Если эпохе Хэйан предстояло стать золотым веком японской живописи, то в предшествующие столетия ценилась прежде всего пластическая красота скульптуры. Любовь к каллиграфии встретишь сегодня повсюду в Китае. В нем проявился культ силы природы, присущий синтоизму. Буддизм действительно вдохновлял первые произведения изысканного искусства. Эта тенденция усиливалась на протяжении всего периода Мин прежде чем проникнуть в Японию, она была подкреплена изданием таких образцов, как «Восемь альбомов живописи» (1671, вЯпонии) или «Большой сад как горчичное семя» (1679, в Китае 1748, в Японии).
Хотя новый стиль не приносил удовлетворительных или долговременных решений, он был значительным предвестником и продолжал процветать в Гонконге, практикуемый такими художниками, как Чжао Шаоан (, 1905-1998). Этому способствуют как вытянутая форма свитка, так и применение рассеянной перспективы (взгляд на мир с птичьего полета), варьирование творческих манер гун-би и се-и.
Большинство императорских дворцов расписано именно в манере гунби. Это не изображение пейзажа, а изображение синтоистского божества. Она всегда полна идей, новых проектов и творческих планов.
Эта жизнерадостность впоследствии обнаруживалась и в жанровой живописи и, наконец, в гравюрах. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Ужас пожаров, отрубленные головы, катящиеся по земле, придворные дамы, загнанные в колодец, задохнувшиеся от удушья в суетном великолепии своих шелковых одежд, — все это контрастирует со строгим спокойствием свитка «Жизнеописания святого Иппэна» (Иппэн-сонин-эдэн, 1299). Кровавые события, символизирующие окончание эпохи Хэйан, запечатлены для потомков на языке жестоких, но изысканных живописных картин, которые иллюстрировали эпические сочинения, созданные в XIII веке. Именно этот человек стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке. Истоки этой школы восходят к китайской живописи эпохи Тан (кара-э), о чем свидетельствуют картины на дереве в Хоодо Бёдоина в Удзи, несмотря на то что их пейзажи в значительной степени отражают японскую специфику.
В крайнем случае и вопреки своим конкретным чертам японская картина изображенная на ширме, фусума, может оказаться всего лишь абстрактным пятном. Соединились традиция и современность.
Этой традиции было суждено снискать особенное благоволение монахов-художников. С этим связано появление у японских художников своеобразного гения.
Разумеется и подход к изображаемому на полотне у них был различным. Беспощадно жестокие и героические сражения в повестях «Хогэн-моногатари», «Хэйдзи-моногатари» или предшествующей им «Истории придворного дайнагона Бан» («Бан дайнагон э-котоба»), созданной во второй половине XII века, художниками запечатлены на эфемерной бумажной основе. Шанхайский региональный стиль появился к 1850-м годам, во главе с Рен Сюном (, 1823-1857), его более популярным последователем Рен Боняном, 1840-1896) и У Чаншо (, 1844-1927). Шедевры его зрелого периода, такие как «Пейзажи четырех времен года» или «Пейзаж Ама-но-Хасидатэ», соединяют лиризм и абстракцию, символизм природы и точность трактовки. Самое сложное – не переусердствовать с введением специфических акцентов.
Если возникновение ямато-э, как и всего культурного феномена, остается достаточно сложным для решения задачи, связанной с выявлением ее генезиса, необходимо все-таки отметить, что расцвет живописи ямато-э совпадает по времени с правлением императора Дайго (897–930), который по ложному обвинению изгнал Сугавара-но Митидзанэ в Дадзайфу (901). В царствование династий Цинь и Хань (221 до н. э. – 220 н. э. ) получила развитие фресковая живопись. В эпоху Хэйан пейзаж захватил религиозную живопись.
Этот термин обозначал в Китае живопись любителей, «образованных людей», в противоположность живописи профессионалов, объединенных школами. Эта живопись в том виде, в каком она проявляется, например, в замечательных «Свитках Гэндзи», создавалась для обитателей двора и стремилась выразить многообразие их существования. Китайцы считают, что рисунки способны привлечь в дом удачу и защитить их от проблем. Если не судить по внешним признакам, то наследие Сэссю было огромно. Вдохновленные Новым японским стилем, братья Гао и Чэнь положили начало движению «Новая национальная живопись», которое, в свою очередь, породило кантонский региональный стиль, который носил помимо национальных евро-японские характеристики. Один из самых известных видов китайского искусства это национальная живопись тушью или гохуа ().
На золотом или серебряном фоне пейзажи, постройки, люди, деревья и разные растения являются в ирреальном обрамлении, вихри или стилизованные облака отделяют сцены друг от друга. В 1902 году Чен отправился в Японию для дальнейшего обучения. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688 – 1766) итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Чэнь Шицэн был глубоко обеспокоен судьбой традиционного китайского искусства и он тесно сотрудничал с японским историком искусства Омурой Сейгаем, пытаясь остановить волну модернизации, которая угрожала классической традиции.
Вместе они опубликовали «Исследование китайской литературной живописи» ( ) в 1922 году, в котором изучалась история китайских ученых-художников, которые включили свои знания поэзии и других искусств в свою живопись. Украшение комнаты может превратиться в настоящее испытание. К 1760 году в результате зарождаются «оптические изображения» (мэганэ-з), которые имели шумный успех у жителей городов, но составили только короткий эпизод в длительной эволюции японской живописи: дальневосточная традиция, где пространство остается всегда открытым, предлагая простой толчок для воображения, с трудом приспосабливалась к совпадающему построению западных композиций. Остроумие, присущее монахам и ученым прошлого, было поставлено на службу печати. Европейцам это таинство чтения живописи неведомо, вот таким образом прежде чем разместить в интерьере какую-нибудь картину, лучше поинтересоваться про её смысловую нагрузку у разбирающегося в этнокультуре человека.
Первая категория «Сеи» характеризуется простыми и смелыми ходами, предназначенными для передачи основных особенностей объекта – формы, пропорций, цвета. Тоса Мицунобу (1469–1523) возглавлял академию живописи при дворе и в силу этого долго пользовался славой в аристократических кругах. Это искусство, пришедшее в Японию с дзэн-буддистскими монахами, успешно выражало, как они утверждали, внезапное просветление (дзэнку-дзю) и удачно сочеталось со стилем мастеров Южного Сонг Ма Юаня и Ся Гуя, работавших в 1190—1230-х годах. Рисунки, выполненные на рисовой бумаге тушью, говорят о высочайшем мастерстве художников. Именно этот император распорядился составить знаменитое «Собрание старых и новых песен» (Кокинсю). Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв.
Постройки изображены без крыш (фукунуки ятай). Темные глубокие краски искаженные гримасой лица истерзанные тела, ненасытное пламя — так представлена впечатляющая чудовищная картина ужасов ада, где мучатся после смерти дурные люди.
Однако религия своими прекрасными легендами приносила верующим и утешение. Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование». Этот художник воспроизводил в западной манере японские или чужеземные пейзажи используя перспективу и светотень. Эта идея подобия природе и натурализма была тесно связанна с влиянием даосизма.
Еще более странное впечатление производит свиток «Сказания о болезнях» (Ямай-но-соси), длинный безжалостный список недугов и уродств — обязательных условий слишком неабсолютного человеческого бытия. В живописи и графике предпочтение отдается линии. «Ведомство живописи» (э-докоро) было основано при дворе еще до 886 года. Они сфокусировались на птицах, цветах и живописи фигур.
Первый из иллюминированных свитков был составлен в VIII веке как иллюстрация к сутре о причинах и следствиях (Э-ингакё). Разумеется, с эпохи Нара при дворе появилось «ведомство живописи» (эдакуми-ноцукаца), основанное в 702 году но оно объединяло скорее умелых ремесленников, чем художников. В современных вариациях их выпускают из пластика, тонкой фанеры, бамбука и резного дерева.
Эта цивилизация была ученицей китайского мира, но не стала его подражательницей. Монастыри возобновили традицию, начатую императорским двором в «Скигисан-энги-эмаки» в изящных линиях нежными красками создается повествование о трогательных мистических приключениях великих патриархов — «Жизнеописание Гисё и Гэнгё, монахов секты Кэгон в Корее» (Кэгон-сю-соси-эдэн). Лошадь, нарисованная художником в Ниннадзи (храм секты Сингон, расположенный на северо-западе Киото), каждую ночь убегала, для того чтобы побродяжничать в окрестностях.
Благодаря данному приему зритель изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение. Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью». Все исполнено необыкновенно легко и просто. Япония предпочитала приятные занимательные сюжеты и использовала небольшое их количество: изображение четырех времен года (cuku-э), знаменитых местностей (мэйсо-э), трудовых процессов, связанных с отдельными месяцами (цуки-нами-э) повествования или биографии (моногатариэ) покрывали ширмы или экраны с пейзажами (сэндзуи-бёбу), листки альбомов (соси) и иллюминируемые свитки (э-маки).
Менее строго подчиненная правилам композиции, более свободная, более импульсивная во вдохновении и творчестве, живопись «четырех великих мастеров» противостояла в конце эпохи Юань жесткости академических произведений. Ученики Марии преподают уже во многих московских, да и не только, клубах китайской живописи, участвуют в крупных выставках их работы имеют большой успех и пользуются спросом среди любителей китайской живописи у нас в стране и даже за ее пределами. Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок.
К их произведениям, например, относятся замечательные «Свитки сатирических изображений животных» (Тодзугига), которые приписывались монаху Какюю (1053–1140) известному также как Тоба Сёдзё. По фен-шуй выбор сюжетов также зависит от предназначения помещения. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники – картины. Свиток «Сказания об аде» (Дзигокусоси) характеризуется, еще более прямолинейной назидательностью.
Живопись Сонг продолжалась в Японии. Томиока Сэссай (1836–1924), монах дзэн-буддистской секты Сэнгай (1750–1837), Урагами Гиокидо (1745–1820), са Бусон (1716–1783), обессмертивший хайку, Икэно Тайга (1723–1776) продемонстрировали в Японии эту изысканную живопись, столь же интеллектуальную, сколь волнующую, на которой, однако, все-таки лежал определенный отпечаток маньеризма, который всегда ограничивал значительность и доступность этой живописи. Их вдохновил стиль ряда вышеупомянутых индивидуалистических художников эпохи Мин и Цин. Другие рисунки тушью на конопляной бумаге демонстрируют точную и сильную линию.
Картины первой группы передают общие идеи и ценности. В китайской манере исполнены и виртуозные миниатюры на музыкальных инструментах. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Для достижения целей художники используют различные техники работы с материалами.
На всемирных аукционах за последние пару лет происходит бум китайского искусства. Таковы были существенные характеристики техники растушевки (суйбоку-га), продемонстрированной в Китае в XIII веке великими мастерами Лян Каем и Му Ци. Рождался новый мир.
Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня. Ее возникновение было граничит с тем, что она вставлялась внутрь текста, который иллюстрировался и только впоследствии она приобретает самостоятельное значение. Глубокая тьма, в которую погружены сцены, красный сверкающий отблеск пламени, гигантские безобразные силуэты демонов с издевательскими ухмылками или вполне привычные существа — таким оказывается гигантский петух, разрывающий на части истязателей животных, — сумрачный вечный кошмар, нечто вроде контрапункта ужасам земной жизни. Если этот сюжет и встречается часто в Центральной Азии, в том числе в Дунь-хуане и Лунмэне в Китае, то в Японии изображение его на Тамамуси приобретает особенно драматическую живость, усиленную вытянутой формой и расположением по уровням. Он оставался в Японии до 1910 года. Гармонично также будет смотреться образ пагоды изображённый с разных ракурсов.
Этнические стили, к которым относится китайский, «не любят» ультрасовременных материалов и технологий. Стены квартиры в китайском стиле покрывают либо бамбуковыми, либо тканевыми шпалерами. Не запрещаются бумажные обои, придуманные некогда в Китае возможна и роспись на штукатурке: цветущие ветки, горные ландшафты, диковинные птицы. Каждый из рисунков – символ, привлекающий в дом определенную энергию, вот таким образом к узорам нужно отнестись серьезно. Если комната небольшая, одну из стен уместно покрыть деревянными панелями темного цвета, это визуально увеличит помещение, придаст ему чеканности, картинности. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Первые художники-авангардисты появились в Китае в восьмидесятых годах. Такова тема свитка «Сказания о голодных духах» (Гаки-соси, конец XII века): гаки (прета на санскрите) бродят на границе существования мертвых и живых людей. Вторая группа «Гунби» тяготеет к передаче деталей, мелких подробностей в изображении.
И только вот таким образом мы имеем возможность любоваться работами художников эпохи Тан или Сун. Среди первых китайских художников, которые испытали японское влияние, были Гао Цзяньфу (, 1879-1951), его брат Гао Цифэн (, 1889-1933) и Чэнь Шурен (, 1884-1948). В богатых гостиных мебель, большей частью, лакированная, с ажурной фанерной интарсией, со вставками из перламутра, черепахового панциря, благородной древесины. Обстановка квартиры в китайском стиле – воплощение достоинства: все предметы изящны, функциональны, но их немного. В истории Китая известна целая плеяда выдающихся каллиграфов, воплотивших в своем творчестве стиль различных династий.
Ведь согласитесь, сложно представить себе истинно китайский стиль без использования в интерьере роскошных перегородок. Тем не менее ее достоинство состоит в умении подчеркнуть качество хорошего рисунка. Каждая линия что-то символизирует и наделена мистическим или философским смыслом. Подлинная школа ямато-э использует главным образом минеральные краски, которые, поскольку не растворяются в воде, смешиваются с клеем: голубой цвет ультрамарина (гундзё), окись меди, полученная из малахита (рокюсё), сульфат ртути (сю), киноварь (тан), желтая охра (одо), красная охра (сюдо) и гематит (тайся).
Чэнь Шицэн (, 1876-1923) произошел из семьи видных чиновников и ученых. Ещё одной несомненной национальной особенностью китайской живописи является каллиграфия.
В зоне учебы, на северо-востоке, хорошо поместить изображение гор или восхода. Гао Цзяньфу изучал искусство в течение четырех лет в Японии, начиная с 1898 года во время второй поездки он встретил Сунь Ят-сена, а затем в Гуанчжоу (Кантон) участвовал в восстаниях, которые проложили путь к падению императорского правления и созданию республики в 1911 году. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. На его цветочные картины влияли художники династии Мин Чэнь Чун ( ).
Японцы увлеклись этой живописью тушью (суми-э), серая строгость которой предоставляла зрителю заботу о том, чтобы воображать наиболее яркие цвета. В VII – XIII вв. В Пекине открылась галерея современного искусства "Красные ворота".
Оживить уже имеющийся интерьер и добавить ему загадочности помогут аксессуары, передающие разнообразие китайской культуры. Ширмы, веера иероглифы – это все, конечно интересно, но наиболее красочный и дешевый вариант – украсить комнату с помощью изображения дракона.
Это может быть и бамбук и дорогое дерево инкрустированное слоновой костью. Заговорили в последние годы в Китае и о "расцвете" современной авангардной живописи. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Раньше для изготовления таких перегородок брались только легкие материалы. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне.
Косэ-но Канаока (работал во второй половине IX в. ) и его потомки получили известность: они считаются основателями первой настоящей школы японской живописи. Содержащиеся в Сёсоине, в хранилище, укрывающем их от гнева небес и от людей, эти чудеса быстро прошедшего времени свидетельствуют о расцвете нового центра цивилизации в Японии, связанном с распространением религии, хотя впоследствии эта цивилизация от нее и отошла. Если желание художника сохранить повествовательный характер живописи и роднит его со «Свитками Гэндзи», то этого нельзя сказать о религиозном духе этого произведения, об иронической мощи изображения, слегка приподнятого, о более светлых красках. Они бежали со своими сокровищами — иллюстрированными книгами и картинами. Живописью всегда чрезвычайно интересовались императоры. В Чэнду в провинции Сычуань мастер Хуан Цюань (, приблизительно 903-965) разработал натуралистический стиль (xiesheng, «набросок жизни» или живопись) для рисования птиц.
«Богиня плодовитости и красоты» (Китидзётэн), хранящаяся в Якусидзи, свидетельствует о декоративном богатстве религиозных зданий в данную эпоху и сильном влиянии Китая: богиня была нарисована на конопляной бумаге, лицо ее создано эффектной светотенью. Эта простота кажущаяся.
Несмотря на нимб и драгоценность (ей придана рельефность с помощью золотой фольги), которую богиня держит в руке, она выглядит как изысканная и очаровательная светская придворная дама эпохи Тан. Они вдохновляли в течение нескольких веков художников школы Кано Мотонобу (1476–1559), художника сёгунской академии и явно отразились на творчестве Хасегава Тохаку (1539–1610), который, отталкиваясь от наследия Му Ци, писал с натуры пейзажи исполненные искреннего чувства. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Вот таким образом искусство, связанное с кистью, занимало тогда только второе место. Условность их изображения по контрасту обеспечивает еще большую живость трепетания человеческой или растительной жизни.
Пейзаж с водопадом Нати был написан в тот переходный момент в XIV веке. Тогда же, когда процветала жанровая живопись, прародительница гравюры (ее вершин достигли Кано Хидэёри, он умер в 1557 году и Кано Эйтоку, 1543–1590), Сотацу заново открывал сюжеты, характерные для школы ямато-э. Изображения включали абстрактные композиции (такие, как мандала), портреты основателей учения (нисэ-э), сцены умиротворения: Амида, сопровождаемый ангелами и светом или стоящий перед красным солнцем рая Запада или излучая покой, принимающий умерших (райго) сюжет нирваны — сияющее тело Будды создает образ просветленной смерти, несмотря на стенания близких родственников, еще не достигших высшей ступени. Самый молодой из 24 родных братьев, ребенок был отправлен во Вьетнам.
Постепенно живопись интеллектуалов заняла доминирующее положение. Монгольские захватчики проводили политику жестокого национального угнетения. Основной целью художника было как можно точно отобразить действительность. Летящие ангелы (апсары) и бодхисаттвы прославляли буддизм различные стили религиозной живописи не только сопровождали эволюцию буддизма, но и переплетались с линией развития светской живописи.
Высоко оцениваются они не только художественной стороны, но и с финансовой. После нескольких попыток Сэссю сам отправился в Китай и в эту тревожную эпоху японской истории проявил большую настойчивость в реализации своих намерений. Этот свиток тем не менее также являлся произведением профессионального придворного художника, о чем свидетельствует точное воспроизведение обычно скрытых частей дворца. Тоса Мицунобу входил также в ведомство сёгуна Асикага.
Наряду с придворной живописью в феминизировавшемся вкусе (онна-э) великих романов данной эпохи, фигурирует и более реалистическая школа, представленная «Свитком легенд горы Сиги» (сигисан энги эмаки), созданным во второй половине XII столетия. Наложенные на плоскость, то есть на основу шелка или бумаги, эти цвета становятся интенсивнее, глубже, усиленные стремлением к идеализму — общей направленностью японских художников, не слишком озабоченных достижением точного сходства. Начиная с династии Юань (1280-1367) в китайской живописи наметились важные перемены, связанные с приходом в искусство художников-интеллектуалов. В стиле се-и, как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. К китайскому искусству сейчас приковано внимание искусствоведов и коллекционеров.
«Музыканты на спине белого слона» (Кидзоходзаку-дзу), нарисованные на коже и покрытые блестящим лаковым слоем, украшают лютню (бива). Цвета, накладываемые на плоскость, тщательно фиксировали четкие очертания рисунка, вначале лишь намеченного (хикимэ хагибана), где лица изображались только тонкой черточкой, намекающей на глаза и простой закорючкой, отмечающей нос. Китайские художники использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба.
Сегодня ширмы делаются из довольно разнообразных материалов. Один, характерный для «Гэндзи», является более интимным, деликатным, этот стиль стремится к тонкому символизму часто ярких красок, богатых даже в том случае, когда используется гризайль. Наряду с изображениями цветов стали писать птиц. Это особенно ощущается в произведениях кисти Сотацу (1630) или Огата Корин (1658–1716), брата знаменитого мастера керамики Огата Кэндзан (1663–1743). Золотой век ямато-э относится к эпохе Хэйан. Ее этапы влияли на развитие разных видов искусства.
Подлинная живопись ямато-э между тем связана с развитием повествовательной картины. Основными жанрами китайской живописи были пейзажи, «птицы-цветы» и живопись фигур.
Однако в день ее открытия сообщили о заложенной в зале бомбе и оно было отложено. Монастырь Кодзандзи, восстановленный в 1206 году Миоэ-сёнином (1173–1232) (чей портрет, выполненный Энити-бё-Дзёнин, символизирует интимное единение, в котором монах сливается с природой) имел особенно большое значение. Таким образом, следует говорить скорее не о двух традициях, но о двух стилях. Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж. В последних содержалось много такого, что вызвало в Японии интерес к «живописи образованных людей» и высоко оценило ее она также называлась «южной живописью» (нан-хуашш нанга).
Первый метод получил название "сеши" ("объективное изображение"), второй – "сеи" ("передача идеи"). Монах Тенсю Сюбун (начало XV в. ) и его прославленный ученик Сэссю Тойо (1420–1506) глубоко внедрили в японское художественное сознание это китайское видение живописи и мира. А после открытия власти дважды предъявляли ультимативные требования закрыть выставку (за всего лишь две недели ее работы) и добились своего. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись живопись — это обретшая форму поэзия». В этих работах пейзаж – место для прогулок и развлечений.
Эта техника была в основном принята профессиональными или придворными художниками, в отличие от стиля «живопись идей (xieyi, )». Азиатская культура необычна и разнообразна. Изображение водопада Нати — единственное в своем роде живописное произведение. Ковчег обычно и называют по имени этого насекомого — Тамамуси-но-дзуси.
Второй термин часто применяют к стилю Гохуа. 6-5 тысячелетия до н. э. ). В начале эпохи Мэйдзи англичанин Чарльз Виргман (1834–1891) познакомил японцев с сатирическим журналом «Японский Панч» успех этого журнала оказался таким, что выражением «японский Панч» называются все современные карикатуры. Китайская манера еще более заметна в картине «Красавица под деревьями» (Тё-Морюдзё-буобу), которая первоначально составляла часть ширмы, платье красавицы — аппликация из разноцветных перьев. Как и китайская живопись, японская, за исключением отдельных портретов, мало использует тень.
От художника требовались большая концентрация и отточенное мастерство, так как работа над картиной была очень кропотливой. Живопись цветов, ранее связанная главным образом с буддийским искусством, вступила в свои права как отдельная отрасль живописи в период пяти династиях (907-960). Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом. В год до образования Китайской Республики (1912) он вернулся в Китай, преподавал искусство и стал заметным в художественных кругах.