В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Парис решил похитить Елену. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). А ведь оно только одно из многих. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». КОНТИНЕНТЫ. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Христос уже мертв и на его светлое, бледное тело, на холм Голгофы и на туманную даль изливается странный, мерцающий, сверхъестественный свет.
Именно к этом меньшинству традиционно относятся картины Питера Пауля Рубенса: после появления полотен этого автора стали говорить о барокко, а выражение «рубенсовский стиль» стало практически нарицательным. Вот таким образом мастер всячески старался подчеркнуть телесную красоту любимой, например оттенил ее белую нежную кожу, как часто делал, темной шубкой. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Верхний этаж, куда вела из вестибюля видимая на фотографии лестница, занимали ученики Рубенса, весь первый этаж принадлежал мастеру. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Каждая деталь интерьера должна будет пройти испытание за право соседствовать с произведением великого мастера. Но лишь про единицы можно сказать, что их работы способствовали основанию нового направления в живописи. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
1750). Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Пространственная глубина с воздушной перспективой, свойственная более поздним произведениям искусства, на них почти отсутствует.
Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). С наслаждением писал местные пейзажи.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Рубенс был красив во всем.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как абсолютно самостоятельные. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Художник дважды был женат.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама».
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
И слава Богу. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Вот таким образом некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы.
Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Казалось, ему было подвластно все.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Молодая красавица, нежное тело которой благодаря трепетной, мерцающей живописи сияет, выступая из полутьмы, запрокинула голову и в ужасе смотрит на старцев. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Рубенс не считается мастером психологического портрета. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Соперничество кончилось трагедией.
А семейный портрет с Изабеллой, поразивший современников естественностью, новизной и свежестью исполнения, положил конец чопорным и отстранённым изображениям любящих супругов. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Действительно, у общепризнанного «короля живописи» было много подражателей, но никому не удалось передать на своих полотнах столько кипучей энергии, движения и до предела заряженной атмосферы. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии.
После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Все это тайна велика есть.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. галерея Медичи в Лувре).
Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Неужели она была настолько скромна.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Разве что истинный талант.
Но Рубенс никогда не был педантом. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9. В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. С особым мастерством и виртуозностью создавал этот мастер живописи и портреты величественных особ. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
Рубенсу хорошо платили за его искусство и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии). Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Рубенс и себя не раз писал в ней. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. Однако искусно написанные губы плотно сжаты, они скованы правилами этикета из них не вылетит ни одного лишнего слова.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Красный фон перекликается с румянцем на щеках, а ожерелье и кружева создают что-то вроде драгоценной оправы для столь дорогой сердцу художника жены. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.
Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Но Идас камнем сразил Полидевка.