Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Эта картина была очень благосклонно встречена в Петербурге – Шишкин получил звание академика.
Эта картина – одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. В числе самых жизнерадостных картин, написанных Шишкиным, «Дубовая роща» занимает одно из главных мест. Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях. В Дюссельдорфе Шишкин, по заказу Н. Быкова, написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». На картинах Шишкина, дубы появляются очень часто.
Утро в сосновом лесу, картина насыщена утренним лесным воздухом, присутствует ощущение девственной лесной глуши, картина и популярна по сей день и наверное этому Шишкинскому шедевру нет равных. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей. Среди репродукции картин Шишкина, пожалуй, наиболее узнаваемая – «Утро в сосновом лесу», которую он создал как раз в это время – в 1889 году. В 1865 году Иван Шишкин возвращается в Россию, где за картину под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. 8 (20) марта 1898, Иван Шишкин скончался, работая над новой картиной.
Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина. В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика. Картина «Рожь» – одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-классика Ивана Ивановича Шишкина. Картины Шишкина производят потрясающие впечатление, даже на людей далеких от живописи.
Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография. 1887 год картина Дубовая роща в которой Шишкин мастерски передает состояние могучих дубов с толстыми извивающимися суками, с динамичными тенями и ласковыми лучами солнца. В 1873 году Ивану Ивановича Шишкину было присвоено звание профессора Императорской Академии художеств (за картину «Лесная глушь»). Точно передал состояние дождливой погоды в картине Дождь в дубовом лесу, по стихотворению М. Лермонтова Шишкин создает необычную картину На севере диком по заказу П. П. Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке.
Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу».
В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Эта картина – очень светлая и яркая.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Природа выражает музыку человеческой души. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Облик этот был многолик.
Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Член-учредитель ТПХВ (см. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Благодать. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них.
Работа над картиной происходила в 1889 году. Задний фон мрачен.
«Сосновый бор. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. У него умерли сыновья.
Мачтовый лес в Вятской губернии". В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Особенный, тихий, погожий выдался день. Внушительные дубы достойны восхищения. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Крамским.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Большую часть картины занимают серые облака. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Рожь. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Передвижники).
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник одушевляет деревья.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Картина "Полдень. Художник удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Раздолье, простор, угодье. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Быть грозе. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Парит. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной.
К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Эту технику художник освоил еще за границей. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Человек Шишкина прикреплён к земле. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Русское богатство".
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). О его рисунках постепенно узнала вся школа. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Природа – сама благородство. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Над землёй летают ласточки. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии.
В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие.
В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом – впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Его отец был купцом, культурным человеком. Сосны придают картине величественное звучание. в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке.
Созданные Шишкиным монументальные и жизне-утверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям творчества передвижников, сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской культуры в 70-90-х гг. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. У работы было очень много положительных отзывов.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Ведь он создал настоящую эпопею русского леса, запечатлев не только облик национальной природы, но и характер народа. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца и влажный покров земли и сочная листва кустарников и дыхание сиреневого тумана. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Последняя работа автора является наиболее известной. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Шишкин не облагораживал природу. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Последнюю свою работу он так и не закончил. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Ближе всего к зрителю – просторное поле. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Это дерево навсегда стало символом русской земли. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.