В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Передвижники).
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Это было время тесной дружбы двух художников. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Многие полотна Шишкина сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Художник одушевляет деревья.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Над землёй летают ласточки. Русское богатство".
просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума.
Он тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Будущий художник восхищался лугами и лесами, травами и цветами, пнями и камнями, кустарниками и мхами, в которых проявлялась идея живой жизни, вечного произрастания природы.
Парит. Картины с названиями этого живописца передают простоту, доброту и глубину его души, но концепция произведения становится понятной после долгого и пристального разглядывания. Вместе с ними выставляются и произведения другого «масштабного», на сей раз исторического, живописца – В. И. Сурикова, картины которого тоже в своё время подвергались разрушительной критике за «скученность» (везде у него – толпы людей, бессистемно заполняющих пространство). Особенный, тихий, погожий выдался день. Внушительные дубы достойны восхищения. – взволнованно ответил художник.
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Шишкин не облагораживал природу. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща". Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Надо заметить, что Шишкин был мастером и одноцветных рисунков и гравюр, которые, как говорят всё те же критики, удавались ему даже лучше, чем полноценные многоцветные полотна. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Работа над картиной происходила в 1889 году. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Картина "Полдень. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань.
У работы было очень много положительных отзывов. Обоих мастеров, тем не менее, многое роднит, несмотря на разность жанров. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи.
Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Глядя на картину, создаётся ощущение титанической мощи природы, где каждое дерево – символ титанической борьбы. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Быть грозе.
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли.
Шишкину помогал художник Савицкий, который изначально настаивал на своем авторстве фигур медведей. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Его отец был купцом, культурным человеком. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
Произведение было подготовлено к пятидесятилетию со дня смерти Михаила Юрьевича и стало достойной иллюстрацией сборника его стихотворений. Все вокруг погружено в зимний сон. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо.
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». На первом плане несколько столетних сосен-исполинов.
Природа насыщена сырым воздухом. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Эстетика в то время понималась по-иному, нежели простое копирование «натуры», несмотря на то, что участь художника определялась исключительно как возможность «копировать». Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Какая необычайная картина.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. В 1852 году не окончив учёбу, поступил в Московское училище живописи, после окончания поступил в новое учебное заведение – Петербуржскую Академию Художеств. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В поисках идеальных медведей и подходящего леса он объездил всю Вятскую губернию и, повстречав бурое семейство, дописывал его по памяти. Картины с названиями – в количестве двенадцати полотен – расположены в помещении Третьяковской галереи, которую стремятся посетить туристы со всего мира и москвичи – истинные ценители искусства. Природа выражает музыку человеческой души. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Задний фон мрачен. С Крамским у них были особенно теплые отношения. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. К ним относятся "Уголок заросшего сада.
Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. – спросила она. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой.
Это прежде всего их масштабность и «монументальность», придаваемые картинам даже в ущерб привычной эстетике и «внутренней красоте». В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Современники всторгались достоинствами картины, замечая существенную особенность этого произведения: в нем раскрыты те черты жизни природы, которые дороги и близки любому русскому человеку, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана.
Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Последняя работа автора является наиболее известной. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. Но облачное небо уже начинает светлеть. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Раздолье, простор, угодье.
Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Облик этот был многолик. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Картина эта называется «Первый снег» (1875). Рожь. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Этюд "Сосна на Валааме" – один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. » «Нет, я вышел под дождь. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Именно она может облагородить человека, как прямо, так и посредством воспроизведения её в искусстве. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
Невероятная тишина царит в пейзаже. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Иван Шишкин был самым просвещенным художником русского реализма, вот таким образом своим долгом считал изображать на полотне не только пейзажи, но и портреты, которых в коллекции живописца не так много. Благодать.
На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. У него умерли сыновья. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью.
Приближается страшная гроза. Член-учредитель ТПХВ (см. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. – Вы тоже попали под дождь.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. «Иван Иванович. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». – Гроза застала меня дома.
Замысел картины подсказал Шишкину друг и художник К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). год создания: 1889размеры оригинала: 139x213 см. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Шишкин в своё время был настоящим революционером в живописи. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. «Сосновый бор. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Художнику хорошо удалось передать характер соснового бора, величаво-спокойного, объятого тишиной. Эту технику художник освоил еще за границей. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Природа – сама благородство. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу.
Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". Последнюю свою работу он так и не закончил. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Характерен его «научный» подход к написанию пейзажей, который иногда, по мнению некоторых дотошных критиков, перекрывал собственно художественное вдохновение. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь – от этого еще острее ощущение, какая она высокая, тучная и густая. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. И масляными красками и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей.
Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Крамским. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Человек Шишкина прикреплён к земле. В эпоху Возрождения современников поражал акварельный «Заяц», созданный Дюрером. Таковым является Иван Иванович Шишкин. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сосны придают картине величественное звучание.
Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Мачтовый лес в Вятской губернии". Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего».
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).