Значимой эта тема была и для Тициана Вечеллио, который возвращался к этой картине пять раз, создав несколько схожих картин.
Главнокомандующий войсками Венецианской республики предстает здесь в великолепных доспехах, с жезлом главнокомандующего, но его немолодое усталое лицо — это скорее лицо мыслителя, а не полководца. Но фигура Христа величественно господствует в композиции, почти полностью заполняя ее, выделена мощным аккордом розово-красных и синих тонов его одеяний.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи.
Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Тогда же наряду с традиционным поколенным портретом Тициан создает новый жанр: портрет-картину, где персонажи изображенные в полный рост, вовлечены в определенное сюжетное действие.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Необычно исполнение картины. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». У них родился сын Персей.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Это было прославление женщины-матери. Тихомиров, мы можем увидеть в картине «Святой Себастьян». Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Рубенс прославился изображением пышнотелых женщин.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком.
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.
Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Он чувствует себя независимым. Описание картины: одно из самых узнаваемых полотен Рубенса. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Тициан смог передать это.
Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Эта работа новатора.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Гигантские, больше человеческого роста фигуры столпившихся внизу апостолов и медленно, торжественно поднимающаяся к небу на фоне золотого сияния, в сопровождении парящих в облаках ангелов-путти величественная Мария действительно могут быть сравнены только с титаническими образами Микеланджело. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы.
Художник одет в простую и дорогую одежду. Колорит – контрастный. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой.
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Созданные им образы обладают мощными силами.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Тициан поистине мыслил краской. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
«Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Но другие, более драматические темы церковных легенд ещё сильнее воспламеняют его темперамент живописца.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Этот цикл, в котором античный мир предстает полным праздничности, ликующей радости бытия, чувственной прелести, воплощает новое для Италии прочтение античности. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Один из примеров (таких действительно много в творчестве Тициана) «показав энергию духа через энергию тела», как сказал исследователь А. Н. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Так называли современники Тициана.
Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Много и охотно художник писал женские портреты.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Петра.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Все фигуры вписаны в круг. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. От его фигуры, закутанной в меховой плащ, скромного черного колета, печального взгляда веет отрешенностью и одиночеством. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. В героический пафос этой картины, подчеркнутой мощью красочной гаммы, победным звучанием красных, синих, золотисто-охристых тонов, вплетаются прелестные, полные жизни мотивы: Младенец Христос шаловливо, неуверенными движениями совсем маленького ребенка, пытается стянуть белое покрывало с головы Марии с суровыми профилями старших членов семьи Пезаро соседствует прелестное лицо подростка, устремившего на нас задумчивый взгляд. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Над темным морем он несет её на Крит. Рядом с ней находится в рубище св.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. «Тициан, как и почти все художники Возрождения, тоже писал мадонн. Картина, которую в 1538 году создал Тициан, Венера Урбинская, стала примером символизма в живописи. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Декоративный эффект усиливается разноцветными тканями. Это сцены «чудес», «мученичества», позволяющие ему в полную силу показать энергию духа через энергию тела. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Это отразится в его автопортретах.
Франциска. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Этот образ, на мой взгляд, отличается от других на этот же сюжет. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
.