Китайская национальная живопись делится главным образом на три категории — пейзажную живопись (горы и воды), жанровую живопись и "живопись цветов и птиц". Китайская пейзажная живопись тесно связана с даосизмом и буддизмом. Самым главным жанром китайской живописи считается пейзаж. Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество. Уже самые ранние из дошедших до нас свитки, показывают, что в китайскую повествовательную живопись, зародившуюся раньше пейзажной, проникали неведомые в прошлом лирические мотивы, связанные с природой.
Китайская пейзажная живопись — это своего рода сюрреалистичные произведения искусства, сравнимые с картинами Дали в европейской живописи. Веками пейзажи составляли основную долю китайской живописи.
Среди многочисленных художников эпохи Мин выделяют четверых художников: Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмина, Тан Иня и Цю Ина.
Недоступные, окутанные извечной тайной горы были местом, куда уходило солнце. Между живописью и каллиграфией существовало близкое родство. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом. Полнее и ярче всего особенности китайской пейзажной живописи смогли проявить себя в период объединения страны и создания двух крупных империй -- Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых, при многих чертах различия, оставили в истории блестящий след.
В этих работах пейзаж — место для прогулок и развлечений. Вместе с тем, китайская национальная живопись еще делает упор на работе с линией.
На картине «Горы и река», которая находится в Киото (Япония), хорошо заметны импульсивность и уникальность метода Цунь. Этот стиль славен своей безмятежностью и изысканностью. Она иллюстрировала легенды и новеллы и имела повествовательный характер.
На могильниках изображают духов дверей мэнь – шеней. Чтобы слить друг в друге вещественное и "Я", нужно писать субъективно, "идеей". Страна была унижена и разорена. Ми Фу (1051-1106) и его сына Ми Южэнь (1086-1165) многие критики, как в самом Китае, так и на Западе называют китайскими импрессионистами, опередившими европейцев на восемьсот лет.
Лишь в эпоху Войны Царств (403-221 до н. э) китайские художники начали превносить свое видение в картину окружающего мира. Особенность китайского свитка состоит в огромной роли белых пятен, называемых тянь-ди (Небо-Земля). Хризантема— прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Китайская живопись тушью не теряет своей популярности по сей день.
Из всех жанров этого времени наибольшее значение приобрёл пейзаж. Но были и нововведения. Особенно это касается длинных горизонтальных свитков. Древняя китайская живопись, как впрочем и современная, знала два основных стиля: «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи) для картин первого стиля характерна такая техника рисования, при которой обведён каждый предмет и отдельная деталь, чёткость линий. Присутствует твердость в мягкости что отличает стиль Се Гуя.
чжихуа) – живопись пальцем (вариант – чжимо – «тушь пальцем») – разновидность китайской традиционной живописи, построенная на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти пальцем (пальцами) художника. Взглядом вширь, мощным созидательным пафосом было проникнуто и искусство танской поры. Вот таким образом ценные свитки хранились в специальных помещениях в специальных футлярах. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082—1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке.
«Горы и воды» – это всегда картина, модель мира, отражающая современные представления об особенностях его устройства и функционирования. Среди работ Ли Тана есть «Сосны на ветру над глубокими ущельями». Характерная для европейских пейзажей линейная перспектива здесь заменялась рассеянной.
В Пекине открылась галерея современного искусства "Красные ворота". Новым для китайского искусства было и развитие эстетической мысли. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Линии являются "козырями" китайской живописи.
Тонкие детали исполняются обычно ногтем мизинца, широкие мазки – подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 пальцев, так, например, применение «тушевого расплеска» требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Всё существенное в живописи пребывает в мысли. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688—1766) итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае.
Было изобретено печатание с досок методом ксилографии и появилась гравюра. «Искусство намека» искусство скупого, лаконичного образа достигло в Китае особенного, преувеличенного по сравнению с Европой развития. Писание пейзажной картины считалось священнодействием. Вместе с тем «гора» – это и всё то, что на горе расположено и её динамике подчиняется: это камни, отдельные скалы, деревья, травы, кустарники, то есть горная растительность, равнинные прилегающие к горе участки и т. д. При участии Гу Кайчжи начали разрабатываться первые теоретические правила написания картин, которые с V в. были обобщены и сформулированы художником и теоретиком искусства Се Хэ в «Шести законах живописи», где главные требования сводились к передаче не столько внешнего сходства, сколько внутреннего трепета, дыхания жизни. Свитки хранились в специальных ящичках и никогда не вывешивались надолго. Так завершилось правление Северной Сун. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера.
Своими вершинами они соприкасались с небом. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись живопись — это обретшая форму поэзия». Зато сложилась весьма своеобразная концепция выстраивания пространства в пейзажном свитке. И третий способ – смотреть в «даль горизонта», но для этого гора должна быть невысока и невелика.
до н. э. Язык живописи и язык поэзии в Китае были необычайно тесно взаимосвязаны.
Ритм – элемент движения, его рисунок. Созданное в отдаленные времена, оно пронесло сквозь века древние традиции и символические представления. Многие люди были недовольны, близилась Синхайская революция 1911 года, принёсшая конец китайской империи и старым порядкам, просуществовавшей много тысячелетий. Искусство – чистая интуиция (чистая форма). Китайская живопись на шёлке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств.
Дао – гармония неба и земли. Вот таким образом на китайских картинах, представляющих «горы и воды», всегда и непременно звучит и тема Человека, Человека с большой буквы, который занимает причитающееся ему, должное место между Небом и Землёй – меж вод и гор. Пантеистическое мировосприятие направляло религию, философию и искусство в единое русло. Чего ж удивляться, что одна хорошая картина обычно выходит из-под рук умелого каллиграфа. Самым полным теоретическим трудом был труд Чжан Янь-юаня Записки о знаменитых картинах разных династий (9 в. ) Это была попытка проанализировать идеи, которые явились основой живописи. Бамбук— символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Душа человека – микрокосмос самого мира.
Пристально наблюдая природу, художник в то же время никогда не работал непосредственно с натуры. Их сближению способствовал изобретённый Ван Си-чжи (4 в. ) метод неотрывного письма, благодаря которому каллиграфия утратила свою графическую жёсткость и приобрела большую выразительность. Она издревле, была предметом пристального наблюдения. Незаполненное пространство свитка создает ощущение необъятного воздушного простора. Дао можно рассматривать как неподвижное движение, бездеятельная деятельность (увэй). В 8-3 вв.
Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин. В китайской живописи принято использовать для письма кисть: это напрямую граничит с техническими различиями между искусством Востока и Запада.
На ней показана красота простых и чистых видов гор Яндан и Тяньтай в горном массиве Чжэцзян. Пейзажи, выполненные во время Пяти династий такими мастерами, как Цзинь Хао, Гуань Тун и Дун Юань, заложили основу для будущего развития и зрелости сунских художников. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. В дошедших до нас записях говорится о его картине «Взгляд на горы и реки издалека» длиной 3000 сантиметров.
Среди сохранившихся работ Го Си такие, как «Ранняя весна», «Скрытая долина» и «Камни, деревья, горизонт». Несмотря на свою реальность, он как бы обобщает наблюдения за природой в целом. Художники создавали миниатюрные живописные композиции на веерах, экранах и ширмах, писали на многометровых свитках сцены городской и дворцовой жизни, пейзажи. В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнмин (1470—1559). Голод и нищета стали повсеместной реальностью для крестьян.
Прозрачные водяные краски или черная тушь с ее тонкой градацией оттенков соответствовали легкости и свободе изображения. Конфуцианство, возникшее в VI-V вв. Китайская же национальная живопись напоминает девочку, кроткую, простую и скромную. В процессе долгих поисков ими была найдена своеобразная форма длинных, лентообразных, горизонтально и вертикально ориентированных картин-свитков, помогающих им показать мир в его вселенской необъятности. Китайский художник изображает природу в двух аспектах. Близкие к небу горы – это активная сила, мягкая и глубокая вода – пассивная, женская. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Сюжетами служили мифы о героях— предках, чудесных птицах и загробном мире.
Речь идёт о «трёх далях» () картины «гор и вод». Через 150 лет после Чжурчжэньского завоевания настала эра Монгольских завоевателей. Сочетание линии и пятна с поверхностью шелка или бумаги составляло один из секретов выразительности и ассоциативного богатства китайских пейзажных картин-свитков. Для изображения гор и скал Лю Суннянь использовал в основном короткие кисти, работая техникой цунь, однако на многих участках заметно применение технического приема фэйбай (метод вогнутых штрихов, как будто выполненных полусухой кистью). Первые 3 закона имеют теоретический смысл, следующие – развитие художественной практики.
6-5 тысячелетия до н. э. ). Истинный мастер – тот, кто не знает Дао ли есть живопись или живопись есть Дао. При расцвете монохромной живописи осмысляется пейзаж. Модель с течением времени претерпевала изменения, те или иные аспекты её устройства и принципы работы акцентировались или наоборот «уходили в туман», но закреплённое в теоретических трактатах отношение к пейзажу как к образу мира сохранялось. «Вода» в свою очередь – это отображение пассивного начала «инь»: «вода» всегда движется вниз, её динамика всегда подчинена особенностям сложившейся ситуации.
Чжитоухуа (сокр. Однако в день ее открытия сообщили о заложенной в зале бомбе и оно было отложено. Перемены постоянны и непрерывны, но вместе с тем полностью естественны и спонтанны. В 1715 г. в Пекин приезжает Джузеппе Кастильоне (1688 – 1766) известный в Китае как Лань шининь, ставший придворным художником и главным императорским портретистом.
Изображения наносились не только на свитки, но и на веера и ширмы, украшали почтовую бумагу, альбомные листы. Последняя выделяется окраской. В данном случае она будет лишь одной из множества гор, наслаивающихся друг на друга. Художники эпохи Сун, прежде всего Ли Сысюнь и Ли Чжаодао пользовались особой декоративной системой и писали наполненные ощущением радости, яркие по колориту картины с нагромождением дворцов и персонажей. Здесь целью является создание особой атмосферы или настроения. Живопись в Китае как вид искусства издревле пользуется большим уважением.
Небо и Земля связывают человека в правилах, человек в своей слепоте подчинён им. Сегодня, китайская живопись переживает новый период трансформации. 6-5 тысячелетия до н. э. ).
Многие знаменитые картины погибли при пожарах иные сохранились только в поздних копиях. Реальный опыт переживания тех или иных природных красот, а также и всего накопленного предшествующей традицией живописного материала, осмыслялся художником – а результатом этих накопления и осмысления становилась новая картина. В то время в той же Академии состоял ее членом другой известный мастер пейзажа Янь Вэньгуй, который, как считается, создал свой собственный стиль, не имевший аналогов.
Этому способствовала композиция, выработанные веками законы перспективы. Ещё более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения, чинквеченто (XVI в. ). Между живописью и каллиграфией существовало близкое родство. до н. э. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Здесь «топорик цунь» удачно сочетается с «Синей и зеленой прослойкой», давая рождение новому методу. Его работа «Напевая в пути» хранится в музее Императорского дворца в Пекине. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи»2, считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника.
Первые художники-авангардисты появились в Китае в восьмидесятых годах. За ними чиновники, входящие в свиту «Живого» бога богатства.
Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением. Если внимательно сравнить две картины – «Сбор диких ягод» и «Храм Чансяцзян» – то в них можно обнаружить много общего.
А после открытия власти дважды предъявляли ультимативные требования закрыть выставку (за всего лишь две недели ее работы) и добились своего. Сама она будет выглядеть значительно тусклее и мрачнее, а люди вокруг – ниже и меньше. Достижения «Большой четверки» не только обогатили живопись времен Южной Сун, но и оказали огромное влияние на пейзажистов последующих поколений. Семья Ли Чэна (919-967) происходила из Чанъани провинции Шаньси. Скорее они – выражения души и сердца художников, которые воплощают свою древнюю культуру.
В древности, когда зародились эти представления, горы и воды обожествлялись каквластители человеческой жизни. Тогда же утвердились и две основные манеры. В эпоху Сун связь между живописью и философией органичней. Полнее и ярче всего особенности китайской пейзажной живописи смогли проявить себя в период объединения страны и создания двух крупных империй – Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых, при многих чертах различия, оставили в истории блестящий след. Определение «пейзажность» в отношении китайской живописи употребляется здесь как одна из качественных характеристик не только пейзажа, но и других живописных жанров.
Помимо этого, он был искусен в написании домашних свитков. Как художник он имел значительный вес в начале правления династии Северная Сун. В Пекине открылась галерея современного искусства Красные ворота. до н. э. ).
В этих работах пейзаж – место для прогулок и развлечений. Для художника жить творить недеяние. С 1271 по 1368 в Китае правила монгольская династия Юань. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. На самом деле художник очень грамотно использовал метод «над и выше».
В китайской живописи используются кисти разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). «Живой» бог богатства, в красном халате и головном уборе, украшенном золотым орнаментом, держит в руке жезл «жуй», который означает «что пожелаете, то и получите». Здесь преимущественно пойдет речь о китайской живописи периода Средневековья.
Вот вам наглядное сравнение. Мастеp пейзажа, оpхидей, бамбука Дао Ци или Ши Тао (1630-1717), жил на юге Китая и был монахом буддийской секты Чань. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Диалог шёл как минимум по двум уровням: зритель считывал, КАК написано и ЧТО написано. Пейзажная живопись обычно сосредоточит на горы. Для прорисовки гор и камней Ли Тан использовал технику, похожую на «треугольное штрихование», а сосновые ветви изогнутые и извилистые исполнены силы и мускулистости. Эротическая живопись была одним из достижений художников эпохи Мин.
Насладившись тонкостями создания изображения на микроуровне, зритель снова возвращался к пейзажу в целом, но теперь взгляд на картину подразумевал уже всю ту информацию, которая была получена на разных уровнях «включения» в изображение. Длинные ветви ив справа служат своего рода связующим звеном между двумя частями картины. Своими вершинами они соприкасались с небом. Особенно большое значение в китайской графике имела кривая линия— знак круговорота Великого пути. Ярким представителем Минской художественной традиции можно считать самобытного художника Цю Ина (ок. Это соответствует одному из шести живописных законов, сформулированных ещё в V в. н. э.
Пропорции свитков были канонизированы. Но движение – разворачивание пространства и соответственно движение взгляда зрителя – тем не менее эти многочисленные и сложные связи обеспечивает. За соснами видны вздымающиеся горные пики, покрытые лесами. Го Си (1001-1085) в своей манере письма пошел по стопам Ли Чэна, – стал не только выдающимся художником, но и теоретиком искусства. Бес ответил: "Чжун Куй, неудачный кандидат на степень цзиньши из чжуншаньских мест. В царствование династий Цинь и Хань (221 — 220 вв.
Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре «цветы— птицы». Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия— это лишенная формы живопись живопись— это обретшая форму поэзия». Для достижения целей художники используют различные техники работы с материалами.
В природе царит покой. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением. Это же можно сказать и о китайской живописи. Другой способ – это всматриваясь в «глубинную даль». Сзади – юноши-близнецы. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги.
Этот процесс разворачивания и сворачивания свитка мог длиться несколько часов. Вот таким образом процесс создания и последующего восприятия живописного свитка всегда подразумевал своего рода диалог между художником и зрителем. Глубокое родство связывало, например, живопись и зодчество средневекового Китая.
Концепция «инь-ян», ставшая базовой для всей китайской культуры изначально формулировалась в рамках одноимённой школы «инь-ян-цзя» (VI – IV вв. Государь спросил, кто его избавитель. Склоны гор покрыты лесом. Неотъемлемой частью духовной культуры становятся идеи обессмертии человека.
Эти миниатюрные сценки отражали жизнь растений, птиц, насекомых. Некоторые критики считают его работу типичным примером метода «маленького топорика» цунь», поскольку сосновые иглы мелки, плотны и жестки. 1475— ок. Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж. В музее Изящных искусств в Тяньцзине хранится дошедшая до нас его работа под названием «Заснеженный лес зимой».
По его мнению, хороший пейзаж – это не только тот, на который приятно смотреть и которым можно восхищаться, – он должен вызывать желание там «побывать» или «остаться навсегда».
Одна тщательная, скрупулезная гун-би (прилежная кисть), другая более свободная, раскованная се-и (выражение идеи). Изображение независимых пейзажей началось в эпоху династии Тан. Среди сохранившихся трактатов одним из наиболее важных является трактат Се Хэ (5 в. ) Записи о категориях старой живописи. Ли Чэн был большим мастером изображения холодных, морозных или заснеженных лесов, где снег и туман создавали таинственную и жуткую атмосферу.
В ней можно почувствовать нечто вневременное. Дух великого Неба – то, через что Гора может проявлять свою душу. Это понятие сформулировал и развил уже упоминавшийся художник и теоретик XI века Го Си. А одинокая птица, нахохлившаяся на голой ветке, осеннюю бесприютность.
Первым известным художником-отшельником стал Ни Цзань (1301—1374). Со времён монгольского завоевания в XIII века, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей. Ци Байши прошел путь от простого столяра до живописца с мировым именем. Китайская же национальная живопись оттеняет предмет линиями. Оно не должна быть выражено ни словом, ни молчанием. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только чёрной тушью с размывом.
Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Разделённый между европейскими странами на зоны влияния, Китай превратился в полуколонию. вещей мира».
(см. Среди них свиток «Вдоль чистого потока», находящийся в собственности музея Императорского дворца в Пекине, чья ширина достигает 46, 1 см, а длина – 890, 2 см и свиток «Виды гор и рек», хранящийся в музее Шанхая, достигающий 31, 4 см в ширину и 723, 6 см в длину. Однако в день ее открытия сообщили о заложенной в зале бомбе и оно было отложено. Ещё одной несомненной национальной особенностью китайской живописи является каллиграфия.
Китайская школа живописи является одной из старейших традиционных школ живописи в мире. Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн.
Таким образом, если в русле одного из традиционных китайских представлений о Вселенной, мир понимается как результат бесчисленных многообразных взаимодействий между силами «ян» и «инь», то пейзаж – картина «гор и вод» – является наглядным тому примером. Китайские художники часто говорили не "рисование картины", а "писание картины".
Если в живописи «шань-шуй» природа величественна и необъятна, то в другом жанре, получившем название «цветы-птицы», она, напротив, максимально приближена к человеку. Заболевший однажды танский император Сюань-цзун (712-756) увидел во сне бесенка, который хотел схватить его еду. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв.
Эти энергии рождают 5 элементов: огонь, землю, металл, воду и дерево. С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке.
Незаполненное пространство свитка создает ощущение необъятного воздушного простора. до н. э. Конфуций и его последователи видели назначение искусства в его социально-этнической функции, тогда как Лао-цзы, Чжуан-цзы (даосисты) противопоставляли конфуцианской доктрине свою веру в безыскусность базовых этических норм, получающих воплощение на уровне государственного устройства и художественной практики.
Вода приносила урожаи, дарила посевы или несла страшные наводнения, от нее зависело счастье или горе людей. Внутреннее напряжение и противоречивость западных полотен производит на китайского зрителя впечатление неоправданных агрессивности и хаотичности.
Работая кистью с большой дерзостью и страстью, они не особо заботились о деталях. Также эти храмы украшались свитками, вертикальными и горизонтальными. Один – это пейзажи гор и вод – «шань-шуй», т. е. В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям. Он был очень искусен в изображении действительности. В VII—XIIIвв.
трактат Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г. ), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи происходит в конце XVII – начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672 – 1734).
Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники— картины. Между разными жанрами существовало известное разделение эмоциональных сфер. Связана с именем Конфуция и его книгой Беседы и рассуждения, в которой он говорит о триединой сущности мира (небо, человек и земля). Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы, написанный Леонардо (1452—1519).
Человек в себе воплощает эту гармонию, что давало ему долголетие, бессмертие. На них изображались благопожелательные, заклинательные и развлекательные сюжеты. Иногда он бесстрашно проходился «сухими» мазками настолько дерзко, что штрихи обрушивались как удары топорика. Китайский традиционный пейзаж не писался с натуры.
4), по-видимому, является непосредственным прототипом новогодней картинки XIX века. Недоступные, окутанные извечной тайной горы были местом, куда уходило солнце. В древних книгах находим, что из смены противоположностей возникают «Шесть» из Шести появляются «Пять», а из Пяти, в свою очередь, берут начало «Десять Тысяч Вещей Мира».
Это и есть дух китайской живописи. Листья деревьев выполнены в технике «пятен», а двойной мазок удачно сочетается в технике «двойного крюка».
Изысканная китайская живопись – Горы и воды, принадлежит китайской пейзажной живописи. до н. э. ) получила развитие фресковая живопись. Живописные ипостаси Дао многообразны.
В плен попал и сам император— художник. Композиция свитка была как бы разомкнутой, не имела четко обозначенных границ и зритель домысливал увиденное своей фантазией, завершая то, что намеком подсказал ему художник. Художник словно посвящает зрителя в скрытые от него многочисленные тайны природы.
Хотя упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII – VIII вв. От этого времени до нас дошли только три уникальные гравюры (хранятся в Государственном Эрмитаже, Санкт – Петербург), свидетельствующие о том, что китайские мастера в совершенстве овладели техникой резьбы по дереву и уже могли создавать сложные по исполнению произведения. Эту загадочную надпись легко понять, если знать смысл приведенных в ней чисел. Вместо этого он разработал свой собственный, независимый стиль, которому впоследствии старались следовать Ма Юань и Ся Гуй, а также те, кто писал пейзажи в Чжэцзяне во времена династии Мин. Взглядом вширь, мощным созидательным пафосом было проникнуто и искусство танской поры.
Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование». Одна из его картин – «Лесная деревушка в туманных горах» – хранится в музее Императорского дворца в Пекине. 1552 гг). Штрих может быть легким, как облако или мощным, как дракон. Многочисленные войны с европейскими колонизаторами и Японией были проиграны.
А затем в обратную сторону – слева направо. Считая окраску средством, европейская живопись изображает предмет щедрой палитрой. Взгляд проходит холмы, равнины, реки и достигает дальних уголков. Стиль «гун би» был очень популярен на раннем этапе развития китайской живописи, примерно до XII века: именно в этом стиле работали те мастера, которые занимались росписью интерьеров императорского дворца и знати. Зародившись тысячелетия назад искусство Китая процветает и сегодня.
Так, существовали анималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»), бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы и воды»). Оба эти художника, кстати, не придавали никакого значения собственному продвижению по социальной лестнице, а посвятили свою жизнь самосовершенствованию игнорируя официальную карьеру, принятую в то время. Второй термин часто применяют к стилю Гохуа. Внутриполитическая обстановка «смутного» периода смены династии Мин маньчжурской династией Цин вызвала крутой перелом в жизни и творчестве китайских художников. Характерная для европейских пейзажей линейная перспектива здесь заменялась рассеянной.
Художники расписывали стены храмов и дворцов. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. – 220 н. э. ) получила развитие фресковая живопись. По этой причине живопись была самым эффектным средством его выражения.
Традиции Китая, его культура и искусство разительно отличаются от западных. Каждое из них охватывало свою сферу проблем.
Последние 60 лет правления династии Цин были настоящей катастрофой для Китая. Также в принцип естественности входит критерий недеяния гения.
С другой стороны картирна «Горы и река» чрезвычайно богата изменчивостью, ее стиль очень яркий, столь характерный для техники «большого топорика цунь». Общество в этот период не нуждалось в произведениях искусства, что вынуждало людей искусства искать постоянство в пределах естественного мира, отступая в горы, чтобы найти прибежище от хаоса династического краха. Страсть Фань Куаня к созерцанию равнин и гор привела к тому, что он поселился среди них и они стали ча, -стью его души.
Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы ит. п. Первые художники-авангардисты появились в Китае в восьмидесятых годах. В результате, создается ощущение бескрайнего пространства, полного жизни. Каждый из элементов характеризуется своей цветовой гаммой, формой и символикой.
Помимо этого, ее разные склоны очень различны. Мастера, работавшие в этой манере изучали все живое, подобно естествоиспытателям. Она употребляет масло, акварель, масляную кисточку и акварельную кисточку. Дао творит через мастера. Творческая способность – то, через что Гора воплощает изменение видения.
Каждая черта и линия в китайской каллиграфии и живописи исполнены жизни. Позже эти условные, почти орнаментальные полосы расширились до больших размеров. На рубеже XIX—XX веков Маньчжурская династия Цин окончательно себя дискредитирует, подавив национальное китайское восстание, направленное против европейского влияния (Боксёрское восстание), при помощи солдат европейских и японской армий. Каждое из них охватывало свою сферу проблем.
На протяжении долгого времени она считалась работой У Даоцзы и лишь недавно нам правой части свитка была обнаружена подпись «Ли Тан». Фань Куань (990-1030) одно время жил отшельником в горах Чжуннань и Хуашань и имел свое видение, отличаясь по стилю от Ли Чэна, несмотря на то, что оба живописца изображали леса в снегу, тумане и в пору заморозков. Вторая группа «Гунби» тяготеет к передаче деталей, мелких подробностей в изображении. Вначале пейзаж не был самостоятельным жанром, он служил фоном для других сиен в пейзаже использовались прежде всего зеленые, голубоватые, позолоченные и темно-красные цвета. Из этих элементов состоят «все 10 тыс. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н. э.
«Живой» бог богатства стучится и приходит к нам в дом. Там, где европейцы лепили объем при помощи светотени, китайцы стремились к линейной выразительности.
не служат очертаниями и контурами предметов, а выражением чувства художников к предметам. Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня.
Оно должно верно воспроизводить увиденное, но не являться точным подобием. Располагаясь главным образом на землях южнее реки Янцзы, оно получило название Южная Сун. В Китае связь текста и изображения приобретает философский смысл.
Искусство Древнего Китая берёт своё начало в 6—5 тыс. Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. Заговорили в последние годы в Китае и о "расцвете" современной авангардной живописи. В сунских теориях живописи есть две наиболее характерных черты. Политика уступок лишь усиливала аппетит противника и Цзинь, не останавливаясь на уничтожении Ляо, двинулось на юг, чтобы полностью захватить Сун.
Так поступили художники Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи, вошедшие в историю как «четыре монаха». На хозяине дорогая шуба, надетая поверх платья чиновника высшего ранга. В след за разрушениями времён мировой войны последовала культурная революция Мао Цзэдуна. Нередко используется край ладони и тыльная сторона пальца. Наивысшей была степень дайчжао – «ожидающего вызова».
Теперь пейзаж представляется важным элементом картины. Тема человека представлена в пейзажной живописи весьма многообразно: это и отдельные фигуры людей, занятых разными делами (земледельцы, торговцы путешественники, рыбаки, отшельники) и многообразные архитектурные постройки (отдельные хижины, посёлки, лодочные пристани, монастырские постройки) и следы человеческой жизнедеятельности (дороги, мосты) и пр. С одной стороны, пейзажи в технике гунби (тщательная кисть) – а особенно если это монументальное вертикальное или многометровое горизонтальное полотно – писались подолгу иногда – по нескольку месяцев. 5 элементов образуют цикл порождения и разрушения, который связывает их между собой.
Выразительность самой линии являлась главным критерием художественной ценности произведения. Любовь к каллиграфии встретишь сегодня повсюду в Китае. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Мир – и Человек в нём.
Есть и то, что их объединяет. Пpи этом основой обpазов всегда остается окpужающий миp, пеpеплавляющийся в душе мастеpа. Близкие к небу горы – это активная сила, мягкая и глубокая вода – пассивная, женская.
Из-за развившегося вследствие войны хаоса они перебрались в Циньчжоу провинции Шаньдун. Она давала особенно живописную плавность тональных переходов. И в этой связи жанр пейзажа ценился больше других. Ее размеры достигают 139, 5 см по высоте и 111, 3 см по длине.
«Гора» – это альтернативное обозначение активной силы «ян»: гора направлена вверх, это символ восходящего янского движения. Иероглиф в Китае — нечто значительно большее, чем мысль, выраженная средствами письма. Зернистая фактура шелковой ткани играла ту же роль. Китайская письменность возникла из процесса постепенного писания иероглифов и развитие письменности повлекло за собой рождение искусства каллиграфии. В эпоху правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16—3 вв.
Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости – подушечкой. Само значение понятия «пейзажность» только приближено к той многоаспектности представлений средневековых китайцев о Природе – о Мироздании, – которая расценивалась в Китае как зримая модель Мира. Вертикальная — когда свиток развертывался и вешался на стену и горизонтальная — когда он разворачивался в руках по мере просматривания. Вертикальные изображения обычно не превышали трех метров, а горизонтальные, объединявшие серию пейзажей, жанровых сцен, городских видов, достигали подчас нескольких десятков метров. В 1368 к власти в Китае приходит последняя в истории китайская (Ханьская) династия Мин. Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок.
К классу «вода» относятся все объекты, представляющие воду в её различных физических состояниях: реки и горные потоки, ручьи и водопады, снег и покрытые льдом речные поверхности, облака и туманы – непременный для пейзажной живописи и очень значимый живописный мотив. Безусловно, для такого сравнения есть достаточно оснований: Ми не делали предварительного наброска, а вместо этого излагая свой замысел, полагались на «капли с кисти». Ся Гуй особо выделяется из «Большой четверки» умением изображать пейзаж, укрытый туманом и облаками. Далее 4 времени года (кульминация – день зимнего солнце стояния – слияние неба и земли). Это художественное проявление "слияния вещественного и "Я" в единое целое".
Обращение к возможностям каллиграфии не было случайным. А после открытия власти дважды предъявляли ультимативные требования закрыть выставку (за всего лишь две недели ее работы) и добились своего. Таким обpазом, живопись великого единства, о котоpой идет pечь в тpактате Ши Тао под названием «Беседы о живописи монаха Ку-гуа», есть понятие о живописи вообще, в котоpую входит, как ее частица, любая каpтина художника с его неповтоpимой индивидуальностью.
Что касается «большого топорика цунь», то наиболее типичный пример этого можно увидеть на заднем фоне «Сбора диких ягод». Картины сунских живописцев монохромны, то есть написаны одной черной тушью с размывами. Атмосфера, переданная на картине, впечатляет своей мощью, а построение плотностью и компактностью. При подобной технике исполнения не только цунь сливается с «размытием», но даже «область» с «линией». Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью».
«Высотная даль» заключается в том, что если смотреть, запрокинув голову и устремив взгляд вверх, то гора и все, что на ней находится, будут казаться прозрачным и светлым. Это сочетание картины и надписи необычно для европейского восприятия. Сбоку виднеется деревушка. Не получив степени, я покончил с собой, разбив голову о ступени зала императорского дворца. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе.
Конечно, пейзаж не исчерпывал всего многообразия жанров китайской средневековой живописи. Вот таким образом, пейзаж завоевал в искусстве ведущее положение. Циркулем и наугольником можно измерить ритмы движения Неба и Земли, в связи с этим это высшие формы квадрата и круга. Когда художник осваивает принцип Единой черты, преград нет и живопись идёт от сердца.
Они вошли в историю под названием «уской четверки». Ся Гуй не только прекрасно освоил технические приемы изображения гор и деревьев, но еще и лучше проработал «изменчивость» в манере владения кистью, благодаря чему работы живописца стали более привлекательны и притягательны. художником и теоретиком по имени Се Хэ – закону о соответствии изображения роду вещей. Опираясь на законы патриархальной древности, оно установило целую систему правил для разных видов искусства и разработало устойчивые традиции в области истории, музыки, поэзии и живописи.
Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств.
При учебе искусству китайской живописи важную роль каллиграфии нельзя недооценивать. Для нас сложно опознать эмоциональную насыщенность китайской живописи, поскольку у китайцев другие способы проявления чувств и другое отношение к самим этим чувствам. «Храм Чансяцзян» отличает более свободное использование метода цунь. «Шесть» здесь обозначает шесть подтипов всеобъемлющей энергии инь – ян. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств.
Это событие ознаменовало начало эпохи северных варварских завоеваний в истории Китая.
Типичные примеры работ этого периода являются произведения патриарха школы Ву провинции Сучжоу, Шэн Жоу (1427 – 1509), а также его последователя Вэн Женмин (1470 – 1559). Ощущение необъятности мира усиливалось включением в композицию крошечных фигур путников с поклажей или отшельников, бредущих по извилистой горной тропе, рыбаков, замерших в своих утлых лодках. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. История осмысленной живописи начинается с 4 в. до н. э.
В Китае не принято было хранить свитки в вывешенном состоянии. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н. э. – 220 н. э. ) получила развитие фресковая живопись. Две другие работы Ли Тана – «Храм Чансяцзян» и «Горы и река». Под его властью все сущее в состоянии слиться на кончике кисти.
Типичной работой Лю Сунняня можно назвать картину «Пейзаж в четыре времени года», хранящуюся в музее Императорского дворца в Пекине. В центре одна гора громоздится на другую.
Картины первой группы передают общие идеи и ценности. Её центр, полностью окутанный туманом и облаками, делит картину на две части. Хризантема – прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Ценимые как особый вид искусства, надписи имели самостоятельное художественное значение.
Буйвол, тяжело бредущий по заснеженной равнине, олицетворял зиму. В истории Китая известна целая плеяда выдающихся каллиграфов, воплотивших в своем творчестве стиль различных династий. Жанры китайской живописи довольно разнообразны.
Это изобретение дало мощный толчок развитию культуры всего человечества. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов.
Рожденный воображением художника пейзаж всегда был наполнен дыханием жизни. За ним – склонившиеся в приветствии сыновья. Одна из них – «Чиновник со слугой» изображающая Бога богатства (Приложение, рис. На определённых этапах развития китайского традиционного пейзажа существовали внушительные пособия по живописи, в которых подробно описывалось и прорисовывалось, КАК (какими штрихами, пятнами, точками) дОлжно выписывать те или иные природные объекты. На длинном свитке «Осень в долине Желтой реки» исполненном в XI веке Го Си изображены бесконечные цепи гор, старые сосны, хижины, тонущие в волнах мягкого тумана. В результате атмосфера картины получилась насыщенна влажностью.
Интересно, что Ли Тан полностью отказался в своих работах от тонкой, детальной обводки, которая отличала северосунскую Академию живописи. Композиция картины весьма захватывающая. Это неудивительно. В нем часто присутствует изображение гор и вод – это устоявшаяся издревле традиция, связанная с религиозно-философским пониманием природы, где взаимодействуют две силы – активная мужская «янь» и пассивная женская «инь». Тема Неба и Земли играет большую роль в пейзаже: это ян и инь.
Китайская живопись тушью не теряет своей популярности по сей день. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом. Пейзаж получил развитие в Китае и развился в самостоятельный жанр в поздний период династии Тан (в 900-х годах н. э. ), как результат стремления китайских художников избежать общения с грубой повседневностью и воссоединиться с природой.
Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у мастера чжитоухуа Гао Ципэя). При рисовании листьев деревьев им применялись различные кисти, а для изображения гор и скал художник воспользовался методом «расплесканной туши». Это очень интересная тема, но сложная – здесь мы её касаться не будем. Заговорили в последние годы в Китае и о расцвете современной авангардной живописи. Часто, всего лишь одна деталь например, ветка сосны, нахохлившаяся птица в произведениях Му Ци или Лян Кай (XIII век) придавала им выразительность, эмоциональность и, даже, драматизм.
Бамбук – символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы). Рассматривая китайские картины в жанре пейзажа становится ясно, что китайские описания природы являются не просто представлениями внешнего мира. На середине холма видны пагоды и храмы. Будучи на месте, важно тщательно изучить обстановку, почувствовать ее атмосферу.
Недаром именно в эту эпоху диаметральным образом изменился социальный статус художника: из представителя одного из низших сословий традиционного общества (в Средневековье художник был приписан к малярному цеху) он трансформируется в социокультурный идеал, посколько именно в его деятельности реализованы главные культурные идеи, ценности и идеалы ренессансного гуманизма: свобода, творчество, самодеятельность, самодостаточность и саморазвитие. Картины сунских живописцев монохромны, то есть написаны одной черной тушью с размывами. Конфуцианство, возникшее в VI-V вв. Она меняется вместе со сменой погоды и времен года.
Такие художники, как Ли Чэн и Фань Куань, предпочитали оставаться в стороне от академии. Дао в живописи выражает основную философскую идею: порядок и гармония в природе. К примеру, выполняя набросок с натуры, надо учитывать, что одна и та же гора выглядит по-разному в зависимости от точки обзора: «Шаг ближе, шаг дальше – и гора уже изменилась». Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Тем она сильна и блистательна. выявилось несколько линий в эстетическом осознании живописи. В этих работах пейзаж – место для прогулок и развлечений.
Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Ее художники различались по рангам от первого до шестого. По технике китайские художники не отличаются от каллиграфов по работе с кистью и тушью. Основной акцент делался на «области», а не на «линии». Термин «китайская традиционная живопись» появился для отличия от западной живописи: она появилась в Китае ориентировочно в XVII веке. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Китайский пейзаж всегда фантастичен.
Подъем испытывали разнообразные области творчества – архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, поэзия и проза. Художник словно посвящает зрителя в скрытые от него многочисленные тайны природы. Гора раскрывает в своей беспредельности качества Неба.
Первое знакомство с пейзажной живописью Китая вызывает чувство разочарования. Огромным, многонаселенным, праздничным и цветущим предстает мир, показанный в настенных росписях буддийских храмов, в живописи на свитках. Скульптурные изображения воинов и лошадей, выполненные из глины в натуральную величину, были обнаружены в могиле Цинь Шихуана, первого императора династии Цинь, а каменные – на пути к захоронению генерала Хо Цюйбина. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера.
Все предметы словно увидены художником сверху. Дао выражается в камне, дереве, ростке бамбука, в цветке орхидеи, драконе. Первая категория «Сеи» характеризуется простыми и смелыми ходами, предназначенными для передачи основных особенностей объекта – формы, пропорций, цвета. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях.
Создавались целые свитки исполненные в самых разных манерах и стилях. Ма Юань был потомственный художником.
Первые известные в Китае изображения, картины – узкие фризы в пещерных храмах. Так, существовали анималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»), бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы и воды»). Го Си имел много наработок в области перспективы, полагая, что смотреть на гору можно тремя способами, – это так называемые «три дали». Пользуясь ими, мастера достигали порой самых неожиданных эффектов. Так, ветка цветущей сливы рождала в воображении образы весны. Так был положен конец политической разделенности, ставшей результатом местничества.
Потоки лесных ключей мягко струятся вниз. Иероглиф — это, своего рода, говорящий орнамент со смысловым содержанием. Его последователи в X-XI веках н. э. по-новому осмысли эстетические качества природы, вечное обновление которой отождествлялось с даосской идеей гармонии и незыблемости бытия.
Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Построение обеих картин можно назвать дерзким, в них изменчивость соседствует с простотой, а стиль и внимательность к деталям напоминают работу «Сосны на ветру над глубокими ущельями». Размещено на реф. рфсоставляющих живописи для передачи окружающего мира. В настенных свитках, напротив, раскрывалась вся ширь мироздания.
У стоящего рядом с ним мужчины в руках поднос, на котором лежит «золотая лошадь в пламени» – один из символов пожелания богатства. Их основой был необычный внешний вид произведения. Это, скорее, живописная поэма или повесть, читающаяся подобно рукописи. Большой импульс развития получила живопись фигур.
В этих работах присутствует особый узнаваемый почерк кисти Го Си. Они выражали глубокий философский смысл. Символ Дао-вода (трактат Лао-Цзы), водная гладь или бурный поток.