Картины Кауфманн в стиле классицизм в свое время не оставляли равнодушными никого в Европе, а сейчас мы можем не только разглядывать ее работы, но и встречать репродукции этих работ разного типа в разных местах. Картины художников в стиле классицизма можно назвать результатом разума и логики, одерживающих победу над жизненным хаосом.
Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. В его Гиппократе видна театральность движений.
Если же к приведенному выше перечню основ классицистической поэтики добавить другие, не менее важные пункты, касающиеся сугубого рационализма, дидактизма, гражданственности и монументальности искусства и литературы классицизма, то даже совершенно не искушенному в проблемах эстетики реципиенту станет абсолютно очевидно, что он имеет дело с глубоко кондовой иерархичной и авторитарной по своей сути системой. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали.
Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3.
«Читайте Плутарха, — неоднократно говорил и писал ему Давид, — там вы найдете образцы, достойные вашей кисти». Предметы мебели в стиле классицизма зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее. Другой ученик Давида — Жироде де Триозон (1767—1824) больше любил вначале греческую мифологию, чем римскую историю. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет.
Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Впрочем, Угрюмов не был, как кажется, бездушным и рутинным академиком. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш). была еще малоизвестной.
Когда можно только вот так и никак иначе. Большего признания в этом стиле получили Ж. Мольер, Вольтер (Франция), Л. Гиббон (Англия), М. Твен, Д. Фонвизин, М. Ломоносов (Россия). Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осевых планировочных систем. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг.
Впрочем, европейская архитектура, как известно, ориентировались на культуру Древнего Рима, а не Древней Греции. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. Пьер-Поль Прюдон (1758—1823) хотя и брал сюжеты из мифологии («Грации», «Афродита», «Психея», «Зефиры», «Адонис»), но этот материал он одушевлял своим чувством и владел жизненным колоритом. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса).
Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. У его ног сидит младенец, который держит песочные часы, напоминающие о быстром движении времени. По небу мчится колесница бога солнца Аполлона, сопровождаемая богинями времен года. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. «Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта.
Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен). Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.
В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Название стиля «классицизм» произошло от латинского слова classicus, что значит «образцовый». Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Они стали обращать внимание на изображение предметов, животных и человеческого тела.
Но стоит заметить, что у художников этой эпохи люди выглядели, как скульптуры. Учение о трёх стилях, т. е. Еще более решительным поборником классического направления был Пьер Герен (1774—1833), вышедший из школы Реньо.
Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. де Томон) в Петербурге и многие другие. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Он написал немало портретов из которых дошедшие до нас довольно характерны. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).
Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Основоположниками классицизма в живописи считают Пуссена Никола и Лоррена Клода. Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. Об искусстве И. А. Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: один палец, написанный им, – выше целой картины, писанной иным художником. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, новый классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.
Абсолютно другой вопрос – одновременное сосуществование классицизма ибарокко. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16.
Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Из других его картин античного мира назовем «Смерть Клеопатры», «Алкивиад и Сократ», «Пигмалион», «Туалет Венеры», «Геркулес и Альцест» Реньо писал также и современные исторические картины, придерживаясь воззрений Давида. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. И на Академии неспособность Бецкого отозвалась в сильной степени.
Работы Ангелики служили прототипом для скульптур в Мраморном Зале в Петербурге. Это делало Ангелику очень популярной во всей Европе. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Современная критика видела в художнике сочетание Микеланджело и Рафаэля, а ныне его картина представляется академической и искусственной композицией, но с некоторым оттенком страстности ныне больше нравится его «Атала и Шактас». Выполненные в теплых тонах стены в ванной комнате сегодня лишь имитируют поверхность мрамора, но несколько веков назад оформлялись исключительно с использованием натурального камня.
XIX вв. монарх и окружающий его двор. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Его «Воспитание Ахиллеса» (1783) составило ему имя. Шуваловская Академия просуществовала всего пять лет.
Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». В середине XVIII века Габриэль планирует в Париже площадь Согласия. В. Боровиковский «Портрет Г. Р. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии.
Отцом барокко, как известно, был Микеланджело, отцом классицизма – Палладио. Из картин Венсана назовем: «Велизарий, просящий милостыню», «Зевскис избирающий себе натурщицу между кротонскими девушками», «Генрих IV и Сюлли», «Битва под пирамидами». Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12.
Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Это был высший образец.
Исключениями можно считать лишь графа Ф. П. Толстого (1783-1873) и Ивана Иванова (1812-1848). Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). Жерар прославился как портретист и, действительно, сравнение портретов его работы с портретами XVIII столетия, например Гиацинта Риго (1659—1743), показывает огромный шаг по пути к простоте и натуральности, так как Риго моделям своих портретов, то искусственным и жеманным, то торжественным, часто придавал даже атрибуты мифологических богов. Старинные картины, написанные в семнадцатом столетии, характеризовались несколько абстрактным, рассудочным характером художественных идеалов, а также стремлением идеализировать людей и окружавшую их природу. Сумарокова, И. И.
Самый значительный художник, вышедший из мастерской Давида, это — Гро (1771—1835), но слава его основана на произведениях, в которых он не следовал советам своего учителя. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского.
Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз -- художник Давид (1748--1825). Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). Время Перикла в Древней Греции, когда в основном создан был Афинский Акрополь, называют периодом высокой классики (в отличие от ранней и поздней).
Фазу расцвета нередко называют классическим периодом. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств». Высокий – торжественный, величавый.
На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Из школы Давида вышел Друэ (1763—1788), на которого учитель возлагал большие надежды его картина «Марий при Мантурне» имела успех, но теперь она представляется бездушной и тоже с условными театральными фигурами. Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (1876—1914). По исполнению — живопись вроде той, как у Давида.
Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI), то что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, период (1762—1840). Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре некоторых европейских стран: Италии, Испании и Бельгии, в скандинавских странах, в США. Гильом Менажо (1744—1816), тоже долгое время директор академии в Риме, нерешительно остановился в промежутке между старым и новым. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы.
Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Академии существовали уже с конца XVI века, со времени Карраччи. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере.
Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений.
Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Ярким архитектором этой эпохи был Жан-Анже Габриэль. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Иное получается во второй половине XVIII века.
Ф. Шубин. Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Ответить на него невозможно. Так писал, например, Н. Пуссен.
А. Канова «Три грации». Из придворных департаментов Академии превращаются в своего рода олигархические думы, безапелляционно решающие все вопросы искусства. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции.
Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). Не спешите с отрицательным выводом. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться.
Это было граничит со строительством новой столицы и ростом российских городов. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Они изображали сюжет самих мифов или сюжеты современного мира с элементами мифологии.
как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики.
Фонвизина, сатирах А. Д. Но их рисунки их эскизы и этюды способны доставить удовольствие. Много было говорено против этого академического классицизма и, без сомнения, так называемые давидовские теории породили немало скуки и холода, однако едва ли справедливо при этой ненависти к формальной эстетике абсолютное игнорирование хороших сторон ее. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками.
Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX). Эти виды тканей используются преимущественно для тяжелых портьер. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства.
н. августовский классицизм).
При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Естественно, что Академии не могли иметь решительного влияния на ход искусства и скорее имели благотворное значение в деле художественной техники, так как художественно-образовательные заведения, состоявшие под попечением этих мастеров своего дела, были действительно превосходными школами. Мебель для классического стиля интерьера выполнятся только из натуральных материалов: натуральная древесина (орех, вишня, карельская береза), камень, металл, шелк и многое другое. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Данный художественный стиль господствовал в живописи семнадцатого – начала девятнадцатого веков и его основной чертой считается обращение к образам и формам античной литературы и искусства, как идеальному эстетическому эталону.
Впрочем, Акимов в значительной степени принадлежит еще к XVIII веку. Его классические мотивы: «Сафо, бросающаяся в море», «Ариадна и Бахус», «Геркулес, бросающий Диомеду его лошадь» (1835) показывают его неспособность к этому роду, тогда как «Битва при Абукире», «Чума в Яффе» представляли в свое время большое движение в сторону понимания действительности, показывают большой талант, наблюдательность и силу представления виденного в природе. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. В 1802 г. выставлена картина «Ипполит, Федра и Тезей», потом «Андромаха» (1808), «Эней и Дидона» (1817).
Его картина «Mapк Секст, возвращающийся из изгнания» (1799) произвела почти такое же сильное впечатление на общество, как несколько лет назад «Горации» ибо появление ее совпало с эпохой возвращения французских эмигрантов в отечество. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Три «стиля» по Ломоносову:1.
Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Позже их стали изображать в античных тогах. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Двое из учеников Угрюмова, Егоров (1776-1851) и Шебуев (1777-1855), заслужившие один прозвище русского Рафаэля, другой – русского Пуссена, явились настоящими насадителями у нас строгого классицизма в духе Давида, Карстенса и Камуччини.
Жан-Батист Викар (1762—1834), написавший, между прочим, — «Орест и Пилад» и «Электра», «Вергилий читает Энеиду Августу», провел большую часть своей жизни в Италии, не имел прямого влияния на французское искусство своими произведениями, но деятельность его отмечена в другом отношении (см. Однако долгое время при этом средневековое цеховое начало не покидало Академий. Из картин Прюдона одна («Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением») по страстности и силе выражений и по колоритности считается предвестницей нового направления, которое, впрочем, обнаружилось лишь пятнадцать лет спустя. Русский поэт Г. Державин посвятил ей оду. Однако в начале Академии явились вполне здоровой и желанной реакцией против распущенного маньеризма позднего Ренессанса. Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима.
Следовательно, терминологическое определение стиля классицизм условно, но общеупотребительно и нет надобности его менять, придумывая новый термин. А в некоторых странах (Франции, Англии, Испании) со сменой короля на престоле превалировали то барочные принципы, то классицистические. Колонны, ротонда, фризы и фронтоны вносят в экстерьер изящность и величественность.
Углы спинки подчеркнуты. Считается, что классицизм -- это прежде всего жесткая система правил. Одни построены на резком контрасте света и тени. Главный принцип проявился в обращении к традициям античности.
Лосенко даже издал атлас пропорций идеальной человеческой фигуры. Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Популярная расцветка стиля классицизм: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка.
Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера – шедевр Гудона. Некоторые из них были официальными живописцами церквей и монастырей и луврских плафонов. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).
При системе воспитывать в художников людей, часто лишенных каких-либо способностей, нечего было вообще ожидать превосходных, живых результатов но, во всяком случае, твердая система в этом воспитании дала возможность выдвинуться нескольким мастерам, если и лишенным темперамента, то все-таки набравшимся в Академии больших, твердо усвоенных знаний, которые они и сумели преподать своим более талантливым ученикам. Отсюда и ясная перспектива и взаимосвязанность пространств и четкое зонирование помещений и функциональность пространств. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Их противопоставление есть глубокое заблуждение. Это, к примеру, постройки Царского Села (А. Ринальди), Александро-Невская Лавра (И. Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. Удлиненные и практически не декорированные окна гармонируют с общим обликом здания. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж. Б.
После смерти брата именно Томас продолжил дело и тянул на себе практически всю семью. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. Путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Это традиционный для классицизма парадный портрет.
Описывая 60-е гг. Но, разумеется, восторг этот объясним только слепотой академической системы. Этому призыву последовал русский писатель Н. М. стремление к суровой простоте в творчестве К. Н. Здания Сената и Синода в Петербурге. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства.
Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). Это могли быть боги античности, амуры с крыльями или архитектура того времени. Эти два термина очень часто путают. Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.
Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. боз-ар). Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Единственные художники, которые не исчезали незаметными в тени при Давиде, это были Жан Батист Реньо (1754—1829) и Франсуа-Андре Венсан (1746—1816).
Грибоедова. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
Правда, мало-помалу они заняли положение официальных департаментов искусства. Тем более кажутся для нас странными восторги современников от их безличного искусства. Его «Спящий Эндимион», в котором лунное освещение давало повод к некоторой колоритности, был хорошо принят публикой, но в фигуре виден недостаток школы. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Теперь уже не учат людей, как справляться с техническими трудностями, но ученику стараются внушить, что следует считать прекрасным и что вот таким образом следует делать. Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум).
Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Классицизм 18 – начала 19 вв.
Германия приобрела несколько административных строений в классическом стиле благодаря мастерам Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю. (последний часто именуется неоклассицизмом). Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве.
В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века «идеальные пейзажи» К. Лоррена). Замечательно, что в том же году (1808) публика ознакомилась с картиной Жироде «Атала и Шактас», сюжет которой взят из Шатобриана, а не из истории или античного мира, как все делали в ту эпоху, — картиной, которая колоритностью отличалась от обыкновенных произведений школы Давида. Скульптор воплотил свои представления о красоте в образах граций – античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Это были учреждения, где собирались лучшие мастера своего дела. В других главным живописным средством оказывается тонкая градация близких друг другу цветов.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. Последняя в XVII-XVIII вв. Другая картина — «Смерть Виргинии», задуманная в 1795 г., была окончена лишь в 1831 г., когда уже веяния К. отживали свой век. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами).
Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Гильом Гильон Летьер (1760—1832), десять лет бывший директором французской академии в Риме, подобно Давиду написал «Брута» (1801), но в другой момент нагие тела и драпировки сделаны по римским скульптурам в духе давидовской реформы. Давида. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Образ Вольтера превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом.
Ломоносова, Г. Р. В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа. Для него уже не существовало соблазнов в барочном искусстве. Для полотен К. П. Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны.
В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Рядом с Шебуевым и Егоровым следует назвать и отца Александра Иванова – отличного знатока рисунка Андрея Иванова (1775-1848). Разумеется, прославленные их вещи хуже всего. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. В Британии ампиру соответствует т. н.
Из других последователей К. — Луи Дюси (1773—1847) писал на мотивы из мифологии Филипп-Август Геннекен (1763—1833), Клод Готеро (1765—1825), Шарль Тевенен (1760—1838), Жан-Батист Дебрэ (1763—1845), Шарль Менье (1768—1832) и некоторые другие писали частью античные и аллегорические, частью исторические картины, частью портреты. В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Картин его не много дошло до нас, но лучшая из них – Испытание силы Яна Усмаря в Академии художеств, а также несколько его рисованных композиций являются характерными примерами этого его стремления приблизиться к силе и грандиозности древних. Это породило волну интереса общественности к искусству.
проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15. Ангелика Кауфманн одна из немногих женщин, которая обрела славу художника рано и навсегда. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель первой половины XVII в. Р. Декарт. Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. Слова Академия и классицизм получают почти значение синонимов.
Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом.
Они были достаточно неестественны. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный). Величайшими художниками классицизма были французские мастера К. Лоррен и Н. Пуссен. Вот таким образом в русском классицизме обычно предполагалась обязательная авторская оценка исторической действительности. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.
На это указывают письменный стол, заваленный рукописями роскошный чернильный прибор полки с книгами на заднем плане. Образ Г. Р. Державина узнаваем. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. «На картинах и в театре можно видеть людей изображающих страсти, которые, однако, не выражая характера, свойственного представляемому предмету имеют такой вид, как будто они играют комедию и только пародируют то, чем они должны быть».
Крупнейшим мастером исторической картины был А. А. Иванов (1806-1858). А. А. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Угол стыка ножки и сидения кубический.
Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага.
Все в классицизме требовало точности. Хемницера, одах М. В. Еще один из талантливых учеников Давида — Франсуа-Ксавье Фабр (1766—1837), написавший в классическом роде: «Эдип в Колонне», «Смерть Нарцисса», «Неоптолем и Улисс» и др., не оправдал надежд своих учителей.
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. Академическое ученье пропитывается насквозь классическим духом. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. В воздухе чувствовалось леденящее приближение XIX века.
Но это было наивной ошибкой. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами.
Этот художник, поступивший десяти лет, спасаясь от нужды, в ученики Академии слишком еще был пропитан духом эпигонов рококо, от которого не могли освободиться и оба первых русских исторических живописца: Козлов и Лосенко (стоит только вспомнить Апостола Петра первого в Музее Александра III и Прощание Гектора с Андромахой второго в Академии). Однако образ Вольтера полон напряжения. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. В один год с Давидом он выставил также «Смерть Сократа», но остался в этом произведении при многом старом, как в отношении сочинения, так и в трактовке форм и драпировок. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве).
К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.
Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». В гордо вскинутой голове, в протянутой руке – устремлённость вперёд и всепокоряющая воля. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII – нач. О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи.
Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Кантемира, баснях А. П. Ножки прямые, сужаются книзу с каннелюрами. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма.
У нас в России классицизм также скорее принес своего рода пользу. Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Жерар (1770—1830) — тоже ученик Давида — получил первую известность картиной «Велизарий (любимый сюжет того времени), несущий своего спутника» (1791) — одно из лучших произведений классического направления она имела большой успех, но его «Психея» менее понравилась. В Академии был учрежден род отделения Воспитательного дома. Давид -- один из величайших исторических портретистов.
И он не был свободен от влияния XVIII века. Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века. Угрюмов был действительно более определенным представителем новых тенденций.
Пигаля и Ж. А. Почти одновременно с Вьеном и Пьер Перрон (1744—1815) старался возвратить искусство к изучению антиков и природы.
Строгие линии сменяются плавным рисунком и дополняются барельефами. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1727 дней. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833).
Викар). «Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений. Материалами строительства выступает исключительно камень и кирпич, отдельные элементы (перегородки между этажами) выполняются из древесины. Это мы находим в комедиях Д. И. Но внутренний мир его не показан. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы.
В живописи классицизма основными изобразительными элементами становится линия и светотень, а благодаря локальной передаче цвета становится возможным особое выявление пластики предметов и фигур на картинах, что позволяет также разделять пространственные планы на полотнах. Разочарование в оптимизме I половины ст. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Изначально необходимо сделать уточнение относительно истории термина «классицизм».
Этажи соединяют между собой широкие мраморные лестницы. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Возникает закономерный вопрос, что считать классикой. Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх.