На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений.
Названы данные складки по имени художника стиля рококо Ватто, на картинах которого можно найти изображения платья кунтуш.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. В 1736г.
Повсеместное увлечение китайской едой, культурой, боевыми искусствами снова делает модными стилизованные интерьеры рококо с китайской подтемой.
для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Существуют сведения о том, что в XVIIIв. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. С 1759г. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Расписывал карету Ф. Буше, бронзовые детали выполнил Ф. Каффиери Второй. Картелль (франц.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Так изменились критерии физической красоты.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Htel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже высшей стадией искусства барокко. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др.
Roc). Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Подобные элементы отрабатывались художниками-орнаменталистами.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Появление же самого слова рокайль граничит с эстетикой Большого стиля эпохи Короля Солнце ЛюдовикаXIV (вторая половина XVIIв. ). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Но при этом барокко больше стремится проявить монументальную торжественность, а рококо подчеркивает изящество и легкость в искусстве. Архитектор Ж. Ф. Блондель Младший назвал Н. Пино Ватто орнамента. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. Сюжет пьесы сводится к следующему.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. Вот таким образом рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности. Именно в стиле Рококо формируется композиционная схема оформления салонов и гостиных. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Роскошь венецианского искусства соединилась с утонченностью культуры XVIIIв.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства.
Так родилось название нового стиля. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи.
Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Ныне это уникальное произведение хранится в музее Московского Кремля. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. По иронии судьбы Кювийе был карликом и в его творчестве, как в кривом зеркале, отразились все причуды стиля рокайля. mise-en-abme — положения в бесконечности). Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Искусство рококо отразило своё время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы.
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Под него надевали камзол. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
Искусство рококо в основном представлено только в деталях. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc – скала, камень, грот.
В Италии, в Венеции возникло так называемое венецианское рококо. В таком случае «стиль ЛюдовикаXV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля – классицизма конца XVIII столетия. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. В период Неоклассицизма середины и второй половины XVIIIв. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Стилю Рококо 1730—1740-хгг. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743г. ), маркизы де Помпадур (с 1745г. ), графини Дю Барри (с 1769г. ). В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Особенно модным в век Рококо считали цвет кака дофин (франц. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Они могут выполнять и чисто декоративную роль. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Еще один цвет, зеленовато-бежевого оттенка, называли caca doie (тот же продукт, но не дофина, а гуся). На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770гг.
(до этого архитектор работал в Украине), созданы в стиле рокайля. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. Причем подобные названия не казались смешными или постыдными. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
огромную популярность имели сентиментальные сочинения Ретифа де ла Бретона и Ш. де Лакло. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Видным художником является Пьетро Лонги. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью.
В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Фрагонара).
В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Индивидуальную манеру Кювийе иногда считают высшей точкой развития рокайльного стиля.
К примеру, пересказанная братьями Жюлем и Эдмоном Гонкурами — авторами обстоятельных исследований «Искусство XVIII века» и «Любовницы ЛюдовикаXV» (1859—1870) — история создания «чудесной вазы» для фруктов, некогда украшавшей Малый Трианон в Версале, форма которой была будто бы отлита из золота с «несравненной груди Марии Антуанетты». Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Ножки мебели выгнуты изящной линией.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи.
Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Он получал заказы на создание декоративных картин для резиденций короля и мадам де Помпадур, а также частных особняков в Париже. «Стиль ЛуиXV» трактуют в качестве переходного к стилю рокайля.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. А. С. На полу — ковер мануфактуры Обюссон. Братья Мартен прославились изобретением цветных лаков, не хуже китайских.
Характерная тема: неотвратимость стрел любви, на которую известны иллюстрации Ф. Буше к пьесе Ш. С. Фавара Осада Цитеры. Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов им свойственны фривольность игривость и беззаботность. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Оно существовало и позднее, в искусстве французского Неоклассицизма второй половины XVIIIв., подобно тому, как египетский стиль, уходящий корнями в эпоху Древнего Рима, возродился в период французского Ампира начала XIXв., продолжался в период Историзма и вновь был востребован художниками Модерна начала XXв.
Нежно-голубые и розовые краски зазвучали в пейзажах Каналетто и Ф. Гварди. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
В 1721г. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Если в Большом стиле ЛюдовикаXIV комод (изобретение мастера А. Ш. Булля) еще сохраняет тектоничность, проистекающую от ящичной конструкции (нескольких ящиков, расположенных один над другим, на четырех ножках), то в эпоху Рококо появляются пузатые комоды, в которых за слоем грунта, позолотой и нежно-голубой, розовой и салатной окраской с росписью цветами абсолютно невозможно опознать изначальную конструкцию.
Его использовали с негативным оттенком. Неопределенные — лавандовый цвет (цвета льна или холодного золота), серо-лавандовый (зеленоватого оттенка) — и экстравагантные названия: цвет живота только что постригшейся монахини. В России в начале XIXв.
В распространении стиля Рококо важное значение имеют биографии отдельных мастеров. Кювийе прославился и своими графическими фантазиями, собранными в альбомах Книга картушей («Livre de Cartouches, 1737), Обрывки причуд (Morceaux de Caprice, 1745—1755) и других (позднее эти сборники издавались в Париже). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. (см. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Само название стиля рококо произошло от французских слов rococo и rocaille, которые означают декоративный мотив в форме раковины. Это же слово встречается в Карманном словаре изящных искусств аббата А. Булье (1759). по документу из РГИА). в Майссене).
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества. Особую роль стали играть зеркала. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи ЛюдовикаXIV (Большой стиль) и ЛюдовикаXV, но в истории искусства Франции «стиль ЛюдовикаXV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом.
Если Возрождение ценило в человеке цветущую силу, полнокровное тело, то художественное сознание рококо отрицало всё могучее, крепкое. годами больного поколения, которое пребывало в веселом греховном блеске и цветущем тлении. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. А. С. Пушкин в Арапе Петра Великого писал, что в период Регентства нравственность гибла, а государство распадалось под игривые припевы сатирических водевилей.
На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Кроме фарфора— в моде серебро. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. — Нескромные сокровища Д. Дидро. Однако, покинув величественные дворцовые интерьеры искусство обнаружило тягу к психологии своих героев их чувствам и переживаниям.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Характерны их названия: розовый помпадур, цвет бедра испуганной нимфы, сомон (цвета семги), палевый, бланжевый (кремового оттенка), карникино (телесный), гри де перль (жемчужно-серый), перванш (серо-голубоватый), планшевый (желтоватый, светло-охристый цвет). Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Это небольшой инструмент с негромким и недолгим звуком, который требовал большого количества нот для длительного звучания пьесы. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля.
Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Термин рококо в ироничном смысле (добавив к слову рокайль двойное окончание, наподобие: обезьянничанье) использовал Ж. Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы эпохи маркиз. Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
Все вещи – напольные, настольные вазы, статуэтки, фарфоровые сервизы, подсвечники и канделябры оформлены позолотой, рокайлями, завиточками – они говорят, но не кричат о роскоши. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Он успешно работал в Петергофе, где в 1718—1720гг.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. (см. слово рококо не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении иногда в качестве синонима слова барокко (которое тоже считали наименованием дурного вкуса).
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Масляную живопись заметно потеснили рисунок пастелью, акварель, гравюра карандашной манерой. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Ярко-красный, алый цвет именовали la fillette (как у девочки).
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Художники использовали в своих работах подчеркнуто светлую палитру, предпочитая достаточно блеклые тона, включая золотистые, серебристо-голубоватые и розовые оттенки. Мода на шинуазри открыла путь идеям Просвещения в завуалированной форме сказок, притч, аллегорий, стилизаций.
План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. появились Персидские письма Ш. Л. Монтескьё, в 1748г.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. (иллюстрации см. Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо.
Люстры подбирают с бронзовой, золоченой металлической основой с хрустальными или стеклянными подвесами. Женщина стала главным объектом искусства. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). И здесь рококо ждало открытие.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. ниже).
Приложение 1). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Музыка звучала на светских приёмах и во время еды, танцев, вот таким образом возникали всё новые выдумки и развлекательные приёмы: имитации, звуковые изображения и т. д.
Однако до середины XIXв. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Большинство из них не сохранилось и они известны только по литературным описаниям. На рукавах были широкие обшлага. в Петербурге. На карманах— огромные клапаны. Перед камином — каминный экран, столик, кресла. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Центром интерьера становится камин, над ним — огромное зеркало.
Пино вернулся во Францию, где стал одним из ведущих орнаменталистов стиля Рококо. Одним из главных достижений эпохи Рококо считают открытие технологии и художественных возможностей европейского фарфора (первая европейская мануфактура была пущена в 1710г. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). по документу из РГИА). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Г. Гейне назвал первую половину XVIIIв. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые.
Шинуазри представляет собой отдельное романтическое стилистическое течение внутри Рококо. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. в живописи С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо, к примеру в Палаццо Лабиа.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий).
К монументальным архитектурным памятникам, возведенным в стиле рококо, относят Амалиенбург близ Мюнхена, Китайский дворец в Ораниенбауме. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Приложение 8). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Меняется и формальный строй его работ. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ).
В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Люди хотели видеть себя со стороны, красоваться перед собой и друг перед другом (это, в частности, стимулировало развитие портретного жанра). Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Музей изобразительных искусств им. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). В 1726г. Философские темы ванитас, суеты сует, пляски смерти, распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVIIвв. ) исчезают вместе с ощущением времени, которое будто бы останавливается.
Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно.
В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. приехал с архитектором Ж. Б. Леблоном по приглашению ПетраI в Петербург. Приложение 6). При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Это письмо так же отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Первые работы в России итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709—1794), приехавшего в Петербург в 1754г. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Много музицируют. Но вскоре Батони встает на путь самостоятельных занятий, пристально изучая и копируя картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывая античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
В 1754г. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль».
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В работе мастеров-мебельщиков показательна эволюция формы комода.
Иногда в стиле шинуазри создавались целые художественные ансамбли, как, например, в парке Сан-Суси в Потсдаме, в парке Пильниц близ Дрездена или в Китайском дворце в Ораниенбауме близ Петербурга. ниже). Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку).
Стены оформляются деревянными панелями. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии Любовь богов. Яркие краски уступили место разбеленным, приглушенным тонам. создал панели Дубового кабинета ПетраI в Большом дворце. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. «осколки раковины».
трансформировалась в Большом стиле в эмблему Короля Солнце, но оставалась классически симметричной. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. в Германии встречается синоним рокайля — «Grillenwerk» (вычурная работа). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Так, выдающийся рисовальщик, орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино (1684—1754), ученик отца — Пино Старшего, работавшего в Версале и Ж. Боффрана, в 1716г. bagatelle — безделица, пустяк). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Судя по иллюстрации в книге, ваза воспроизводит тип античного сосуда — мастоса. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела.
Ведь в представлениях европейца Восток — край утонченной неги и изысканных наслаждений. Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ). В тех же случаях, когда орнаментика рокайля затрагивает архитектурную композицию, она действует на нее атектоничным образом. Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела.
Приложение 5). Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Сегодня дизайнеры интерьеров в основном используют стиль рококо не в чистом виде, а в комбинации с другими стилями, главным образом мешая с барокко и классицизмом. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Они находились в полном согласии с эстетикой Рококо. Используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром.