Посетитель у картины Портрет неизвестной в розовом платье на выставке художника Федора Рокотова (1735/1736-1808) в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Самый загадочный раздел выставки посвящен картинам, ранее приписываемым кисти Рокотова. Заместитель директора по научной работе Татьяна Карпова у картины Портрет Екатерины II (Рокотов и мастерская) на выставке художника Федора Рокотова (1735/1736-1808) в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Посетительницы у картины Портрет неизвестной в розовом платье на выставке художника Федора Рокотова (1735/1736-1808) в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Посетительница у картины Портрет императрицы Екатерины II (справа) на выставке художника Федора Рокотова (1735/1736-1808) в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Куратор выставки Наталья Преснова у картины Портрет Екатерины II (Рокотов и мастерская) на выставке художника Федора Рокотова (1735/1736-1808) в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
С 19 февраля по 24 апреля 2016 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдет выставка картин Фёдора Степановича Рокотова.
Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. – Проще сказать, кто на них не появлялся. Рокотова от его современников. Например, портрет поэта Василия Майкова. Голубые глаза не загадочны, не то что темные.
В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. А камзол его хочется потрогать. Парадные портреты в лучших традициях рококо гипнотизируют роскошью. Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений.
Ретроспективы Федора Рокотова не было неприлично долго – 55 лет. Сейчас даты его жизни обозначены 1735/1736–1808, но, возможно, он родился и раньше. Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Фирменная полу улыбка, по которой сразу узнается Рокотов. В созданных им образах открываются душевные качества модели.
Потом он жил в Ревеле. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Неяркий свет выхватывает из тьмы прекрасные лица, выписанные с необыкновенной тонкостью. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Среди зрелых произведений я бы отметила портрет Струйской.
Этому шедевру Николай Заболоцкий посвятил стихотворение «К портрету»: «Ее глаза — как два тумана, /Полуулыбка, полуплач, /Ее глаза — как два обмана, /Покрытых мглою неудач». Что уж говорить о дамах – все нежны и волооки. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей.
Например, портреты Николая и Александры Струйских кисти Рокотова до революции были вывешены в Рузаевке – и на выставке представлены сохранившиеся изображения этой усадьбы из коллекции Исторического музея. Тем более – о его облике. Не бывает выдающегося художника без собственного узнаваемого стиля. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова.
Структура экспозицииТворчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Значение выставкиЭто лишь третья монографическая выставка Рокотова.
Репнина от крепостной. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Рокотов, пожалуй, первый русский художник, кому удалось такой стиль выработать. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки.
Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Отвечает на ломаном русском и частично — на неважном английском: «Меня зовут Аи Юань. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов.
– Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Рокотовнаписал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. Объектив у этого «фотоаппарата» был действительно несколько расстроен изображение получалось слегка расплывчатое, но зато давало возможность показать мужчин и женщин именно как кавалеров и дам, а не хитрых царедворцев или клинических графоманов. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Интересен и привлекателен «Портрет неизвестной в розовом платье».
Так, Александра Струйская, например, умерла в 86 лет, при том что 19 раз рожала. Практически нет у него и купеческих портретов. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. И, конечно, очень к месту сведения о портретируемых. Оказывается, многие из них дожили до почтенного возраста. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Кстати, он, действительно очень подходит для эмблемы выставки. Рядом с этой неизвестной висит «Портрет неизвестного в синем кафтане».
Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. В каждой китайской школе есть урок искусства. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. В Третьяковской галерее будет представлено 40 эталонных произведений от самого таинственного художника, жившего во второй половине XVIII века. В созданных им образах открываются душевные качества модели. Тогда Третьяковская галерея показала его работы максимально широко – представив также и "мастеров его круга".
Первое впечатление от выставки: до чего же портреты здесь похожи друг на друга. Дягилевым. В отличие от Левицкого, у которого все выписано, вплоть до мельчайшего узора на кружеве платья, Рокотову не важна ткань – бархат или сукно, он не стремился поразить зрителя блеском и мастерством передачи деталей. У всех высокие лбы, у мужчин случаются увесистые красноватые носы, но у дам, понятно, никакой курносости и, что странно, у большинства героев и героинь глаза карие.
Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. — Из раннего периода — портрет цесаревича, наследника Екатерины II Павла Петровича. Там часть портретов, стоящих на полу, "замещает" хозяина дома и его казачка. – Да, проводились, но это было очень давно. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи.
Куракиной, В. Н. Спрашиваю, откуда знает Рокотова. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло.
В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора.
Рокотова было много заказов от знатных особ. Что-то вроде живописной оды императрице. Впрочем, Александр Бенуа, хотя и называл Рокотова превосходным портретистом, но и строго замечал, что «все его кавалеры и дамы списаны с точностью и безличностью фотографического аппарата». Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане.
Струйская изображена на билетах, каталогах и афише. До нас не дошло ни одного автопортрета Рокотова. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. Все это заставляет нас усомниться в гипотезе, выглядящей на первый взгляд стройной и убедительной.
Первый отражает время становления живописца – период его работы в Петербурге. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Вторая выставка Рокотова стала возможна только в 1960 году. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее).
Этот чуть ли не единственный не-портрет в творчестве Рокотова. Первую персональную выставку Рокотова делает Грабарь в 1923 (. ) году, после того, как полотна и вещи из национализированных коллекций и разоренных усадеб были спешно свезены в Москву и Петербург и распределены по музеям. Про художника узнала еще в детстве. Еще меньше можно узнать о чувствах автора.
Хотела в Россию приехать весной и погулять по теплу. до начала 1790-х гг. Неизвестна ни точная дата рождения, ни даже имена родителей.
Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Да, глаза Александры Петровны Струйской остаются в памяти. Вообразите: только что закончилась Гражданская война, Москва еще не полностью оправилась от разрухи, а Третьяковка выставляет картины Левицкого и Рокотова. Учусь там в университете. В следующем разделе экспозиции представлен московский период.
художник написал «всю Москву». Авторство, впрочем, решили оставить, так как Рокотов, разработавший концепцию портретов и композицию, ставил на них свою подпись. Девушка азиатской внешности «зависла» у них с открытым ртом. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота» : отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Жил в Москве на Пречистенской улице. По его протекции Ф. С.
На выставку Федора Рокотова я пошел, чтобы, в первую очередь, посмотреть портрет Струйской, который вдохновил поэта Николая Заболоцкого на прекрасное стихотворение «Любите живопись поэты». Изучаем мировую живопись, Рокотова тоже проходили.
Нонам захотелось посмотреть, насколько онбыл реалистичен. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. И лицо его и синий кафтан выделяются из других. Чем – объяснить самому себе не могу. А, вот, «Портрет Екатерины II» (этюд) запоминается торжественно спокойным, благородным – неземным обликом. Онтолько рамка для образа— прелестная, сизысканными деталями, новсего лишь рамка. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи.
Но, потом, отдельные из них, запоминаются. Зал мне запомнился портретом А. П.
В день коронации Екатерины II был пожалован в генерал-адъютанты, возведен со всем родом в графские достоинства. Предполагают, что он был незаконорожденным сыном князя П. И. По крайней мере воспитывался в доме Репнина.
Это волшебство и художника и поэтаА другие портрета по – началу для меня сливались в один ряд, так, как, написаны, одинаково, все проявляются из тени, все в одной «рокотовской» манере. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он поставил на них свою подпись. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Подобное мероприятие – всего лишь третья по счету монография Рокотова.
Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. Оказывается, модели художника— действительно настоящие модницы. Во всяком случае молодой художник писал интерьер художественной галереи Шувалова. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге.
Грабаря, в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее. Именно Ф. С.
Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» – усадебных дворцов. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году. На выставке в ГТГ ее можно увидеть рядом с портретом Шувалова, уже кисти Рокотова. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа. Но на самом известном портрете Рокотова она навсегда юна и прекрасна.
В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Вот таким образом у Ф. С.
Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Вписанные в овал и прямоугольник, они представляют нам исключительно симпатичных молодых дам и солидных господ, смотрящих на зрителя, повернув голову вполоборота, загадочно улыбаясь губами (их уголки чуть приподняты) и глазами (слегка прищурены). При этом Рокотов отметил каждый из них своей подписью — «запатентовал» идею. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Рокотов, очевидно, копировал их.
Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Третьяковская галерея не просто представляет собрание портретов, сделанных главным парадным художником XVIII века (Екатерина II считала, что он создал лучший ее портрет после же переезда в Москву художник работал с огромной производительностью, создавая целые галереи уважаемых семейств), но хочет дать почувствовать посетителю стиль и интонацию эпохи. Значительную часть экспозиции составляют, разумеется, портреты. Знатные хозяева имений с гордостью вели восхищенныхгостей в семейные портретные галереи, не забывая обильно сдабривать демонстрацию портретов рассказамио благородстве своей семьи. В третьем разделе выставки представлены портреты из усадеб: Графы Воронцовы (Воронцовка в Тамбовской губернии), Орловы (подмосковная Отрада), Струйские (Рузаевка в Пензенской губернии), князья Голицыны (Кузьминки и Дубровицы).
Все его вошедшие в сокровищницу искусства портреты выполнены в одной манере. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Такой, все понимающий, кажется, холеный поэт с чувственными губами.
Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. Впомощь нам— история костюма, наука пусть инетакая точная, как арифметика, новсеже наука. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Пепельно-серая с розовым палитра.
Занятный факт:все варианты знаменитого коронационного портретаписал не сам мастер, а его ученики (за исключением погрудного этюда). В созданных им образах открываются душевные качества модели. Уже большая ретроспектива мастера прошла в Галерее в 1960-м году. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Рокотов ведь ради него и работал – для удовольствия заказчиков и зрителей.
Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Я приехала на каникулы в Москву из Пекина.
Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Причем внимание мастера кдеталям неослабевало целых полвека.