В 1902 году Чен отправился в Японию для дальнейшего обучения. А изображение «четырех совершенных» то есть, дикой сливы, бамбука, сосны и хризантемы занимает особое место, так как оно символизирует чистоту и благородство людей, дружба и взаимная поддержка которых прошла через все испытания. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. В «Лисао» великого Цюй Юаня цветы прямо олицетворяют людей: «Вот Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, — их окружали умов разнообразных цветники: там и душистый перец и корица, а не одни нежнейшие цветы» 1, с. 150.
Эта техника была в основном принята профессиональными или придворными художниками, в отличие от стиля «живопись идей (xieyi, )». В Чэнду в провинции Сычуань мастер Хуан Цюань (, приблизительно 903-965) разработал натуралистический стиль (xiesheng, «набросок жизни» или живопись) для рисования птиц. китайское искусство не изучалось, что позволило П. Гладкому в 1915 году в статье «Китайское искусство», размещенной в «Вестнике Азии», констатировать: «В России же по этому вопросу абсолютно не имеется сочинений, даже переводных, если не считать очень кратких, как бы случайного характера, упоминаний о нем в компилятивных трудах по всеобщей истории искусств. Можно сказать, что художника не волнует правдоподобие – реализмпонимается более глубоко. Сеи распространился благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу12.
трад. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века2., упр. На его цветочные картины влияли художники династии Мин Чэнь Чун ( ). В китайской живописи каждый цветок носит определенный символ.
Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Глухаревой и Б. П. Выше уже говорилось о лотосовидных розетках в Инаньской гробнице., упр. Вспомним, что в «Книге Песен», как правило, вслед за словами о цветах говориться о человеке, которого с ним сравнивают: «Персик прекрасен и нежен весной, ярко сверкают цветы. Начиная с династии Юань (1280-1367) в китайской живописи наметились важные перемены, связанные с приходом в искусство художников-интеллектуалов. Он сумел выявить само существо жизни природы, донести скрытый смысл ее явлений. Постепенно живопись интеллектуалов заняла доминирующее положение. Поднимающийся к Солнцу журавль выражает стремление к общественному подъему.
Каждый мазок должен проявлять не только форму цветка, но и отразить определенное качество «души цветка». Рисунки, выполненные на рисовой бумаге тушью, говорят о высочайшем мастерстве художников. Такая манера письма оказала влияние на художников последующих поколений, в том числе Огата Корин (1658-1716) и его приемников, создававших картины с изображениями уток по стандарту Ринпа, ставшему частью известного руководства по рисованию (Сто картин). В X веке появился поджанр «четыре благородных цветка» изображающий орхидею, дикую сливу сорта мэйхуа, бамбук и хризантему, сыскавший огромную популярность35. Дикая слива-мэйхуа в жанре «цветы-птицы» несла космогоническую миссию, а бамбук— конфуцианские этические принципы и философии даосизма и чань-буддизма36. Цветы и птицы (хуаняо, кит. Это название картины имя автора и личнаяпечать художника.
А в 10-м веке цветы выделяются уже в отдельный жанр живописи — так называемые «цветы и птицы» (, а расширенном варианте —, «цветы, птицы, рыбы и насекомые»). Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. трад. Хризантема — прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени.
Вот таким образом гунби- «тщательное писание» или «тщательная кисть». Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи30. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне. трад. Вот таким образом ему были чужды натурализм, стремлениек внешнему сходству. Ремесленник заботился прежде всего о формальном сходстве и соблюдении правил рисования, а интеллектуал главное внимание сосредоточивал на передаче эмоционального настроения.
Процесс рисования бамбука в период Сун представлялся художникам философским и мистическим действом, но уже начиная с периода Мин художники в основном фокусировались на технических аспектах38. Художники Хуан Цюань и Сюй Си, творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит. Через малые детали Ци Байши рассказывает о вкусах, привычках и обычаях своего народа.
Чэнь Шицэн (, 1876-1923) произошел из семьи видных чиновников и ученых. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись., упр. Но произошло это потому, что характер и содержание жанра «цветы и птицы», сложившиеся еще до оформления неоконфуцианства (примерно в X в. ), в наибольшей мере отвечали характеру и содержанию нового философского течения.
Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера., пиньинь: xiy, палл. : сеи71011. Например, пион — это царь цветов, он наделен богатством и властью.
Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих «Заметках о категориях старинной живописи» (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. n n Китайская живопись, как вид изобразительного искусства и одна из немногих живых «неевропейских» традиций живописи, зародилась в древнем Китае и непрерывно эволюционирует со времен неолита и до сегодняшнего дня. «Лотосовый пруд» навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя. Он, как и все мастера национальной живописи «гохуа», пишет картины быстро влажной кистью по легко промокаемой бумаге, при этом нельзя стереть и исправить ни одного штриха.
О. Н. Кроме них орхидеи полюбили мастера техники гохуа и множество художниц36. Цветущая под снегом ветка дикой сливы «мэй» — символ стойкости и умения реализоваться в любых условиях.
В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. В работах китайских специалистов это понятие является антиподом «красивости», «украшению», вот таким образом, проводя параллели с европейским искусством, можно заметить, что в портретах стариков и старух Рембрандта китайское понятие ши присутствует в незамутненном состоянии. Он оставался в Японии до 1910 года. Такое отсутствует авторского самолюбия у китайских мастеров, И. Я.
Первоначально оно означало «семена», а также со временем его стали переводить как «субстанция». Хотя новый стиль не приносил удовлетворительных или долговременных решений, он был значительным предвестником и продолжал процветать в Гонконге, практикуемый такими художниками, как Чжао Шаоан (, 1905-1998). Понятие (Ши) – можно интерпретировать как нечто, несущее в себе ци и представляющее жизненное качество вещи. Девушка, в дом ты вступаешь женой, дом убираешь и горницу ты» или «То коротки здесь кувшинок листы, то длинны8230 Тихая скромная девушка ты» 1, с. 75. Ши обычно переводили словом «реальность» имея в виду, что оно выявляется, когда художник достигает непосредственного соприкосновения с реальностью.
Следующим этапом был ряд публикаций, который был связан с выставкой «Китайская живопись» 1934 г. проходившей в Москве и Ленинграде. В «Лисао» великого Цюй Юаня цветы прямо олицетворяют людей: «Вот Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, — их окружали умов разнообразных цветники: там и душистый перец и корица, а не одни нежнейшие цветы» 1, с. 150. Печать может украшаться резными фигурками и храниться в специальном футляре. Орхидеи считались цветком скрытого благородства, простоты и чистоты35.
Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо19. Ветка сливы и журавль – символы, которые говорит нам, что человек изображенный на картине – Ли Бу (967-1028), поэт и литератор, живший на Восточном Острове рядом с Ханчжоу. Среди юаньских художников, писавших бамбук, выделяют Ли Каня и Ни Цзаня3924.
Денике пишут о китайской живописи «цветы и птицы» следующим образом: «глубокая привязанность ко всем природным явлениям вызвала в эту эпоху широкое развитие так называемой живописи «цветов и птиц» (хуа-ня-хуа), сложившейся как самостоятельный жанр ещё в Танской империи». Шанхайский региональный стиль появился к 1850-м годам, во главе с Рен Сюном (, 1823-1857), его более популярным последователем Рен Боняном, 1840-1896) и У Чаншо (, 1844-1927). Кажется, что может быть более национальным по духу, чем жанр «цветы и птицы» с его сложной символико-образной системой, отразившей чуть, ли не все религиозно-философские идеи и представления древнего Китая— от космогонических концепций «Книги Перемен», социально-этических норм Конфуция и диалектики Лао-Цзы до простых благопожеланий. В год до образования Китайской Республики (1912) он вернулся в Китай, преподавал искусство и стал заметным в художественных кругах.
Первый метод получил название "сеши" ("объективное изображение"), второй – "сеи" ("передача идеи"). Одновременно изображения цветов соединяются с изображениями птиц в одном жанре. Приложение рис. Гао Цзяньфу изучал искусство в течение четырех лет в Японии, начиная с 1898 года во время второй поездки он встретил Сунь Ят-сена, а затем в Гуанчжоу (Кантон) участвовал в восстаниях, которые проложили путь к падению императорского правления и созданию республики в 1911 году.
Бамбук символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Таким образом, китайский художник производил живописный продукт, который он не подписывал. Из-за «водного» происхождения цветка, его изображение также использовали в оформлении зданий — для защиты от пожара. Коростовец пишет о том, что, общепринятые условия рисования (перспектива, группировка предметов, светотень) абсолютно не соблюдаются в китайской живописи. Но в китайской цветы рисуются другим способом.
Красноголовый журавлю стоит у ног китайского мудреца, защищаемый от холода полой его плаща. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Наибольшее распространение получают монохромные изображения орхидей17. Тем но менее в средневековой живописи анималистический жанр не играл заметной роли. Последние несколько десятилетий он пишет картины в стиле Гунби (Gongbi).
Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих Заметках о категориях старинной живописи (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники., журавля, как один из образов долгой жизни (например, при изображении его на камне или сосне)Обычно журавль изображается стоящим под сосной, еще одним символом долгожительства. Но вместе, в едином контексте, это смотритсяорганично. Вместе они опубликовали «Исследование китайской литературной живописи» ( ) в 1922 году, в котором изучалась история китайских ученых-художников, которые включили свои знания поэзии и других искусств в свою живопись. Глухарева и Б. П. Первым цветком, чей образ играл особую роль и в древней китайской живописи и влитературе, вероятно, стал лотос. Для написания традиционных китайских картин применяют ограниченный набор средств, так называемые «четыре сокровища» художника: китайская кисть, краска, тушечница для растирания туши и минеральных красок, бумага. После смерти Ли Бу дали прозвище Лин Хэцзин, что означает Роща Гармонии (яп.
В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих Заметках о категориях старинной живописи (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. Лишь в 9-м веке фокус живописцев с изображения человека (или божества) смещается в сторону живой природы. Коростовца. Так, в этом ракурсе примечательна статья «Китайская живопись» напечатанная в журнале «Сын Отечества» 1839 года и книга «Китайцы и их цивилизация» 1896 года русского дипломата, востоковеда, российского посланника в Пекине 1909-1912 г И. Я.
И. Я. Так, о китайской живописи коротко написано А. Столповской в «Очерке истории культуры китайского народа» изданной в 1891 году, где дается узкое понимание китайской живописи, не соответствующее истинному положению вещей. Все картины пишутся китайскими художниками без предварительныхэскизов. В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе.
Китайская живописьразительно отличается от европейской. Европейцы рисуют – китайцы пишут картины, поскольку каллиграфия и живопись неразрывно связаны между собой, это одни и теже материалы (кисть, бумага, тушь), одни и те же линии. Особо пристальное внимание стоит уделить первой монографической работе в советской искусствоведческой литературе по китайскому искусству. Изображение «трёх друзей холодной зимы» (мэйхуа, бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших «четыре совершенных», символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания.
Их вдохновил стиль ряда вышеупомянутых индивидуалистических художников эпохи Мин и Цин. Использование краски определенного оттенка наравне с собственным стилем монохромной живописи являлось своего рода визитной карточкой студии Сотацу.
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Так, зимородки символизировали благородство, а сосна— уединение7. В России же на рубеже XIX-XX вв. Среди первых китайских художников, которые испытали японское влияние, были Гао Цзяньфу (, 1879-1951), его брат Гао Цифэн (, 1889-1933) и Чэнь Шурен (, 1884-1948). Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей. Все в восторге.
Монгольские захватчики проводили политику жестокого национального угнетения. Что касается живописи «цветы и птицы» авторы пишут следующим образом: «Цветы выделяются в особый сюжетный порядок лишь к середине Танской династии (VII –X вв. )». Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло18. Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук.
Вдохновленные Новым японским стилем, братья Гао и Чэнь положили начало движению «Новая национальная живопись», которое, в свою очередь, породило кантонский региональный стиль, который носил помимо национальных евро-японские характеристики. Изображение цветов встречается в любом виде живописи. понятие «жанр» не встречается, вместо него авторы просто пишут «цветы и птицы», не вдаваясь в терминологические дискуссии и обращаясь, собственно, к элементам изображения.
Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века)9. риннасей). (Приложение, рис. Точной даты зарождения китайской живописи нет. Как и практически все в китайской культуре (или согласно распространенному мнению о ней), цветочные мотивы использовались в изобразительном искусстве с глубокой древности. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров.
Удивление вызывало то что, китайское искусство безлико. Для этого уходило много времени и тренировок. Китайская живопись движется от сложности смысла к простотеизображения. В портретном искусстве можно выделить два направления.
Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. При династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э. ) цветочные мотивы все чаще заменяют анималистические и геометрические: и хотя они в первую очередь имеют декоративное применение, цветы приобретают все более символическое значение. При этом важно подчеркнуть, что вплоть до конца 1950-х годов понятие «жанр» применительно к произведениям «цветы и птицы» в российском, а затем советском искусствоведении не использовалось. В период Сун (X—XIII века) пейзаж и, особенно, хуаняо сильно возвышаются, усиливается литературное влияние на них16. Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени.
Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью1. В дореволюционных изданиях и публикациях 1930-1940-х гг. Во всяком случае, ни в стенописях ханьских погребений, ни в ханьских рельефах их нет. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны.
В обширной статье К. Разумовского и А. Стрелкова 1934 г. повещённой китайской живописи уделяется большое внимание описанию китайской живописи «горы и воды», правда авторы об этом выражаются следующим образом: «Вместе с тем важно, что у Гу Кайчжи мы присутствуем при самом зарождении пейзажа, как самостоятельного жанра» и далее «У Ли Сысюня (651-716 гг. ) пейзаж становится самостоятельным жанром, с тенденцией стать впоследствии доминирующим». Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскуюживопись. Разумеется и подход к изображаемому на полотне у них был различным. Она изготавливается из металла, камня (яшмы, нефрита), горного хрусталя, дерева, слоновой кости, а сейчас и из пластмассы.
Они сфокусировались на птицах, цветах и живописи фигур. «Краткая история искусства Китая» 1948 года О. Н. Один из них — жанр «цветы и птицы» (хуа няо).