Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. И слава Богу. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. КОНТИНЕНТЫ.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Но Идас камнем сразил Полидевка.
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. 1750). Рубенс и себя не раз писал в ней. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Соперничество кончилось трагедией. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Молодая красавица, нежное тело которой благодаря трепетной, мерцающей живописи сияет, выступая из полутьмы, запрокинула голову и в ужасе смотрит на старцев. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. С наслаждением писал местные пейзажи.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.
Кресты с распятыми на них Христом и двумя разбойниками вздымаются над пустынной, голой местностью. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Им тесно в пределах двухмерного пространства.
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Парис решил похитить Елену. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Но Рубенс никогда не был педантом. В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.
Неужели она была настолько скромна. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
А ведь оно только одно из многих. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Прирожденный художник-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
Сусанна не поддалась на уговоры и, якобы за то, что согрешила с юношей, была осуждена на смерть, но ее невиновность доказал пророк Даниил.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Все это тайна велика есть. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.
На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Разве что истинный талант. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Кажется, что герой едва сдерживает движение, а белокурая богиня вот-вот задышит полной грудью. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве.
Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. галерея Медичи в Лувре). Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Художник дважды был женат. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).
Один взгляд на его произведения не оставляет никаких сомнений, в том, что Рубенс был не только благополучным живописцем, но и счастливым человеком, который не разочаровывался и не сомневался в своем творческом пути. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету медийца Креза, устроил массагетам ловушку.
Среди классических шедевров мирового художественного искусства, динамика в композиции используется отнюдь не так часто. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко.
Бригитта Спинола Дориа происходила из влиятельного генуэзского дворянского рода Дориа, представители которого боролись за первые роли в государстве. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Рубенс был красив во всем. В них начисто отсутствует мистика.
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Анатомически достоверные тела и лица, тонкая светотеневая работа, подчеркивающая фактуру кожи.
Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.