рембрандта китайское понятие ши присутствует в незамутненном состоянии. Например, пион — это царь цветов, он наделен богатством и властью. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна— уединение7.
Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века2., пиньинь: xiy, палл. : сеи71011. Наряду с изображениями цветов стали писать птиц. Кроме них орхидеи полюбили мастера техники гохуа и множество художниц36. Эта техника была в основном принята профессиональными или придворными художниками, в отличие от стиля «живопись идей (xieyi, )».
На его цветочные картины влияли художники династии Мин Чэнь Чун ( ). Орхидеи считались цветком скрытого благородства, простоты и чистоты35. Среди первых китайских художников, которые испытали японское влияние, были Гао Цзяньфу (, 1879-1951), его брат Гао Цифэн (, 1889-1933) и Чэнь Шурен (, 1884-1948). Они сфокусировались на птицах, цветах и живописи фигур., упр.
При династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э. ) цветочные мотивы все чаще заменяют анималистические и геометрические: и хотя они в первую очередь имеют декоративное применение, цветы приобретают все более символическое значение.