В 1873 году Ивану Ивановича Шишкину было присвоено звание профессора Императорской Академии художеств (за картину «Лесная глушь»). Эта картина была очень благосклонно встречена в Петербурге – Шишкин получил звание академика. Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей.
Современники называли его "царем леса" и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей. Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях.
Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке. В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика. Утро в сосновом лесу, картина насыщена утренним лесным воздухом, присутствует ощущение девственной лесной глуши, картина и популярна по сей день и наверное этому Шишкинскому шедевру нет равных. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография. Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу».
Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». 8 (20) марта 1898, Иван Шишкин скончался, работая над новой картиной. Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен.
Среди репродукции картин Шишкина, пожалуй, наиболее узнаваемая – «Утро в сосновом лесу», которую он создал как раз в это время – в 1889 году. В 1865 году Иван Шишкин возвращается в Россию, где за картину под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. Эта картина – одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. Точно передал состояние дождливой погоды в картине Дождь в дубовом лесу, по стихотворению М. Лермонтова Шишкин создает необычную картину На севере диком по заказу П. П.
На картинах Шишкина, дубы появляются очень часто. В Дюссельдорфе Шишкин, по заказу Н. Быкова, написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов.
Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина. Картины Шишкина производят потрясающие впечатление, даже на людей далеких от живописи. 1887 год картина Дубовая роща в которой Шишкин мастерски передает состояние могучих дубов с толстыми извивающимися суками, с динамичными тенями и ласковыми лучами солнца. В числе самых жизнерадостных картин, написанных Шишкиным, «Дубовая роща» занимает одно из главных мест. Картина «Рожь» – одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-классика Ивана Ивановича Шишкина.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Его отец был купцом, культурным человеком.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Большую часть картины занимают серые облака. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Невероятная тишина царит в пейзаже. Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Картина "Полдень. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Член-учредитель ТПХВ (см. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Художник одушевляет деревья. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Вертикали пересекаются косыми линиями. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Передвижники). Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Шишкин не облагораживал природу.
Чувствуется глубина оврага, глушь. У него умерли сыновья. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Над землёй летают ласточки.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Сосны придают картине величественное звучание. Последнюю свою работу он так и не закончил. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Крамским. Облик этот был многолик. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878).
Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Парит. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Картины с названиями этого живописца передают простоту, доброту и глубину его души, но концепция произведения становится понятной после долгого и пристального разглядывания.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Природа – сама благородство. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Рожь. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys).
Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
«Сосновый бор. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Только на Sothebys за это время было продано 17 картин.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Внушительные дубы достойны восхищения. Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Эту технику художник освоил еще за границей. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Быть грозе. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте.
В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Русское богатство". Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Задний фон мрачен. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65).
Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Природа выражает музыку человеческой души.
Человек Шишкина прикреплён к земле. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине.
Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом.
Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она».
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Это дерево навсегда стало символом русской земли.
В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. У работы было очень много положительных отзывов. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Эта картина – очень светлая и яркая.
В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Особенный, тихий, погожий выдался день. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами. Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща".
Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Мачтовый лес в Вятской губернии".
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Раздолье, простор, угодье. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Работа над картиной происходила в 1889 году.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В лучших картинах Шишкина И. И., созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало. В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Природа здесь рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Благодать. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Вечер", многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Последняя работа автора является наиболее известной.
Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.