Эта картина была очень благосклонно встречена в Петербурге – Шишкин получил звание академика. В 1865 году Иван Шишкин возвращается в Россию, где за картину под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика. Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов.
В числе самых жизнерадостных картин, написанных Шишкиным, «Дубовая роща» занимает одно из главных мест. Среди репродукции картин Шишкина, пожалуй, наиболее узнаваемая – «Утро в сосновом лесу», которую он создал как раз в это время – в 1889 году. Шишкин в данной картине верен своим принципам: он прорисовывает каждый листок, цветок, травинку, веточку и даже кусок коры настолько детально, что кажется, что это не рукотворная картина, а фотография.
Эта картина – одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». Сегодня многие из картин Шишкина можно увидеть в знаменитой Третьяковке.
Точно передал состояние дождливой погоды в картине Дождь в дубовом лесу, по стихотворению М. Лермонтова Шишкин создает необычную картину На севере диком по заказу П. П. В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика. Современники называли его "царем леса" и не случайно, ведь среди творений Шишкина можно найти немало картин с изображением лесных пейзажей. Картины Шишкина производят потрясающие впечатление, даже на людей далеких от живописи.
Одним из самых знаменитых полотен мастера реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина является картина «Дубовая роща». В 1873 году Ивану Ивановича Шишкину было присвоено звание профессора Императорской Академии художеств (за картину «Лесная глушь»). 1887 год картина Дубовая роща в которой Шишкин мастерски передает состояние могучих дубов с толстыми извивающимися суками, с динамичными тенями и ласковыми лучами солнца. Картина «Рожь» – одно из самых знаменитых произведений пейзажиста-классика Ивана Ивановича Шишкина. Картины Шишкина – это песня-рассказ о могучих корабельных рощах, богатырских дубах исполинских замшелых елях, дебрях леса и зарослях, ручьях и широких полях.
Природу Шишкин воспевал без преувеличений, без прикрас и всё же можно с уверенностью сказать, анализируя творчество художника Шишкина Ивана Ивановича: его картины – это гимн красоте отечественных пейзажей. Утро в сосновом лесу, картина насыщена утренним лесным воздухом, присутствует ощущение девственной лесной глуши, картина и популярна по сей день и наверное этому Шишкинскому шедевру нет равных. 8 (20) марта 1898, Иван Шишкин скончался, работая над новой картиной. Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу».
Звучащая панорама родного русского края на картине «Рожь» – это настоящее рукотворное чудо гения реалистического пейзажа Ивана Ивановича Шишкина. В Дюссельдорфе Шишкин, по заказу Н. Быкова, написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». На картинах Шишкина, дубы появляются очень часто.
Внушительные дубы достойны восхищения. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", но в целом – впечатление единого мира природы, полного неиссякаемых жизненных сил.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Парит. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Невероятная тишина царит в пейзаже. Человек Шишкина прикреплён к земле. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Эту технику художник освоил еще за границей. Раздолье, простор, угодье.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Художник одушевляет деревья. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. У работы было очень много положительных отзывов.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Шишкин находил, что такая работа способствует постижению форм природы, помогает совершенствованию рисунка.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Русское богатство".
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье.
Его отец был купцом, культурным человеком. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Благодать. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Природа выражает музыку человеческой души.
Член-учредитель ТПХВ (см. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру.
Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). С названиями художник был прост, но одновременно оригинален: он не выбирал эпитеты и метафоры из-за которых смысл полотна был бы двояким. Быть грозе.
Большую часть картины занимают серые облака. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сосны придают картине величественное звучание.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Над землёй летают ласточки. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
Шишкин был околдован тишиной лесной чащобы, вслушивался в ветер и треск сучьев, ломающихся под ногами. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Чувствуется глубина оврага, глушь.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Таковым является Иван Иванович Шишкин. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.
Облик этот был многолик. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Шишкин не облагораживал природу.
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Мачтовый лес в Вятской губернии".
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Это дерево навсегда стало символом русской земли.
Природа – сама благородство. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые.
Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Что ждет остальные деревья, которые стоят на заднем плане известно самому Шишкину, но обрубленные под корень пеньки навевают тоску и свидетельствуют о превосходстве человека над природой. Именно она может облагородить человека, как прямо, так и посредством воспроизведения её в искусстве.
Последняя работа автора является наиболее известной. Красота соснового бора, величественного и беззащитного, нередко изображалась Иваном Ивановичем на полотнах и момент, когда он демонстрирует последствия вторжения человека в девственные земли, особенно трагичен. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858).
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Работа над картиной происходила в 1889 году. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Задний фон мрачен.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны).
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Последнюю свою работу он так и не закончил. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Особое влияние оказала на творчество молодого пейзажиста Дюссельдорфская школа, вот таким образом он считается представителем этого направления. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Крамским. Передвижники). Картина "Полдень. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.
Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Эта картина – очень светлая и яркая. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Рожь. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
У него умерли сыновья. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.