В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Этот портрет интересен во всех аспектах — не только как портрет модерна, который близок новым направлениям в искусстве. Либо писал портрет Турчанинова, в котором слышится его голос с хрипотцой. И абсолютно фантастический рисунок рукавов.
«Серов создал целый цикл портретов семьи Юсуповых и все они высочайшего уровня. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец.
Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Из Парижа она дюжинами вывозила платья.
Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции. В феврале родилась дочь Ольга.
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». И укрепился в своем стиле. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. И все – не без оснований. Ее муж построил храм на Куликовом поле, оплачивал иконостасы общества «Русская икона», разрабатывал понятие обратной перспективы вместе со Флоренским.
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. И никто уже не скажет, что это второсортный портрет второстепенного художника. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба.
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. В своих произведениях он хотел выразить ее смех, ее улыбку. Хочется смотреть и смотреть на них. Это было большое достижение и вел этот класс Серов.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Вот таким образом здесь можно найти такую двойную стилизацию и игру.
Здесь же есть типичный серовский прием: собачка уподоблена силуэту балерины. Но ведь именно жизнь напоказ есть вечная тема парадного портрета и, доводя данную идею до грани гротеска, Серов с его репутацией «злого портретиста» (заказчики, впрочем, за редким исключением бывали довольны) лишь возвращает традиционной форме ее генетическое предназначение. Серов иногда говорил об этом «как это хорошо, как это подробно» и вот здесь он включил Европу как миф, который лежит в основе европейской культуры, в каждую молекулу.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов16. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Потом будут и психологические портреты в Репинской традиции и портреты в стиле модерн, женские (Трубниковой, Юсуповой, Ермоловой, Орловой, Гиршман, Голицыной и другие), дружеские, заказные исторические, царские, домашние, светские, официальные, графика, пейзажи (российские итальянские, греческие), античные сюжеты, театральная живопись, слияние, взаимодействие стилей.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
У Энгра есть портрет Рафаэля с Форнариной в том же тюрбане. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. Он единственный, как писал Сарабьянов, воплотил в своих работах стиль модерн в полной мере: «Модерн воплотился в творчестве Серова в его совершенстве и его совершенством же и закончился».
Если первый портрет Гиршман напоминает о Веласкесе, обыгрывает системы «Менин» с отражением в зеркале, близок по колористической гамме — а это понятно, Веласкес был важен для Серова, — то здесь, как писал сам художник, он обращается уже к Рафаэлю. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. в зеркале у края холста). Нет и вещей, проданных в последние годы на аукционах за сенсационные суммы (портреты Марии Цетлин, четы Грузенберг, Прасковьи Мамонтовой и других) факт этих продаж, кстати, сделал Серова одним из самых востребованных и дорогих русских художников. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей. Такая участь настигла Софью Михайловну Боткину, которую сам художник называл «скучающей барынькой». «Потрясающая вещь: здесь он достигает обобщения и некой плакатности, абсолютно иначе использует контур линии. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
за этюд с натуры». Он работает ограниченно в цвете и на самом деле использует всего несколько цветов.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. «Чтобы понять весь смысл этого портрета для Серова, нужно пройти специальный раздел выставки, который мы посвятили его работе над портретами Генриетты Леопольдовны.
Ольга Атрощенко, куратор выставки (живописная часть): «Девочка с персиками» была написана двадцатидвухлетним мастером, тогда совсем еще никому не известным художником и сразу снискала заслуженную славу. Очень здорово прорисованы детали, каждый штрих несет в себе теплоту мастера. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
А энгровский портрет, в свою очередь, отсылает нас к образу Форнарины Рафаэля. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Кроме портретов— М. К. Тенишевой, Н. А. Мещерской, П. А. Бахрушина, Н. А. Римского-Корсакова, П. Н. Трубецкого, В. В. Мусиной-Пушкиной— работал над иллюстрациями к басням Крылова. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Так пребывание в знаменитой усадьбе чуть не разрушило начинающую карьеру юного художника. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). ред. ).
«Про «Похищение Европы» я знаю художественную тайну. Эскизные портреты детей царя— 17-летней Ксении, 14-летнего царского сына Михаила и11-летней Ольги— художник рисовал снатуры. Нет, Савва Иванович был себе на уме. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек.
Был написан портрет императора Николая II. Машков и др. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Бытует мнение, что Мамонтов был эдаким добряком-чудаком, который бездумно бросал деньги в искусство, поддерживал таланты и т. п. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался».
Но и того, что есть, более чем достаточно: от абрамцевских портретов и домоткановских пейзажей (к ним и лишь к ним относится присяга молодого художника «писать только отрадное», знаменитая «Девочка с персиками» – экстракт этого стремления) до Иды Рубинштейн, в которой экстрагировался, если не сказать исчерпался уже русский модерн. академика И. Э. Грабаря — Прим. Хотя знаю, что такие предположения существуют. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды.
Но весной он заболел и Валентина Семеновна сочла, что для здоровья сына им необходимо переселиться на юг. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Художники до него такими задачами не интересовались». От нее веет здоровьем, безмятежностью. И портрет получился – светлый, добрый, легкий и – очень продуманный. Цорновская экспрессия была новаторской, хотя что можно понимать под новарторством.
Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня»на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Серов тоже был частым и дорогим гостем в Абрамцево и именно здесь в 22 года написал свою самую знаменитуюкартину «Девочка с персиками». Третьяковская Галерея оживила картину «Девочка с персиками», готовясь к ретроспективе Валентина СероваВалентин Серов Девочка с персиками. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Ну а дальше началась война, как только умер Серов.
Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Ирина Шумалова, куратор выставки (графическая часть): «Между портретом, который начинает эту выставку, «Девочка с персиками» и портретом Иды Рубинштейн — пропасть. 1887 Холст, масло. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Но почему я останавливаюсь на Юсуповой. Радость беспричинная. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. А эта версия перегружена и более насыщена деталями. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. И даже делают. Когда портрет был закончен, в обществе его назвали «дама на диване в пустыне».
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Какое-то время он работал в Третьяковской галерее, но совсем недолго, в 1934–1935 годах. «Другой важной его работой я бы назвала портрет Михаила Абрамовича Морозова.
Здесь нет никакой иронии, никакого гротеска, он изобразил ее такую, какой он ее увидел. Либо глухоту мог выразить. Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны — весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9.
Мы назвали раздел, где висит эта работа, «Формула портрета», так как каждый раз работая с новой моделью Серов выбирал новую систему приемов. Он не хотел быть злым, просто видел гораздо больше, чем видим мы». Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Что мы видим здесь. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Случайная цитата о Серове: «Баба в телеге» прошла на выставке незамеченной и, правда же, нельзя винить публику за то, что она проглядела этот шедевр, так как трудно найти что-либо более скромное, тихое и незатейливое по эффекту.
Картины просто великолепные, не тяжелые на восприятие. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. И здесь есть немного иронии. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
С великим удовольствием посетила бы его выставку. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. В графике она начиналась как раз с Серова. Да ещё и с издевательствами. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Когда он узнал, что его собираются арестовывать, он приехал в Москву в Третьяковскую галерею, а потом перешел в институт Грабарей (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им.
В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
В 1959 году М. С. Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа и переправила ее в США). Радость, как жизненная ценность. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. И здесь практически нет цвета, он очень аскетичный. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
Если бы не это, мы не знаем, что было бы дальше со стилем модерн в России». Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Совершенная поза, будто вошла и присела ненадолго (хотя Вера позировала ему более 10 раз), сияющий фон – словно пленэрная живопись (а не привычное светлое лицо на тёмном фоне), композиционная завершенность, спокойствие и чистота, гармония цвета, света и тени, портрета, пейзажа и натюрморта. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Иначе. «Занавес — это, конечно, сенсация выставки. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Он, например, писал поясной портрет и задавал вопрос, заметно ли, что он высокого роста.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве.
Есть еще большая канторовская версия, но она более плакатная. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Это случилось в 1871 году. Его в этом случае сравнивали с Цорном, говорили, будто он что-то берет от него. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Съемки, «оживляющие» картину, сотрудники Третьяковской галереи провели в музее-заповеднике «Абрамцево», где картина и была написана в 1887 году.
1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Торжественный на первый взгляд портрет наполнен иронией. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Каждая волна как устрица, как моллюск, скрывает в себе изгиб быка, Европу. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Тот портрет Карзинкиной, который можно увидеть в верхнем зале, зале живописи, значительно проще.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Но это не просто Рафаэль, это энгровский Рафаэль.
Посмотрите, какого здесь цвета море, можно ли передать это зеленое балтийское море. В чем обвиняли Серова. Ее организовали разночинцы. Серов мог». Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Как видите — принципиально название не поменялось.
А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка — обнаженная натурщица и еще один портрет Марии. 1890 год— начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года— Володе фон Мекк— сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. Он прошел стремительный путь, все время менялся.
Серов нарочно «очистил» интерьер от так раздражавшей его вычурной роскоши, создав впечатление пустого пространства. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты.
Однако ж недаром любители считают эту картину одним из лучших созданий мастера. Он очень часто менял свое искусство, старался быть всегда во времени. Это не каталог-резоне и в экспозиции не «весь Серов». Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Это балерина, не Большого театра, но с осанкой и достоинством балерины. «Здесь штрих абсолютно другой.
Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». И тем более не буду строить предположений относительно коррупционной составляющей всего этого «дела» и относительно «тайного заказа» хищного коллекционера, разыскивающего по мировым закоулкам шедевры и «разводящего» их простодушных владельцев, не подозревающих о том, какими сокровищами они обладают. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком. Сначала – общие сведения: три этажа замечательно преображенной Третьяковки на Крымском Валу отданы под выставку работы из 25 российских и четырех зарубежных музеев, а также из девяти частных коллекций много открытий (не только царские портреты) солидный каталог.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Серов говорил, что его интересует «не сам человек, а та характеристика, которую из него можно сделать на холсте», «формула личности», подразумевающая композиционную режиссуру и заострение характерного порой вплоть до карикатурности (Голицын подкручивает ус, лезет в карман за золотым или все-таки за часами Гиршман, моделям не всегда уютно в прокрустовом ложе «формулы»), но и язвительность не противоречит импозантности. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Большой стиль – и люди большого стиля. Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
И собачка совершенно повторяет ее силуэт и задает ключ этим потрясающим кружевам и цвету». На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Кто эта женщина. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Работа над полотном шла три месяца.
Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Так как, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15–20 млн шекелей (это около 3 млн и никакая Маревна столько не стоит и акварели Волошина тоже и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christies в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Он многое успел сделать, сменил несколько направлений.
Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Это фрейлина императорского двора. Он в корне изменил свое искусство, стал иначе думать иначе работать.
На выставке «Два века русского искусства и живописи» в 1906 году он не очень прозвучал и понял, что постарел. Большего контраста невозможно придумать. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми.
Так началась целая серия портретов императорской семьи. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. История Олсуфьевых одна из самых трагических узнав, что мощи Сергея Радонежского будут изъяты из ризницы и рассыпаны с разрешения патриарха Тихона, они вместе с Флоренским сделали голову Сергея Радонежского и сохранили ее. За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений. В целом она устроена по старинке: с разделами «по видам» (темперы отнесены к графике), с очень точной развеской, учитывающей визуальные рифмы и контрапосты, с привлечением документального материала – книг, писем, фотографий. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. Женская можель появилась в самые последние годы XIX века, в Третьяковской галерее этому была посвящена отдельная выставка, она называлась «Магия тела». Он показывал самую суть человека, больше, чем есть во внешнем облике. Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. Но самое забавное, что центром этого большого по размеру портрета является вовсе не сама «барынька», которая смещена вправо, а ее крошечная собачка. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.
Они все время пытались спасаться от репрессий — из своего имения Бульцы в Тверской области переехали в Троице-Сергиеву лавру, где достаточно долго работали. Музей русского искусства, где хранилось собрание и сам портрет, до 2014 года, охотно согласился с весьма не сложными условиями дарительницы, поменяв название на «Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных» лишь только в 1996 году. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Но тем не менее это абсолютно новая страница его творчества. Посмотрите, какой резкий скачок он сделал за это время.
Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Пригласили экспертов Christies, выбрали один экспонат и выставили на торги. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Что, по-моему, хорошо: настоящая кураторская работа должна быть неочевидна.
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). «Серов начал класс обнаженной натуры в России. Занавесов сохранилось мало, хотя и не так мало, как нам кажется.
Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович. Например, версии портрета Генриетты Гиршман – вот минималистский линейный арабеск, вот «арнувошный гламур» (поза почти повторяет позу Зинаиды Гиппиус в портрете Бакста) и, наконец итог всем известный и совсем иной. Родился сын Георгий. Денег нет, судя по всему, ни на что.
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Демонстрация вариантов – один из немногих концептуальных ходов выставки. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15. Так что, может быть, «племя младое, незнакомое» будет смотреть в каком-нибудь таком музее на портрет Марии Цетлиной так же, как сегодня публика глазеет в Третьяковской галерее на «Девушку, освещенную солнцем», купленную Третьяковым вопреки общему передвижническому недоумению и недовольству.
Валентин Александрович первым утвердил графический портрет в качестве самостоятельного произведения искусства, оказал огромное влияние на всю последующую русскую школу живописи, воспитал немало талантливых художников, среди которых были К. С. Петров-Водкин, Н. П. Крымов, И. И. Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как и около тридцати работ было утрачено.
.