Субъективный насыщенный цвет предпочитали натуральному и постимпрессионисты Гоген и Ван Гог, но картины художников в стиле фовизм просто ошеломляют зрителей энергией звучания цвета. В галерее АртВедия столь живые, естественные эмоции заключены в картины, написанные в стиле фовизм от художников со всей России.
Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An cole des Beaux-Arts). Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 19141927), посвященный ужасам войны. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык.
Он постепенно свел элементы в сетку линий и основные цвета по принципу гармонии. Но они казались все же слишком традиционными. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью.
Своей наивысшей точки фовизм достиг в 1906 году, будучи свершившимся фактом и признанным влиятельным художественным течением. В Париже она была тогда сравнительно дешева. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. В 1930 – 1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере иногда с музыкантами, натурщиками и художниками. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ).
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Типичные готические образы: монахиня или готесса (готическая принцесса) с характерным оттенком выбеленной кожи и яркими глазами, вампир с кроваво-красными губами, наличие кроваво-алых роз и символики и так далее.
Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Они стремились передать атмосферу и нюансы конкретного времени суток или погодных условий.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Движение не имело четко сформулированной программы или манифеста, просуществовало относительно недолго, тем не менее оказав значительное влияние на все искусство XXвека.
Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Марке преимущественно работает в области пейзажа, который и во время фовизма был ведущим жанром. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы — характерные особенности фовизма как живописного стиля. Тема панно – танец. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». Интенсивный, активный, яркий и выразительный цвет не был особенностью исключительно фовистской живописи— этот прием использовали представители и экспрессионизма и футуризма26.
Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. (Donatello parmi les fauves).
Критики говорят, что навыки живописи по стеклу существенно повлияли на стиль художника: тяжелые черные контуры и светящиеся краски станут вскоре его визитной карточкой. Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале.
Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Также экспрессионисты черпали вдохновение из немецкой готики и примитивного искусства. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Картины в духе фовизма имеют две основные характеристики – крайне упрощенную графику и интенсивно преувеличенную палитру. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс.
Ставила его раньше во все названия своих работ. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. В абстрактном искусстве принято понятие «нечто», то есть один или несколько визуальных элементов субъекта – его линии, формы, тона, текстуры и так далее. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов.
им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский).
У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Принципы супрематизма был разработаны в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Главное — добиваться максимальной энергии краски.
Так состоялся «первый разговор фовизма». Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Для усиления декоративного эффекта художники нередко использовали цветной контур, чтобы отделить одно цветовое пятно от другого.
Сезанн был учителем всех фовистов. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Корни современного абстрактного искусства особенно явно начинают звучать в кубизме. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Вы перепутали стили, направления и течения, смешав все в одну кучу. На полотне изображена голубая полоска залива, белоснежные здания на берегу, зеленоватые горные склоны, большая скала, закрывшая небо. Вот и я о том же. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары».
Фовизм оказал огромное влияние на немецкий экспрессионизм. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII).
От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Ради интереса, ввела это слово в поиске. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908.
Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Реакция критиков была неоднозначной. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Родился в бедной многодетной семье. les fauves). Она – в композиции моей картины.
Холст, масло. И то, что в современном дизайне называется эклектика, таковой абсолютно не является. Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям.
Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Возможность рассматривать экспрессионизм и фовизм единым художественным явлением остается предметом обсуждения. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого.
«Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов.
Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Фовисты употребляли чистые и яркие тона, которые не воспроизводили натуральные краски природы, а напротив обостряли и усиливали их, придавая необычайную экспрессию и напряженность их произведениям. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Он явился прообразом таких практик, как: хэппенинг, перфоманс, промоакция и др.
А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности». Художественной манере художников фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета интенсивность открытого локального цвета, острота ритма.
После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр. Объединили готическую субкультуру и готику как стиль. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т.
Фовизм (франц. Дополняет образ – острота ритма. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени.
В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Можно было еще племена готов прикрепить к ним для общей композиции.
Руо принимается за создание картин-притч. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен.
Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Его отличают дикая и смела работа с цветом.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Фовизм стал одним из первых художественных движений, которое обозначило возможность периферийного и субъективного взгляда центральной темой искусства43. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Я об этом в заметке. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. В ней вы найдёте материал по определению стиля для ваших работ, — произведений изобразительного искусства, живописи, графики, некоторых видов декоративно-прикладного творчества.
Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Сезанн оказал влияние на Пикассо и Брака, техника Ван Гога предопределила экспрессионизм, а цветовые эксперименты Гогена и пуантилизм Сера были источником вдохновения для фовистов. Художников этого направления можно разделить на две группы – Die Brcke и Der Blaue Reiter.
Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого – все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Искусство стало отвлеченным.
Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена.
Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Примерно также могли сказать и другие. Здесь используется принцип стилизации, когда художник выбирает, развивает и уточняет конкретные визуальные элементы (например, линия, цвет и форма) в целях создания поэтической реконструкции или упрощенную сущность предмета.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Но если делать полный разбор, включая леттризм (. ) (я вот не знала о таком, весьма интересно), давайте добавим традиционниые стили типа барокко и развернемся в 20 веке. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. Это еще полбеды. Образ в полу-абстракции одной ногой еще в изобразительном искусстве (кубизм, футуризм).
При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Оттенок мистики и загадочности, потусторонние силы во всём своём великолепии.
Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. О Матиссе будет сказано отдельно. В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Он ввел категорию «длительности» («dur.
Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Уважаемый автор. Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне.
Как дизайнер не могу пройти мимо. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Также, наличие стрельчатости и угловатости в формах, предметов с острыми краями, например оружия, не редко в крови. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». «конец векаraquo во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» – по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». После осознания в 1910-е гг.
Правильное позиционирование. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Дополняет образ острота ритма. Наталья, спасибо за комментарий. Они вспомнили о детском рисунке.
Важным итогом фовизма было не только появление новых живописных приемов, но и преобразование классической стратегии искусства. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Первым «измом» XX столетия стал фовизм.
Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма.
Кубисты верили, что традиции западного искусства исчерпали себя и требуют оживления. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв.
Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Игра цвета на контрасте: чёрные драпировки из бархатной ткани, металлические поверхности и цветовые акценты в виде ярких пятен — атласно-белого, различных оттенков красного цвета.
Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. e»), определяющей память, сознание, дух. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Он был придуман во Франции в начале прошлого Анри Матиссом и Андре Дереном. Группа увеличивалась. Фовисты вернули в живопись чёрный цвет: они использовали чёрный контур для отделения цветовых пятен друг от друга. Это необыкновенное, эксцентричное, даже черное чувство юмора.
Фовизм – один из самых радостных и восторженных стилей живописи XX века. Флюксус является первооткрывателем многих форм искусства. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Немецкий экспрессионизм отличается эмоциональным или чувственным видением мира. Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. На скале растут редкие деревья. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм.
Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Говоря о нестандартном применении красок, не стоит забывать, что неестественная палитра цветов использовалась и в работах импрессионистов: например, Моне. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Большим, чем во времена модерна, было увлечение исламским искусством с орнаментальной цветностью и, отдельно, буддийской иконографией, учившей выбору чувственных поз в трактовке человеческого тела. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. «современный стильraquo в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Дополняет образ острота ритма. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Упрощенные очертания. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Для тех, кто недавно открыл или планирует открыть здесь свой интернет-магазин.
Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Голландский «Стиль» вырос из чистой абстракции и был разработан Питом Мондрианом, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм.
Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Цвет был, скажем, не просто синим, но самым синим, синим из синих и т. п. Вот таким образом художникам свойственна интенсификация палитры. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Картинка к модерну абсолютно не подходит. Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Экспозиция самих фовистов была поддержана представительной ретроспективой Сезанна, которая, в частности, подчеркивала убедительность фовистского метода.
Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Где оп-арт, где орфизм и пластицизм (раз забрались в дебри кубизма и супрематизма) и тд и тп. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Он пишет городские пейзажи, отмеченные одновременно отстраненно-созерцательной авторской позицией и глубоко прочувствованным отношением к природе. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Вместо этого импрессионисты обогатили палитру тени дополнительными цветами. Каждому из них были близки свои принципы.
Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник. Каждая комната выдерживалась строго в своем стиле и не имела включений из другого стиля. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Художественные методы фовизма дали о себе знать во многих течениях XX столетия: экспрессионизм, футуризм, кубизм, ар-деко, абстрактная живопись интернациональный стиль ит. д. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка.
По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все.
У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Но после 1907 года объединение распалось. То же говорил и Матисс.
Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Выразительные картины Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка оказали на этот стиль большое влияние.
Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Фовизм (от фр. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
Отчасти, устойчивость фовизма связана с использованием его принципов участниками группы после распада движения: изобразительная манера фовизма продолжали существовать и после его формального исчезновения. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности».