Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Серов мог».
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Он очень часто менял свое искусство, старался быть всегда во времени. Надо сказать, что он и сам, вспоминая уроки своего первого и самого главного наставника, воспитал немало известных художников, среди которых: И. И. Машков, К. С. Петров-Водкин и другие. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Большой стиль — и люди большого стиля.
Демонстрация вариантов — один из немногих концептуальных ходов выставки. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка — обнаженная натурщица и еще один портрет Марии. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. В 1872 году, после смерти Александра Николаевича, Валентина Семеновна переезжает в Мюнхен и забирает с собой сына, а еще через год, намереваясь развить художественный дар Валентина, они отправляются в Париж. Как видите — принципиально название не поменялось. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Вместе с А. П. Боткиной Серов выступил против появившихся в Третьяковской галерее пояснительных надписей к картинам, размещавшихся на рамах17. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.
Юный художник объявил матери, у которой была к тому времени новая семья, что отныне будет жить сам по себе и за свой счет. Что мы видим здесь. Нет, Савва Иванович был себе на уме. «Серов создал целый цикл портретов семьи Юсуповых и все они высочайшего уровня. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
А эта версия перегружена и более насыщена деталями. Посмотрите, какой резкий скачок он сделал за это время. Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. Это было большое достижение и вел этот класс Серов.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Летом он два месяца гостил в имении Трояновского Бугры и посещал соседние имения Обнинских Белкино и Турлики, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника. Цорновская экспрессия была новаторской, хотя что можно понимать под новарторством. Здесь можно вспомнить Ван Гога, наиболее яркого представителя постимпрессионистского направления.
И все — не без оснований. Это экспрессивный портрет, в котором Серов переходит к совсем другой характеристике иначе дает образ. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. С 1984 года Валентин Александрович Серов состоял в товариществе передвижных художественных выставок, как активный член организации.
И здесь есть немного иронии. В своих произведениях он хотел выразить ее смех, ее улыбку. Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога.
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». в зеркале у края холста). Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. Мать будущего художника также была известной личностью. «Серов начал класс обнаженной натуры в России.
И собачка совершенно повторяет ее силуэт и задает ключ этим потрясающим кружевам и цвету». Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. Денег нет, судя по всему, ни на что. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности.
Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Ольга Атрощенко, куратор выставки (живописная часть): «Девочка с персиками» была написана двадцатидвухлетним мастером, тогда совсем еще никому не известным художником и сразу снискала заслуженную славу. за этюд с натуры».
После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. В доме Серовых всегда было шумно и весело. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Но тем не менее это абсолютно новая страница его творчества. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения.
Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги. Это случилось в 1871 году.
В чем обвиняли Серова. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
Машков и др. Когда он узнал, что его собираются арестовывать, он приехал в Москву в Третьяковскую галерею, а потом перешел в институт Грабарей (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Либо писал портрет Турчанинова, в котором слышится его голос с хрипотцой. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала — книг, писем, фотографий.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Вскоре Серов покидает академию. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Его в этом случае сравнивали с Цорном, говорили, будто он что-то берет от него. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Интересно, что Бакст исполнивший по возвращении из Греции (куда он путешествовал вместе с Серовым) картину Древний ужас, также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
«Занавес — это, конечно, сенсация выставки. Обратите внимание, что он весь, как из матрицы изъят из этой маленькой персидской миниатюры. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Он, например, писал поясной портрет и задавал вопрос, заметно ли, что он высокого роста.
1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15. Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15–20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. На выставке «Два века русского искусства и живописи» в 1906 году он не очень прозвучал и понял, что постарел. Либо глухоту мог выразить. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Также по просьбе Владимира Дервиза, написал портрет его отца, члена Государственного Совета Д. Г. Дервиза.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Какое-то время он работал в Третьяковской галерее, но совсем недолго, в 1934–1935 годах. Если первый портрет Гиршман напоминает о Веласкесе, обыгрывает системы «Менин» с отражением в зеркале, близок по колористической гамме — а это понятно, Веласкес был важен для Серова, — то здесь, как писал сам художник, он обращается уже к Рафаэлю. Он прошел стремительный путь, все время менялся.
Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. академика И. Э. Грабаря — Прим. Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны — весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей.
В 1959 году М. С. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Занавесов сохранилось мало, хотя и не так мало, как нам кажется. Женская можель появилась в самые последние годы XIX века, в Третьяковской галерее этому была посвящена отдельная выставка, она называлась «Магия тела». Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. Посмотрите, какого здесь цвета море, можно ли передать это зеленое балтийское море. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
А где можно было брать основной материал. Музей русского искусства, где хранилось собрание и сам портрет, до 2014 года, охотно согласился с весьма не сложными условиями дарительницы, поменяв название на «Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных» лишь только в 1996 году. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Так началась целая серия портретов императорской семьи.
Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Иначе. И укрепился в своем стиле. Ну а дальше началась война, как только умер Серов.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов». 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Одно из значений имени Европа – широкоглазая, что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов.
Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна. «Здесь штрих абсолютно другой. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». «Серов, как и Врубель, говорил, что цвет совсем не нужен художнику, все можно показать за счет черного рисунка.
Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. Большего контраста невозможно придумать. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Если бы не это, мы не знаем, что было бы дальше со стилем модерн в России». Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции. Здесь примечательный момент: почти до самого аукциона в Рамат-Гане никто ничего о предстоящей продаже не знал, то есть никто из тех, кому вообще-то надлежало бы это знать. Художники до него такими задачами не интересовались». 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. И здесь практически нет цвета, он очень аскетичный. Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Но это не просто Рафаэль, это энгровский Рафаэль.
Здесь же есть типичный серовский прием: собачка уподоблена силуэту балерины. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Это фрейлина императорского двора. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
Мать, молодая и творческая личность, вскоре уезжает в Мюнхен, желая совершенствовать музыкальное образование, а юный Валентин остается на попечении подруги матери в Смоленской губернии. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Но почему я останавливаюсь на Юсуповой. Сначала — общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
Этим подчеркнута значительность личности Петра. Радость беспричинная. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился.
Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. А энгровский портрет, в свою очередь, отсылает нас к образу Форнарины Рафаэля. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции.
Родился сын Георгий. Вот таким образом здесь можно найти такую двойную стилизацию и игру. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Каждая волна как устрица, как моллюск, скрывает в себе изгиб быка, Европу. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Он в корне изменил свое искусство, стал иначе думать иначе работать.
И абсолютно фантастический рисунок рукавов. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Кто эта женщина.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Хотя знаю, что такие предположения существуют.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» — экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». И даже делают.
Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США). Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Есть еще большая канторовская версия, но она более плакатная. Но весной он заболел и Валентина Семеновна сочла, что для здоровья сына им необходимо переселиться на юг.
Да ещё и с издевательствами. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной. Радость, как жизненная ценность. Произошло это спустя пять лет после поступления. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Здесь нет никакой иронии, никакого гротеска, он изобразил ее такую, какой он ее увидел. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Работа над полотном шла три месяца. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».
Возможно именно благодаря этому маленький Валентин рос по-настоящему творческой личностью. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня»на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
В феврале родилась дочь Ольга. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.
«Про «Похищение Европы» я знаю художественную тайну. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6.
В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве интересные научные и культурные диспуты. Ирина Шумалова, куратор выставки (графическая часть): «Между портретом, который начинает эту выставку, «Девочка с персиками» и портретом Иды Рубинштейн — пропасть. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». У Энгра есть портрет Рафаэля с Форнариной в том же тюрбане. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
Был написан портрет императора Николая II. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Ее муж построил храм на Куликовом поле, оплачивал иконостасы общества «Русская икона», разрабатывал понятие обратной перспективы вместе со Флоренским. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. У него стояли абсолютно удивительные задачи в работе — показать, как человек разговаривает, высокого ли он роста. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
И тем более не буду строить предположений относительно коррупционной составляющей всего этого «дела» и относительно «тайного заказа» хищного коллекционера, разыскивающего по мировым закоулкам шедевры и «разводящего» их простодушных владельцев, не подозревающих о том, какими сокровищами они обладают. Серов иногда говорил об этом «как это хорошо, как это подробно» и вот здесь он включил Европу как миф, который лежит в основе европейской культуры, в каждую молекулу. «Другой важной его работой я бы назвала портрет Михаила Абрамовича Морозова. ред. ).
Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Вопрос нерешаемый. Это балерина, не Большого театра, но с осанкой и достоинством балерины. Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений.
Все они погибли в лагерях и были расстреляны, но молодому священнику сообщили сведения, где эта голова находилась и через многие десятилетия она была возвращена в ризницу. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Цетлина привезла свою бесценную коллекцию из 90 картин в Израиль, где отдает ее в дар израильскому городу Рамат-Ган. Спустившись к Москве-реке, он пленился одним пролётом моста, заваленным, по-зимнему, всяким хламом вроде старых лодок, бревен от шлюзов и пр. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности.
Так что, может быть, «племя младое, незнакомое» будет смотреть в каком-нибудь таком музее на портрет Марии Цетлиной так же, как сегодня публика глазеет в Третьяковской галерее на «Девушку, освещенную солнцем», купленную Третьяковым вопреки общему передвижническому недоумению и недовольству. Среди них были и приближенные императора. Он показывал самую суть человека, больше, чем есть во внешнем облике. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине).
На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты.
В графике она начиналась как раз с Серова. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Он работает ограниченно в цвете и на самом деле использует всего несколько цветов.
Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины напоминают, например, фрагмент росписи килика Диониса, выполненного греческим мастером VI века до н. э. Экзекием, да и бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудах (быть может, отчасти вот таким образом Серов первый из художников изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами – коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз). Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции.
Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
Например, версии портрета Генриетты Гиршман — вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
Он не хотел быть злым, просто видел гораздо больше, чем видим мы». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Мы назвали раздел, где висит эта работа, «Формула портрета», так как каждый раз работая с новой моделью Серов выбирал новую систему приемов. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей.
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. В августе был в Абрамцеве, затем— в Москве в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года в декабре— в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18. И никто уже не скажет, что это второсортный портрет второстепенного художника.
Ее организовали разночинцы. Он единственный, как писал Сарабьянов, воплотил в своих работах стиль модерн в полной мере: «Модерн воплотился в творчестве Серова в его совершенстве и его совершенством же и закончился». Он многое успел сделать, сменил несколько направлений.