Деларош же взял с собой Жерома в Рим на год – и на полотнах, представленных в интернет-магазине репродукций картин «АртПостерГалерея», мы можем видеть, что римская культура оказала на Жерома Жана Леона огромное влияние. В том же году Жан-Леон Жером показал созданную им мраморную статую в Салоне 1878, по сюжету его ранней картины Анакреон, Вакх и Купидон (1848). В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине».
Именно создание скульптур, привело Жан-Леон Жерома написать серию картин с сюжетной линией Пигмалион и Галатея, а также подобными им его картинам, где художник изобразил, как скульптор превращает мрамор в плоть. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома.
Современный критик Ги Дебор, придерживающийся социалистических взглядов, в 1996 году писал, что в этой картине Жером вскрыл корни старейшего из социальных барьеров — «барьера насилия»49. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль, дочери торговца картинами. В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине».
Вы можете приобрести репродукции картин Жерома Жана-Леона маслом в интернет-магазине Твой Постер. В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Современный критик Ги Дебор, придерживающийся социалистических взглядов, в 1996 году писал, что в этой картине Жером вскрыл корни старейшего из социальных барьеров — «барьера насилия».
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В 1846г. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину).
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Жан Леон Жером (1824-1904). В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец).
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Жан-Леон Жером (фр. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона). Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Во внутреннем дворике устроен торг. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. В результате творчество Жерома было популярным и у любителей исторических сюжетов и у ценителей жанра ню31. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Вообще эта картина передаёт атмосферу тоски и одиночества, которые несколько компенсируются розовыми тонами восходящего Солнца.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28.
На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853).
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома.
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. По мнению и Дж. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом.
Вот таким образом, несмотря на отсутствие сомнений, что хищник победит в неравном поединке с горсткой людей, картина оставляет ощущение большой победы духа в этом отношении А. Шестимиров выделяет её из традиции изображений мученичества в европейской живописи. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Жером также работал как скульптор. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Она сейчас находится в музее Орсе. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Адвокат— знаменитый оратор Гиперид, видя, что его речь не производит на суд особого впечатления, сдёрнул с Фрины её одежды. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона25. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый.
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Статуя была изваяна в манере античных мастеров, которые раскрашивали фигуры в подражание живому телу. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Произведения этого талантливейшего мастера ориентализма поражают достоверностью в передаче климата, местности, обстановки, обычаев и даже ощущений. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Будущий академик и кавалер ордена Почетного легиона родился в городе Везуле на востоке Франции в семье золотых дел мастера. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
По мнению и Дж. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях.
Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45.
Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Он был настолько популярен, что в 1869 г. Жерома официального пригласили на открытие Суэцкого канала. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. В эпоху господства авангарда имя Жерома стало нарицательным для обозначения салонного искусства как ремесленничества самой низшей пробы. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Жан-Леон Жером (фр. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62.
Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. При этом он продолжал все основные идеи своего искусства: писал жанровые портреты-типы, архитектурные виды. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. В июне 1871 года он вернулся в Париж. В 9 лет он поступил в местную гимназию, где проявил художественные наклонности и стал обучаться технике рисунка. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора».
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884).
Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Впрочем, его античные герои больше похожи на современников, собравшихся разыграть какие-то сценки в аутентичных нарядах. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Вместо мелодраматических сюжетов из классической мифологии и истории в моду в 1840-е и последующие годы вошли занимательные сюжеты. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Каждый занимал отдельную студию, соединённую вместе с другими коридором всю домашнюю работу и все расходы фалангисты несли на паях, кухонная вахта длилась неделю.
При этом он выставлял свои картины каждый год. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Жан-Леон решил взять тему прославления императора Августа, в правление которого родился Иисус Христос, такое сочетание должно было понравиться императору и публике.
Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 г. в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844 г., отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.