Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы. Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия. При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами. С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения. Картины Рубенса этого времени полны страстной динамики.
В 1622 г. вдовствующая королева Мария Медичи вызвала Рубенса в Париж, чтобы он заполнил картинами из её жизни два длинных перехода в новом Люксембургском дворце. В творчестве Рубенса этого периода, кроме картин с эпизодами библейской истории, стали чаще появляться сюжеты из античной мифологии («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»). Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах». В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом, Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место.
Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь.
его творчества. Оттиски также называют гравюрами. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано.
Все это, в сочетании с исключительным трудолюбием, позволило ему обрести абсолютную свободу и виртуозность кисти. Эти художники, правда, не обладали столь отличавшей Рубенса широтой творческого диапазона их дарованиям была свойственна известная односторонность. Быстрота работы мастера поражала современников. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч.
Рубенс был красив во всем. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». и художником королей. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в семье юриста, эмигранта из Фландрии.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
И слава Богу. Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник. Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. 1617. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж.
После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. На этой должности он получил особую привилегию посещать дома самых богатых и знатных дворян. Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов.
1630-1640, Музей истории искусств, Вена). 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден). А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари».
Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. 1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве.
Население 2, 1 млн. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Художник скончался в 1640 году. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Бегство Лота. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Нанси), "Св.
Как правило, он вставал в четыре часа утра и обязательно начинал день с прослушивания мессы. Площадь 301 тысяч кв.
Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. В 1612-20 гг. Разве что истинный талант. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Троицу" (1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой.
Это одна из поздних работ Рубенса. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. – в Рим.
С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
"Демокрита" (1603, в мадридском муз. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж. В 1620-е гг.
Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме). относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. исполняет алтарные образы в духе барокко для антверпенского собора и городских церквей («Водружение креста», «Снятие с креста»). Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок.
В 1626 г. умерла Изабелла Брант, а в 1630 г. Рубенс женился на Елене Фурман. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Рубенс создает цикл картин, заказанных французской королевой Марией Медичи и предназначенных для украшения Люксембургского дворца («История Марии Медичи»), пишет парадные аристократические портреты («Портрет Марии Медичи», «Портрет графа Т. Эренделя с семьей») исполняет ряд интимно-лирических портретов («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), создает композиции на библейские темы («Поклонение волхвов»).
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. искусства). Многие жители покидали разоренную войной страну.
Слава талантливого художника приходит к нему неожиданно. дель Прадо), "Преображение" (1604 в муз. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Галерея Палатина (Палацо Питти), Флоренция, Италия В этот же период Рубенс выступил в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Музей Лихтенштейна, Вадус В ранний период творчества Рубенс пишет парадные портреты в духе нидерландских традиций XVI в. («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). Он приобретает поместье с замком (Стен) в Элевейте (Брабант) и поселяется там с молодой женой. 1618. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. учился в Антверпене у Адама ван Норта и Отто Вениуса.
Родился в 1577 г. в Зигене (Вестфалия). По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины.
Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Последние десять лет жизни Рубенса (1630 – 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности. В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. км, население 58, 1 млн человек (2007). Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса.
В 1592-1598 гг. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. В 1608 г. вернулся в Антверпен.
В возрасте 13 лет Питер начинает обучаться живописи. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Кроме этих работ, Рубенс исполнил немало и других, например, серии охотничьих сцен для королевского дворца дель Прадо в Мадриде, картины "Суд Париса" (в лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и "Диана на охоте" (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам" (в галерее Питти, во Флоренции) и "Радугу" (в Эрмитаже). Музей Лувр, ПарижВремя от времени художник создает декоративно-монументальные композиции, но чаще пишет небольшие картины исполняя их собственноручно, без помощи мастерской.
Изабелла Брандт, жена Рубенса, 1626. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики. К концу 1610-х гг.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявилось в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Вряд ли найдется человек, который хоть раз в жизни не застыл перед тем или иным холстом Рубенса, покоренный могуществом человеческого тела.
1622. Снятие с креста. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Соперничество кончилось трагедией. В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же).
Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. На 23 году жизни Рубенс отправился в Италию и долго пробыл в Венеции изучая колористов и особенно Тициана и Веронезе. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937-1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду.
Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Именно ему в своем творчестве удалось передать невероятную динамичность, яркое стремление к жизни и эмоциональность барочной европейской живописи.
У них было пятеро детей. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.
В 1600-1608 гг. Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
занимался дипломатической деятельностью, выполняя поручения правительницы. Затем, он принимался за работу имея всегда при себе наемного чтеца, читавшего ему вслух какого-либо античного автора.
Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ). Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки.
Выполняя заказы, ездил в 1601 г. в Рим, в 1603 г. – в Испанию, в 1605-1606 гг. Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Тематика произведений этого времени разнообразна. Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. В 1609 г. был назначен придворным художником габсбургских правителей южных (испанских) Нидерландов – эрцгерцога Альберта (брата императора Рудольфа II) и инфанты Изабеллы-Клары-Евгении (дочери испанского короля Филиппа II). человек (2004). Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Уже в первые годы пребывания Питера Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). с мантуанскими друзьями», ок. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Германия Самсон и Далила. В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо.
Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Сложное сплетение фигур, высокое напряжение действия и человеческих чувств, переданные Леонардо, оказались близкими поискам самого Рубенса. Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи. Рубенс получил широкое признание и известность. В 1620-е гг.
Весной 1640 г. здоровье Рубенса резко ухудшилось (он страдал подагрой) и 30 мая 1640 г. художник скончался. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа.
От этого брака родилось трое детей. галерея Медичи в Лувре). Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. В 1620-е гг.
Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. 1609 г., Национальная галерея, ЛондонЧетыре философа (справа налево: Ученый Ян Вовелиус, знаменитый философ-стоик Юстус Липсиус, ученик Липсиуса, брат художника Филипп и сам Рубенс над ними бюст Сенеки). Постепенно он отходит от государственных дел, продолжая активно заниматься живописью.
Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). В общей сложности из мастерской Рубенса вышло три тысячи картин. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности.
Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Ездил в Париж (1622- 1625 гг. ), в Голландию (1627 г. ), в Мадрид (1628 г. ), в Англию (1629-1630 гг. ). Его главной моделью становится молодая супруга.
Но Рубенс никогда не был педантом. («Камеристка», около 1625). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. В эту пору им были написаны: "Обращение св.
Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». В них начисто отсутствует мистика. начался новый период творчества художника. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом.
Казалось, ему было подвластно все. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ). Вадус, Музей Лихнетштейна Альберт и Николас Рубенсы, дети художника, 1626-1627. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. С 1598 г. – свободный художник. Возникли в 15-16 веках. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков.
Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций). Композиция (на которой герцог изображен сидящим верхом на коне) имеет оглушительный успех и слава Рубенса разносится по европейским королевским дворам. С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ). Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Участвовал в подготовке мирного договора между Испанией и Англией. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Во время своей первой поездки в Италию он увлекся архитектурой и в результате пристроил к дому студию, а также сам разработал фасад дома в итальянском стиле. Ее очаровательные черты возникают в целом ряде религиозных и мифологических картин Рубенса, где Елена предстает перед нами в образах Венеры и Девы Марии. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок.
Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. У герцога художник оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. складывается зрелый стиль художника. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. В Лондоне Рубенс покрыл потолок зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. В поздний период творчества Рубенса всё больше стали привлекать пейзажи. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. По эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы – в мюнхенской Пинакотеке и в Эрмитаже). Был назначен секретарем Тайного государственного совета Нидерландов.
Ильдефронсу" (в венской галерее). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие. Пейзаж: Доярки и коровы.
В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. В обязанности Рубенса входило копирование полотен великих мастеров. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. По просьбе герцога Рубенс везет ценные подарки испанскому королю Филиппу III. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Им тесно в пределах двухмерного пространства.
Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. 1612. (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»).
Соответствует вавилонскому Таммузу. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Страшный Суд. Бавона" (для церкви св. В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла.
Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
В 1610-е гг. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Но Идас камнем сразил Полидевка.
В этот период он создает многие из лучших своих работ: мифологические картины («Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Союз Земли и Воды», «Венера перед зеркалом», «Битва греков с амазонками») сцены охоты («Охота на гиппопотама и крокодила») пейзажи («Возчики камней»). Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Последние произведения Рубенса – «Три грации», «Вакх» и «Персей, освобождающий Андромеду» (закончена учеником Рубенса Я. Йордансом).
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Рубенсу хорошо платили за его искусство и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии). В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»).
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. молодой жены становится лейтмотивомЛейтмотив доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий. 1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок.
Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Париж, Лувр В 1630-е гг. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Осенний пейзаж с видом на замок (Het Steen). 1635, Национальная галерея, Лондон Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен. Рубенс редко посещал друзей, но принимал посетителей так любезно, что все любители изящного, ученые и просто иностранцы любого звания, приезжавшие в Антверпен, считали своим долгом выразить почтение, придя к нему в дом, а также — ознакомиться с его художественной коллекцией, одной из лучших в Европе. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для церкви св. Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9. – в Геную, в 1605-1608 гг. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков).
Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской Пинакотеке). Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).
Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Коллекционирование монет началось с 14 века.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Рубенс запечатлевает ее в библейских и мифологических образах («Вирсавия»), создает более 20 портретов Елены («Шубка», «Портрет Елены Фурмен»). Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой.
и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. 1620, Эрмитаж).
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца.
Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. А ведь оно только одно из многих. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. К 1630-м гг.
Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. был в Италии на службе у мантуанских герцогов Гонзага. 1602.
Среди классических шедевров мирового художественного искусства, динамика в композиции используется отнюдь не так часто. Женился на Изабелле Брант. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
С наслаждением писал местные пейзажи. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. 1594-1598).
Елена Фоурмен с детьми, 1636-1637. античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Рубенс отходит от политических дел и целиком отдается творчеству. Его талант был сразу же замечен. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. В 1620-е гг. человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Рубенс вывел фламандскую художественную культуру на новые пути, став творцом актуального и живого, тесно связанного с современностью искусства.
Галерея Уффици, Флоренция Портрет юной девочки, (Портрет дочериКлары Серена Рубенс), 1615-16. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.
В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602 в госпитале в Грассе), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). Нумизматика как наука возникла в 18 веке.
Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой).